I. Теоретические вопросы

В.Ф. Гусакова, Л.М. Сафронова. Неотложные состояния в педиатрии. 1996 год. Стр. НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ПЕДИАТРИИДеятельность медсестры при судорожном синдроме у детейI. Теоретические вопросы.Характеристика состояния. Судороги – это непроизвольные сокращения мышц, частичные или общие, различные по интенсивности, продолжительности, распространенности, носящие приступообразный характер. Появляются в результате повышения внутричерепного давления и отека мозга. Судороги могут быть клоническими (непроизвольные движения), тоническими (напряжение мышц, вытягивание конечностей), смешанными – тонико-клоническими.^ Причины судорог у детей. Высокая температура (фебрильные судороги). Органические поражения мозга у детей (нарушение мозгового кровообращения при родах, эписиндром). Спазмофилия (эклампсия). Воспалительные заболевания мозга (менингит). Коматозные состояния (диабетическая кома) и многие другие.^ Показатели синдрома, их проявления.Показатель “Судороги”. Может быть рассмотрен на конкретном примере (пример взят из общей картины состояния ребенка). Иногда наблюдаются отдельные судорожные подергивания мышц лица, конечностей, руки и ноги вытягиваются, голова запрокинута назад или повернута в сторону – положение вынужденное.^ Выводы из примера к показателю “Судороги”. Все перечисленное в примере (судорожные подергивания мышц лица и конечностей, вытягивание рук и ног, запрокидывание головы) явно указывает на судорожное состояние ребенка.^ Отек мозга. Определяется по признакам. Явный вывод не делается, вывод только косвенный, делается в связи с выделением первого показателя.Показатель “Гипоксия мозга”. Может быть рассмотрен на конкретном примере. Ребенок может быть в сознании или без сознания (нарушение сознания), дыхание аритмичное (нарушение дыхания), АД колеблется, постепенно снижается (нарушение артериального давления), пульс частый, зрачки расширены, температура повышена (повышение температуры связано с нарушением деятельности центра терморегуляции). Повышенная раздражительность, общее беспокойство, иногда непроизвольное мочеотделение и отхождение кала.Выводы из примера для показателя “Гипоксия мозга”. Гипоксия мозга определяется по следующим симптомам: состояние сознания; нарушение дыхания; изменение цвета кожи; расширение зрачков.Показатель “Гемодинамика”. Может быть рассмотрен на примере. Цианоз кожи или бледность (изменение цвета кожи), ощущение жара (не путать с повышенной температурой), расширенные зрачки, колебание и постепенное снижение АД.Вывод из примера для показателя “Гемодинамика”. Нарушение гемодинамики сопровождается: изменением цвета кожи; нарушением деятельности сердца; расширением зрачков.^ II. Вопросы практической деятельности.Шаг 1.Анамнез заболевания (со слов матери) и жалобы. Пример (то, что говорит мать и на что жалуется ребенок). Появляется общее беспокойство ребенка, повышенная раздражительность, плач детей. Старшие дети жалуются на головную боль, тошноту, озноб, чувство страха, ощущение жара. В тяжелых случаях дети теряют сознание.Жалобы (основные): беспокойство; раздражительность; немотивированный длительный плач детей; головная боль; тошнота.Анамнез заболевания (исходя из примера): со слов матери при повышении температуры у ребенка выше 38,5 градусов Цельсия появляются судороги.^ Данные объективного обследования ребенка. Пример. Ребенок может быть в сознании или без сознания. Температура повышена. Положение вынужденное – голова запрокинута назад или повернута в сторону. Иногда наблюдаются отдельные судорожные подергивания мышц лица, конечностей. Руки и ноги вытягиваются. Зрачки расширены. Дыхание аритмичное. АД колеблется, постепенно снижается. Цианоз кожи. Возможно побледнение кожи. Пульс частый. Может быть непроизвольное мочеотделение и отхождение кала.Данные объективного обследования (основные – как пример): ребенок в сознании; температура 39 градусов Цельсия; положение вынужденное – голова запрокинута назад; наблюдаются отдельные судорожные подергивания мышц лица и конечностей; дыхание аритмичное; пульс частый.