Великий русский писатель, Иван Александрович Гончаров, в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году опубликовал свой второй роман «Обломов».Это было очень тяжелое время для России. Общество поделилось на две части: первая, и меньшенство – это те которые понимали необходимость отмены крепостного права, те, которых не устраивала жизнь простых людей в России; вторые, большинство – помещики, «барины», зажиточные люди, чья жизнь состояла в праздном время препровождении, то есть те, которые жили за счет принадлежавших им крестьян. В романе автор рассказывает нам о жизни помещика Обломова, о его друзьях.
Итак, главным героем романа является Илья Ильич Обломов. Но не мало внимания автор уделяет и лучшему другу Обломова – Штольцу. Живут оба героя в одно время, и казалось бы, должны быть похожи, но так ли это?
Обломов предстает перед нами человеком « …лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности».Штольц ровесник Обломову, «худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные». Родители Обломова были русскими дворянами, владели несколькими сотнями душ крепостных.Штольц по отцу был на половину немец, мать его – русская дворянка.Веру, Андрей Иванович, исповедовал православную, говорил на русском языке.
Обломов и Штольц знакомы с детства, обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Отец Штольца был там управляющим. « Может быть, у него Илюша и успел бы выучиться чему- нибудь хорошенько, если б Обломовка была в верстах пятистах от Верхлева…Обаяние обломовской атмосферы, образа жизни и привычек простиралось и на Верхлево;…там, кроме дома Штольца, все дышало тою же первобытной ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью». Но своего сына Иван Богданович воспитывал строго: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака». Что касается физического воспитания, то Обломова даже не выпускали на улицу, а Штольц « оторвавшись от указки, бежал разорять птичьи гнезда с мальчишками», иногда, бывало, пропадая из дома на сутки. Обломов с детсва был окружен нежной заботой родителей и няни, а Штольц воспитывался в атмосфере постоянного умственного и физического труда.
Но вот и Обломову, и Штольцу уже за тридцать, какие же они теперь? Илья Ильич превратился в ленивого барина, чья жизнь проходит в лежании на диване: «Лежанье у Ильи Илича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». Штольц же не представляет жизни без движения: « Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть».
Сравнив Обломова и Штольца, мы видим что они очень разные, но что же их объединяет? Да, бесспорно, дружба, но что еще? Мне кажется, что их объединяет вечный и беспробудный сон.Обломов спит на своем диване, а Штольц спит в своей бурной и насыщенной жизни. «Жизнь: хороша жизнь!», — говорит Обломов, -«Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества !…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» Я полностью согласен с Обломовым и считаю, что люди живущие без определенной, возвышенной цели, просто спят в погоне за удовлетворением своих желаний.
Но кто же нужнее России, Обломов или Штольц? Конечно, такие прогрессивные люди как Штольц, просто необходимы, особенно в начале третьего тысячелетия.Но Обломовы никогда не умрут, частичка Обломова есть в каждом из нас, все мы в душе немного Обломовы. Мне кажется, проблема «спящего человека», поднятая в девятнадцатом веке Гончаровым, актуальна и сейчас. Известны слова Ленина, что и после трех революций «старый Обломов остался и надо его долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел».
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru