Хозяйственные договора. Становление антимонопольного законодательства

План
1.Общая характеристиказаконодательства о защите экономической конкуренции
2.Хозяйственные договоры: понятие,правовая основа, функции, виды и формы

1.Общая характеристиказаконодательства о защите экономической конкуренции
Формирование истановление антимонопольного законодательства на Украине приходится на начало90-х годов, когда были приняты Законы Украины «Об ограничении монополизмаи недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательскойдеятельности», «Об Антимонопольном комитете Украины». Этинормативно-правовые акты создали первые серьезные предпосылки для становленияна Украине конкурентного законодательства, которые впоследствии былисформулированы в статье 42 Конституции Украины, закрепившей государственныегарантии защиты конкуренции в предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, длительноевремя конкурентное (точнее, антимонопольное) законодательство не отличалосьвысокой эффективностью, хотя в целом именно на его основе были осуществленыважные мероприятия по демонополизации экономики и формированию конкурентныхотношений. Это объясняется тем, что вплоть до недавнего времени антимонопольноезаконодательство ставило перед собой задачи, концептуально отличающиеся отзадач современного конкурентно-правового регулирования национальной экономики.
Закон Украины «Обограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции впредпринимательской деятельности» был принят и применялся как нормативныйакт, призванный регулировать конкурентные отношения не в условиях существованияздоровой рыночной конкуренции, а в период поэтапной демонополизации и разгосударствленияэкономики. Учитывая рост предпринимательской активности на Украине,наметившийся с середины 90-х годов, нормы постсоветского законодательства ужене могли эффективно применяться и адекватно восприниматься ни хозяйствующимисубъектами, ни представителями органов государственной власти, в том числеАнтимонопольного комитета Украины.
Тем не менее, системное иполномасштабное обновление конкурентного законодательства было начато только впоследние годы. На фоне многочисленных изменений к законам «ОбАнтимонопольном комитете Украины», «Об ограничении монополизма инедопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательскойдеятельности», «О защите от недобросовестной конкуренции» идругим подзаконным актам украинский законодатель, наконец, предпринял гораздоболее значимые шаги: в 2000 году был принят Закон Украины «О естественныхмонополиях», а со 2 марта 2002 года вступил в силу Закон Украины «Озащите экономической конкуренции».
Таким образом, можноконстатировать, что сегодня уже создана определенная законодательная база,отвечающая современным социально-экономическим условиям и минимальнонеобходимая для развития конкурентных отношений на Украине. И все же проблемпо-прежнему остается немало.
Значение Закона Украины«О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 года длясовременных экономических отношений в нашем государстве нельзя недооценивать помногим причинам. Прежде всего, это связано со стремлением Украины войти вевропейское экономическое, правовое и политическое сообщество. Вместе с тем,одного желания стать членом Всемирной Торговой Организации, а в дальнейшем — Европейского Союза мало. Украина обязана обеспечить соблюдение тех правовыхстандартов, которые составляют необходимый минимум для участников этихобразований.
В связи с этим впоследнее время особенно актуальное значение приобретают проблемы адаптации игармонизации национального законодательства с законодательством ЕвропейскогоСоюза и в целом с нормами международного права. Несомненно, в большей степенигармонизация касается именно законодательных актов, закрепляющих основныепринципы экономической политики на Украине, ее концептуальные и идеологическиенаправления.
Закон Украины «Обэкономической конкуренции» можно без больших преувеличений оценивать нетолько как соответствующий международным требованиям, предъявляемым кконкуренции, но и как отвечающий национальной практике реализации конкурентныхотношений. При его разработке учитывались как сложившиеся традиции развитияэкономической конкуренции в нашем государстве, так и судебная практикаразрешения конкурентных споров.
Стоит отметить, что спринятием Закона Украины «О защите экономической конкуренции»изменилось не просто антимонопольное законодательство — изменилась самаидеология, принципы, концепция конкурентной политики нашего государства.Учитывая, что на Украине практически завершена демонополизация экономики,приватизация государственной собственности, а также принимая во внимание то,что введению в действие нового Закона предшествовал достаточно длительныйадаптационный период, в настоящее время можно констатировать, что созданасерьезная основа для последующего поступательного развития на Украине здоровыхконкурентных отношений.
