1Часть первая ВВЕДЕНИЕ В ПСИХИАТРИЮРаздел IОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХИАТРИИГлава 1ПСИХИАТРИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ, ЕЕ ЗАДАЧИ Задачей психиатрии — одной из отраслей клинической медицины — является изучение происхождения и сущности психических заболеваний, их клинических проявлений, лечения и профилактики. В сферу задач ‘психиатрии входит также проведение экспертиз: судебно-психиатрической, военной, трудоспособности больных с психическими расстройствами и др. В преподавании курса психиатрии преследуется задача дать студентам необходимые теоретические знания и практические навыки для распознавания болезней и оказания первичной врачебной помощи больным с расстройствами психики. Будущий врач независимо от своей специальности должен знать, имеет ли он дело с психически здоровым или больным человеком. Если это психически больной, то следует выбрать необходимый для него вид помощи. С учетом психического состояния больного должен быть решен вопрос о форме психиатрической помощи. Помощь может быть экстренной (введение лекарств, направление в стационар и т. д.) или в форме обоснованных рекомендаций. Помимо решения практических лечебных вопросов, в обязанности врача, особенно гигиенического профиля, входит проведение профилактической работы. Профилактика является одной из отличительных особенностей советской медицины и играет важную роль в борьбе за здоровье советских людей. Эффективная профилактика ведет к предупреждению не только психических заболеваний, но и различных форм соматической патологии, в происхождении которых может иметь значение эмоциональный стресс. Большой вклад в общемедицинскую профилактику и психопрофилактику вносят общая гигиена и психогигиена. Эти дисциплины, разрабатывая соответствующие проблемы, дают рекомендации по укреплению физического и психического здоровья людей, что снижает риск возникновения у них различных заболеваний и способствует гармоническому развитию личности. В нашей стране широко и активно на общегосударственном уровне проводятся мероприятия по устранению различных вредностей, отрицательно действующих на здоровье человека. Ведется борьба против загрязнения окружающей среды, устраняются профессиональные вредности в условиях производства и т. д. В Советском Союзе отсутствуют социальные предпосылки, которые могли бы отрицательно влиять на здоровье людей. Права советских граждан на образование, труд, бесплатную квалифицированную медицинскую помощь и др. гарантируются конституцией и регламентированы законами. Медицинская помощь, представленная всеобъемлющей общей и специализированными службами, обеспечивает выявление, лечение больных, а также преемственность в их наблюдении. Психиатрия как одна из крупных медицинских дисциплин включает в себя многие научные и практические проблемы. Одной из таких проблем, включающей как теоретические, так и практические аспекты, является установление распространенности и формы проявления психических расстройств. Данные о распространенности психических расстройств и особенностях их проявления в населении дают научно обоснованный материал для планирования психиатрической помощи, выяснения этиологически значимых факторов, а также для разработки на их основе эффективных мер профилактики. Психические заболевания по своим проявлениям неоднородны. Оценка распространенности их отдельных форм, проявлений должна проводиться на правильной методологической основе. Отход от этого принципа приводит к ложным теоретическим и практическим выводам. Советские психиатры рассматривают психическую болезнь как результат расстройства деятельности головного мозга, приводящего к нарушению способности отражения и познания внешнего мира, изменению самочувствия и сознания своей личности. Нарушение мозговой деятельности может возникнуть под влиянием внешних (инфекции, интоксикации, травмы, нарушения питания мозга, психогении и т. д.) или внутренних причин, дефектов метаболизма, дегенеративных процессов, обусловленных как предрасположенностью, так и комплексом других факторов. В результате этого частично или полностью нарушается поведение и приспособление больных к условиям жизни. Нарушения деятельности головного мозга у больных по характеру проявления и степени выраженности бывают различными и зависят от особенностей психического заболевания, формы и стадии его течения. Так, при заболеваниях, вызывающих неглубокое расстройство функции мозга, способность к отражению и познанию внешнего мира, как правило, не нарушается, и психические отклонения у больных преимущественно проявляются в изменении самочувствия и трудности социальной адаптации. При заболеваниях, сопровождающихся более глубоким поражением деятельности мозга, могут целиком меняться поведение и установки больного; в восприятии и осознании окружающего приобретают определяющее значение болезненные