Художественнаясамодеятельность СССР 60-80-х годов
Содержание
1.Историческая справка СССР 60-80-х годов
2.Развитие художественной самодеятельности 60-80-х годов
3. Виды и жанры художественнойсамодеятельности 60-80-х г
1. Историческая справка СССР 60-80-х годов
Два десятилетия в истории нашей страны, получившие впоследствииусловное название «застой», в сфере отечественной науки и культурытаковыми вряд ли являются. Эта эпоха «коллективного руководства»партией и государством во главе с Л. И. Брежневым отличалась, преждевсего, высокой стабильностью правления партийной и государственнойноменклатуры. Она отмечена также усилившимся процессом размежевания в среденаучной и творческой интеллигенции.
На фоне консервации политической системы «развитогосоциализма», реанимации ряда сталинских догматов, ужесточения цензуры,роста нетерпимости к любым проявлениям инакомыслия, в середине 60-х гг. в СССРвозникает неформальное общественное движение по защите гражданских прав исвобод. Это движение оппозиционной отечественной интеллигенции получилоназвание диссидентства.
Диссидентство в СССР, охватившее в основном представителейтворческой и научной интеллигенции, на протяжении всего периода своегосуществования оставалось немногочисленным и слабым. Его участники жестокопреследовались властями, а лозунги и действия не находили поддержки в широкихобщественных слоях.
Первой публичной акцией советских диссидентов сталанемногочисленная демонстрация на Пушкинской площади в Москве 5 декабря 1965 г.,участники которой выступили под правозащитными лозунгами с протестом противсудебного преследования писателей А. Синявского и Ю. Даниэля. Ставшийпервым открытым политическим процессом после краткого периода«оттепели» суд над двумя писателями, которые осмелились опубликоватьсвои литературные произведения на Западе, произвел гнетущее впечатление наинтеллигенцию.
Почти одновременно с правозащитным движением в Советском Союзепоявляется бесцензурная печать — так называемый «самиздат». Онполучил распространение в среде либерально настроенной интеллигенции.
Увидели свет многочисленные литературные и публицистическиепроизведения, издание которых официальным путем было невозможно из-за цензурныхсоображений. Из рук в руки передавались машинописные листы со стихами О.Мандельштама, Б. Пастернака, И. Бродского, А Ахматовой, повестями ирассказами М. Зощенко, А Платонова, М. Булгакова, Е. Замятина, ВенедиктаЕрофеева, А. Зиновьева и других запрещенных авторов.
Подавление «Пражской весны» 1968 г. обернулось дляСоветского Союза резким усилением консервативных тенденций в идеологии икультуре, стремлением властей подчинить своему контролю все сферы жизниобщества, не допуская никаких проявлений инакомыслия. Из редакций газет ижурналов увольнялись прогрессивно мыслящие журналисты и редакторы. В 1970 г. споста главного редактора «Нового мира» был вынужден уйти AT. Твардовский. Эта отставка ознаменоваласобой ликвидацию последнего оплота и рупора либеральной интеллигенции, которымжурнал являлся с начала 60-х гг.
В «застойное» двадцатилетие брежневского правления руководствокультурой обрело внешне демократические формы (это проявлялось, в частности, врегулярном проведении съездов союзов творческой интеллигенции, учителей ипреподавателей вузов, а также различных научных и научно-практическихконференций). Однако большинство проводившихся официальных мероприятий носилопарадный характер, все решения были заранее подготовлены и согласованы спартийными органами и были в основном декларативными.
Под лозунгом неуклонного повышения уровня жизни советских людейросло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев,театров, библиотек и других учреждений культуры, но качественных изменений вразвитии отечественной культуры и науки для широких слоев общества непроисходило: значительное распространение получило явление, которое А.Солженицын назвал «образованщиной». Ряды интеллигенцииактивно пополнялись теми, кто, получая диплом о высшем образовании,кандидатской или докторской степени, фактически не отвечал традиционнымроссийским понятиям об интеллигентности.
С конца 60-х гг. постепенно набирали силу тенденцииадминистрирования в сфере образования, науки и культуры. Создавалисьневыносимые условия для претворения оригинальных научных, творческих проектов,не укладывавшихся в окаменевшие каноны марксистско-ленинской идеологии,выходивших за рамки устоявшихся представлений и стереотипов. Все большееколичество талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий идостижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными.
Особенно ярко признаки консервации режима проявились вреабилитации сталинизма. Тема преступлений эпохи «Большого террора» сконца 60-х гг. фактически стала запретной. Вместо нее начал формироваться образгениального полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественнойвойне. С конца 60-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания повозвеличиванию и самого Л. И. Брежнева. В 1973 г. было принятоспециальное постановление о мерах по «повышению авторитета» главыпартии, а затем и государства.
/> Вместе с тем проблемыидеологии и организации научной и культурной жизни в стране постепенноусложнялись растущими экономическими трудностями. Развитиепостиндустриального общества на Западе, расширение масштабов его информатизацииоказывали сильное влияние на формирование массовой культуры в СССР. Широкоераспространение получили новые средства массовой информации: радио ителевидение (цветное с конца 60-хгг.), магнитные ленты и видеокассеты. Все этозначительно расширило доступ широких слоев советского общества к достижениямзападной массовой культуры. Тем самым людям открывалась картина отрыва СССР отдостижений западной цивилизации и фактического отставания «самогопередового строя» от стандартов жизни «загнивающегокапитализма». Единственным ответом советских идеологов на новые явления вкультуре и науке была основанная на догматах марксизма-ленинизма критика«буржуазных концепций».
В 60 — 70-е годы руководство страны взяло курс на дальнейший ростобразовательного уровня населения. Было введено всеобщее пшное среднееобразование. Уже в 1975 г. 86 % молодежи вступало в жизнь, имея заплечами 10-летний курс школьного обучения. Более 96 % выпускников8-летней школы продолжало учебу в различных учебных заведениях, дававшихсреднее образование. В то же время учащихся средних школ готовили в основномдля продолжения образования в вузах, тогда как производству остро не хваталоквалифицированных технических специалистов среднего звена. Эту диспропорциюпытались устранить путем увеличения числа учреждений профессионально-техническогообразования (ПТУ и техникумов), а также профориентацией в системесредней школы. Но противоречие между завышенными социальными ожиданиямивыпускников средней школы и реалиями производства, с его высоким удельным весомтяжелого неквалифицированного труда, постепенно становилось серьезнойпсихологической проблемой в рамках социальной адаптации молодежи.
Развитие науки в СССР в середине 60 — 80-х гг. в целом не можетбыть охарактеризовано как «застой». За счет массированногофинансирования целевых фундаментальных научно-исследовательских программ (до 25млрд. руб. в 1980 г.) сеть научных учреждений и исследовательских центровстабилизировалась. На первый план были выдвинуты задачи интенсификации научныхисследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные,межведомственные координационные научные советы. Начали формироватьсянаучно-производственные объединения (Ленинградское оптико-механическоеобъединение), военно-промышленные объединения по выпуску новейших образцоввоенной техники (НПО «Энергия») и др. Всего к 1985 г. в СССРдействовало 250 таких НПО.
В 70-е годы создали свои лучшие произведения Писатели В.М. Шукшин,А.В. Вампилов, Ю.В. Трифонов, Ю.В. Бондарев, Б.Л. Васильев, В.Г. Распутин, Ч.Айтматов, В.И. Белов, Б.А. Можаев. В 1971 г. ушел из жизни Самобытныйталантливый русский поэт Н. Рубцов, творчество которого, как и творчествокомпозитора Г.В. Свиридова, было посвящено главной теме — Родине.
Большой подъем испытало советское театральное Искусство. Средидругих коллективов новизной трактовок отличались постановки Московского театра(рамы и комедии на Таганке и театра имени Ленин-Щото Комсомола. Центроммузыкальной жизни оставался Большой Академический театр в Москве. На весь миргремели имена Д.Ф. Ойстраха, СТ. Рихтера, Э.Г. Гилельса Заметным явлением сталасоветская эстрада и ее признанные корифеи Э. Пьеха, И. Кобзон, Л. Лещенко,
С Ротару. В 70-е началась магнитофонная революция. Большойпопулярностью в массах пользовались песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича,Ю. Визбора, А. Дольского и др. Симпатии молодежи все более завоевывалиэстрадные вокально-инструментальные ансамбли. Одним из первых был «Аквариум»под руководством Б. Гребенщикова.
Не все творческие работники вписывались в официальные структуры иотношения. В 1966 г. за публикацию произведений на Западе были осужденыписатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В 1974 г. выслали из страны А.И.Солженицына. За границей оказались кинорежиссеры А. Тарковский, театральныйрежиссер Ю. Любимов, писатель В. Некрасов, поэт И. Бродский, виолончелист М.Рострапович. Авангардные направления в искусстве находились в полузапрете. Неисполнялись произведения композитора А. Шнитке. С середины 70-х была введенасистема государственных заказов в области кинематографии. Родилось понятиеполочного фильма. Ограничивалось знакомство советской публики с искусствомЗапада.
Важнейшей научно-технической задачей в этот период стал переходна новые источники получения энергии.
Развитие советской культуры и искусства в период с 1965 по 1985гг. также отражало двойственность политической и социальной ситуации в стране.Наряду с поворотом партийно-государственного руководства к политикенеосталинизма в обществе сохранялся потенциал творческой энергии,сформированный в период «оттепели». Культура в СССР стала намногоболее открытой в отношении восприятия достижений других стран и народов. Вотечественной литературе и искусстве создавались подлинные шедеврыхудожественного творчества, имевшие мировое значение. Кроме того, именно всфере художественного освоения действительности формировалась духовнаяоппозиция закостенелой партийно-бюрократической системе.
Фактически культура и искусство в СССР существовали как бы надвух уровнях — официальном, признанном руководством страны, и неофициальном.
Эпоха «развитого социализма» явилась периодом наиболееполного расцвета возможностей социально-экономической формации, основанной наабсолютизации государственной собственности и тотальном планировании.Одновременно она стала периодом заката «строительства коммунистическогообщества в СССР». Именно этим объясняется двойственность в развитииобщества, особенно ярко проявившаяся в культурной сфере.
СССР действительно был «самой читающей страной в мире»,к тому же читающей между строк. В каждом произведении — будь то роман, статья вгазете, пьеса — вдумчивый читатель пытался найти скрытый подтекст, намек назапрещенную тему. Но в отличие от сталинских времен, после разоблачений иоткровений «оттепели» поиски творческой интеллигенции, ее размышленияо будущем страны и общества в целом уже не наталкивались на жесткую позициювластей и не грозили публичными расправами. Режим «либеральногокоммунизма», господствовавший в СССР в период брежневского правления, вотношении оппозиции взял на вооружение тактику умолчания либо частичного,полулегального разрешения произведений, не укладывавшихся в рамки соцреализма.Это проявлялось в ограниченных показах для небольших аудиторий художественныхкинолент, в проведении неафишируемых выставок авангардистов, в публикациисокращенных, журнальных вариантов литературных произведений.
2.Развитие художественной самодеятельности 60-80-х годов
Художественнаясамодеятельность — непрофессиональное художественноетворчество народных масс в области изобразительного и декоративно-прикладного,музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств,киноискусства, фотографии и др.
Художественнаясамодеятельностьодна из форм народноготворчества. Включает в себя создание и исполнение художественных произведенийсилами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) илив одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.).
Вдореволюционной России любители искусства объединялись в кружки и общества приклубах и собраниях. Имелись и рабочие кружки, народные театры, находившиеся подстрогим контролем властей, с подозрением относившихся ко всякой народнойинициативе.
Самодеятельныеколлективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах,учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспортеи т. д.
