СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕСТО РОМАНА Л.Н. ТОЛСТОГО«ВОСКРЕСЕНЬЕ» В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ XIX ВЕКА
1.1 История создания романа и егоместо в творчестве Л.Н. Толстого
1.2 Идейная специфика романа вконтексте философских течений эпохи
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКАРОМАНА «ВОСКРЕСЕНЬЕ»
2.1 Основные идеи и проблемы,затронутые Толстым в своем произведении
2.2 Образная система романа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Одним изпоследних крупных произведений Льва Николаевича Толстого, написанных им передсмертью, стал роман «Воскресение». Впоследствии данное произведение былопризнано классикой русской литературы.
Роман былнаписан Л. Н. Толстым в 1899 г. – нелегкое время и для писателя, и для России,перелом эпох, смена веков, как раз в то время, когда страна была повергнута вужас: «Переполненная Сибирь, тюрьмы, война, виселицы, нищета народа, кощунство,жадность и жестокость властей…»[1] Бедственное положениенарода, волей судьбы оказавшегося в подобном положении, расценивалось Толстымкак личная трагедия, несчастье, как распад собственной души.
Россия всяперед нами в этом романе, среди действующих лиц мы видим многочисленныхразномастных персонажей, начиная от высших сановников царской империи —сенаторов, министров, губернаторов, и кончая блюстителями закона — тюремныминачальниками.
Глубина идейромана «Воскресенье», их гениальное художественное воплощение в тексте, а такжеактуальность их в контексте времени определили тот факт, что после выхода всвет роман поразил современников и практически сразу же был переведен на многиеевропейские языки. Подобный успех во многом объяснялся остротой выбранной темы (судьбапродажной женщины) и полной трансформацией писателя в женский образ дляпередачи её психологических чувств и переживаний. Русская православная церковьвыразила отношение к роману и к взглядам Толстого, отлучив его от церкви.
«Воскресение», —роман, в котором Толстой осветил с новой точки зрения всю русскуюдействительность и всё общественное и государственное устройство России, —был также последним, как бы завершающим романом всей русской литературы ХIХвека. И это символично, как и символично и само название романа в свете еготематики и проблематики.
Таким образом, цельюнашей работы является рассмотрение художественной и идейно-тематическойспецифики романа «Воскресенье».
Объект изучения – процессвоплощения в романе философских взглядов писателя.
Предмет –проблемно-тематическая и образная системы произведении.
Задачи:
— рассмотреть историюсоздания романа и его место в творчестве Л.Н. Толстого;
— выявить отношение кроману современников и критиков;
— проанализироватьпроблемно-тематическую структуру романа;
— изучить образнуюсистему произведения;
— сделать вывод охудожественной специфике «Воскресенья»
Практическая значимостьнашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может бытьиспользован при изучении творчества Л.Н. Толстого на практических занятиях, науроках в школе, а также при подготовке к экзаменам и зачетам по дисциплине«Русская литература XIX века».
ГЛАВА 1. МЕСТО РОМАНАЛ.Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНЬЕ» В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ XIXВЕКА
1.1 История созданияромана и его место в творчестве Л.Н. Толстого
Историясоздания романа «Воскресенье» необходима для нашего исследования, посколькуименно в те годы, когда шла интенсивная работа над ним, устанавливалось,корректировалось и оформлялось отношение писателя к его произведению.
Создание«Воскресения» совпало по времени с работой Толстого над циклом статей обискусстве и эстетическим трактатом «Что такое искусство?». И этот знаменитыйтрактат, и роман «Воскресение» были завершены и опубликованы в один год —1899-й — последний год XIX в. И если «Что такое искусство?» воспринималосьсовременниками как толстовское «Не могу молчать» в области эстетики, то и«Воскресение» первые из его читателей оценили как выдающийся«социально-гениальный» роман, а его противники определили жанр «Воскресения»как «социально-моральный памфлет» и увидели в нем вовсе не роман, но«обвинительный акт»[2].
Толстойнадеялся, что такими произведениями, как роман «Воскресение», он сможетпослужить наступлению нового века, в котором произойдет обновление, возрождениежизни всех угнетенных, обманутых, обиженных людей.
Можнопривести из писем и дневников Толстого конца 80-х и 90-х годов немало признанийо том, что он хочет «писать роман longue haleine» (продолжительный — фр.)иначе, чем предшествовавшие ему романы, и, — когда уже началась над ним работа,— что он пишет «новое Воскресение»[3].
Творческаяистория романа, начавшаяся в 1889 г., прошла несколько этапов. Она быласосредоточена на решении нескольких художественных задач. Первая из нихсостояла в том, чтобы, до конца разработав сюжет «Коневской повести», выйти заего узкие рамки.
Изначальнопроизведение писалось под названием «Коневская повесть», потому что в июне 1887года Анатолий Федорович Кони рассказал при Толстом, историю о том, как один изприсяжных заседателей во время суда узнал в обвиняемой за кражу проститутке туженщину, которую он когда-то соблазнил. Эта женщина носила фамилию Они, ипредставляла собой проститутку самого низкого разряда, с изуродованным болезньюлицом. Но соблазнитель, вероятно когда-то любивший её, решил на ней жениться имного хлопотал. Подвиг его не получил завершения; женщина умерла в тюрьме.
Впечатлённыйвсем этим, Лев Толстой попросил Кони отдать ему тему. Он начал развертыватьжизненную ситуацию в конфликт, и эта работа заняла несколько лет писательскоготруда и одиннадцать лет раздумий.
