Министерствообразования и науки РФ
РоссийскийГосударственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена факультет музыки
Кафедрамузыкального воспитания и образования
И.Г.Песталоцци – реформатор начального обучения
Курсоваяработа по дисциплине «История и теория художественного образования»
Студентки IV курса д/о Баштовой Марии
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук,
Доцент Гребенюк Е. В.
Санкт-Петербург 2010
Оглавление
Введение
1.Введение в педагогику свободного воспитания
1.1Черты, характерные для свободного воспитания в целом
2.Жизнь и педагогическая деятельность Г.Песталоцци
2.1Основные положения педагогической теории Г.Песталоцци
2.2Основа дидактики Г.Песталоцци. Теория элементарного образования
2.3Создание частных методик начального обучения
Глава3. Значение педагогических идей Г.Песталоцци
3.1Актуальность педагогического творчества Г.Песталоцци в наши дни
3.2Собрание сочинений Г.Песталоцци
Заключение
Списоклитературы
Введение
В настоящее время в России социальная педагогика кактеория и практика интенсивно развивается. Процесс развития социальнойпедагогики диктует необходимость и важность изучения ее истории, котороеприобретает особое значение в процессе подготовки специалистов в этой области,так как способствует формированию общей и профессиональной культуры будущихсоциальных педагогов. Становление и развитие зарубежной социальной педагогикипозволило накопить значительный потенциал в этой области знаний. В этой связидля развития отечественной социальной педагогики большое значение имеетисследование зарубежного опыта с целью осмысления и адаптации его наиболееперспективных направлений в российских условиях, а также анализ тех проблем итрудностей, которые возникали в процессе развития этой области научных знаний ипрактической деятельности за рубежом. Следует отметить, что важным направлениемсовременного научного исследования является изучение наследия классиков мировойсоциальной педагогики. Одним из основоположников социальной педагогики какнауки и практики является знаменитый швейцарский педагог Иоганн ГенрихПесталоцци (1746-1827 гг.). В своей практической деятельности он выступил организаторомдетских учреждений для беспризорных и безнадзорных детей и подростков, а такжедетей, родители которых принадлежали к беднейшим слоям населения. В этихвоспитательных учреждениях швейцарский педагог применил на практике собственнуюсистему социально-педагогической деятельности, направленную на реабилитациювоспитанников и их интеграцию в общественную жизнь. И.Г. Песталоцци стал однимиз первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организацииспециальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихсябез попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати летшвейцарский педагог на практике осуществлял подготовку таких воспитателей. Всовременной России одной из насущных проблем является детская беспризорность ибезнадзорность. В этой связи, исследование социально-педагогического наследияИ.Г. Песталоцци, раскрывающего сущность, содержание и особенности подготовкивоспитателей детских учреждений, приобретает особую актуальность.
Объект: Реформы начального обучения Г. Песталоцци.
Предмет: Свободное и развивающее обучение какосновополагающая часть образования в педагогике Г.Песталоцци.
Цель работы: Составить представление, а такжевыявить особенности педагогической системы Г.Песталоцци.
Задачи:
· Осветитьисторическое развитие педагогики свободного воспитания.
· Объяснитьосновные педагогические идеи Г.Песталоцци.
· Осветитьпроблему актуальности творчества Г.Песталоцци в наши дни.
Методы:
· Анализлитературы
· Синтез
· Сравнение
Структура работы:
· Введение
· Двеглавы
· Заключение
1. Введение в педагогику свободноговоспитания
Свободное воспитание неразрывно связанос той гуманистической педагогической традицией, корни которой уходят в античнуюэпоху. Мыслители Древней Греции (V-IVвв. до н.э.) рассматривали воспитание и образование как важнейшие способыподготовки индивида к жизни, достойной человека, как эффективные средства,помогающие ему сформировать собственное мнение и найти свой жизненный путь.
Почти за два с половиной тысячелетия довозникновения свободного воспитания как педагогического направления, Сократ (ок.470-399 гг. до н.э.) гениально предугадал поставленные им важнейшие проблемы.Во-первых, рассматривая человека как существо общественное, он понимал личностьисходя из ее внутреннего мира, взяв ее в отношении к себе самой. В центрпедагогической деятельности Сократ поставил вопрос о роли образования в гармонизацииотношений человека, стремящегося к достижению личного счастья, и общества, устремленногок справедливости. Путь к достижению этой гармонии он видел в совершенствованиичеловека, который реализует свою «добрую природу». Во-вторых, главнаяпедагогическая задача, по мнению Сократа, состоит не в подготовке человека кконкретным видам деятельности, направленной на личное и общественное благо, а вего нравственном развитии, в формировании основ добродетельного поведения. Приэтом огромное значение он придавал образу жизни учителя (как примеру дляподражания) и стилю его взаимоотношений с учениками. В-третьих, сампедагогический процесс Сократ рассматривал с точки зрения организациисамопознания ученика, помощи ему в самостоятельном духовном (прежде всегоинтеллектуальном и моральном) усилии, пробуждении заложенных в нем от рожденияактивности и творческого начала.
В V-IV вв. до н.э. на фоне хозяйственного подъема и расцветаполисного самоуправления в древнегреческих городах-государствах бурноразвивалась духовная жизнь. Зарождавшаяся установка на постоянноесовершенствование умопостигаемого мира ориентировала людей на преобразующуюдеятельность, способствовала пробуждению активности свободной личности.
Становление гуманистическойпедагогической традиции, зародившейся в Древней Греции, продолжилось вэллинистическую эпоху (конец IV — середина I в. до н.э.), когда греческая культура в результатезавоеваний Александра Македонского (334-323 гг. до н.э.) распространилась наогромных пространствах от Сицилии до Индии. Философ Панэций Родосский (180-110гг. до н.э.), отстаивая принцип «жить согласно природе»,интерпретировал природу как индивидуальное, как те задатки, которые данычеловеку от рождения. «Жить согласно природе» — значит жить согласнособственной индивидуальности. Подготовить к этому человека — главная задачавоспитания.
