Holly van Gulden & Lisa M. Bartels-Rabb. Section 2, Ch. 13 School And The Adopted Child

www.innewfamily.ru Перевод и обработка Проект «К новой семье». © РЕАЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ, РЕАЛЬНЫЕ ДЕТИРОДИТЕЛЬСТВО ПРИЕМНОМУ РЕБЕНКУПриемный ребенок и школа «Real Parents, Real Children. Parenting the Adopted Children», USA, 2002 Holly van Gulden & Lisa M. Bartels-Rabb. Section 2, Ch.13 School And The Adopted Child Авторы – Холли Ван Гульден, Лиза М. Бартелс-РэббПеревод – Наталия Ранн, Проект «К новой семье», 2007г. По большому счету, приемные дети имеют такой же опыт школьной жизни, как и дети, растущие в биологических семьях. Но каждый раз, когда ребенок будет решать свои личные проблемы, это будет отражаться на его существовании в школе. Горе, чрезвычайно завышенные или, наоборот, заниженные ожидания со стороны приемных родителей и просто ощущение своей непохожести на других детей – все это потенциальные помехи для учебы. Более того, у приемных детей чаще, чем у их сверстников из кровных семей встречаются такие отклонения, как синдром дефицита внимания (ADD), синдром дефицита внимания и гиперактивности (AHDH), а также отклонения в способности к обучению. Первый шаг на пути к получению вашим ребенком хорошего образования – выбор школы (если это возможно там, где вы живете). Вам нужно попытаться найти учебное заведение, где различные национальности и народности были бы представлены максимально разнообразно, как среди учеников, так и среди преподавателей. Это особенно важно для цветных детей. Но и для белого ребенка обучение в подобной школе принесет пользу, поскольку общение с представителями различных культур учит воспринимать свою непохожесть на других как нормальное явление. Даже если вы афроамериканец, и ваш приемный ребенок тоже афроамериканец, и ваше окружение составляют тоже преимущественно афроамериканцы, и в школе ребенка окружают практически одни афроамериканцы, вам следует задаться вопросом, какое отношение к различиям культивирует эта школа. Поскольку ребенок, который сильнее всех отличается от других, сталкивается с большими проблемами в общении со сверстниками и иногда даже с учителями; а усыновление иногда становится тем отличительным фактором, который проводит черту между ребенком и другими людьми. Если вы не можете выбрать школу, или все учебные заведения в вашем районе имеют одинаково однородный состав, а ребенок еще достаточно мал (дошкольник или ученик начальных классов), найдите подходящие по возрасту книги о различных культурах и связанных с ними предрассудках и предубеждениях, о различных типах семей и усыновлении. До начала учебы познакомьтесь с учителем ребенка и объясните ему, что ваша семья отличается от всех остальных и что другие дети могут относиться к усыновлению как с любопытством, так и с неприязнью. Спросите учителя, не мог бы он включить в учебный план класса некоторые из книг, которые вы подобрали, затем подарите эти книги преподавателю или школе. Сделав такой подарок, вы покажете, что беспокоитесь о благополучии не только своего ребенка. Чем больше вы сможете сделать для поддержки и развития многонационального подхода в классе, тем лучше, поскольку это перенесет внимание с конкретно вашего ребенка на различные культуры в целом и не позволит вашему сыну или дочери чувствовать себя в центре всеобщего внимания, подобно животным в зоопарке. Многонациональный элемент в обучении должен включать в себя не только сведения о различных культурах, но также вопросы усыновления и других способов формирования семьи. Учителя, как правило, любят, когда на урок приходят гости и проводят беседу с учениками. Предложите пригласить в класс социального работника, чтобы он рассказал о таком явлении как усыновление (а также о других формах семейного устройства) или об этнической принадлежности вашего ребенка. При желании вы можете взять эту функцию на себя. Но прежде чем решиться на этот шаг, поделитесь своей идеей с ребенком. Вы не обязаны оставлять за ним последнее слово – стоит ли вам выступать перед классом или нет, – но, по крайней мере, убедитесь, что подобный поступок не нарушит покой в вашем доме. Можно предложить ребенку самому выбрать рассказчика, – возможно, он