Вобласти зафиксированы два случая подросткового суицида. Один закончилсятрагически. Юношам по пятнадцать лет, оба имели странные увлечения. Первый –тот, кто осуществил самоубийство, – постоянно бродил по кладбищам,фотографировал могилы и кресты (характерно для готов – неформальной молодежнойтусовки). Второй причислял себя к эмо. Когда парня привели в чувство, на вопрос«Зачем ты это сделал?» он ответил со свойственной этим ребятам трагичностью: «Яникому не нужен». На фоне этих мрачных неформальных подростковых формирований вгороде и области развивается и еще одно, вполне себе жизнелюбивое, – хипстеры.Кто же они?
ВМоскве хипстеры впервые появились лет семь-восемь назад. В нашем городепозднее, года с 2008-го. Их внешние признаки – большие очки в пластиковойоправе, часто без диоптрий и даже без линз, только оправа. Это намек на некую«продвинутость», иногда явно преувеличенную. Хипстеры предпочитают кеды, узкиеджинсы, майки с принтами или надписью «Лондон». Это, кстати, самый шик! Ибостолица Великобритании – культовый город для хипстеров. Они стремятся тудапопасть, как мусульмане в Мекку. А если в Лондоне побывали, долго потомностальгируют и рассказывают об этом, истязая воспоминаниями собеседников.
Быть в теме
Хипстерыне стремятся проявлять себя ярко, как те же готы или эмо. У них нет, к счастью,убийственных настроений и восприятия жизни в черных тонах. Но они придаютслишком большое значение вещам, аксессуарам, трендам. Все остальное их волнуетгораздо меньше – они скользят по жизни, смеясь (как у Макаревича). Кучкуются вкофейнях, обсуждают одежду, журналы, поездки. Всегда с улыбкой, все напозитиве. Но особыми познаниями хипстеры не блещут. Зачем? Их постулат – ничемособо не грузиться.
«Хипстеры(инди-киды)» – появившийся в США в 1940-х годах термин, образованный отжаргонного to be hip (быть в теме). Первоначально к ним относили представителейособой субкультуры, сформировавшейся в среде поклонников джазовой музыки. Внаше время это обычно обеспеченная городская молодежь, интересующаясязарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком,артхаусным кино, современной литературой. Это современные снобы, формирующиесвои предпочтения на основе того, какие вещи или произведения искусствапохвалили представители элиты (журналисты, модельеры, звезды).
Хипстерыходят, например, только на те кинофильмы, которые признал хорошими какой-нибудьавторитетный журнал. Они искренне считают себя интеллектуалами и яркимииндивидуальностями. Но, если присмотреться внимательнее, просто копируют другдруга. Они неглубоки по сути своей, однако нет в них и той философии надрыва,трагизма, как у готов и эмо. Возможно, это и хорошо, если речь идет опоследствиях, к которым приводят увлечения последних.
Явь и мечты
Помимоуже упоминавшихся атрибутов, у хипстера должен быть фотоаппарат. С примочками ввиде нескольких объективов, цветной вспышки. Они любят фотографировать. Еще ониобожают переписку в «Живом журнале», на Facebook, Flickr, Twitter и так далее.Пишут везде примерно одно и то же, сообщений оставляют массу – до ста штук вдень. О чем пишут? О себе любимых. И размещают свои фотки. Непременно в кедах,с шарфиками на шее и прочими прибамбасами.
Хипстерыстремятся к творческим профессиям. Хотят стать писателями, журналистами,фотографами, дизайнерами, диджеями, искусствоведами. А если это не удается,работают в сфере обслуживания – продавцами в магазинах модных шмоток или впафосных книжных лавках. Если официантами, то в уютненькой кофейне или элитномклубе.
Хипстерыслушают инди-рок, читают книжки модных писателей, ходят в кино на «неформатные»фильмы. Но делают так не потому, что действительно интересуются всем этим, апотому, что патологически хотят быть похожими на тех, кто действительноинтересуется. Отзывы о прочитанном и увиденном звучат примерно такие: «Что?«Меланхолия»? Смотрел, конечно. Классно!» Дальше суждения не развиваются.Мыслительный процесс у хипстеров не слишком развит, ведь все ответы и мненияподскажут Интернет и модные журналы.
Свой стиль
Вотпарочка хипстеров: Алене 20 лет, она работает продавцом в книжном магазине иучится заочно на филологическом факультете одного из вузов. Причисляет себя кразряду хипстеров, хотя утверждает: «Не могу сказать, что в этом движении естьчто-то серьезное. Оно не идеологическое. Просто часть молодых людей стремитсяделать все не так, как остальные. Меня привлекло к этим молодым людям то, чтоони производили впечатление ничего не касающихся и ничем не интересующихсяребят: все в себе, в своем стиле, в своей тусовке. А, допустим, политика,другие люди и субкультуры их не интересуют»…
Интересуюсьу Алены: «Что стало причиной появления хипстеров в России?» «У молодежипоявились деньги, – считает девушка. – А на что их тратить в 17 лет? Моднаяодежда, диски, тусовки… Не скрою, на вечеринки приезжаем во многом для того,чтобы показать себя, продемонстрировать новый костюм, прическу. Кстати, онадолжна быть небрежной. Но главное, чтобы это было стильно, продуманно,эксклюзивно».
«Ине смущают негативные отзывы о хипстерах (их часто называют пустышками)?» –продолжаю задавать вопросы. «А мне всегда было плевать на мнение общества, –говорит Алена. – И чем больше я слышала и читала негативных отзывов, темсильнее мне хотелось оставаться такой, какая я есть. Если человек неформал, тоон будет им до конца (внутренне). Хотя внешне со временем «перерастет»,конечно.
Да,я люблю кеды, «оксфорды», майки с принтами и без, очки (ибо зрение плохое, алинзы глаза не переносят), платки, шарфы, платья, толстовки, джинсы, читатьлюблю (ведь я филолог) и искусством интересуюсь. Музыка в плеере – абсолютноразная. Еще я люблю тату… И пусть меня осуждают. Я буду такой, и точка!»
Сергею21 год, он увлекается фотографией. Причем, преуспел в этом настолько, что впрошлом году поступил учиться в один из московских колледжей. Теперь фотографиястанет его профессией. Глядишь, со временем сделается элитным фотографом модныхжурналов. Это мечта всякого хипстера. В родной город Сергей теперь приезжаетлишь на каникулы. Про столицу говорит, что чувствует себя там, как рыба в воде,ведь хипстеров в Москве куда больше. И никто в них пальцем не тычет. Скорее,наоборот, они встречают понимание.
Намой вопрос, почему решил приобщиться к этой тусовке, Сергей отвечает: «Все самособой получилось. Хипстер-нехипстер – особого значения я этому не придаю.Хипстеры еще, между прочим, не худший вариант. Они никому ничего вредного не делают.Молодым людям хочется жить не просто в достатке, но еще и красиво, со вкусом, втворческой атмосфере. Что в этом плохого?»
Интересныйфеномен – хипстеры. Сродни переменчивой моде. Что оставят они после себя (всмысле культурного наследия), ведь оно есть, как ни крути, у тех же панков,готов, эмо, рэперов и рокеров, насколько долго просуществуют? Время покажет.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта diplom.59.ru/