Идеологическое многообразие Российской Федерации

Московский гуманитарно-экономический институт
Северо-Западный филиал г. Мурманск
Курсовая работа
Учебная дисциплина: «Конституционное право России»
ТЕМА:
«Идеологическое многообразие РоссийскойФедерации»
2006 год

Оглавление
Введение
Глава I. Сущностьидеологического многообразия
1.1    Функциии уровни идеологии
1.2    Сущностьидеологического многообразия
Глава II. Политические идеологии иорганизационно-правовые формы общественных объединений
2.1    Понятие общественных объединений
2.2    Видыобщественных объединений
2.3    Политическиеобщественные объединения
2.4    Современныеполитические идеологии
Заключение
Список литературы
 

Введение
Темакурсовой работы звучит следующим образом: «Идеологическое многообразие РФ».Следует определить ряд мотивов, которые закреплены именно в таком названии,оговорить актуальность, новизну, основную идею работы.
Актуальностьтемы исследования: Примечательно, что за последний год идеологическаяпроблематика уходит на «второй план» в области официальныхсоциально-философских дискуссий в нашей стране.
1.Связано ли это со смутным ощущением нарождающейся национальной идеи (которую покаеще не ясно, как нужно формулировать в условиях становящейся «вертикали»власти), или же явная популярность вопроса «какой должна быть идеология всовременной России».
2.Привела к исчерпанности поверхностных решений этой проблемы, и сейчас последуютсерьезные теоретические разработки — судить пока рано.
Однакоактуальность любых работ по идеологии очевидна и связана; с двумя моментами:
во-первых,существует определенный вакуум теоретических исследований феномена идеологиикак проблемы. И дело, не только и не столько в том, что совсем недавно мыполучили возможность открыто обсуждать этот вопрос или просто не успеваемвключать в свой арсенал работы западных теоретиков. Проблема гораздо глубже:существенные сдвиги в самоопределении философии, онтологический поворот, произошедшийв двадцатом веке, проблематизирует целую традицию рассмотрения ряда ключевыхпонятий.
Во-вторых,именно наше общество за последние полтора десятилетия претерпевает значительныеизменения. Произошедший сдвиг во всех сферах жизни порождает ряд внутреннихпроблем, характерной особенностью которых оказывается несоответствие междуновыми условиями жизни, старыми схемами деятельности и несформированность общихориентиров и критериев для выработки новых схем. Динамика общественной жизни«разрывает» ранее привычные и взаимоопределяемые понятия места и функции,самореализации и социальной роли. Это приводит к дезориентированности,«бессмысленности», некачественности общественной деятельности, к сбоям,поломкам, «непростроенности» форм ее протекания: Именно на этом? фонеактуализируется проблема формирования идеологии как некой общественнойстратегии, задающей цели, смыслы, горизонты для жизни конкретного человека иобщественного «организма» в целом. Ситуация осложняется тем, что мы сталкиваемсяс непривычным фоном идеологического плюрализма, пришедшего на сменумоноидеологии СССР (статья 13 Конституции РФ гласит: «В России признаетсяидеологическое многообразие»). Наконец, изменения, происходящие в современноммире и связанные с формированием общего социального — пространства,«становлением мировой цивилизации», делают чрезвычайно актуальным вопрос оспособах и механизмах взаимодействия различных культур, различных обществ,вопрос об основаниях и средствах интеграции различных ценностей и идеологий.Таким образом, идеология; фактически перестает быть периферийной темой, научныхрассуждений — она, предстает в качестве конкретного предмета социально — исследования.
Степень научной разработанности темы:Идеологическаяпроблематика стала предметом исследования получившая свое освещение в трудах:А.С. Ахиезера, К.С. Гаджиева, А.Г. Дугина, В.К. Кантора; А.А. Кара-Мурзы, В. А.Козлова, И.А. Косолапова, М.А. Краскова, Д.С. Львова, Э.М. Мирского, Ж.Т.Тощенко, Г.В. Осипова, В.Б. Пастухова, Н.С. Розова, И.Г. Яковенко, Ю.Г. Волкова,В.С. Малицкого, В.В. Панину, В.И. Сороковикову, О.Д. Волкогонову, И.М. Попову.