предпочтет друга семьи, который в курсе ситуации. Когда с одноклассниками сына или дочери говорит кто-то посторонний, фокус перемещается с конкретного человека (ребенка) на проблему в целом. Последнее утверждение приводит нас к двум вопросам, которые часто волнуют приемных родителей: нужно ли говорить учителю, что ребенок приемный, и нужно ли разрешать ребенку говорить о своем статусе не только преподавателю, но и одноклассникам? Мы знаем, что многие усыновители отвечают примерно следующее: «Мы думаем, ему не следует делиться этой информацией, потому что эти сведения личные. Мы боимся, что его будут дразнить». Хотя опасения родителей вполне обоснованны, насаждение ребенку мысли о том, что его усыновление – это нечто, что следует хранить в глубоком секрете, принесет больший вред, чем любые притеснения от других детей, с которыми он может столкнуться. Мы советуем приемным родителям подобрать подходящий способ для того, чтобы проинформировать школьную администрацию и одноклассников. Самое простое – записать в регистрационной форме, что ребенок попал в вашу семью в результате усыновления. Так информация окажется доступной для учителей и администрации, причем ни вам, ни ребенку не придется рассказывать им об этом. Вы можете также встретиться с преподавателем или представителем администрации, чтобы поговорить об особом отношении к приемным детям и спросить, интересует ли его эта тема. Если нет, у вас, вероятно, появится желание выбрать другую школу (если это возможно) или выяснить, можно ли перевести ребенка в класс к иному педагогу. Если у вашего сына или дочери начнутся трудности с учебой, поведением или отношениями с другими детьми, мы советуем вам поговорить с учителем о возможных причинах и о том, что нужно сделать как дома, так и в школе для того, чтобы разрешить проблему.^ Внесение изменений в привычную программу начальной школы В стандартной программе начальной школы есть два момента, которые, как правило, вызывают затруднения у приемных детей и приводят их в замешательство: необходимость принести на урок свои младенческие фотографии и нарисовать генеалогическое древо семьи. Цель первого задания – показать детям, что они растут и меняются. Поскольку не у всех приемных детей есть старые фотографии, наш знакомый педагог предлагает, чтобы родители попросили учителя слегка изменить задание, т. е. принести не младенческие фотографии, а фотографии, на которых ребенок младше, чем он в настоящее время. Детям также можно дать задание нарисовать свои портреты в младенческом возрасте, чтобы тем ученикам, у которых нет фотографий, не пришлось объяснять причину их отсутствия. Конечно, приемные дети – не единственные, у кого может не быть детских фотографий. Один наш знакомый столкнулся с такой же проблемой на работе, когда в его отделе решили сделать праздничную стенгазету, используя детские фотографии сотрудников. Когда этот человек был маленьким, в его семье не было фотоаппарата, поэтому у него не осталось фотографий. Чтобы выйти из положения, он взял фото персонажа по имени Баквит из популярной комедии «Оur Gang» и приклеил в стенгазету вместо своего. Второе задание – создание генеалогического древа – также может вызвать стресс у приемных детей, поскольку структура их семьи зачастую не подходит под модель древа, к тому же они, как правило, не располагают полной информацией о своих родственниках. В начальной школе основная цель данного задания – раскрыть для ребенка схему родственных отношений – например, что тетя – это сестра матери. С первого по третий класс позвольте ребенку выполнять эту работу, используя информацию только о приемной семье. Не беспокойтесь о генетической достоверности. Впоследствии у вас еще будет время для корректировки деталей, а в этот период более важно, чтобы ребенок чувствовал, что его приемные родители и родственники – это и есть его настоящая семья. Чтобы обозначить ваши генетические различия, ребенок вслед за своим днем рождения напишет дату, когда он присоединился к приемной семье. По мере взросления ребенка генеалогическое древо обрастает новыми деталями, например, он вписывает в него свою расовую или этническую принадлежность. Где-то между четвертым и шестым классами фокус