I. Теоретические аспекты мотивации творчества

Содержание:Введение………………………………………………………………………….2Раздел I. Теоретические аспекты мотивации творчества…….…….………….4 ∙Самоактуализация (А. Маслоу) ……………….……………………………..4∙Самореализация (Роджерс)………………………………………………………8∙Стремление к новизне. Реализация поисковой потребности…………………12∙Сублимация. (Фрейд)……………………………………………………………14∙Компенсация собственной недостаточности. (Адлер)………………………..18Раздел II. Внешние мотивы……………………………………………………..22Раздел III. Факторы, препятствующие развитию творческой активности…..25 Заключение………………………………………………………………………29Список литературы……………………………………………………………..33Введение. Свойство организмов приходить под влиянием воздействия внешней среды в состояние деятельности является фундаментальным для живой материи, необходимым условием обмена веществ, а значит и самой жизни. Деятельность является основной “единицей” жизненного процесса всех живых организмов – от простейших животных до человека. Но между деятельностью животных и человека имеются существенные отличия.Деятельность животных по своему характеру инстинктивно-биологическая. Механизмом такой деятельности является функционирующая система элементарных рефлексов – врожденных, безусловных и приобретенных, условных. Эта деятельность может осуществляться лишь по отношению к предмету, который удовлетворяет жизненную биологическую потребность животного. Поэтому деятельность животных иногда называют поведением, а саму деятельность понимают как специфически человеческую активную форму отношения к миру. В отличие от деятельности животных человеческая деятельность является сознательной и продуктивной. В процессе своей деятельности люди не просто как животные приспосабливаются к природе, но приспосабливают природу к себе, изменяют ее в соответствии со своими развивающимися потребностями. Это изменение природы происходит в процессе основной формы человеческой деятельности – труде.На ранних ступенях человеческой истории трудовая деятельность носила преимущественно репродуктивный характер. На протяжении тысячелетий трудовые приемы не претерпевали существенных изменений. Совершенствование приемов трудовых процессов шло стихийно методом проб и ошибок. Способы действий определяли длительное время неизменяемые орудия труда. Когда старые орудия и методы труда перестали быть такими эффективными как раньше, возникла потребность в их видоизменении, усовершенствовании. Так от основного вида деятельности, трудового, отделились и второстепенные формы активности: религия, искусство, физическая культура и т.д. Эти формы оказались способными к изменению и саморазвитию.Структура и содержание человеческой деятельности претерпевает серьезные изменения по мере развития орудий труда, она наполняется новым содержанием, приобретает новые свойства. Одним из таких важнейших свойств является творчество. Культура зиждется на общественно-исторических началах. Редукция ее форм к психодинамике — будь то ассоциации идей, эмоциональные комплексы, акты воображения или интуиции — препятствует проникновению в структуру и собственные механизмы развития этих форм. Неоднократно предпринимались попытки найти их корни и законы преобразования во внутреннем устройстве личности, ее переживаниях и особенностях реакций. Возникали различные так называемые психологические школы за пределами самой психологии — в языкознании, социологии, литературоведении, правоведении, логике. Во всех случаях эти школы усматривали в социально-исторических образованиях внешнюю проекцию актов сознания или не осознаваемых влечений, стремясь представить дело таким образом, что именно эти силы конституируют структуры языка, искусства, правовых или иных социальных норм и отношений. Обостренный интерес к человеку как творцу культуры оказался ложно направленным, ибо лишал ее создания самостоятельного значения, растворяя субъекта в интенциях, «кипящем котле» его эмоций, образах-символах и «фантазмах». Изучение творческой активности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно творческая активность каждого человека является существенным ресурсом развития общества. Истинно творческой личностью может быть человек увлекающийся, одержимый какой-то идеей, в любом случае творческая личность предполагает высокий уровень творческой активности. Учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека:- креативность, – творческий потенциал, – интеллектуальная активность (Д.Б. Богоявленская),- надситуативная активность (В.А. Петровский). Креативность – это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности». Признаки креативности, признаваемые большинством авторов, представляют собой наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразную открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др. Творческий потенциал — это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом». В.