Втораязадача, стоявшая перед автором, была еще более сложной: построить такуюкомпозицию произведения «большого дыхания», чтобы она позволила включить в неекартины русской пореформенной и предреволюционной жизни, осуществляя способ,который был использован Толстым при работе над «Войной и миром» и раскрыт им вдвух словах: «захватить все»[4]. В «Воскресении» шире,чем в любом другом предшествующем произведении, Толстой использовал принципхудожественного сопоставления, задачу которого он видел в том, чтобы обнажать«контраст между роскошью роскошествующих и нищетой бедствующих»
Толстойсоздавал «Воскресение» как, по его словам, «совокупное письмо», обращенное кмиллионам читателей. И писатель не ошибся, полагая, что с романом познакомитсяеще при его жизни великое множество людей, живших в России и в зарубежныхстранах.
После тогокак «Воскресение» впервые было напечатано в «Ниве», его опубликовали многиерусские издательства. За недолгий срок на родине писателя появилось около 40изданий «Воскресения». Во Франции за один 1900-й год увидели свет 15 изданийромана. В Германии за два года «Воскресение» было издано 12 раз. Много разроман Толстого был тогда же переиздан в Англии, Соединенных Штатах Америки идругих странах[5].
В России«Воскресение» печаталось с громадными цензорскими купюрами: из 129 глав романалишь 25 «пощадили» светская и духовная цензура. Во французской газете«Юманите», когда она редактировалась Жаном Жоресом, текст «Воскресения» былнапечатан полностью. Бесцензурное издание романа впервые появилось в зарубежномиздательстве «Свободное слово», руководителем которого был единомышленникТолстого В. Г. Чертков. За 1899—1900 гг. оно выпустило пятьизданий полного, освобожденного от цезурных купюр «Воскресения».
В началеянваря 1900 г. газета «Россия» сообщала о том, что «роман Л. Толстогочитали разом, вместо десятков тысяч, сотни тысяч людей. Он проникал в массынебогатых читателей, до которых нередко вести о выдающихся явлениях литературыдоходят из вторых рук».
Интересписателя к «типу будущего», к «человеку из народа» (так он назвал главнуюгероиню «Воскресения») возрастал по объективным и субъективным причинам. Первыеиз них порождала русская действительность, какой она складывалась в последниедесятилетия XIX в. А вторые порождались логикой духовного развитияписателя, нашедшего в себе силы взглянуть на развитие событий в стране и вмире, как он говорил, «снизу, от ста миллионов».
Через годпосле первых публикаций «Воскресения», беседуя с одним из московскихжурналистов, Толстой заметил, что его последний роман доставил ему чувствоглубокого удовлетворения. Чем оно было вызвано? «Я доволен этим романом, —говорил писатель, — так как высказал в нем то, что занимало меня давно». Это,во-первых. А вторая причина состояла в том, что, как подчеркнул Толстой, «кругчитателей оказался огромным»[6]
Такова былаоценка Толстым третьего из его великих романов, в которой есть две стороны —субъективная и объективная. Из их «сопряжения» возникает представление о том,что значило это «совокупное письмо» для его автора и для тех, кому оноадресовано.
1.2 Идейная спецификаромана в контексте философских течений эпохи
толстой художественныйроман философский
Мнениячитателей и критиков о романе с самого начала резко разделились.
СовременникиТолстого прислали ему множество писем, в которых высказывали свое отношение кроману и нередко стремились втянуть его в дискуссии о «Воскресении», чтобыполучить от него ответы на волновавшие их вопросы. Те из них, комупосчастливилось повстречаться с Толстым, просили его дать эти ответы в личнойбеседе.
Один извопросов, возникших у многих читателей, дал название вышедшему в свет в1901 г. реферату критика Н. Н. Соколова «Кто воскрес в романеграфа Л. Н. Толстого “Воскресение”». Автор реферата находит, что «ниМаслова, ни князь Нехлюдов не воскресли» под пером писателя, а что воскрес онсам, «оставя пока в стороне мистические попытки учительства, воскрес сампрежний Л. Н. Толстой», «воскрес прежний художник».[7]
«Открытия»автора цитируемого реферата содержали по меньшей мере две ошибки: во-первых,«Воскресение» написано не «прежним» Толстым, а художником, пережившим переворотв своем мировоззрении, описанный им в «Исповеди», и, во-вторых, через процессвоскресения, духовного возрождения проходят не только оба главных героя романа,но в нем показано, что в этот процесс начинает вступать трудовой народ России.Именно раннюю стадию его «воскресения» и стремился запечатлеть в своемпроизведении великий писатель, называвший себя «адвокатом 100-миллионногоземледельческого народа».
Не толькоглавный герой романа Нехлюдов, встретившись по пути в Сибирь в вагоне третьегокласса с рабочим людом, почувствовал себя «со всех сторон окруженным новымилюдьми с их серьезными интересами, радостями и страданиями настоящей трудовой ичеловеческой жизни». Не только он испытывал чувство радости путешественника,открывшего новый, неизвестный и прекрасный мир. Это чувство с еще большей силойиспытывал автор романа.