задания смещается с родственных отношений на генетику. Наступает время добавить основную черту, для того чтобы прояснить, как раса, национальность и физические характеристики передаются от одного поколения другому. Возможно, вы уже не раз говорили с ребенком о том, что свои физические черты, а также другие характеристики он унаследовал от биологических родителей. Внесение кровных отца и матери, братьев и сестер, а также других известных родственников из биологической семьи в генеалогическое древо будет основано на тех сведениях, которые ему уже известны. Облегчить представление и восприятие генетических связей можно, используя вместо схемы древа изображения домиков, соединенные стрелками. С помощью домиков вы покажете также, что другие члены семьи, например родители, оставили один дом, чтобы создать новый, соединившись друг с другом. Однако, прежде чем ребенок погрузится в рисование семейной истории из домиков, вам следует поговорить с учителем и объяснить ему, почему вы выбрали другой подход к этому заданию. Если учитель не одобрит вашу самодеятельность (хотя, мы думаем, у большинства педагогов претензий не будет), помогите ребенку сделать так, как хочет преподаватель. Когда все сделано и у вас осталось немного времени, сядьте с ребенком и повторите задание, используя домики, чтобы удостовериться в том, что он понимает, каким образом переплетаются его собственное генетическое наследие и семейные отношения.^ Залог успешной учебы На то, насколько хорошо или, наоборот, плохо ребенок успевает в школе, чрезвычайно сильно влияют ожидания родителей и учителей. Когда ожидания превосходят реальные способности ребенка, он будет разочарован, раздражен и почувствует себя неудачником; эти ощущения неизбежно снизят его успеваемость в дальнейшем или приведут к желанию вообще бросить школу. Необоснованно низкие ожидания могут быть в такой же степени губительны, поскольку они ограничивают предельные достижения ребенка. Приемные родители иногда попадают в ловушку, предъявляя приемному ребенку более лояльные требования, чем биологическому. Зачастую это основано на представлениях о генетическом багаже, переданном ребенку кровными родителями или на расовых или этнических стереотипах. Ожидания должны базироваться на способностях, которые демонстрирует ребенок. От каждого конкретного мальчика или девочки нужно ожидать то, что он или она может сделать при приложении максимального старания. Родителям необходимо помнить, что у каждого ребенка свои интересы и таланты. Не требуйте от него достижений в конкретной области только потому, что здесь находятся ваши таланты или интересы. Выполнить это условие бывает достаточно трудно любому родителю, но в особенности это касается бесплодных пар и родителей, имеющих только одного ребенка, поскольку они переживают потерю, ибо их интересы не нашли продолжения. Но не только бесплодным приемным родителям, возможно, будет трудно справиться с этой проблемой, если они чувствуют, что недостаток способностей или интереса в определенной сфере – это отражение их желания «слепить» ребенка или знак отрицания с его стороны. Стремитесь лучше узнать своего сына или дочь и принимайте то, что вам открылось. Раскрывайте способности и принимайте недостатки. Во многих случаях недостаток таланта в конкретной области не столь важен. Ребенок без музыкального слуха никогда не станет музыкантом, но разве ему действительно необходимо им быть? Однако, если у вашего сына или дочери проблемы с обучаемостью, обратитесь за соответствующей помощью, чтобы гарантировать, что эти проблемы не станут на пути его или ее способности реализовать свой потенциал и чувствовать себя полноценной и самодостаточной личностью. Проблемы с обучаемостью не связаны с одаренностью; многие очень талантливые дети имели подобные отклонения. Узнать интересы ребенка можно просто живя рядом с ним. Но знание особенностей и талантов его кровных родителей поможет вам увидеть его способности и недостатки в перспективе. Поделитесь с ребенком воспоминаниями о своих детских достижениях и неудачах. В своем рассказе следите за тем, чтобы успехов и провалов было примерно поровну, дабы ребенок не почувствовал, что он не сможет следовать вашему примеру. Начало