Работуклубного самодеятельного коллектива непосредственно организует егоруководитель, осуществляющий набор участников, планирование и проведениеучебно-воспитательной и концертно-исполнительской деятельности. Руководительобязан регулярно проводить учебные занятия продолжительностью не менее трехчасов. Органом общественного самоуправления является общее собрание участников,которое избирает совет коллектива.
Коллективамхудожественной самодеятельности осуществляющим активную деятельность покоммунистическому воспитанию, имеющий высокий идейно-художественный уровеньрепертуара и исполнительского мастерства, учебно-воспитательной и творческойработы, может быть присвоено звание «народно самодеятельного коллектива».
Общееруководство осуществляется художественным руководителем.
Распространениеполучили различные самодеятельные ансамбли (Ансамбль народного танцаАшхабадского с.-х. института, рижский танцевальный ансамбль «Гатве»), оркестры,цирковые (например, в г. Череповце) и эстрадные коллективы, хоры (Народный хорАН Латвийской ССР, Тартуский мужской хор «Гаудеамус», Хоровая капеллаСтарокраматорского машиностроительного завода). На базе самодеятельностивыросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли.
Ещебольшее расширение границ организации художественной самодеятельностихарактерно для культурных и культурно-спортивных комплексов. Июньский (1983г.)Пленум ЦК КПСС указал на необходимость распространять опыт создания в каждомрайоне культурно – спортивных комплексов с подчинением их независимо отведомственной принадлежности местным Советам. В постановлении ЦК КПСС «О мерахпо улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» (1985г.)подчеркивает необходимость широкого развития в условиях культурно-спортивныхкомплексов различных форм самодеятельности, в том числе – на основесамоокупаемости.
Художественнаясамодеятельность играет большую роль в делеэстетического воспитания трудящихся. Обогащение художественной сокровищницысоциалистического общества достигается на основе сочетания массовойхудожественной самодеятельности и профессионального искусства. Новымсвидетельством внимания партии к развитию художественной культуры сов. народаявляется решение ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий министерства культуры СССР,министерства высшего и среднего специального образования СССР иГосударственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническомуобразованию «О проведении первого Всесоюзного фестиваля художественногосамодеятельного творчества трудящихся» (1975). Такие фестивали предполагаетсяпроводить раз в 5 лет. Первый фестиваль (1975—77) посвящен 60-летию Октябрьскойреволюции 1917. В коллективах Художественнаясамодеятельность в СССР участвовало (1976) 14 млн. взрослых и10 млн. школьников, с которыми работало 150 тыс. штатных и свыше 500 тыс.общественных руководителей. Число коллективов, удостоенных звания «народный»(театров, цирков, филармоний и т. п.), составляло свыше 4500.
Устраиваютсясмотры, фестивали. В Болгарии в 1956—74 проведено 4 республиканских фестиваля Художественная самодеятельность; в1973 здесь было свыше 15 тыс. коллективов.
Благодаряразвитию комплексного подхода к организации самодеятельного творчества усиливаетсявзаимосвязь клубной художественной самодеятельности с художественной самодеятельностьютрудовых учебных коллективов.
Трудовыеколлективы – одна из основных сфер развития художественной самодеятельности80-х годов. Самодеятельность трудового коллектива может успешно развиватьсялишь при постоянной помощи и поддержке администрации, партийной, профсоюзной икомсомольской организации предприятия.
Непосредственныморганизатором художественной самодеятельности в трудовом коллективе являетсякомиссия по культурно-массовой работе профсоюзного комитета.
Особоговнимания требовало совершенствование организации художественнойсамодеятельности в сельскохозяйственных трудовых коллективах.
Постоянноевнимание в стране уделяется развитию художественной самодеятельности учащихся.
Реформаобщеобразовательной и профессиональной школы предусматривает необходимостьрасширять сеть и улучшать деятельность школ и групп продленного дня, обеспечивв них систематические занятия детей художественным творчеством.
Вкачестве одной из важнейших задач в этом документе выдвинуто значительноеповышение уровня художественного образования и эстетического воспитания школьников.Один из путей решения этой задачи – создание школ – комплексов, которые впервыевозникли в Белгородской области.
