"Хитрые" члены предложения (об уточнении, присоединении и пояснении)

Хитрые” члены предложения (об уточнении,присоединении и пояснении)
Николенкова Н. В.
Одноиз самых сложных, на наш взгляд, правил в русском языке – знаки препинания приуточняющих, присоединительных и пояснительных членах предложения — нескольконезаслуженно обходится в учебных пособиях. В самом деле, полезнее объяснитьправило на правописание «не» с частями речи или сложного предложенияс несколькими придаточными. Правило же об употреблении знаков препинания приуточняющих членах предложения вытеснено как бы на периферию русского языка.Остается только гадать, почему ежегодно на вопрос, адресованный абитуриенту:«Почему здесь стоит запятая?», экзаменаторы слышат: «Этоуточнение». Причем данный ответ абитуриенты «подгоняют» и подобособленные определения, и под обстоятельства, и, чаще всего, под приложения.Что касается самостоятельных письменных работ школьников, то там особым успехомпользуется выделение «уточняющего» члена любого уровня – отоднородного подлежащего и дополнения до обстоятельств и «слов, похожих навводные». При разборе таких работ постоянно слышишь объяснения: «Этоуточняющий член». Корень ошибок заключается в нетвердом понимании сутиуточнения, да еще в построении наших пособий, изобилующих примерами изхудожественной литературы, но не обучающих реальному русскому языку.
Итак,в первую очередь надо определить, что такое уточнение, чем отличается уточнениеот присоединения и пояснения, какие члены предложения могут оказаться в функцииуточняющих, присоединительных и пояснительных.
«Уточнение– это переход от более широкого понятия к более узкому», — определяет«Справочник по пунктуации» под редакцией Д. Э. Розенталя (РозентальД. Э. Справочник по пунктуации. – М. АСТ, 1997, с. 79). (В другом пособииизвестного автора (Розенталь Д.Э. Русский язык. – Ульяновск, Москва, 1997,с.239) уточняющие члены – это слова, «уточняющие смысл слов»). Но,кроме этого определения, в тексте указанного выше пособия мы встречаем иоднородные члены, которые «носят характер уточнения», и«уточняющие замечания» в группе однородных членов, и добавочное«уточняющее значение» обособленных определений; приложения, которыепоясняют или уточняют нарицательные существительные; обороты со значениемуточнения или присоединения. Само понятие «уточнения»,«уточняющего члена» размывается. Изучающий пособие школьник либовыбрасывает из памяти кучу «ненужных примечаний», либо распространяетпонятие «уточнения» на любое употребление двойной запятой (ведь вкаждом случае обособленных членов он читает про добавочные уточняющие оттенкисмысла). Кажется, зачем учить несколько страниц про обособление определений,если есть волшебное слово «уточнение»?
Другаяпроблема – примеры, которые приводят авторы пособий. Часто увидеть разницу в«уточняющем» и просто обособленном члене практически невозможноСравните: В небе, густо-синем, таяла серебряная луна. И минут через пять лилсильный дождь, обложной. Это примеры из разных разделов правила на обособлениеодиночного определения. Обособление в первом случае объясняется так:«несет на себе значительную смысловую нагрузку и может быть приравнено кпридаточной части сложноподчиненного предложения»(Розенталь Д.Э.Справочник по пунктуации. – М. АСТ, 1997, с.49), а во втором случае – какимеющего уточняющий смысл. Еще пример: Затем Дашу удивила«доморощенность» всего этого, так нашумевшего, дерзновения. Дашаждала всего, но только не этой покорно склоненной головы. Во втором примереуточняющего смысла нет, в первом, с точки зрения автора, он был. Как жеразличить? Не знаю, как у вас, но, по-моему, у большинства старшеклассниковдолжно сформулироваться такое правило: «Любой член предложения, который якак пишущий хочу выделить, может быть обособлен, а объяснить это можно либо какособенную смысловую нагрузку, либо как его уточнение». Другой вариантправила, может быть, более опасный для школьника: «В каждом правиле нанеобособление есть специальное исключение – уточняющий смысл требуетобособления, поэтому я на всякий случай буду обособлять – вдруг пропущу этотуточняющий смысл».
