ХУДОЖНИКИ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ, ИСПАНИИ и ФРАНЦИИ

РЕФЕРАТ ХУДОЖНИКИ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ, ИСПАНИИ и ФРАНЦИИ КЛАССИЦИЗМ Виконала: Учениця 8-в класу Спеціалізованої школи №323 Сабліна Юлія Київ – 2003 р БОСХ ИЕРОНИМ — нидерландский художник. 1460-1516 гг. БРЕЙГЕЛЬ ПИТЕР — нидерландский художник. 1525—1569 гг. ВАН ДЕЙК — фламандский художник. 1599-1641 гг.

ВЕЛАСКЕС РОДРИГЕС ДЕ СИЛЬВА ДИЕГО — испанский художник. 1599-1660гг. ДЮРЕР АЛЬБРЕХТ — немецкий ху¬дожник. 1471-1528 гг. ПУССЕН НИКОЛА — французский художник. 1594—1665 гг. РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН — нидерландский художник. 1606— 1669гг. РУБЕНС ПИТЕР ПАУЛЬ – фламанд¬ский художник.

1577-1640 гг. ЭЛЬ ГРЕКО — испанский художник. 1541-1614 гг. Когда говорят о живописи эпохи Возрождения, то все сразу представляют себе Италию и великих итальян¬ских мастеров — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэ¬ля. Но гениальные художники появились не только в Италии. Почти во всех европейских стра¬нах того времени жили и твори¬ли знаменитые живописцы.

Очень интересных художни¬ков подарила миру маленькая страна — Нидерланды. Их творчество искусствоведы называют «Северным Возрождением». Особое место среди живописцев Северного Возрождения занима¬ет Иероним Босх. Его настоящая фамилия ван Акен. Родился и работал он в маленьком городке Бос.

О жизни Иеронима из Боса — Босха по¬чти ничего не известно. Нидер¬ланды тогда принадлежали Ис¬пании, и большую часть жизни Босх провел в столице Испанско¬го королевства — Мадриде. Иероним Босх. Воз сена похожий фантастический мир. Они населены чудовищами и уродливыми существами, со¬зданными из частей тел живот¬ных, насекомых и людей.

Чело¬веческие лица обнажают за¬висть, озлобление, тупость, са¬модовольство и алчность. Карти¬на «Воз сена» написана на тему пословицы «Жизнь — это воз сена, и каждый старается урвать себе клок побольше». Картина « Корабль дураков » — символ че¬ловеческой глупости. Но творчество Босха не по¬пытка унизить человека, залить грязью творение Бога и приро¬ды. Глядя на картины этого ху¬дожника, человек видит свои пороки.
Гений Босха настолько своеобразен, настолько впечатляет, что под его воздействием человек задумывается о себе и о своих пороках куда чаще, чем после скучных нравоучитель¬ных проповедей. Другой знаменитый нидер¬ландский художник — Брейгель Старший или Мужицкий. Его имя — Питер, а фамилия — на¬звание деревни, в которой он ро¬дился. Очень сильное воздействие на творчество Брейгеля оказал

Босх. Ранние картины Брейгеля созданы под его влиянием. Об этом говорят и их названия: «Борьба сундуков и копилок», «Бой поста с масленицей», «Пир тощих» и «Пир жирных», «Три¬умф смерти», «Страна лентяев». Иероним Босх. Сад наслаждений Фрагмент Питер Брейгель. Бой поста с масленицей Картина «Фламандские по¬словицы» – своеобразная иллю¬страция народных поговорок.

На ней изображены несколько де¬сятков персонажей, которые как будто решили опровергнуть то, что утверждают пословицы. Кто-то пытается прошибить стену лбом, кто-то бросает свиньям под ноги цветы, кто-то закапывает колодец. Брейгель не просто последо¬ватель Босха. Он сохранил в сво¬их ранних картинах дух любимого художника, посмотрел на мир с его точки зрения, но своими глазами и воссоздал этот мир сво¬ей кистью. Питер Брейгель. Триумф смерти. Фрагмент Питер Брейгель.