А. Петровский для характеристики механизма творческой активности ввел в психологию принцип надситуативной активности. Он постулирует способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Категория надситуативной активности применима к человеку как к субъекту (то есть источнику собственной активности). Таким образом, творческая активность понимается В.А. Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне поисковой активностью. Д.Б. Богоявленская также определяет творчество как ситуативно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от рода деятельности. Ею предлагается интеллектуальная активность в качестве системообразующего фактора творчества. Интеллектуальная активность рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов в их единстве. Она обеспечивает способность личности к ситуативно-нестимулированной продуктивной деятельности. В ее эмпирических исследованиях соотношения генетических и средовых факторов в формировании интеллектуальной активности было выявлено, что доля средовых влияний в образовании фено-типической дисперсии признака определенно превышает вклад генетических факторов. Проявление интеллектуальной активности связано с определенной мотивационной структурой личности, системой ее ценностных ориентации и общим миропониманием. В эмпирических исследованиях проявления творческой активности (Л.Б. Ермолаева-Томина) была выделена избирательность ее проявления в зависимости от форм, содержания задания, от его трудности и самостоятельности решения. Оптимальными для развития творческого мышления являются, с одной стороны, конкретность и полнота восприятия, с другой – видение возможных трансформаций объекта и внесение творческого начала в сам акт восприятия. К началу XX века в психологии был накоплен большой экспериментальный материал по проблеме активности, например, о поведении животных и человека. В то же время имели место значительные затруднения в объяснении природы и проявления активности, роли сознания в регуляции активности в поведении. Расхождения во взглядах исследователей на природу активности привели к возникновению различных направлений в изучении активности личности. Рассмотрим подробнее теоретические аспекты мотивации творчества, внешние мотивы и факторы, мешающие развитию творческой личности с точки зрения различных исследователей. Раздел I. Теоретические аспекты мотивации творчества.Как упоминалось ранее, учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека:- креативность, – творческий потенциал, – интеллектуальная активность (Д.Б. Богоявленская),- надситуативная активность (В.А. Петровский). Но, как и любая деятельность – творческая активность человека имеет мотивы, факторы, способствующие ее возникновению. Исследования различных школ психоанализа формулируют различные модели творческой активности. С точки зрения гуманистической психологии, модель активности в ней выражается краткой формулой: «Потребность – активность». Высшей потребностью в гуманистической психологии признается стремление личности к реализации своего жизненного потенциала, самоактуализации (А. Маслоу). Самоактуализация (А. Маслоу) Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которые расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны (“Обычно люди неискренни”, “Я обычно искренен”), т.е. противоречивую, нецелостную, несовершенную личность, которой чего-то не хватает, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины “самоактуализации”. Начав изучать здоровых, высокоразвитых и самоосуществляющихся людей, Маслоу, прежде всего, изменил свои представления о творческих способностях. Он выявил среди многих, отличающихся здоровьем и большими творческими способностями не обладали большими талантами или гением. Эти люди не были поэтами, композиторами, изобретателями, художниками. Они даже не занимались творческим трудом. И наоборот – некоторые из величайших гениев человечества явно не были психически здоровыми людьми, например, Вагнер, Ван Гог или Байрон. Откуда был сделать вывод, что великий талант более или менее независим от психического здоровья, и о том, что это слишком плохо изучено. Здоровье и особый талант являются отдельными переменными, между которыми может существовать (а может и не существовать) только очень слабая взаимосвязь. Позже Маслоу применяет слово “творчество” (а также “эстетика”) не только к “продукции”, но и к людям, видам деятельности, процессам и установкам, а также ко многим разным вещам, помимо тех, которые большинство людей привыкло считать результатами творчества, вроде стихотворений, теорий, романов, экспериментов или картин.[6] В результате возникла необходимость необходимости отделить “особый творческий талант” от “творческих способностей к самоактуализации”, которые в большей степени второстепенны от самой личности и которые активно проявляются в повседневной жизни, например, в определенной установке. Творчество самоактуализации можно приблизительно определить как склонность ко всему подходить творчески, скажем, к домашнему хозяйству, преподаванию и т.