Втораяпридуманная нами формулировка начинает срабатывать при выполнении заданий изпособий. Например, даны несколько предложений, в которых необходимо расставитьзнаки или указать те, где знаков нет.Сравните: «Года через два, в началесентября, мне пришлось снова побывать в этих местах. Однажды весной я слышал варомате почек благоухающую беседу березы с черемухой. На другой день ранопоутру я отправился к Косову. К утру, еще затемно, они должны быть наместе» (Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. 2 часть. – М.Айрис, 1998, упр. 89-91). Школьники должны решить, где бы знаки поставить, агде нет. Правда, в упомянутом выше справочнике Розенталя указано, что решать,утоняющий член или нет, — воля автора. Но поставьте себя на место техпроверяющих свои знания, которые не угадали волю автора в предложенных имфразах из произведений классиков. А угадают ли они впоследствии волюэкзаменатора? Вот и начинают школьники обособлять что ни попадя и объяснять этоуточняющим характером второстепенного члена или оборота.
Какрезультат мы имеем следующие крайне распространенные ошибки в сочинениях иизложениях:
*Эти,сделанные Белинским, наблюдения актуальны и в наши дни.
*Всвоем кабинете, в Петербурге, Онегин держит разные, ненужные ему, предметы.
*Вкабинете Манилова лежала пыльная, заложенная на 14 странице, книга.
*Одинраз, на охоте, ему удалось подстрелить матерого волка.
Впрактике преподавания русского языка на подготовительных курсах иподготовительном отделении МГУ автор приводила слушателям подобные примеры какверные и предлагала объяснить смысл обособления. Абитуриенты легко находилиобъяснения, абсурдность которых не требует комментария: так как сделаныБелинским; именно в том, который в Петербурге; именно те, которые ему не нужны;пыльная, потому что заложена, то есть не читается; что произошло на охоте(трудно себе представить, что убить волка можно во время бала!). Но к поискуподобных объяснений приводит ребят необходимость объяснять волю авторов, а несамим расставлять запятые.
Думается,что настало время точнее определить правило обособления уточняющих членов, неприбегая при этом к реформированию правил правописания.
1.Уточняющим будет считаться такой член предложения, который, находясь послесвоего синтаксического аналога, будет сужать передаваемое понятие илиограничивать его в каком-то отношении. Иными словами, уточняющее обстоятельствовремени должно идти после обстоятельства времени, определение – послеопределения, но смысл второго должен быть уже и конкретнее первого. В ролиуточняющих членов выступают обстоятельства места, времени, образа действия,определения и приложения.
2.Обстоятельства времени могут быть выражены местоименными словами: тогда, потом,теперь. В этом случае идущее далее обстоятельство времени обособляется, так какконкретизирует время действия – Тогда, в детстве, даже мороженое казалосьслаще. На другой день, 15 марта, была назначена итоговая контрольная работа.
Второеобстоятельство времени может ограничивать время первого, давать ему болееточные и узкие границы. Сравните: Прием посетителей по вторникам и пятницам с11 до 18. – в данном случае оба временных обстоятельства указывают на широкоевремя совершения действия.В пятницу, с 11 до 11.30, будет происходить раздачаталонов на бесплатные обеды. – время ограничено очень узко, что отмечено иинтонацией предложения, и пунктуационно. Сразу отметим, что и в первомпредложении мы имеем возможность указать на сужение границ времени – приемпроисходит только по пятницам, с 11 до 18. Предложения, в которых второеобстоятельство обособлено, требуют более внимательного отношения к точномувремени, а не только к общему времени предложения. Каждое утро с 7 до 10 япосещаю тренажерный зал. – в данной фразе нет уточнения по отношению к точномувремени, оно обычно, именно такое время для большинства людей ассоциируется спонятием «утро». Ранним утром, в начале шестого, Маша бегает вокругсвоего дома. Понятие «раннее утро» достаточно расплывчато – длякого-то это шесть часов, для кого-то восемь, поэтому его надо уточнить. В самыйчас пик, в три часа дня, я намертво застряла на Тверской. – к сожалению,реальность нашей жизни такова, что, произнося «час пик», мы уточняемего время. В больших городах он иногда растягивается на сутки.