мотивы. Первая группа заболеваний носит название пограничных расстройств, к которым относятся главным образом неврозы и психопатии. Они занимают промежуточное положение между психическим здоровьем и выраженными психическими расстройствами. Вторую группу составляют психозы (в прошлом больных с такими расстройствами называли умалишенными). Каждая из этих групп заболеваний неоднородна и включает различные заболевания, имеющие свою природу, особенности клиники и прогноза. Дифференцированное определение состояния психически больных с учетом особенностей их заболевания имеет большое значение. Этому вопросу было посвящено много исследований, на основе которых предлагались различные классификации психических заболеваний. Наиболее научно обоснованной была бы классификация, построенная по этиологическому принципу. Однако знания о происхождении большинства психических заболеваний еще недостаточны, и в целом систематика психических заболеваний строится на этиологическом, клиническом и других принципах. Помимо этого, на систему классификации психических заболеваний оказывают влияние и общие теоретические установки, господствующие на том или ином этапе развития психиатрии. Советские психиатры в отличие от многих зарубежных считают возможным систематизировать психические заболевания, так же как и соматические, на основе общности этиологии, патогенеза и клиники. Изучение отдельных нозологических единиц в теоретическом и практическом отношении составляет предмет частной психиатрии. Изучение общих особенностей психических заболеваний, частных их признаков (симптомы), отдельных психопатологических состояний (комплексы симптомов — синдромы), патогенетических механизмов психопатологических расстройств является задачей общей психопатологии. Исследование психологических закономерностей в формировании психических расстройств составляет предмет патопсихологии. Диагностическая оценка больных проводится на основе действующей общей международной или национальной классификации психических болезней. При всей важности получения надежных данных об истинной распространенности психических расстройств в населении психиатры ими, к сожалению, не располагают. Это обстоятельство зависит от ряда причин: психически больные, особенно с невыраженными формами психических расстройств, редко обращаются за помощью к врачам-психиатрам. Причинами этого могут быть отсутствие критического отношения к своему состоянию, нежелание быть на ‘учете у врачей-психиатров и т. д. Отсутствуют четкие общепризнанные критерии отграничения ряда легких пограничных форм психических расстройств от тех состояний, которые могут быть в рамках «психической нормы». К последним могут быть отнесены отдельные характерологические особенности людей, преходящие легкие психические нарушения (субклинические проявления). В связи с этим данные о распространенности психически больных в населении, получаемые, как правило, по результатам обращения больных за стационарной или амбулаторной психиатрической помощью, отличаются большими колебаниями. Согласно этим данным, от 10 до 20% населения нуждается в психиатрической помощи. Данные о числе больных с “выраженными психическими расстройствами (психозами) значительно меньше подвержены колебаниям и составляют в среднем 1—3% от общего числа населения. _ Анализ данных о распространенности психических заболеваний среди населения в динамике за предшествующие годы выявляет их значительный рост. Так, по сравнению с таковыми данными в начале века современные показатели распространенности психических заболеваний возросли в несколько раз. Но было бы неправильно делать вывод о росте психических заболеваний. Известно, что выявление психически больных зависит от доступности психиатрической помощи для населения, терпимости семьи, общества к психически больным и т. д. Препятствием к обращению за психиатрической помощью служит также и сохранившееся еще среди населения предвзятое мнение о назначении психиатрии. Однако с учетом высказанных замечаний все же можно сделать общие выводы о распространенности психических заболеваний и динамике их роста за последнее время. Приводимые зарубежными специалистами данные свидетельствуют прежде всего о значительном росте числа больных с пограничными психическими расстройствами. Эта группа психических расстройств наиболее тесно связана с условиями жизни общества, и столь высокие показатели, приводимые зарубежными специалистами, прежде всего обусловлены условиями жизни капиталистического общества: эмоциональным стрессом и психическим напряжением (тревога за завтрашний день, дискриминация и др.) и культивированием низменных интересов, жестокости, насилия, погоней за наживой. Показатели распространенности психических заболеваний в нашей стране также обнаруживают известный рост. Однако он обусловлен в основном не увеличением заболеваемости, а выявлением больных с легкими формами нарушения психики, которые раньше не находились на учете у психиатра. Следует подчеркнуть, что общее число психически больных в нашей стране значительно ниже, чем в капиталистических странах. Особенно заметны различия в отношении психопатий и неврозов, т. е. тех заболеваний, возникновение которых непосредственно связано с условиями жизни общества. В Ленинграде и Москве, где многие десятилетия существует эффективная психиатрическая помощь, под наблюдением психоневрологических диспансеров находились психически больные, число которых составляло 3% от всего населения. В последние годы особое внимание уделяется изучению психического состояния больных, обращающихся в поликлиники.