Культурно-просветительнаяработа школ-комплексов тесно связывает их с сельскими клубными учреждениями.
В80-е годы на базе ряд школ-комплексов и сельских клубов создаются творческие коллективыи студии, объединяющие школьников и молодежь.
Детскаяхудожественная самодеятельность служит хорошей базой развития самодеятельностивзрослой.
Реформаобщеобразовательной и профессиональной школы предусматривает широкое развитиедетской и подростковой художественной самодеятельности непосредственно по местужительства.
Ещеодна сфера художественной самодеятельности – высшие учебные заведения. Эта работапроводится на базе студенческих клубов, в тесном взаимодействии с общественнымиорганизациями и ректорами вузов.
Активизацияхудожественной самодеятельности в учебных заведениях способствует регулярное проведениесмотров, конкурсов художественной самодеятельности студенческих групп, отделений,факультетов.
Значительноеместо по работе в организации художественной самодеятельности занимает подготовкаи проведение конкурсных выступлений. Такие выступления проходят в рамках фестивалей,смотров, конкурсов самодеятельного художественного творчества, а такжеотдельных его видов и жанров.
В1972 году был проведен Всесоюзный конкурс исполнителей бального танца. С этого временитакие конкурсы стали традиционными. За десятилетие конкурсные мероприятия сталивсе больше охватывать новые виды, жанры и формы художественной самодеятельности.
Всебольшей популярностью в нашей стране пользуются фольклорные фестивали. Кучастию в них привлекаются отдельные исполнители, коллективы художественнойсамодеятельности, любительские объединения и клубы собирателей фольклора.
Кромеконкурсов и смотров отдельных видов и жанров самодеятельного искусства в нашейстране регулярно проводятся Всесоюзные олимпиады, конкурсы, смотрыхудожественной самодеятельности в целом.
Важнуюроль в подъеме культуры современного села сыграли Всероссийские смотры сельскойхудожественной самодеятельности 1963 – 1965 годов и 1972 – 1973 годов.
Важнымэтапом в развитии самодеятельного художественного творчества явилось проведениев 1975 — 1977 годах I – гоВсесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся.
Соктября 1983 года по май 1985 года в нашей стране проходил Всесоюзный смотрсамодеятельного художественного творчества, посвященный 40-летию Победысоветского народа в Великой Отечественной войне.
Смотрбыл призван способствовать совершенствованию организации досуга трудящихся,развитию всех видов и жанров самодеятельного творчества.
Онвключал в себя конкурсы самодеятельных коллективов, праздники песни и музыки,марш-парады духовых оркестров. В смотре участвовало более 30 млн. человек.
Такимобразом, Всесоюзные фестивали и смотры включают в себя конкурсные мероприятия,но не ограничиваются ими, и представляют собой массовые общественные компании попропаганде и развитию советского самодеятельного искусства.
Поимофестивалей, смотров, конкурсов художественной самодеятельности важное значениеимеет постоянное участие самодеятельных коллективов в культурном обслуживаниенаселения.
Работахудожественной самодеятельности по культурному обслуживанию населенияскладывается из нескольких направлений: выступление в рамках всенародныхпраздников, общественно-политических компаний; участие в праздниках, неделях,днях, декадах искусства; в трудовых праздниках и т.д.
Самодеятельноеискусство является составной частью культурных программ проходящих в странеспортивных состязаний, в том числе – культурной программы Олимпиады – 80 вМоскве.
Однойиз главных задач концертно-исполнительской работы коллективов художественнойсамодеятельности является повышение идейно-художественного уровня ихрепертуара.
Требованиек репертуару художественной самодеятельности определяются партийными иправительственными решениями, которые всегда нацеливали и нацеливают его на высокийидейно-художественный уровень. В репертуаре самодеятельных коллективов основноеместо отводится таким актуальным темам, как борьба за мир и социальныйпрогресс, солидарность с народами, борющимися за свое освобождение, трудовыесвершения советских людей.