Фламандские пословицы Произведения Брейгеля пользовались огромной попу¬лярностью. Их покупал даже ис¬панский король, хотя художник не писал портретов знати. Его картины были наполнены про¬стонародьем и никак не подходи¬ли для украшения роскошных залов дворцов. Во второй период своего твор¬чества Брейгель отошел от сати¬рического изображения жизни. Он написал цикл из двенадцати картин «Времена года», такие картины, как «Крестьянский та¬нец», «Деревенская
свадьба». Под кистью великого мастера сцены и эпизоды обычной жиз¬ни возвысились до философских обобщений. Особенно поражают его картины-притчи. Вот «Паде¬ние Икара». Пахарь спокойно пашет землю. Пастух пасет овец, рыбак ловит рыбу, по морю плы¬вут корабли. Каждый занят сво¬им делом. И в уголке картины — нога упавшего в море Икара. На нее сразу и не обратишь внима¬ние. Икар хотел вознестись к солнцу, его падение — трагедия,

катастрофа, символ поражения дерзновенного героя. А никто и не заметил ни его полет, ни его падение. Или картина «Художник и знаток». У мольберта живописец отдавший работе все свои силы. А за спиной смеющийся покупатель с кошельком в руке. Самая знаменитая картина-притча Брейгеля — «Слепые».

Она напоминает слова из Биб¬лии: «Если слепой поведет слепо¬го, то оба упадут в яму». Шесте¬ро слепых, держась друг за дру¬га, идут неведомо куда. Их сле¬пой поводырь уже упал с обры¬ва, второй тоже вот-вот упадет, остальные, не видя, что им гро¬зит, движутся следом. Глядя на эту картину, человек задумыва¬ется и о себе самом, не знающем завтрашнего дня, и о всем чело¬вечестве, которое спустя тысяче¬летия так и не может ответить на вопрос греческих

философов: «Кто мы, откуда мы и куда идем? » Питер Брейгель. Слепые У Брейгеля было много про¬звищ. По возрасту его называли Брейгелем Старшим – в отличие от его сыновей, ставших тоже известными художниками. По деревенскому происхождению – Брейгелем Мужицким. В не¬которых хрониках именовали Брейгелем Смешным — по содер¬жанию его ранних картин.

С пол¬ным правом его можно назвать и Брейгелем Философом. А точнее всех о нем сказал один из искус¬ствоведов, назвав его Брейгелем I Великим. Питер Брейгель. Художник и знаток Творчество Питера Рубенса тоже относится к Северному Возрождению. Рубенс родился в се¬мье старшины города
Антверпе¬на. Отец Рубенса был протестан¬том, и ему пришлось бежать от преследований католиков в Гер¬манию, в Кельн. В Кельне он ока¬зался под защитой сторонника протестантизма принца Виль¬гельма Оранского. Жена принца покровительствовала беглецу, и принц из ревности сначала поса¬дил его в тюрьму, а потом сослал в немецкий городок Насау, где и родился Питер Пауль Рубенс. После смерти отца Рубенс вмес¬те с матерью вернулся во

Фланд¬рию – так тогда называли часть современной Бельгии – в Ант¬верпен. Будущий художник окончил иезуитскую школу, и мать опре¬делила его пажом к графине Лалэнг. Служба при знатной даме дала ему возможность усвоить светские обычаи и научиться ве¬сти себя в высшем обществе. После нескольких лет занятий живописью Рубенс посетил Ита¬лию. Он не стремился к творче¬ству, а просто копировал карти¬ны знаменитых итальянских

мастеров. Возвратившись на родину, он стал придворным живописцем правителей Южных Нидерлан¬дов инфанты Изабеллы и эрцгер¬цога Альберта. Великая италь¬янская живопись разбудила в нем художника. Он начал писать картины, соединив выработан¬ное долгими упражнениями ма¬стерство с жизнерадостным ду¬хом своей любимой родины. Пауль Рубенс. Автопортрет с женой