Таблица 1. Контингенты психически больных, взятых на учет в течение года в психоневрологических диспансерах и психиатрическом кабинете на базе территориальной поликлиники [Козырев В. Н., Смулевич А. Б., 1982| Удельный вес по отношению ко всем взятым на учет, % Диагноз психиатричес- кий кабинет диспансер поликлиники Шизофрения 37,6 38,7 Маниакально-депрессивный психоз и циклотимия 13,1 7,0 Психопатии 16,1 10,1 Неврозы и реактивные состояния 14,9 22,3 Соматогении 9,5 2,1 Сосудистые заболевания и органи- ческие поражения мозга 6,4 13,9 Прочие 2,4 5,9 По данным зарубеж’ных и советских специалистов, среди таких больных высок процент лиц (10—30), нуждающихся в психиатрической помощи. Вместе с тем большинство этих больных избегают лечения у психиатров. Врач-непсихиатр может быть вынужден оказать помощь психически больным как в больнице, так и во внебольничных условиях. Следует также иметь в виду, что лишь небольшая часть психически больных имеет стойкую утрату трудоспособности, остальные же работают в условиях общих производств. Эти лица требуют особого внимания со стороны врачей-профпа-тологов, обслуживающих различные предприятия. Специальное лечение и профилактические мероприятия должны осуществляться с учетом влияния профессиональных вредностей на психику рабочих данного предприятия. Таким образом, здесь знание психиатрии расширяет знания врача патологии человека и позволяет ему при необходимости оказывать первую, неспециализированную врачебную помощь, правильно опреде- лять пути профилактики. Это также одна из важных задач в обучении студентов психиатрии. Другая не менее важная задача — подготовить будущих специалистов к комплексной оценке состояния пациентов с позиций единства психического и соматического. Эта проблема касается представителей всех медицинских специальностей и включает такие общие для врачей вопросы, как роль психологических факторов в возникновении отдельных (не психических) заболеваний, значение психологических особенностей личности больного для предрасположенности и тем или иным формам соматической патологии. Знание психиатрии позволяет более правильно оценивать роль психологических факторов в развитии и прогнозе различных болезней, определять терапевтический и реабилитационный режимы с учетом психологического склада личности больного, выбирать индивидуальные наиболее эффективные профилактические мероприятия. Общеизвестна также роль соматической патологии в возникновении различных психических расстройств. Отечественными и советскими психиатрами было создано такое направление, как соматопсихиатрия. Без правильного понимания происхождения психических расстройств не может быть определена тактика лечения и оценено состояние больного. В медицинской практике широко применяются психотропные средства. Назначение их должно быть грамотным и обоснованным.^ ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ При изучении психических заболеваний используются различные методики, а также теоретические достижения смежных клинических дисциплин и фундаментальных наук. Однако ведущим методом в психиатрии является клинический: метод беседы с больным и наблюдение его, анализ сведений о нем, получаемых от родственников, сослуживцев и т. д. Важное значение для характеристики особенностей течения заболевания и возможных его последствий имеют катамнестические исследования. Катамнез — сведения о состоянии больных по истечении различного времени после выписки из больницы, последнего 10 обследования или какого-либо лечения. Катамнестические сведения черпаются из разных источников, к числу которых принадлежат данные специального обследования, проведенного врачами или средним медицинским персоналом, выписки из историй болезни о состоянии больных, если они находятся под динамическим наблюдением, устные или письменные ответы самих больных на предложенные им вопросы (анкеты). При оценке состояния больного и прогноза его заболевания необходимо учитывать общие закономерности, присущие клинической картине данного психического заболевания. Эти закономерности проявляются в определенной последовательности развития психических нарушений и в том, что характер нарушений отражает