Обстоятельствовремени может точнее описывать время совершения действия, давая ему болееподробную и даже образную характеристику: Я впервые приехала в Париж весной, всолнечный и теплый день. Зимой, в холодный и промозглый вечер, мне пришлоськак-то час добираться до дома пешком.
Обособлениеобстоятельств времени в других случаях зависит от воли автора и от смысла,который мы хотим дать всему предложению: Осенью, в грозу, ходить по этому мостуопасно. Истолковать фразу можно приблизительно так: во время гроз ходить помосту опасно, а самые сильные и продолжительные грозы бывают именно осенью.Записывая чужой текст, можно услышать интонационное выделение уточняющегочлена. Автор не рекомендует школьникам создавать предложения, где уточняющий смыслтребует столь долгого толкования, и по мере возможности перефразировать его(«во время осенних гроз…»).
3.Обстоятельства места также могут быть выражены очень неопределенно: там,оттуда, везде. Стоящие после них обстоятельства места будут уточняющими – Там,в Москве, Татьяна нашла свою судьбу. Сверху, со смотровой площадки, городкажется нарисованным.
Частоуточняющим обстоятельством места будет точное название местности по отношению кболее широкому району – Я жил тогда в Испании, в Барселоне. Они каждое летуотдыхают в Европе, в Австрии. Он получил квартиру на юге Москвы, в Тропарево.
Большинствообстоятельств места обособляются либо нет в зависимости от субъективных,экстралингвистических факторов: Во дворе, между песочницей и качелями,расположилась клумба. – По наличию уточняющего члена мы точно знаем картинудвора. Впереди на дороге располагался блокпост. – говорящий тоже находится надороге.
4.Обстоятельства образа действия уточняются, так как несут дополнительнуюинформацию об образе совершения действия, причем эта информация имеет болееконкретный характер – Она одевалась уныло, по-старушечьи. Только так, в тишине,она могла работать.
5.Определения обособляются, если имеют смысл более конкретный, чем уточняемоеопределение (согласованное), которое выражает признак в его общем виде.Уточняющие определения называют чаще всего цвет, размер, возраст –Она была всветлой, бледно-голубой, юбке. В комнату вошла молодая, лет восемнадцати,девушка.
Почтиво всех пособиях приводятся примеры на уточняющие определения при местоименияхтот, этот, такой. Между тем в тексте правил на обособления определенийотмечено, что определительный оборот после этих слов тесно примыкает к ним посмыслу и не должен быть обособлен (см., например, Розенталь Д.Э. Справочник попунктуации. С. 47). И хотя авторы пособий всегда указывают на возможностьобособления при уточняющем характере определения, нам кажется, что при обучениипрактической грамоте можно было бы отказаться от разбора таких примеров.Путаясь в обнаружении уточняющего или неуточняющего смысла, школьник делаетбольше ошибок, чем могло бы появиться, выучи он только одно правило. Примеры наобособление определений при указательных местоимениях встречаютсяпреимущественно в художественной литературе, целиком зависят от воли автора, иприменение подобных случаев при написании сочинений и изложений самимишкольниками маловероятно. В диктантах же, по уже сложившейся практике,обособление уточняющего определения при названных местоимениях может бытьрассмотрено как факультативный знак, необособление, на наш взгляд,предпочтительнее.