п. [4] Cущественным аспектом такого рода творчества является особый вид восприятия который опровергает обычное представление, будто творческие способности обязательно должны привести к созданию какой-либо “продукции”. Такие люди могут воспринимать мир по-новому, конкретно, идеографически и, в то же время, абстрактно, обобщенно, в категоризации и классификации. Соответственно, реальность таких людей куда более «реальна» и весома. Именно такой подход Роджерс назвал “открытостью ощущениям”. Творчество самоактуализации во многих отношениях напоминает творчество всех счастливых и живущих в благоприятных условиях детей. Оно – спонтанно, невинно, непринужденно, свободно от стереотипов и клише. Оно представляется состоящим по большей части из “невинной” свободы восприятия и “невинной” раскованной спонтанности и экспрессивности. Практически любой ребенок может воспринимать окружающий мир более свободно, без априорных установок на то, что в нем должно быть, чего в нем просто не может не быть и что есть всегда. И почти любой ребенок может сочинить песню, стихотворение или пьесу, нарисовать картину, придумать танец или игру, повинуясь сиюминутному желанию, без подготовки или планирования. Роджерс подобрал этому великолепное определение: “идеально функционирующая личность”. Самоосуществляющиеся люди в известной мере не боятся неведомого, таинственного, непонятного, более того, оно их зачастую привлекает. То есть они выбирают то, что дает им повод задуматься, попытаться его разгадать и стать его частью.Такие творческие личности соединяют в себе противоположности таким образом, что невозможно рассматривать эгоизм и бескорыстие как взаимоисключающие противоположности. Им свойственно превратить подобные качества «в единство и другого рода дихотомию, например, дихотомия “познание versus воление” (сердце versus голова, желание versus факт) стала познанием, “натянутым на каркас” воли. Обязанность стала удовольствием, а удовольствие стало обязательным. Стерлась граница между работой и игрой. Как можно противопоставлять альтруизму эгоистичный гедонизм, если альтруизм стал доставлять удовольствие?». (Maslow,1965) «Самоактуализирующиеся» зачастую похожи на детей, отличаются сильнейшим эго и яркой индивидуальностью, однако, легко забывают о своем эго, поднимаясь над своим “я” и сосредоточиваясь исключительно на решении проблемы. Творчество является синтезирующим, конструктивным, объединяющим и интегрирующим, отчасти это зависит от внутренней интеграции личности.»[6] Маслоу пришел к выводу, что это в больше части обосновано отсутствием чувства страха, зависимости от мнения окружающих, и главное отсутствием у подобных индивидов чувства страха перед самим собой, своими импульсами, эмоциями, мыслями. Им значительно легче примириться с самими собой, чем среднему человеку. Это примирение со своим внутренним Я, в свою очередь, делает более возможным мужественное восприятие истинной природы мира, а также провоцирует их поведение на более спонтанную деятельность. Творческие способности – эпифеномен большей целостности и интегрированности, которые являются обязательными условиями самоактуализации. Одним из аспектов этой интеграции внутри индивида является больший доступ к внутреннему Я и примирение с ним, то более доступными становятся и эти глубинные корни творчества. Нормальная приспособляемость обычного человека подразумевает постоянный – и успешный – отказ от многих глубин человеческой природы, как тех, что связаны с познанием, так и тех, что связаны с волей. Хорошо приспособиться к миру реальности значит принять раскол своей личности. То есть индивид отворачивается от многих аспектов своего существа, потому что они представляют собой опасность. Но теперь нам ясно, что, поступая таким образом, он многое теряет, потому что эти глубины являются также источником всех его радостей, его способности играть, любить, смеяться и, что самое главное, быть творческим человеком. Можно сделать один общий вывод об увеличении роли интеграции (самообоснования) в теории творчества. В сознании самоактуализирующихся людей нет места дихотомии “эгоизм-альтруизм”. « Здоровый человек в каждом своем поступке одновременно к эгоистичен, и альтруистичен Ликвидация дихотомии посредством преобразования ее в более высокое, более объемное единство равносильна ликвидации “раскола” внутри индивида и укреплению его внутреннего единства. Это в равной степени справедливо и по отношению к таким дихотомиям, как доброта-жестокость, конкретность-абстрактность, приятие-отвержение, индивидуальное-общественное, конформизм-нонконформизм, отстранение-отождествление, серьезность-юмор, дионисизм-аполлонизм, интраверсия-экстраверсия, увлеченность-небрежность, серьезность-фривольность, конвенционализм-независимость, мистика-реальность, активность-пассивность, мужественность-женственность, вожделение-любовь, Эрос-Агапэ и по отношению к прочим дихотомиям.» [5]. Это означает, что различие между Я и не-Я снято (или трансцендировано). Теперь между миром и человеком существует менее выраженная грань, поскольку человек вобрал в себя часть мира и через это себя определяет. Можно сказать, что он становится расширенным Я. О таких людях можно сказать, что он в полном смысле является самим собой, актуализирует свое подлинное Я. Абстрактное заявление, экстраполяция из подобного наблюдения в сторону абсолютного и совершенного идеала формулируется примерно так: Этот человек лучше всех во всем мире годится для данного дела, и данное конкретное дело лучше всего подходит для этого человека, его талантов, способностей и вкусов. Он был предназначен для этого дела, оно было предназначено для этого человека.