Заслугой законодателяявляется наполнение Закона реальным содержанием. Новый Закон практическиосвобожден от многочисленных декларативных норм, содержавшихся в Законе Украины«Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции впредпринимательской деятельности».
Вместе с тем, и этотдостаточно серьезный и качественный законодательный акт следует рассматриватьбез излишней эйфории. С сожалением приходится признать, что его применение всовокупности с другими нормативно-правовыми актами в ряде случаев оказываетсядостаточно затруднительным. В целом данная ситуация является характерной длямногих новых законов, принимаемых на Украине: в условиях существованиядостаточно большого массива устаревших нормативно-правовых актов вновь принятыезаконы, особенно, если они характеризуются высоким уровнем юридической новизны,трудно вписываются в действующее правовое поле.
Необходима глубокаяработа по их согласованию с другими нормативно-правовыми актами, действующими в«пограничных сферах». В качестве примера, подтверждающего оструюнеобходимость согласовывать положения различных законодательных актов, можнопривести состояние правового регулирования финансовых рынков. Так, участникисоответствующих отношений в своей деятельности руководствуются, в частности,законами Украины «О банках и банковской деятельности», «Офинансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовыхуслуг», «О страховании», «О государственном регулированиирынка ценных бумаг на Украине» и др.
В таких условиях нормыЗакона Украины «О защите экономической конкуренции», регулирующиевопросы обеспечения экономической конкуренции на финансовых рынках, должныкорреспондироваться с теми положениями, которые уже действуют. Иначе субъектыфинансового рынка могут оказаться под «двойным» (если не под большим)государственным регулированием, осуществляемым НБУ, Минфином, ГКЦБФР и АМКУкраины.
Обращает на себя вниманиеи наличие в Законе «О защите экономической конкуренции» множествапонятий, имеющих оценочный характер, например, таких, как «согласованныедействия». Используемое как в самом Законе, так и в РаспоряженииАнтимонопольного комитета Украины № 27-р от 12 февраля 2002 года определение«согласованных действий» следует признать достаточно широким, чтопозволяет распространять его на деятельность многих субъектов хозяйствования.
Это же можно отметить применительнок определению понятия экономической концентрации. Некоторую настороженностьсреди предпринимателей вызвали и положения Закона, устанавливающие требованияотносительно предварительного согласования с АМК Украины определенных действий,в частности, заключения договоров, которые потенциально могут носитьантиконкурентный характер. Реальных механизмов подобного согласованияукраинская правоприменительная практика ранее не знала. В этой связи можноконстатировать, что положения нового Закона Украины «О защитеэкономической конкуренции» также нуждаются в глубоком научном осмыслениидальнейших разъяснениях, уточнениях и рекомендациях как со стороныАнтимонопольного комитета Украины, так и других органов.
Одной из основных инезавершенных задач в сфере конкурентного регулирования остается проблемафункционирования естественных монополий на Украине. Благодаря реализацииантимонопольной политики государства и проведению массовой приватизации,предприятий-монополистов на Украине стало значительно меньше. 20 апреля 2000года был принят Закон Украины «О естественных монополиях». Тем неменее, до настоящего времени существует значительное количество рынков,характеризующихся высоким уровнем монополизации. И хотя прошло уже более 15 летс начала рыночных преобразований, современные украинские монополии до сих порне могут изменить свою сущность: «социалистический» след врегулировании их деятельности по-прежнему слишком заметен.
Система государственногорегулирования деятельности естественных монополий требует дальнейшегосовершенствования. Об этом неоднократно говорилось на высшем государственномуровне, это понимают и субъекты предпринимательской деятельности. Несовершеннаяструктурная реорганизация ведущих товарных рынков, отсутствие равных условийдеятельности всех хозяйствующих субъектов, а также эффективной системыуправления объектами государственной собственности служат благоприятнымифакторами для злоупотребления доминирующим положением со стороныпредприятий-монополистов.
