I всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2011)

ЗаданияI Всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе (2011)Русский язык. 9 классЗадание 1. В мультфильме «Кто пасется на лугу?» есть такой текст.Кто пасется на лугу? Ко… нет, не кони! Ко… нет, не козы! Ко… правильно, коровы!«Разоблачите» орфоэпическую ошибку. Укажите причины её возникновения. (4 балла)Задание 2. Прочитайте отрывок из текста, взятого из «Литературной газеты» (1980 г.).Некоторое время назад администрация «Клуба ДС» сделала сенсационное открытие, установив, что свое знаменитое «Эврика!» (в переводе с древнего «Я нашёл!») Архимед воскликнул, не вылезая из ванной, как полагали раньше, а влезая в неё. Какая лексическая ошибка допущена в приведенном тексте. Укажите причину возникновения этой ошибки. (^ 4 балла)Задание 3. Прочитайте вопросы. Аргументированно ответьте на них. (12 баллов)Могут ли сокровища быть ценными? А лохмотья драными? Может ли мрак быть тёмным? А суть главной? Может ли сувенир быть памятным? А шедевр великолепным?Задание 4. Прочитайте слова.Бессмертие, безденежье, бездействие, бесплодие.Укажите, какое из приведенных слов отличается от других способом образования. Аргументируйте свой ответ. (^ 4 балла)Задание 5. Прочитайте отрывки. Определите часть речи слова ах в приведенных отрывках; обоснуйте свой ответ (8 баллов).И между тем душа в ней ныла, И слез был полон томный взор. Вдруг топот!… кровь её застыла. Вот ближе! скачут… и на двор Евгений! «Ах!» – и легче тени Татьяна прыг в другие сени… (^ А. С. Пушкин. «Евгений Онегин», III глава)Но вдруг сугроб зашевелился, И кто ж из-под него явился? Большой, взъерошенный медведь; Татьяна ах! а он реветь… (^ А. С. Пушкин. «Евгений Онегин», V глава)Задание 6. В кинофильме «Кубанские казаки» звучит известная песня на слова М. Исаковского, которая заканчивается словами: «Каким бы ты был, таким ты и остался, / Но ты и дорог мне такой». Иногда «уличные исполнители» поют её по-другому: «…Но ты мне дорог и такой». Что произошло от перестановки частицы и? Докажите это. (3 балла)Задание 7. Прочитайте предложения.Путешественники присели отдохнуть у дома великана. Путешественники присели отдохнуть у дома-великана.Одинаковое ли значение они имеют? В чём причина различия смысла? Растолкуйте смысл каждого предложения. Приведите пример подобной пары предложений. (5 баллов)Задание 8. Прочитайте стихотворение Владимира Алексеевича Солоухина «Слово о словах». Выскажите своё мнение по проблеме, поднимаемой писателем. (20 баллов)Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши. Оно бывает то сурово. То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьётся, То медью траурной поёт. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полёт. Им можно радости прибавить И радость людям отравить. Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя.Русский язык. 10 классЗадание 1. В цикле «Рассказов об Иванцове» Э. Дворкина есть маленький рассказик «Пирог».Жена поручила Иванцову испечь пирог и ушла на работу. «Успею», – подумал Иванцов и принялся решать сложный заграничный тест. Через некоторое время жена позвонила по телефону. – Что делаешь? – спросила она. – Вожусь с тестом, – честно ответил ей Иванцов.Как вы думаете, удалось ли Иванцову обмануть жену, если предположить, что и он, и она знают нормы русского литературного произношения? Аргументируйте свою точку зрения. (3 балла)Задание 2. Прочитайте диалог, придуманный известными русскими языковедами И. Б. Голуб и Д. Э. Розенталем.– Кто сыграл заглавную роль в фильме Анна Каренина? – Мы помним две экранизации этого романа Л.Н.Толстого: первый раз в заглавной роли выступила Алла Тарасова, второй – Татьяна Самойлова. – А не скажете, кого подобрали для заглавной роли при экранизации «Войны и мира» Толстого? – Этого вам никто не скажет…Почему никто не сможет дать ответ на последний вопрос? Какое лексическое явление лежит в основе допущенной речевой ошибки? (^ 4 балла)Задание 3. Прочитайте вопросы. Аргументировано ответьте на все вопросы. (12 баллов)Может ли прецедент быть предыдущим? А обыденность повседневной? Могут ли факты быть детальными? А мелочи мизерными? Может ли ливень быть проливным? А контратака ответной?Задание 4. Прочитайте диалог, записанный литературным критиком, литературоведом и писателем З. Паперным.