Все позднеетворчество Толстого (от «Исповеди» (1879—1881) до рассказов о деревне,написанных в конце 900-х годов) проникнуто убеждением, что жизнь общества «встарых формах» продолжаться не может, что не остановило приближается время«развязки», что «существующий строй подлежит разрушению». Вместе с тем писательне скрывал, что он не знает, «какая будет развязка». «Но что дело подходит кней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может, — я уверен», —писал Толстой в 1892 г.[8]
Через год онсделал такое признание в письме художнику Н. Н. Ге: «Мне все кажется,что время конца века сего близится и наступает новый, все хочется поторопитьэто наступление, сделать, по крайней мере, все от меня зависящее для этогонаступления. И всем нам, всем людям на земле только это и есть настоящее дело.И утешительно и ободрительно это делать: делаешь что можешь, и никто не знает,ты ли или кто делает то, что движется».[9]
Живую душу вроман вдыхала развернувшаяся большая общественная деятельность Толстого. О«бессмыслице суда, казней» и прочих «грехах» российской действительности можнобыло сказать, только с головой окунувшись в них, пронаблюдав их изнутри глазамихудожника. В 1891-1892 годах разразился голод, охвативший девятнадцать губернийРоссии. Толстой принял самое горячее участие в помощи голодающим, выезжал наместа, видел картины народных бедствий, «всю величину и мерзость» «греханашего сословия перед народом. Он видит, что струна социальных противоречий допредела натянулась в стране, и требуется коренное изменение положениякрестьянства. В земле все дело, она в руках совсем не тех, кто ее обрабатывает.Толстой все это с годами осмыслит, напишет статьи: «О голоде», «Страшныйвопрос», «О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая», «Голод илине голод?». Эти размышления перешли к Нехлюдову в романе.
Такими идеямии настроениями было вызвано к жизни произведение, ставшее центральным не тольков позднем творчестве Толстого, но и крупнейшим в русской и мировой литературена рубеже XIX и XX вв. В свете этих идей и упований Толстого его «Воскресение»воспринимается не романом-утопией, как это казалось некоторым из егосовременников, а романом-предвидением, романом-предвестием. В нем, как и впублицистических работах 90-х годов, Толстой возвестил о неизбежности народнойреволюции в России, полагая, что она будет крестьянской по преимущественномусоставу ее участников
Когда встране развернулись революционные события 1905 г., В. В. Стасов— давний друг писателя — радостно сообщил в Ясную Поляну, что в России началась«толстовская революция». И Толстому казалось какое-то время, что она пойдетмирным путем. Но когда она приобрела характер вооруженной борьбы, писательотстранился от нее и призвал противоборствующие стороны найти мирное решениевызвавших ее противоречий.
Толстойнадеялся, что такими произведениями, как роман «Воскресение», он сможетпослужить наступлению нового века, в котором произойдет обновление, возрождениежизни всех угнетенных, обманутых, обиженных людей.
Вскоре послевыхода романа стало сказываться его прямое влияние на мировую литературу. Уже в1903 году швейцарский писатель Эдуард Род издал роман «Тщетные усилия»(L’Inutile effort), пользующийся частью сюжетных линий Толстого, причём героиобсуждают роман Льва Толстого между собой. Влияние романа сказалось на замыслеромана Голсуорси «Остров фарисеев» (The Island Pharisees, 1904). В романевенесуэльского писателя Ромуло Гальегоса «Рейнальдо Соляр» (Elltimo Solar,1920) герой увлекается Толстым, хотя следование идеям графа —самостоятельное возделывание земли и женитьба на проститутке — оказываютсясмехотворны.
ГЛАВА 2.ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА РОМАНА «ВОСКРЕСЕНЬЕ»
2.1 Основные идеи ипроблемы, затронутые Толстым в своем произведении
Роман«Воскресение» писался Толстым в преддверии революции. Отсюда все его главныеособенности. Предреволюционные эпохи всегда характеризуются всеобщим интересомк самым простым истинам и стремлением выразить их в самой резкой форме. Когданазревает в обществе революционная ситуация, этот процесс выявляется, междупрочим, и в том, что писатели революционного и демократического направлениястановятся безразличными к оттенкам и тонкостям, а иногда и сознательноотталкиваются от них: они кажутся им не просто ненужными, но и нравственнонеловкими, стыдными. В литературе наблюдается стремление к предельной ясности:ясности до крайней черты, до признания возможности схемы. Схема в такие эпохине кажется уже противопоказанной искусству. Когда общественная совестьнеспокойна, когда происходит бунт совести, она приобретает черты истинности иживой жизни.
Само названиеромана «Воскресенье» глубоко символично, оно отражает все обстоятельства ичувства героев, показанные автором на страницах его романа. Ни в одномсочинении Толстого с такой беспощадной силой, с таким гневом и болью, с такойнепримиримой ненавистью не раскрывалась самая сущность беззаконий, лжи иподлости общества.
Главнаягероиня романа Катюша Маслова — проститутка, которая вынуждена заниматься этимгрязным делом для того, чтобы прокормить себя, для того, чтобы существовать.Ошибки молодости, которые совершились по вине молодого барина, заехавшего вимение своих тетушек и соблазнившего юную Катюшу, повлекли за собой огромноеколичество несчастий и бед, которые и привели ее на скамью подсудимых. Катюшаневинно осуждена, она озлоблена и растоптана, унижена и оскорблена, кажется,ничто не может вернуть в ее пожелтевшие и ставшие равнодушными черты лицажизнь.
В«Воскресении» обновление человеческой души показано как процесс естественный ипрекрасный, подобный оживлению весенней природы. Воскресшая любовь Катюши кНехлюдову, общение с простыми, честными и добрыми людьми — все это помогаетпадшей женщине воскреснуть к новой жизни, понять, что она снова обретает веру всебя, веру в перемены к лучшему.
Знакомство накаторге с революционером Симонсоном возвращает Катюшу к жизни, дает ейощущение, что она в состоянии изменить мир, воскресить многих людей, спасти неодну душу. Название романа, которое в самом начале понимается как насмешка, кконцу приобретает глобальный масштаб, пронизывая все, что происходит не толькона страницах романа, но и в целом мире, — это воскрешение Христа, воскрешениеприроды, воскрешение души.
