1. Историястановления хозяйственных судов в Республике Беларусь
Системасудебных органов в Беларуси складывалась постепенно, но в завершенном видесформировалась в XVI в., когда создаются и получают законодательное закреплениетакие суды, как земские, подкоморские и Главный суд. Что же касается другихсудов, действовавших в XVI в., то они были созданы значительно раньшеи вместе с вновь учрежденными судами составили довольно прогрессивную и своеобразнуюсудебную систему Великого княжества Литовского, которая пережила существованиеэтого государства и действовала в несколько измененном виде в Беларуси вплотьдо 1830 г. Законодательство Великого княжества Литовского явилосьсущественным продвижением на пути решения вопроса о формировании судебныхорганов. Наиболее значимыми памятниками права Великого княжества Литовского являютсястатуты (1529, 1566, 1588). Важное значение в Статуте 1588 года придавалосьсозданию справедливого суда. Следует отметить, что соответствующие структуры сболее-менее близкой сегодняшним хозяйственным судам компетенцией действовали непостоянно. После того как в результате третьего раздела Речи Посполитой всостав России была включена вся Беларусь (1795 г.), именным Указом императораНиколая Iот 14 мая 1832 г. были учреждены коммерческие суды и Устав их судопроизводства.К компетенции коммерческого суда были отнесены все споры и иски по торговымоборотам, по векселям, договорам и обязательствам, а также все дела о торговой несостоятельности.
После 1917 г.эволюция организационно-правовых механизмов разрешения экономических споровносила извилистый и разветвленный характер, т.е. споры рассматривали различныеинстанции и органы. В годы Гражданской войны, в период военного коммунизмадействовал административный порядок разрешения хозяйственных споров.
Переход кНЭПу потребовал отказа от административного способа разрешения хозяйственныхспоров. В 1922 г. при СТО (Совет Труда и Обороны) были образованыАрбитражная комиссия и арбитражные комиссии при ЭКОСО (областные и губернскиеэкономические совещания). В 1931 г. был учрежден Государственный арбитражСССР. Положение о нем исключало из компетенции Государственного арбитража спорымежду хозяйственными органами одного ведомства, чем было положено началосозданию ведомственных арбитражей. Компетенция Государственного арбитражаменялась (то усложнялась, то упрощалась), т.е. на рассмотрение органовГосударственного арбитража передавались споры самого различного рода ихарактера.
17.01.74 г. СоветМинистров СССР принял постановление «О дальнейшем совершенствовании организациии деятельности органов Государственного арбитража» – Госарбитраж преобразован всоюзно-республиканский орган.
Системахозяйственных судов Республики Беларусь пришла на смену государственным иведомственным арбитражам.
05.06.91 г. ВерховныйСовет Белорусской ССР принял Закон Белорусской ССР «О хозяйственном судеБелорусской ССР» (введен в действие 01. 07. 91 г.). Одновременно былиликвидированы Государственный арбитраж, арбитражи министерств, госкомитетов иведомств.
Процессуальнойосновой деятельности хозяйственных судов стал Хозяйственный процессуальныйкодекс Белорусской ССР, принятый Верховным Советом Белорусской ССР 5 июня 1991 г.и введенный в действие с июля 1991 г.
Заменаарбитражей судами предопределялась новыми условиями развития государства, прикоторых основными регуляторами экономических отношений становились закон идоговор. Поэтому необходимо было создать суды, которые с учетом положительногоопыта, накопленного государственным арбитражем (оперативность рассмотренияспоров, специфика правоотношений, эффективное воздействие на хозяйственныеотношения, преемственность кадров и т.д.), на строгой процессуальной основеразрешали бы экономические споры, предоставляя при этом спорящим сторонамравные возможности для защиты своих интересов.
В последующиегоды Хозяйственный процессуальный кодекс 1991 г. был дополнен многиминовыми принципиальными положениями.
В январе 1995 г.главой государства был подписан принятый Верховным Советом Республики БеларусьЗакон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». В немотмечается, что судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и инымисудами, предусмотренными законами Республики Беларусь (ст. 1).
Дальнейшееразвитие система хозяйственных судов получила в декретах и указах ПрезидентаРеспублики Беларусь, итоговых документах съездов судей Республики Беларусь,постановлениях Правительства Республики Беларусь.
В целяхповышения оперативности рассмотрения дел, улучшения организационногоруководства хозяйственными судами в 1997 г. был создан Президиум ВысшегоХозяйственного Суда Республики Беларусь, определен его численный состав. Этотвопрос решен в Декрете Президента Республики Беларусь от 29.09.97 г. №17«Об образовании Президиума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь».
УказомПрезидента Республики Беларусь от 08.10.97 г. №507 «О создании Службысудебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь» в целяхобеспечения оперативности и эффективности исполнения решений хозяйственныхсудов с 1 января 1998 г. создана Служба судебных исполнителей хозяйственныхсудов.
С 1.01.99 г.в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10.09.98 г. №540«О создании хозяйственного суда г. Минска» создан хозяйственный суд г. Минска.
И, наконец, новый Хозяйственный процессуальный кодексРеспублики Беларусь, принятый Палатой представителей Национального собранияРеспублики Беларусь 11.11.98 г., одобренный Советом РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь 26.11.98 г. был подписанПрезидентом Республики Беларусь 15.12.98 г. (далее – ГПК).
Всоответствии со ст. 315 ХПК он вступил в силу через 6 месяцев послеопубликования, т.е. 6 ноября 1999 г.
Принятиенового ХПК диктовалось многими объективными обстоятельствами. В старом ХПК 1991 г.было достаточно слабых (наряду со многими достоинствами) мест, затрудняющих егоприменение, снижающих эффективность судебной защиты прав юридических лиц играждан. Кроме того, многие нормы ХПК 1991 г. необходимо было приводить всоответствие с Основным Законом страны (Конституцией Республики Беларусь 1994 г.с изм. и доп. 1996 г.). Необходимость в новом ХПК диктовалась имеждународными обязательствами Республики Беларусь. В ст. 12 Устава СоюзаБеларуси и России одной из задач называется унификация и согласованное развитиезаконодательства государств – участников Союза. Много положений Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации, введенного с 01.07.95 г.,выгодно отличались от положений ХПК 1991 г.2. Система,состав и структура хозяйственных судов
Система иструктура хозяйственных судов Республики Беларусь установлена ЗакономРеспублики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» (п. 3 списканормативных актов).
