–PAGE_BREAK–
Художественная керамика
Керамика— это все разновидности изделий, выполненные из глины.
Терракотаимеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурью.
Майоликаимеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Ее покрывают глазурью и цветной эмалью.
Фаянсв отличие от майолики имеет более тонкий черепок, в основном белого цвета, а его пористость компенсируется прозрачными глазурями.
Фарфор— наиболее совершенный вид керамики. Его свойства: белизна, прочность, стойкость к агрессивным средам.
Географические центры художественной керамики
Россия
o Гжель(Московская обл.). Это самый крупный и известный в России керамический промысел. Возник в 17 веке. Продукция: разные виды керамики, в т. ч. фарфор. Основное изделие: посуда (больше всего чашки и чайники). Сюжетный рисунок: цветы, птицы, деревья, архитектурные сооружения. В росписи преобладает синий и золотой цвета на белом фоне.
o Скопин(Рязанская обл.). Фигурная посуда, например, в виде рыб, льва, птиц и игрушка в виде разных животных, в т. ч. полуфантастических. Основная палитра глазури: коричневая, зеленая и желтая.
o Село Дымково(Кировская обл.). Глиняная игрушка в форме свистулек. Материал: красная глина. Основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, медный. Фон: белый. Свистульки изготавливают в виде разных зверей.
o Город Каргополь(Архангельская обл.). Глиняная игрушка в виде фигур зверей, разных сказочных персонажей, деревенских жителей. Чаще других вылепляют фигурки медведей, оленей, собак (ведь Каргополь расположен на севере Русской равнины недалеко от тундры!). Цвета: синий, коричневый, зеленый, красный. Особенность: лепка несколько примитивная, упрощенная, фигурки людей приземистые.
o Деревня Филимоново (Тульская обл.). Глиняная игрушка. Фигурки животных и людей. Сюжеты: деревенский и городской быт, сказочные образы. В росписи присутствуют геометрические элементы: треугольники, кружки и точки. Основные цвета: красно-розовый, зеленый и желтый, фон бело-серый.
o Аул Балхар(Дагестан). Гончарная посуда, в основном — кувшины и мелкая пластика. Рисунок: растительные и геометрические формы.
Кувшины копируют античные изделия. Пластика — это в основном одиночные фигуры животных, выступающие не как игрушки, а как скульптурная композиция. Особенность: изделия не покрывают глазурью. Поверхность изделий — матовая с красноватым оттенком.
Украина
Бытовая посуда с крупным растительным орнаментом и яркой цветной глазурью — ведущее направление украинской керамики. Другой характерный её вид — декоративная скульптура, украшенная лепными деталями.
o Село Опошня(Полтавская обл.).
o Продукция: разнообразная посуда, игрушки и декоративные фигуры зверей, особенно львов. Фон: красный и белый.
o Город Васильев(Киевская обл.).
o Продукция: вазы, тарелки, кашпо. Основные цвета: золотисто — коричневый и изумрудно — зеленый. Особенность: небольшой рельеф на гладкой поверхности.
o Село Косово(Ивано-Франковская обл.). Проживают гуцулы (смесь украинцев и молдаван).
o Продукция: квасные и молочные кружки, подсвечники, вазы. Рисунок: разные растения. Основной цвет: желто-зеленый. Особенность: заглубленный по контуру рисунок.
Молдавия
В основном керамическая посуда красного, черного, серого цветов. Геометризованный орнамент. Лепной рельеф. Рисунок: природные узоры.
Белоруссия
В Белоруссии изготавливают керамическую посуду, а также игрушки из глины, чаще в форме свистулек. Цвета: темно-зеленый, белый, желтый. Основной центр — город Ивенец.
Латвия
Керамику (кувшины, миски, горшки, подсвечники, вазы) изготавливают в основном в юго-восточной части страны (Латгалия). Цвета: зеленый, желтый, коричневый.
Литва
Разнообразная гамма продукции из керамики (посуда, игрушки, скульптура). Формы строгие, без всяких украшений. Цвет — коричневый.
Эстония
Изделия выполнены в лаконичной форме и без какого-либо декора. Особенность: трещиноватая структура глазури.
