Художественный образ как основная категория содержания художественного образования школьников

–PAGE_BREAK–
В основе базовой стратегии восприятия и оценки художественного произведениялежат следующие компоненты (указаны в порядке реализации универсальной стратегии):

· Первичное восприятие (зрительный охват полотна, созерцание и разглядывание).

·    Ощущение эмоций от увиденного.

·    Анализ сюжета и создание первичного понимания произведения.

·    Анализ изобразительных средств, использованных автором произведения.

·   Восприятие и анализ  символического ряда произведения.

·   Позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» – «зритель» – «герой произведения» – «герой эпохи» – «какой-либо дополнительный персонаж» и т.д.

·   Создание разнообразных вариаций зрительных конструктов по поводу различных элементов картины: представление картины в иных формах, красках, изменение композиции и т.д.

·   Ощущение редких эмоций.

·   Соотношение увиденного в пространстве картины с собственным опытом, воспоминаниями.

·    Создание своего понимания произведения, личностного смысла.

·    Формулирование суждений для выражения собственного мнения.

По мере развития собственного опыта творческой деятельности, освоения законов изобразительного искусства, личностной самореализации, восприятия и анализа художественных произведений, их оценки, у школьников начинают складываться собственные предпочтения  и эстетические критерии, которые в комплексе и приводят к развитию собственного художественного вкуса.[9]

1.3.
Программа по изобразительному искусству «Изобразительное искусство. 1-4 классы»

Пояснительная записка

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Программа рассчитана на 33 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ — 29; обобщающих работ (уроки контроля)- 4.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

·                     Закон российской Федерации «Об образовании».

·                     Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29 декабря 2001 года.

·                     Министерство образование  Российской Федерации.
Целью данной программы:приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

•  развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

•  способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

•  способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

•  воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе три раздела: «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

•  Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика, скульптура) – 19 часов

•  Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) – 9 часов

•  Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка, архитектура) – 5 часов.

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство.

Изобразительная деятельность(рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы– это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность(декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

В результате изучения изобразительного искусства ученик учебного года должен:

знать/понимать

•  о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

•  основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

•  известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);

  Уметь

·                   различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

·                   различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

·                   узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

·                   сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

·                   использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);

·                   применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

·                   пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

·                   выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                   самостоятельной творческой деятельности;

·                   обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

·                   оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

·                   овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.
Учебно-тематический план

Раздел Тема

Количество часов

В том числе:

Практические работы

работы

Уроки контроля (обобщающие уроки)

Раздел 1. Художественный язык изобразительного искусства

9

9

1

Чем и на чем рисует художник. Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства». Окрашивание бумаги разными способами и художественными материалами.

1

1

2

Учимся рисовать кистью.

1

1

3

Линия и штрих – основа рисунка

1

1

4

Форма предметов

1

1

5

Волшебный мир красок. Основные и составные цвета

1

1

6

Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета

1

1

7

Техника работы акварелью

1

1

8

                Техника работы гуашью

1

1

9

Композиция рисунка.Рисунок – основа изобразительного искусства

1

1

Раздел 2. Мир изобразительных искусств

15

13

2

10

Вид изобразительного искусства – живопись. «Сказка про осень» — рисование на тему

1

1

11

Вид изобразительного искусства — графика

1

1

12

Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных» — лепка животных

1

1

13

Рисование узора в полосе с образца. Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство»

1

1

14

Архитектура. Московский Кремль – жемчужина мировой архитектуры.

2

2

15

Дизайн в нашей жизни. Изготовление украшения для новогоднего стола; коллективная работа.

1

1

16

Виды изобразительного искусства. Викторина

1

1

17

Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей.

1

1

18

Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы

1

1

19

Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рисование снегиря.

1

1

20

Портрет. Рисование по памяти портрета друга

1

1

21.

Обобщение. Этот удивительный, неповторимый мир живописи.

1

1

22

Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «В гостях у сказки» — иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь

2

2

Раздел 3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

9

7

2

23

Открытка как самостоятельное художественное произведение.                

1

1

24

Техника граттаж. Графика.

1

0,5

0,5

25

Рисовать можно пятном.

1

0,5

0,5

26

Конструирование птиц из бумаги.