глубину расстройства деятельности ЦНС больного. Применяются и другие методы обследования: психологический, оценка соматического состояния, неврологический, электроэнцефалографический, биохимический, серологический и т. д. Психологические исследования в экспериментальных условиях с использованием различных тестов и методик позволяют уточнить важные для диагностики особенности и степень нарушения познавательной деятельности больного, его памяти, восприятия и других психических функций. Причина многих заболеваний еще не выяснена, а в клинической картине отдельных психически больных может быть много общего, в связи с чем наличие или отсутствие определенной неврологической симптоматики или соматических нарушений нередко помогает установлению диагноза заболевания. При помощи электроэнцефалографии удается выявить весьма тонкие признаки органической патологии ЦНС. Другие лабораторные исследования психически больных (биохимические, серологические) рентгенологические и т. д.) проводятся с диагностической целью исключения соматической патологии и для выяснения возможностей применения того или иного вида терапии. В последние годы в психиатрии широкое распространение получили эпидемиологические исследования. Эти исследования направлены на решение широкого круга актуальных проблем. и 15 ранний период термин «эпидемия» применялся шире и не >сился полностью к заболеваниям, обусловленным инфекциями. Термин «эпидемия» впервые был употреблен в сочинениях Гиппократа и обозначал болезнь, внезапно появившуюся в каком-либо месте и поразившую многих людей. В одном из сочинений Гиппократа слово «эпидемия» упоминается, когда речь идет о заразном заболевании — роже, а в остальных случаях — в связи с эпидемическими заболеваниями, распространенными в определенной местности «под влиянием местных условий». Образное медицинское определение войны дал Н. И. Пирогов, назвав ее «травматической эпидемией». Этот термин в применении к психическим болезням использовался, когда распространенность тех или иных психических расстройств достигала среди населения необычного уровня. Во второй половине прошлого века писали о «психических эпидемиях», об «умственных эпидемиях» [Реньяр П., 1889]. Употребление таких терминов, как «эпидемия» и «эндемия», для характеристики различной по интенсивности распространенности психических заболеваний нашло отражение в медико-психологическом английском словаре конца прошлого столетия. Термин «эпидемиология» вновь приобретает широкий смысл. Официальное признание получила эпиде-милогия злокачественных новообразований, сердечнососудистых, психических заболеваний и др. Важность и необходимость получения данных о распространенности психических заболеваний среди населения для создания эффективной психиатрической помощи подчеркивались всеми психиатрами на ранних этапах становления и развития психиатрии [Якоби П. И., 1891; Корсаков С. С., 1901, и др.]. Данные эпидемиологических исследований применяются при оценке эффективности работы различныхпсихиатрических служб и мер по социально-трудовойреабилитации психически больных, при определенииполноты и сроков выявления больных, своевременности диагностики больных, доступности различныхвидов психиатрической помощи для отдельных группнаселения. Другим не менее важным аспектом эпидемиологических исследований является изучение роли различных факторов в происхождении и особенностях течения болезненного процесса. Установление этих факторов поможет лучше ориентироваться в разработке вопросов этиологии и патогенеза психических заболеваний, способствовать созданию эффективных мер профилактики. Таким образом, изучение психических болезней и оценка состояния психически больных проводятся с помощью различных методик. Для объяснения результатов этих исследований исполь- зуются последние достижения в различных областях знаний. Известно, что проблема изучения сущности психических расстройств — одна из сложнейших проблем. Успехи в изучении биологических основ психических заболеваний в последние годы позволили уточнить ряд частных механизмов патогенеза этих нарушений. Однако в целом проблема остается нерешенной. Это касается не только заболеваний, причины возникновения которых не вполне ясны, но даже и психических заболеваний с определенной этиологией. В последних случаях возникает вопрос, не получивший пока ответа: почему одна и та же вредность, являющаяся этиологическим фактором (например, инфекция, токсическое вещество и т. д.), у одних лиц вызывает психические расстройства, а у других — нет. Отсутствие убедительных сведений об этиологии и патогенезе ряда психических расстройств приводит к распространению среди многих зарубежных психиатров взглядов, что для психиатрии нозологический принцип неприменим и психические заболевания по своей сущности представляют собой различные формы приспособления личности к трудным обстоятельствам