Шаг 2.Окончательный сестринский диагноз – судорожный синдром.Шаг 3.План по оказанию помощи.Общие мероприятия: освободить от стесняющей одежды (улучшение кровотока в коже способствует восстановлению гемодинамики); обеспечить проходимость дыхательных путей – освободить полость рта, предупредить западение языка, вставить между зубами ложку, ввести воздуховодную трубку (способствует ликвидации гипоксии); дать увлажненный кислород (способствует ликвидации гипоксии); оградить от травм.Обязательные действия. Независимо от причины основные действия медсестры при судорогах у детей: снятие судорог; борьба с отеком мозга; устранение гипоксии мозга; восстановление гемодинамики.Целевые действия. 1. Судороги.Для снятия судорог приготовить 0,01%-ый раствора реланиума (седуксен, деазепам) – 0,1-0,2 мл на 1 кг массы (0,1-0,2 мл/кг); действие препарата от 30 мин до 2 час.^ Побочные явления при передозировке – сонливость, снижение АД, остановка дыхания; противопоказан при нарушении функции печени, почек; в стационаре необходимо иметь препараты: дроперидол, оксибутират натрия (ГОМК). 2. Отек мозга.^ Борьба с отеком мозга: приготовить 1%-ый раствора лазикса – 0,02 мг/кг, 10-20%-ый раствор маннитола, сухую плазму. 3. Гипоксия мозга.Устранение гипоксии мозга – свежий воздух, дача увлажненного кислорода. 4. Нарушение гемодинамики.Восстановление гемодинамики. По показаниям приготовить растворы: 20%-ый глюкозы, 0,06%-ый коргликона, 10%-ый глюконата кальция, преднизолона.Шаг 4.Оказание помощи. Медсестра выполняет все намеченные общие мероприятия и врачебные назначения.Шаг 5. После выполнения плана по оказанию помощи больному медсестра снова оценивает состояние ребенка.Пример. После выведения ребенка из приступа судорог он нуждается в госпитализации в отделение интенсивной терапии (требуется постоянное наблюдение за больным).^ Повторная оценка состояния. Ребенок сонлив, может быть непроизвольное мочеиспускание (сонливость – последствие гипоксии, непроизвольное мочеиспускание – последствия поражения периферической нервной системы). Необходимо дать оценку дыханию, пульсу, цвету кожи^ . Коррекция плана по уходу за больным (с учетом перспективы). Больного должен наблюдать невропатолог. Он может назначить фенобарбитал с целью предотвращения новых судорог, которые могут повториться при гипертермии на фоне любого инфекционного заболевания.**********Деятельность медсестры при гипертермическом синдроме^ I. Теоретические вопросы.Характеристика состояния. Гипертермический синдром – это патологическое состояние, которое сопровождается нарушением терморегуляции, теплопродукции и теплоотдачи, повышением температуры выше 38 градусов Цельсия. Воздействие токсинов, вирусов, воспалительных явлений на мозг вызывает повышение теплообразования. Теплоотдача в организме происходит тремя основными путями: путем испарения с поверхности кожи; путем инфракрасного излучения; путем проведения тепла в окружающую атмосферу. При гипертермическом синдроме можно выделить гипертермическую реакцию – розовую гипертермию, наблюдаемую при инфекционных заболеваниях (это адекватная защитная реакция организма на заболевание), и истинный гипертермический синдром, протекающий по типу “бледной гипертермии”, при котором происходит спазм периферических сосудов и уменьшение кровотока крови в коже. Все сказанное можно представить в виде таблицы.^ Гипертермический синдром. Розовая гипертермия Адекватная защитная реакция организма. Наблюдается при инфекционных заболеваниях. Теплоотдача увеличивается.^ Гипертермический синдром. Бледная гипертермия Неадекватная реакция организма. Происходит спазм сосудов и уменьшение кровотока в коже. Теплоотдача уменьшается.Причинами гипертермии могут быть: ОРВИ; кишечные инфекции; перегревание; обезвоживание; внутричерепное кровоизлияние у новорожденного.^ II. Вопросы практической деятельности.Шаг 1.Жалобы ребенка и анамнез заболевания (в анамнезе заболевания – длительность гипертермии).