А часть монопольногосектора в экономике Украины, как следует из Указа Президента Украины №1097/2001 от 19 ноября 2001 года, утвердившего «Основные направленияконкурентной политики на 2002-2004 годы», составляет 40 %. Именнозлоупотребления предприятиями-монополистами своим доминирующим положением нарынке, как свидетельствует практика АКМУ, составляет более половины всехнарушений антимонопольного законодательства. Наиболее злостными нарушителямиостаются монополисты в сфере предоставления услуг по железнодорожнымперевозкам, а также жилищно-коммунальных услуг (энергоснабжающие организации).Здесь необходимы глубокие и тщательно продуманные структурные реформы.
Очень важно, чтобыгосударство особенно внимательно отнеслось к ограничению доминирующегоположения «естественных» монополистов на рынке, соблюдению ими правилконкуренции. Но главное, необходима эффективная система и механизмы применениясанкций за нарушение ими конкурентного законодательства. Поэтому при общемвнимании к развитию конкуренции в стране особое место в этих процессах должнызанимать и естественные монополии. Отсутствие баланса между эффективнымфункционированием и развитием естественных монополий и качеством и доступностьюих товаров уже давно свидетельствует о том, что они нуждаются в гораздо болееглубоком реформировании.
В последнее время наУкраине было принято множество законодательных актов, затрагивающих основныесферы экономического и социального развития государства. Нормативно-правовыеакты, регулирующие конкурентные отношения, занимают важное место в правовомполе Украины. Конкурентное законодательство объективно становится органичнойчастью единого государственного регулирования всех отраслей экономики. Иприменяться оно должно исключительно в системе, в совокупности с другимизаконодательными актами.
Анализируя проблемыреализации конкурентного законодательства в правовой системе Украины, важноотметить, что особое значение в сфере его применения приобретает формированиеединообразной судебной практики. На сегодняшний день судебная практикаприменения нового Закона Украины «О защите экономической конкуренции»пока отсутствует, так как Закон начал действовать только со 2 марта 2002 года.Между тем споры в сфере конкурентного законодательства без какого-либопреувеличения можно отнести к спорам наивысшей категории сложности, посколькуразрешение таких дел требует от судей не только знания юридических норм, но иумения применять эти нормы с учетом особенностей формирования и развитиясоответствующих экономических отношений.
2. Хозяйственныедоговора: понятие, правовая основа, функции, виды и формы
Субъектампредпринимательства приходится заключать различные по своему характеру договора(купли-продажи, поставки, перевозки, лизинга, консигнации, банковского кредитаи т.п.), которые регулируются как нормами ГК, так и других нормативных актов.
Особенностью развитиясовременного частного права является тенденция к унификации правовых систем,благодаря которым происходит стыковка и взаимодействие различных системнационального законодательства с целью упрощения международных отношений,снятия препятствий в международном обороте товаров, капиталов и рабочей силы.Ускорению этих процессов способствует деятельность многочисленных международныхорганизаций по унификации международного права. Среди международных организаций,сыгравших заметную роль в унификации коллизионных и материальныхгражданско-правовых норм в сфере купли-продажи, факторинга, лизинга и некоторыхдругих, следует назвать Международный институт унификации частного права(УНИДРУА).
В рамках УНИДРУА в виде неформальнойунификации были разработаны Принципы международных коммерческих договоров. Воснове создания Принципов лежит сравнительно-правовой анализ норм различныхнациональных правовых систем в контексте регулирования международных сделок.Как отметил Административный совет УНИДРУА во вступлении к Принципам, последниеявляются достаточно гибкими для того, чтобы учитывать постоянные изменения,происходящие в результате развития технологии и экономики и касаются практикиторговли, которая пересекает границы. В то же время они пытаются обеспечитьчестность в международных коммерческих отношениях путем прямого формулированияобщей обязанности сторон действовать в соответствии с добросовестностью ичестной деловой практикой и установлением в некоторых случаях стандартовразумного поведения.
Важность учета указанныхПринципов в нормотворческой и правоприменительной практике обусловленапроведением в Украине новой кодификации гражданского законодательства и в еесоставе — институтов договорного права.
В действующемзаконодательстве (статьи 10 и 11 Хозяйственного процессуального кодексаУкраины), судебной практике и литературе используются понятия«хозяйственный договор» или «коммерческий договор».
Безусловно, в современныхусловиях некоторые из перечисленных признаков хозяйственного договора требуютуточнения. В частности, субъектами хозяйственных договоров могут выступать нетолько юридические лица (организации), но и граждане, которые в установленномпорядке осуществляют предпринимательскую деятельность; договоры с участиемуказанных лиц являются преимущественно неплановыми.