/>
ВысшийХозяйственный Суд Республики Беларусь (далее – ВХС) возглавляет системухозяйственных судов, несет ответственность за выполнение задач, возложенных нахозяйственные суды, а также организацию, состояние и совершенствование ихдеятельности. Является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных(экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами,осуществляет судебный надзор за их деятельностью.
ПолномочияВХС (ст. 13 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь»)следующие:
¾ рассматриваетв первой инстанции дела, отнесенные ХПК к его подсудности;
¾ рассматриваетдела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные актыхозяйственных судов;
¾ пересматриваетпо вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силусудебные акты;
¾ обращаетсяв Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений всоответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 116 Конституции РеспубликиБеларусь;
¾ изучаети обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства,регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной(экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
¾ разрабатываетпредложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения всфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
¾ осуществляетпроверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателейи судей, изучает и распространяет положительный опыт работы;
¾ ведетсудебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах;
¾ осуществляетмеры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, втом числе, по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения, еслииное не предусмотрено законодательными актами;
¾ решаетв пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международныхдоговоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранныхгосударств;
¾ осуществляетиные полномочия, предоставленные ему Конституцией Республики Беларусь и другимизаконодательными актами.
По вопросамвнутренней деятельности хозяйственных судов в Республике Беларусь ивзаимоотношений между ними ВХС принимает правовые акты, обязательные дляхозяйственных судов.
Структура ВХСутверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15.01.97 г. №63 «Обутверждении структуры Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь иструктуры аппарата Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь»):
¾ руководство– Председатель ВХС, первый заместитель и два заместителя, которые одновременноявляются судьями;
¾ судьи,которые в свою очередь образуют Президиум ВХС, коллегию по решению споров иколлегию по проверке законности решений хозяйственных судов.
Структурааппарата ВХС:
¾ секретариат;
¾ управлениезаконодательства и международных отношений;
¾ управлениеорганизационной работы и обобщения судебной практики;
¾ управлениефинансово-экономического и хозяйственно-технического обеспечения;
¾ отделинформации;
¾ отделкадров с учебным центром.
Всоответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.98 г. №434предусматривается возможность создания в Высшем Хозяйственном Суде РеспубликиБеларусь нескольких коллегий по разрешению споров, а в структуре аппаратасозданы: управление по обеспечению надзора и обобщению судебной практики,управление организационной и кадровой работы. Отдел организации и контроля заисполнением судебных решений преобразован в управление контроля за исполнениемсудебных решений.
Всоответствии со ст. 26 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь»для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным сформированием практики применения законодательства и разработки предложений поего совершенствованию, при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь созданнаучно-консультативный совет. Состав научно-консультативного совета и положениео нем утверждает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (п. 6списка литературы). Пленум ВХС решает важнейшие вопросы деятельностихозяйственных судов.
/>
В заседанияхПленума ВХС вправе принимать участие:
¾ ПрезидентРеспублики Беларусь и его представители;
¾ Председателипалат Национального собрания Республики Беларусь и их заместители;
¾ Премьер-министрРеспублики Беларусь и его заместители;
¾ ПредседательКонституционного Суда Республики Беларусь и его заместители;
¾ ПредседательВерховного Суда Республики Беларусь и его заместители;
¾ Генеральныйпрокурор Республики Беларусь и его заместители;
¾ ПредседательКомитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместители;
¾ Министрюстиции Республики Беларусь и его заместители.
В заседанияхПленума ВХС по приглашению Председателя ВХС могут участвовать судьи испециалисты аппаратов хозяйственных судов, иных государственных органов,научных учреждений, других организаций, члены научно-консультативного советапри Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, а также граждане.
ПолномочияПленума ВХС изложены в ст. 15 Закона «О хозяйственных судах в РеспубликеБеларусь». Пленум ВХС принимает постановления по вопросам, отнесенным к егополномочиям в соответствии с законодательством. Пленум ВХС созываетсяПредседателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, а в егоотсутствие – первым заместителем Председателя по мере необходимости, но не режеодного раза в четыре месяца. О времени созыва Пленума ВХС и вопросах, выносимыхна его рассмотрение, уведомляются члены Пленума ВХС и представители, имеющие правопринимать участие в его работе.
ПостановленияПленума ВХС принимаются открытым голосованием большинством голосов от общегочисла участвующих в заседании членов Пленума ВХС. Члены Пленума ВХС не вправевоздерживаться от голосования при принятии решений. Постановления Пленума ВХСподписываются председательствующим на заседании и секретарем Пленума ВХС.Правила подготовки, порядок проведения заседаний Пленума ВХС, оформления егоактов и контроля за их выполнением устанавливаются Регламентом Пленума ВХС, утверждаемымПленумом ВХС.
/>
ПредседательВХС, первый заместитель и заместители Председателя ВХС входят в составПрезидиума ВХС – по должности (С. рис. 4). Количественный и персональныйсостав Президиума ВХС утверждается Президентом Республики Беларусь по представлениюПредседателя ВХС.
ПолномочияПрезидиума ВХС определены в ст. 18 Закона «О хозяйственных судах вРеспублике Беларусь». В заседаниях Президиума ВХС вправе принимать участиеГенеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители. По приглашениюПредседателя ВХС в заседании Президиума ВХС могут принимать участие судьи испециалисты аппаратов хозяйственных судов, иные лица. Президиум ВысшегоХозяйственного Суда Республики Беларусь принимает постановления по вопросам,отнесенным к его полномочиям.
Президиум ВХСсозывается председателем ВХС, а в его отсутствие – первым заместителемПредседателя. Президиум ВХС правомочен решать вопросы при наличии большинствачленов Президиума ВХС. Постановления Президиума ВХС принимаются открытымголосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членовПрезидиума ВХС и подписываются председательствующим на заседании. ЧленыПрезидиума ВХС не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.Правила подготовки, порядок проведения заседаний Президиума, оформления егорешений и контроля за их выполнением устанавливаются Регламентом ПрезидиумаВХС, утверждаемым Пленумом ВХС.
