–PAGE_BREAK–
2.
Ступенчатый
характер
вхождения
различных
народов
мира
в
индустриальную
цивилизацию
.
ВЕвропеиСеверной
Америкечеловечествовпервыеоторвалосьотобусловленностисвоейжизниприроднымисельскохозяйственнымициклами. Былсозданспособпроизводства, способныйприжитьсянасовершенночуждойкультурнойпочве, мобильныйиориентированныйнарасширенноевоспроизводство. ПоэтомуноваяцивилизацияможетназыватьсяИндустриальной. Еепоявлениеимелоколоссальныепоследствиядляразвитиявсегочеловечества.
Соднойстороны, человечествопротивопоставилосебяприродеикосмосу, чтопослужилостимуломихрациональномуизучению, развитиюнаук, небываломурасцветуоткрытийиизобретений. Всовокупностивсеэтокачественноизмениложизньлюдей. Создавалисьусловиядляполногоихнивелированиядругдругукакавтономныхграждан, каждыйизкоторыхявляетсяпотенциальнымсобственником. Вовторойраз, вследзаантичностью, нонаинойпроизводственнойосновеивболееширокихмасштабахбылосозданогражданскоеобщество. Личнаяинициативаполучилаосвобождениеотконтролясостороныобщинныхисословныхобъединений. Изменилсяитипмышления, основнымпринципомкоторогосталрационализм. Втожевремявсеэтипеременыполяризовалилюдейнаосновеобщественногоразделениятруданадвеосновныекатегории: 1)
организаторов
общественного
производства
,
задающих
тон
в
общественной
жизни
,
и
2)
работников
,
вынужденных
довольствоваться
предлагаемыми
им
экономическими
условиями
.
Поэтому
классовая
борьба
приобрела
новые
формы
.
Сдругойстороны, новыйспособпроизводстваначалактивновоздействоватьнаобществатрадиционныхцивилизаций, подчиняяихвсвоихинтересах. Его“щупальца” влицекупцов, мореплавателей, авантюристов, колонизаторов, миссионероввконечномсчетеопуталивесьмир. ЭтоизменилообычныйходразвитияцивилизацийАмерики
,
Африки
,
Ближнего
и
Среднего
Востока
,
Индии
,
Китая
,
Японии
,
России
. Вбольшинстверегионовсложилсясимбиозместнойцивилизациисносителямибуржуазногоспособапроизводства, выступавшимивролиалчныхколонизаторов. Последнихинтересовалипреждевсегоприродныеили, какнапримервАфрике, людскиересурсы.
ЛишьРоссийская
цивилизациясеетрадиционносильнойцентральнойвластьюиотносительнойбедностьюресурсамиееосновнойтерриторииоказаласьвнеполяустойчивогоинтересаносителейновогоспособапроизводства. Поэтомудолгоевремяегоприспособлениекроссийскимусловиямпроисходилоподконтролемправительстваиспособствовалоещебольшемуукреплениютрадиционныхобщественныхотношений. Вопрекиустоявшемусяподвлияниемевразийскойконцепциимнению, чтоРоссийскаяцивилизацияаккумулировалавсебечертысвоеобразногосинтезаевропейскойиазиатскойкультур, следуетподчеркнуть, чтоонасложиласьвпериферийнойзонеСредневековойЕвропейскойиВизантийскойцивилизаций. Сильнаягосударственность, развившаясяпослемонгольскогозавоевания, имелаосновойнеобходимостьпрепятствоватьрасширениюЗападнойЕвропейскойцивилизации. Поэтойпричинеобъединителемрусскихземельвыступиланетерриторияисконнорусскойкультуры(Новгородскаяземля, Белоруссия, Поднепровье), апериферийноеМосковскоекняжество, сумевшеевоспринятьмонголо-татарскиеметодыполитическойорганизации.