В проекте ГК Украиныкатегория так называемых потребительских договоров представлена, в частности,понятием «публичный договор» (ст. 665). Публичным признается договор,в котором одной из сторон является предприниматель, который взял на себяобязанность осуществлять продажу товаров, выполнять работы или оказывать услугикаждому, кто к нему обращается (розничная торговля, перевозка транспортомобщего пользования, услуги связи, медицинское, гостиничное, банковскоеобслуживание и т.п.). Предприниматель не должен оказывать предпочтение одномулицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев,предусмотренных законом или другими нормативными актами. Отказ предпринимателяот заключения публичного договора при наличии у него возможностейпредоставления потребителю соответствующих товаров, работ или услуг недопускается, а необоснованное уклонение от заключения публичного договора можетповлечь за собой возложение на него обязанности возмещения убытков, причиненныхпотребителю таким уклонением.
Как указано вкомментариях к Принципам международных коммерческих договоров, критерии,которые используются на национальном и международном уровнях, также отличаютсябольшим разнообразием в установлении различий между потребительским инепотребительским договорами. В Принципах нет какого-либо определения, однакопредполагается, что концепция «коммерческие договоры» должнапониматься по возможности широко с тем, чтобы включать в себя не толькопредпринимательские сделки на поставку или обмен товарами или услугами, но идругие типы экономических соглашений, таких, как инвестиционные иликонцессионные соглашения, договоры о предоставлении профессиональных услуг и т.д.
В предыдущем проекте(аванпроекте) Хозяйственного (Коммерческого) кодекса Украины 1994 г. (ст. 49главы 22) хозяйственный договор как основание возникновенияхозяйственно-договорного обязательства определяется как деловое соглашениемежду субъектами хозяйствования о распределении между ними корреспондирующиххозяйственных прав и обязанностей, необходимых для достижения целей, и о техусловиях, которых должны придерживаться стороны при выполнении взаимно принятыхими обязательств. Такое определение хозяйственного договора вызывает рядзамечаний. Во-первых, само понятие деловой сделки требует объяснений.Во-вторых, права и обязанности сторон в договоре определяются через егоусловия. В-третьих, возникает вопрос: какие же права и обязанности следуетсчитать хозяйственными.
В законодательстве идоктрине ряда зарубежных стран известно понятие «торговая сделка». Вдореволюционной России практикой были установлены следующие признаки сделокторгового характера: 1) спекулятивность соглашения; 2) количество товаров,которые приобретаются лицом, превышает пределы обычного личного потребления, 3)двусторонность, то есть торговое значение соглашение имеет для обеих ее сторон;4) наличие кредита.
В проекте ГК Украинызакрепляется категория предпринимательского договора, в частности в ст. 55предусмотрено, что суд может по заявлению жены, совершеннолетних детей,родителей ограничить физическое лицо в праве заниматься предпринимательством,если она действует безрассудно, как мот. При удовлетворении такого заявлениясуд назначает над этим лицом попечителя. Лицо, которое ограничено в праве назанятие предпринимательством, может заключать предпринимательские договорытолько с согласия попечителя. Об этих договорах идет речь и в ч. 3 ст. 54 ГК,хотя они и не называются прямо предпринимательскими. Так, если физическое лицоначала предпринимательскую деятельность без государственной регистрации,заключив соответствующие договоры, она не имеет права оспаривать эти договорыиз тех соображений, что не является предпринимателем. Суд при разрешении спораможет применить к таким договорам правила об обязательствах, которые связаны спредпринимательской деятельностью, в частности, положив на предпринимателяответственность за нарушение обязательства и при отсутствии его вины (заисключением действия непреодолимой силы), как это предусмотрено ст. 640 проектаЦК.