Примерно в это же время римскийполитический деятель, оратор и писатель Цицерон (106-43 гг. до н.э.) ввелприменительно к образованию человека понятие «гуманизм», которое,развиваясь и обогащаясь, стало одним из ключевых для западной культуры ипедагогики. Для Цицерона гуманизм — это идеал образования, образ мысли,достойный человеческой жизни.
С начала I тыс.н.э. на Западе начинает распространяться христианство, ставшее в средние векадоминантой духовного развития. Провозглашая в качестве одного из основныхдогматов веры идею сотворения мира из ничего, христианство утверждалодинамичное восприятие человека, в становлении которого педагогическомувоздействию отводилась исключительная по своей значимости роль. Самахристианская антропология прямо соотносила человека с Богом, по образу иподобию которого он был сотворен. Это имело далеко идущие последствия, как дляпедагогики, так и для культуры в целом. «Отныне, — пишут современныеавторы, — человек рассматривался как центр и высшая цель мироздания».
Античные и средневековые гуманистическиетенденции в развитии педагогической традиции Запада получили качественно новоезвучание в эпоху Возрождения, в условиях существенного изменения всех сторонобщественной жизни, зарождения раннебуржуазных отношений. Именно в этот периодгуманизм впервые появился на исторической сцене как целостная система взглядов,как культурное движение. Понятие «призвание человека», которое всредние века рассматривалось как нечто данное с момента рождения и имеющеебожественную природу, постепенно освобождалось от своих религиозных истоков иопределялось теперь как выбор деятельности в соответствии с личной склонностью
Гуманисты XIV-XVI вв. в своих педагогических построениях акцентироваливнимание на личных интересах и способностях учащихся, стремились опереться наприсущие им активность и любознательность, преодолеть схоластику и авторитаризммассовой образовательной практики того времени. Гуарино Веронезе (1374-1460)доказывал, что учитель должен с любовью относиться к своим ученикам, ни в коемслучае не применять телесных наказаний, порабощающих души детей, воспитывать ихне поучая, но подавая пример своей «безупречной и чистой жизнью».
XVII век,ознаменовавший начало Нового времени, связан с распространением теоретическихпредставлений об активном субъекте, вырвавшемся из средневековых пут испособном, развив себя, реализовав свой неповторимый внутренний мир, пройти емуодному предназначенный путь.
Именно в это время разработал свой гуманистическийпроект «Мирового порядка» основоположник научной педагогики Ян АмосКоменский (1592-1670). Он рассматривал образование как инструмент развитияспособного к творчеству, думающего, чувствующего и действующего человека, каккультивирование заложенных в нем природных потенций, как средство формированиячеловечности, определяющей стиль отношений с другими людьми, социальноеповедение
В эпоху Просвещения дальнейшее развитиеи широкое распространение получили идеи Дж. Локка о всесилии воспитания.
В противоположность ему Ж.-Ж. Руссо (1712-1778)сосредоточил теоретический поиск на проблеме развития «естественнойприроды». Содержание того идеала «природы», который Руссопротивопоставил всей культуре вообще, и особенно рассудочной культуресовременного ему XVIII в., составляла свободная ицельная личность. Реализацию своего идеала Руссо связывал с необходимостью«естественного воспитания». Руссо исходил из установки, чтовоспитатель, осуществляя педагогические функции, ни в коем случае не должен навязыватьсвою волю ребенку; он может лишь способствовать естественному росту ребенка,создавать условия для его развития, организовывать ту воспитывающую и обучающуюсреду, в которой ребенок сможет самостоятельно накапливать жизненный опыт,обретать самостоятельность и свободу, реализовывать свою «добрую природу».
Огромное влияние идеи Руссо оказали и напедагогическое творчество КГ. Песталоцци (1746-1827), с деятельностью которогосвязан целый этап в развитии гуманистической воспитательно-образовательнойтрадиции. Для Песталоцци воспитание — это помощь развивающемуся человеку вовладении культурой, в самодвижении к совершенному состоянию; это помощьприроде ребенка, стремящейся к общественному развитию; это помощь саморазвитиюзаложенных в человеке сил и способностей.
Песталоцци требовал строитьвзаимоотношения между воспитателем и ребенком на гуманной основе, суть которой,по его мнению, сводилась к признанию свободы и независимости детской личности. Воспитание,по Песталоцци, должно заложить в каждом человеке чувство собственногодостоинства и свободы. При этом он придавал исключительно большое значениеприобщению детей к опыту предшествующих поколений: суть образования, с еготочки зрения, состоит в постижении ребенком принципов познания и способовпознавательной, деятельности; только оно и способно обеспечить реальноеразвитие творческих потенций человека. Возбудить в ребенке стремление ксвободному и независимому существованию, по убеждению Песталоцци, можно, лишьразвивая в органическом единстве «ум, сердце и руку» человека какцелостного мыслящего, чувствующего и действующего существа.
Предоставить человеку возможностьсвободного проявления его духовной сущности стремился, разрабатывая своюпедагогическую концепцию, последователь Песталоцци Ф. Фребель (1782-1852),отстаивавший идеал воспитания свободной, мыслящей, самостоятельной личности.
Однако на практике процесс становлениямассовой школы на Западе в XIX в. проходил отнюдь непод знаком реализации той гуманистической тенденции, которая все более усиливаласьв педагогической теории. На характер массовой школы особенно большое влияниеоказали идеи И.Ф. Гербарта (1778-1841). Система Гербарта — классический примеравторитарной педагогики, где учитель предстает в качестве субъекта, а ученик — объекта воспитания и обучения, где особенно тщательно разработана системасредств управления ребенком (угроза, надзор, приказание, запрещение, наказаниеи т.п.), где в основе наказания лежит не физическая боль, а страх перед ней,где урок жестко регламентирован и особое значение придается воспитывающемуобучению.