Оченьостро о необходимости совершенствование репертуара говорилось на июньском(1983г.) Пленуме ЦК КПСС. Указывалось в частности, что на волне популярностиэстрадного искусства подчас выплывают музыкальные ансамбли с программамисомнительного свойства, что выносит идейный и эстетический ущерб слушателя.
Врепертуар художественной самодеятельности необходимо включать произведения, вкоторых содержится «правдивое и высокохудожественное отображениесоциалистической действительности, вдохновенное и яркое раскрытие нового,передового и страстное обличие того, что меняет движения общества вперед»…
Самодеятельныйрепертуар – это органическая часть всей репертуарной политики, непротиворечащая по своим художественным качествам исполнению в любом – и самодеятельном,и профессиональном коллективе, но обладающая такими свойствами, которыепозволяют получать высокий идейно-художественный результат силамипрофессионалов.
Формированиеи отбор, и отбор репертуара для художественной самодеятельности возглавляет репертуарно-редакционнаяколлегия Министерства культуры СССР, созданная в соответствии с постановлениемЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественноготворчества» (1978 г.) и репертуарно редакционные коллегии союзах республик.
Засчёт талантливых участников художественнаясамодеятельность пополняются крупнейшие профессиональныеколлективы. К руководству Художественнаясамодеятельность привлекаются мастера профессиональногоискусства.
3. Виды и жанрыхудожественной самодеятельности 60-80-х г
Различныевиды и жанры художественной самодеятельности развивались неравномерно.Несколько сокращается хоровая, театральная и отчасти хореографическаясамодеятельность. Одновременно наблюдается рост вокально-инструментальныхансамблей, кино- и фотообъединений, агитационно-художественных бригад,коллективов изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Вместес тем, только в государственных учреждениях культуры страны насчитывается внастоящее время 50 тыс. любительских объединений и клубов по интересам, изкоторых 16 тыс. – художественной искусствоведческой направленности.
Музыкальнаясамодеятельность.
Исполнительскиеколлективы музыкальной самодеятельности составляет более 20% всейхудожественной самодеятельности клубных учреждений Министерства культуры СССР,а количество их участников – около 40%. В РСФСР музыкальная самодеятельностьопережает все другие виды самодеятельного искусства по количественнымпоказателям. Наибольшее распространение она имеет в профсоюзных клубныхучреждениях. В государственной клубной сети она занимала (по статистике1981года) 4-5 место после театральной самодеятельности,агитационно-художественных бригад и хореографических коллективов.
Запериод с 1974 по 1979 годы по стране наблюдалось сокращение коллективов хоровойсамодеятельности, которое затем несколько затормозилось. Период наибольшегоспада приходится на первый год после завершения IВсесоюзного фестиваля. С 1980 года происходит в целом количественный ростмузыкальной самодеятельности. Наиболее заметный рост наблюдается винструментальных жанрах. В последние годы изменилось количественное соотношениемежду хоровыми и инструментальными коллективами в пользу последних. Тем неменее, хоровые коллективы составляют почти половину всех музыкальных коллективовгосударственных клубных учреждений. Значительно выросло и их исполнительскоемастерство.
Средивсех хоровых коллективов, больше всего хоров народной песни. За последнее времяувеличилось число камерных хоров, сельских хоровых капелл, растет число хоровыхстудией. Одновременно наблюдается тенденция к росту числа ансамбля песни итанца.
Вокально-инструментальныеансамбли по количественным показателям опережают все другие жанры музыкальнойсамодеятельности. В рамках ВИА развивается и авторская самодеятельность.
В1984 году Министерство культуры СССР по согласованию с ВЦСПС было утвержденоПоложение о самодеятельных вокально-инструментальных ансамблях,регламентирующие их деятельность, регулярно стали проводится паспортизации иаттестации ВИА в научно-методических центрах и МДСТ.
Всамодеятельности стали возникать так называемые рок-группы, деятельностькоторых выражает не только музыкальную, но и определенную идейную ориентациюнекоторой части молодежи.