^ Розовая гипертермия Незначительное ухудшение самочувствия, головная боль, у старших детей – озноб при подъеме температуры.Бледная гипертермия Самочувствие страдает, слабость, озноб.^ Данные объективного обследования ребенка.Розовая гипертермия Температура повышена (выше 38 градусов Цельсия), кожные покровы розовые, влажные, пульс учащен (10 ударов на каждый градус повышения температуры), одышка незначительная (1-2 дыхания на каждый градус повышения температуры).^ Бледная гипертермия Температура быстро повышается. Кожа бледная. Конечности холодные. Акроцианоз. Ребенок возбужден. Выражена судорожная готовность или судороги у детей раннего возраста.^ Шаг 2.Окончательный сестринский диагноз – гипертермический синдром.Шаг 3.План по оказанию помощи.Общие мероприятия.Розовая гипертермия Не требует специального лечения. Давать обильное питье, чай с малиной, медом. Можно подвесить холод над головой. Положить влажный комперсс на лоб. Раздеть ребенка.^ Бледная гипертермия При угрозе судорог необходимо снижать температуру, давая ребенку (по назначению врача) препараты парацетамол в таблетках или в виде раствора, аналгин в свечах или в виде инъекции вместе с димедролом, цефекон в свечах в возрастных дозировках. Препараты назначаются отдельно или в сочетании (последовательно).^ Целевые действия при бледной гипертермии. Для снятия спазма сосудов кожи вводят в/м пипольфен, разводя его 1:1 в растворе новокаина 0,25-0,5%. В результате снимается беспокойство, озноб, исчезает мраморность кожи. После снятия спазма периферических сосудов кожу ребенка растирают до покраснения 50%-ым раствором спирта или столовым уксусом. Можно использовать емкости с холодной водой, положив их на область крупных сосудов. При тяжелом гипертермическом состоянии литические смеси с повторением их введения каждые 4-6 часов и проводят дезинтоксикационную терапию в/в.Группа препаратов: АНТИПИРЕТИКИ. Аналгин. Парацетамол. Цефеконовые свечи. Группа препаратов: АНТИГИСТАМИННЫЕ. Димедрол. Пипольфен. Новокаин. Используется для разбавления пипольфена (уменьшает болевую реакцию). Группа препаратов: НЕЙРОЛЕПТИКИ. Аминазин. Седуксен. Группа препаратов: ГОРМОНАЛЬНЫЕ. Преднизолон. Группа препаратов: МОЧЕГОННЫЕ. Фуросемид. Лазикс. Группа препаратов: ДЕЗИНТОКСИКАЦИОННЫЕ. Глюкозо-солевые растворы. Гемодез. Реополиглюкин и др.Шаг 4.Оказание помощи. Медсестра выполняет все намеченные общие мероприятия и врачебные назначения.Шаг 5.Наблюдение за больным. 1. Измерять температуру каждые 3-4 часа. 2. Ухаживать за кожей и слизистыми. 3. Переодевать (по необходимости). 4. Следить за мочеотделением (цвет, кратность).Производится постоянная корректировка плана с учетом состояния больного.**********Деятельность медсестры при острой дыхательной недостаточности^ I. Теоретические вопросы.Характеристика состояния. Острая дыхательная недостаточность – это состояние организма ребенка, при котором не обеспечивается поддержание нормального газового состава крови, либо последнее достигается за счет ненормальной работы аппарата внешнего дыхания. Различают острую и хроническую дыхательную недостаточность. При острой дыхательной недостаточности организм не обеспечивается кислородом, задерживается выделение углекислого газа из клеток и тканей.^ Синдромы, которые приводят к дыхательной недостаточности. Асфиксия, отек легкого, круп, апноэ.Дополнительная информация.Составляющие процесса дыхания. В процессе дыхания выделяют: 1) вентиляцию легких; 2) кровоток; 3) клеточное дыхание.^ Термины (используются далее по теме). Гипоксия – недостаток кислорода в тканях. Гиперкапния – избыток углекислого газа. Апноэ – остановка дыхания. Асфиксия – отсутствие дыхания (дословный перевод – “отсутствие пульса”). Асфиксия – это симптомокомплекс, в основе которого лежит недостаток кислорода в крови и тканях. Антенатальный – дородовый. Интранатальный – в периоде родов.Причины дыхательной недостаточности. 1. Асфиксия новорожденных. 2. Синдром дыхательных расстройств у новорожденных. 3. Круп при ОРВИ и других инфекционных заболеваниях. 