Характерные черты цивилизации Нового времени на территории стран

–PAGE_BREAK–
2.
Ступенчатый

характер

вхождения

различных

народов

мира

в

индустриальную

цивилизацию
.

ВЕвропеиСеверной

Америкечеловечествовпервыеоторвалосьотобусловленностисвоейжизниприроднымисельскохозяйственнымициклами. Былсозданспособпроизводства, способныйприжитьсянасовершенночуждойкультурнойпочве, мобильныйиориентированныйнарасширенноевоспроизводство. ПоэтомуноваяцивилизацияможетназыватьсяИндустриальной. Еепоявлениеимелоколоссальныепоследствиядляразвитиявсегочеловечества.

Соднойстороны, человечествопротивопоставилосебяприродеикосмосу, чтопослужилостимуломихрациональномуизучению, развитиюнаук, небываломурасцветуоткрытийиизобретений. Всовокупностивсеэтокачественноизмениложизньлюдей. Создавалисьусловиядляполногоихнивелированиядругдругукакавтономныхграждан, каждыйизкоторыхявляетсяпотенциальнымсобственником. Вовторойраз, вследзаантичностью, нонаинойпроизводственнойосновеивболееширокихмасштабахбылосозданогражданскоеобщество. Личнаяинициативаполучилаосвобождениеотконтролясостороныобщинныхисословныхобъединений. Изменилсяитипмышления, основнымпринципомкоторогосталрационализм. Втожевремявсеэтипеременыполяризовалилюдейнаосновеобщественногоразделениятруданадвеосновныекатегории: 1)
организаторов

общественного

производства
,
задающих

тон

в

общественной

жизни
,
и
2)
работников
,
вынужденных

довольствоваться

предлагаемыми

им

экономическими

условиями
.
Поэтому

классовая

борьба

приобрела

новые

формы
.

Сдругойстороны, новыйспособпроизводстваначалактивновоздействоватьнаобществатрадиционныхцивилизаций, подчиняяихвсвоихинтересах. Его“щупальца” влицекупцов, мореплавателей, авантюристов, колонизаторов, миссионероввконечномсчетеопуталивесьмир. ЭтоизменилообычныйходразвитияцивилизацийАмерики
,
Африки
,
Ближнего

и

Среднего

Востока
,
Индии
,
Китая
,
Японии
,
России
. Вбольшинстверегионовсложилсясимбиозместнойцивилизациисносителямибуржуазногоспособапроизводства, выступавшимивролиалчныхколонизаторов. Последнихинтересовалипреждевсегоприродныеили, какнапримервАфрике, людскиересурсы.

ЛишьРоссийская

цивилизациясеетрадиционносильнойцентральнойвластьюиотносительнойбедностьюресурсамиееосновнойтерриторииоказаласьвнеполяустойчивогоинтересаносителейновогоспособапроизводства. Поэтомудолгоевремяегоприспособлениекроссийскимусловиямпроисходилоподконтролемправительстваиспособствовалоещебольшемуукреплениютрадиционныхобщественныхотношений. Вопрекиустоявшемусяподвлияниемевразийскойконцепциимнению, чтоРоссийскаяцивилизацияаккумулировалавсебечертысвоеобразногосинтезаевропейскойиазиатскойкультур, следуетподчеркнуть, чтоонасложиласьвпериферийнойзонеСредневековойЕвропейскойиВизантийскойцивилизаций. Сильнаягосударственность, развившаясяпослемонгольскогозавоевания, имелаосновойнеобходимостьпрепятствоватьрасширениюЗападнойЕвропейскойцивилизации. Поэтойпричинеобъединителемрусскихземельвыступиланетерриторияисконнорусскойкультуры(Новгородскаяземля, Белоруссия, Поднепровье), апериферийноеМосковскоекняжество, сумевшеевоспринятьмонголо-татарскиеметодыполитическойорганизации.
Индустриальнаяцивилизациякачественноповысилауровеньэнерговооруженностиобществаиэтимподнялапланкуосуществленияпотребностейивозможностейличности. Стремлениеиспользоватьеедостижениязаставляеттрадиционныеобществаориентироватьсяназападноеобщественноеиполитическоеустройство, западнуюсистемуценностей. Приспосабливаяськпотребностяминдустриальногопроизводства, сложнаяструктуратрадиционногообществаначинаетизменятьсявсторонуупрощения, уподобляясьгражданскомуобществусегоориентациейнаиндивидуальнуючастнуюсобственностьиобеспеченностьправличности. Тольковвидетакихполноправныхгражданлюдимогутстатьединыммировымсообществом. Поэтомубуржуазныйспособпроизводства, стремящийсянивелироватьмежрегиональгыеиэтническиеразличияединойсистемойюридическихиполитическихгарантийгражданскогообщества, объективновыступаетобъединяющимначаломдлявсегочеловечества.