Активноразвивается в стране музыкальная фольклорная самодеятельность. Характерным дляфольклорных музыкальных коллективов является сочетание исполнительскойдеятельности с поисковой. Участники таких коллективов нередко принимают участиев экспедициях по сбору фольклорных произведений, изучают старинные обряды, быт.
Средимузыкальных объединений можно выделить одножанровые (клубы самодеятельнойпесни) и многожанровые (клубы любителей музыки).
Ссередины 70-х годов в нашей стране получают распространение клубы политическойи патриотической песни.
Новойинтересной формой музыкальной самодеятельности стали клубы любителей песни.Участники таких клубов обычно не ставят перед собой цель подготовки концертныхвыступлений. Их деятельность направлена в основном на изучение и коллективноеразучивание лучших народных песен и песен советских композиторов и наисполнение их в своем кругу «для себя».
Театральнаясамодеятельность.
Вначале 80-х годов в РСФСР театральная самодеятельность по количеству участникови коллективов занимала четвертое место, однако в системе государственныхклубных учреждений являлась ведущей. Этот вид самодеятельного искусстваразвивался, прежде всего, в селе и меньше – в городе.
Характернымдля самодеятельных театров является многообразие творческих подчерков и стилей.В названиях театра отражается их творческое кредо (театр — клуб, театр — студия), жанровые признаки (театр поэзии, театр балета), возрастной признак(ТЮЗ – театр юного зрителя).
Новымявлением театральной самодеятельности стали фольклорные театры. Песенныйфольклор изначально включает в себя элементы театрального представления.
Участникитеатральной самодеятельности нередко одновременно становятся и участникамилюбительских объединений.
Агитационно-художественныебригады.
Агитационно-художественныебригады создаются в РСФСР, главным образом, на базе сельских государственныхклубных учреждений, в которых по своему количеству занимали в начале 80-х годоввторое место, после театральной самодеятельности. Свою родословнуюагитационно-художественные бригады ведут с времени Первой русской революции.
Помимоагитбригад, существуют различные агитационно-художественные коллективы.
Агитбригадаобъединяет, как правило, от 10 до 20 человек. Агиттеатр – наиболее развитая исложная форма агитколлектива, отличающийся наибольшей художественнойобразностью в решении агитационных задач. Для него характерен высокий уровеньактерского мастерства участников, более глубокая драматургия и режиссура, болееширокий диапазон художественно-выразительных средств. Численность такогоколлектива достигает нередко 40 человек.
Хореографическаясамодеятельность.
Самодеятельнаяхореография – один из ведущих видов самодеятельного искусства, занимавший вРСФСР по количеству коллективов и участников третье место. Примерно водинаковой степени она распространена, как и в городе, так и в сельскойместности. Процесс развития хореографической самодеятельности сопровождаетсяпоявлением в стране десятков народных театров балета, ставящих спектаклиразличных жанров.
Развиваютсяфольклорные танцевальные группы, ансамбли классического танца.
Однойиз перспективных форм развития хореографической самодеятельности являются школыи клубы любителей бального танца. Такие клубы могут иметь сложную структуру,включающую ряд творческих секций (исполнительскую, искусствоведческую,кино-фото группу), а также секции по организации массовых мероприятий (вечераотдыха и танцев, концертов и т.д.).
Изобразительноеи декоративно-прикладное самодеятельное творчество.
Этивиды самодеятельного творчества уступают пока по своим количественнымпоказателям музыкальной, хореографической и театральной самодеятельности.Большое распространение они имеют в профсоюзных клубных учреждениях посравнению с государственными. В них растет число студий изобразительногоискусства, клубов и объединений самодеятельных художников. В г. Суздале созданпервый в стране музей самодеятельного изобразительного творчества народов СССР.
Вдекоративно-прикладном самодеятельном творчестве развиваются как традиционныенародные промыслы, так и современные формы: лаковая миниатюра, роспись по стеклу,макраме, ткачество, чеканка, вышивка.
Регулярнопроводятся в стране выставки самодеятельных художников и мастеровдекоративно-прикладного искусства.
Фото- и киносамодеятельность.