1

1

27

«Волшебный узор». Знакомство с Золотой Хохломой. Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы».                

1

1

28

                «Городецкие узоры». Ознакомление с Городецкой росписью и беседа о ее красоте.

2

2

29

Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

1

1

30

Обобщение. Искусство народных мастеров России.

1

1

Всего

32

29

4
    продолжение
–PAGE_BREAK–
                                                             
Краткое содержание учебного предмета

«Художественный язык изобразительного искусства» (9 часов: 9 – практ. работ)

Раздел

Теоретическое описание

Практическое описание

1.    

Чем и на чем рисует художник? Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства».

Инструменты и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства. Из истории изобразительного искусства.

Окрашивание бумаги разными способами и художественными материалами.(акварель и соль, зубная щетка, целлофановый пакет, восковой карандаш, пастель).

2

Учимся рисовать кистью

Различные способы исполнения произведений живописи; техника нанесения мазков, их виды. Различные виды мазков разными типами кистей, техника работы кистью.

Выполнение упражнений по проведению линий разной толщины, с разным нажимом, рисованию точки, лепестков с красками (гуашь или акварель).Зрительный ряд: слайды или репродукции картин Ван — Гога «Подсолнухи», И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», М. С. Сарьяна «Ереванские цветы», образец педагогического рисунка.

3

Линия и штрих – основа рисунка

Элементарные основы рисунка (характер линий, штрих); Прямые и кривые линии, деление отрезка на равные части; техника работы карандашом.

нарисовать как можно больше предметов, имеющих очертания только одной фигуры – круга.Зрительный ряд: слайды или репродукции рисунков В. А. Серова «Портрет балерины Т. П. Карсавиной», И. Е. Репина «Портрет Л. Н. Толстого, пишущего за круглым столом», М. А. Врубеля «Портрет врача-психиатра Ф. А. Усольцева», таблицы «Виды линий», «Нанесение штрихов для выявления формы предмета».

4

Форма предметов.

Первичные представления о форме предметов; из простых геометрических фигур конструирование более сложных, простые геометрические фигуры в предметах сложной формы.

нарисовать как можно больше предметов, имеющих очертания только одной фигуры – круга. Например: солнце, яблоко, тыква, снеговик, колобок, чайник и т.д. Зрительный ряд: геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник); предметы (или их рисунки) различной формы

5

Волшебный мир красок. Основные и составные цвета. Рисунок на тему «Радуга».

Понятие основных и составных цветов; цветовой круг. Получение составных цветов путем смешения двух основных цветов.

Зрительный ряд: таблица «Цветовой круг», репродукции картин с изображением радуги (И. Левитана, В. Серова, Б. Кустодиева), образец педагогического рисунка.

6

Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета.

Отдельные произведения живописи, понятие теплого и холодного цвета. Составление гармонии теплого и холодного цвета; вариативные возможности цвета ограниченной палитрой.

выполнить рисунок на тему «Фантастический лес» ограниченной палитрой (акварелью или гуашью). Зрительный ряд: слайды или репродукции картин К. Ф. Юона «Мартовское солнце», М. А. Врубеля «Демон поверженный», А. П. Рябушкина «Свадебный поезд в Москве», А. Е. Архипова «Девушка с кувшином», Р. Кента «Ноябрь в северной Гренландии», цветовой круг, образец педагогического рисунка.

7

Техника работы акварелью. Рисование на тему «Осень».

Акварельные краски, разные техники работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом.

выполнить рисунок на тему «Осень», используя смешанную технику работы акварелью. Зрительный ряд: репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень», И. С. Остроухова «Золотая осень», И. Шишкина «Осень», И. Грабаря «Рябинка», образцы педагогического рисунка, выполненные в разных техниках акварелью.

8

Техника работы гуашью. Рисунок по замыслу.

Особенности гуашевых красок, способы и техника работы с ними. Приемы работы с гуашью.

выполнить рисунок на произвольную тему (карандаш, гуашь). Зрительный ряд: образцы рисунков, выполненных гуашью и акварелью; образец педагогического рисунка.

9

Композиция рисунка.Рисунок – основа изобразительного искусства

Понятие «композиция», правила компоновки рисунка на листе. Размещение рисунка на листе так, чтобы он выглядел выразительно; правильный выбор формата листа.

