I субъекты права государственной собственности на землю

СОДЕРЖАНИЕ Введение 2Глава I Субъекты права государственной собственности на землю. 4Глава II Объекты права государственной собственности на землю 6Глава III Основания приобретения права государственной собственности на землю. 13Глава IV Содержание права государственной собственности на землю. 15Заключение 26Список литературы 28 Введение Отношения собственности – краеугольный камень человеческого бытия. Они определяют связь самого человека с окружающим его социальным миром. В России государственная собственность на землю традиционно играла особую роль. На протяжении столетий происходило то усиление роли государственной собственности и ограничение пределов права частной собственности на землю, то намечалась тенденция к их расширению. В целом развитие института права собственности в России можно охарактеризовать словами профессора М.Ф. Владимирского-Буданова: “История собственности развивается в соответствии с историей гражданских прав лица: право собственности растет вместе с возрастанием свободы лица и понижается вместе с понижением ее”1. В IX-XVI вв. обширная русская земля считалась “отчиной и дединой” всего княжеского рода, который был коллективным носителем верховной власти в ней, а отдельные князья, участники этой собирательной власти, являлись временными владетелями своих княжений. Как отмечал В.О. Ключевский, “суверенная власть оперлась на право собственности и слилась с ним”2. Право собственности на удел было политической основой власти удельного князя. Государство не стремилось к созданию класса земельных собственников, а использовало свои земли для привлечения людей на государственную службу, передавая ее служилым людям в качестве платы за службу. С XVI века в отношении частных лиц применялось производное пользование землей в форме поместного или вотчинного права, которое Г.Ф. Шершеневич называет “правом собственности”3. После революции 1917 года Советское государство более семидесяти лет было исключительным собственником земельных ресурсов страны. И только в результате проводимой с начала 90-х гг. ХХ века земельной реформы государственная собственность лишилась своего исключительного положения, получив статус одной из форм собственности на землю. Несмотря на то, что взоры современного законодателя и научных исследователей обращены, главным образом, в сторону частной собственности, правовая регламентация статуса государственной собственности требует теоретически осмысленных, четко сформулированных представлений о юридической природе государственной собственности в современной России. Содержание права собственности определено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Российская Федерация как субъект гражданских и земельных отношений имеет определенную специфику. В научной литературе отмечается “двуличность” этого субъекта права. Так, Российская Федерация рассматривается в двух качествах: как регулятор земельных отношений в отношении всех земель, находящихся под ее юрисдикцией, и как собственник земельных участков. В связи с этим интересным является рассмотрение вопроса об особенностях правового положения объектов, находящихся в государственной собственности, в частности, о земле. В рамках данной курсовой работы будут рассмотрены вопросы, касающиеся субъектов права государственной собственности на землю, объектов этого права, оснований приобретения этого права и содержания самого права государственной собственности на землю.^ Глава I Субъекты права государственной собственности на землю. Статья 214 ГК гласит, что государственной собственностью в Российской Федера­ции является имущество, принадлежащее на праве собственности Рос­сийской Федерации (федеральная собственность), и имущество, при­надлежащее на праве собственности субъектам Федерации – респуб­ликам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, состав­ляют государственную собственность. От имени Российской Федерации и субъектов Федерации права соб­ственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК, т.е. от имени Российской Федерации и субъектов Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обя­занности органы государственной власти в рамках их компетенции, ус­тановленной актами, определяющими статус этих органов. Сказанное означает, что субъектами права государственной собственности на зем­лю являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью. Эта же конституционная норма закреплена и в ст. 14 Федерального конститу­ционного закона «О Правительстве Российской Федерации». В одних случаях Правительство РФ осуществляет права собствен­ника Российской Федерации, в других – делегирует это право другим органам государственной власти. Так, согласно Положению о Мини­стерстве имущественных отношений Российской Федерации, утвер­жденному постановлением Правительства РФ от 3 июня 2002 г. № 3771, это Министерство – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношении, управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, нахо­дящимся в собственности Российской Федерации, в том числе земель­ными участками, за исключением земельных участков лесного фонда и земель, занятых водными объектами. Что касается органов государственной власти, которые осуществ­ляют право собственности субъекта Федерации, то они определяются на основе законодательства субъектов РФ. Как предусматривает ст. 215 ГК, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также дру­гим муниципальным образованиям, является муниципальной собст­венностью. От имени муниципального образования права собственни­ка осуществляют органы местного самоуправления и некоторые иные лица.