В ВысшемХозяйственном Суде из числа судей создаются судебные коллегии, персональныесоставы которых утверждаются Пленумом ВХС. Судебные коллегии возглавляют ихпредседатели – заместители председателя ВХС (ст. 20 Закона «О хозяйственныхсудах в Республике Беларусь»). Полномочия судебных коллегий ВХСрегламентированы ст. 21 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь».
Порядокпроведения заседаний судебных коллегий, принятия ими решений, контроль за ихисполнением определяется ХПК, а также регламентами судебных коллегий,утверждаемыми Пленумом ВХС. Полномочия Председателя ВХС и заместителейПредседателя установлены в ст. 23 – 25 Закона «О хозяйственных судах вРеспублике Беларусь».
Что касаетсясостава хозяйственного суда области, то он состоит из судей этого суда, в томчисле председателя и его заместителей. Хозяйственный суд области действует всоставе:
1) судебныхколлегий;
2) кассационнойинстанции;
3) надзорнойинстанции.
Полномочияхозяйственного суда определены в ст. 29 Закона «О хозяйственных судах вРеспублике Беларусь». В хозяйственном суде области могут создаваться судебныеколлегии, в том числе специализированные, для рассмотрения отдельных категорийдел и для проверки законности не вступивших в законную силу судебных актов, атакже могут образовываться из числа судей этого суда судебные составы длярассмотрения отдельных дел. Судебные коллегии и судебные составы формируютсяпредседателем хозяйственного суда области.
Вхозяйственных судах дела по первой инстанции рассматриваются, как правило,единолично. По решению председателя хозяйственного суда или его заместителялюбое дело может быть рассмотрено коллегиально. Все дела в кассационныхинстанциях хозяйственных судов областей и приравненных к ним судов, а также внадзорных инстанциях Высшего Хозяйственного Суда рассматриваются коллегиально.3. Задачии функции хозяйственных судов
Хозяйственныесуды являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии сКонституцией в пределах своей компетенции правосудие в области экономическихотношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физическихлиц, в том числе иностранных, а в случаях, предусмотренных законодательнымиактами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.
Основнымизадачами хозяйственного суда являются (ст. 3 Закона «О хозяйственных судахв Республике Беларусь»):
1) обеспечениезащиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сферепредпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путемосуществления правосудия;
2) обеспечениеправильного и единообразного применения законодательства при осуществленииправосудия;
3) содействиеукреплению законности и предупреждению правонарушений в сферепредпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Защитанарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, иныхорганизаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственнойдеятельности начинает осуществляться со стадии возбуждения любого дела инаходит свою окончательную реализацию в решении хозяйственного суда.
Именнопосредством вынесения решения хозяйственный суд осуществляет защиту прав сторони третьих лиц. В случае удовлетворения иска защиту в судебном решении получаютнарушенные или оспоренные ответчиком права истца, которые могут быть вдальнейшем реализованы принудительно в стадии исполнения судебного решения, вслучае отказа в иске – права ответчика, нарушенные предъявлениемнеосновательных требований.
Задачахозяйственных судов – обеспечение правильного и единообразного применениязаконодательства при осуществлении правосудия – достигается правильным и точнымприменением материального и процессуального права, тщательной подготовкой дел ксудебному разбирательству, четкой организацией судебной деятельности.
Содействиеукреплению законности и предупреждению правонарушений хозяйственный судосуществляет в течение всего процесса рассмотрения дела, при вынесении решения,осуществлении в иных формах защиты прав и законных интересов юридических лиц,иных организаций и граждан. Кроме того, хозяйственный суд вправе вынестичастное определение, если в судебном заседании будут установлены случаинарушения законодательства (ст. 169 ХПК).
Установив прирассмотрении дела несоответствие акта соответствующего государственного органалибо иного органа Конституции Республики Беларусь или другим законодательнымактам, имеющим большую юридическую силу, хозяйственный суд принимает решение всоответствии с правовыми нормами и ставит в установленном порядке вопрос опризнании соответствующего нормативного акта неконституционным либо принимаетмеры по признанию ненормативного акта недействительным, чем также способствуетсодействию законности и предупреждению правонарушений (ст. 15 ХПК).Порядок признания данного нормативного акта неконституционным установленпостановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 29.10.97 г.№37 «О порядке подготовки вопросов по обращениям в Конституционный Суд РеспубликиБеларусь с предложением о проверке конституционности нормативных актов». Актыненормативного характера могут быть признаны недействительными хозяйственнымсудом по заявлению заинтересованных лиц, о чем суд им должен разъяснить.
Меры,принимаемые хозяйственным судом для предупреждения нарушений законности идоговорных обязательств, закреплены также в ст. 33 Закона «О хозяйственныхсудах в Республике Беларусь». В частности, хозяйственный суд ведет анализданных и материалов, характеризующих причины нарушений законодательства вэкономических отношениях, разрабатывает и принимает меры в пределах своейкомпетенции по их устранению, вправе рассматривать дела в выездных заседаниях,ведет пропаганду хозяйственного законодательства, информирует в установленномпорядке Президента Республики Беларусь, Палату представителей и СоветРеспублики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров РеспубликиБеларусь, другие заинтересованные государственные органы о нарушенияхзаконодательства, допускаемых в экономических отношениях.
Перечисленныезадачи хозяйственный суд выполняет в установленном процессуальным закономпорядке.
Для решениязадач хозяйственные суды выполняют организационно связанные между собойфункции:
1) разрешаютвозникающие в процессе хозяйственной деятельности споры;
2) предупреждаютнарушение законодательства;
3) ведутстатистический учет и осуществляют анализ статистических данных о своейдеятельности;
4) осуществляютмеждународные связи в установленном порядке.4. Статуссудьи хозяйственного суда. Права и обязанности
Данный вопроснеобходимо рассматривать, используя основные положения Закона Республики Беларусь«О судоустройстве и статусе судей» (см. п. 4 в списке нормативных актов),Закон Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» (см. п. 3в списке нормативных актов), т.е. статус судей в Республике Беларусьопределяется указанными нормативными актами законодательства, а такжеКонституцией Республики Беларусь.