. Зрительный ряд: таблицы «Компоновка на листе»; «Последовательность компоновки простейшего рисунка»; репродукция картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», образец педагогического рисунка.

Раздел 2. Мир изобразительных искусств

10.

Вид изобразительного искусства – живопись. «Сказка про осень» — рисование на тему.

Понятие «вид изобразительного искусства — живопись». Красота русской осени в живописи на примере произведений И. Левитана и В. Поленова.

рисование на тему «Сказка про осень». Зрительный ряд: репродукции картин И. Левитана и В. Поленова, образец поэтапного выполнения рисунка на тему «Поздняя осень», образцы осеннего пейзажа в разную погоду

11

Вид изобразительного искусства – графика. Рисунок по замыслу

Понятие «графика». Сравнение графики с живописью и их отличия. Графика – это рисунки карандашом, пером и тушью, углем, сангиной, соусом. Гравюра, линогравюра, офорт.

Зрительный ряд: репродукции картин В. Серова «Мальчик с курицей», И. Репина «автопортрет», образцы педагогического рисунка.

12.

Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных» — лепка животных

Понятия «скульптура», «объем», «фактура», «ритм».

Объект лепки. Последовательность лепки животных конструктивным и пластическим способами, приемы декорирования (украшения) лепного изделия.

Зрительный ряд: иллюстрации или фото скульптуры, иллюстрации животных, образцы педагогической лепки.

13.

Рисование узора в полосе с образца. Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство».

Декоративная деятельность. Из истории декоративно-прикладного искусства, его роли в жизни людей, правила составления основного вида украшения – орнамента.

Основа орнамента — элементы (геометрические формы, формы растительного и животного мира), повторяющиеся через определенные промежутки, ритм – равномерное чередование элементов.

образец, с которого дети должны срисовать узор в полосе. Зрительный ряд: образцы различных предметов, украшенные узорами (полотенце с орнаментом, предметы быта, изделия народных мастеров, обои и т.д.), образцы геометрического орнамента в полосе.

14.

Архитектура. Московский Кремль – жемчужина мировой архитектуры.

.
.

Понятие «архитектура», ее история. Информация об архитектурном ансамбле Московского Кремля, его особенностях

Задание: предлагается побыть в роли архитектора и нарисовать крепостное сооружение или его фрагменты: стены, башни и т.д. Зрительный ряд: слайды или репродукции картин А. М. Васнецова «московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III »; фотографии, рисунки с изображением зданий, входящих в ансамбль Московского Кремля, образец педагогического рисунка

15.

Дизайн в нашей жизни. Коллективная работа – изготовление украшения для новогоднего стола. (1 час – практ. работа).

Дизайн, как разновидность художественного творчества, синтеза изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства в современном мире. Понятия «дизайн», «дизайнер»; составление из природного материала украшения для новогоднего стола, использование законов композиции.

изготовить украшение для новогоднего стола.Зрительный ряд: фотографии с журналов по дизайну, образец педагогического изделия.

16.

Виды изобразительного искусства. Викторина. (1 час – обобщение темы).

Обобщение знаний по видам изобразительного искусства. Рассказ-описание любимой картины.

Выставка работ учащихся по видам изобразительного искусства.

17.

Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей. (1 час – практ. работа)

Натюрморт как жанр изобразительного искусства, изображение с натуры. Различие оттенков красок.

выполнить рисунок фруктов и овощей с натуры. Зрительный ряд: репродукции картин И. И. Машкова «Фрукты на блюде», И. Е. Репина «Яблоки и листья», И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», муляжи или натуральные овощи и фрукты, образец педагогического рисунка, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник).

18

Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы»

Цветовое богатство зимнего пейзажа на примере картин русских художников. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

 нарисовать рисунок на тему «Красавица зима». Зрительный ряд: репродукции картин К. Коровина «Зимой», А. Рябушкина «Зимнее утро», И. Грабаря «Февральская лазурь», А. Пластова «Первый снег», образец педагогического

19.

Анималистический жанр в изобразительном искусстве

Творчество художников-анималистов, анималистический жанр. Формирование графических навыков и умений.

нарисовать по памяти или с натуры снегиря.