Иногдастремлениеиспользоватьиндустриальнуютехнологию, носохранитьсоциально-политическуюнезависимостьисамобытностьтолкаетналожныйпутьпсевдо-гражданскогообществавсоциалистическойоболочке. Тоталитаризмподобногражданскомуобществуликвидируетсоциально-юридическиеперегородкивобществе, стремитсянивелироватьиндивидоввпроцессеобщественногопроизводства, нонекакграждансгарантированнымиправами-обязанностямиисвободойволи, авкачествеподданныхбезчеткоочерченноголичногоинтереса.

Формывзаимодействияиндустриальногоспособапроизводстваитрадиционныхцивилизациймногообразны. Этопозволяетивсовременноммиресохранятьсяцивилизационномумногообразиючеловечества. Поэтомусложностьсовременногоопределенияцивилизациисостоитвтом, что“цивилизациявширокомсмыслеслова” постоянносоприкасаетсяс“цивилизациямивузкомсмысле” (локальными).

Этадвойственностьужеполучилатеоретическоеобоснованиевсовременнойлитературе. Выделяютдватипацивилизационныхтеорий: теориистадиальногоразвитияцивилизации, итеориилокальныхцивилизаций. Стадиальныетеорииизучаютцивилизациюкакединыйпроцесспрогрессивногоразвитиячеловечества, вкоторомвыделяютсяопределенныестадииилиэтапы. Фактическиихадептыстремятсяразвитьпреждегосподствовавшуювнашейнаукетеориюформаций, введявнееновыйкритерийобщественногоразвития— культуравместосоциально-экономическихотношений. Посутименяетсялишьвнешняяформа(“вывеска”) теории: наместообщественно-экономическихформацийставятсясоцио-культурныецивилизации. «Такаямодернизацияустоявшейсяконцепции, дажепроизводимаясблагиминамерениями, несетвсебетеоретическуюпутаницу. Какчастобываетвобщественномсознании, заявленноесловотребуетсебеопределения. Аегооказываетсянепростодать, посколькуэтапыразвитиячеловеческогообществанеопределяютсяоднимитолькокультуройиментальностью» МихайловаН.В. Познаниеистории— ключкпрошлому, настоящемуибудущему. Пособиедлястудентовюридическихвузов. М. «Щит-М», 2003. 217 с.;

Вывод
:
Вычленяемые

в

современной

науке

закономерности

присущи

не

цивилизациям
,
а

общественным

организмам
,
либо

политическим

системам
.
Аберрация

в

этом

направлении

происходит

потому
,
что

исследователи

модернизируют

понятие

цивилизация
,
уподобляя

процесс

общественного

развития

предшествующих

эпох

современной

эпохе
,
в

которой

доминирует

одна

цивилизация

Индустриальная
.
Теории

локальных

цивилизаций

изучают

большие

исторически

сложившиеся

общности
,
которые

занимают

определенную

территорию

и

имеют

свои

особенности

социально

экономического

и

культурного

развития
.

    продолжение
–PAGE_BREAK–