Идеологическая политика в социальной сфере

Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет нформатики и радиоэлектроникиФЗВиДО

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу
Основы идеологии белорусского государстваВариант №4
на тему
Идеологическая политика в социальной сфере
Выполнил:
ст.гр.403001
Галицкая Е.М.Минск, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Перспективы иусловия становления РБ в качестве социального государства
2. Сущность исодержание социальной политики на современном этапе развития Беларуси
ЗаключениеЛитература
Введение
 
Социальная политика как ценность, каксистема представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных,экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные правачеловека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опорына институты государства. Социальная политика, направленная на защиту интересовчеловека, включает в себя систему мер, защищающих его от безработицы, потериили сокращения доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственнойтравмы, инвалидности, старости и т. д., а также предоставление образовательных,медицинских услуг и пособий семьям с детьми.

1. Перспективыи условия становления РБ в качестве социального государства
Социальная политика государства –одно из направлений его деятельности по регулированию социально – экономическихусловий жизни общества. Суть социальной политики государства в поддержанииотношений как между социальными группами, обеспечении условий для повышенияблагосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формированииэкономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надоотметить, что социальная политика государства, выступающая как составная частьмероприятий, проводимых государством в целях регулирования условийобщественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуациейв стране.
Говоря осоциальной политикегосударства, мы подразумеваем действия правительства, направленные нараспределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества.Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смыслесоциальная политика– это одно из направлений макроэкономического регулирования,призванное обеспечить социальную стабильность общества.
Государственная социальная политика –это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослаблениедифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночнойэкономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, этокомплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций,местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы,возрастания роста цен и т.д. Посредством государственной социальной политики врыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающийопределенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальныхгарантий для всех слоев населения.
Основные цели в области социальнойполитики:
• сокращение масштабов бедности;
• повышение доли трудовых доходов иих реального роста;
• улучшение качества жизни. Стратегиягосударства по улучшению качества жизни требует принятия мер по укреплениюздоровья населения, расширения возможностей получения образования, улучшениюусловий труда и проживанию, расширению возможностей отдыха, обеспечениюкомфортных условий и др.
Важнейшими задачами социальнойполитики РБ на современном этапе являются:
•повышение трудовой и хозяйственнойактивности населения — предоставления каждому трудоспособному человеку условий,позволяющих емусвоим трудом, предприимчивостью обеспечитьблагосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное использование;
•регулирование доходов населения;
•целевая поддержка социально уязвимыхгрупп населения;
•обеспечение занятости и поддержкаработников, высвобождающихся в ходе структурной перестройки;
•реформа организационных структур иисточников финансирования социальной инфраструктуры, пенсионного обеспечения,жилищная реформа.
Социальная политика, как и любаядругая система регулирующих мер, может быть успешно реализована только в томслучае, если достаточно четко определена ее цель. Теоретическое обоснование ееобъекта в период перехода страны к постиндустриальному обществу позволяетпредположить, что главной целью социальной политики Беларуси в долгосрочнойперспективе является повышение уровня и качества жизни населения и созданиеусловий для расширенного воспроизводства качественного человеческого капитала.
Реализация социальной политикиосновывается на следующих принципах:
регулирование доходовпредпринимателей посредством налогового механизма
гарантия заработной платы наемныхработников посредством законодательного утверждения минимальной заработнойплаты как обязательной базы в оплате труда;
защита уровня жизни населенияпосредством индексации заработной платы;
дифференцированный подход ксоциально-демографическим группам населения в зависимости от их социальногоположения, возраста, трудовой способности, состава семьи;
формирование системы законодательнозакрепленных социально-экономических гарантий, предоставляемых государствомсвоим гражданам.
В Республике Беларусь сложиласьсобственная модель социально-экономического развития, в центре которой — человек с его потребностями и интересами. В ее основе лежит активная социальнаяполитика государства, направленная на создание условий для наиболее полнойреализации личности человека, его гармоничного физического идуховно-нравственного развития.