Зрительный ряд: слайды или репродукции картин художников с изображением животных и птиц, книги Е. И. Чарушина, таблица последовательного рисования птицы снегиря.

20.

Портрет как жанр изобразительного искусства.

.
.

Из истории портрета как жанра изобразительного искусства, его отличительные особенности в творчестве художников-портретистов. Изображение головы человека с соблюдением

нарисовать по памяти или с натуры портрет друга.

Зрительный ряд: репродукции картин В. А. Серова «Девочка с персиками», «Мика Морозов», В. Тропинина «Портрет Арсения – сына художника», З. Серебряковой «За завтраком», таблица «Пропорции лица человека», образец педагогического рисунка

21

 Этот удивительный, неповторимый мир живописи. Жанры живописи.

Обобщение знаний о жанрах изобразительного искусства в виде урока – игры. Из истории живописи. Жанры живописи. Особенности каждого жанра.

Выставка работ по жанрам изобразительного искусства.

22.

Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «В гостях у сказки» — иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» (2 часа – практ. работа).

Творчество художников, которые посвятили свое творчество изображению сказочных сюжетов (В. Васнецов, И. Билибин), а также известные художники-иллюстраторы детских книг (Ю. Васнецов и Е. Рачев). Сказочно-былинный жанр, роль фантазии в искусстве. Народное сказочное творчество.

иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» (в карандаше, следующий урок в цвете).

Зрительный ряд: репродукции произведений М. Врубеля, В. Васнецова, И. Билибина, Ю. Васнецова и Е. Рачева, образец педагогического рисунка

Раздел 3: Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью» (9 часов: 7 – практ. работа, 2 — обобщение)

23

Открытка как самостоятельное художественное произведение.

.

Из истории открытки, виды открытки.

Изготовить поздравительную открытку в одной из техник (живописи, коллажа). Зрительный ряд: образцы открыток различных видов; образец педагогического рисунка

24

Техника граттаж. Графика

Графическая техника. «Граттаж». Техника, приемы выполнения граттажа: процарапывание пером, спицей или любым острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску

Задание: выполнить рисунок по замыслу в технике граттаж.

Зрительный ряд: репродукции картин художников в жанре графика; слайды работ, выполненных в технике граттаж; образец педагогического рисунка

25

Рисовать можно пятном

Пятно как одно из главных художественно-выразительных средств живописи. Обобщение по теме «Живопись» в виде теста.

сделать пятно на листе бумаги и превратить его в изображение животного.

Зрительный ряд: репродукция картины И. Шишкина «На севере диком…», выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина, фотографии животных, образец педагогического рисунка

26

Конструирование птиц из бумаги

Конструирование из бумаги объектов природы и украшение их. Приемы бумагопластики.

Задание: сконструировать из бумаги птицу.

Зрительный ряд: фотографии с изображением птиц, образец педагога.

 

27

«Волшебный узор». Знакомство с Золотой Хохломой Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы».

Декоративно-прикладное искусство. Народная живопись, ее особенности, сюжеты росписи, из истории промысла Хохломы, техника хохломской росписи.

Задание: нарисовать элементы хохломской росписи Зрительный ряд: 3-4 изделия с хохломской росписью, фотографии и иллюстрации хохломских изделий, последовательное рисование элементов хохломской росписи.

28

«Городецкие узоры. Ознакомление с городецкой росписью и беседа о ее красоте»

Изделия мастеров современной Городецкой росписи. Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца (цветы, листья, бутоны).

1. Выполнение элементов городецкого узора

2. Самостоятельное составление узора из элементов городецкой росписи. Зрительный ряд :3-4 изделия с городецкой росписью, фотографии и иллюстрации городецких изделий, последовательное рисование элементов городецкой росписи.

29

Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

Дымковская игрушка. Элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины

Задание: нарисовать дымковскую игрушку с натуры, передавая ее особенности. Зрительный ряд: дымковские игрушки (фотографии, репродукции, изделия), образец педагогического рисунка, таблица «Элементы дымковской игрушки».

30

Искусство народных мастеров России.

Урок — путешествие в страну народных мастеров России. Повторение и закрепление знания о промыслах России.

Отчетная выставка работ учащихся по изобразительному искусству, праздник «Украсим школу своими руками».