Грузия
Сосуды для вина, зерна и муки, чаши, кувшины, тарелки. Без глазури. Рельеф на сосудах в виде горного козла или барана. Геометрический рисунок — ромб, крест, круг. Фон: темно-коричневый, черный. Орнамент бирюзовый, желтый, серо-голубой.
Армения
Сосуды для воды, теста, сыра, масла, соли больших размеров. Особенность: ленточный узор и рельеф чаще всего в виде женской головы. Цвет: коричневый. Глазурь отсутствует.
Таджикистан
Керамическое искусство развито в основном в горных районах (Бадахшан). Продукция: сосуды для молока, кувшины для воды, маслобойки, чаши. Их формы довольно примитивны. Геометрический орнамент темно-коричневого или красного цвета на розовато-золотистом фоне. Также изготавливают игрушки в виде драконов белого, красного и синего цветов.
Узбекистан
Развито искусство поливной керамики (Хорезм. Бухара. Фергана. Самарканд. Ташауз. Риштан) Цвета: зеленый, коричневый, черный на голубом фоне.
У жителей нашей страны, а также у гостей и туристов очень ценится художественная керамика. Изделия из обожженной глины представляют широко распространенный и очень древний вид народного ремесла. В нем используют легко доступный природный материал. Различного назначения посуда — кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного производства.
Понятие «художественная керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурями. Она легко воспринимает влагу, поэтому применяется в основном для декоративных изделий.
Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их поверхность покрывают глазурями и цветными эмалями, что позволяет сделать черепок водонепроницаемым. Декорирование майолики обогащается нанесением ангоба-беложгущейся глины в виде очень тонкого слоя. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность. Это недорогой вид художественной керамики.
Фаянс в отличие от майолики имеет более тонкий черепок, преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется прозрачными глазурями. Фарфор представляет собой наиболее совершенный вид художественной керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию обеспечили широкие возможности применения в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптуры и других художественных произведений. Каолин, глина, полевой шпат, кварц — непременные компоненты сырьевой массы — дают в результате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью ставит фарфоровые изделия в один ряд с наиболее ценными произведениями декоративно-прикладного искусства.
Способы изготовления художественной керамики в истории развития этих изделий претерпели некоторые изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых районах нашей страны до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добиться идеально собранной формы сосуда привело к использованию гончарного станка с кругом, на котором вытягивается из куска сырой глины подчиненный принципу симметрии предмет. Последующие изменения в гончарном станке касались переходов от вращения круга рукой к ножному приводу, а затем и к электромеханическому движению. Принцип его работы сохранился до настоящего времени.
На современном производстве гончарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу — шликер — заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Излишки шликера заблаговременно выливают, оставляя лишь небольшой слой массы. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; зачистка швов от литья; декорирование процарапыванием; заглаживание поверхности — лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому черепку. По завершении их изделие подсушивают. Потом художественная керамика проходит обжиг.
В декорировании этих изделий чаще всего используют роспись. Этот вид украшения имеет разнообразные приемы. Декорирование ангобами — тонкорастертой белой или с примесью красителей жидкой глины — связано как с покрытием поверхности целиком или частично, так и с нанесением узора на необожженный сосуд пипеткой, рожком или грушей. Ангоб при этом впитывается в черепок не полностью, сохраняя рельефность орнамента художественной керамики. В число декорирующих материалов входят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрачные глазури. Для народных гончарных изделий характерно своеобразное применение прозрачных глазурей в виде частичного покрытия изделия, что создает игру матовой и блестящей поверхности.
Свободные поливы цветными непрозрачными глазурями — эмалями — издавна использовались для создания живописных эффектов. Основной цвет черепка был прикрыт эмалями, в то время как прозрачные бесцветные глазури подчеркивали естественный цвет глины. Глазурованные изделия с росписью обжигают, как правило, в два-три приема. Первый, утильный обжиг придает изделию прочность, обеспечивает твердость черепка. Второй обжиг проводят как окончательный, закрепляющий роспись и глазурь (при подглазурной росписи). Если же выполняют надглазурную роспись, то обжиг делают трижды (утильный, поливной и закрепляющий надглазурные краски). Подглазурная роспись требует более высокой температуры обжига, поэтому ее палитра более сдержанна. В надглазурной росписи цветовой спектр шире, так как температура обжига художественной керамики не превышает 700 °С.