- Что касается авоськи, то нам, филологам, любопытна этимология этого слова. Придумал его – «авоську» – юморист В.С. Поляков. – Это тогда она была авоська, сегодня ее надо было бы назвать не авоська, а нифигаська.Объясните этимологию слова авоська («разг. сетчатая сумка для продуктов, мелких предметов и т. п.») и определите способ его образования. Совпадают ли по способу образования и составу слова авоська и нифигаська? (4 балла)Задание 5. Прочитайте диалог учителя истории Мельникова и учительницы начальных классов Таисии Николаевны из сценария фильма «Доживём до понедельника».Мельников замолчал. До него донесся сетующий насморочный голос учительницы начальных классов. – И все время на себя любуются! Крохотули такие, а уже искокетничались все… Им говоришь: не ложите зеркальце в парту! Его вообще сюда таскать запрещается. – Ложат, будто не слышали… Вчера даже овальное, на ручке, ложили – представляете? – Послушайте… нельзя же так! Говорившая обернулась и уставилась на Мельникова, как и все остальные. Чем это он рассержен так? – Я вам, вам говорю. Вы учитель, черт возьми, или… – Вы – мне? – опешила женщина. – «Ложить» – нет такого глагола. То есть на рынке-то есть, а для нас с вами – нету! Голубушка, Таисия Николаевна, как не знать этого? Не бережете свой авторитет, так пощадите чужие уши!.. (Г. Полонский)Укажите, в чем состоит речевая ошибка Таисии Николаевны. Назовите видовую пару к глаголу положить. Приведите примеры (не менее пяти) слов других частей речи, имеющих разнокоренные формы. (8 баллов)Задание 6. Название денежного знака независимой Украины гривна в форме мн. ч. Р. п. часто произносится и как гривен, и как гривень. Укажите правильный вариант формы Р. п. мн. ч. существительного гривна. Если бы в русском языке данное название использовалось в украинской транслитерации гривня, возможна ли бы была форма гривень? Аргументируйте свой ответ. (4 балла) Задание 7. В известной фразе Казнить нельзя помиловать смысл меняется в зависимости от места постановки запятой. Приведите пример сложного предложения, в котором между его частями возможна постановка трёх разных знаков препинания; докажите это трансформацией данного предложения в конструкцию, где бы нужный смысл передавался с помощью служебных слов. Если Вы привели правильные примеры предложений с союзной связью, то два из них отличаются от третьего типом отношений между частями сложного предложения. Назовите эти типы отношений. (5 баллов)Задание 8. Прочитайте рассказ А. Моисеева. Выскажите своё мнение по проблеме, поднимаемой автором. (20 баллов)Незнакомка Я увидел её в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжёлых, пыльных люстрах засеребрились и вдруг вспыхнули радостно и торжественно. «Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел», – пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие красивые руки – она напоминала незнакомку на картине Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, боже мой, современные девушки, почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы все так красивы и загадочны. Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звёзды. Как она улыбается? Наверное, у неё улыбка Джоконды. Я выучу для неё все лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира… Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало тихо-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала: – Ну, чего вылупился?..Русский язык. 11 классЗадание 1. В книге «Правильно ли мы говорим?» Борис Тимофеев, описывая случаи скопления гласных и согласных звуков, пишет.А может быть, вам желательно увидеть фразу, в которой стояли бы рядом девять (!) гласных? Извольте! «Я знаю её и её июльских подруг».Определите, подходит ли приведенный пример. Аргументируйте свою точку зрения. (4 балла)Задание 2. Прочитайте цитату с купюрой из повести А. П. Чехова «Степь».Кирюха на весь округ считался лучшим троечником.Что значит «лучший троечник»? Почему возникает затруднение при ответе на этот вопрос? (6 баллов)Задание 3. Прочитайте вопросы. Аргументированно ответьте на все вопросы. (12 баллов)Может ли лидер быть ведущим? А феномен уникальным? Может ли оккупация быть военной? А риск смелым? Может ли вакансия быть свободной? А пенаты родными?Задание 4. Прочитайте слова.