За предшествующие годы республика добиласьзначительных результатов в решении этих задач. Беларусь вместе с Россией и Казахстаномзанимает лидирующие позиции в СНГ по уровню заработной платы и пенсионногообеспечения, имеет самые высокие показатели занятости населения, одни из самыхнизких показателей бедности.
Как уже было отмечено, главная цель социально-экономического развитияРеспублики Беларусь на ближайшие годы — повышение уровня и качества жизнинаселения на основе роста конкурентоспособности экономики. До 2010 годапредусматривается обеспечить существенное повышение уровня занятости населения,размеров заработной платы, пенсий, социальных выплат, дальнейшее развитие исовершенствование здравоохранения, культурно-образовательной сферы, укреплениесоциальных гарантий и стандартов. По данным показателям страна должнаприблизиться к уровню развитых европейских государств.
Это выполнимо, но требует напряженнойработы всех звеньев экономики, эффективного использования имеющихся ресурсов,инициативного, творческого труда на каждом рабочем месте.
Основными принципами проведениясоциальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введенияразных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым беднымсемьям;
3) выдача помощи на случайбезработицы;
4) обеспечение политики социальногострахования, установление минимальной заработной платы;
5) развитие образования, охраназдоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики,направленной на обеспечение квалификации.
Социально ориентированная рыночная экономикапредполагает значительную деятельность государства в решении социальныхпроблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимсяправо на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защитуинвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательствагосударства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государствореализует систему социальных программ.
Социальная политика призвана гарантировать населениюминимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности,безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условийжизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется черезмеханизм государственных программ социального обеспечения и системы социальныхуслуг. Важнейшей частью государственной программы социального обеспеченияявляется социальное страхование. Социальное страхование распространяется налиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход всвязи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социальногострахования компенсирует этой части населения потерю дохода из фондасоциального страхования.
Источником фонда социального страхования являютсявзносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношениемежду этими источниками финансирования социального страхования в различныхстранах различно.
Система социальных услуг (здравоохранение, образование,профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственныйсектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частныепредприятия, государство участвует в финансировании, производстве ираспределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.
Экономическую базу социальной политики государствасоставляет перераспределение индивидуальных доходов населения черезгосударственный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов, частичновозвращается государством населению в виде денежных выплат по различнымсоциальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход, как кналогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различномматериальном положении. В результате социальной политики государства смягчаютсяразличия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходовот более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным(пенсионерам, больным, инвалидам).
В качестве ориентиров государственнойполитики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:
● рост реальных денежныхдоходов – 149–156 процентов;
● повышение реальной заработнойплаты как основного источника формирования доходов и важного стимула трудовойактивности работников –‘ 152–158 процентов;
● снижение уровнямалообеспеченности в два раза;
● совершенствованиегосударственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождениеми воспитанием детей;
● дальнейшее развитие системыпенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в1,5 раза.
социальный гарантия стандарт жизнь
2. Сущность и содержание социальной политики на современном этаперазвития Беларуси
Сущность и содержание социальнойполитики зависят от степени вмешательства государства в управление социальнымипроцессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странахтипы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первуюусловно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняетфункции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своиммасштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественнопассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основыформируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителемданного варианта (с известной степенью условности) является американскаямодель.
Вторая группа – институциональная.Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населениясоциальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного всоциально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частныхинститутов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. Сконцептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияниесоциал-демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно)является шведский вариант социального государства.
Обе группы различаются между собой неналичиемили отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, атакже степенью государственного вмешательства в социальную сферу, рольюперераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем вдеятельности государства. Социальная роль государства во всех остальных странахмира находится в диапазонемежду этими двумя группами.
Главная цель социальной политики РБ — стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его некоторогороста. В дальнейшем предусматривается устойчивый рост жизни населения, для чегонеобходимо обеспечить прирост его реальных доходов на уровне не менее 4 — 5 % вгод. В период до 2010 г. ставятся задачи последовательного повышения уровня икачества жизни на основе ежегодного прироста реальных доходов населения наменее 5 — 5,5 %.