В ходенаписания курсовой работы были использованы такие методы как: анализ, синтез,сравнение, а так же изучение литературы и нормативно-правовых актов.
Объектисследования: ряд концепций и теорий, проблематизирующих и описывающих,идеологию с точки зрения ее происхождения, сущности, функций, ее отношения кдругим идеологиям, науке, религии, выявляющих ее, связь с типами общества,сознанием, познанием.
Предмет исследования: сущностные характеристики, тенденции и перспективы развитияидеологии.
Цель исследования: Раскрыть сущность идеологического многообразия, функции и уровниидеологии. Рассмотреть понятие и виды общественных объединений, дать характеристикуполитической идеологии.
Данная цельконкретизируется в следующих задачах:
·          наосновании анализа развития понятия «идеология» дать определение вышеназванногопонятия, используемое в курсовом исследовании;
·          исследоватьидеологическую ситуацию в современном мире посредством теоретического анализанаиболее распространенных идеологических концепций;
·          проанализироватьидеологическую ситуацию в современной России;
·          провестиисторико-теоретический анализ предпосылок возникновения и развития идеологии;
·          провестианализ основного содержания идеологии, истории и перспектив ее развития.
Структура работы: курсовая состоит извведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Сущность идеологическогомногообразия
Статья13 Конституции РФ 1. В Российской Федерации признаетсяидеологическое многообразие.  2. Никакая идеология не можетустанавливаться в качестве государственной или обязательной.  3.В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.  4. Общественные объединения равны перед законом.  5.Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действиякоторых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя инарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства,создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальнойи религиозной розни.
Согласноприведенной статьи устанавливается мера и принципы политической иидеологической свободы в Российской Федерации. Следует сразу же отметить, чтоэта мера предоставляет необычайно широкий простор для деятельности личности,партий и общественных объединений.
Идеология —это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов насоциальную действительность, общество и отношения людей между собой.Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственносвязана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение,изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.
Идеологическоемногообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп,политических партий и общественных объединений.
1)беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительноэкономического, политического, правового и иного устройства РоссийскойФедерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом.
2)пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации:прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических инаучно-популярных работ, трудов, статей и т.п.
3) вестиактивную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу:разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, другиедокументы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политическогостроя Российской Федерации.
4) публичнозащищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с инымиидеологиями.
5) требоватьпо суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных среализацией права на идеологическое Многообразие.
Конституционныйпринцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться вкачестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий вобществе. Ни одна из них не имеет приоритета, который закреплялся бы официальногосударством законодательным или иным способом. Граждане России вправепридерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализациив жизнь. Но такой выбор делается ими осознанно, добровольно и самостоятельно. Вто же время государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию вкачестве общеобязательной, которую они должны под страхом уголовного и иногонаказания разделять, изучать и пропагандировать.
Отсутствиегосударственной или обязательной идеологии нельзя понимать в том смысле, чтоорганы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либоидеологических взглядов, идей, находятся как бы вне идеологической борьбы вобществе, стоят над нею.
Зависимостьгосударственной власти от идеологических установок лиц, проводящих эту власть,а также последствия, к которым может привести и приводят ситуации, когда разныеорганы государственной власти или лица придерживаются различных идеологическихвоззрений, наиболее ярко показывают взаимоотношения бывшего Верховного СоветаРоссийской Федерации и Президента Российской Федерации в 1993г.
Именновозможность с помощью государственного аппарата проводить идеологическиевоззрения в жизнь и заставляет социальные группы и партии весьма активнобороться за внедрение своих сторонников в те или иные государственныеструктуры, что еще раз убедительно продемонстрировали выборы в ФедеральноеСобрание.
Действеннойгарантией принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч.3данной статьи Конституции принцип политического многообразия, многопартийности.