Конечно же, как скоро мы примем и прочувствуем это, мы перейдем на следующий уровень рассуждений, а именно на уровень бытия (Maslow, 1962), трансценденции. Дело, которому они преданы, можно рассматривать как воплощение или инкарнацию истинных ценностей (а не средство для обеспечения существования вне работы или функционально автономное образование). Человек любит дело (и интроецирует его) именно потому что в этом деле воплощаются подобные ценности. То есть, по сути, любимыми являются ценности, а не работа как таковая. Если говорить о творчестве самоактуализации, то похоже, что оно в большей мере порождается слиянием первичных (интуиции, фантазии, дерзости, воображения и т.п.) и вторичных (суждения, критерии оценки, сомнения, критерии реальности) процессов, чем системой подавления запретных импульсов и желаний, или цензуры над ними. Возможно, что защитная реакция, порожденная страхом перед запретными импульсами, подтолкнет первичные процессы к тотальной, панической войне, затрагивающей всю глубинную природу человека. В общем, в творчестве самоактуализации на первом месте стоит личность, а не ее достижения, которые рассматриваются как эпифеномены, порожденные личностью и потому вторичные по отношению к ней. В такого рода творчестве, Маслоу выделяет такие качества характера, как храбрость, отвага, свобода, спонтанность, ясность, интеграция, примирение с самим собой. Все они создают возможность для творчества самоактуализации (в обобщенном понимании), которое выражается любом проявлении творческой активности. Самоактуализирующегося человека отделяют от среднестатистического человека не количественные, а качественные различия; они настолько кардинальны, что можно говорить о двух типах индивидуальной психологии. Самоактуализирующиеся люди, без единого исключения, вовлечены в какое-либо дело, внешнее по отношению к ним. Они преданы чему-то для них очень ценному – своему призванию в старинном, религиозном смысле этого слова. Они трудятся над тем, к чему призвала их судьба, и что они любят, так что различие между работой и удовольствием для них исчезает. Самоактуализация предполагает, что человек отдается своим переживаниям полностью, живо, самозабвенно, целиком сосредоточиваясь на них, не боясь быть полностью поглощенным ими, без подросткового смущения. В момент такого переживания человек целиком и полностью раскрывает свою человеческую сущность. Это и есть момент самоактуализации. Самоактуализация достигается путем небольших, последовательно накапливаемых достижений. Самоактуализирующиеся личности (то есть более зрелые, более человечные), по определению, уже достигли достаточного удовлетворения своих базовых потребностей, и теперь ими движет мотивация более высокого порядка, та, которую мы будем называть «метамотивация». Они мотивируются некоторыми ценностями, к которым они стремятся, которые они ищут и которым они преданы. Понятия судьбы или участи, все-таки, могут завести далеко. Это не совсем удачное определение впечатления, возникающего при общении с самоактуализирующимися (и некоторыми другими) людьми, когда они говорят о своей работе или своем деле (Maslow, 1965). По определению, самоактуализирующиеся люди достигли удовлетворения своих базовых потребностей (в принадлежности, привязанности, уважении и самооценке). То есть, они обладают чувством принадлежности и укорененности, их потребность в любви удовлетворена, у них есть друзья, они чувствуют себя любимыми и достойными любви, у них есть статус и место в жизни, они пользуются уважением других и в достаточной степени ощущают собственную ценность и самоуважение. Если исходить от противного — то есть описывать их в терминах фрустрированности их базовых потребностей, в терминах патологии — то можно сказать, что самоактуализирующиеся люди не чувствуют (в течение сколь-либо продолжительного времени) незащищенности, одиночества, их не охватывает тревога, они не ощущают себя изгоями, не имеющими корней, изолированными одиночками, недостойными любви, отверженными, презренными, жалкими, ими не овладевает сознание собственной неполноценности (Maslow, 1954). Следует провести границу между обычными мотивами людей, не достигших уровня самоактуализации, — то есть людей, движимых