^ Глава II Объекты права государственной собственности на землю До 1 июля 2006 года вопросы об объектах права государственной собственности на землю регулировались ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю”. Данный закон регулировал отношения, связанные с возникновением права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю; определял основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникало право собственности; устанавливал порядок разграничения государственной собственности на землю, а также порядок разрешения споров в данной сфере. С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Теперь, в соответствии с Земельным кодексом, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти. иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли. С 1 января 2007 года вводятся в действие новые Лесной и Водный кодексы. В соответствии со ст.8 нового Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи, а именно: Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. В соответствии с ФЗ от 12.04.06 № 73 «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов. В соответствии со ст.8 нового Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.Распоряжение всеми этими земельными участками, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения. По этому поводу в связи с многочисленными вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум ВАС РФ1 дал разъяснения, которые целесообразно учитывать в практической деятельности. Согласно ст. 6 и 13 ФЗ от 21.07.1997 г. “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю1. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю»: 1. Заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок. 2. Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), – в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, – в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 4. Иные документы – в случаях, установленных федеральными законами. Должен быть соблюден один из трех критериев признания земель­ных участков в качестве объектов федеральной собственности (ст. 17 ЗК). Право федеральной собственности на земельный участок может быть прямо признано федеральным законом. Наконец, право федеральной собственности может быть приобретено РФ по основаниям, предусмотренным в гражданском за­конодательстве1. Статьей 3.1 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (в редакции Закона N 53-ФЗ) установлены правовые основы для разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральная собственность), собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность). В частности, одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности является наличие на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося соответственно в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования. По этому поводу 27 июня 2006 г. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было опубликовано письмо «О разграничении государственной собственности на землю и выдаче кадастровых планов».^ Глава III Основания приобретения права государственной собственности на землю. Земельный Кодекс впервые в качестве основания возникновения такой формы собственности, как федеральная, называет прямое признание такой собственности федеральными законами. Примерами отнесения земельных участков к федеральной собственности могут служить, в частности: Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Закон РФ от 21.02.1992 г. “О недрах”1, Закон РФ от 15.04.1993 г. “О статусе столицы Российской Федерации”2, ФЗ от 29.12.1994 г. “О государственном материальном резерве”3, ФЗ от 14.03.1995 г. “Об особо охраняемых природных территориях”, ФЗ от 27.02.2003 г. “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта”4. Согласно Закону РФ от 15.04.1993 г. “О статусе столицы Российской Федерации” в федеральной собственности находятся здания, строения, сооружения, находящиеся на территории города Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ, ЦБР, ПФР, а также земельные участки, на которых расположены указанные здания, строения и сооружения. Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемые в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 27.02.2003 г. “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта”, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью (см. ст. 4 названного Федерального закона). ФЗ от 14.03.1995 г. “Об особо охраняемых природных территориях” установлено, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти (п. 6 ст. 2). ФЗ от 29.12.1994 г. “О государственном материальном резерве” (п. 3 ст. 4) определяет, что запасы государственного материального резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный материальный резерв не подлежит приватизации Согласно ст. 17 и 18 ЗК РФ право государственной собственности может быть приобретено по основаниям, предусмотренным гражданским законо­дательством. Такими основаниями приобретения права собственности на землю служат юридические факты, перечисленные в ст. 8 ГК: договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного само­управления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права собственности на землю; судебное решение; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Например, возможна ситуация, когда орган государственной вла­сти или местного самоуправления приобретет земельный участок, на­ходящийся в частной собственности, на основании договора купли-продажи. Типичны ситуации изъятия земельных участков для нужд (ст. 49, 55 ЗК и ст. 279 ГК)1. ^ Глава IV Содержание права государственной собственности на землю. Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и Земельный кодекс РФ основаны на признании существования различных форм собственности на землю и иные природные ресурсы. ГК РФ в п.1 ст.214 установил, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов РФ). В пункте 2 этой же статьи сформулировано чрезвычайно важное положение, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, законодательно закрепляется презумпция государственной собственности на землю и иные природные ресурсы. Следовательно, при отсутствии надлежащих доказательств о нахождении того или иного земельного участка в частной или муниципальной собственности автоматически презюмируется государственная собственность. В характеристике права государственной собственности на землю большое значение имеет определение правомочий государства как собственника земли. Традиционным для российского законодательства является определение их посредством “триады”, впервые получившей закрепление в 1832 году в Своде Законов Российской Империи (ст.420 т.Х, ч.1)1 и характеризующей правомочия по владению, пользованию и распоряжению. Этой же “триады” придерживается и действующий ГК РФ. В юридической литературе встречается мнение, что “общее понятие права собственности на самом деле воплощает определение права частной собственности”2 и что “заранее обречены на неудачу всякие попытки объяснить право государственной собственности на землю, исходя из цивилистической триады правомочий собственника: владения, пользования и распоряжения”1. В связи с этим может возникнуть вопрос о правомерности рассмотрения этой проблемы в отношении государства-собственника. Ведь в тех случаях, когда рассматриваются правомочия собственника – физического и юридического лица, – определяются не только объем его правомочий, но и те ограничения, которые установлены для него соответствующим законодательством государства. Но государство-собственник, по сути дела, обладает практически неограниченным набором правомочий, то есть оно может делать с объектами, находящимися в его собственности, все, что сочтет нужным. А значит, можно предположить, что правомочия государства как собственника ничем не ограничиваются. Однако такой подход является неверным. Как бы широки ни были правомочия государства-собственника, они обязательно реализуются в определенных правовых формах; аналогичным образом производится их изменение или расширение. Правомерность применения к государству “общего” понятия права собственности подкрепляется нормой ГК РФ (ст.124): Российская Федерация, субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами, и к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. В теории права преобладает мнение, что право собственности предоставляет одинаковые возможности всем своим субъектам. Другой вопрос – особенности правового режима отдельных объектов права собственности (к таким “особым” объектам и относится земля), основания приобретения или прекращения права собственности (для различных объектов и субъектов они могут быть разными). Поэтому право частной и публичной собственности необходимо рассматривать не в качестве “разновидностей права собственности”, а как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности1. Однако следует отметить, что не только объект, но и субъект права собственности оказывает влияние на содержание и осуществление правомочий права собственности, особенно когда этот субъект – государство. Бесспорно, что содержание права собственности, независимо от его субъекта, представляет собой совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения. Однако объем и содержание правомочий могут быть различными. В частности, для государства в силу возложенных на него функций не существует запрещенных видов использования земель, законом предусматриваются особые основания возникновения права государственной собственности: национализация, реквизиция и конфискация, когда государство, выступая в качестве суверенной власти, становится собственником имущества. Кроме того, именно государство становится собственником вымороченного имущества. Правомочие пользования является одним из трех элементов содержания права собственности. Собственник имеет право использовать земельный участок по своему усмотрению, в соответствии с требованиями, установленными законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Однако земельное законодательство, в частности Земельный кодекс РФ, не может ограничиваться этим положением. Одновременно законом должны быть установлены принципы и порядок пользования землями каждой категории в отдельности. Распространяется ли это ограничение на государство как собственника? Ответ должен быть положительным, однако с определенной оговоркой: ввиду особого положения и с учетом возложенных на него функций для государства практически не существует запрещенных способов использования земель (в частности, для нужд обороны, размещения опасных производств и т.