Нарукавник – наставник, наверх – набег, пригород – привоз.Почему слова каждой пары не могут быть отнесены к одному способу словообразования? Укажите способ образования каждого слова. (6 баллов)Задание 5. Прочитайте предложения. 1. Охраняли стоянку нашего знаменитого аэроплана – гиганта «Илья Муромца». Впрочем, их не один, а два, но я не знаю, как будет родительный падеж множественного числа: «Ильей Муромцев»? (В. Катаев. «Юношеский роман моего старого друга Саши Пчелкина, рассказанный им самим») 2. Нет у нас и нашего кинематографа проблемы более насущной, чем выведение экспериментальным путем новых Ильев Муромцев. (^ В. Туровский. «Совсем другое кино»)Какая форма родительного падежа множественного числа от имени Илья образована правильно? Обоснуйте выбор правильной формы родительного падежа множественного числа от имени Илья. (4 балла)Задание 6. Прочитайте два предложения. 1. Через пять минут на опустевшей площади остались только Давыдов с Макаром (М. Шолохов). 2. И графиня со своими девушками пошла за ширмами оканчивать свой туалет (А. Пушкин).Почему в первом предложении сказуемое стоит во множественном числе, а во втором в единственном? (4 балла)Задание 7. Прочитайте отрывок из статьи А. Пушкаря «Любимые женщины Сергея Есенина», напечатанной в газете «Известия» от 24.01.95 г.Три наркома – Луначарский, Дзержинский, Подвойский – рвались стать опекунами прекрасной Айседоры, любившей танцевать босой. Луначарский подарил роскошную шубу, а Дзержинский – особняк балерины Балашовой. …Дункан предпочла сытых вождей пролетариата голодной петроградской богеме.Кому отдала предпочтение Айседора Дункан, согласно тексту? Как надо составить предложение, чтобы оно соответствовало действительности? (4 балла)Задание 8. Прочитайте. Согласны ли вы с тезисом автора о том, что «язык, принадлежащий народу, и речь, свойственная определённому человеку, – далеко не одно и то же»? Выскажите своё мнение по проблеме, поднимаемой автором (20 баллов).Нелегко представить себе полноценное существование человеческого общества без поистине божьего дара – речи. Мы можем говорить, а значит, общаться, познавать, воплощаться в своих творениях. Язык, принадлежащий народу, и речь, свойственная определённому человеку, – далеко не одно и то же. В речи сказывается наша индивидуальность: полученные знания, практический опыт, нравственные качества и психологические особенности. Большинство людей внутренне стремится к тому, чтобы их речь производила хорошее впечатление, была ясной и выразительной, логичной и правильной, разнообразной и благозвучной. Сделать свои высказывания отвечающими этим и многим другим критериям – задача сложная, но, несомненно, интересная и обещающая высокую награду тому, кто занимается постоянным совершенствованием своего слога. (М. И. Качуренко)Русская литература. 9 классЗадание 1. Прочитайте стихотворение.Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.Гремят раскаты молодые! Вот дождик брызнул, пыль летит… Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит… С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный – Всё вторит весело громам…Ты скажешь: ветреная Геба*, Кормя Зевесова орла**, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила! (^ Ф. И. Тютчев)* Геба – в греческой мифологии богиня вечной юности. Часто изображалась ласкающей Зевсова орла и подносящей ему в чаше нектар. Образ Гебы был распространен в искусстве и поэзии начала XIX в. В стихотворении Тютчева допущена своеобразная вариация мифа: поэт наделяет Гебу не кубком с божественным напитком, а кубком, наполненным громами. Тем самым Гебе как бы передаются функции Зевсова орла, который нередко изображался сжимающим молнии в когтях. **^ Зевесов орел – символ верховного бога Зевса в греческой мифологии.I. Составьте письменный комментарий к стихотворению, обращая внимание на такие вопросы: 1. Каким настроением проникнуто стихотворение? 2. Назовите и прокомментируйте образы природы, которые его выразительно передают. Раскройте значение использованных автором образов древнегреческой мифологии. 3. Определите тему произведения, его основную мысль. 4. Охарактеризуйте образ лирического героя. 5. Назовите средства художественной выразительности в стихотворении (приведите примеры). Раскройте их роль в тексте. 