посещения детского сада и поступление в первый класс зачастую становится источником больших проблем, связанных с сепарацией, как у ребенка, так и у родителей. Особенно часто трудности возникают у тех детей, которые прежде находились на домашнем воспитании, а не в яслях. Даже если ребенок уже посещал детский сад, переход в школу полного дня (в первый класс) – и нахождение вдалеке от дома и семьи с утра и до вечера – может быть трудным. Первый класс является стрессом практически для всех детей. День больше не наполнен преимущественно играми, как это было в детском саду. Усложняет обычные проблемы сепарации еще тот факт, что поступление в школу, как правило, совпадает со временем, когда приемные дети осознают потерю биологических родителей и пытаются справиться с дихотомией «выбранный – брошенный ребенок». Если вашему ребенку трудно находиться целый день вдалеке от вас и от дома, если его волнует упомянутая выше дихотомия, он может задаться вопросом, а действительно ли он принадлежит к приемной семье. Некоторые дети – как приемные, так и растущие в биологических семьях – вкусив школьной жизни, чувствуют себя «выкинутыми» из семьи. Конечно, держать ребенка дома нереально (хотя некоторые родители выбирают для своих детей домашнее обучение), поэтому особенно важно усилить чувство принадлежности к семье, разговаривать о том, что беспокоит ребенка в школе, и обсуждать вопросы, связанные с усыновлением. Дети, имеющие осознанные или подсознательные воспоминания о потере родителей, в начале школьной жизни могут чувствовать себя особенно уязвимо, теряя что-то из вновь образовавшегося постоянства объекта. Усыновители и учителя в состоянии помочь им ощутить себя в безопасности, предлагая время от времени в течение дня поддержку – подобно «эмоциональной подзарядке» для младших детей. Родителям мы предлагаем оставлять записки в сумочке для обедов или в карманах одежды сына или дочери. Учителя могут поддержать ребенка, одобрительно посмотрев на него или слегка похлопав по спине.^ Приемные дети и нарушение способности к обучению Дефицит внимания и гиперактивность (ADD, ADHD), а также другие нарушения способности к обучению обычно встречаются у приемных детей довольно часто. В настоящее время никто не знает точно, почему так происходит, на этот счет существует несколько теорий. Доказано, что некоторые нарушения обучаемости, такие как дислексия, обусловлены генетически. Основываясь на этой информации, некоторые специалисты считают, что приемные дети наследуют эту черту от биологических родителей. Неспособность к обучению имеет три наиболее серьезных и длительных следствия: низкая самооценка, слабый самоконтроль и низкая устойчивость к разочарованиям. Испытавшие на себе влияние этих следствий молодые люди чаще других попадают в ситуацию незапланированной беременности, которая в результате приводит к помещению ребенка на усыновление, что объясняет высокую частоту проблем с обучаемостью среди приемных детей (Bordwell, M. 1992, The Link between Adoption and Learning Disabilities. OURS Magazine 25(5), стр. 16-19). Кроме этого, повысить вероятность отклонений в способности к обучению у детей и взрослых, попавших в свои семьи в результате усыновления, могут следующие факторы: Слабая совместимость родителя и ребенка, насилие, заброшенность или другие проблемы, имевшие место в течение первых двух лет жизни ребенка, которые могут помешать развитию привязанности и, следовательно, формированию у ребенка способности видеть причинно-следственные связи и развитию умения учиться тому, как надо учиться (Fahlberg V., Attachment and Separation, 1979, стр. 46-47, и Minsky, M., Society of Mind, 1985); Употребление биологической матерью алкоголя или наркотиков во время беременности, что имело результатом фетальный алкогольный синдром (FAS) или фетальный алкогольный эффект (FAE) или привычка к наркотикам при рождении; Плохое питание в пренатальный период и первые месяцы после рождения – либо недостаточное количество еды, либо несбалансированная диета; Воздействие чужеродных веществ, приводящих к отравлению.Если ребенку тяжело дается школьная жизнь, попросите, чтобы его как можно быстрее проверили на наличие нарушения способности к обучению. Эти нарушения влияют на способ, которым мозг обрабатывает и сохраняет информацию. Хотя их нельзя вылечить, ребенок все же сможет учиться, если ему будет предоставлена образовательная среда, в которой учитываются его особенности. Для большинства детей это означает преподнесение информации нетрадиционным способом, с максимальным использованием всех органов чувств ребенка. Традиционное обучение базируется в основном на зрительном и слуховом восприятии; например, педагог учит читать, показывая каждую букву или сочетание букв и произнося соответствующие звуки. Чтобы закрепить то, что он видит и слышит, человек с нарушением способности к обучению может начертить буквы на подносе с песком, одновременно слушая и повторяя звуки, которые они обозначают, чтобы помочь мозгу воспринять и запомнить образцы при помощи тактильных ощущений (прикосновений) и кинестетики (сокращения мышц), наряду со слухом и зрением. О дефиците внимания, а также дефиците внимания, сопровождающемся гиперактивностью, зачастую говорят отдельно от других нарушений способности к обучению, поскольку они влияют не только на учебу, но и на поведение в целом. Диагноз ADD/ADHD основывается на наборе поведенческих признаков, которые могут быть обусловлены генетически, но могут иметь и другие причины возникновения. В соответствии с диагностическими критериями, чтобы ребенку был поставлен диагноз ADD/ADHD, необходимо, чтобы, по крайней мере, восемь из четырнадцати перечисленных ниже симптомов присутствовали как минимум в течение шести месяцев. Эти типы поведения должны впервые появиться в возрасте до семи лет и встречаться у ребенка значительно чаще, чем это нормально для детей на данной ступени развития. Американская психиатрическая ассоциация считает, что симптомами ADHD являются следующие типы поведения: Ребенок часто беспокойно двигает руками и ногами или ерзает на стуле (подростки могут ограничиваться субъективным чувством беспокойства); Ему трудно усидеть на одном месте, когда это необходимо; Легко отвлекается под воздействием внешних раздражителей; С трудом ждет своей очереди в групповых играх и других ситуациях; Часто отвечает на вопрос, не дослушав его до конца; С трудом следует инструкциям и наставлениям других людей (не из-за нежелания их выполнять и неспособности понять), например, ему не удается закончить работу по дому; С трудом сосредоточивает внимание на заданиях или правилах игры; Часто переключается с одного незавершенного дела на другое; С трудом играет в тихие игры; Чересчур разговорчив; Всегда говорит много и эмоционально; Часто перебивает других или вмешивается без разрешения, например, в игры других детей; Часто не слушает, что ему (ей) говорят; Часто теряет вещи, необходимые для занятий в школе или дома (например, карандаши, игрушки, книги, задания); Часто попадает в опасные ситуации, не подумав о возможных последствиях (не с целью получить заряд адреналина), например, выбегает на проезжую часть, не посмотрев, есть ли на ней машины.Наиболее эффективное лечение ADD/ADHD заключается в сочетании трех составляющих: медицины, индивидуального учебного плана и техник управления поведением, используя которые родители могут научить ребенка управлять своим состоянием, держаться в рамках дисциплины и закреплять достигнутые результаты (Taylor J. Helping Your Hyperactive Child, 1990). Медикаментозное лечение без привлечения двух других подходов оказалось менее успешным. Планирование учебного процесса и управление поведением, без использования медикаментозного лечения, доказали свою эффективность хорошими результатами у некоторых детей. Хотя генетику называют одним из главных факторов широкой распространенности ADD/ADHD у приемных детей, к подобным симптомам могут привести и другие ситуации, связанные с усыновлением, и поэтому в некоторых случаях возможен ошибочный диагноз. Перечислим некоторые из них:Непережитое горе. Горюющие дети порой демонстрируют симптомы, подобные тем, что наблюдаются при ADD/ADHD в результате беспокойства или попыток избавиться от навязчивых и неприятных чувств.