6.Формальными средствами выделить уточняющий член предложения оказываются словавернее, точнее, скорее, иначе (когда к ним можно добавить «говоря»),более того. Эти слова обособляются сами, стоящий после них уточняющий член невыделяется запятыми. Таким образом эти слова оказываются вводными, что,собственно, и отражено пособиями. На наш взгляд, дублирование их в правиле науточняющие члены приводит к появлению ошибок, когда школьник начинает обособлятьуказанные выше слова вместе со стоящими после них членами предложения:
Егочестность, точнее, его правдивость не давала ему возможность хитрить. Я сразуже понял, вернее, почувствовал свою причастность к происходящему.
Словоскорее не обособляется в значениях «лучше сказать»,«лучше», «охотнее» — Его не обрадовал, а скорее удивил еёкомментарий. Она скорее согласилась бы уволиться, но не выполнить абсурдноетребование начальницы.
Приведемв качестве примера текст, на котором можно рассмотреть разные случаиобособления уточняющих членов:
Обычноучреждения работают в предпраздничные дни с 10.00 до 15.00. Никто, точнее,большинство из людей предпочел бы в такие дни не работать вовсе, ведь надонавести порядок в доме, приготовить праздничный обед, более того, привести себяв порядок. В главном офисе компании «Весь мир» 31 декабря дежуриламолоденькая незамужняя секретарша, (запятая факультативна, учитывая конецпредложения, можно воспользоваться тире или обойтись без знака препинания)Лидочка Сергеева. Она должна была отправить подтверждения на приезд групп нашихтуристов в теплые страны, Испанию и Грецию, для встречи праздника под горячимилучами солнышка. Там, на курорте, встреча Нового года должна была стать длякого-то особенным, незабываемым (может быть как однородным членом предложения,так и уточняющим) праздником. Лидочка побывала в Испании весной, в мае, исейчас, в разгар холодной зимы, с удовольствием вспоминала эту поездку. Сегоднядевушка отправляла факсы без привычной зависти, с жалостью. Уже неделю, с 23декабря, новостные программы сообщали о невиданном похолодании в Европе,особенно в Афинах и в Барселоне. Отсюда, из замерзшей Москвы, их минус одинкажется смешным, но им, беднягам, (обособленно приложение при личномместоимении) наверное, грустно.
Хлопнуладверь и в комнату вошла подруга Лиды, Катя Петрова, девушка лет двадцати пяти.По случаю праздника она была в нарядном, светло-голубом, платье. Обычно онаодевалась по-деловому, блекло и серо. С порога Катя начала шумно, громко ивизгливо, рассказывать что-то смешное про коллег по работе. Лида нахмурилась:она могла работать только в тишине, спокойно и не отвлекаясь, и не любилаучаствовать в этих глупых и бессмысленных (в данном случае возможно обособлениеопределений после «этих» в качестве авторского знака, правила этопозволяют) разговорах. Поэтому Лидочка прервала свою подругу и перевеларазговор на проблемы Европы, вернее, её южных стран.
Черезполчаса, примерно в полдень, Лида с помощью Катюши закончила отправлять факсы иприсоединилась к шумной, молодой и веселой, толпе своих сослуживцев. Работа насегодня подошла к концу и сотрудники туристической фирмы приступили ксовместному празднованию радостного, веселого и всеми любимого праздника.
Приведенныйтекст показывает некоторые типичные случаи употребления в речи уточняющихчленов предложения. Но не менее важной будет работа по анализу собственныхошибок пишущих. Склонность одних к излишнему выделению обстоятельств времени,других – образа действия, неразличение группы однородных членов и уточняющего иуточняемого члена должно быть предметом внимания преподавателей, учителей школи преподавателей разных подготовительных курсов. Работа над такими ошибкамидолжна строиться по пути создания индивидуальных заданий, а не текстов изхудожественной литературы, в которых школьник ставится перед необходимостью непросто применить правило пунктуации, но и «угадать» индивидуальнуюволю автора.
Теперьперейдем к рассмотрению правил на выделение пояснительных членов предложения.Пояснение – это обозначение одного и того же понятия разными словами.Пояснительным может быть практически любой член предложения и даже целоепредложение. Для введения пояснительного члена используются сочинительныепояснительные союзы а именно, именно, то есть, или (=то есть). Если эти союзыне употреблены в предложении, они могут быть вставлены. Пояснительный членвыделяется запятой, но может быть выделен тире, особенно если стоит в концепредложения.