Индустриальнаяцивилизациякачественноповысилауровеньэнерговооруженностиобществаиэтимподнялапланкуосуществленияпотребностейивозможностейличности. Стремлениеиспользоватьеедостижениязаставляеттрадиционныеобществаориентироватьсяназападноеобщественноеиполитическоеустройство, западнуюсистемуценностей. Приспосабливаяськпотребностяминдустриальногопроизводства, сложнаяструктуратрадиционногообществаначинаетизменятьсявсторонуупрощения, уподобляясьгражданскомуобществусегоориентациейнаиндивидуальнуючастнуюсобственностьиобеспеченностьправличности. Тольковвидетакихполноправныхгражданлюдимогутстатьединыммировымсообществом. Поэтомубуржуазныйспособпроизводства, стремящийсянивелироватьмежрегиональгыеиэтническиеразличияединойсистемойюридическихиполитическихгарантийгражданскогообщества, объективновыступаетобъединяющимначаломдлявсегочеловечества.
Иногдастремлениеиспользоватьиндустриальнуютехнологию, носохранитьсоциально-политическуюнезависимостьисамобытностьтолкаетналожныйпутьпсевдо-гражданскогообществавсоциалистическойоболочке. Тоталитаризмподобногражданскомуобществуликвидируетсоциально-юридическиеперегородкивобществе, стремитсянивелироватьиндивидоввпроцессеобщественногопроизводства, нонекакграждансгарантированнымиправами-обязанностямиисвободойволи, авкачествеподданныхбезчеткоочерченноголичногоинтереса.
Формывзаимодействияиндустриальногоспособапроизводстваитрадиционныхцивилизациймногообразны. Этопозволяетивсовременноммиресохранятьсяцивилизационномумногообразиючеловечества. Поэтомусложностьсовременногоопределенияцивилизациисостоитвтом, что“цивилизациявширокомсмыслеслова” постоянносоприкасаетсяс“цивилизациямивузкомсмысле” (локальными).
Этадвойственностьужеполучилатеоретическоеобоснованиевсовременнойлитературе. Выделяютдватипацивилизационныхтеорий: теориистадиальногоразвитияцивилизации, итеориилокальныхцивилизаций. Стадиальныетеорииизучаютцивилизациюкакединыйпроцесспрогрессивногоразвитиячеловечества, вкоторомвыделяютсяопределенныестадииилиэтапы. Фактическиихадептыстремятсяразвитьпреждегосподствовавшуювнашейнаукетеориюформаций, введявнееновыйкритерийобщественногоразвития— культуравместосоциально-экономическихотношений. Посутименяетсялишьвнешняяформа(“вывеска”) теории: наместообщественно-экономическихформацийставятсясоцио-культурныецивилизации. «Такаямодернизацияустоявшейсяконцепции, дажепроизводимаясблагиминамерениями, несетвсебетеоретическуюпутаницу. Какчастобываетвобщественномсознании, заявленноесловотребуетсебеопределения. Аегооказываетсянепростодать, посколькуэтапыразвитиячеловеческогообществанеопределяютсяоднимитолькокультуройиментальностью» МихайловаН.В. Познаниеистории— ключкпрошлому, настоящемуибудущему. Пособиедлястудентовюридическихвузов. М. «Щит-М», 2003. 217 с.;
Вывод
:
Вычленяемые
в
современной
науке
закономерности
присущи
не
цивилизациям
,
а
общественным
организмам
,
либо
политическим
системам
.
Аберрация
в
этом
направлении
происходит
потому
,
что
исследователи
модернизируют
понятие
цивилизация
,
уподобляя
процесс
общественного
развития
предшествующих
эпох
современной
эпохе
,
в
которой
доминирует
одна
цивилизация
—
Индустриальная
.
Теории
локальных
цивилизаций
изучают
большие
исторически
сложившиеся
общности
,
которые
занимают
определенную
территорию
и
имеют
свои
особенности
социально
–
экономического
и
культурного
развития
.
продолжение
–PAGE_BREAK–