Основная цель социальной политики насовременном этапе – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения.
Важнейшими путями ее достижениядолжны стать усиление роли заработной платы как главного фактора,стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики,обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизнинаселения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущениечрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения врегионах и по отраслям экономики.
Обеспечение максимально полнойзанятости — одна из ключевых задач пятилетки.
Состояние занятости и безработицыпозволяют судить о национальном благополучии и эффективности выбранного путиэкономического развития. По сравнению с рядом других стран, вступивших на путьрыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительного уровнябезработицы. В рамках имеющихся финансовых возможностей осуществляетсясоциальная поддержка безработных.
Достижению контролируемой ситуации нарынке труда служит реализация мероприятий ежегодно разрабатываемых программсодействия занятости населения. В рамках реализации такой программы наимевшиеся вакансии и созданные рабочие места трудоустроено более 100 тыс.человек, в том числе 64 тыс. безработных; оказана финансовая поддержка ворганизации собственного дела 1,4 тыс. безработных; приняли участие воплачиваемых общественных работах 44 тыс. человек, в том числе 29 тыс.безработных.
Ситуация на рынке рабочей силы городаостается стабильной и управляемой. Обозначилась устойчивая тенденция увеличенияспроса на рабочую силу. За последний год всеми субъектами хозяйствования засчет различных источников финансирования создано 3348 новых рабочих мест (72,0% от задания). Численность занятых в экономике города с начала года возросла на1,7 % и составила 92329 человек.
В республике на основе стабилизацииэкономики реализуется курс на поступательный рост заработной платы. Выполнениепрогнозных показателей и заданий в этой области находится под постояннымпристальным контролем Главы государства, Правительства, местных исполнительныхи распорядительных органов. Это позволило за последние годы в несколько разповысить средний размер заработной платы в стране с учетом динамикипотребительских цен. По уровню оплаты труда республика занимает третье местосреди государств СНГ.
Предприятиями и организациями городасо среднемесячной заработной платой менее 400 долл. США составлены графикиповышения заработной платы, разработаны системы мер по обеспечению ихвыполнения. Ход выполнения запланированных мероприятий находится на постоянномконтроле в управлении по труду, занятости и социальной защите горисполкомов.
В отличие от других государств,идущих по пути рыночных преобразований, в республике в основном преодоленытакие явления как задолженность и задержки с выплатой заработной платы.
Вместе с тем остается проблеманизкого уровня заработной платы в организациях коммунальной формысобственности, расположенных в районах, а также в таких отраслях как сельскоехозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность.
Одно из приоритетных направленийгосударственной социальной политики — повышение уровня пенсионного обеспечения.В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. пенсионеров. Из них более 1,9 млн.являются получателями основного вида пенсий — пенсии по возрасту.
Периодически производится перерасчетпенсий: трудовые — в привязке к росту средней заработной платы, социальные, атакже надбавки к пенсиям — ежеквартально в связи с утверждением бюджетапрожиточного минимума. Такой комбинированный механизм пересмотра размеровпенсий ведет к тому, что пенсии растут темпами не ниже зарплаты. К примеру, запятилетку 2001-2006 гг. реальный размер пенсий (с учетом инфляции) увеличился в2,5 раза (зарплата — в 2,4 раза). При этом пенсии выплачиваются своевременно,без каких-либо задержек.
Около 20% граждан после оформленияпенсии продолжают работать, получая, таким образом, дополнительный доход.
Постоянные перерасчеты пенсий нарядус другими мерами обеспечивают относительно стабильную социальную защищенностьпенсионеров. Так, в 2008 году по уровню среднедушевых доходов кмалообеспеченным в республике относилось 8,4% всех семей, в том числе 13,7%семей с детьми и около 4% семей пенсионеров. По уровню пенсионного обеспеченияБеларусь вместе с Россией и Казахстаном занимает лидирующие позиции средигосударств — членов СНГ.