базовыми потребностями, — и мотивами людей, достигших достаточного удовлетворения всех базовых потребностей и, таким образом, мотивируемых в первую очередь не ими, а, скорее, мотивами более высокого уровня. Можно назвать эти присущие самоактуализирующимся людям мотивы и потребности более высокого порядка «метапотребностями», и разделить категории мотивации и «метамотивации». Возможно, в той или иной степени все люди (потенциально) обладают метамотивацией. Самоактуализирующиеся люди довольно просто и решительно определяют, что для них правильно, а что нет. Это резко контрастирует с повсеместной путаницей ценностей. Базовые потребности и метапотребности существуют в одной иерархической структуре, то есть лежат на одном континууме, находятся в одной области познания. И те и другие обладают общим свойством быть “потребными” (необходимыми, нужными человеку) в том смысле, что их депривация приводит к “болезни” и атрофии, а их “насыщение” благоприятствует развитию в направлении к большей человечности, большему счастью и большей радости, к психологическому “успеху”, к большему числу пиковых переживаний и, в целом, к большей жизни на уровне Бытия.Метапотребности обладают (в среднем) равной побудительной силой. Ценностная жизнь (духовная, религиозная, философская, аксиологическая и т.п.) есть одной из сторон человеческой биологии и лежит на том же континууме, что и “низшая” животная жизнь (они не находятся в отдельных, дихотомизированных или взаимоисключающих мирах). Таким образом, она, возможно, представляет собой видовую, надкультурную особенность, хотя она и должна быть актуализирована культурой для того, чтобы обрести существование .[5]Духовная жизнь, тем самым, есть частью человеческой сущности. Это определяющая характеристика человеческой природы, без которой человеческая природа не будет таковой в полной мере. Метамотивация представляет собой общевидовое свойство и, тем самым, надкультурна и общечеловечна, а не создается культурой произвольно. Маслоу считает, что главным качеством творчества самоактуализации является его экспрессивность или бытийность, а не его способность разрешать проблемы или создавать “продукцию”. Творчество самоактуализации – это “излучение”, которое пронизывает всю жизнь, невзирая ни на какие проблемы, подобно тому, как веселый человек “излучает” веселье, даже не ставя перед собой такой задачи и не осознавая этого. [5]Самореализация (К. Роджерс) Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Утверждается, что материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. (Watzlawick, 1984). Другой важный тезис, характеризующий феноменологическое направление, – идея о том, что люди способны определять свою судьбу. К сожалению, некоторые стремятся жить так, как будто не воспринимают себя в качестве основного контролирующего фактора своей жизни. В соответствии с феноменологической позицией, так происходит только потому, что эти люди потеряли из виду свободу самоопределения, которая заложена в их природе. Последний тезис, характеризующий феноменологический подход к личности, заключается в том, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. Концепция роста, сконцентрированная на процессе осуществления внутренних возможностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и оптимистичный взгляд на человечество. Следы трех основных тезисов, связанных с феноменологическим направлением в персонологии, прослеживаются в теориях Маслоу и Келли, тем не менее, общепризнано, что концепции и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее прямо выражены в работах Карла Роджерса. Точка зрения Роджерса на природу человека сформировалась так же, как у Фрейда, на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, – убежденностью в том, что человек, если позволить ему раскрывать свои врожденные возможности, будет развиваться оптимально и эффективно. Роджерс критиковал христианство, за культивацию представления, что люди от природы злы и грешны, и Фрейда, на его взгляд, усилившего негативный образ человека. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой (Rogers, 1980). Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим. Сознавая, что такую точку зрения на природу человека можно посчитать не более чем наивным оптимизмом, Роджерс замечал, что его заключения основаны на почти 30-летнем опыте психотерапевта. Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естественное развитие людей к “конструктивному осуществлению” свойственных им врожденных возможностей. Итак, Роджерс имел глубокое, почти религиозное чувство уважения к природе человека. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. Хотя и Роджерс, и Маслоу разделяли мнение, что люди имеют фактически неограниченные возможности для самосовершенствования, их теории содержат три ключевых различия. Прежде всего, Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, в то время как Маслоу, с другой стороны, придерживался мнения, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. В отличие от Роджерса, Маслоу не подчеркивал феноменологию человека. Во-вторых, теория Роджерса в основном была сформулирована благодаря его работе с людьми, имеющими психологические проблемы. [9] В самом деле, Роджерс сконцентрировал внимание на терапевтических условиях, которые способствовали самоактуализации человека и перенесению того, что он извлек из терапии, в общую теорию личности. Роджерс выявлял определенные формы развития, способствующие склонности человека к осуществлению своих врожденных возможностей, а в теории Маслоу процессы развития, регулирующие движение человека к полной самоактуализации, фактически игнорировались. Работы Маслоу посвящены почти исключительно взрослым, хотя он все же признавал, что люди подвержены фрустрации потребностей в определенные “критические стадии” жизненного цикла. Несмотря на эти явные теоретические различия, и Роджерс, и Маслоу полагали, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью осуществляют возможности, заложенные в них от рождения, демонстрируя истинное психическое здоровье. Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией к актуализации. Он представляет собой “свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и раскрывать личность” (Роджерс, 1959). Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранять и раскрывать себя, максимально выявлять лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. С точки зрения Роджерса, стремление человека к достижениям является способом воплощения своих внутренних возможностей. Роджерс полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция к актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения. Далее некоторые существенные признаки определяют тенденцию к актуализации как “один центральный источник энергии в организме человека” (Rogers, 1980). Во-первых, она берет начало в физиологических процессах организма (то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция). На организменном уровне тенденция к актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция к актуализации действует на психические процессы, относящиеся к Я, имеет еще большее значение. Тенденция к актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека к самостоятельности и самодостаточности. Тенденция к актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя). Она также подразумевает повышение напряжения. Вместо того, чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в ходе которого осуществляется его личностный потенциал. К тому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые, вероятно, испытывает. Короче, Роджерс предположил, что фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию. Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции к актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс.[9] Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. В контексте теории Роджерса тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и самостоятельным. Роджерс отвергал в большей ее части теорию Фрейда о том, что прошлый опыт или источники происхождения поведения являются первичными факторами, лежащими в основе личности. Поведение не определено прошлыми событиями. Наша нынешняя интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства, влияет на наше настоящее поведение. И, наконец, Роджерс подчеркивал, что поведение можно понять только если обращаться к целостному человеку. Другими словами, он поддерживал холистическую точку зрения на личность – представление о том, что человек ведет себя как целостный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям его личности. Я-концепция является определяющей в подходе Роджерса. “Организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств Я, или “меня” и восприятий взаимоотношений Я, или “меня” с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен сознаванию, хотя и не обязательно осознаваемый” (Rogers, 1959). Я-концепция означает представления человека о том, что он собой представляет. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя.. Роджерс постулировал, что Я-концепция исходит из общих законов и принципов восприятия, установленных в научной психологии. Во-вторых, Роджерс полагал, что Я-концепция пространственна по природе, и считал, что она представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия “себя”. Так, например, хотя Я постоянно меняется в результате нового опыта, оно всегда сохраняет качества целостной системы, гештальта. Роджерс сосредоточивался на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя. [3]Структура Я впоследствии формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими. Потребность в позитивном внимании. По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Роджерс также предположил, что людям необходимо позитивно рассматривать себя. Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках. Следовательно, человек вряд ли поведет се