жизни. Выделяются частные отрасли психиатрии с учетом возрастного фактора: детская, подростковая, геронтопсихиатрия. Психическое заболевание, возникая в указанные возрастные периоды, имеет различные клинические особенности и прогноз. Психическое заболевание в детском и подростковом возрасте может привести как к задержке психического развития, так и к дальнейшему искаженному психическому формированию личности. Возрастные особенности проявления психических заболеваний определяют также различия в лечении и профилактике этих заболеваний. Эти периоды отличаются особой психофизиологической перестройкой, изменениями и именуются возрастными кризами. Как особое направление в психиатрии сформировалась социальная психиатрия, изучающая роль различных социальных факторов в происхождении психических заболеваний, особенностей их клиники и прогноза. Интерес к этому направлению в психиатрии особенно возрос в последнее время. Благодаря широкому внедрению в лечебную практику пси- в хотропных средств появилась возможность лечить многих психически больных во внебольничных условиях, без изоляции их от семьи и общества. Психотропная терапия способствовала применению и других методов воздействия, например медико-психологической коррекции, облегчающих восстановление социальной и профессиональной активности психически больных. Комплекс таких мер воздействия на больных, включая лекарственные, получил название «реабилитация и реадаптация психически больных».^ Медицинская реабилитация должна начинаться как можно раньше, уже в процессе лечения, как только позволит общее состояние больного. Показаны такие методы, как психотерапия, трудовое и другие воздействия. У нетрудоспособных больных с выраженными психическими нарушениями медицинская реабилитация должна быть направлена на развитие всех процессов, участвующих в компенсации и восстановлении нарушенных функций. Социально-профессиональная реабилитация больных в Советском Союзе ведется в широких масштабах: в лечебно-трудовых мастерских при психоневрологических диспансерах, 6 специализированных цехах и в условиях общих производств. В осуществлении практических мер по реабилитации больных участвуют не только участковый психиатр, но и руководители предприятий, строек, организаций и учреждений совместно с профсоюзными организациями, которым вменяется в обязанность создавать условия для трудоустройства инвалидов и, в частности, инвалидов с нервно-психическими заболеваниями. В социально-профессиональном приспособлении больного большая роль принадлежит семье. Неправильные взаимоотношения больного с членами семьи, особенно с родителями, могут быть причиной срыва ремиссии. Врач своими советами должен помочь выработать у членов семьи правильное отношение к больному и помочь установить с ним такие отношения, которые были бы лишены настороженности или чрезмерной опеки. В зарубежной психиатрии также уделяется большое внимание мерам по реабилитации психически больных. Однако основной акцент делается на психологические мотивы реабилитационных воздействий. Это обусловлено не только господством сугубо пси- 14 хологического подхода к пониманию сущности психических болезней, но и отсутствием реальных возможностей использовать психически больных в работе на производстве. В большинстве капиталистических стран отсутствует общегосударственная система по социальному и медицинскому обслуживанию психически больных. Вопросы трудоустройства психически больных рассматриваются совместно с частными предпринимателями. В таких условиях вряд ли может быть какая-либо надежда получить работу психически больному, когда миллионы здоровых людей не могут ее найти. Социальная психиатрия, в частности реабилитация психически больных, тесно связана с решением такой важной практической задачи, как экспертиза трудоспособности. Психические болезни, как и другие заболевания, нередко вызывают у больных нарушение трудоспособности. Эти нарушения могут быть преходящими или стойкими и проявляться в ограничении или резком снижении, а нередко и в полной утрате трудоспособности. Инвалидность, наступающая вследствие психических заболеваний, составляет сравнительно небольшой процент от общей инвалидности, однако среди психически больных самый высокий процент инвалидов с наиболее тяжелыми группами инвалидности. Оценка трудоспособности психически больных — трудная и ответственная задача. Врач, помимо правильной медицинской оценки заболевания больного, его состояния, должен определить не только степень утраты больным работоспособности, но и установить перспективы дальнейшей его работоспособности в тех условиях, в которых они могут оптимально проявиться. Исключительно большой вклад в разработку вопросов экспертизы трудоспособности психически больных внесли советские психиатры Т. А. Гейер, Д. Е. Мелехов. Изучение значения трудовой занятости больных с учетом прогноза их заболевания, а