Партии,выражая политическую волю своих членов, своими основными задачами видят участиев формировании органов государственной власти и управления, а также восуществлении власти через своих представителей, избранных в законодательные ииные представительные органы власти. Партии принимают программные документы,публикуемые для всеобщего сведения, ежегодно оглашают свои бюджеты, не могутполучать финансовую и иную материальную помощь от иностранных граждан, государстви организаций.
Партии имеютправо выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, в том числеединым списком, вести предвыборную агитацию, формировать фракции из своихсторонников в представительных органах.
Равенствообщественных объединений перед законом проявляется в равенстве требованийгосударства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации ипрекращения их деятельности. Так, в уставе, положении или ином основополагающемакте общественного объединения должны быть определены цели, задачи, структура итерритория деятельности общественного объединения, условия и порядок приема ивыхода членов, их права и обязанности, полномочия, порядок образования и срокиполномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имуществаобщественного объединения и его организаций.
Равенствообщественных объединений перед законом проявляется также в равенстве их прав вобщественной и хозяйственной деятельности.
Во-первых,это возможность свободного распространения информации о своих целях идеятельности, участие в формировании органов государственной власти иуправления и в выработке их решений, представление и защита законных интересовсвоих членов и осуществление иных полномочий в соответствии со своими уставамии законодательством России.
Во-вторых,это права всех общественных объединений учреждать средства массовой информации,осуществлять издательскую деятельность, создавать в целях выполнения уставныхзадач предприятия и хозрасчетные организации, иметь в собственности здания,сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имуществокультурно-просветительского и оздоровительного назначения. Денежные средстваравным образом могут формироваться из вступительных и членских взносов (еслиэто предусмотрено уставом общественного объединения), добровольных взносов,пожертвований, поступлений от лекций, выставок, лотерей, спортивных и иныхмероприятий, доходов от производственной, хозяйственной, издательской и инойдеятельности, не запрещенной законом.
В ч.5 ст.13Конституции предусматривается перечень оснований, при наличии которыхзапрещаются создание и деятельность общественных объединений. Если прирегистрации устава проверяются цели общественного объединения, то послерегистрации — его действия. И то и другое возложено на учреждения Министерстваюстиции Российской Федерации, которые вправе требовать от руководящего органаобщественного объединения представления принятых решений, направлять своихпредставителей для участия в проводимых общественным объединением мероприятиях,получать объяснения от членов общественного объединения и других граждан повопросам, связанным с соблюдением законодательства и устава общественногообъединения.
Федеральнымзаконом «Об общественных объединениях», принятым Государственной ДумойРоссийской Федерации 14 апреля 1995г., предусматриваются обязанностиобщественных объединений: соблюдать законодательство России, общепризнанныепринципы и нормы международного права, свои уставы и иные учредительныедокументы, ежегодно информировать орган, регистрирующий общественныеобъединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного местанахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия,представлять данные о руководителях общественного объединения в объемесведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В случаенарушения общественными объединениями ч.5 ст.13 Конституции, а также совершенияиных действий, противоречащих законам, уставным целям, прокуроры вносят вруководящие органы данных общественных объединений представление об указанныхнарушениях и устанавливают срок для их устранения. Если в установленный срокэти нарушения не устраняются, деятельность общественных объединенийприостанавливается на срок до шести месяцев решением соответствующего суда наосновании заявления прокурора.
Орган,регистрирующий общественные объединения, вправе подать заявление в суд оприостановлении деятельности общественных объединений после двух письменныхпредупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суд вустановленном законом порядке или не признаны судом как основанные на законе.
В случае приостановлениядеятельности общественного объединения на срок, установленный решением суда,приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации; емузапрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичныемероприятия; принимать участие в выборах; использовать банковские вклады, заисключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам,возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов.
Если втечение установленного срока общественное объединение устраняет нарушение,послужившее основанием для приостановления его деятельности, то после окончанияуказанного срока общественное объединение вправе возобновить свою деятельность.1.1    Функции и уровни идеологии
Для болеечеткого понимания сущности идеологии в жизнедеятельности человека, вфункционировании общественной системы, необходимо определить ее функции.
