I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ (бактериология, микология, вирусология, микробная экология, санитарная микробиология).1. Основные этапы в развитии бактериологии. Значение идей Пастера и Коха.2. Корифеи отечественной микробиологии и иммунологии (Мечников, Заболотный, Гамалея).3. История развития вирусологии. Значение открытия Ивановского и работ Зильбера, Смородинцева, Чумакова.4. Принципы современной классификации микробов. Понятие о виде, разновидности, биовариантах, серовариантах, фаговариантах.5. Основные методы исследования морфологии бактерий. Микроскопия. Методы окраски микробов и их отдельных структур.6. Морфология, ультраструктура и химический состав бактерий. Субклеточные формы бактерий: протопласты, сферопласты, L-формы бактерий.7. Основные различия прокариотов и эукариотов, прокариотов и вирусов.8. Споры и капсулы. Методы их выявления.9. Размножение бактерий. Скорость и фазы размножения в стандартных условиях. Понятие о М-концентрации.10. Энергетический и конструктивный метаболизм бактерий.11. Условия культивирования микробов. Требования к питательным средам. Классификация питательных сред.12. Микробные ферменты, их использование в культуральной и биохимической идентификации бактерий.13. Понятие о чистой культуре микроба, штамме, клоне. Методы выделения чистых культур аэробных бактерий.14. Выделение и культивирование строгих анаэробов и микроаэрофильных бактерий.15. Понятие об асептике, антисептике, стерилизации и дезинфекции. Асептические и дезинфицирующие вещества. 16. Действие физических факторов на микроорганизмы. Методы стерилизации.17. Бактериофаг. Получение, титрование и практическое применение.18. Фазы взаимодействия фага с бактериальной клеткой. Умеренные фаги. Явление лизогении.19. Генетический аппарат у бактерий. Изменчивость микроорганизмов. Формы изменчивости: генотипическая, фенотипическая. Генная идентификация бактерий и вирусов (ПЦР). 20. Генетические рекомбинации: трансдукция, трансформация, конъюгация, транспозиция. Понятие о генной инженерии.21. Внехромосомные генетические факторы у бактерий (плазмиды, бактериофаги).22. Учение о микробном антагонизме. Антибиотики, их классификация и получение.23. Определение чувствительности микробов к антибиотикам. Понятие о минимальной ингибирующей концентрации (МИК) и терапевтической дозе.24. Механизмы возникновения и распространения лекарственной устойчивости у бактерий. Осложнения при антибиотикотерапии.25. Санитарно-бактериологическое исследование воздуха. Методы и критерии оценки.26. Санитарно-бактериологическое исследование продуктов детского питания и молока. Методы и критерии оценки.27. Санитарно-бактериологическое обследование лечебных и детских учреждений, материал для исследования, методы, критерии оценки.28. Цели и задачи санитарной микробиологии. Санитарно-показательные микроорганизмы.29. Санитарно-бактериологическое исследование водных объектов: методы и критерии оценки (микробное число и индекс БГКП ).30. Микроскопические грибы: классификация, биологические свойства, основные отличия от прокариотических микроорганизмов, роль в патологии человека.31. Нормальная микрофлора тела. Физиологическое значение и роль при патологических процессах.32. Микрофлора кишечника, ее динамика у детей. Влияние вскармливания на характер микрофлоры кишечника ребенка.33. Дисбактериоз кишечника у детей: причины возникновения, последствия, диагностика. Пробиотические лечебно-профилактические препараты. 