также эффективности проводимого лечения помогло разработать надежные критерии, важные для трудовой экспертизы. При оценке трудоспособности больных перед экспертами прежде всего встает вопрос о длительности нетрудоспособности больного. Если речь 15 идет о временной нетрудоспособности, то ему выдается, как и больным с другими заболеваниями, больничный лист. Сроки представления больничного листа психически больному регламентируются общими положениями о продолжительности временной нетрудоспособности больного. Однако обычный срок в пределах 4 мес не является обязательным. Важной мерой профилактики инвалидности служит активное лечение больных с затяжными приступами болезни без перевода их по истечении 4 мес на инвалидность. Иногда для долечивания необходимо продление листа нетрудоспособности еще на 2—3, реже на 4 мес. Для решения вопроса о трудоспособности больного эксперту необходимы обстоятельные сведения о предшествующем социально-трудовом поведении больного и правильная оценка прогностического значения его клинического состояния в период экспертизы. Все это позволит сделать правильное экспертное заключение. При установлении стойкого снижения или утраты трудоспособности эксперт должен также определить ее степень. Выделяются три степени нарушения трудоспособности, которым соответствуют три группы инвалидности: I, II и III. I группа предусматривает полную утрату трудоспособности. Такая утрата может быть достаточно продолжительной или постоянной. Больные с этой степенью нарушения работоспособности нуждаются также в постоянной помощи, уходе и наблюдении. II группа включает больных, у которых сохраняются возможности выполнять несложную или неквалифицированную работу в условиях психоневрологического диспансера (ПНД) под наблюдением трудинспектора. Они, как правило,.не нуждаются в посторонней помощи, способны к самообслуживанию. К П1 группе относятся больные со значительным снижением трудоспособности. В связи с заболеванием больной не может работать так же продуктивно, как до болезни, но может трудиться в облегченных условиях, с меньшей нагрузкой, с меньшим напряжением физических или психических сил. Инвалидность, устанавливаемая психически больным, подразделяется на следующие виды: инвалидность в связи с психическим общим заболеванием, профессиональным, трудовым увечьем и прохожде- 16 нием военной службы. Выделяется также инвалидность с детства. Этот вид инвалидности устанавливается у лиц до 16-летнего возраста (учащиеся до 18 лет и до начала работы по найму). Если инвалидность наступила у работающего подростка, хотя ему и не исполнилось 16 лет, или у учащегося средних специализированных, высших учебных заведений в возрасте до 18 лет, то им устанавливается инвалидность в связи с заболеванием. Судебная психиатрия изучает особенности психических заболеваний и кратковременные психические расстройства у лиц для оценки их возможности осуществить свои гражданские права и обязанности, а также нести ответственность за уголовно наказуемые деяния. Взгляд на задачи и содержание судебной психиатрии претерпел большую эволюцию. Развитие судебной психиатрии находилось под влиянием философских идей, социально-экономических условий жизни, уровня знаний о психических заболеваниях, общих достижениях в области психиатрии, зависело также от господствующих в тот или иной период учений об уголовном праве, вине и ответственности. В истории развития судебной психиатрии создавались отдельные школы со своими теоретическими предпосылками и практическими установками. В середине XIX века получила широкое распространение классическая школа уголовного права, основывающаяся на идеалистической концепции о свободе воли как категории, определяющей все сознательное поведение человека и не зависящей от мозговой деятельности. В связи с этим многие психиатры, стоящие на стихийно-материалистических позициях, не видели возможностей определить клиническое содержание схоластически-юридических категорий вменяемости и невменяемости. Другая школа (антропологическая) исходила из других предпосылок. Природа преступлений объяснялась биологическими причинами. Ярким представителем этой школы являлся Ч. Ломбро-зо — итальянский психиатр-криминалист. Его концепция о врож-де,нном преступнике, получившая название ломброзианства, была принята многими буржуазными специалистами и в дальнейшем дополнена различными психологическими трактовками, в том числе и фрейдизмом, усматривавшим в преступных действиях реализацию бессознательных агрессивных тенденций. На сходных с антропологической школой методологических позициях строилось социологическое направление. Представители этого направления главную причину преступления, помимо биологических особенностей личности, видели в условиях жизни и опыте раннего детства преступника. Они не придавали научного значения установлению вменяемости или невменяемости лиц, совершивших