Познавательная функция идеологии означает, что в различныхтеоретических формах идеологии осуществляется познание Вселенной, общества,человека, а также систематизация полученного знания. Таким образом происходиттворческое развитие идеологии. Никто же не станет отрицать, что в такихтеоретических формах идеологии, как философия, политология, социология,политэкономия, этика, эстетика и др., осуществляется познание мира, места ироли человека в мироздании и т.д.
Оценочная(аксеологическая) функция дает вполне конкретную оценку на основе социальных интересовразличного рода ценностей и норм поведения, а именно: нравственных,эстетических, правовых, политических, экономических и др.
Программно-целеваяфункция идеологии показывает цели, разрабатывает программы их достижения ирегламентирует тем самым поведение людей в обществе (например, шариат как нормаповедения мусульманина).
Футурологическая функция моделирует будущее развитие общества, даетпредставление о лучшем устройстве общества, к которому необходимо стремитьсявсем гражданам.
Интегрирующая функция предполагает, что идеологии интегрируют знания ина основе высших знаний и ценностей объединяют личностей в большие социальныегруппы, придавая целостность и устойчивое состояние обществу, как социальномуорганизму.
Регулятивная функция идеологии. Идеология регулирует поведение,деятельность индивида и групп людей во всех сферах общества.
Защитная функция идеологии проявляется в борьбе идеологий, когда ведетсябескомпромиссная идеологическая борьба и психологическая война идеологий. Внастоящее время осуществляется конкуренция и сосуществование идеологий вусловиях столкновения цивилизаций Востока и Запада.
Социально-организующая функция определяет принципы организации иуправления жизнью общества. Фактор идеологии «вписан» в мир общественной жизнии человеческой культуры, что очень хорошо просматривается в развитых и сложныхцивилизациях.
Кроме перечисленных функций современные идеологоведы выделяют идругие. Например, В.Н. Кузнецов отмечает теоретическую, прогностическую,эвристическую, практическую функции, причем, как он пишет: «…практическаяфункция идеологических практик четко ориентирована на поддержку людей, семей,общества и государства:
·         идеологияспособствует пониманию людьми общих целей и целей другого человека;
·         идеологияснижает духовную и социальную напряженность;
·         идеологияпомогает понять необходимость назревших перемен в обществе и государстве;
·         идеологиясодействует сохранению и развитию традиций, идеалов, ценностей, норм ипониманию обязанностей, ответственности и долга;
·         идеологияпомогает пониманию и усвоению сути смысла жизни каждого человека;
·         идеологияформирует и разъясняет значимость и содержание российской мечты, важной дляконкретного человека и общества в целом;
·         идеологияподдерживает понимание достоинства и честности для отдельного человека, длясемьи, для общества и для государства»[1].
Кроме характерных черт и функций идеологии следует также выделятьуровни идеологии.
Теоретический уровень идеологии предполагает разработку, внедрениеи функционирование в сознании личностей фундаментальных знаний и ценностей,являющихся основой той или иной идеологии. В большей степени этот уровеньразвития и функционирования идеологического учения связан с профессиональнымиидеологами, специально занятыми разработкой основополагающих идей и принциповидеологии.
Второй уровень идеологии связан с разработкой и внедрениемобщедоступных идеологических знаний и ценностей, приемлемых для массовогоизучения и внедрения в сознание масс народа. Часто данный уровень отождествляютс массовой идеологической пропагандой и агитацией, поэтому ряд исследователейэтот уровень определяют как пропагандистский.
Третий уровень идеологии предполагает формирование ифункционирование идеологических ценностей на уровне обыденных идеологическихпредставлений и взглядов.
Обыденные идеологические представления образуются двумя путями:первый означает, что идеологи — профессионалы, особенно пропагандисты,разрабатывают примитивные, элементарные идеологические представления и идеи,рассчитанные на самый примитивный уровень усвоения идеологических идей иценностей. Второй путь предполагает, что идеологические взгляды и представлениявырабатываются самостоятельно индивидами в их повседневной жизни. Это обычновзгляды, формируемые личностями в сфере общения и быта (как правило, эторассуждения о политике в компании сослуживцев и друзей).