В «Воскресении»логическая структура отчетливо выявлена в. пластических идеях Толстого. Он какбы прочерчивает углем контуры логических построений в сложной живописной тканисвоей книги.
Роман состоит из трехчастей, и каждая следующая часть выводит Нехлюдова в более широкую сферувидения и понимание жизни. Первую часть можно назвать условно «Суд». Это нетолько событийный, но и внутренний, сюжетный центр первой части романа.
Вторую часть романа можноусловно назвать «Покаяние». Нехлюдов освобождается от помещичьей собственностина землю. И это тоже логически оправдано, потому что иначе он не былнравственно свободным в своей защите «мира острогов». Сначала надо былоосвободиться самому, чтобы требовать свободы для других. Путешествие Нехлюдовапродолжается. Он едет по великим и неведомым пространствам России, перед ним,наконец, открывается Сибирь.
И третья частьскладывалась как прощание. Вечное прощание. И настоящий смысл этой третьейчасти — «Разрыв». Катюша покидает Нехлюдова, а Нехлюдов отрекается от всейсвоей прежней жизни.
Только в закономерноммире возмездие имеет смысл и совершается неотвратимо, помимо волн тех, чьявина, казалось бы, была давно забыта и потеряна. Так совершается возмездие вжизни Нехлюдова. И он уже не одного себя видит виновным перед жизнью.
Повествованиев «Воскресении» развивается по принципу расширяющихся кругов, по принципурасширения круга ответственности. Следствие ведётся с углублением в самую сутьвещей. Во второй части романа Нехлюдов, перед тем как отправиться вслед заМасловой в Сибирь, едет в деревню устроить свои дела с крестьянами. Изображениюкрестьянской жизни посвящены первые девять глав второй части романа.Поразительная, потрясающая сознание и чувство бедность и нищета крестьян —вот лейтмотив этих глав.
Картиныдеревенской нищеты, показанные Толстым, глубочайшим образом связаны с основнымсюжетом романа, построенном на вине Нехлюдова перед Масловой. Осознание однойвины с неизбежностью влечёт за собой осознание другой, ещё более страшной.Нравственное прозрение Нехлюдова заставило его в новом свете увидеть и мир, исамого себя. Была ли случайной его вина перед Масловой? Почему он позволил себеэтот грех по отношению именно к ней, полу воспитаннице полу служанке? Почему поотношению к таким, как она, многие люди, ему подобные, грешат и не видят в этомгреха? Работа потрясённого сознания, работа совести ведёт героя всё дальше ивсё глубже. Проснувшаяся совесть не даёт ему остановиться на полдороге. Ондумает не только о своём отношении к Масловой, но и о своём отношении к народу.Пребывание в деревне, потрясшие его деревенские картины окончательно утвердилиНехлюдова в сознании большой своей вины перед трудовым народом, в сознании непросто греховности, но и преступности всей своей жизни. И не толькосвоей — жизни всего своего сословия.
Нравственно исоциально обличительный пафос Толстого выявляется как в особенном сцепленииидей романа, так и в его своеобразной стилистике. Новый взгляд Толстого нажизнь и на людей не только прямо высказывается в романе, но он просвечивает вслове, в художественной, словесной ткани произведения.
КогдаБ.М. Эйхенбаум писал, что Толстой отказывается в поздний период от метода «диалектикидуши», он, видимо, имел в виду, прежде всего «Воскресение»[10].
В«Воскресении» Толстой действительно обходится без углублённого психологическогоанализа, когда он показывает персонажей из правящего сословия. По отношению кэтим персонажам такой углублённый анализ душевного состояния кажется емулишним, не отвечающим существу дела. Интерес к индивидуально-неповторимомузаменяется у него в этом случае интересом к общему, социально-типологическому.
Затрагиваетсяв романе и тема раскаявшегося грешника, играющая большую роль в христианскомучении. Главный герой романа, князь Нехлюдов, когда-то совратил Катюшу Маслову,невольно положив начало ее падению. Раскаяние, начавшееся, когда князь узнал вподсудимой проститутке соблазненную им девушку, привело Нехлюдова к ней накаторгу, возбудило любовь к невинной жертве. Толстой проводит совестливогочеловека через лабиринт бюрократического государства, ничего общего не имеющегос христианской заповедью о любви к ближнему. Выход автор «Воскресения» видел вморальном самосовершенствовании на основе нового постижения христианскихидеалов, ничего общего с которыми, по мнению писателя, не имеет официальнаяправославная церковь. Толстой пришел к убеждению, что для постижения Богачеловек не нуждается ни в специальной церковной организации, ни в церковныхобрядах, а должен стремиться к следованию Божьему промыслу путемдуховно-нравственного обновления и свершения добрых дел. Писатель создалсобственное религиозное учение, названное «новым христианством», и отвергофициальную церковь. За это он был отлучен от православия в 1901 г., вскорепосле публикации «Воскресения». То, как изображена официальная церковь вромане, послужило одной из причин такого решения Священного Синода.[11]
Главный герой«Воскресения» приходит к выводу, что люди точно так же наивно полагают, что онихозяева своей собственной жизни, тогда как в действительности посланы в мир поволе Божьей и для осуществления Божьего промысла. А следование Божьим заповедямбудто бы приведет к установлению Царствия Божьего на земле. Следует отметить, чтопоследнее утверждение противоречит не только православию, но и почти всемдругим христианским конфессиям. Нехлюдов, подобно Раскольникову, проникся духомЕвангелия и начал новую жизнь, «не столько потому, что он вступил в новыеусловия жизни, а потому, что все, что случилось с ним, с этих пор, получило длянего совсем иное, чем прежде, значение. Чем кончится этот новый период егожизни, покажет будущее».