В хозяйственном договоресочетаются как общие признаки, свойственные гражданско-правовому договору, таки особые черты. Такими особенностями являются:
1.субъектами этогодоговора являются юридические или физические лица, зарегистрированные вустановленном порядке как субъекты предпринимательской деятельности;
2.содержаниехозяйственного договора составляют условия, по которым передаются товары,выполняются работы или предоставляются услуги с целью совершения предпринимательскойдеятельности или для других целей, не связанных с личным (семейным, домашним)потреблением. Примером такого договора может быть договор международнойкупли-продажи товаров. По Венской конвенции ООН 1980 г. о договорахмеждународной купли-продажи товаров (статьи 1 и 2) эта конвенция применяется кдоговорам купли-продажи между сторонами, коммерческие предприятия которыхнаходятся в разных государствах, когда эти государства являются участникамиконвенции или когда согласно нормам международного частного права к нимприменяется право договаривающегося государства. Однако, эта конвенция неприменяется к продаже товаров, которые приобретаются для личного семейного илидомашнего использования, за исключением, если продавец в любое время до или в моментзаключения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются длятакого использования;
3.для некоторых видовхозяйственных договоров, в частности внешнеэкономических контрактов илибиржевых соглашений, может устанавливаться отдельный порядок их заключения(подписания), учета и регистрации (Указ Президента Украины «Об учете отдельныхвидов внешнеэкономических договоров (контрактов)» от 7 ноября 1994 г.);
4.определеннымиособенностями могут характеризоваться порядок исполнения или условия ответственностисторон по хозяйственному договору (например, ответственность предпринимателянезависимо от его вины в нарушении обязательства).
Учитывая приведенныепризнаки, хозяйственным следует считать такой гражданско-правовой договор,сторонами которого являются юридические или физические лица — субъектыхозяйствования и по которому передается имущество, выполняются работы илипредоставляются услуги с целью осуществления предпринимательской деятельностиили для других целей, не связанных с личным (семейным, домашним) потреблением.
Теория обязательственногоправа классифицирует хозяйственные договоры по нескольким критериям.
По субъектному составуразличают двух- и многосторонние договоры. Примером первого является поставкапродукции (стороны — поставщик и покупатель; ст. 245 Гражданского кодекса).Примером второго договора являются перевозки грузов: в нем принимают участиеперевозчик, грузоотправитель и грузополучатель — лицо, уполномоченное получитьгруз (ст. 358 Гражданского кодекса).
В зависимости отюридического основания заключения договора различают две разновидностихозяйственных договоров:
•хозяйственные договоры,которые заключаются на основании государственных заказов и содержание которыхдолжно отвечать этим заказам. Эти хозяйственные договоры определены ирегулируются как государственные контракты. Настоящие договоры это договорыпоставки продукции, выполнения работ, предоставления услуг тем потребителям,нужды которых финансируются за счет государства, и заказчиками в которыхвыступают центральные государственные органы (министерства, ведомства).Госконтракты объединяют в себя юридические свойства госзаказов (актовцентрализованного планирования) и собственно хозяйственных договоров. Особым ихпризнаком является то, что государство гарантирует оплату продукции, работ,услуг по государственным контрактам, а также то, что государство можетпредоставлять экономические льготы исполнителям настоящих договоров.Исполнители государственного контракта обеспечивают себяматериально-техническими ресурсами самостоятельно путем заключения прямыхдоговоров с предприятиями-поставщиками, государственными снабженческо-сбытовымии другими посредническими организациями. Исключение представляют отдельные видыресурсов, производство и потребление которых контролирует и централизованнораспределяет государство (см. Закон Украины «О поставках продукции длягосударственных нужд» от 22 декабря 1995 г.);
•хозяйственные договоры,которые заключаются на поставку продукции, выполнение работ, предоставлениеуслуг на основании хозяйственных намерений сторон, юридически выраженныеважными условиями договоров (регулированные договоры).
В зависимости от способавозникновения различают формальные, реальные и консенсуальные хозяйственныедоговоры. Для заключения формального хозяйственного договора необходимы двамомента: согласование волеизъявления сторон (консенсус) и выражение воли вопределенной (всеобще определенной законом) форме. Форма хозяйственныхдоговоров письменная, причем большей частью регулируется императивными нормами.Это их важный признак. Для заключения реального хозяйственного договоранеобходимо не только согласование воли сторон, а и передача вещи — объектадоговора. Консенсуальные договоры — это такие хозяйственные договоры, которыевозникают в момент реальных намерений сторон, недвусмысленно выраженных словамиили конклюдентными действиями. Консенсуальные хозяйственные договоры должныиметь письменную форму. По способу оферты и определения содержания различают:
•договоры присоединения.Это хозяйственные договоры, в которых одна сторона заведомо определяет важныеусловия будущего договора. Другой стороне остается или принять их, или невступать в договор (перевозка грузов, страхование и т.п.);
•договоры, содержаниекоторых стороны определяют при их заключении.