Изабеллой Брант Картины Рубенса – гимн ра¬дости жизни. Не случайно он очень много писал на мифологи¬ческие сюжеты. Это «Суд Пари¬са», «Диана на охоте», «Вакх». Но даже картины, созданные им на библейские темы, наполнены ангелами и святыми, которые больше похожи на языческих богов – Венеру и Аполлона. Ис¬кусствоведы ставили Рубенса на один уровень с гениями итальянского

Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэ¬лем. Они писали, что у Леонардо он взял ясность композиции, у Микеланджело – мощь и темпе¬рамент, у Рафаэля – нежность красок. Рубенс очень много работал. Для украшения Люксембургско¬го дворца в Париже он создал се¬рию картин Жизнь Марии Меди¬чи с изображениями француз¬ской королевы
Марии Медичи, короля Генриха IV и короля Лю¬довика XIII. Портретами его ра¬боты украшены дворцы испан¬ского и английского королей. Пауль Рубенс. Елена Фоурмен с детьми В пятьдесят три года Рубенс овдовел — умерла его жена. Спу¬стя несколько лет немолодой уже художник страстно влюбил¬ся в шестнадцатилетнюю краса¬вицу Елену Фоурмен и женился на ней.

Рубенс и его молодая жена прожили счастливый супружес¬кий век. Художник боготворил свою возлюбленную. Одних только ее портретов он создал больше двадцати. А такие ее изображения, как «Портрет Еле¬ны Фоурмен с детьми» и «Шуб¬ка», считаются вершинами мировой живописи. Пауль Рубенс. Автопортрет За свою жизнь Рубенс написал огромное количество картин — около трех тысяч. И каждая из них вошла в золотой фон; мировой живописи.

Написать столько картин одному Рубенсу было бы не под силу. В его мастерской трудилось много способных учеников. Рубенс делал эскиз будущей картины, ученики писали ее, а Рубенс потом завершал работу. Только один из этих учеников вырос в самостоятельного живописца. Его звали Ван Дейк. Он достиг вершин мастерства и стал известнейшим портретистом аристократы и короли

разных стран заказывали ему портреты, но самым знаменитым стал его автопортрет. Ван Дейк был очень красив. Романтические любовные при¬ключения принесли ему не мень¬шую славу, чем талант худож¬ника. Имя Рембрандта стоит в од¬ном ряду с гениями Северного Возрождения. Он был сыном простого мель¬ника из небольшого голландско¬го городка Лейдена. Три его бра¬та получили профессии обычных ремесленников.

Когда Рембрандт вырос, дела его отца по¬шли так хорошо, что он решил дать своему четвертому сыну об¬разование. Рембрандт поступил в латинскую школу, ученики которой продолжали обучение в университете. Юноша не блистал успехами в науках. Его влекла живопись, отцу пришлось усту¬пить и отдать его в мастерскую художника. Ван Дейк. Ван Дейк Уильям Рассел, герцог Бердфорд Принцесса Мария Стюарт и принц Филипп IV лорд
Уортон Вильгельм Оранский Овладев навыками и приема¬ми живописца, Рембрандт пере¬брался в самый крупный и бога¬тый город Голландии – Амстер¬дам. Первый же удачно выпол¬ненный заказ – групповой пор¬трет доктора Тульпа и его коллег – принес молодому художнику известность и деньги. Рембрандт женился на дочери богатого юриста – Саскии и семь лет прожил счастливо и безза¬ботно.

Он писал картины на биб¬лейские темы – «Ослепление Самсона», «Поклонение волх¬вов», «Христос с учениками», «Святое семейство» и на темы древнегреческих мифов – «Даная», «Ганимед». Рембрандт очень любил свою жену и посто¬янно писал ее. Неожиданная смерть Саскии очень сильно подействовала на художника. Постепенно он обед¬нел. Ему пришлось распродать коллекцию картин и редкостей.