34. Морфология, ультраструктура и классификация вирусов. Современные гипотезы о происхождении вирусов.35. Молекулярно-генетическое разнообразие вирусов. Варианты стратегии РНК-геномных вирусов.36. Методы культивирования вирусов. Способы бактериальной деконтаминации биосубстратов перед вирусологическим исследованием.37. Основные стадии репродукции вируса в клетке.38. Типы взаимодействия вируса и клетки (продуктивный, абортивный, интеграционный ).39. Вирусный онкогенез: современные представления.40. Особенности противовирусной химиотерапии.41. Понятие о прионах и медленных прионовых болезнях (куру, болезнь Герстманна-Штрейсслера, болезнь Крейтцфельда-Якоба и др.) ^ II. ИНФЕКЦИЯ И ИММУНИТЕТ 1.Понятие об инфекции и инфекционном заболевании. Периоды развития инфекционной болезни. 2.Особенности внутриутробного инфекционного процесса (эмбриопатии и фетопатии). Пути заражения плода.3.Экзотоксины и эндотоксины бактерий. Анатоксины: получение, применение.4.Патогенность и вирулентность. Основные механизмы и факторы патогенности микробов.5.Формы инфекций: экзогенная и эндогенная, очаговая и генерализованная, моно- и смешанная, вторичная, реинфекция и суперинфекция, персистирующая инфекция.6.Иммунная система: организация и функция.7.Медиаторы иммунной системы – цитокины (интерлейкины, интерфероны, туморнекротизирующий фактор, колониестимулирующий фактор и др.).8.Межклеточная кооперация в иммуногенезе. Механизм “двойного распознавания” чужеродной антигенной информации.9.Клонально-селекционная гипотеза иммунитета. Возрастные особенности иммуногенеза.10.Иммунологическая память: природа, биологическое значение. Иммунологическая толерантность: природа, биологическое значение и последствия срыва иммунологической толерантности.11.Антигены. Антигенные детерминанты. Протективные антигены. Полноценные и неполноценные антигены.12.Антигенная структура микробов. Сероидентификация бактерий.13.Гуморальные и клеточные факторы неспецифической защиты. Возрастные особенности.14.Система комплемента. Классический и альтернативный пути активации. Возрастные особенности.15.Фагоцитарная реакция, роль лизосомного аппарата фагоцитов. Критерии оценки системы фагоцитоза. Возрастные особенности фагоцитоза. 16.Гуморальный иммунный ответ: классы иммуноглобулинов, возрастная динамика, защитная функция антител при инфекции.17.Роль секреторных иммуноглобулинов в местном иммунитете у детей и взрослых. Иммунные факторы женского грудного молока.18.Клеточный иммунный ответ: субпопуляция Т-лимфоцитов, их значение в противовирусном, трансплантационном и противоопухолевом иммунитете. Возрастные особенности клеточного иммунитета. 19.Механизм саморегуляции иммунного ответа (межклеточный, медиаторный, гормональный, генетический, роль идиотипических антител).20.Реакция антиген-антитело. Полные и неполные антитела.21.Монорецепторные агглютинирующие сыворотки. Диагностикумы.22.Реакция агглютинации и ее варианты (бактериальная РА, РНГА, коагглютинация, латекс-агглютинация).23.Реакция гемагглютинации, торможения гемагглютинации и гемадсорбции в вирусологической практике.24.Реакция преципитации. Преципитация в геле. Иммуноэлектрофорез.25.Иммунолюминесцентный метод и его применение в диагностике инфекционных заболеваний.26.Реакция связывания комплемента. Реакция иммунного гемолиза.27.Твердофазный иммуноферментный анализ: принцип, применение для лабораторной диагностики инфекционных заболеваний.28.Методы оценки иммунного статуса организма.29.Особенности иммунитета и неспецифической резистентности организма при вирусных инфекциях.30.Система интерферона: природа, роль в противовирусной защите. Применение препаратов интерферона в лечебной практике.31.Аутоантигены. Аутоантитела. Природа аутоиммунных реакций.32.Врожденные (первичные) и приобретенные (вторичные) иммунодефициты: этиология, проявления, диагностика.33.Гиперчувствительность замедленного типа (Т-зависимая аллергия). Кожные аллергические реакции в диагностике инфекционных болезней.34.Гиперчувствительность немедленного типа (В-зависимая аллергия).35.