Основноеправило: пояснительный член предложения выделяется запятыми с двух сторонвместе с пояснительным союзом. Сам пояснительный член от союза не отделяется. –На следующей неделе, то есть с седьмого по тринадцатое марта, я буду занятподготовкой к конференции. Его новая квартира, а именно двухуровневые 150-метровые апартаменты, были предметом зависти всех знакомых. Между пояснительнымсоюзом и собственно пояснительным членом могут оказаться вводные слова ивводные конструкции – Его кузина, или, если быть точным, троюродная сестра,является президентом крупной фирмы по торговле недвижимостью.
Пояснительныйсмысл часто имеет приложение. Во-первых, это может быть собственное имя принарицательным существительном, если перед именем без изменения смысла можновставить а именно, то есть, а зовут его –Его младшая дочь, Лариса, отличаласьот сверстников своим тихим и спокойным характером. В этом случае пунктуациячасто зависит от передаваемого смысла. К примеру, в приведенном примередопустимо предположение, что слушающий/ читающий впервые получает информацию очьей-то дочери или нетвердо помнит её имя. Или –Она уехала в гости к сестреЛарисе. – можно предположить, что у нее несколько сестер и говорящему важноуказать на выбор одной. В случае, если сестра одна, мы уточним её имя ипоставим запятую. Во-вторых, уточняющими приложения становятся в случаях, когдаболее точно называют участников речи или предметы речи, а определяемое словоносит более общий характер – Оба, отец и сын, увлекались рыбалкой.
Впредложении может быть пояснительный член, введенный без пояснительного союза(его можно вставить без изменения смысла). Пунктуация в этом случае остается таже. –Для этой комнаты другие, светлые и в мелкую полосочку, обои подошли быбольше этих, красных и в цветочки.
Еслипояснительный член вводится без использования союза, при этом стоит в концепредложения, может быть использовано тире –Ему хотелось одного – поесть. У негобыла единственная мечта – увидеть еще хоть раз свой родной город. На выполнениезаказа он потратил больше времени, чем ему выделили заказчики, — три месяца.
Еслипояснительным оказывается целое предложения, а перед ним стоит союз «аименно», то после союза может быть употреблено двоеточие –При выполнениидомашнего задания следует учитывать одно обстоятельство, а именно: оформитьработу следует строго в соответствии с экзаменационными требованиями.
Возможныетрудности с пунктуацией при пояснительных членах связаны со следующим:
Прииспользовании союза «или» следует различать случаи его употреблениякак пояснительного союза (в значении «то есть») и как разделительного(=«либо»). – Присоединение префикса, или приставки, не влияет наизменение частиречной принадлежности слова. – здесь «или» употребленов значении «то есть», вводит пояснительный член и обособляется вместес ним. Присоединение суффикса или суффикса вместе с приставкой часто изменяетпринадлежность слова к части речи. – здесь «или» употреблен вразделительном значении. Сравни также: Карманное издание книги, или pocketbook, пользуется повышенным спросом из-за относительно низкой цены. Издателиеще не решили, издать им карманный или обычный формат книги.
Пояснительныеопределения отделяются от определяемого слова, но после них запятая не ставится(то есть они не обособляются) –В поэме «Мертвые души» показанынегативные, страшные и уродливые стороны российской действительности.Воспоминания о прежней, разбитой машине больше не тревожили его.
Задание.Расставьте знаки препинания, используя изложенные выше правила.
Мыто есть дети 70-х годов привыкли считать джинсовую одежду роскошью.
Четвертаяпоследняя часть романа «Война и мир» оказывается непрочитанной почтивсеми школьниками.
Нектариныили гибрид персика и абрикоса – это искусственно выведенный фрукт.
Настоле всегда лежали нектарины или персики, потому что это были любимые фруктыКати.