Его объявили несостоятельным должником, и до конца своих дней Рембрандт жил в тяжелой нужде. Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях Причиной бедности было и то, что Рембрандт не хотел угож¬дать заказчикам. Все началось с картины «Ночной дозор». Ее за¬казали офицеры городской стра¬жи. Каждый из них хотел уви¬деть себя на переднем плане в са¬мой

лучшей позе. Рембрандт на¬писал не официальный, парадный, групповой портрет, а сю¬жетную картину. Отряд город¬ской стражи выступает в поход. Все в движении. Кто-то из офи¬церов оказался на переднем пла¬не, кто-то на втором, кто-то ви¬ден в полный рост, а кто-то зате¬рялся среди других фигур. Ма¬ленькая девочка с курицей, не¬понятно как попавшая на карти¬ну, привлекает больше внима¬ния, чем кто-либо из офицеров, лицо которого к тому же почти закрыто рукой

другого страж¬ника. Заказчики потребовали пере¬делать картину. Рембрандт отка¬зался. Ведь он добился того, чего хотел как художник — передал настроение, чувства, создал ин¬тересные и живые характеры. Офицеры отказались платить деньги. После этого случая Рембран¬дту все реже и реже делали зака¬зы. А он как будто и не замечал этого. Художник приводил в свою мастерскую городских ни¬щих, старцев и
старух и увлечен¬но писал их портреты. Его уже не интересовала плата за работу — он был поглощен желанием на¬писать портрет так, чтобы лицо человека отражало его душу. Художник становился в своих картинах философом, он терял заказчиков, деньги и обретал бессмертную славу. Пройдет сто, двести лет, портрет нищей стару¬хи его кисти оценят выше, чем иной портрет короля. Одна из последних работ Рем¬брандта – картина «Возвраще¬ние блудного сына» на тему библейской притчи.

В притче рас¬сказывается, как сын покинул отца и братьев. Вдали от родного дома он предался разгулу и про¬мотал свою долю наследства. Чтобы прокормиться, ему при¬шлось наняться свинопасом и питаться из свиного корыта. Рас¬каявшись, он вернулся к отцу, и отец простил его и принял в ро¬дительский дом. В этой картине воплотилось все, что Рембрандт достиг за долгие годы поисков и трудов.

В ней видят символ жиз¬ненного пути каждого человека и биографию самого художника. Знаменитым мастером эпохи Возрождения является Альбрехт Дюрер. Он родился в Германии, в городе Нюрнберге, в семье юве¬лира. Отец обучил его своему мастерству. Став гравером, Альбрехт увлекся рисованием. После четырех лет путешествий и знакомства с работами лучших художников

Альбрехт Дюрер вернулся в родной город, женил¬ся на дочери богатого механика и открыл свою мастерскую. Славу ему принесли гравюры. Германский император прика¬зал городским властям платить художнику по 100 гульденов в год, чтобы он мог работать и пу¬тешествовать. Побывав в Ита¬лии, Дюрер встретился с Рафаэ¬лем и подарил ему свой автопор¬трет. Рафаэль был восхищен его мастерством. Самая известная гравюра

Дю¬рера – «Четыре всадника» из се¬рии Апокалипсис. Апокалипсис – в переводе с греческого «от¬кровение» – это одна из книг Нового Завета, в которой расска¬зывается о конце света. На гравюре изображены Мор, Война, Голод и Смерть, которым сужде¬но истребить большую часть че¬ловечества. Гравюры Дюрера исполнены с математической точностью.
Ху¬дожник был автором нескольких трактатов: «О живописи», «О прекрасном», «О пропорциях» и книг по фортификации — науке о постройке крепостных соору¬жений. Работы Дюрера-гравера счи¬таются вершиной гравироваль¬ного искусства. Но Дюрер про¬славился и как живописец. Его кисти принадлежат несколько знаменитых автопортретов и за¬мечательных по насыщенности цвета картин. После их успеха Дюрер гордо написал своему дру¬гу: «Я заставил умолкнуть

всех живописцев, говоривших, что в гравюре я хорош, но в живописи не умею обращаться с красками. Теперь все говорят, что они не видели более красивых красок ». Альбрехт Дюрер. Четыре всадника Гравюры и живописные рабо¬ты Дюрера поражают идеальной точностью. Он вошел в историю живописи как творец, выверив¬ший радугу красок и четкость линий циркулем и математичес¬кой формулой.