В любой идеологической системе необходимо выделять также такойуровень идеологии, который можно определить как идеологическая психология. Этотуровень обычно отождествляют с политической психологией масс народа. К данномууровню идеологии следует отнести идеологические чувства и эмоции, которые могутформироваться самостоятельно индивидами.
Во время противостояния идеологических систем отношение междуидеологиями (на психологическом уровне) проявляется как психологическая война вбескомпромиссной борьбе идей. К данному уровню следует отнести также элементыбессознательного, проявляющиеся в идеологических чувствах и эмоциях.1.2 Сущностьидеологического многообразия
Определяя сущность идеологии в целом, следует отметить, чтоидеология есть не только и не столько учение об идеях, а гораздо более широкоеобъемное явление социальной жизни, являющееся одновременно и теоретическиммировоззрением, и системой вытекающих из мировоззрения регулятивов, установок,норм поведения, и определенной системой идеологического воздействия. Кидеологии следует отнести также идеологические институты и организации, которыеразрабатывают и внедряют идеологические знания и ценности в сознание народа. Ноглавное идеологию можно определить как систему знаний и ценностей, лежащих восновании становления, развития и формирования общества.
С этой точки зрения мы увидим, что любое общество основывалось наопределенной системе знаний и ценностей, без этой системы знаний обществопросто бы не существовало. Идеологические знания это как раз то, что отделяетчеловеческое общество от животного стада, так же как освоенные и добытыеиндивидом знания определяют сущность человека и отличают личность от животногосущества. Каковы идеологические знания, лежащие в основании развития общества,таково и общество. В течение многих тысячелетий идеологические знания иценности проявлялись в различных формах, в форме мифа, религии, философии идругих идеологических учениях.
Сущность идеологии проявляется в ее свойствах, качествах ихарактерных чертах. Определяя идеологию, как особую социальную структуруобщества, можно выделить следующие характерные черты идеологий. Важнейшейчертой идеологии является то, что она всегда давала целостную картину мира,акцентируя внимание на месте и роли человека в этом мире. Все известные намидеологии, оказавшие влияние на ход развития человеческих цивилизаций,обязательно давали целостную картину мира. Ибо идеологии мира прежде всегоформировали мировоззрение индивидов, а затем уже, дав определенную картинумироздания, определяли регулятивы поведения людей в мире в соответствии спредставлениями о месте и роли человека в мироздании. Как известно, Священноеписание иудеев и христиан, как основа библейской идеологии, начинается с творениямира Богом в течение шести дней. В других религиозных идеологиях ДревнегоЕгипта, Вавилона, Индии обязательно давались картина мира и процесс еготворения в религиозной интерпретации. В религиозно-светских идеологиях,особенно в эпоху Нового времени, давались развернутые картины мироздания.Наиболее полные представления о мире мы видим в философских системах Декарта,Спинозы, Шеллинга, Гегеля, Гумбольдта. В XX в. такой религиозно-светскойкартиной мира представляется система мира, изложенная Тейяром де Шарденом в егознаменитой работе «Феномен человека». Если обратиться к светским идеологиям, тов той или иной мере представления о мире и роли человека в нем обязательноприсутствуют в идеологическом учении. Так, марксистский диалектическийматериализм как раз и давал материалистическую картину мира при рассмотрениипроблем материи, пространства, времени, движения, сознания, соотношения природыи общества и т.д. Даже идея Ф. Ницше о вечном возвращении являлась основойпостроения ницшеанской картины мира. К сожалению, в современной России, когдашел спор об идеологии, ряд авторов выступил с отрицанием мировоззренческойчерты идеологии: «Идеология не является всеобъемлющей картинойдействительности, объединяющей всех и каждого в силу своей истинности»[2]. Но, как мы выяснили, идеологиивсегда давали человеку целостное представление о мире, обществе, человеке, этои есть мировоззренческая сторона любой идеологии. Как отмечает С.Г. Кара-Мурза:«Картина мироздания, “естественный порядок вещей” во все времена были важнейшимаргументом в воздействии на сознание в любом обществе. Картина мирозданияслужит для человека тем основанием, на котором строятся представления обидеальном или допустимом устройстве общества…
Идеология, обосновывающая политический порядок, производственныеотношения и т.д., соотносится с понятиями, в которых человек мыслит своесуществование в обществе. А они неразрывно связаны с картиной мира и пониманиемместа человека в этом мире. Предложив новую картину мира, зарождающаясяевропейская наука наполнила эти понятия новым содержанием или даже впервыесформулировала их. Важнейшими по своему идеологическому значению стали понятия“свобода” и “прогресс”»[3].