Егодом считался элитным а именно на первом этаже располагался бассейн итренажерный зал, во дворе располагалась охраняемая стоянка только для жителей игостей, в каждой квартире был зимний сад.
Унего с детства а именно с 11 лет была единственная мечта стать великимхоккеистом, а потом олимпийским чемпионом.
Егодачный участок десять соток, крохотный домик и построенная им самостоятельнобанька были местом ежегодного сбора всех друзей.
Фигурноекатание на лыжах или фристайл один из самых сложных, но вместе с тем и оченькрасивых видов спорта.
Вэтом году объявлен набор в группы желающих изучать корейский или тайский язык,а также персидский или фарси.
Толи он решил, что она не придет решила больше не встречаться с ним, то ли простообиделся, но Иван ушел с места встречи, не дождавшись девушки.
Присоединительнымичленами предложения считаются те члены, которые содержат дополнительныеразъяснения или замечания. Они вводятся в середину или в конец предложения ивыделяются запятыми, хотя может быть использовано тире. Обычно присоединительныйчлен вводится словами даже, особенно, в особенности, например, в частности,притом, причем, и (=и притом), да и, да и вообще, да и только, в том числе…
Основноеправило: присоединительный член и присоединительное предложение выделяютсязапятыми вместе с вводящим этот присоединительный оборот словом. – Все,особенно студентки первого курса, ходили на его лекции, чтобы посмотреть напервого красавца факультета. Он всегда читал, даже испортил зрение, носовершенно не мог рассказать, о чем он прочитал. Одноклассники посмеивались надним, и поделом. Квартира у него была маленькая, и притом очень обшарпанная и внепрестижном районе, так что он стеснялся приглашать туда знакомых.
Длятого, чтобы обособить присоединительный член (выделить его с двух сторон),часто приходится рассматривать всю структуру предложения. Мы обособляемприсоединительный член, если его изъятие не нарушает общей структурыпредложения, и не обособляем, если при изъятии присоединительного членанарушается структура всего предложения – В этом романе, да и в предыдущем,писателю удалось создать удивительно точный образ нашего современника. – в этомпримере изъятие присоединительного члена не нарушит структуры предложения.Вэтом, да и в двух предыдущих романах главной героиней стала майор милицииПетрова. – при изъятии присоединительного члена структура нарушается – «вэтом…романах».
Вроли присоединительного члена может выступить целое предложение: Я не любилходить в школу, да и никто из моих друзей не горит желанием учиться.
Кстати,к союзу «да и» следует относиться очень внимательно. Он можетвыступать не только в присоединительном значении, но и как соединительный (=«и») – Он пошел в лес да и заблудился. – в этом случае перед союзомзапятая не ставится. «Да и» может находиться в составе конструкции«взял да и сделал», которая представляет собой единое сказуемое,поэтому внутри конструкции запятая не стоит – Поспорив с друзьями, Вася взял даи съел поганку. Устойчивым сочетанием, внутри которого не ставится запятая,оказывается конструкция «нет-нет да и» -Павел нет-нет да и вспоминало своей спокойной жизни дома.
Задание.Расставьте пропущенные знаки, используя изложенное правило:
Всемои одноклассники особенно Катя болеют за меня.
Яне хотел ее видеть да и незачем нам больше встречаться.
Утебя большой опыт работы с детьми причем именно с малышами поэтому мырекомендовали тебя.
Вмоей да и в двух соседних квартирах после капитального ремонта нашего домаобвалилась с потолка штукатурка.
Наиболееопытные из спортсменов в том числе и ветераны вызвались помочь в организациидетского спортивного лагеря.
Яупал и так больно что заплакал.
Занеделю моего отсутствия пол подоконники да и вообще все свободные поверхности вкомнате покрылись пылью.
Вмоем дворе да и в соседнем хулиганы сломали все скамеечки.
Нашиспортсмены главным образом лыжники будут нашей надеждой на предстоящейОлимпиаде.
Яот скуки взял да и пошел на конкурс но неожиданно выиграл.