В середине ХIХв. капиталистические отношения в Западной Европе стали всеохватывающими — сформировалось то, что можно назвать буржуазной цивилизацией, обществоминдустриального типа. Изменения затронули и сферу образования и воспитания: вэтот период буржуазная массовая школа (как средняя, так и начальная) исвязанная с ней педагогическая идеология (предполагающая ориентацию наизолированного индивида, обучаемого и воспитываемого с помощью стандартных,одинаковых для всех методов и средств, нивелирующих индивидуальность ивключающих человека в безличный государственный порядок) получили повсеместноераспространение.
У истоков педагогики свободноговоспитания, набравшей силу к началу XX столетия, стоял Л.Н.Толстой (1828-1910). Толстой доказывал, что все современные ему школыучреждались «не так, чтобы детям было учиться удобно, но так, чтобыучителям было удобно учить»; школа же должна создаваться для ребенка ипомогать его свободному развитию.
Взгляды Толстого стали мощнымкатализатором гуманистического педагогического поиска не только в России.Практически все представители свободного воспитания были знакомы с его работамии черпали из них многие идеи. К наследию Толстого, в частности, неоднократнообращалась М. Монтессори (1870-1952) — один из наиболее авторитетных лидеровсвободного воспитания.
Мария Монтессори была убеждена, что«воспитание должно быть наукой и помощью в жизни»; она доказывала,что «воспитание зависит от веры в роль ребенка и от уверенности, чтовнутри ребенка заключена способность развиться в существо, немного наспревосходящее. Он будет способен не просто жить лучшим образом, чем мы, нобудет и единственным человеком, кто сможет указать нам этот путь».
После М. Монтессори многие обращались к вопросамсвободного воспитания: Л. Гурлитт (1855-1931г.г.), Г. Шаррельман(1871-1940г.г.), К. Вентцель (1857-1947г.г.) и многие другие. Идеи свободноговоспитания, распространившиеся на Западе и в России в начале XXстолетия, оказывали воздействие на педагогический поиск не своим массовымхарактером, не широким проникновением в практику (числообразовательно-воспитательных учреждений, работающих в русле свободноговоспитания, всегда было очень невелико), а остротой постановки важнейшихпедагогических проблем, обостренным гуманистическим истолкованием противоречивогоразвития детской личности.
1.1 Черты, характерные для свободноговоспитания в целом
Во-первых, «вера втворческие силы ребенка, в его внутреннее стремление к раскрытию своих сил ивера в то, что в этом раскрытии творческих сил ребенка всякое внешнее, дажесамое благотворное влияние будет иметь тормозящее действие.
Во-вторых, идеологов свободноговоспитания отличает установка, согласно которой в основе полноценного развитияличности лежит накопление ею собственного опыта, внутренних переживаний, набазе которых осуществляется становление его человеческих качеств и свойств.
В-третьих, характернейшей чертойсвободного воспитания была ставка на внутреннюю активность ребенка, котораяслужит важнейшей движущей силой его самостоятельного вхождения в жизнь.Авторитарная позиция воспитателя в педагогическом процессе исключаласьизначально.
В-четвертых, сторонникисвободного воспитания крайне отрицательно относились к большинствупедагогических традиций, накопленных мировой педагогикой к началу XX в., критикуя их за авторитаризм, насилие над природойребенка, непонимание детской души.
В-пятых, представители свободноговоспитания видели пороки и язвы современного им общества и считали, что главноесредство его преобразования связано с созданием условий для реализации»доброй природы” человека.
2. Жизнь и педагогическая деятельностьИ.Г. Песталоцци
Иоганн Генрих Песталоцци — швейцарский педагог,основоположник развивающего обучения, с другой стороны-основоположникформального образования, также один из основоположников дидактики начальногообучения. Генрих Песталоцци родился в Швейцарии, в Цюрихе в1746 году. Его отец,врач, умер рано. Воспитывали мальчика мать и преданная служанка. Материальноеположение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарскихкрестьян, Песталоцци видел, как жестоко угнетали их и дворяне — помещики, ивладельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик прониксяубеждением, что «все зло из города», и заявлял: «Буду большим — станупомогать крестьянам».
Образование Песталоцци получил сперва в немецкойначальной школе, а затем в средней латинской школе, Эта школа с ее скуднойпрограммой и неподготовленными учителями оставила у юноши тяжелые воспоминания.
Некоторые профессора высшей школы, в которой училсяПесталоцци, широко знакомили молодежь с разного рода философской и политическойлитературой, Еще 17-летним юношей Песталоцци прочел «Эмиля» Ж. Руссо,Появление «Общественного двора» Ж. Руссо произвели на Песталоццисильнейшее впечатление и укрепило его убеждение в необходимости служить народу,Молодые цюрихцы, в том числе и Песталоцци, организовали полулегальный кружок, насобраниях которого обсуждались вопросы истории политики, морали, проблемывоспитания нового человека в духе Ж. Руссо, Вскоре кружок был закрыт городскимивластями, а юный Г.Песталоцци в числе других был ненадолго арестован.
Арест не охладил Г. Песталоцци, он по-прежнемустремился помочь народу, крестьянству. Жизнь крестьян справедливо представляласьему исключительно тяжелой. Для того чтобы помочь крестьянам, Г.Песталоцциизучает сельское хозяйство. В 1774 году он осуществляет попытку помочь народу:открывает на своей ферме Нейгоф приют для сирот и беспризорных детей. По его задумке,приют должен был содержаться на те средства, которые зарабатывают сами дети. Г.Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету. Их учили также прясть и ткать.Он намеревался таким образом соединить обучение с производительным трудом. Нозатея не оправдала себя. Средств у Г.Песталоцци не хватило, и в 1780 годувынужден был закрыть свой приют. 18 лет Песталоцци посвятил подытоживаниюсвоего опыта и литературной работы. В 1781 году он заканчивает и издает свойзнаменитый педагогический роман «Лингард и Гертруда», в котором онпоказывает, как именно следует перестроить жизнь крестьян на новых основах. Вэтом романе изображена жизнь деревни в Швейцарии в тот период, когда вековыеустои феодального строя начали там разрушаться, а мануфактурное производствополучило уже широкое распространение. В этих условиях швейцарское крестьянствопереживало острый процесс обнищания трудовых хозяйств. Песталоцци показывает всвоем романе 3 основные группы крестьянства: зажиточные хозяйства; средние иразорившиеся хозяйства. Главная героиня романа — разумная крестьянка Гертруда, атакже учитель, пастор и помещик объединенными усилиями добиваются того, что крестьянеулучшают свое материальное положение, устанавливают патриархальныевзаимоотношения и ведут благочестивый образ жизни. Гертруда показала примерведения рациональной системы хозяйства и обучение своих детей, соединенное с производительнымтрудом. В романе «Лингард и Гертруда» Г. Песталоцци наметил путипомощи крестьянам и вместе с тем показал, что каждая мать должна уметь обучать своихдетей. В романе он развил идеи о гуманном характере воспитания,доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательностик людям как основы их нравственного развития.