По смыслу важных условийразличают простые и сложные хозяйственные договоры. Простые договоры имеют всвоем тексте имущественные элементы лишь одного вида договора: поставки, мены,перевозка и др. В сложных хозяйственных договорах объединяются имущественные элементыдвух и больше договоров. Например, в договоре подряда на капитальноестроительство — поставка, подряд, имущественный наем.
По регулятивным функциямразличают:
•предыдущие и основныехозяйственные договоры. Предыдущий договор определяет условия, на которыестороны обязываются в определенный срок заключить хозяйственный договор(«договор о договоре»). Такой договор является необходимымотносительно тех хозяйственных отношений, в которых для заключения основногодоговора надо осуществить ряд действий, без которых его невозможно заключить(подряд на капитальное строительство сложного объекта);
•генеральные и текущиехозяйственные договоры. Первый заключается на весь период деятельности, котораярегулируется. Генеральный договор определяет важные условия сотрудничествасторон на протяжении всего периода осуществления соответствующей деятельности.Текущие договоры заключают на основании генерального договора как такие, чторассчитаны на определенные (короткие) промежутки времени. Текущие договоры, какправило, не включают условий, не предусмотренных генеральным договором, иначеэто был бы новый (отдельный) договор.
Нормативная классификацияхозяйственных договоров осуществляется по предметному признаку, т.е. взависимости от видов имущественных отношений, которые являются предметомсоответствующих договоров.
Их систему даетГражданский кодекс как основной закон о хозяйственных договорах (подраздел II«Отдельные виды обязательств» раздела ІІІ «Обязательственноеправо»). Гражданский кодекс систематизирует хозяйственные договоры вместес гражданскими.
По предметным признакамзакон различает хозяйственные договоры на передачу имущества в собственность(полное хозяйственное ведение, оперативное управление), на передачу имущества всрочное уплатное пользование, во исполнение работ, на перевозку грузов(транспортные хозяйственные договоры) и предоставление других хозяйственныхуслуг.

Список использованнойлитературы
1.Гражданский кодекс Украины.Научно-практический комментарий. / Саниахметова Н.А., Харитонов Е.О., ЧервоныйЮ.С. и др. / Под общей ред. Е.О.Харитонова. – Х.: Одиссей, 1999. – 848 с.
2.Гражданское право Украины. В 2частях. Часть 1. / Пушкин А.А., Самойленко В.М., Шишка Р.Б. и др. / Под ред.А.А.Пушкина, В.М.Самойленко. — Х.: Основа, 1996. — 440 с.
3.Закон Украины «Об ограничениимонополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательскойдеятельности»
4.Основи економічної теорії:політекономічний аспект. За ред. Климка Г. К.: Знання, 2004.
5.Політична Економія. За ред… д.е.н.Башнянина Г.І., Навчальний посібник. Видавець СПД ФО В.М. Піча « Магноліяплюс», Львів-2006.
6.Саниахметова Н.А. «Защита правпредпринимателей в Украине». Харьков, «Одиссей» 1998.
7.Саниахметова Н.А. «Новое взаконодательстве Украины о предпринимательстве и его защите». Киев «Блиц — Информ» 1996.
8.Хозяйственный кодекс Украины — Харьков: Одиссей, 2004. — 252 с.
9.Цивільне право України. Книгаперша.: Підручник. У 2 книгах. / Боброва Д.В., Дзера О.В., Довгерт А.С. таінші. / За ред. О.В.Дзери та Н.С.Кузнєцової. — К.: Юрінком Інтер, 1999. – 864с.
10.Цивільне право. Загальна частина./ Підопригора О.А., Боброва Д.В., Дзера О.В. та інші / Під ред. ПідопригориО.А., Бобрової Д.В. — К., 1995. – 416 с.
11.Цивільний кодекс України. Проект уредакції від 25 серпня 1996 року. // Українське право. — 1996. — №2(4). – С.32-523.
12.Экономика Украины №6, 2006, стр.31-40