Носителямисудебной власти в Республике Беларусь являются судьи. Согласно ст. 59Закона «О судоустройстве и статусе судей», судьями являются лица, наделенные вустановленном законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия. Судьейхозяйственного суда является лицо, наделенное в конституционном порядкеполномочиями по осуществлению правосудия в сфере предпринимательской и инойхозяйственной (экономической) деятельности и исполняющее свои обязанности напрофессиональной основе (ст. 5 Закона «О хозяйственных судах в РеспубликеБеларусь»).
Судьи всехсудов в Республике Беларусь обладают единым статусом. Особенности статусаотдельных категорий судей могут определяться законодательством РеспубликиБеларусь.
Основныекритерии статуса:
1) требования,предъявляемые к судьям;
2) требованияк кандидатам на должность судьи;
3) полномочиясудей (права и обязанности);
4) лишениесудебных полномочий и освобождение судей от исполнения своих обязанностей.
Другиевопросы статуса судей:
1) квалификационнаяаттестация судей;
2) отставкасудьи;
3) материальноеи социальное обеспечение судей;
4) мерыправовой и социальной защиты судей, ее гарантии.
Требования,предъявляемые к судьям, определены в Законе «О судоустройстве и статусе судей».При осуществлении судебной власти судьи должны неукоснительно соблюдатьКонституцию и Законы Республики Беларусь, быть справедливыми и непредвзятыми.При исполнении своих обязанностей, а также в неслужебных отношениях судьидолжны избегать всего, что принижает авторитет судебной власти, достоинствосудьи. Судья не может заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме научнойили педагогической, не связанной с занятием штатных должностей, быть депутатом,осуществлять предпринимательскую деятельность, принадлежать к политическимпартиям и массовым движениям.
Требования,предъявляемые к кандидатам на должность судьи хозяйственного суда, определены вЗаконе «О хозяйственных судах в Республике Беларусь». Судьей хозяйственногосуда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста,имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридическойспециальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядкестажировку на протяжении двух лет, не совершивший порочащих его поступков,сдавший в установленном порядке квалификационный экзамен и получившийрекомендацию квалификационной коллегии судей хозяйственных судов. При этомсудьей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь может быть гражданинРеспублики Беларусь, имеющий стаж работы по юридической специальности не менеепяти лет. Существует отбор кандидатов на должность судьи хозяйственного суда.Этот вопрос регламентирован в ст. 7 Закона «О хозяйственных судах вРеспублике Беларусь».
Полномочия судей (их права и обязанности) определены вЗаконе «О судоустройстве и статусе судей».
Судьи имеют следующие властные полномочия:
¾ требовать от должностных лиц и гражданисполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на судьюзаконом обязанностей;
¾ вносить представления в государственныеорганы, предприятия, учреждения, организации об устранении нарушений закона илипричин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
¾ ставить в установленном законом порядкевопрос перед Конституционным Судом о проверке конституционности нормативногоакта;
¾ запрашивать информацию отгосударственных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лици граждан.
Судьи при осуществлении правосудия обязаны точно исполнятьтребования законов, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемыхзаконом интересов юридических лиц, быть справедливыми и беспристрастными.
Особенностьюстатуса судей хозяйственных судов является то, что их полномочияприостанавливаются на основании заключения квалификационной коллегии судейхозяйственных судов приказом Председателя Высшего Хозяйственного СудаРеспублики Беларусь при наличии одного из следующих оснований:
1. Признаниесудьи безвестно отсутствующим решением общего суда, вступившим в законную силу.
2. Вустановленном законом порядке дано согласие на привлечение судьи к уголовнойответственности или на заключение под стражу.
3. Участиесудьи в избирательной кампании в качестве кандидата в депутаты или на другиевыборные государственные должности.
Решение овозобновлении полномочий судьи принимает Председатель Высшего ХозяйственногоСуда Республики Беларусь на основании заключения квалификационной коллегиисудей хозяйственных судов после отпадения оснований для приостановленияполномочий судьи.
Полномочиясудьи могут быть прекращены лишь на основании и в порядке, предусмотренном иустановленном законом. В ст. 72 Закона «О судоустройстве и статусе судей»указывается, что судьи могут быть лишены своих полномочий за умышленное нарушениезаконности или совершения порочащего поступка, несовместимые с их высокимзванием, и не иначе как по решению органа, избравшего или назначившего их, атакже в связи со вступившим в силу обвинительным приговором суда в отношенииих.
Как особоеоснование для прекращения полномочий судьи следует рассматривать его отставку.Смысл данного института – поднять престиж служителей правосудия. Лица,выходящие в отставку сохраняют права и гарантии, установленные для судей законом.Судья, проработавший в должности судьи не менее 20-ти лет, вправе выйти вотставку по личному желанию независимо от возраста и причин ухода. Судья такжесчитается в отставке в связи с окончанием срока его полномочий, за исключениемслучаев назначения на новый срок.
Законпредусматривает также освобождение судей от исполнения обязанностей по рядуоснований, а именно:
1) посостоянию здоровья, препятствующему продолжению работы;
2) всвязи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом (с ихсогласия) на другую работу;
3) поистечении пятилетнего срока работы в должности судьи (для лиц, назначаемыхвпервые) в связи с отказом в назначении судьи бессрочно;
4) позаключению квалификационной коллегии судей о невозможности дальнейшегонахождения на должности судьи;
5) пособственному желанию;
6) всвязи с утратой гражданства Республики Беларусь.
Такимобразом, порядок назначения судей хозяйственных судов такой же, как и для судейобщих судов. Председателя Высшего Хозяйственного Суда назначает ПрезидентРеспублики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собранияРеспублики Беларусь. Другие судьи хозяйственных судов назначаются непосредственноПрезидентом Республики Беларусь (п. 8,9,10, ст. 84 КонституцииРеспублики Беларусь). Судьи хозяйственных судов исполняют свои обязанностибессрочно, кроме назначенных на должность впервые. Судьи, назначенные надолжность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.
Основныечерты статуса судей: недопустимость вмешательства в деятельность судей;неприкосновенность судей; несменяемость судей. Данные черты законодательнозакреплены на уровне Конституции. Ст. 110 Конституции Республики Беларусьгласит: «Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются толькозакону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудиянедопустимо и влечет ответственность по закону».