В городе наблюдается тенденцияувеличения численности получателей пенсий. За период с 1 января 2006 года понастоящее время их численность увеличилась на 760 (49447 к 50207) получателей.
Соотношение получателей пенсии кчисленности населения города (218,4 тыс. человек) составляет 23 %.
Национальная пенсионная система, каки пенсионные системы большинства стран, построена на солидарном принципе, прикотором финансирование пенсий осуществляется за счет страховых отчисленийработающих. Поэтому финансовая нагрузка на пенсионную систему во многом зависитот соотношения численности работающих и пенсионеров. Начиная с 90-х годов она вБеларуси существенно возросла в связи с увеличением численности пенсионеровотносительно числа работающих и в соответствии с демографическим прогнозомбудет увеличиваться после 2010 года. Причем в республике удельный веспенсионеров выше, чем в других государствах — членах СНГ: в Беларуси — 26%;России и Украине — 25; Азербайджане, Армении, Молдове — 17; Кыргызстане — 12,Таджикистане — 8%.
Это требует принятия мерпротиводействия возрастанию нагрузки на национальную пенсионную систему. В этихцелях подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О профессиональномпенсионном страховании», предусматривающий введение обязательногопрофессионального пенсионного страхования работников, занятых на рабочих местахс неблагоприятными условиями труда и отдельными видами профессиональнойдеятельности. Предполагается, что средства на выплату досрочных пенсий будутформироваться за счет накопления целевых взносов работодателей за каждоготакого работника. Это позволит постепенно освободить пенсионную систему отрасходов на финансирование досрочных пенсий и будет стимулировать работодателейулучшать условия труда в организациях.
Главой государства поддержаныпредложения Правительства о совершенствовании организационной структурыпенсионной системы путем объединения в Фонде социальной защиты населенияфункций учета плательщиков и сбора взносов на социальное страхование,назначения и выплаты пенсий. Это приведет к оптимизации движения финансовыхсредств, снижению накладных расходов, упрощению процедур оформления пенсии.
Социальная поддержка семей,воспитывающих детей, объективно выступает одним из ключевых направленийгосударственной социальной политики. Именно семья является первичной ячейкойобщества, которая закладывает основополагающие предпосылки для формированиядемографического, кадрово-экономического, культурного, духовно-нравственногопотенциала страны.
Государственная поддержка семей сдетьми в нашей стране осуществляется в различных формах: денежные выплаты надетей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии);денежная и натуральная материальная помощь; социальное обслуживание семьи;трудовые, налоговые и иные льготы. Увеличен размер единовременного пособия.Устранена дифференциация размеров пособий по уходу за ребенком в возрасте дотрех лет. Раньше такое пособие выплачивалось в разных размерах: матерям, вотношении которых уплачивались страховые взносы в Фонд социальной защитынаселения, — в размере 65% бюджета прожиточного минимума; матерям, за которыхвзносы не уплачивались, — 35% БПМ.
С нынешнего года улучшены условиябесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. Отмененкатегориальный подход при его назначении, право на такое обеспечение получиливсе семьи, имеющие детей данного возраста и располагающие определеннымограниченным доходом. При этом в два раза увеличен критерий нуждаемости — среднедушевой доход, учитываемый при назначении детского питания.
Законодательно установлено, чтопродление или заключение нового контракта с матерью, приступившей к работе доили после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трехлет, с ее согласия должно осуществляться на срок не менее чем до достиженияребенком возраста пяти лет.
В последующие годы предусмотреноувеличение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трехлет, расширение налоговых льгот для родителей, имеющих несовершеннолетнихдетей. Будет усиливаться государственная поддержка семьи при строительстве(реконструкции) и приобретении жилья.
Государством значительное вниманиеуделяется также воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей. Для них в стране функционирует широкая сеть детских школ-интернатов,центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, оздоровительныхлагерей для детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.В ряде таких центров созданы отделения постинтернатной адаптации, призванныеоказывать содействие своим воспитанникам в приспособлении к самостоятельнойжизни. С целью приближения условий жизни несовершеннолетних детей к условиямжизни биологической семьи внедряется практика их воспитания в приемных семьях,детских деревнях.