Испания эпохи Возрождения дала миру имена великих живо¬писцев Эль Греко и Веласкеса. Эль Греко родился на греческом острове Крите. Его настоящее имя – Доменико Теотокопули. Живописи он учился у гре¬ческих иконописцев. Потом не¬которое время работал в мастер¬ской Тициана, в Венеции и жил в Риме. После этого Эль Греко уехал в

Испанию, где и написал все свои знаменитые картины. Эль Греко Автопортрет Уже в Риме Эль Греко стал известным художником, ему пророчили большое будущее. Согласно преданию, уехать из Рима ему пришлось из-за своей непомерной гордости и заносчи¬вости. Однажды в разговоре о том, что фрески Сикстинской капеллы, написанные Микеланджело, по своему духу не столько христианские, сколько язычес¬кие,

Эль Греко сказал в кругу художников, что если соскоб¬лить эти фрески, то он создал бы другие, не уступающие им по живописи и намного выше их по духовному содержанию. Такое заявление сначала ошеломило всех присутствующих, а потом вызвало смех и презрение. Все художники и знатоки перестали Эль Греко. Лаокоон общаться с дерзким молодым че¬ловеком, и он покинул Рим в на¬дежде стать придворным живо¬писцем испанского короля.
В Мадриде его ожидало разо¬чарование – королю не понрави¬лись работы приезжего живописца. Эль Греко обосновался в старой, только что покинутой королем столице Испании -Толедо. Эль Греко. Троицын день Здесь он получил заказ напи¬сать картину, изображающую Иисуса Христа перед распятием, для алтаря главного храма Толе¬до — собора «Эсполио». Картина имела невероятный успех.

Автору было заказано семнадцать ко¬пий с нее. Посмотреть шедевр приезжа¬ли художники со всех концов Испании. Необычная живопись Эль Греко поразила их. Вытяну¬тые фигуры, словно отраженные в воде; увеличенные, иконопис¬ные, глаза; фиолетовые, лило¬вые, жемчужно-серые краски в сочетании с красными; призрач¬ное, словно предгрозовое, мерца¬ющее освещение завораживали зрителей. Эль Греко. Апостолы Петр и Павел

В Толедо Эль Греко прожил до конца своих дней. Он писал кар¬тины на библейские темы, оста¬вил после себя много портретов. Все его работы выполнены в од¬ном и том же необычайном сти¬ле. Быть может, он и не превзо¬шел Микеланджело, но тем не менее создал свою, неповтори¬мую, живопись, мощную, страс¬тную и загадочную. При жизни Эль Греко чтили как самого великого испанского художника. После смерти забыли и вспомнили спустя четырес¬та лет, когда живописцы двадца¬того века открыли его

заново и положили его приемы в основу новых течений в искусстве. Другой испанский гений — Веласкес ко времени смерти Эль Греко только начал делать пер¬вые шаги в искусстве. Его учи¬тель был поклонником итальян¬ской живописи, и в особенности Рафаэля. Веласкес достиг самых высоких вершин мастерства.

Расска¬зывают, что французский поэт Теофиль Готье, впервые увидев одну из картин Веласкеса, спро¬сил: «Где же картина?» — поэт или в самом деле принял изобра¬жение за реальность, или этими словами хотел воздать похвалу таланту Веласкеса. А Папа Римский при виде сво¬его портрета воскликнул: «Чересчур правдиво!» Веласкес был не просто хорошим художни¬ком, его кисть раскрывала внут¬реннюю сущность человека, даже
если тот и хотел скрыть ее. Веласкес. Менины (с портретом) Веласкес. Пряхи Почти сорок лет Веласкес со¬стоял в должности придворного живописца испанского короля и получил звание гофмаршала. Он писал портреты придворных и членов королевской семьи. Сре¬ди его полотен — целая серия портретов карликов и шутов. Во время путешествия по Ита¬лии Веласкес принял участие в конкурсе живописцев, прохо¬дившем в