4. Пневмония. 5. Бронхиальная астма. 6. Инородные тела дыхательных путей. 7. Ожоговый круп. 8. Врожденные пороки сердца. 9. Поражение ЦНС. Все перечисленные причины приводят к нарушению вентиляции легких и, как следствие, к гипоксии головного мозга.^ II. Вопросы практической деятельности.Шаг 1.Общие жалобы при дыхательной недостаточности 1. Изменение характера дыхания (тахипноэ или брадипноэ). 2. Одышка (изменение частоты, глубины и ритма дыхания с затруднением вдоха, выдоха или того и другого). 3. Втяжение уступчивых мест грудной клетки. 4. Изменение цвета кожи (местный или общий цианоз). 5. Кашель.Анамнез(зависит от причины, вызвавшей дыхательную недостаточность) У новорожденных в анамнезе Антенатальные факторы: хронические заболевания беременной; мертворождение; кровотечение во второй половине беременности; многоводие; маловодие; многоплодная беременность; алкоголизм; узкий таз. Интранатальные факторы: кесарево сечение; преждевременные роды; применение лекарств во время родов. У старших Заболевания органов дыхания. Инородные тела в дыхательных путях. Заболевания сердца.Объективные данные Будут зависеть от возраста больного и причины ОДН (острой дыхательной недостаточности).^ Шаг 2.Ведущие симптомы при ОДН для постановки сестринского диагноза Оценка состояния ребенка является исходной информацией для постановки сестринского диагноза, принятия решений и действий медсестры. При принятии решений главными являются три симптома: характер дыхания; частота сердечных сокращений (ЧСС); цвет кожных покровов.Эти симптомы являются главными для всех синдромов, приводящих к ОДН.Шаг 3.План по оказанию помощи.Общие мероприятия. Цель мероприятий: восстановить проходимость дыхательных путей. Проводятся независимо от причин.Освобождение дыхательных путей 1. Придать ребенку правильное положение. 2. Отсосать содержимое изо рта, носа, трахеи.Восстановление дыхания 1. После освобождения дыхательных путей дать увлажненный кислород любым способом. 2. При необходимости проводить искусственное дыхание изо рта в нос и рот (у грудных детей) или через мешок АМБУ (для всех детей).Поддержание кровообращения 1. Ввести лекарственные препараты по назначению врача. Лекарственные препараты – бронхоспазмолитики. 2. При необходимости проводить непрямой массах сердца.Шаг 4. Зависит от синдрома. Оказание помощи рассматривается отдельно для каждого синдрома.Шаг 5.Наблюдение за больным при проведении общих мероприятий. При оказании помощи следить за: цветом кожи и слизистых; характером дыхания; пульсом; состоянием кишечника (бороться с метеоризмом).^ ПРИЛОЖЕНИЕ АДеятельность медсестры при синдроме крупа у детейI. Теоретические вопросы.Характеристика состояния. Круп – это острое воспаление гортани со стенозом. В основе лежит отек слизистой гортани, спазм мышц, сужение голосовой щели в области подсвязочного пространства. Может быть ложным и истинным (при дифтерии). Синдром крупа проявляется в виде одышки, кашля, охриплости голоса.Причины крупа. 1. ОРВИ (грипп, парагрипп). 2. Корь. 3. Ветряная оспа. 4. Дифтерия. Все перечисленные причины приводят к отеку слизистой гортани, спазму мышц, сужению голосовой щели в области подсвязочного пространства.^ II. Вопросы практической деятельности.Шаг 1.Общие жалобы при крупе 1. Кашель (грубый, лающий, глухой, сиплый, “петушиный”). 2. Осиплость голоса, вплоть до афонии (стойкая потеря голоса). 3. Затруднение дыхания (возникает чаще ночью, к утру).Анамнез Состояние крупа возникает на фоне заболеваний (см. причины возникновения крупа).Объективные данныеСиндромы объективного статуса (состояния) – то, что увидит сестра. Будут зависеть от степени стеноза гортани: поведение ребенка (ребенок возбужден); кожа (бледная, влажная); голос (осиплый, при крике звонкий); кашель; дыхание стенотическое (“пилящее”), слышно на расстоянии, с затрудненным вдохом; втяжение уступчивых мест грудной клетки (чем больше втяжение, тем тяжелее стеноз гортани); одышка (чаще смешанного типа); частый пульс; пониженное АД; метеоризм (поднятие диафрагмы и усиление одышки); стул чаще задержан; редкое мочеиспускание (частое дыхание приводит к увеличению потери жидкости); температура повышенная. Примечание. Состояние в сторону утяжеления меняется очень быстро и может протекать с признаками тяжелой дыхательной недостаточности.