Для создания благоприятных условийжизнедеятельности семьи первостепенное значение имеют также меры, связанные сулучшением репродуктивного здоровья населения, охраной здоровья матери иребенка, снижением заболеваемости и смертности населения. Комплекссоциально-экономических, медицинских, организационных, идеологических и иныхмер, направленных на поддержку семьи и народонаселения в целом, содержится вНациональной программе демографической безопасности Республики Беларусь на2007-2010 гг.
Особое внимание в республикетрадиционно уделяется ветеранам войны и труда. Забота государства о ветеранахявляется свидетельством признания их заслуг перед обществом и направлена наоказание помощи в решении их жизненных проблем.
С целью улучшения положения пожилыхлюдей, ветеранов войн, граждан, пострадавших от войн, и усиления их социальнойзащищенности реализуется Республиканская комплексная программа социальнойподдержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на2006-2010 гг. (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусьот 19 декабря 2005 г. № 1488). В рамках Программы проводится обследованиеусловий жизни данных категорий граждан, медицинское обследование, оказываетсясодействие в их лечении и оздоровлении, решении бытовых проблем,социально-правовой защите, занятии оплачиваемым посильным трудом,осуществляется социальное обслуживание, определение и содержание вдомах-интернатах, предоставление социальных льгот и гарантий.
Для бывших узников фашистскихконцлагерей и других мест принудительного содержания, помимо указанных льгот,остаются: повышение размеров пенсий и льготное налогообложение; получениельготных кредитов, субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретениежилых помещений; безвозмездная передача в собственность занимаемых ими жилыхпомещений; первоочередное обслуживание в учреждениях здравоохранения; льготы всфере трудовых отношений; первоочередное выделение кормов для скота.
Практически в полном объеме сохраненыльготы для Героев Советского Союза, Беларуси, Социалистического Труда,кавалеров орденов; участников и инвалидов Великой Отечественной войны;инвалидов I и II групп.
Аналогичные подходы заложены и вКомплексной программе по совершенствованию системы социальной работы содинокими гражданами пожилого возраста до 2010 года (утверждена постановлениемСовета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2004 г. № 855). В соответствиис индивидуальными потребностями одиноких пожилых граждан на уровне сельскихСоветов, районов разрабатываются планы мероприятий по оказанию конкретнойпомощи таким гражданам. Проблемы, не требующие привлечения дополнительныхфинансовых средств, решаются в оперативном порядке.
Оказание социальной помощи ветеранамвойны, труда, одиноким гражданам пожилого возраста основано на тесномвзаимодействии органов социальной защиты, здравоохранения, бытовогообслуживания, культуры, образования, предприятий торговли, узлов почтовойсвязи, организаций, где ранее работали пожилые люди. Это позволяет сделатьпомощь более многосторонней и оперативной.
Государство принимает активноеучастие в решении проблем инвалидов и инвалидности. Государственная социальнаяполитика в отношении инвалидов направлена на осуществление мер попредупреждению инвалидности, реабилитации инвалидов, обеспечению равенства иполноправного участия их в жизни общества.
В республике реализуетсяГосударственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитацииинвалидов на 2006-2010 гг. (утверждена постановлением Совета МинистровРеспублики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 1269). Создана сетьреабилитационных учреждений, осуществляющих мероприятия по медицинской,социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.
Ключевая задача: интегрироватьинвалидов в общество как полноправных членов, создать основополагающие условиядля этого, уйдя от сторонней мелочной их опеки, чтобы инвалиды по максимумусамостоятельно могли справляться со своими каждодневными проблемами.
Одной из ключевых задач социальногоразвития является предотвращение малообеспеченности (бедности). Государствомосуществляется целенаправленная поддержка тех слоев населения, которые в силуобъективных обстоятельств находятся в бедственном положении, не имеядостаточных средств для удовлетворения своих основных жизненных потребностей ипотребностей своей семьи.