Живые вирусные вакцины. Применение в педиатрической практике.36.Серотерапия и серопрофилактика. Предупреждение сывороточной болезни и анафилактического шока у детей.37.Вакцинопрофилактика и вакцинотерапия.38.Живые вакцины. Получение, требования к вакцинным штаммам, достоинства и недостатки живых вакцин.39.Убитые вакцины. Принцип получения. Химические вакцины.40.Перечень вакцин для плановых профилактических прививок у детей. Оценка поствакцинального иммунитета. ^ III. ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ И ВИРУСОЛОГИЯ1.Взятие материала для бактериологического исследования у детей и взрослых.2.Стафилококки. Общая характеристика. Роль в патологии у детей.3.Стрептококки. Общая характеристика. Роль в патологии у детей.4.Этиология и микробиологическая диагностика скарлатины.5.Стрептококки пневмонии (пневмококки). Общая характеристика. Роль в патологии.6.Менингококки. Общая характеристика. Роль в патологии.7.Возбудитель гонореи и бленореи.8.Возбудитель дифтерии.9.Гемоглобинофильные бактерии. Возбудитель коклюша.10.Микобактерии. Возбудители туберкулеза, лепры и микобактериозов.11.Возбудители брюшного тифа и паратифов. Микробиологическая диагностика тифо-паратифозных заболеваний.12.Возбудители сальмонеллезов.13.Проблема внутрибольничной инфекции в родильных домах и детских стационарах: возбудители, особенности патогенеза.14.Возбудители дизентерии. Микробиологическая диагностика.15.Эшерихии, их роль в этиологии острых кишечных инфекций у детей (ЭПКП, ЭТКП, ЭИКП, ЭГКП).16.Возбудители холеры.17.Возбудители иерсиниозов (псевдотуберкулеза и кишечного иерсиниоза).18.Возбудители кампилобактериоза. Значение хеликобактеров в гастродуоденальной патологии.19.Возбудители пищевых токсикоинфекций и интоксикаций.20.Роль условно-патогенных микроорганизмов в патологии человека.21.Возбудители сифилиса и тропических трепонематозов (беджель, фрамбезия, пинта). 22.Возбудители лептоспироза.23.Возбудители клещевого боррелиоза (болезнь Лайма).24.Возбудитель чумы.25.Возбудитель туляремии.26.Возбудитель сибирской язвы.27.Возбудитель бруцеллеза.28.Возбудители газовой анаэробной инфекции.29.Неспоровые анаэробы, их роль в патологии человека (бактероиды, фузобактерии, пептококки, пептострептококки и др.).30.Возбудитель столбняка.31.Возбудитель ботулизма.32.Грибы рода Candida, значение в детской патологии.33.Дерматомицеты – возбудители микроспории, трихофитии, фавуса, эпидермофитии.34.Общая характеристика микоплазм. Роль в патологии, методы диагностики микоплазмозов.35.Общая характеристика риккетсий. Возбудитель Ку-риккетсиоза.36.Возбудитель эпидемического и рецидивного сыпного тифа.37.Хламидии и хламидийные инфекции. Микробиологическая диагностика.38.Общие принципы лабораторной диагностики вирусных инфекций. Методы индикации и идентификации патогенных вирусов.39.Возбудители гриппа и парагриппа.40.Возбудитель паротита.41.Возбудитель кори.42.Возбудитель бешенства. Антирабическая вакцина.43.Герпесвирусы и наиболее распространенные герпетические инфекции.44.Пикорнавирусы. Возбудители полиомиелита, ЕСНО- и Коксаки-инфекции.45.Возбудитель краснухи. Внутриутробная краснушная инфекция.46.Возбудители вирусных гепатитов с парентеральным (гемоконтакным) механизмом заражения (В, С, D).47.Возбудители вирусных гепатитов с энтеральным механизмом заражения (А, Е)48.Возбудитель ротавирусного гастроэнтерита у детей.49.Вирусы иммунодефицита человека. ВИЧ-инфекция и СПИД. Лабораторная диагностика. Лечение.50.Возбудители нетрансмиссивных и трансмиссивных вирусных зоонозных инфекций человека.51.Возбудители острых респираторных вирусных инфекций (риновирусы, коронавирусы, RS-вирус, реовирусы, аденовирусы).
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…