Независимостьсудей означает, что судьи решают переданные им дела самостоятельно,беспристрастно, на основании исследованных в судебном заседании доказательств ив точном соответствии с законом без какого-либо давления, угроз иливмешательства. Подчинение судей только закону является необходимым условиемобъективности правосудия. Для выполнения своих задач суды наделяютсясоответствующими полномочиями. Судебная процедура служит весомой гарантиейвсестороннего, объективного и полного рассмотрения всех вопросов судебногохарактера и одновременно ограждает суды от какого-либо неправомерноговмешательства в процесс отправления правосудия.
Примерныйперечень правовых средств обеспечения независимости судей провозглашается вОсновных принципах независимости судебных планов, принятых V Конгрессом ООН по предупреждениюпреступности и обращению с правонарушителями (Милан, 1985 г.). В нем, вчастности, отмечается, что каждое государство обязано представлять необходимыесредства, позволяющие судам надлежащим образом выполнять свои функции. Согласноч. 3 ст. 9 Закона «О судоустройстве и статусе судей в РеспубликеБеларусь» независимость судей обеспечивается установленным порядком ихизбрания, назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридическойпроцедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесениипостановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью занеуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданиемнеобходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а такжематериальным и социальным обеспечением судей.
В целяхобеспечения законного и обоснованного разрешения судебных дел не допускаетсякакое бы то ни было давление на судей со стороны любых государственных органов,должностных лиц, депутатов, средств массовой информации и отдельных граждан.Исключается также возможность направления в адрес судов всякого рода обращенийи резолюций с требованиями осудить «по всей строгости закона» и т.п.
Средстваммассовой информации запрещается предрешать в своих сообщениях результатысудебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействоватьна суд или судью.
Одной изсущественных гарантий независимых судей является их неприкосновенность. Судьяне может быть привлечен к уголовной ответственности без согласияквалификационной коллегии судей и органа, который избрал его либо назначил.
Согласно ст. 65«О судоустройстве и статусе судей» в отношении судьи не допускается задержание,привод, личный досмотр, применение мер административного взыскания. Судья ненесет какой-либо ответственности за высказанные им при осуществлении правосудиясуждения и принятое решение за исключением случаев, когда вступившим в законнуюсилу приговором суда будет установлена его виновность в совершенномпреступлении.
Уголовноедело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокуроромРеспублики Беларусь. Такое дело подсудно Верховному Суду Республики Беларусь.
Отличительнойчертой статуса судей является их несменяемость. Под ней понимается избрание(назначение) судей на неограниченный срок, т.е. бессрочно.
Несменяемостьсудей также означает, что судьи не подлежат переводу без их согласия и ихполномочия не могут быть прекращены иначе, чем по закону.
хозяйственный суд процесс судья5. Принципыхозяйственного процесса
Системапринципов хозяйственного судопроизводства – сердцевина хозяйственного процесса,выражающая его сущность. Говорят, что принцип – это фундамент, или несущаяконструкция, хозяйственного (как и любого другого) судопроизводства.
Принципы –основные директивы (указания) законодателя участникам хозяйственного процесса исуду, призванные обеспечить правильное, своевременное рассмотрение и разрешениесудебных дел, защиту прав и охраняемых законом интересов юридических лиц играждан–предпринимателей. Принципы хозяйственного судопроизводства закрепляютсяне только в Хозяйственном процессуальном кодексе, а, в первую очередь, вположениях Конституции Республики Беларусь, Законе «О судоустройстве и статусесудей в Республике Беларусь», Законе «О хозяйственных судах в РеспубликеБеларусь», Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основныхсвободах человека (см. п. 22 в списке нормативных актов) и др.
Принципыхозяйственного процесса взаимообусловлены и подкрепляют друг друга, обеспечиваягармоничное развитие процесса по делу. Принципы хозяйственного судопроизводстваи лежащие в их основе правовые идеи имеют большое значение для законодателя,для юридически заинтересованных в исходе дела лиц, для суда, а также дляученых, занимающихся проблемами хозяйственного процесса. Законодателю жепринципы помогают правильно конструировать процессуальные нормы; сторонам идругим, юридически заинтересованным в исходе дела лицам, суду – правильно ихпонимать и соблюдать или применять, ученым – правильно истолковывать имеющиесянормы и предлагать новые. Исходя из принципов хозяйственного судопроизводства,решаются дела в случаях пробелов в процессуальном законе, дополняется исовершенствуется все процессуальное законодательство.
Ученыепо-разному определяют количественный состав принципов, их содержание изначение. Возможна различная классификация принципов:
1. Поправовому источнику, в котором закреплено содержание принципа (конституционные,отраслевые).
2. Посфере действия (общеправовые, межотраслевые, отраслевые).
3. Пофункциональному признаку (судоустройственные и судопроизводственные) и т.д.
Принципыхозяйственного процесса:
1. Принципзаконности.
2. Принципосуществления правосудия только хозяйственным судом.
3. Принциправенства перед законом и хозяйственным судом.
4. Принципправа на юридическую помощь.
5. Принципединоличного и коллегиального рассмотрения дел в хозяйственном суде.
6. Принципнезависимости судей и подчинения их только закону.
7. Принципгласности судебного разбирательства.
8. Принципгосударственного языка судопроизводства.
9. Принципобязательности судебных постановлений.
10. Принциправноправия и состязательности сторон.
11. Принципдиспозитивности.
12. Принципнепосредственности и непрерывности.
Принцип законности. Хозяйственные суды –это органы, осуществляющие правосудие. Законность в деятельности хозяйственныхсудов означает полное соответствие всех судебных актов и процессуальныхдействий, совершаемых судом и участниками процесса при рассмотрении иразрешении экономических и иных споров нормам материального и процессуальногоправа, т.е. закону. Суды обязаны осуществлять правосудие на основе Конституциии принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Если при рассмотренииконкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции,он ставит в установленном порядке вопрос о признании нормативного актанеконституционным (полностью или частично). Нормативные акты и их отдельные положения,признанные неконституционными, утрачивают силу.
В случаерасхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом, законимеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа былипредоставлены законом. Подзаконные нормативные акты должны соответствоватьзаконодательным актам.
В случаеотсутствия нормы права, регулирующей спорные отношения, суд применит нормуправа, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такойнормы суд, разрешая спор, исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательстваРеспублики Беларусь (аналогия права).