Шаг 2.Окончательный сестринский диагноз – синдром крупа.Шаг 3.План по оказанию помощи.Общие мероприятия. Цель мероприятий: уменьшить отек гортани и улучшить отхождение слизи. Оказание помощи зависит от причины, тяжести заболевания и места нахождения ребенка. Мероприятия: организовать спокойную обстановку; обеспечить ребенка свежим воздухом (влажным); провести содовую ингаляцию (разжижение слизи); провести отвлекающую терапию (обеспечивает отток крови от гортани); давать частое теплое питье (уменьшает кашель); давать увлажненный кислород (в стационаре); выполнить назначения врача.Примечание. Оказание помощи начинается на догоспитальном этапе (отвлекающая терапия, ингаляция, теплое питье).Шаг 4.^ Оказание помощи. Медсестра выполняет все намеченные общие мероприятия и врачебные назначения.Примечание. При истинном крупе (дифтерийном) – самой опасной форме крупа – без введения антитоксической противодифтерийной сыворотки выздоровление невозможно. Сыворотка вводится только в стационаре.Шаг 5.Наблюдение за больным при проведении общих мероприятий. См. дыхательную недостаточность.^ ПРИЛОЖЕНИЕ БДеятельность медсестры при апноэ^ I. Теоретические вопросы.Характеристика состояния. Апноэ – остановка дыхания. Развивается острое кислородное голодание.Причины апноэ. 1. Внутриутробная травма у недоношенных (поражение дыхательного центра у недоношенных). 2. Асфиксия. 3. Аспирация инородных тел. 4. Коклюш (мокрота становится инородным телом). 5. Ларингоспазм (спазмофилия).^ II. Вопросы практической деятельности.Шаг 1.Жалобы ребенка. Ребенок перестает дышать, синеет.Данные объективного обследования ребенка. Ребенок не дышит, кожа становится цианотичной, пена на губах. Могут появиться судороги. Приступ заканчивается глубоким вдохом с характерным звуком (“и-и-и”).^ Шаг 2.Окончательный сестринский диагноз – апноэ.Шаг 3.План по оказанию помощи.Общие мероприятия. Цель мероприятий: восстановить проходимость дыхательных путей. Мероприятия: извлечь инородное тело или мокроту, нажав на корень языка; открыть окно или дать кислород; повернуть голову набок (предотвратить аспирацию инородного тела в ниже расположенные дыхательные пути); начинать искусственное дыхание (при отсутствии дыхания); вызвать врача; приготовить лекарственные препараты (раствор седуксена и лазикса).Примечание. Дети до года подлежат госпитализации.^ Целевые действия. Приготовить 0,5%-ый раствор седуксена и 2%-ый раствор лазикса и вводить лекарства по назначению врача.Примечание. Седуксен – спазмолитик, лазикс – мочегонный препарат (для уменьшения отека гортани).^ Шаг 4.Оказание помощи. Медсестра выполняет все намеченные общие мероприятия и врачебные назначения.Шаг 5.Наблюдение за ребенком и оценка состояния. Проводится непрерывно по принципу “оценка-решение-действие”.^ После приступа апноэ. 1. Кормить ребенка малыми порциями с учетом АФО ЖКТ (несостоятельность гастрального свинктера – при кашле возможна рвота). При переполненном желудке поднимается диафрагма и усиливается дыхательная недостаточность. 2. Следить за цветом кожи, дыханием, пульсом.^ ПРИЛОЖЕНИЕ ВДеятельность медсестры при отеке легкихI. Теоретические вопросы.Характеристика состояния. Отек легких – это проникновение жидкой части крови в просвет альвеол и вспенивание ее при смешивании с воздухом. В результате отека легких развивается острая дыхательная недостаточность.Причины отека легких. 1. Тяжелое течение пневмонии. 2. Бронхиальная астма. 3. Анафилактический шок. 4. Пороки сердца (см. левожелудочковую недостаточность). 5. Заболевания почек (общие отеки).^ II. Вопросы практической деятельности.Шаг 1.Жалобы ребенка. Появляется резкое беспокойство ребенка, чувство страха. Развивается удушье с нарастанием одышки.