преступление: важным считалось определение мер, которые общество должно предпринять для своей защиты в отношении лиц, совершивших преступление. Ими было введено понятие опасного состояния и особых личностных свойств, предрасполагающих к антисоциальным действиям. Эта концепция в учении о17 преступнике и преступлениях распространена в западных странах и в настоящее время. Это направление эклектично по своей природе. Для его научного обоснования привлекаются также фрейдизм и психодинамическая теория. Психические заболевания, отклонения в поведении, в том числе антисоциальные, объясняются как невозможность для личности справиться с жизненной ситуацией, корни же слабости личности находятся в эмоциональном «опыте» детства, в биологических особенностях личности. Для объяснения причин преступности авторы пользуются теми же схемами, что и для обоснования происхождения психических заболеваний: эмоциональным травмам детства ‘ отводят основную роль, а преступные действия рассматривают как своеобразные защитные реакции. В отличие от западной судебной психиатрии, теоретические позиции и практика которой определялись идеалистическими теориями в учении о преступности, отечественная психиатрия развивалась на основе материалистического понимания природы психического и достижений клинической психиатрии. Большой вклад в разработку критериев судебно-психиатрической оценки психически больных внесли отечественные психиатры XIX века: В. X. Кандинский, С. С. Корсаков и В. П. Сербский. В. П. Сербским были введены такие важные показатели для экспертных оценок психически больных, как их способность отдавать отчет в своих действиях и руководить своими поступками. Включение этих критериев давало научное обоснование для понимания ответственности психически больных за свои поступки. Однако имелся разрыв между прогрессивными теоретическими концепциями передовых отечественных психиатров и архаическими законодательными нормами, регламентирующими практическое осуществление судебно-психиатрической экспертизы в дореволюционной России. Коренные социальные изменения, происшедшие после Великой Октябрьской социалистической революции в России, создали благоприятные предпосылки для развития судебной психиатрии. Судебно-психи-атрическая помощь стала одним из видов деятельности народного здравоохранения. Действующим законодательством и соответствующими» инструкциями были установлены виды психиатрических экспертиз, условия их назначения, а также определены задачи, обязанности и права экспертов. Судебно-психиатрическая экспертиза стала обязательной при сомнении в. психической полноценности обвиняемого. Законодательством СССР предусмотрен вопрос об общественно опасных действиях психически больных. В ст. 11 УК, РСФСР (и соответствующих статьях уголовных кодексов других союзных республик) указано, что не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии 18невменяемости, т. е. не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. К такому лицу по назначению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера. Не подлежат наказанию также лица, совершившие преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения судом приговора заболевшие психической болезнью, лишившей их возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими. Человек, совершивший общественно опасное деяние (если состояние его психического здоровья вызывает сомнение), направляется следственными органами, прокуратурой или судом на судеб-но-психиатрическую экспертизу. Признание больного невменяемым исключает его виновность в содеянном, и действие больного квалифицируется не как преступление, а как общественно опасное деяние. К таким больным применяются по решению суда меры медицинского характера — принудительное лечение в психиатричГлава 2^ РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПСИХИАТРИИ На протяжении всей многовековой истории развития психиатрии можно проследить борьбу представителей двух направлений в определении природы психических заболеваний: материалистического и идеалистического. Представители материалистического направления психические расстройства связывали с материальными изменениями в организме, головном мозге; представители идеалистического направления в попытках объяснить природу психической патологии исходили из положения о независимости или параллелизме психических и материальных (соматических) процессов. Для построения тех или иных конкретных гипотез привлекались распространенные в те или иные времена философские идеи, а также научные данные и наблюдения. В древние и средние века объяснение сущности психических заболеваний было или материалистическим (на раннем этапе психиатрии механистическое), или явно идеалистическим. Однако попытки материалистического толкования психических нарушений без учета диалектико-материали
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…