Решение судаявляется законным, если при вынесении его правильно применены подлежащиеприменению нормы материального и процессуального права. Решение незаконно, еслисуд, в частности, не применил или неправильно применил подлежащую применениюнорму материального права. Разумеется, суд должен при этом правильноистолковывать соответствующий нормативный акт. Но неправильное толкованиепримененной нормы права влечет за собой признание решения незаконным не само посебе, а потому, что приводит к неправильному применению этой нормы.
Важнойгарантией осуществления принципа законности является производство порассмотрению судебных актов в кассационной инстанции, в порядке надзора и повновь открывшимся обстоятельствам, а также норма, в силу которой судьи прирассмотрении споров независимы и подчиняются только закону.
Рассмотрениедел в кассационной инстанции, установление прокурорского и судебного надзора,возобновление дела по вновь открывшимся обстоятельствам способствуютосуществлению принципа законности. Принцип законности выражается в обязанностиучастников процесса соблюдать требования Хозяйственного процессуальногокодекса, т.е. лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, вслучае неисполнения которых наступают последствия, предусмотренные ХПК идругими законодательными актами. Принцип законности пронизывает всехозяйственное судопроизводство от начала (правового обоснования иска) дозавершения защиты (исполнения решения). Все процессуальные действия суда иучастников процесса должны совершаться в полном соответствии с этим принципом.
Принципосуществления правосудия только хозяйственным судом. Норма Хозяйственногопроцессуального кодекса, закрепляющая данный принцип, развивает конституционноеположение о принадлежности судебной власти в Республике Беларусь судам ипостроении системы судов на принципах не только территориальности, но испециализации (ст. 109 Конституции).
Хозяйственныесуды как специально созданные для осуществления правосудия государственныеорганы осуществляют правосудие путем разрешения в строго определенном порядке ссоблюдением установленных форм хозяйственных (экономических) споров, возникающихиз гражданских, административных и иных правоотношений. Рассмотрение некоторыхэкономических споров третейскими судами, а также административными органами(например, земельных споров) не является правосудием. Только хозяйственные судырасполагают максимальными возможностями успешного правоприменения, вынесения законныхи обоснованных решений. Правосудие при этом является высшей и окончательнойформой юрисдикции, так как решения суда обязательны для всех лиц на территорииРеспублики Беларусь и не могут быть отменены иными государственными органами.
Принциправенства перед законом и хозяйственным судом. Этот принцип также вытекает из положенийКонституции Республики Беларусь о том, что все равны перед законом и имеютправо на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22). Различия дляюридических лиц по форме собственности (государственная или частная), местунахождения, подчиненности, характеру деятельности, а для граждан – попроисхождению, социальному и имущественному положению и другим обстоятельствам невлекут никаких процессуальных последствий. Возбуждение дела, его рассмотрение,исполнение судебных актов и другие процессуальные действия осуществляются поединым правилам, которые обязательны для всех: как для лиц, участвующих в деле,так и для хозяйственных судов Республики Беларусь.
Принциправенства юридических лиц и граждан перед хозяйственным судом и закономпроявляется в хозяйственном судопроизводстве в том, что все граждане июридические лица, занимая положение соответствующего участника процесса,пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальныеобязанности на всех стадиях процесса. Хозяйственный суд при рассмотрении делодинаково применяет законодательство при установлении прав и обязанностей(материально-правовых и процессуальных) участников спорного правоотношения. Всоответствии с нормами Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусьпринцип равенства юридических лиц и граждан – индивидуальных предпринимателейперед законом и хозяйственным судом действует на всех стадиях процесса.
Право на юридическуюпомощь. Конституция Республики Беларусь (ст. 62) установила, что каждыйимеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, вт. ч. право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своихпредставителей в суде, иных государственных органах, органах местногоуправления и в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказываетсяза счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи вРеспублике Беларусь запрещается.
Раскрываяэтот конституционный принцип, Хозяйственный процессуальный кодекспредусматривает возможность оказания юридической помощи при ведении дел вхозяйственных судах через адвокатов и своих представителей (см. гл. 6 ХПК)в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.06.93 г. «Об адвокатуре»и др. Из содержания ст. 62 Конституции и ст. 12 Хозяйственногопроцессуального кодекса вытекает, что юридическая помощь может оказываться на любойстадии хозяйственного судопроизводства.Единоличное и коллегиальноерассмотрение дел. В соответствии со ст. 113 Конституции дела в судахрассматриваются коллегиально, а в случаях, предусмотренных законом, –единолично судьями. В силу ст. 6,18 Хозяйственного процессуального кодексадела по первой инстанции во всех хозяйственных судах Республики Беларусьрассматриваются по общему правилу единолично председателем, заместителемпредседателя или судьей соответствующего хозяйственного суда. Председательхозяйственного суда или его заместитель вправе создать для рассмотрения дела попервой инстанции коллегиальный состав хозяйственного суда.
В отличие отАрбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Хозяйственныйпроцессуальный кодекс не содержит указания на категории дел, подлежащихобязательному коллегиальному рассмотрению. Принцип коллегиального рассмотрениядел является общим правилом для кассационной инстанции хозяйственного судаобласти и приравненного к нему суда, а также надзорных инстанций ВысшегоХозяйственного Суда.
Нарушениепринципа коллегиальности при рассмотрении дел является основанием для отменысудебных актов (ст. 189, 216 ХПК). Подведомственные хозяйственным судамдела рассматриваются только профессиональными судьями. Участие народных илиприсяжных заседателей Хозяйственный процессуальный кодекс не предусматривает (вотличие от арбитражного законодательства Российской Федерации)./>/>Принцип независимости судей и подчинения их только закону. Конституционный принципнезависимости судей при осуществлении правосудия (ст. 60 и 110Конституции) закреплен также в законе «о судоустройстве и статусе судей вРеспублике Беларусь» (ст. 9).
Этот принципозначает, что судьи хозяйственных судов при осуществлении правосудия, т.е. приисполнении своих судейских обязанностей независимы, самостоятельны и должныподчиняться в своей деятельности только закону. Судья хозяйственного суда прирассмотрении дел не вправе подчинять свое решение усмотрению, постороннимкомандам, указаниям, рекомендациям и целесообразности. Вмешательство вдеятельность судей недопустимо и влечет за собой ответственность, установленнуюадминистративным и уголовным законодательством.