Роман имел большой успех. К тому же содержаниеромана отражало чаяния не только Г.Песталоцци. Мечты о возможном улучшении жизнитрудящихся волновало умы всей передовой буржуазной интелегенции того времени. Законодательноесобрание Французской республики в 1792 году наградило Г.Песталоцци за роман «Лингарди Гертруда» и за его выдающуюся педагогическую деятельность званием «французскогогражданина».
Когда в Швейцарии произошла буржуазная революция(1798 г.), Г. Песталоцци с согласия правительства молодой республики направилсяв Станц и открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей ввозрасте 5— 10 лет. Состояние детей как в физическом, так и в моральномотношении было плохое. Г.Песталоцци сообщает, что «многие поступали сзакоренелой чесоткой, многие с проломленными головами… В лохмотьях, худые, какскелеты, желтые, с оскаленными зубами и в то же время со страхом в глазах;некоторые были наглы, с привычками попрошайничества, а другие подавлены бедствием,терпеливы, но недоверчивы, жестокосердны и робки».
Г.Песталоцци считал необходимым построить приют потипу семьи, перевоспитать детей, вести там обучение, соединенное спроизводительным трудом. Всего себя отдал Г. Песталоцци этим детям. «Моярука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе сих слезами, и моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, внеСтанца, они были со мной, и я был с ними. Их пища была моей пищей, их питье—моим питьем. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, былитолько они. Я спал вместе с ними: вечером в постели я беседовал с ними и училих, пока они не засыпали, — они сами так хотели». Г.Песталоцци не обучалсвоих детей ни морали, ни религии, пример самого Г.Песталоцци являлся дляшкольников образцом. Общественные воспитательные учреждения Песталоццистремился построить по типу семьи, на началах искренней любви учителя к детям ибережного подхода к ним.
Однако деятельность Г.Песталоцци в Станцепродолжалась несколько месяцев. В связи с военными действиями помещение приютабыло использовано для лазарета и приют был закрыт. Это было тяжелым ударом длянего.
Вскоре Г.Песталоцци получает место учителя вБургдорфе, а несколько позже он, со своими сотрудниками открывает свойинститут. Там он развертывает начатые в Станце опыты упрощенного обучения,ставя себе задачу установить такие методы, при помощи которых каждая мать легкомогла бы обучать своих детей. В самом начале 19 века вышли в свет сочиненияПесталоцци: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей»,«Азбука наблюдения», «Наглядное учение о числе».
После переезда института в Мюнхенбухзее, а потом вИфертен Песталоцци в предоставленном ему замке продолжает деятельность своегоинститута.
Г.Песталоцци становится известным педагогом, егоценят в самых различных кругах. Состав учащихся института резко меняется: этоуже не дети крестьян, не беспризорники, а в значительном большинстве детиаристократов, помещиков, зажиточных людей. Г.Песталоцци не удовлетворен теперьсвоей деятельностью. Он чувствует, что стоит уже далеко от народа, многодальше, чем раньше. Усталость и неудовлетворенность— все это, вместе взятое,тяжело отразилось как на здоровье, так и на его деятельности.
В 1825году, после 20 летнего пребывания Ифертене,Песталоцци распустил институт и вернулся к внуку в Нейгоф, туда, где он полвеканазад начал свою педагогическую деятельность. Здесь уже 80 летним старцем Г. Песталоццинаписал свое последнее произведение — «Лебединую песнь». В 1827 году,82 лет от роду, Г. Песталоцци умер. На надгробном памятнике было написано: «Спасительбедных в Нейгофе, народный проповедник в „Лингарде и Гертруде“, отецсирот во Станце, основатель новой народной школы в Бурдорфе и в Ивердоне,воспитатель человечества. Человек, христианин, гражданин. Все для других,ничего для себя».
2.1 Основные положения педагогическойтеории Г.Песталоцци
Важнейшая цель воспитания, по мнению Г. Песталоцци,развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Г. Песталоцципроповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошиезадатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой,надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредныевнешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, адля этого надо владеть законами развития «физической и духовной природыребенка». Центром всего воспитания является формирование человека, егонравственного облика. «Деятельная любовь к людям» — вот что должновести человека в нравственном отношении вперед. Религиозное начало у Песталоццирастворяется в нравственности. К официальной религии и ее служителям Г. Песталоцциотносится отрицательно.
Огромное значение придает Г. Песталоцци семейномувоспитанию. В деле общественного воспитания, подчеркивает он в одном из своихпроизведений, следует подражать тем преимуществам, которые заключаются всемейном воспитании. Г. Песталоцци указывает, что чувство любви к детям,доверие к ним, дисциплина, чувство благодарности, терпения, долга, моральныечувства и т.п. возникают из отношения ребенка к матери.
Как же следует развивать заложенные в природечеловека силы и способности? Путем упражнений. Каждая способность, заложенная вчеловеке, сама требует и заставляет человека упражнять ее.
Песталоцци не был революционером, но стремилсяулучшить положение беднейшей части крестьянства. Он считал, что труд ввоспитании детей малообеспеченных родителей должен играть важнейшую роль, т. к.жизненное назначение этих детей — трудиться. По его мнению, трудовое воспитаниедетей крестьян и ремесленников должно быть главным средством улучшения положениянарода.