Следующей важной чертой идеологии является то, что идеологии миравсегда интегрировали, синтезировали знания и ценности, выработанныепредшествующими поколениями, заимствуя ранее полученные знания и вымыслы издругих идеологий. Так, при создании христианской идеологии были заимствованы, азатем переработаны идеологические знания и ценности египетской, вавилонской,персидской (зороастризма) идеологий; особой переработке были подвергнуты знанияи ценности античной идеологии Древней Греции и Рима. Основой, фундаментомхристианской идеологии стала библейская идеология иудеев. Что касается ислама,то в идеологии мусульман можно выделить такие идеологические источники, какиудаизм, христианство, зороастризм и, конечно, идеологические идеи и фантазииарабских племенных религий. Интересно, что Библию иудеев и христиан исламскиетеологи считают черновым вариантом Корана. Источниками марксистской идеологии,как всем известно, являются немецкая философия, английская политэкономия,французский утопический социализм, а также знания французских историков эпохиРеставрации с их идеями классов и классовой борьбы, от которых был один шаг кмарксистской теории классовой борьбы, диктатуре пролетариата и партийностиидеологии в целом.
Особенным качеством, свойством идеологий является то, что правящаяидеология синтезирует знания, добытые в различных сферах жизни общества,особенно в сфере духовной культуры. Когда мы говорим, что идеологииинтегрировали знания, то здесь следует отметить, что они синтезировали нетолько ранее добытые предшествующими поколениями знания других идеологий, но исинтезируют знания, полученные в различных сферах общества. В любом обществесуществуют знания, которые производятся в различных социальных сферах, особеннов такой, как духовное производство, где знания специально вырабатываются дифференциальныминауками.
Идеологии как раз и выполняют роль интеграторов знаний, добытых вразличных сферах общества. Между идеологическими знаниями и знаниями, добытымив различных сферах, в том числе и в дифференциальных науках, существуетопределенное взаиморазвитие. Так, идеологические интегральные знанияразвиваются за счет новых знаний, добытых в различных сферах и науках, а знаниядифференциальных наук, в свою очередь, на основе целостных, интегральных знанийправящей идеологии. Поэтому в обществе существует определенный идеологическиймеханизм прогрессивного взаиморазвития дифференциальных и интегральных знаний,являющийся важнейшим механизмом развития и функционирования общества. Кромемировоззренческого познавательного и гносеологически систематизаторскогохарактера, идеология имеет и функциональный характер. Правда, многие западныеидеологоведы и социологи, такие как О. Лемберг, Н. Луман, Т. Парсонс и др.,считали, что идеологии имеют исключительно функциональный характер, и поэтомуполностью отрицали познавательный аспект идеологий.
К функциональной стороне идеологии следует отнести ряд черт,имеющих функциональный характер. Среди них такое свойство, как то, чтоидеология стимулирует, мобилизирует и направляет человеческое поведение,интегрируя при этом действия людей в обществе.