«Воскресение»- наиболее целеустремленный по действию роман Толстого. В нем много побочныхлиний, но все они сливаются в одну — расследование «дела Масловой». Романпостроен, как уголовная хроника, все расширяющаяся в своем масштабе,вовлекающая все новые слои общества для дознания новых лиц разных сословий иположений как «свидетелей» и как «сопричастных» преступлению. При этомпреступление двоится: сначала оно выступает как преступление обвиняемой, какчастный, обыденный случай в судебной практике, а потом перерождается впреступление суда по отношению к невинно осужденному человеку. Сначала работаетсравнительно узкий судебный механизм, механизм процедуры, а затем механизмобщественного устройства, механизм самодержавного законодательства.
Показываяразвращения молодого Нехлюдова на военной службе, Толстой говорит о целойсистеме фетишей, которые усыпляют человеческую совесть, и на этих фетишахзиждется весь строй: внушают мысль о чести мундира и знамени полка, разрешаютнасилие и убийства, и особенно развращенно действует на офицерство гвардейскихполков «близость общения с царской фамилией»[12]. Офицерам оставалосьтолько «скакать и махать шашками, стрелять и учить этому других людей»; «исамые высокопоставленные люди, молодые, старики, царь и его приближенные нетолько одобряли это занятие, но хвалили, благодарили за это»[13].Потрясающая сцена — богослужение в остроге — заключает выпад Толстого противцарской власти: «Содержание молитв заключалось преимущественно в желанииблагоденствия государя императора и его семейства»[14].И отвратительное лицемерие вице-губернатора Масленникова проистекает все изтого же источника – «близости к царской фамилии», общения «с царской фамилией».Эта «фамилия» — корень растления нравов. Карьерист граф Иван Михайлович Чарский,отставной министр, понимал: «… чем чаще он будет видеться и говорить скоронованными особами обоих полов, тем будет лучше»[15].А занявшая великосветские умы Петербурга вздорная по своим поводам дуэльКаменского взвешивалась опять же на весах царского суждения.
Символическая,искусственная городская жизнь, с описания которой начинается роман, постепеннопредстает в будничных картинах столь же неестественного взаимного мучительствалюдей на суде, в тюрьмах, на этапе. А «весна даже в городе» оборачиваетсяправдивым апофеозом вечно живой народной души, устоявшей во всех мучительствах.
При резкомделении добра и зла, черных и светлых красок в романе Толстой не упрощает своиххудожнических задач, а показывает жизнь во всей ее сложности. Повинны в судьбеКатюши и родная ее тетка, у которой она поначалу остановилась и которая непредприняла ничего, чтобы оградить племянницу от неизбежных опасностей, ивдова-повитуха, доведшая Катюшу до родильной горячки и взявшаяся сбыть ребенкав воспитательный дом, куда он, по всему видно, и не был доставлен и навернякаумер голодной смертью в пути. И на этапе, находясь вместе с каторжными. Катюшадолжна была отбиваться от назойливых женолюбов.
Такое сложноесцепление событий, искусный ввод новых лиц, воссоздание всех оттенков вхарактерах, их «текучести» сообщают роману Толстого пронзительную силудостоверности, захватывающий интерес, и вызывают безраздельное читательскоедоверие к правдивости и добросовестности художника.
Этот роман клеймит ложь,угнетение и зовет к преобразованию мира на подлинно человеческих основах. Романне только изображает современную Толстому жизнь конца XIX века, но и несет всебе идею будущего лучшего мироустройства.
2.2 Образная системаромана
Среди действующих лицромана мы видим многочисленных «хозяев жизни», начиная от высших сановниковцарской империи — сенаторов, министров, губернаторов, и кончая блюстителями«закона» — тюремными начальниками. Широко показан в романе трудовой народ —рабочие на торфяных разработках, каменщики, плотники, прачки, поденщики,мастеровые, прислуга. Перед нашими глазами проходит вереница крестьянскихобразов, глубоко правдивых и жизненных.
В тюрьмах и в острогах,на пересыльных этапах, в сибирской ссылке томятся тысячи людей из народа,лишенных свободы. Толстой рисует бессердечие, паразитизм, лицемерие иничтожество окружающего общества. Созданный и охраняемый им строй писательназывает «людоедским», а его представителей — «непромокаемыми» людьми,бесчувственными, глухими к чужой беде и горю. Таковы сцены суда, яркие образысудей, товарища прокурора, присяжных заседателей. Толстой действительно срываетс них маски и показывает их истинное лицо. Каждый из судей занят только своимиличными делами и с полным равнодушием относится к судьбе подсудимых. Так, толькоиз-за непростительной небрежности присяжных заседателей героиня романа КатюшаМаслова, напрасно обвиненная в убийстве купца, была приговорена к ссылке накаторжные работы.
Образыперсонажей в романе Толстой рисует при помощи двух приемов. Предметное изображениеперсонажа — это изображение человека через его личные, индивидуальные,неповторимые признаки. Прежде Толстой изображал так всех своих героев. Теперь,в «Воскресении», он изображает так только тех своих героев, в которых признаётздоровое и нравственное социальное начало: Катюшу Маслову, арестантов —бывших крестьян, мужиков из нехлюдовской деревни, всех представителей трудовогонарода. У Катюши Масловой «колечки вьющихся волос», «глянцевито-блестящиеглаза», «чёрные, как мокрая смородина, глаза», «стройная фигура», «белое платьесо складочками». Это признаки характерные, особенные, признаки сугубочеловеческие, личные. То же самое мы находим и в обрисовке Толстым другихперсонажей, близких к Масловой по социальному положению.