Некоторым особняком в данном искусстве стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись производится клеевыми красками и связана с технологией, не требующей обжига (подсушивание и обжиг полуфабриката не исключены). Лишь в отдельных промыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии с глазурованием и обжигом Данные виды художественной керамики можно встретить во многих областях России. В центрах народного искусства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяют силы природы. Поэтому в них повторяются изображения женской фигуры (образ матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи символами важных для человека явлений, скульптурные изображения имеют обобщенный полуфантастический характер.
Оставаясь внешне архаичной и подчас весьма примитивной по форме, глиняная игрушка претерпевала изменения, отражала новые явления реальной жизни. Так, в XIX в. в ряде промыслов изготовления игрушки появились изображения людей — представителей разных социальных слоев общества: крестьян, горожан, солдат, барынь. В работах современных мастеров наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще встречаются многофигурные композиции с изображением жанровых сцен. В силу исторических особенностей центры данного производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология изготовления изделий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства художественной керамики в каждом регионе нашей страны.
Виды глин и их свойства.
Глина – это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода. Существует несколько видов природных глин: обычная поверхностная глина, огнеупорная, грес (после обжига становится как камень), каолин (основа для фарфора). Каждый обладает разными свойствами: легкоплавкость, остекловывание при обжиге, пластичность, деформация, упругость. В природе глина практически всегда содержит примеси. Необходим длительный процесс очистки и отмучивания, чтобы придать нужные свойства.
С учетом требований к изделиям создается керамическое сырье в промышленных масштабах: пористая керамическая масса, майолика, фарфор, каменная масса, грубокерамические массы.
В состав каждой глиняной смеси входит три компонента:
-пластичные материалы (сама глина), которые выбирают исходя из свойств, подходящих для формовки и обжига;
-плавни (флюс) – вещества, способствующие снижению температуры плавления;
-отощающие материалы – шамот, песок, опилки, снижающие усадку при сушке.
Для нашей работы достаточно будет глин со свойствами природной красной или белой.
Природная красная глина.
Имеет зеленовато-коричневую окраску, которую ей придает оксид железа, составляющий 5-8% от общей массы. При обжиге, в зависимости от температуры и типа печи, приобретает красную или белесую окраску. Выдерживает температуру 1050-1100*С. Пластична, хорошо формуется, при правильной сушке и обжиге практически не деформируется. Используется для моделирования и при работе с пластом.
Белая глина.
Во влажном состоянии светло-серая, после обжига приобретает белый цвет или цвет слоновой кости. Температура обжига:1050-1150*С. Бисквитный обжиг рекомендуется выдерживать 900-1000*С (перед
глазурованием). Эластична, хорошо держит форму. Используется для изготовления посуды, сантехники, кафеля или поделок из глины.
Для окрашивания белой глины в цвет можно добавить в сырой состав красящее вещество (пигмент) или оксиды. Оксиды в пропорциях 1,5-6%; пигменты – 5-20%. Мы используем для окраски глины ангобы.
Работа с глиной.
Организация рабочего места.
Важным моментом в работе является правильное и удобное размещение материалов и инструментов на рабочем столе. Поверхность стола должна быть ровной и гладкой, но не полированной. Для лепки используют стол с деревянным, пластиковым или линолеумным покрытием, которое хорошо мыть. Рабочее пространство составляет 60*60см.
В верхнем левом углу располагают глину, закрытую влажной тканью или целлофаном. Емкость со шликером и кисти – в центре. В правом верхнем – емкость с инструментами, подставка для изделия или турнетка и поролон, чуть ниже емкость с водой. В нижнем правом углу кладут ткань. Необходимо надеть специальный халат или фартук.( Рис.1)
Организация рабочего места дисциплинирует и создает техническую безопасность. Это важно при работе с детьми.
Этапы уборки рабочего места.
Важным моментом в воспитании также является уборка своего рабочего места, воспитанники учатся планировать работу и время.
1. Приготовить специальный моечный таз.
2. После окончания работы необходимо вымыть все инструменты и разложить в места хранения.