Риме. По решению са¬мих художников Веласкеса при¬знали победителем. Так испанс¬кий мастер получил признание на родине живописи. Знамени¬тые картины Веласкеса — «Менины» (фрейлины), историчес¬кое полотно «Сдача Бреды», «Ве¬нера перед зеркалом», «Пряхи». После смерти художника на его надгробии высекли: «Живо¬писцу истины». Веласкес. Карлик Живопись средневековья и эпохи

Возрождения во Франции не имела такого развития, как в Италии, Нидерландах, Герма¬нии и Испании. Но зато Франция дала миру живописца, чье твор¬чество знаменовало появление нового направления искусства — классицизма. Этот живописец Никола Пус¬сен. Он родился в семье солдата, который после долгих войн про¬тестантов и католиков стал кре¬стьянином. Пуссен с детства ув¬лекался рисованием и живопи¬сью.

Денег на образование у него не было, и он бежал из дома со странствующим живописцем, а через некоторое время оказался в Париже. Юноше часто прихо¬дилось голодать. Но на его пути попадались хорошие люди. Он подружился с хранителем королевских худо¬жественных коллекций и биб¬лиотеки и получил возможность копировать картины итальянских мастеров. Пуссен мечтал ра¬ботать в Италии. Никола Пуссен. Автопортрет

Голодный, без денег и боль¬ной, он возвращался в свою де¬ревню, работал не покладая рук, дважды пытался добраться до Рима и только на третий раз добился своего – попал в столицу живописи. Здесь ему повезло – его познакомили с кардиналом Барберини, покровителем ху¬дожников и поэтов. Заказы кар¬динала помогли Пуссену стать на ноги. Никола Пуссен. Ребекка у колодца Прошло время, и работы французского мастера завоевали известность.
Ему предложили стать князем Академии ис¬кусств. Король Франции Людо¬вик XIII, по совету кардинала Ришелье, пригласил Пуссена в Париж и даровал ему звание пер¬вого живописца короля. Ему по¬ручили росписи королевского дворца – Лувра, ставшего позже музеем, хранилищем художе¬ственных ценностей Франции. Король окружил прославленно¬го живописца почетом и даже по¬дарил ему небольшой дворец.

Сын небогатых крестьян, тайком бежавший из дома и голодавший в Париже, достиг всего, о чем только мог мечтать. Но придвор¬ная жизнь, интриги соперников мешали ему работать. Никола Пуссен. Спасение младенца Моисея Пуссен отпросился у короля съездить в Рим. Во время его от¬сутствия умер Ришелье, а потом и сам Людовик XIII. При дворе забыли о Пуссене, и он до конца жизни прожил в

Риме. Скром¬ный достаток и плодотворный труд живописца он поставил выше богатства и почестей. Пус¬сен писал в основном пейзажи и картины на библейские и мифо¬логические сюжеты. Особенно известны пейзажи «Времена года» и картины «Царство Фло¬ры», «Аркадские пастухи». Никола Пуссен. Аркадские пастухи Никола Пуссен. Святое семейство Полотна Пуссена уравнове¬шены и величественны.

Герои благородны, краски гармонич¬ны. Стиль, который создал Пус¬сен, назвали классицизмом, от слова «классический». Класси¬ческими, от латинского слова «класс» – «разряд», называли произведения первого разряда, то есть самые лучшие. Поздние последователи Пус¬сена, создававшие произведения по законам классицизма, оказа¬лись лишь добросовестными ре¬месленниками, не сумевшими вдохнуть в своих героев жизнь.

С тех пор под «классицизмом» часто подразумевают холодное следование правильным, но скучным образцам, а полотна Пуссена, родоначальника классицизма, до сих пор не померкли и по праву входят в сокровищницу мировой живописи.