Закон «Осудоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» указывает, что независимостьсудей обеспечивается: установленными законодательством порядком их назначения иосвобождения; неприкосновенностью судей; процедурой осуществления правосудия;тайной совещания при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения;ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретныхдел; созданием необходимых организационно-технических условий для деятельностисудов, а также материальным и социальным обеспечением судей, установленнымигарантиями, соответствующими их высокому статусу (ст. 9). Судья не можетбыть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им при осуществленииправосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговоромсуда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
Правовыегарантии независимости судей хозяйственного суда и подчинение их только законуустановлены в нормах Хозяйственного процессуального кодекса. Такимипроцессуальными гарантиями являются прежде всего основные принципыхозяйственного судопроизводства (законности, гласности, непрерывности), правосудьи на особе мнение и другие нормы, направленные на вынесение законных иобоснованных судебных актов./>/>Принцип гласности судебного разбирательства. Принцип гласности в хозяйственномпроцессе заключается в следующем: в общей форме указанный принцип закреплен вст. 114 Конституции Республики Беларусь, согласно которой разбирательстводел во всех судах открытое.
Норма ст. 11Хозяйственного процессуального кодекса конкретизирует конституционную норму иустанавливает открытое судебное разбирательство в хозяйственных судах. Принципгласности означает, что разбирательство дела в целом во всех хозяйственныхсудах и на всех стадиях процесса должно проводиться в открытых заседаниях спредоставлением присутствующим (участникам процесса, гражданам, представителямСМИ и др.) реальной и равной возможности наблюдать за ходом процесса,фиксировать происходящее в процессе. Реализация принципа гласности способствуетукреплению доверия к правосудию, обеспечению беспристрастности хозяйственногосуда, точному соблюдению законности при рассмотрении дел, оказываетпредупредительное и воспитательное воздействие на должностных лиц и граждан.
Закрытое судебноезаседание допускается только в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 11,а именно: для защиты предусмотренных законодательством государственныхсекретов, при удовлетворении ходатайства, участвующего в деле лица,ссылающегося на необходимость сохранения коммерческого и иного охраняемогозаконодательством секрета, либо на иные обстоятельства, препятствующиеоткрытому разбирательству. Вопрос о рассмотрении дела в закрытом судебномзаседании может быть инициирован и хозяйственным судом.
Кроме того, всоответствии со ст. 28 Конституции каждый имеет право на защиту отнезаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства натайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь идостоинство. Поэтому лица, участвующие в деле, могут заявить ходатайство оразбирательстве дела в закрытом судебном заседании с целью защиты тайныкорреспонденции, врачебной тайны и т.д.
Гласностьявляется важным условием защиты прав и законных интересов участников процесса,а также имеет большое воспитательное значение./>/>Принцип государственного языка судопроизводства. В соответствии со ст. 17Конституции Республики Беларусь государственными языками в Республике Беларусьявляются белорусский и русский. Этот принцип развивается и конкретизируетсяприменительно к хозяйственному судопроизводству в ст. 10 ХПК.
С однойстороны, принцип государственного языка хозяйственного судопроизводствапреследует цель – заранее поставить в известность лиц, участвующих в деле, идругих участников процесса, что производство по делу в хозяйственном суде будетвестись либо на белорусском, либо на русском языке. Лица, участвующие в деле,могут заранее подготовить для себя наиболее благоприятные условия дляпреодоления возможного языкового барьера.
С другойстороны, закон предоставляет право участвующим в деле лицам, не владеющимгосударственными языками Республики Беларусь, знакомиться с материалами дела,участвовать в процессуальных действиях, в том числе выступать в процессе народном языке, используя переводчика. Таким образом, гарантируется охрана прав изаконных интересов этих лиц, возможность активного участия их в процессе.
В случаях,когда закон предусматривает обязанность вручать копии процессуальных документовлицам, участвующим в деле, а также иным лицам, интересы которых затрагиваютсядействиями хозяйственного суда, перевод этих процессуальных документовобеспечивается по инициативе хозяйственного суда (оплата труда переводчиковпроизводится из средств республиканского бюджета).
Обязательность судебныхпостановлений. Вступивший в законную силу судебный акт, не отмененный вустановленном Хозяйственным процессуальным кодексом порядке как акт, вынесенныйорганом одной из ветвей государственной власти, является обязательным для всехбез исключения лиц и по сути приравнивается к нормативному акту.
Обязательностьсудебных актов означает, что государственные органы, общественные объединения,должностные и другие лица обязаны исходить из презумпции правильности изаконности вступившего в законную силу судебного акта, обязаны исполнятьсудебные акты хозяйственного суда в объеме их прав и обязанностей, указанных всудебных актах. Они не вправе принимать к своему производству и разрешатьспоры, по которым уже принят судебный акт хозяйственного суда, отменять илиизменять судебный акт хозяйственного суда. Они вправе обжаловать вустановленном Хозяйственным процессуальным кодексом порядке судебные актыхозяйственного суда.
Правилообязательности полностью распространяется также на законные распоряжения,требования, поручения, вызовы и другие судебные обращения. Ответственность занеисполнение судебных актов, распоряжений, требований, поручений, вызовов идругих судебных поручений предусмотрена ХПК (гл. 14), УК, КоАП. Правилаобязательности судебных актов судов иностранных государств, международных судови арбитражей определяются Хозяйственным процессуальным кодексом, другимизаконодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Принцип состязательностии равноправия сторон. Это два самостоятельных, но тесно связанных принципахозяйственного судопроизводства.
Принципсостязательности – один из основополагающих принципов хозяйственного процесса.Он создает благоприятные условия для выяснения всех имеющих существенноезначение для дела обстоятельств и вынесения обоснованного решения. Условиемреализации принципа состязательности выступает процессуальное равноправиесторон, поскольку состязаться в отстаивании своих субъективных прав и интересовстороны могут лишь в одинаковых правовых условиях с использованием равныхпроцессуальных средств.
Каждаясторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как наоснование своих требований и возражений. Это означает, что истец обязандоказать и факты, с которыми связано существование спорного правоотношения, ифакты, свидетельствующие о нарушении или оспаривании ответчиком права истца.Ответчик должен доказать факты, подтверждающие его возражение против иска. Еслилица, участвующие в деле, не имеют возможности самостоятельно получитьнеобходимое доказательство, они вправе обратиться в хозяйственный суд сходатайством об истребовании данного доказательства. В то же время ухозяйственного суда имеется право предложить лицам, участвующим в деле, представитьдополнительные доказательства либо непосредственно их истребовать, если сочтетневозможным рассмотреть дело на основании имеющихся доказательств.