Соединение обучения с производственным трудом(ремесленным и сельскохозяйственным) было одним из основных положений впедагогической практике и теории Песталоцци.
В школе дети по замыслу Г. Песталоцци («Лингарди Гертруда») проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; пришколе имеется участок земли, и каждый ребенок отрабатывает три грядки,ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся спостановкой хозяйства в лучших хозяйствах деревни, а так же с работой кустарнойчасовой мастерской. Дети занимались посадкой деревьев, починкой деревянныхмостов, обучением крестьян ведению счетных книг и т.д. Во время работы, а также в часы отдыха, учитель ведет занятия с детьми по грамоте, счету, сообщает имэлементарные знания. Г. Песталоцци подчеркивал воспитывающее значение трудовоговоспитания для формирования человека. Он стремился во время работы «согреватьи развивать ум детей» ибо цель, которую он себе ставил, — воспитаниечеловека, а «не земледелие, домашнее хозяйство, являющиеся средствами».
Трудовое воспитание по мысли Г. Песталоцци,невозможно в отрыве от умственного и нравственного воспитания. И каждое из нихпорождает определенную силу: нравственное воспитание – силу сердца, умственноевоспитание – силу ума, физическое воспитание – силу руки. У каждой силы – свойпример развития: предел развития силы руки – мастерство в разных видахдеятельности, предел развития силы ума – способность человека исследоватьчто-то и получать новое знание, предел развития силы сердца – любовь ко всемучеловечеству (инстинктивно возникшая любовь младенца к матери в дальнейшемребенком осознается и переносится сначала на отца, сестер, братьев, затем научителя и все человечество). Чтобы добиться предела развития силы, надовоспитание разбить на небольшие элементы и каждый день заниматься, чтобы завтраделать лучше, чем сегодня.
2.2 Основадидактики Песталоцци. Теория элементарного образования
Г. Песталоцци значительно расширил учебный планначальной школы, введя в него навыки чтения и письма, счета и измерения,рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии,истории, естествознания.
Процесс познания по Песталоцци, заключается в том,что «сперва из моря спутанных наблюдений выделяются определенные наблюдения,затем из определенных наблюдений ясные понятия, а из последних понятия точные».Начальной стадией процесса познания является наблюдение. Чтобы перейти отнаблюдений к новым понятиям, надо осознать три основных элемента всякогопознания: число, форму и слово. Песталоцци поставил перед собой задачу — найтитакие формы и методы обучения, пользуясь которыми мать — крестьянка могла быобучать своих детей. В основе всякого знания, по мнению Г. Песталоцци, лежатэлементы. Каждый человек, по его мнению, когда он хочет выяснить что-либонепонятное, всегда ставит перед собой три вопроса: 1) Сколько у него предметовперед глазами? 2) Какой они имеют вид, какова их форма? 3) Как они называются? «Число,форма и слово, по выражению Песталоцци; элементарные средства всякого обучения».В первоначальном обучении форме соответствует измерение, числу — счет, а слову— речь. Таким образом, элементарное обучение сводится к умению измерять,считать и владеть речью. Такое обучение путем упражнений в измерении, счете иречи пробуждает в ребенке важнейшее качество — способность мыслить. Такова поубеждению Г. Песталоцци, основная и конечная цель обучения в народной школе.
Нельзя не отметить, что Песталоцци разграничиваетразвитие мышления и накопления знаний. Он считал, важной задачей школыпробуждение духовных сил и способностей, развитие способностей мыслить, т.е.формальное образование. Он указывает, что нужно интенсивно «обогащатьсяпредставлениями». Это положение Песталоцци сыграло огромную роль в борьбепротив догматизма и схоластики, за активные методы обучения и воспитания вшколе.
Однако теория элементарного образования Песталоццине сводится к одной лишь дидактической проблеме. Идея элементарного образованияв понимании Песталоцци может быть еще истолкована как природосообразное развитиеумственных, нравственных и физических сил ребенка.
Руководя «институтами» в Бургдорфе и Ивердоне,И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил вопределенную концепцию, которая стала известной под названием «методПесталоцци», под которым понималась система обучения детей,ориентированная на их всестороннее развитие, формирование «ума, сердца ируки». Сущность своего метода И.Г.Песталоцци изложил в ряде сочинений: «Метод.Памятная записка Песталоцци» (1800), «Как Гертруда учит своих детей»(1801), «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода»(1802), «Что дает метод уму и сердцу» (1806), «Памятная запискао семинарии в Кантоне Во» (1806) и др.
Ведущей в педагогической концепции И.Г.Песталоцци была новая трактовка идеи природосообразности воспитания,понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природойребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физическихсил. В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач.
И.Г. Песталоцци полагал, что задаткам,потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рождения,свойственно стремление к развитию. Им были выделены силы человеческой природытроякого рода:
1) силы знания, состоящие в предрасположенности квнешнему и внутреннему созерцанию;
2) силы умения, вырастающие из задатков квсестороннему развитию тела;
3) силы души, вырастающие из задатков к тому, Чтобылюбить, стыдиться и владеть собой.
Соответственно этому и первоначальное, элементарное,обучение И.Г. Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное,подчеркивая, что эти составляющие должны развиваться в непрерывном согласии ивзаимодействии, чтобы какая-нибудь одна из сторон личности не получилаусиленного развития за счет остальных.
Рассматривая гармонию развития силчеловеческой природы в качестве идеала воспитания, целью воспитания И.Г.Песталоцци признавал то, чтобы вырабатывать у воспитанника некую «совокупнуюсилу», благодаря которой может устанавливаться известное равновесие междуумственными, физическими и нравственными силами отдельной личности. Выработкутакого равновесия сил И.Г. Песталоцци считал одной из ведущих задачпервоначального обучения. При этом существенно значимым был тот момент, чтоусвоение ребенком полезных знаний не было оторвано от умения их применять.Именно во взаимодействии механизмов познания и умений И.Г.Песталоцци усматривалоснову саморазвития.