д.). Следует отметить тот факт, что Земельный кодекс РФ предпринял попытку перечислить права собственника на использование земельного участка. Так, согласно ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право использовать для своих нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, возводить здания и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка; проводить мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством. В связи с такой формулировкой возникает вопрос: каким именно законодательством предусмотренные – гражданским или земельным? Для объема правомочия пользования собственника это имеет принципиальное значение. Обратимся к ст.3 ЗК РФ, регламентирующей сферы регулирования земельных отношений. В указанной статье употреблены два термина: “использование земель” (п.1) и “пользование земельными участками” (п.3). При этом в первом случае надлежит применять земельное законодательство, а во втором – гражданское, если нет специального указания на земельное. Есть ли между этими формулировками разница? Ответ носит принципиальный характер. Если придерживаться первого варианта, то возникает ситуация, когда правомочие собственника по использованию своего земельного участка должно представлять собой набор четко регламентированных земельным законодательством прав. В том случае, когда следует руководствоваться гражданским законодательством, само перечисление в открытом перечне прав собственника по использованию земельного участка в ст.40 ЗК теряет всякий смысл, так как единственным ограничением для собственника по использованию своего земельного участка является ненанесение ущерба окружающей среде и ненарушение прав и законных интересов других лиц (п.3 ст.209 ГК РФ). Государство непосредственно осуществляет правомочие пользования через свои органы, учреждения. Однако пользование государственными землями может осуществляться и другими субъектами права. В частности, государство может передавать земельные участки в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование. В этих случаях непосредственное владение и пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, будут осуществляться их арендаторами, землепользователями. В местах общего пользования (парки, дороги и т.п.) пользование осуществляется всеми теми, кто находится на их территории. Правомочие пользования тесным образом связано с правомочием владения, поскольку по общему правилу использование объекта возможно при владении им. Распоряжение той или иной вещью со стороны собственника понимается как право определять юридическую судьбу вещи путем изменения ее принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству и т.п.). Правомочия собственника не сводятся исключительно к распоряжению, но это право принадлежит только собственнику и не может быть передано в полном объеме без изменения самого субъекта права собственности. Гражданский кодекс РФ предоставляет собственнику земли возможность свободного осуществления правомочий владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Применительно к распоряжению землей существует особое правило: отчуждение или переход земли от одного лица к другому иными способами может осуществляться в той мере, в какой ее оборот допускается законом (ст.129 ГК РФ). Таким образом, в отношении оборота земли и других природных ресурсов вводится в действие следующий принцип правового регулирования: что не разрешено, то запрещено. Распоряжение земельным участком может производиться при сохранении его целевого назначения. При необходимости целевое назначение земельного участка может быть изменено. Однако в законодательстве существуют определенные ограничения по возможности перевода земель из одной категории в другую, когда перевод допускается только в исключительных случаях. Для органов государственной власти и местного самоуправления установлено требование управления и распоряжения земельными участками, находящимися в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности (п.1 ст.34 ЗК РФ). Отчуждение земельного участка как одна из форм распоряжения осуществляется его собственником в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, с учетом ограничений оборотоспособности земельных участков, перечисленных ст.27 ЗК РФ. Указанная статья содержит перечень участков, изъятых из оборота, которые государство как собственник не вправе отчуждать, так как они могут находиться исключительно в федеральной собственности. Правда, государство имеет возможность перевести указанные земельные участки в другую категорию земель, которые могут находиться и в собственности других субъектов права (субъектов РФ, физических и юридических лиц). Земельный кодекс содержит также перечень земельных участков, которые ограничены в обороте и могут находиться в государственной – федеральной или субъектов РФ – или муниципальной собственности (п.5 ст.27 ЗК РФ). Исходя из этого можно выделить три категории земельных участков, находящихся в государственной собственности: 1) земельные участки, находящиеся только в федеральной собственности, которые не могут быть отчуждены ни в каком случае; 2) земельные участки, которые могут находиться в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований и отчуждаться в рамках указанных субъектов; 3) земельные участки, которые могут отчуждаться из государственной собственности не только муниципальным образованиям, но и в частную собственность. Несмотря на то, что содержание права собственности,