6. Укажите метр и размер. II. Назовите известные вам стихотворения Ф. И. Тютчева, посвященные данной теме. (^ 0-20 баллов)Задание 2. Назовите литературные источники (с указанием авторов) крылатых выражений. (За каждый правильный ответ по 1 баллу)У сильного всегда бессильный виноват. Да, были люди в наше время. Не хочу учиться, хочу жениться. Не пропадёт ваш скорбный труд. А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой! Блажен, кто верует, тепло ему на свете! Не вынесла душа поэта. И дым отечества нам сладок и приятен. Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? Есть ещё порох в пороховницах.Из предложенных крылатых выражений выберите два и раскройте содержание их современного использования. (0-2 балла)Пример: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Из басни «Волк и Ягненок» И. А. Крылова. Цитируется иронически, как комментарий к стремлению осудить, наказать кого-либо, вместо того чтобы выяснить истинное положение дел, восстановить справедливость и т. д.Задание 3. Закончите строки, которые выступают эпиграфами к литературным произведениям. (^ За каждый правильный ответ по 1 баллу)Вкушая, вкусих мало мёда и се аз… Береги честь… На зеркало неча пенять… 1. Укажите авторов и названия этих эпиграфированных произведений. (За каждый правильный ответ по 1 баллу) 2. Раскройте роль одного из приведённых эпиграфов в художественном произведении (3 балла).Задание 4. Назовите «говорящие имена» (не менее восьми) в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль». Раскройте их значение. (^ За каждый правильный ответ по 1 баллу)Задание 5. Прочитайте стихотворение современного русского поэта Андрея Дементьева.А было это в день приезда. С ней говорил какой-то князь. «О боже! Как она прелестна!» – Подумал Пушкин, наклонясь.Она ничуть не оробела. А он нахлынувший восторг Переводил в слова несмело. И вдруг нахмурился. И смолк.Она, не подавая вида, К нему рванулась всей душой, Как будто впрямь была повинна В его задумчивости той.- Что сочиняете вы ныне? Чем, Пушкин, поразите нас?- А он – как пилигрим в пустыне – Шел к роднику далёких глаз.Ему хотелось ей в ладони Уткнуться. И смирить свой пыл. – Что сочиняю? Я… не помню. Увидел вас – И все забыл.Она взглянула тихо, строго. И грустный шёпот, словно крик: – Зачем вы так? Ну, ради Бога! Не омрачайте этот миг…Ничто любви не предвещало. Полуулыбка. Полувзгляд. Но мы-то знаем – Здесь начало Тех строк, Что нас потом пленят.И он смотрел заворожённо Вслед уходившей красоте. А чьи-то дочери и жёны Кружились в гулкой пустоте.1. Назовите произведение А. С. Пушкина, история создания которого поэтически переложена Андреем Дементьевым. (1 балл) 2. Укажите, кому А. С. Пушкин его посвятил. (1 балл) 3. Назовите русского композитора, сочинившего на слова пушкинского произведения, известный романс. (1 балл)Задание 6. Назовите известные вам произведения музыки и живописи, написанные на сюжет «Слова о полку Игореве». (^ За каждый правильный ответ по 2 балла, максимальное количество баллов – не более 8).Русская литература. 10 классЗадание 1. Прочитайте стихотворение.Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!.. (А. Фет)Проанализируйте стихотворение, обращая внимание на следующее: Какова тема, поэтическая идея стихотворения? Какой художественный прием положен в основу стихотворения? Проследите развитие лирического сюжета. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства языка, с помощью которых передаётся динамика и эмоциональная напряжённость стихотворения. Прокомментируйте поэтические образы. Каково, по вашему мнению, символическое значение образа зари? (^ 0-20 баллов)Задание 2. Назовите литературные источники (с указанием авторов) крылатых выражений. (За каждый правильный ответ по 1 баллу)Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Хвалу и клевету приемли равнодушно / И не оспаривай глупца. Глаголом жечь сердца людей. Мы все учились понемногу, / Чему-нибудь и как-нибудь. Здравствуй, племя младое, незнакомое! Люблю отчизну я, но странною любовью! Печально я гляжу на наше поколенье! И скучно, и грустно, и некому руку подать. И какой же русский не любит быстрой езды? Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей.Из предложенных крылатых выражений выберите два и раскройте содержание их современного использования. (0-2 балла)Пример: Не хочу учиться, хочу жениться. Слова Митрофанушки из комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина. Это крылатое выражение используется как иронический комментарий к настроениям праздных, ленивых, недалеких подростков, интересующимися лишь развлечениями.Задание 3. Назовите имена персонажей и названия произведений русской литературы, ставших нарицательными (с указанием автора и источника). Какие качества и черты обозначают эти нарицательные имена и названия? (10 и более правильных ответов – 10 баллов)Задание 4. Напишите схему онегинской строфы. (8 баллов)Задание 5. Назовите произведения русской литературы (с указанием автора), в которых присутствует такой художественный приём, как сон персонажа. (4 и более правильных ответов – 4 балла) Раскройте роль одного из них. (2 балла)Задание 6. Раскройте смысл литературного понятия «маленький человек». Назовите известные вам произведения русской литературы, в которых изображён этот тип. (0-4 балла)Русская литература. 11 классЗадание 1. Прочитайте стихотворение.Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси.Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь.Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти. (^ Б. Пастернак)Проанализируйте стихотворение, обращая внимание на следующее: 1. К какому тематическому разделу лирики относится это стихотворение? 2. В чем состоит специфика лирического героя? Какие «вечные образы» мировой культуры в нем просвечивают? 3. Как передается динамика лирического переживания? 4. Проанализируйте поэтические образы. Какие художественные средства выразительности использованы в данном стихотворении? 5. Определите метр и размер. 6. Назовите известные вам произведения Б. Пастернака. (0-20 баллов)Задание 2. Прочитайте стихотворения, авторы которых не указаны. На основе анализа идейно-образного содержания, определите литературные течения модернизма, к которым они относятся. Кратко аргументируйте свой ответ.I Как царство белого снега, Моя душа холодна. Какая странная нега В мире холодного сна! Как царство белого снега, Моя душа холодна.Проходят бледные тени, Подобны чарам волхва, Звучат и клятвы, и пени, Любви и победы слова… Проходят бледные тени, Подобны чарам волхва.А я всегда, неизменно, Молюсь неземной красоте; Я чужд тревогам вселенной, Отдавшись холодной мечте. Отдавшись мечте — неизменно Я молюсь неземной красоте.II Просторен мир и многозвучен, И многоцветней радуг он, И вот Адаму он поручен, Изобретателю имен.Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн, и ветхой мглы – Вот первый подвиг. Подвиг новый – Живой земле пропеть хвалы.III Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. «Пинь, пинь, пиннь!» — тарарахнул зинзивер. О, лебедиво! О, озари!(^ 0-12 баллов за каждое правильно указанное течение по 2 балла; за каждую аргументацию по 2 балла).Задание 3. Назовите литературные источники (с указанием автора) крылатых выражений. (^ За каждый правильный ответ по 1 баллу)Мы почитаем всех нулями, / А единицами — себя. Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Человек — это звучит гордо! Как бы чего не вышло. И вечный бой! Покой нам только снится. В карете прошлого далеко не уедешь. Всё пройдет, как с белых яблонь дым. Если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Рукописи не горят.Из предложенных крылатых выражений выберите два и раскройте содержание их современного использования. (0-2 балла)Пример: «Не хочу учиться, хочу жениться». Слова Митрофанушки из комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина. Это крылатое выражение используется как иронический комментарий к настроениям праздных, ленивых, недалеких подростков, интересующимися лишь развлечениями.Задание 4. Арабская поговорка гласит: «И по заглавию можно судить о книжке». Назовите произведения русской литературы (с указанием авторов), в заглавия которых вынесены: имя персонажа, проблема произведения. (10 и более правильных ответов – 10 баллов)Задание 5. Объясните смысл высказывания, авторство которого приписывают А. П. Чехову: «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить». (2 балла)Задание 6. Назовите произведения русской литературы (с указанием авторов), в которых упоминается Украина. (0-4 балла)