Совокупность средств образования,позволяющая помочь воспитаннику в его естественном стремлении к саморазвитию,была представлена идеями И.Г. Песталоцци об «элементарном образовании»,которые он обобщенно именовал как «метод». Метод элементарногообразования — это определенная система упражнений по развитию способностейребенка. Песталоцци разработал систему упражнений, руководствуясь следующимитеоретическими идеями:
1) ребенокот рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которымсвойственно стремление к развитию;
2) многосторонняяи многообразная деятельность детей в процессе обучения — основа развития исовершенствования внутренних сил, их целостного развития;
3) активностьребенка в познавательной деятельности — необходимое условие усвоения знаний,более совершенное познание окружающего мира.
Само название «элементарное образование»подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания идеятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывнопродвигаться в обучении от простого ко все более сложному, переходить от однойступени к другой, доводя знания и умения детей до возможной степенисовершенства.
И.Г. Песталоцци полагал, что обучение детей,особенно первоначальное, должно строиться с учетом их возрастных особенностей,для чего следует пристально изучать самого ребенка. Знание детской природы совсеми личностными потребностями и устремлениями должно лежать в основе выбораспособов применения различных педагогических средств, которые имеют своейзадачей развитие всех внутренних и внешних сил ребенка. Отсюда следовал вывод:необходимо всемерно способствовать упражнению всех сил ребенка, побуждая его ких использованию.
Исходным моментом в познании Песталоцци считалчувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Вот почему большоезначение он придавал принципу наглядности в обучении как средству развития удетей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие иотличительные признаки и соотношения между ними. Наблюдения в этой связи онрассматривал как важнейший источник познания. В процессе обучения И.Г.Песталоцци рекомендовал руководствоваться тремя правилами: учить смотреть накаждый предмет как на целое, знакомить с формой каждого предмета, его мерой ипропорциями, знакомить с наименованием наблюдаемых явлений. В связи с этим имбыла разработана так называемая азбука наблюдений, состоящая изпоследовательных рядов упражнений, которые помогают ребенку устанавливать иопределять характерные признаки наблюдаемого объекта, группировать их на основепризнака и тем самым формировать его образ. Мысль о значении такого родаупражнений, конечно, продуктивна. Но ее практическое воплощение нередкопринимало и у самого И.Г. Песталоцци, и у его последователей односторонний,формальный характер из-за переоценки роли механических упражнений в развитииличности.
Разрабатывая идеи развивающего школьного образованияи элементарного обучения, И.Г. Песталоцци был одним из основоположниковконцепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались имбольше как средство целенаправленного развития способностей, чем как средствоприобретения знаний. Идею Песталоцци о развивающем обучении великий русскийпедагог К.Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци».Выделение и обоснование развивающей функции обучения ставило перед педагогомпринципиально новые задачи: выработку у учеников ясных понятий с цельюактивизации их познавательных сил. Идея развивающего обучения в концепции Песталоццинесла в себе потенциально новаторскую силу, став предметом пристальногоизучения и разработки в педагогических теориях выдающихся педагогов XIX—XXвв.
Рассматривая задачи народной школы, И.Г. Песталоццивыделял особую ее роль в нравственном воспитании, так как конечные результатышкольного образования и всех его средств состоят в достижении общей цели —воспитании истинной человечности. Основу для нравственного развития ребенкаИ.Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитаниеможет быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласиис семейным. Любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников —вот те начала, на которые необходимо опираться в учебно-воспитательныхучреждениях.
Простейшим исходным элементом физического развитияИ.Г. Песталоцци считал способность к движению в суставах ребенка. На основеестественной повседневной деятельности ребенка он предлагал строить и системушкольной элементарной гимнастики. В содержание физического воспитания онвключал также и развитие органов чувств.
Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоццибыла идея природосообразности воспитания. Вслед за Ж.-Ж. Руссо он призывает впроцессе воспитания и обучения учитывать внутреннюю природу ребенка и строитьвоспитательно-образовательный процесс с установкой на развитие заложенных в немдуховных и физических сил.
2.3 Созданиечастных методик начального обучения
Поставив перед собой задачу обучения и воспитаниякрестьянских детей, а, следовательно, и организацию для них «народнойшколы», Г. Песталоцци попытался создать основы методики по предметамначального обучения.
В основу разработки методики преподавателя родногоязыка Г. Песталоцци положил принцип развития речи ребенка. Г. Песталоцциотстаивал звуковой метод обучения грамоте, что было крайне важно в то время,так как везде еще господствовал буквошагательный метод.
Г.Песталоцци дает целый ряд указаний по увеличениюслов запаса у детей, тесно связывая обучение родному языку с наглядностью исообщению элементарных сведений по естествознанию, географии и истории.
Путем сложных упражнений Г.Песталоцци стремилсядобиться положительных результатов: развивать в детях умение наблюдать,установить признаки предмета или явления выработать навыки четкого и полногоописания предмета.
Для приобретения навыков письма Г.Песталоццирекомендовал проводить предварительные упражнения в изображении прямых и кривыхлиний — элементов букв. Эти упражнения широко применяются в школе и понастоящее время. Обучение письму Г.Песталоцци предлагал связывать с измерениемпредметов и рисованием, а так же и с развитием речи. Особенно большое вниманиеон уделял орфографической правильности письма в первые годы обучения.
Для обучения измерений Г.Песталоцци рекомендуетбрать квадрат, его стороны и производить деление квадрата на части, различныегеометрические фигуры, связывая обучение измерению с развитием речи ребенка.Результаты измерений ребенок зарисовывает. Эти упражнения в свою очередьявляются основой для письма. Возражая против метода обучения арифметике,основанного на заучивании наизусть правил, Г.Песталоцци в своей методике первоначальногообучения счету предложил иной метод «изучение чисел» — формироватьпонятия о числе, начиная с элемента каждого целого числа — единицы. На основенаглядных представлений ребенка он обучает действиям сначала с единицей. Послетого как дети усвоили все это, он предлагает усложнить счет, первоначальнооперируя единицей и числами первого десятка, образующимися из единицы. Дляобучения дробям Г.Песталоцци брал квадрат и показывал на нем, принимая его заединицу, соотношения частей и целого. На основе этой идеи Песталоцци его последователиввели в школьную практику так называемый арифметический ящик, широкоиспользуемый в школе и в настоящее время.