3. Рабочую поверхность стола вымыть специальной поролоновой губкой. Нельзя использовать для этого стеки и ножи.
4. Вымытые тканевые салфетки, которые использовались для формования и лепки, обязательно сушить на батареях или веревках.
5. Отстоявшуюся в тазу глиняную воду слить, а осевшую глину переложить в емкость, где хранится глина.
Нельзя сливать глиняную воду в канализацию!Глиняная вода, попадая в сточные трубы, оседает и засоряет их.
Инструменты, материалы и приспособления:
Главным инструментом для мастера-керамиста служат руки. Однако нужны специальные инструменты.
Основные инструменты:
— плоские деревянные стеки разных форм; стеки-петли для моделирования и полировки, деревянная скалка, шаблоны (рейки);
— ткань (несколько кусков), пульверизатор для поддерживания уровня влажности пласта;
— поролоновые губки;
— шликер — жидкая глина, необходимая для соединения деталей в изделии, кисти щетинные разной величины и форм, кисти беличьи;
— турнетки или малый гончарный круг;
— гипсовые штампы, отлитые раньше;
— картонные цилиндры, разных диаметров;
— шлифовальная бумага или алюминиевое волокно;
— глазури, таз для окунания или аэрограф.
Шаблоны, в данном случае картонные цилиндры и штампы, нужно готовить с учетом того, что при сушке и обжиге изделие уменьшается по высоте и в диаметре. Если важны размеры готового изделия, нужно шаблон увеличитьв размере.
Особенности сушки глиняных изделий.
Процесс сушки требует особого внимания.
Испарение воды при сушке происходит сначала с поверхности изделия, а затем внутри глиняной массы, то есть неравномерно; места соединений, выступающие и мелкие детали, тонкостенные детали обычно высыхают гораздо быстрее общей массы изделия. Поэтому неправильно выставленные на сушку изделия деформируются или растрескиваются.
Главное правило: процесс должен проходить достаточно медленно и в определенной среде.
Определенная среда создается при обертывании изделия полувлажными кусками ткани несколько слоев или слоями газет. Изделие выставляется в места, где нет сквозняков на срок от 2 дней до 2 недель до полного высыхания (зависит от толщины стенок, размеров изделия).
Обжиг глиняных изделий.
Под воздействием высоких температур структура глины меняется, и она превращается в керамику – совершенно другое вещество, с другими физическими и химическими свойствами.
Обжиг производится в современных электрических муфельных, газовых печах. С помощью терморегулятора задается и поддерживается определенная температура. Если неправильно задать программу обжига в муфельной печи, то изменение температур вызовет необратимые последствия в керамической структуре. Поэтому каждому керамисту нужно знать основные фазы обжига. Их шесть.
1. от 0*до 200*С обозначается как процесс досушки. Продолжается около двух часов с приоткрытой дверью печи, чтобы испаряющаяся влага не попадала на стены и не окислялась жесть.
2. от 200* до 400*С. – 120 мин. Удаляется химическая вода. Очень ответственный момент обжига. Чаще всего происходит разрушение изделия, если не
соблюдать временной режим.
3. от 400* до 600*С — 120 мин. В глине происходят физико-химические изменения, при которых происходит спекание глинообразующих элементов. При резком изменении температуры глина может треснуть.
4. от 600* до 800*С. – 10-60 мин. С материалом ничего не происходит. Перерыв в обжиге.
5. от 800* до 1000*(980*)С – 90 мин. Если речь идет о бисквитном (утильном) обжиге.
Время поливного обжига более продолжительно. Процесс плавления глазури начинается при 800*С, в течение от получаса до трех часов температура должна постепенно повышаться до1000*С. Эту стадию называют созреванием глазури.
6. Фаза обозначена как период сохранности, длится от получаса до часа. Время охлаждения керамики — неопределенное и зависит от вида и свойств печи.
Извлекать обожжененные изделия из печи следует при полном остывании печи до 100-120*С. Резкий перепад температур, при открывании дверцы неостывшей печи, приведет к разрушению керамики.
Глина бывает разная, и нужно только
иметь умелые руки, пытливый ум
и много солнечной энергии,
чтобы превратить ее в керамику.
Эдуард Детлав. продолжение
–PAGE_BREAK–