^ Данные объективного обследования ребенка. Положение вынужденное. Дыхание клокочущее. Кашель с пенистой розоватой мокротой. Появляется диффузный цианоз, холодный липкий пот. Пульс слабый, частый. Температура чаще повышена.^ Шаг 2.Окончательный сестринский диагноз – отек легких.Шаг 3.План по оказанию помощи.Общие мероприятия. Цель мероприятий: восстановить просвет альвеол. Мероприятия: освободить полость рта, носа от слизи и пены (отсосать электроотсосом или очистить марлевым тампоном); дать увлажненный кислород, насыщенный парами спирта (33-50%) в течение 10-40 минут с интервалом 10-30 минут; во время перерыва давать просто увлажненный кислород (спирт – пеногаситель; см. определение отека легких); время дачи кислорода (10-40 минут) определяется тяжестью состояния; ограничить приток крови к легким (см. таблицу 1в) с целью уменьшения отека.Целевые действия. Приготовить шприцы, капельницы, лекарственные препараты. Лекарственные препараты (доза – по назначению врача): пипольфен; эуфиллин – 2,4%-ый раствор; дроперидол; 10-20%-ый раствор альбумина; фуросемид; преднизолон; 0,05%-ый раствор строфантина; 0,06%-ый раствор конгликона; кокарбоксилаза; аскорбиновая кислота.Ограничение притока крови к легким 1. Наложить венозные жгуты на три конечности попеременно на 20-30 минут. 2. Провести горячую ножную ванну. 3. Положение больного – полусидячее с опущенными конечностями (дает застой крови в конечностях и ограничивает приток крови к легким).Шаг 4.Оказания помощи. Медсестра выполняет все намеченные общие мероприятия и врачебные назначения.Шаг 5.Наблюдение за ребенком и оценка состояния. Проводится непрерывно по принципу “оценка-решение-действие”.**********^ Деятельность медсестры при острой сосудистой недостаточностиСосудистая недостаточность – это нарушение кровообращения, связанное с понижением артериального давления. Различают три формы:обморок;коллапс;шок. Далее рассматриваются перечисленные три формы.**********Деятельность медсестры при обмороке^ I. Теоретические вопросы.Характеристика состояния. Обморок – это кратковременная потеря сознания, обусловленная острой недостаточностью кровообращения головного мозга и развитием ишемии головного мозга.^ Дополнительная информация.Термины (используются далее по теме). Ишемия – малокровие головного мозга, связанное с нарушением кровообращения, причиной которого является спазм сосудов головного мозга. Парацентез – прокол барабанной перепонки.Причины обморока. 1. Страх. 2. Испуг. 3. Боль. 4. Вид крови. 5. Быстрый переход из горизонтального в вертикальное положение. 6. Усиленное дыхание. 7. Тугой воротничок. 8. Парацентез (у детей). Все перечисленные причины могут вызвать острое малокровие мозга.^ II. Вопросы практической деятельности.Шаг 1.Общие жалобы при обмороке В предобморочном состоянии 1. Головокружение. 2. Чувство дурноты. 3. Ощущение слабости, усталости. 4. Ослабление внимания. 5. Затруднение речи. 6. Холодный пот. 7. Потемнение в глазах. 8. Тошнота. 9. Зевота. Во время обморока 1. Чувство жара в лице и шее. 2. Резкая слабость. 3. Потемнение в глазах. 4. Потеря сознания от нескольких секунд до 1-2 минут.Данные объективного обследования Зависят от глубины и длительности обморока. Кожа бледная, покрыта холодным потом. Обильное слюноотделение. Зрачки вначале сужены, а затем расширены. Дыхание угнетено. АД снижается. Пульс слабый. Теряется сознание. Могут возникнуть судорожные подергивания мышц лица, конечностей. Через несколько секунд или минут (иногда после непроизвольного мочеиспускания или акта дефекации) сознание восстанавливается, пульс улучшается. Это состояние нередко сопровождается тошнотой, рвотой, профузным потом.^ Шаг 2.Окончательный сестринский диагноз – обморок.Шаг 3.План по оказанию помощи.