Г.Песталоцци дал ряд указаний и по преподаваниюгеографии. От близкого к далекому, на основе непосредственных наблюденийокружающей местности, Г.Песталоцци ведет учащихся к восприятию более сложныхгеографических представлений. Он рекомендует лепить рельефы местности из глиныи лишь за тем переходить к карте. Начиная ознакомление с местностью сошкольного участка земли и рельефа родной деревни, при изучении которых ученикиполучают элементарные географические представления, Г. Песталоцци затемпостепенно расширял их, и учащиеся получали представления о всей земле.
Песталоцци стремился настолько упростить методикуначального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальнойшколы, и любая мать-крестьянка. Отправляясь от простейших элементов, онстремился вести ребенка шаг за шагом к познанию целостного предмета.Предложенный им путь обучения содержит большие дидактические возможности, нопопытка Песталоцци придать ему универсальный характер неправомерна, так как в обученииможет иметь место и обратный путь: от целого к его элементам. Исходнымэлементом физического развития Песталоцци считал способность ребенка к движению.Начало физического воспитания, по мнению Песталоцци, закладывается в семье,когда мать постепенно приучает ребенка стоять, делать первые шаги и ходить.Упражнения суставов были положены им в основу «естественной домашнейгимнастики», на основе которой Песталоцци предлагал строить системушкольной «элементарной гимнастики». Элементарное трудовое обучениеПесталоцци рассматривал как неотъемлемую, органичную часть своего метода. Онвысказал мысль о создании «азбуки умений», усвоение которой помоглобы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми ему в жизнитрудовыми навыками. Песталоцци критиковал современную ему профессиональнуюподготовку молодежи, сводившуюся к овладению ею «односторонними рутиннымиумениями». Он выдвинул требование особого «элементарного образованиядля индустрии», чтобы помочь молодежи овладеть основными приемами и общейкультурой труда. Для этого рекомендовалась «специальная гимнастика,готовящая к индустрии», которая должна строиться на базе школьной «элементарнойгимнастики». «Образование для индустрии» рассматривалось им как «средствогуманизации промышленности». В произведениях Песталоцци содержится ряд неутративших своего значения высказываний об овладении молодежью «внутреннейсущностью промышленного производства» и теми «внешними приемами,которые необходимы для успешного участия в ней». Высказывания эти отражаютширокое применение в практике ручного труда. Но они, несомненно, представляютсобой движение в сторону идеи трудовой школы.
Таким образом, Песталоцци наметил сравнительноширокую программу начального обучения и дал обстоятельные методические указанияк ее практическому осуществлению.
3. Значение педагогических идей Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателемподлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, онобосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развиватьпланомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей обокружающем мире. И.Г. Песталоцци считал необходимым расширить содержаниеначального образования, включив в него сведения из географии и природоведения,рисование, пение, гимнастику. Обучение арифметике должно строиться на основенаглядности и развития активности и сознательности детей.
Посвятив всю свою жизнь педагогике, живя зачастуювпроголодь и отдавая последние скудные средства на основаниевоспитательно-образовательных учреждений, И.Г. Песталоцци свято верил и творил,следуя выдвинутой им идее: сущность подлинного воспитания, единого для всехлюдей — в воспитании истинной человечности.
Значение педагогического творчества И.Г. Песталоццив том, что он заложил научные основы методики начального обучения. Его теорияэлементарного образования и созданные им учебники первоначального обучения надолгие годы стали образцом и исходным пунктом для творчества педагогов другихпоколений. На первое место Песталоцци ставил изучение родного языка, затем —развитие устной речи и на этой основе обучение чтению. Разработанные им приемыи упражнения для развития речи прочно вошли в практику начальной школы исоответствующие методики.
Выдвинутые педагогом положения о развитиисамодеятельности детей в учении и труде, о взаимообучении, о соединенииобучения с производительным трудом навсегда вошли в арсенал демократической научнойпедагогики. Его требование строить отношения воспитателей и воспитанников наоснове взаимной любви и доброжелательности стало центральной идеейгуманистической педагогики.
Песталоцци намного опередил свое время в познаниизаконов воспитания и развития личности. Он первым установил, что всеестественные силы и способности детей развиваются в процессе их упражнения вжизни и провозгласил основной принцип — жизнь образует.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский справедливоназывал И.Г. Песталоцци первым народным учителем и отцом новейшей педагогики.
3.1 Актуальностьпедагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, ктообратил внимание на необходимость организации специальной подготовкивоспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попеченияродителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарскийпедагог на практике осуществлял подготовку таких воспитателей. В современнойРоссии одной из насущных проблем является детская беспризорность ибезнадзорность. Важная роль в решении данной проблемы принадлежит организациикачественной профессиональной подготовки педагогического персоналавоспитательных учреждений для данной категории детей. В этой связи,исследование социально-педагогического наследия И.Г. Песталоцци, раскрывающегосущность, содержание и особенности подготовки воспитателей детских учреждений,приобретает особую актуальность.
Научный и практический интерес к изучению наследияИ.Г. Песталоцци в Европейских странах не ослабевает на протяжении уже двухстолетий. В современной Швейцарии осуществляет свою деятельность Институтисследований истории воспитания и образования – «Песталоццианум»,который изучает педагогическое наследие И.Г. Песталоцци. «Песталоццианум»занимается подготовкой полного собрания сочинений и корреспонденциишвейцарского педагога. На сегодняшний день оно насчитывает 43 тома (29 томовсочинений и 14 томов писем), и процесс его подготовки продолжается.
В то же время, как отмечает французский исследовательМ. Сетар, несмотря на то, что имя И.Г. Песталоцци очень часто упоминаетсяевропейскими исследователями, «его работы читают очень редко, а егодеятельность и наследие все еще чрезвычайно малоизвестны».