В Республике Беларусь сформированаразветвленная система государственной социальной поддержки нуждающихся исоциально уязвимых категорий граждан. В отличие от большинства бывших советскихреспублик, которые по финансово-экономическим причинам переходного периодасвернули преобладающую часть программ социальной поддержки населения, вРеспублике Беларусь не только сохранены ранее действовавшие программы, но ивведен ряд новых: безналичные жилищные субсидии, адресная социальная помощь,система социальных стандартов. Получила развитие система социальногообслуживания малообеспеченных граждан.
Важную роль в сокращениималообеспеченности играет поступательное повышение уровня государственныхминимальных социальных гарантий, прежде всего — минимальной заработной платы иминимального размера пенсии по возрасту.
Во всем цивилизованном мире признанпуть к здоровью через физическую культуру и массовый спорт. Это целесообразно ис экономической точки зрения. По данным ЮНЕСКО, 1 евро, вложенный в развитиемассового спорта, позволяет сэкономить на медицинских расходах 12 евро. Жителизападных стран активные занимаются спортом, и государство поддерживает их вэтом.
Физическая культура — часть общейкультуры человека. В нашей стране формирование здорового образа жизни черезразвитие массового спорта является частью государственной идеологии. Какнеоднократно подчеркивал Президент страны А.Г. Лукашенко, развитие спорта вБеларуси — не благотворительность, не бездумная трата бюджетных средств, ареальная возможность оздоровления нации, прежде всего — через приобщение к немуподрастающего поколения.
Путь к здоровой нации лежит толькочерез культ здорового образа жизни. Именно здоровье выступает сегодня главнымчеловеческим и социальным капиталом.
Основополагающими принципамиорганизации здравоохранения в Республике Беларусь выступают государственность, доступностьи бесплатность медицинской помощи.
В настоящее время проводится работапо реформированию системы здравоохранения. При этом основное внимание уделяетсяпрофилактике заболеваний, развитию первичной медико-санитарной помощи, особеннона селе, совершенствованию специализированной медицинской помощи,лекарственному обеспечению, оснащению больниц и поликлиник современнымоборудованием.
Введение основного социальногостандарта в области медицины — финансирования здравоохранения в расчете наодного жителя — позволило оптимизировать распределение бюджетных средств иповысить эффективность их использования. По сравнению с предшествующим годомрасходы на здравоохранение в целом увеличились на 19%.
В результате реализации мероприятийгосударственных и отраслевых программ в области охраны здоровья населенияповысилась рождаемость и сократилась смертность.
Во всем мире состояние социальногоблагополучия государства характеризуется показателями младенческой, детской иматеринской смертности. Республика Беларусь выполнила задачу, поставленнуюВсемирной организацией здравоохранения для стран Европейского региона: снизитьмладенческую смертность до уровня, не превышающего 10 случаев на 1 тыс. детей,родившихся живыми.
Положительной тенденцией в областиохраны материнства и детства становится то, что медицинской помощью мировогоуровня могут воспользоваться не только жители столицы, но и регионов.
Новым этапом улучшения качествамедицинской помощи для граждан республики станет реализация мероприятийГосударственной комплексной программы развития регионов, малых и среднихгородских поселений на 2007-2010 гг.
Система образования Беларусидинамично развивается. Сегодня она сопоставима с образовательными системаминаиболее развитых государств мира и по эффективности, и по результатам обученияи воспитания. Это подтверждается, к примеру, победами белорусских студентов ишкольников на международных предметных олимпиадах, ростом популярности высшегообразования в нашей стране.
Совершенствуется законодательнаябаза. В 2006 году принят Закон Республики Беларусь «Об общем среднемобразовании», в июле 2007-го — «О высшем образовании».
Грамотное и всеобъемлющее правовоеобеспечение — необходимое условие инновационного развития системы образования.Его цель шире, чем простая передача знаний новым поколениям. Это подготовкакадров для отраслей экономики и социальной сферы, участие в воспитанииподрастающих поколений, формирование общественного сознания и культуры граждан.Реализация данных задач требует кардинальных изменений в образовательной сфере.