1.4
.
Психологические основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства  детьми школьного возраста.

Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе восприятия его произведений. Но эффективность этого воздействия находится в прямой зависимости от культуры художественного восприятия. Человеку иногда, когда он встречается с каким либо необычайным явлением природы, которое ему удалось увидеть, кажется: «Вот бы художник увидел и написал! Да ведь не поверит никто». Нам кажется, что только здесь, сейчас, на одно мгновение мир, в котором мы живем, показал свой удивительный лик. На самом деле это мы отдали миру одно мгновение полного, бескорыстного внимания. А развитое художественное восприятие всегда, или, по крайней мере, очень часто, бывает таким.[10] Исходя из этого необходимо открыть ребенку такую истину, что в природе не существует одинаковых вещей.

Природа окружающая нас богата и разнообразна, и для развития художественного восприятия нужно видеть природу во всем ее разнообразии. Но необходимо помнить о двух моментах художественного восприятия, одинаково важных и на первый взгляд противоположных, на самом деле дополняющих друг друга: «нет в мире двух одинаковых предметов, все неповторимо и уникально, и нет в мире двух предметов, до такой степени непохожих, чуждых друг другу, чтобы между ними не было совсем ничего общего, никакого сходства ни в чем»[11].

Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства.

Полученное при частом общении с искусством, оно рождает ожидание.

Главная особенность художественного восприятия произведений изобразительного искусства — необычайно сложная структура. Главная роль принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание художественных образов.

Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура, в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов, постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического воздействия.

Из этого вытекает еще одна особенность художественного восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики — непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.

Художественного восприятия протекает сложно. В нем различают обычно несколько фаз (или стадий): предкоммуникативную, т. е. предшествующую контакту ребенка с произведением и подготавливающую его к этому контакту; коммуникативную, объединяющую время этого контакта; и посткоммуникативную, когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения еще продолжается.

Эту стадию можно условно назвать художественным последействием. Главное в ней — подготовка психики к активному и глубокому художественному постижению произведении искусства, т. е. психологической установки на художественное восприятие. Как и установка на создание произведений искусства, она бывает и общей, и специальной, и частной. В любой психологической установке, так или иначе, выражены определенные потребности и опыт их удовлетворения. Художественная потребность личности при всей своей неоднозначности выступает на поверхности, прежде всего как жажда художественного наслаждения, радости от новых встреч с ним, что, в свою очередь, вызывает тягу к искусству, активную готовность к его восприятию, концентрацию душевных сил для предстоящей встречи с ним. Так выступает на поверхности общая установка на восприятие художественных произведений.

При восприятии произведений литературы смысл восприятия не исчерпывается извлечением информации, таящейся в этих значениях, оно и здесь носит духовно- практический характер, а потому, как и в других сферах искусства, не может не обладать всеми рассмотренными выше особенностями художественного восприятия.

Печатный текст должен привести ребёнка к живой речи, и он это делает, если в частом пользовании языком одновременно в обеих формах его материального функционирования в психике складывается еще один ряд ассоциаций: между изображением слов и их живым звучанием. Восприятие литературного произведения, поэтому становится двухэтапным: на первом этапе ученик, читая печатный текст, переводит его мысленно в живую речь (этому помогает художественная организация словесного материала). Но здесь механизм художественного воздействия еще не работает. Он вступает в силу на втором этапе, где происходит своеобразная перцепция живой речи в ее акустической материи, но не в непосредственно- отражательном акте, а в представлениях.

Для восприятия на втором этапе необходимы не только жизненные ассоциативные связи словесной речи, но и художественные, складывающиеся на основе данной исторической системы художественной организации словесного материала. Сам же переход с первого на второй этап требует большой творческой работы. Творческий характер читательского «переводческого» труда, кроме всего прочего, наглядно подтверждается наличием профессионального исполнительства и в сфере литературы — искусства художественного чтения. Восприятие литературного текста и произведений искусства неразрывно связано и во многом дополняет друг друга, что говорит о том, что их объединение, даже в небольшой степени, может привести к положительным результатам в свете развития у ребенка «полноценного» художественного восприятия как искусства слова, так и изобразительного искусства.    продолжение
–PAGE_BREAK–