В России и Советском Союзе изучение наследия И.Г.Песталоцци также вызывало интерес, однако количество работ, посвященных жизни идеятельности швейцарского педагога, было не столь велико, как в Европе. В то жевремя в период с 40-х до начала 90-х годов XX века наследие И.Г. Песталоцци рассматривалосьдостаточно односторонне. Как отмечала В.А. Ротенберг, передисследователями-марксистами стояла ответственная задача: опровергнуть концепциибуржуазных ученых, восстановив «историческую правду о Песталоцци, оградивего наследие от ненаучной, тенденциозной трактовки, которая по существусводится к его фальсификации». Следует констатировать практически полноеотсутствие отечественных диссертационных исследований, направленных на изучениеи анализ наследия И.Г. Песталоцци. По данным Н.И. Загузова, на сегодняшний деньимеется лишь одна докторская диссертация В.А. Ротенберг «И.Г. Песталоцци,его деятельность и педагогическая теория» (1965 г), представленная в виденаучного доклада об опубликованных работах. Кандидатских диссертаций невыявлено.
В ряде отечественных и зарубежных исследований И.Г.Песталоцци рассматривался как идеолог организации подготовки народных учителей,воспитателей детских учреждений (Поляк Ф., 1909; Ге Ф., 1912; Крупская Н.К.,1917; Монро П., 1923; Пинкевич А.П., 1933; Кларин В.М., 1989; Сетар М., 1996;Блинов В.М., 2001 и др.). Вместе с тем анализ историко-педагогической литературыпозволил установить, что проблема подготовки воспитателей детских учреждений всоциально-педагогическом наследии И.Г. Песталоцци не нашла достаточногоотражения и научного анализа как в зарубежных, так и в отечественных работах.
3.2 Собрание сочинений Г.Песталоцци
Собрание сочинений Песталоцци вышло ещё при его жизни (Тюбинген иШтуттгарт, 1819 — 1826).
На русском языке избранные педагогические сочинения Песталоцци вышливпервые в «Педагогической Библиотеке», издаваемой Тихомировым и Адольфом(М., 1893 и сл.).
Сочинения Песталоцци:
«Исповедь»,
«Досуги отшельника» (1780),
«Лингард и Гертруда» (1781-87),
«Как Гертруда учит своих детей» (1801),
«Лебединая песня» (1826).
Заключение
На основе всего вышеизложенного мы можем сделатьследующие выводы: 1. Иоганн Генрих Песталоцци — один из основоположниковсоциальной педагогики как науки и практики. Он одним из первых далтеоретическое обоснование социальной педагогики, выдвинув идею создания системыпомощи и поддержки социально-незащищенных слоев населения, детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, основой которой является не материальнаяблаготворительность, а привитие человеку знаний, умений и навыков, необходимыхв общественной жизни, и воспитание в нем стремления к самопомощи
2. Истоками формирования егосоциально-педагогических взглядов ста ли: семейное воспитание, социально-экономическаяобстановка в Швейцарии, учения известных педагогов Европы — егопредшественников, таких как Я.А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо, а также егособственная общественно-политическая и социально педагогическая деятельность.
3. Социально-педагогическое наследие И.Г. Песталоцципредставляет совокупность идей и опыта его практической деятельности, оказавшихсущественное влияние на развитие социальной педагогики как науки и практики.
4. Важное место в социально-педагогическом наследииИ.Г. Песталоцци занимают проблемы подготовки воспитателей детских учреждений,под которой следует понимать идеи и опыт швейцарского педагога, отражающие основныеэтапы, содержание и методику формирования воспитателя.
5. Социально-педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци строилась в соответствии с требованиями принципов:природосообразности; воспитывающего обучения; социальной обусловленностивоспитания ребенка; самопомощи человека в социальном развитии; индивидуальногоподхода к воспитаннику и др.
6. Практическая деятельность И.Г. Песталоцци и егосоциально педагогические идеи оказали значительное влияние на развитиеразличных на правлений подготовки воспитателей детских учреждений: подготовкуучите лей народных школ и подготовку руководителей детских воспитательныхучреждений и педагогических семинарий. Социально-педагогическое наследие И.Г.Песталоцци существенно повлияло на практическую деятельность и теоретическиевзгляды многих выдающихся педагогов, занимавшихся подготовкой воспитателейдетских учреждений. Последователи И.Г. Песталоцци продолжали развивать многиеего идеи. В частности: И.Ф. Гербарт продолжил разработку «метода»начального обучения ребенка раннего возраста; Ф.В.А. Фребель уделилзначительное внимание определению содержания игровой деятельности с детьмимладшего возраста; Ф.А.В. Дистервег продолжил обоснование модели подготовки учителейнародных школ; К.Д. Ушинский выявил основные пути повышения эффективностиподготовки воспитателей детских учреждений; П.Ф. Каптерев расширил содержание «метода»(в его широком и узком понимании).
Список литературы
1. Духавнева А.В., Столяренко А.Д. История зарубежной педагогики ифилософия образования. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д:Феникс, 2000.– 480с.
2.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытномобществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведенийПод ред. академика РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ Сфера,2001. 512 с. т
3.Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Под ред. В.А.Ротенберг, В.М. Кларина. Т.1. М.: Педагогика, 1981. 336 с. 4. Песталоцци И.Г.Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина.Т.2. М.: Педагогика, 1981. 416 с. 5. Словарь по социальной педагогике: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений Авт. сост. Л.В. Мардахаев. М.: Издательскийцентр «Академия», 2002. 368 с. 6. Социальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений Под ред. В.А. Никитина. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002. -272 с.
7. Пинкевич А.П., Медынский Е.Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, ученияи влияние на русскую педагогику. – М., 1927.
8. http://www.verav.ru/common/message.php?table=calend&num=951
9. http://www.detskiysad.ru/ped/pestalozzi.html
10. http://www.detskiysad.ru/ped/pestalozzi02.html
11. http://www.kalitva.ru/152952-zhizn-i-deyatelnost-pestalocci.html