Хозяйственноесудопроизводство от начала до конца проходит в форме состязания участвующих вделе лиц. Прежде чем удовлетворить или отклонить заявленное ходатайство одноголица, хозяйственный суд должен выслушать мнение по данному ходатайству иныхучаствующих в деле лиц. Государство предоставляет всем равные права дляосуществления хозяйственной деятельности и гарантирует равную защиту. Равенствоучастников материально-правовых отношений предполагает их равенство и впроцессуальных отношениях. Все, что дозволено в процессе истцу (представлятьдоказательства, заявлять ходатайства, обжаловать судебные акты и т.д.), должнобыть дозволено ответчику, и наоборот. В споре между собой стороны обязаныдобросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами иисполнять процессуальные обязанности.
Принцип диспозитивности. Принцип диспозитивностизаключается в возможности участвующих в деле лиц распоряжаться при активнойпомощи суда своими процессуальными и материальными правами. Этот принципявляется движущим началом хозяйственного процесса. Он определяет движениехозяйственного процесса по делу, переход его из одной стадии в другую.
Хозяйственныйпроцесс по конкретному спору возникает только по заявлению заинтересованныхлиц, обратившихся за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законныхинтересов. Действие принципа диспозитивности наглядно проявляется вХозяйственном процессуальном кодексе при предъявлении исков прокурором,государственным или иным органом в интересах других лиц. Такой иск может бытьпредъявлен только с согласия этих лиц.
В отличие отпорядка, установленного Хозяйственным процессуальным кодексом 1991 г., внастоящее время хозяйственный суд не вправе возбудить производство по делу посвоей инициативе. Кроме того, право истца изменить основание или предмет иска,увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска,право ответчика признать иск или изменить основание возражений против иска, атакже право сторон окончить дело мировым соглашением на любой стадии процессараскрывает содержание принципа диспозитивности.
Однако суд несвязан волеизъявлением сторон. Он может не утвердить мировое соглашение, непринять отказ истца от иска, ходатайство об уменьшении размера исковыхтребований, о признании иска, если эти действия противоречат закону илинарушают чьи-либо права.
Принципнепосредственности и непрерывности. Согласно принципу непосредственностихозяйственный суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследоватьдоказательства по делу, заслушивать объяснения лиц, участвующих в деле,заключение экспертов, знакомиться с письменными доказательствами, осматриватьвещественные доказательства. Это способствует отысканию истины, позволяетправильно оценить доказательства.
Судебный актподлежит отмене, если он основан на доказательствах, не исследованных судьями,которые его вынесли. Суд основывает решение только на доказательствах,исследованных судьями в судебном заседании. Хозяйственный суд должен стремитьсяк тому, чтобы сведения о фактах, необходимых для разрешения спора, былипочерпнуты непосредственно из первоисточников либо из надлежаще оформленныхкопий документов или выписок из них. Если копия документа вызывает сомнение, топо требованию хозяйственного суда должен быть представлен подлинный документ.
В силупринципа непосредственности не допускается вынесение решения, основанного навнепроцессуальных материалах, на доказательствах, которые не были проверены всудебном заседании, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Принципнепрерывности заключается в том, что разбирательство дела проводитсянепрерывно. Перерыв в судебном заседании может быть назначен для отдыха. Крометого, не всегда дело может быть рассмотрено в одном, первом же, судебномзаседании. При разбирательстве дела суд может столкнуться с обстоятельствами,препятствующими его рассмотрению по существу. В этом случае он должен отложитьразбирательство дела. Новое разбирательство дела после его отложения начинаетсясначала, т.е. с подготовительной части судебного заседания.
Соблюдениепринципа непрерывности обеспечивает цельность восприятия судом исследуемогоматериала, сосредоточения внимания суда только на одном деле, что позволяетсудьям правильно оценить исследованные доказательства.
Литература
1. Арбитражный процесс:Учебник. Изд. / под ред. М.К. Треушникова. М., 1998.
2. Арбитражный процесс:Учебник / под ред. Г.Е. Гукасяна, В.Ф. Тараненко. М., 1996.
3. Анохин В. Проблемыарбитражного суда и процесса // Хозяйство и право. 1997. №4.
4. Жуйков В.М. Судебнаязащита прав граждан и юридических лиц. М., Городец, 1997.
5. Зайцев М.И. Хозяйственныйспор и арбитражный процесс. Вопросы теории. М., 1982.
6. Каменков В.С.,Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. Мн.:Амалфея, 1999.
7. Каменков В.С.,Жандаров В.В. Справочник по хозяйственному процессу. Мн.: Амалфея,2001.
8. Каменков В. Актуальныевопросы судебной защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования вРеспублике Беларусь // Бюллетень нормативной правовой информации. 2001. №2.
9. Каменков В. Судебныеорганы, разрешающие споры в сфере экономики в Республике Беларусь. //Закон и реальность. 2001. №7.
10. Каменков В. Судебные органы,осуществляющие правосудие по хозяйственным (экономическим) спорам в РеспубликеБеларусь // Хозяйство и право. 2001. №7.
11. Каменков В. Соотношение некоторыхпринципов в хозяйственном процессе // Право Беларуси. 2003. №19.
12. Лутченко Ю.И., Каменков В.С. Принципыхозяйственного процесса // Вестник Высшего Хозяйственного Суда РеспубликиБеларусь. 1996. №1.
13. Сысуев Т.В. Юридическая природа,содержание и субъекты конституционного права на судебную защиту в хозяйственномсудопроизводстве // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.2000. №2. С. 252.
14. Тараненко В.Ф. Принципыарбитражного процесса. М., 1988.
15. Филипповский В. Белявский С. Какпроисходит назначение на судейскую должность в различных странах. //Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2003. №5.
16. Хозяйственное судопроизводство:законодательство, постановления, разъяснения, обобщения. Исполнительноепроизводство. Международные правовые акты / Сост. В.В. Бойко, В.С. Каменков,В.И. Телекников и др. – 2-е изд. Мн.: Белбизнеспресс, 1998.