В системе дошкольного образованияпродолжает совершенствоваться многофункциональная сеть дошкольных учреждений,открываются новые специальные, санаторные и интегрированные группы.
Растет образовательный уровеньпедагогов, работающих в детских садах: 45% из них имеют высшее образование. Всебольше родителей доверяют воспитание своих детей профессионалам. Если в 2001году дошкольные учреждения посещали 69,3% детей, то в 2007-м этот показательвырос до 82,3%.
Отечественными учеными и педагогамиразработаны новые учебники и учебно-методические комплексы. К началу 2007/2008учебного года подготовлено 126 наименований учебной литературы, из них только24 переиздания, а 102 учебника — новые. Дальнейшее развитие получилоиспользование учителями компьютерных, интерактивных и других современныхтехнологий, расширяющих возможности обучения и воспитания детей.
Дальнейшее развитие школьногообразования в Беларуси ставит новые актуальные проблемы. Например, какоптимизировать учебную нагрузку, чтобы и необходимые знания дать, и здоровьешкольников сберечь. Предстоит также выяснить, какова отдача для реальнойэкономики от разделения на средние школы, гимназии, лицеи и колледжи. Ведь позакону в любом из таких учреждений возможно изучение предметов на углубленномуровне. Из года в год совершенствуется система централизованного тестирования.Тем не менее все вопросы школьной реформы решаются в соответствии с однимтребованием: не нарушить базовые принципы отечественного образования — доступность, бесплатность и высокое качество.
Развитие профессионально-техническогообразования направлено на формирование открытой и доступной системы обучения,позволяющей максимально удовлетворить потребность экономики в квалифицированныхрабочих (служащих). Профессионально-техническое образование в республикенацеливает на непрерывное совершенствование профессионального мастерства,продолжение обучения в системе среднего специального или высшего образования.
Ситуация на рынке труда сегодняскладывается таким образом, что наиболее востребованы именно рабочиеспециальности.
В системе среднего специальногообразования Республики Беларусь работают 123 государственных и 10 частныхссузов (техникумы, училища, колледжи), а также 53 профессионально-техническихколледжа, 3 высших колледжа, где интегрируется подготовка специалистов науровнях среднего специального и высшего образования, 6 учебных комплексов,созданных на базе общеобразовательных школ.
Идея непрерывного профессиональногообразования реализуется путем интеграции подготовки специалистов в учреждениях,относящихся к различным уровням образования (среднему специальному, высшему,профессионально-техническому). В республике появились новые типы учрежденийобразования — учебно-педагогические комплексы «гимназия-колледж»,профессионально-технические колледжи, университетские комплексы.
Произошло изменение объемов иструктуры подготовки специалистов. Теперь вузы будут выпускать большеработников для отраслей машиностроения, лесного хозяйства, транспорта,теплоэнергетики. Получение высшего образования в Республике Беларусьпредоставляют 53 учреждения (из них государственных — 43, частных — 10).Ежегодно вузы республики выпускают более 50 тыс. специалистов с высшимобразованием, полностью обеспечивая подготовку кадров по всем отраслямэкономики и социальной сферы страны.
Развитие высшей школы в Беларуси идетв ногу со временем. За последние 10 лет перечень специальностей высшегообразования обновлен более чем на 40%.
Престиж высшего образования постояннорастет. Прием на бюджетные места не снижается. В то же время общее количествостудентов из года в год увеличивается, прежде всего, за счет «платников». Этоговорит о том, что уровень благосостояния растет, и все больше людей имеютвозможность учить своих детей за деньги, если те не прошли по конкурсу в высшееучебное заведение.
Сформирована двухступенчатая системавысшего образования. Первая ступень направлена на подготовку квалифицированныхспециалистов для реального сектора экономики и социальной сферы. Вторая ступеньвысшего образования (магистратура) обеспечивает подготовку специалистов длянаучно-исследовательской, инновационной деятельности. Срок обучения — от 1 до 2лет. Диплом магистра дает право на поступление в аспирантуру.