Задание2.
Впредлагаемом тексте встречаются обособленные члены предложения, вводные слова,уточняющие, присоединительные и пояснительные члены. Расставьте пропущенныезнаки и объясните их.
Набольшой расчищенной от деревьев поляне построили заяц и лиса в начале зимыдолгой и холодной особенно для лесных зверушек два домика. Все конечноудивились такому странному соседству но заяц и лиса встречаясь друг с другомежедневно в результате даже подружились точнее научились не ссориться.Безусловно лиса была бы не против поужинать зайчиком поселившимся неподалеку нодо поры до времени пыталась сдержать хищный инстинкт. По утрам с семи до девятисоседи занимались расчисткой территории вокруг домиков убирая наваливший заночь снег после чего заяц перекусывал хрустящей запасенной еще с осениморковкой а лисичка вероятно нанюхавшись приятного запаха молодой зайчатинки бежалаворовать кроликов в деревне расположенной в миле или в полутора километрах отлесной опушки. Там в деревне лисичке иногда удавалось несмотря на всепредпринятые хозяйками предосторожности прихватить на обед курочку. Лисичкауспокаивалась лишь проглотив свою добычу и насытившись шла к соседу поболтать.Удовлетворенная едой она и не замечала что перед ней возможно ее завтрашнийобед. Так за разговорами вечер пролетал незаметно и лисичке и зайцу двумзаклятым лесным врагам удалось окончательно сдружиться.
Теперьзакончив экспозицию следует перейти к характеристике главных героев истории тоесть зайца и лисы. Заяц был зверем серьезным и положительным. Свою избу онпостроил из досок главным образом сосновых полученных от бобров за помощьоказанную на лесозаготовках. Крепкая и прочная избушка должна была простоять неодин год а кроме того начиная с весны заяц собирался приступить к еерасширению. Вынашивая планы о женитьбе заяц не мог не понимать необходимостииметь теплый и в особенности в холодное время года дом. Поэтому он не покладаярук работал всю зиму отвлекаясь только на обед и на ежевечерние разговоры слисой. Кстати разговаривая с лисой заяц думал о том времени когда маленькие ипушистые будут бегать по полянке зайчатки и надеялся что отношения с соседкойдружеские и теплые помогут ему уберечь своих причем еще не рожденных детишек.
Теперьпоговорим о соседке то есть о лисичке. Рыжая хитрюга как называли ее знакомыеона строила свои отношения с соседом на совершенно других основаниях. Дело втом что решив сэкономить на стройматериалах лисица выстроила свой домишко изсамого непрочного материала то есть из льда. Звери посмеивались над хотя ихитрой но все же глупой лисой и справедливо. Все сразу в один голос заговорилио предстоящем глобальном потеплении климата и начали принимать ставки большейчастью «на зайчиков» когда домик начнет таять. Но не понимая причинхихиканья лесных обитателей лисица твердила только одно а именно: «У зайцаизбушка темная а у меня лисички светлая». Хотя сейчас в начале марта дажеглуповатой лисичке стало ясно что надо дружить с соседом. Поэтому лиса сталаиспользовать каждый вечер свободный от своих личных дел и встреч сподружками-лисичками для налаживания добрых почти семейных отношений с зайцем.
Успокоенныймнимой дружелюбностью соседки заяц невозмутимо жил до прихода настоящей весны.За одну такую короткую неделю снег растаял а вместе с ним пришел неминуемый даеще и прогнозируемый конец выстроенному из светлого под мрамор льда домикулисы. Она жестокая не стала ничего особенного предпринимать и проситься притомбессмысленно в дома своих даже ближайших подруг. Просто зайдя в один вечеровпоболтать с соседом лисичка не стала рассказывать о своих большей частьюнадуманных проблемах не стала спрашивать о планах на жизнь зайца романтическихи сентиментальных а просто вкусно поужинала заодно приватизировав удобныйпостроенный с расчетом на большую семью домик несчастной жертвы своих хищныхзамыслов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/