Фото- и киносамодеятельность – наиболее молодые виды самодеятельного искусства. Вфотосамодеятельности наряду с устоявшимися формами (фотокружок, фотостудия,фотоклуб) появляются многочисленные слай-клубы.
Внекоторых республиках организуются добровольные общества фотоискусства, которыеобъединяют профессиональных и самодеятельных фотографов. Общества проводятвыставки, семинары, фотофестивали в сельских районах.
Вначале массового развития киносамодеятельности в нашей стране относятся кпятидесятым годам. Если на первых стадиях развития кинолюбительства преобладаливидовые или туристические фильмы, то затем, с развитием коллективных формтворчества, все большее место стали занимать хроникально-документальные фильмыо трудовой деятельности людей, их жизни и быте, отдыхе и занятиях спортом. Традиционныежанры киноискусства: киноочерк, кинорепортаж, киножурнал, игровые имультипликационные любительские ленты, фильмы-плакаты. Новые требования корганизации и руководству киносамодеятельностью вытекают из постановления ЦККПСС и Советом Министерств СССР « О мерах по дальнейшему повышениюидейно-художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-техническойбазы кинематографии» (1984г.,6 июня).
Комплексныевиды самодеятельности.
Однойиз ведущих тенденций в современной исполнительской художественнойсамодеятельности является интеграция различных видов и жанров искусства,искусства и технического творчества: вокально-инструментальные ансамбли сэлементами театрализации и хореографии, дискотеки и т.п.
Дискотеки– один из наиболее распространенных видов молодежных самодеятельныхобъединений. Их участники готовят и проводят тематические и танцевальныепрограммы. В тематических программах демонстрация музыкальных записей обычнодополняется текстом ведущего, видеорядом, пантомимных и хореографическихномеров. Тематическая программа может иметь ярко выраженный публицистическийхарактер, а может тяготеть к художественной деятельности и строится по законамтого или иного вида искусства.
Нормативнымдокументом, регулирующим создание и деятельности дискотеки, является «Примерноеположение о самодеятельной дискотеке».
Попроблеме дискотек в 80-е годы принят ряд специальных документов. Среди нихпостановление коллегии Министерства культуры СССР и Секретариата ЦК ВЛКСМ « Омерах по дальнейшему улучшению деятельности любительских объединений, клубов поинтересам и дискотек», постановление коллегии Министерства культуры СССР иСекретариата ЦК ВЛКСМ «О дополнительных мерах по повышениюидейно-художественного уровня работы дискотек» (1982г.).
Тенденцияк объединению различных видов и форм художественной деятельности проявляется ив развитии клубов любителей искусства.
Впостановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельногохудожественного творчества» (1978г.) подчеркнута необходимость повышениякачества учебно-воспитательной работы с участниками. Актуальность данной задачиеще более усилилась в связи с призывом июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС болееэффективно использовать богатый арсенал средств просвещения и воспитания,применять их более активно, творчески, учитывая, в частности, значительновозросший уровень образованности и запросов советских людей.
Недостаточноотработаны теоретические аспекты учебно — воспитательной работы всамодеятельном коллективе. Не достигнуто единства и в трактовке каждой из двухсторон учебно — воспитательного процесса.
Такимобразом, единого подхода к определению понятия и сути учебно-воспитательнойработы пока не существует
Список литературы
1. Бакланова, Т.И. Организация инаучно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: учеб. пособие/ Т.И. Бакланова. – М.,1992.
2. Бакланова, Т.И. Педагогикахудожественной самодеятельности / Т.И. Бакланова. – М.1992
3. Бакланова, Т.И. Самодеятельноехудожественное творчество в СССР Учеб. пособие / Бакланова Т. И; Моск. гос.ин-т культуры. — М.: МГИК, 1986.
4. Зуев М.Н. История Россия: Учебник длявузов / М.Н Зуев. – М., 2000.
5. Маркова А.Н. История России. Учеб.Пособие для вузов / А.Н. Маркова. – М., 2002.
6. Романенко А.В. Пособие по историиРоссии / А.В. Романенко. – Санкт – Петербург., 1996.