В республике создана системараспределения и закрепления на местах молодых специалистов. Получив высшееобразование за счет бюджетных средств, они распределяются на свое первоерабочее место. Закон Республики Беларусь «О высшем образовании» обязывает либоприступить к работе, либо вернуть государству затраченные средства. В 2008 году98% выпускников прибыли на работу по распределению. К тем, кто не выполняет требованийзакона, применяют судебные санкции. Одно из приоритетных направленийгосударственной политики, обеспечивающей эффективное социальное развитие, — поддержка талантливой молодежи. За год, прошедший после утверждения УказомПрезидента Республики Беларусь Государственной программы «Молодые талантыБеларуси» на 2006-2010 гг., расширена сеть учреждений образования, работающих сталантливой молодежью. Значительно пополнился банк данных одаренной молодежи,созданный в специальном фонде Президента Республики Беларусь по социальнойподдержке одаренных учащихся и студентов. В настоящее время он содержитинформацию о более чем 6 тыс. выпускников и их карьерном росте.
Система образования города имеетразветвленную сеть учреждений: дошкольное, общее среднее и профессионально-техническоеобразование, высшее. Функционируют 59 дошкольных; 34 общеобразовательныхучреждений, в том числе 3 гимназии, учебный комплекс школа-колледж искусств, 2вечерние общеобразовательные школы; 7 учреждений профессионально-технического образования,5 средних специальных, 2 высших учебных заведения.
Особая роль при этом отводитсядошкольному образованию. На данном этапе формируются не только первые жизненныенавыки, но и самосознание ребенка.
Повышению качества дошкольногообразования способствует развитие сети учреждений нового типа. В городе открыто6 дошкольных учреждений с углубленным направлением в работе.
Образ жизни ребенка дошкольноговозраста, напрямую зависит от условий пребывания, от организацииобразовательного процесса в дошкольном учреждении.
Анализ здоровья дошкольников показалстабилизацию состояния здоровья детей в целом по городу. Этому способствоваларабота 33 санаторных групп на базе дошкольных учреждений.
Очевидно, что позитивныепреобразования происходят и в системе общего среднего образования, котороеявляется очередным этапом становления личности.
Государством обеспечиваютсявозможности для всестороннего развития человека. Как отметил ПрезидентРеспублики Беларусь на третьем Всебелорусском собрании, повышение качествасреднего образования, в том числе на селе, является одним из приоритетовобразования на предстоящую пятилетку.
Всемерная поддержка одаренных италантливых учащихся — неизменный приоритет государственной политики.Совершенствуется механизм адресной поддержки одаренных учащихся. В текущем году70 учащихся общеобразовательных учреждений Могилевской области награжденыспециальным фондом Президента Республики Беларусь по социальной поддержкеодаренных учащихся и студентов.
Совершенствуется воспитательная и идеологическаяработа, нацеленная на создание целостной среды воспитывающей среды.Приоритетным становится формирование социально активной, граждански зрелойличности, способной противостоять негативным тенденциям и проявлениям.

 Заключение
Таким образом, в РБ разработан и действует достаточносложный и взаимоувязанный комплекс мер по проведению социальной политики встране.
На современном этапе основной целью государственногорегулирования отраслей социальной сферы является сохранение существующихсоциальных гарантий и стандартов в здравоохранении, образовании, культуре, вобеспечении жильем и коммунальными услугами и недопущение их снижения;сокращение масштабов социального расслоения общества в потреблении социальныхуслуг на основе стабилизации уровня жизни населения, роста его доходов. Именноэти направления социальной политики в РБ представляются наиболее важными.
Литература
 
1. Основы идеологиибелорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В.Решетникова.-Мн.: Академия управления при Президенте РеспубликиБеларусь.-2004.- 690с.
2. Материалы с сайтаhttp://www.president.gov.by/
3. Материалы с сайтаhttp://mintrud.gov.by/
4. Материалы с сайтаhttp://www.centraldepo.by/