Предметномуизображению у Толстого противостоит теневое: изображение персонажа по темпризнакам, которые характеризуют персонаж не столько индивидуально, сколькосословно. При этом персонаж выступает в теневом отражённом освещении: не сам посебе, а в своей соотнесённости с «предметом», с народом, с точки зрения народа.
Именно такизображается Нехлюдов, особенно в начале романа. Так изображаются Толстым вседругие персонажи, принадлежащие к нехлюдовскому сословию. Знакомя читателей сними, рисуя их портрет, Толстой выделяет, нарочито подчёркивает прежде всего ихсословные приметы. Очень часто они характеризуются такими словами как«гладкий», «толстый», «чистый», «белый», «упитанный» и т.д.
Не отличаясьщедростью в изображении внешних черт корчагиных, масленниковых и им подобных —особенно тех внешних черт, которые выражают человечески неповторимое, Толстойнеобыкновенно подробно, выписывая каждую мелочь, говорит о вещах, которые имеютк ним отношение. И это также вызвано обличительным авторским заданием.
Оказывается,что ничтожная сама по себе вещица, какой-нибудь предмет обстановки в большейстепени выявляет сущность представителя имущего сословия, нежели любая самаяживописная чисто портретная деталь. Потому в большей степени, что эти люди дляТолстого — «тень», «отрицательное». Их человеческая и общественнаязначимость, то, чего они стоят на деле, определяется их отношением к рабочемумиру, к «предмету», к «положительному». Естественно в таком случае, что идейноезначение, а вместе с тем и сила художественной выразительности вещей —этих особенно наглядных знаков социальной зависимости людей друг от друга,многократно возрастает.
В «Воскресении», впервыев творчестве Толстого, одним из главных героев произведения выступает человекиз народа. Девушка из крестьянской семьи, Катюша Маслова, была взята горничнойв барский дом. Когда ей минуло шестнадцать лет, Катюша влюбилась в молодогостудента, племянника помещиц, князя Нехлюдова, приехавшего погостить к своимтетушкам. Через два года, по дороге на войну, Нехлюдов вновь заехал к тетушками, пробыв четыре дня, накануне своего отъезда соблазнил Катюшу, сунув ей впоследний день сторублевую бумажку. Узнав о своей беременности и потерявнадежду на то, что Нехлюдов вернется, Маслова наговорила помещицам грубостей ипопросила расчета. В доме деревенской вдовы-повитухи она родила. Ребенкаотвезли в воспитательный дом, где, — как сказали Масловой, — он тотчас, поприезде умер. Оправившись после родов, Маслова нашла место в доме у лесничего,который, выждав подходящую минуту, овладел ею. Жена лесничего, однажды заставего с Масловой, бросилась бить её. Маслова не далась и произошла драка,вследствие которой её выгнали, не заплатив. Тогда Маслова перебралась в город,где после ряда неудачных попыток найти себе подходящее место, оказалась в дометерпимости. Чтобы усыпить свою совесть, Маслова составила себе такоемировоззрение, при котором она могла не стыдиться положения проститутки.Мировоззрение это состояло в том, что главное благо всех без исключения мужчин,состоит в половом общении с привлекательными женщинами. Она же —привлекательная женщина, может удовлетворять или не удовлетворять это ихжелание. В доме терпимости провела Маслова семь лет. На седьмом году пребыванияв нём, она была помещена в острог, — по подозрению в отравлении с цельюпохитить деньги своего клиента, — где пробыла, в ожидании суда, шесть месяцев.
Рассказав всю историю еетяжелой жизни, писатель замечает, что это была «самая обыкновенная история».Точно так же, как Катюша Маслова, в старое время гибли сотни и тысячи другихдевушек.
И глубоко знаменательно,что в конце романа писатель показывает подлинное воскресение Катюши, еевозрождение к новой жизни. Произошло это только тогда, когда в тюрьме и наэтапе Катюша познакомилась с революционерами, которых царский суд приговорил ккаторге и ссылке. Катюша называет их чудесными людьми. «Она, — говоритписатель, — поняла, что люди эти шли за народ, против господ»[16].
Образ КатюшиМасловой был современным, новым и, можно сказать, уникальным в русскойлитературе: у него нет предшественников. Соня Мармеладова в «Преступлении инаказании» Достоевского, сходная с ней по условиям жизни и судьбы, все жеприподнята автором как «святая» над окружающим бытом; она выполняет навязаннуюей автором роль смиренномудрой проповедницы. Образ падшей женщины в русскойлитературе ХIX века носил агитационньй характер, подчинялся решению проблемыэмансипации женщины, служил примером крайнего ее угнетения, из которого ееследует вывести. Таково в духе пропаганды Жорж Санд весьма популярное в своевремя стихотворение Некрасова «Когда из мрака заблужденья…». Но тут браласьтолько сама модель общественного унижения женщины, а специфический ее быт,повседневное существование лишь упоминались, обходились авторами стороной. Даженеприличным казалось касаться этой темы. Обходит ее по существу и В. М. Гаршинв рассказе «Надежда Николаевна», в котором выведена проститутка с возвышеннымичувствами, так как смысл рассказа — в завязавшейся нежной любви к ней состороны художника Лопатина.
КатюшаМаслова — смелый и достоверный художественный образ. В создании его в полнуюмеру сказалось не только «воображение» автора, но и скрупулезное изучение имжизни. Толстой нисколько не отделяет особый изображенный им мир «знаменитогодома Китаевой» от остальной народной жизни, и горькая чаша, испитая Катюшей,есть лишь крайняя степень выражения неимоверных страданий всего народа.
Маслованаделена глубоко личными чертами, выразительной портретной характеристикой,глубоким душевным складом и выступает перед нами незаурядной личностью. Мы неможем не остановиться с уважением перед ее духовной стойкостью, с которой онаперенесла все выпавшие на ее долю испытания: публичный дом, суд, тюрьма,каторжный этап. Она хлопочет о других несчастных, но не о себе. И финалнеобычный. Если мы только догадываемся, что Наташа Ростова пошла бы заПьером-декабристом в Сибирь, то Катюша Маслова идет, не будучи виновной,сближаясь на этапе с революционерами, с людьми, которых можно в полной меpeназвать людьми истинно прекрасными.
Дмитрий Иванович Нехлюдов— князь, человек из высшего общества. Молодого Нехлюдова, Толстойхарактеризует, честным, самоотверженным юношей, готовым отдать себя на всякоедоброе дело и считавшим своим «настоящим я» — свое духовное существо. В юности,Нехлюдов, мечтающий сделать всех людей счастливыми, думает, читает, говорит оБоге, правде, богатстве, бедности; считает нужным умерять свои потребности;мечтает о женщине, только как о жене и видит высшее духовное наслаждение вжертве во имя нравственных требований. Такое мировоззрение и поступкиНехлюдова, признаются окружающими его людьми странностью и хвастливойоригинальностью. Когда же, достигнув совершеннолетия, он, будучи восторженнымпоследователем Герберта Спенсера, отдает крестьянам имение, наследованное ототца, потому что считает несправедливым владение землею, то этот поступокприводит в ужас его мать и родных, и делается постоянным предметом укора инасмешки над ним всех его родственников. Сначала Нехлюдов пытается бороться, нобороться оказывается слишком сложно и, не выдержав борьбы, он сдается, делаясьтаким, каким хотят его видеть окружающие и совершенно заглушив в себе тотголос, который требует от него чего-то другого. Затем, Нехлюдов поступает ввоенную службу, которая по Толстому «развращает людей». И вот, уже такимчеловеком, по пути в полк, он заезжает в деревню к своим тётушкам, гдесовращает, влюблённую в него Катюшу и, в последний день перед отъездом, суёт ейсторублёвую бумажку, утешая себя тем, что «все так делают». Выйдя из армии вчине гвардии поручика, Нехлюдов селится в Москве, где ведет праздную жизньскучающего эстета, утонченного эгоиста, любящего только свое наслаждение.
Принятосчитать, что образ Нехлюдова во многом автобиографичен, отражает перемену вовзглядах самого Толстого в восьмидесятых годах, что желание жениться наМасловой — момент теории «опрощения». И приобщение к евангелию в конце романа —типичная «толстовщина»
Нужноотметить, что в произведениях Толстого, у Дмитрия Нехлюдова из «Воскресения»было несколько литературных предшественников. Впервые персонаж с таким именемпоявляется у Толстого ещё в 1854 году, в повести «Отрочество» (гл. XXV). В«Юности» он становится лучшим другом Николеньки Иртеньева — главного героя трилогии.Здесь молодой князь Нехлюдов один из самых светлых персонажей: умный,образованный, тактичный. Он несколькими годами старше Николеньки и выступает вроли его старшего товарища, помогая ему советами и удерживая от глупых,необдуманных поступков.
Также,Дмитрий Нехлюдов главный герой толстовских рассказов «Люцерн» и «Утропомещика»; к ним можно добавить ещё повесть «Казаки», в процессе написаниякоторой фамилия центрального персонажа — Нехлюдов, была заменена Толстым, наОленин. — Все эти произведения во многом автобиографичны, и в образе главных ихгероев легко угадывается сам Лев Толстой.
Читатель «обозрения двухмиров», он и сам был человеком двух измерений. Толстой иронически обыгрываетзаглавие ежедневного чтения Нехлюдова, проводя скрытую параллель между двумямирами в его излюбленном журнале и двумя мирами в его собственной душе. ВНехлюдове, отмечает Толстой, «было два человека». В нем было два мира со своимистарыми и новыми идеалами[17].
И первое его впечатлениеот встречи с Катюшей Масловой на суде вовсе не было таким осознанно разумным,добрым, каким оно стало потом. Он взглянул на нее как бы из иного мира. Онтогда испытывал чувство, подобное тому, которое испытывал на охоте, когдаприходилось добивать раненую птицу: и гадко, и жалко, и досадно. «Чувствотяжелое и жестокое: недобитая птица бьется в ягдташе: и противно, и жалко, ихочется поскорее добить и забыть».
Высший дворянский круг,«избранное меньшинство», к которому принадлежит Нехлюдов, очень узок. Этоособый замкнутый мир, сразу же за его пределами начинается другой мир: К этому«другому миру» — принадлежит великое большинство людей.
Если главный герой романаносит в своей душе два мира и сама жизнь совершается как бы в двух различныхмирах или «кругах».
Между двумя мирами нетпрямой связи, и только «смелый путешественник» может связать и сравнить их. Итут особенное значение имеет личность путешественника. В высшем свете Нехлюдовсовершенно свой человек. Он кровно связан с ним по своим самым личным инаследственным отношениям. Каждое слово суда над собой становится судом и надего «кругом». Вот почему освобождение Нехлюдова от привычного сна и привычныхпонятий было столь трудным для него «усилием».
Перед ним словнораспахнулась завеса над тайной его благополучия: «… после своей поездки вдеревню Нехлюдов не то что решил, но всем существом почувствовал отвращение ктой своей среде, в которой он жил до сих пор, к той среде, где так старательноскрыты были страдания, несомые миллионами людей…»[18].
Нехлюдов больше не мог«без неловкости и упрека самому себе» общаться с людьми этой среды. Онпреодолевает в себе «светского человека», но и весь роман Толстого был как быпоследним отречением от «высшего света» и осуждением его. Он не скрывал своегоотчаяния, говоря о «непромокаемых», возвышал голос и был почти уверен, чтоникто из принадлежащих к этому миру не услышит и не поймет его.
Нехлюдова во время его«путешествия» совершенно покидает чувство праздности и скуки жизни. Оказалось,что и он нужен людям, и люди нужны ему. И это тоже было его посильнымоткрытием. Никто не «льстил» ему на пароме. И он почему-то не мог взглянутьсвысока на людей, которые его окружали.
В нем пробуждается мысльо том, что он в этом огромном шире лишь частица, но частица народа. «Да, совсемновый, другой, новый мир»,- думал Нехлюдов, глядя на эти… грубые одежды изагорелые, ласковые и измученные лица и чувствуя себя со всех сторон окруженнымсовсем новыми людьми с их серьезными интересами, радостями и страданияминастоящей трудовой и человеческой жизни».
Нехлюдов — еще и продукт эпохи. К концу XIX века дворянство вместе с буржуазией вступило вкризисную фазу существования. В России назрела революция, которая и потрясласамодержавие и весь российский уклад в 1905 году. Нехлюдов — не просто еще одинобраз «кающегося дворянина», но и дворянина, осознавшего необходимостьупразднения всего существующего несправедливого строя. И осознавал он это впроцессе своих «хождений по мукам», по инстанциям, вплоть до сената и царя.Логика исканий исхода привела его к ссыльным революционерам, и это также былалогика истории: в стране созрели силы, готовые сокрушить строй.
Сложноесцепление событий, искусный ввод новых лиц, воссоздание всех оттенков вхарактерах, их «текучести» сообщают роману Толстого пронзительную силудостоверности, захватывающий интерес, и вызывают безраздельное читательскоедоверие к правдивости и добросовестности художника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Высокаяоценка творчества Толстого была дана еще при жизни писателя. Дискуссия,развернувшаяся вокруг романа «Воскресенье» говорит и о неординарности данногопроизведения, и о его злободневности, и о важном месте в творчестве писателя. Апризнание «Воскресенья» классикой русской литературы свидетельствует о еговысоких художественных достоинствах.
В этомпроизведении писателя простой человек из народа впервые в истории мировогоискусства осознал себя духовно и нравственно как силу, способную влиять насудьбы мира. Необычайное внимание к его психологии позволило углубить анализсоциальных противоречий, расширить объем повествования за счет такого открытия,как «поток сознания», в основе которого лежат разнообразные связи героя среальной действительностью.
Толстойпроделал огромную работу на пути изображения народа в романе «Воскресенье» какздоровой нравственной основы жизни. Образ «мужицкой» России в его произведенияхвпервые предстал в таких огромных масштабах не как аллегория, а в своих реальныхи зримых очертаниях. Толстой усовершенствовал принцип «текучести» человеческиххарактеров, основные формы психологического анализа (внутренний монолог,диалог, психологический портрет) до такой степени, что его творчество в целомрождает ощущение необходимости перемен, насильственного искоренения отживающихформ жизни. Оно знаменовало собой новый этап в развитии критического реализма,изменения внутри этого метода.
Непреходящаяхудожественная ценность романа «Воскресенье», как и других произведений Толстогоочевидна. Он много сделал для демократизации литературы и высшее еепредназначение видел в том, чтобы наслаждаться человеком. Толстой как художникнавсегда останется образцом верности жизненной правде, образцом высокогослужения своему народу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзерман Л. С. Русская классика наканунеXXI века // Литература в школе. — 1997. — № 2.
2. Буслакова Т.П.Русская литература XIX века. М.: Высшая школа, 2003.
3. Выгалов Г. Н. Они писали Льва Толстого //Литература в школе. — 1998. — № 6.
4. Гарин И.И. Неизвестный Толстой. СП «Фолио», Харьков, 1993
5. Гиленсон Б.А.,Кременцов Л.П., Суматохина Л.В. Русская литература XIX века. 1880-1890. / Подред. Джанумова С.А., Кремецова Л.П. — М.: Флинта-Наука, 2006 г.
6. Гудзий Н. К.,Маймин Е. А. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение» //Толстой Л. Н. Воскресение. М., 1964.
7. История русскойлитературы XIX века. Вторая половина. М., 1990.
8. Л.Н. Толстой: proet contra Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей иисследователей: Антология. СПб.: Издательство РХГИ, 2000.
9. Лебедев Ю.В.История русской литературы XIX века. В 3-х частях. — М., 1995.
10. Лебедев Ю. В. Судьба человека и смысл его жизнив мироощущении Л. Н. Толстого // Литература в школе. —1991. — № 1.
11. Ломунов К. Н. ЛевТолстой о романе «Воскресение» // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»:Историко-функциональное исследование / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М.Горького. — М.: Наука, 1991.
12. Смирнова Л.Русская литература конца XIX – начала XX века (учебник для вузов). М, ЛАКОМ,2001.
13. Тарасов Б. Н. Дневники Л. Н. Толстого// Литература в школе. — 1997. — № 1.
14. Толстой Л.Н. Воскресенье. — М.: Художественная литература,1977.
15. Шкловский В. Лев Толстой. Жизнь Замечательных Людей. М.:Молодая Гвардия, 1967.