Слабая или беспокойная привязанность может быть принята за ADD/ADHD, поскольку ребенок не чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы расслабиться или сидеть тихо (потому что мир слишком опасный). То же самое происходит, если ребенок еще не усвоил понятие причинно-следственных связей или находится в процессе освоения этой категории, а также не знает, как справиться с беспокойством.Посттравматический стресс (PTSD). Симптомы посттравматического стресса включают в себя беспокойство и ранимость, которые обычно проявляются в неспособности сконцентрироваться. Насилие в прошлом, присутствие при совершении насилия над любимым человеком или травма от перемещения из одного дома в другой – все это может привести приемного ребенка к посттравматическому стрессу.Неуспеваемость. Симптомы неуспеваемости в школе и в жизни сходны с симптомами ADD/ADHD. Низкая самооценка, проистекающая из проблем с привязанностью и непережитым горем или из-за неблагополучной обстановки в семье, зачастую является главным фактором, приводящим к неуспеваемости. Другие расстройства способности к обучению также могут вызвать неуспеваемость, и, таким образом, симптомы, сходные с симптомами ADD/ADHD.Даже если вашему ребенку поставили диагноз ADD/ADHD ошибочно, медикаментозное лечение обычно не приносит вреда и может быть даже полезным1, если все другие проблемы понятны. Такие явления, как непережитое горе, могут проявляться в сочетании с действительным ADD/ADHD, обостряя симптомы и того, и другого. Если имеются другие трудности, применение медикаментов без их решения не имеет смысла, ибо, в конце концов, ребенок останется с теми же симптомами, что и прежде. Поскольку горе – это распространенное среди приемных детей чувство, работа по его переживанию должна стать четвертой составляющей лечения у детей с ADD/ADHD. Ключевое отличие между дефицитом внимания, вызванным горем, и настоящим ADD/ADHD заключается в том, что ребенок с непережитым горем временами сможет сидеть спокойно, концентрироваться и уделять внимание какому-то одному виду деятельности, не отвлекаясь на малейшие раздражители; большинство детей с ADD/ADHD не способны делать это без лекарственной поддержки. Приемным родителям следует попросить школьного психолога понаблюдать за ребенком в разное время в течение дня и недели, в различных ситуациях. Когда есть непережитое горе, способность концентрироваться, как правило, проявляется по одному и тому же образцу.^ Фетальный алкогольный синдром и фетальный алкогольный эффект Употребление алкоголя и наркотиков в пренатальный период развития может вызвать долговременные нейропсихологические нарушения. Диагноз фетальный алкогольный синдром (FAS) часто ставится при рождении по характерным лицевым аномалиям и нейропсихологическим нарушениям, либо если имеются сведения или подозрения, что мать во время беременности употребляла химические вещества. В зависимости от степени воздействия, дети, чьи матери употребляли алкоголь и наркотики в течение беременности, могут страдать от постоянных нейропсихологических нарушений без физический аномалий, присутствующих в FAS, – некоторые называют это состояние фетальным алкогольным эффектом (FAE). Нейропсихологические повреждения, имеющиеся при FAS и FAE, включают в себя проблемы с памятью, абстрактным мышлением, вниманием, логикой (установлением причинно-следственных связей) и контролем над импульсами. При этом имеются нормально развитые (или близкие к норме) речевые навыки, словесная память и интеллект (Rathbun, A. FAS and FAE Children in the Classroom, 1991). Нарушения только в одной из перечисленных сфер обычно не являются показателем FAS/FAE. Как приемный родитель, вы, возможно, не знаете определенно, получал ли ваш ребенок в утробе матери алкоголь или другие наркотики. Если вы считаете, что у него есть признаки FAS/FAE, проконсультируйтесь с педиатром или детским неврологом для того, чтобы определить тип и степень нарушений, если таковые имеются. Когда нарушения определены, можно приступать к поискам путей их исправления и работать в этом направлении дома и в школе. За более подробной информацией о FAS/FAE мы рекомендуем обратиться к книге Майкла Дорриса (Michael Dorris) The Broken Cord и поговорить с лечащим врачом ребенка. 1 В России медикаментозное лечение, как правило, носит агрессивный характер и совсем не обязательно будет полезным (прим Проекта).