Общие мероприятия. Цель мероприятий: привести к норме кровообращение головного мозга. Проводятся независимо от причин: уложить ребенка с опущенным изголовьем (цель – усилить приток крови к голове и уменьшить ишемию); обеспечить приток свежего воздуха (устранить кислородное голодание мозга); освободить грудь и шею от стесняющей одежды; дать увлажненный кислород (устранить кислородное голодание мозга); согреть (улучшается кровоток кожи); обтереть лицо холодной водой (раздражение нервных рецепторов – вызывают расширение кровеносных сосудов) – по необходимости; к носу поднести ватный тампон, смоченный нашатырным спиртом или уксусом.Примечание. При глубоком обмороке приготовить препараты, возбуждающие сосудодвигательный и дыхательный центры – улучшается дыхание и восстанавливается тонус сосудов (кардиамин и 10%-ый раствор кофеина). Провести массаж конечностей (усиление кровотока).^ Целевые действия. Зависят от глубины обморока.Шаг 4.Оказание помощи. Медсестра выполняет все намеченные общие мероприятия и врачебные назначения.Шаг 5.Наблюдение за больным после обморока. 1. Напоить крепким чаем, кофе (восстанавливается тонус сосудов). 2. Дать рекомендации: избегать пребывания в душном помещении; избегать длительно находиться в вертикальном положении (уменьшается кровенаполнение мозга – кровь застаивается в нижних конечностях); резко не вставать; принимать препараты белладоны, витамины; стараться избегать эмоциональных перенапряжений, стрессовых ситуаций; стремиться избавиться от вредных привычек (курение, алкоголь и др.).**********Деятельность медсестры при коллапсе^ I. Теоретические вопросы.Характеристика состояния. Коллапс – это нарушение кровообращения, связанное с понижением артериального давления. Приводит к гипоксии головного мозга, перераспределению крови с депонированием ее в сосудах брюшной полости.Причины коллапса (у детей). 1. Интоксикация различной этиологии. 2. Надпочечниковая недостаточность. 3. Обильные кровопотери. 4. Коматозное состояние. Все перечисленные причины приводят к развитию коллапса.^ II. Вопросы практической деятельности.Шаг 1.Общие жалобы при коллапсе 1. Тошнота. 2. Головокружение. 3. Потемнение в глазах. 4. Мелькание мушек перед глазами. 5. Резкая слабость.Данные объективного обследования Будут зависеть от степени тяжести коллапса.Прекоматозная стадия. Внезапное резкое ухудшение общего состояния. Ребенок бледнеет, выступает холодный липкий пот. Конечности холодные. Черты лица заостряются. АД падает. Пульс частый, слабый. Дыхание учащено. Температура снижена.^ Кома I степени. Дети безразличны, вялы. Речь смазанная. На вопросы отвечают с трудом. Симптомы прекоматозного состояния усиливаются.Кома II степени.Сопор – глубокое угнетение сознания. Дыхание учащено. Пульс частый. АД низкое.^ Кома III степени. Ребенок находится без сознания. Зрачки расширены. Кожа с сероватым оттенком. Акроцианоз. Дыхание аритмичное.Кома IV степени. Ребенок без сознания. Дыхание патологическое (типа Куссмауля или Чейн-Стокса). Брадикардия. Остановка сердца.^ Шаг 2.Окончательный сестринский диагноз – коллапс.Шаг 3.План по оказанию помощи.Общие мероприятия. Цель мероприятий: восстановить нормальное кровообращение. Проводятся независимо от причин: уложить без подушки под головой, ноги немного приподнять; дать обильное питье – горячий чай, кофе; освободить от стесняющей одежды; дать увлажненный кислород; обеспечить доступ свежего воздуха; обложить грелками (при температуре тела ниже нормы); провести энергичный массаж живота, конечностей. Обоснование мероприятий – см. обморок.Примечание. Оказание помощи будет зависеть от степени тяжести коллапса, места действия и причины, вызвавшей коллапс.Целевые действия. Срочно приготовить капельницы и растворы. 1. Для восстановления объема циркулирующей крови приготовить растворы: плазмы; альбумина; реополиглюкина; 10%-ый раствор глюкозы. 2. Для улучшения обменных процессов – преднизолон или гидрокортизон. 3. Для улучшения сократительной способности миокарда – 0,06%-ый раствор коргликона. Одновременно проводится лечение заболевания, вызвавшего коллапс.Шаг 4.Оказание помощи. Медсестра выполняет все намеченные общие мероприятия и врачебные назначения.Шаг 5.Наблюдение за ребенком и оценка состояния. Проводится непрерывно по принципу “оценка-решение-действие”.Наблюдение за больным во время проведения инфузионной терапии. Сестра: следит за цветом кожи, пульсом, дыханием и диурезом; организует госпитализацию в отделение реанимации; больной транспортируется только на носилках (по тяжести состояния); при транспортировке следить за АД (манжетка на руке), пульсом, капельницей.**********Деятельность медсестры при шоке^ I. Теоретические вопросы.Характеристика состояния. Шок – самая тяжелая форма острой сосудистой недостаточности, обусловленная действием на организм сверхсильных патологических раздражителей. При шоке развивается запредельное торможение.Причины шока (и виды шока). 1. Кровопотеря (геморрагический шок). 2. Ожоги (ожоговый шок). 3. Интоксикации. 4. Анафилаксия (анафилактический шок). 5. Инфекционно-токсический шок. 6. Кардиогенный шок. Все перечисленные причины вызывают резкое угнетение ЦНС и нарушение деятельности жизненно важных органов.^ II. Вопросы практической деятельности.Шаг 1.Общие жалобы при шоке Жалобы ребенка и его состояние зависят от тяжести шока.Анамнез заболевания 1. Одно из перечисленных заболеваний (например, ожоговая болезнь). 2. Проведенные прививки. 3. Лечение антибиотиками. 4. Укусы пчел, ос. 5. Травма ЦНС.Данные объективного обследованияI стадия шока Ребенок возбужден или угнетен. Кожные покровы бледные, холодные. Слизистые с цианотичным оттенком. Небольшая одышка. Пульс частый.^ II стадия шока (переходная) Ребенок заторможен. Резкая бледность кожи. Одышка. АД снижено. Олигурия.III стадия Децентрализация кровообращения. Ребенок резко заторможен. Кожа бледно цианотичная. Одышка выраженная. Пульс нитевидный. АД диастолическое, не определяется. Анурия. Развивается ДВС синдром (дессиминированное внутрисосудистое свертывание крови).^ IV стадия (терминальная) Агональное состояние.Примечание. Особенности анафилактического шока. Развитие может быть быстрым – через 5-15 минут. Шоку могут предшествовать чихание, кожный зуд, крапивница, боли в животе, слабость, головокружение, чувство страха, чувство стеснения в груди. При отсутствии помощи состояние быстро ухудшается. Гиперемия лица сменяется резкой бледностью, затем цианозом. Появляется холодный пот. Зрачки расширены. Пена у рта. Дыхание шумное. Судороги. Потеря сознания. Пульс нитевидный. Коллапс, асфиксия, отек мозга приводят к смерти ребенка.^ Шаг 2.Окончательный сестринский диагноз – шок.Шаг 3.План по оказанию помощи.Общие мероприятия. Цель мероприятий: восстановить деятельность жизненно важных органов (ЦНС, сердце, легкие). Проводятся независимо от причин: вызвать врача или “03”; организовать бригаду для выведения больного из шока (3 человека с распределением обязанностей: 1-ая медсестра готовит все необходимое для оказания помощи; 2-ая медсестра оказывает помощь; врач или медсестра оценивает изменение в состоянии ребенка и дает указания по коррекции мероприятий); действия бригады будут зависеть от места работы и причины шока (школа – прививка, стационар – после инъекции пенициллина или при тяжелой интоксикации); обеспечить больному горизонтальное положение с приподнятыми ногами и согреть его (см. обморок).Целевые действия. Приготовить необходимые медикаменты: 0,1%-ый раствор адреналина; изотонический раствор; преднизолон в ампулах; супрастин (для инъекций); лазикс; 0,06%-ый раствор коргликона и 2,4%-ый раствор эуфиллина; пенициллиназу (при шоке на пенициллин).Инструментарий. Языкодержатель, грелки, пузырь со льдом, жгут, капельницы, шприцы, подводка с увлажненным кислородом (в стационаре).Шаг 4.Оказание помощи.Пример. Непосредственное оказание помощи при аллергическом шоке: обкалывать места инъекции 0,1%-ым раствором адреналина (доза зависит от возраста); вводить 0,1%-го раствора адреналина п/к; положить пузырь со льдом на место введения лекарства или наложить жгут выше места введения на 20-30 минут; дать холод к голове; давать постоянно увлажненный кислород и проводить энергичный массаж живота и конечностей, где депонировано большое количество крови; ввести преднизолон (противоаллергическое действие и повышен