Таким образом, идеология, кроме познания, направлена на то, чтобывызывать активные действия больших масс людей и, главное, мобилизировать их наосуществление поставленных в идеологии программных целей. Каксистематизированное учение, служащее определенной цели, идеология представляетсобой единое целое, спаянное одной целью, пронизанное общей идеей.Идеологические идеи и ценности во все времена объединяли, интегрировалииндивидов вокруг определенных задач и целей, создавая идеологический механизмвзаимосвязи больших групп людей в определенные социальные сферы и общества вцелом. Поэтому прав один из создателей структурно-функционального анализа всоциологии Р. Мертон, утверждавший, что в обществе есть «высшие ценности», которыеинтегрируют индивидов в социальные системы, придавая целостность обществу вцелом. Разумеется, нетрудно догадаться, что такими объединяющими «высшимиценностями» Р. Мертона являются знания и ценности правящей идеологии.Идеология, ориентируя людей на осуществление определенных целей, мотивируетповедение личностей, призывая их к действиям, направленным на реализациюпрограммных задач и целей. Можно сказать также, что «задача идеологии, – писалК. Гирц, – сделать возможной автономную политику, создав авторитетные концепты,которые бы придали ей смысла, и убедительные образы, которые бы сделали еедоступной для восприятия»[4].
К функциональным свойствам идеологии необходимо отнести также то,что любая идеология является организующей формой общественной жизни, онапобуждает людей действовать и, следовательно, жить. Такое понимание сущностиидеологии развивал в начале XX в. известный русский ученый, впервые разработавшийсистемный анализ управления общественными процессами, А.А. Богданов. Онутверждал, что идеология представляет собой «организующую форму общественнойжизни», как «орудие организации общества, производства, классов и вообще всякихобщественных сил и элементов»[5].Придавая общественной жизни людей определенную форму, т.е. осуществляяопределенный способ существования жизни индивидов, идеология побуждает людейдействовать, придавая смысл их жизни, ибо индивиды, потерявшие смысл жизни, этоуже не целеустремленные личности. Ярким тому подтверждением является жизньсовременных россиян после начавшейся деидеологизации российского общества:никто толком не знает, для чего он живет, живет просто так, без цели, безсмысла, лишь бы выжить и все.
Как бы резюмирующим свойством идеологии является то, что идеологиив целом определяли становление, развитие и функционирование обществ в историичеловечества. Мы уже отмечали, что перед тем, как образуется новое общество, вначале создается идеологическое учение о новом обществе, вырабатываютсяопределенные нравственные, политические, социальные знания и ценности. Затем,на основе новых идеологических знаний, преобразуется, обычно революционнымпутем, старое общество и создаются новые социальные структуры и сферыжизнедеятельности людей, т.е. образуется новое, более прогрессивное общество.Если рассмотреть любое общество, то можно легко выяснить, на основе какихзнаний и ценностей оно организовано, развивается и функционирует, чем оноотличается от другого общества. Такими знаниями, лежащими в основании общества,и являются знания и ценности правящей, или государственной, идеологии. Сотрицанием этих знаний, с разрушением идеологической структуры разрушается самообщество, основанное на этих идеологических идеях, принципах, ценностях.Разумеется, между развитием идеологической структуры и другими сферами обществасуществует диалектическое взаимодействие, проявляющееся в форме идеологическогомеханизма прогрессивного взаиморазвития идеологической структуры и социальныхсфер, или идеологии и общества в целом.
Глава II. Политические идеологии иорганизационно-правовые формы общественных объединений
 2.1 Понятие общественных объединений
Статья 30Конституции РФ закрепляет, что каждый имеет право на объединение, включая правосоздавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свободадеятельности общественных объединений гарантируется.
Содержаниеправа граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права,статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности,реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом, Гражданскимкодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественныхобъединений.
Основнойнормативный акт регулирующий правовое положение общественных объединений — этоФедеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественныхобъединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.) Действиенастоящего Федерального закона распространяется на все общественныеобъединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозныхорганизаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческихсоюзов (ассоциаций).
Право гражданна объединение включает в себя право создавать на добровольной основеобщественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей,право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться отвступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественныхобъединений.
Гражданеимеют право создавать по своему выбору общественные объединения безпредварительного разрешения органов государственной власти и органов местногосамоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения наусловиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественныеобъединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Законом, иприобретать права юридического лица либо функционировать без государственнойрегистрации и приобретения прав юридического лица.
В статье 5 ФедеральногоЗакона закреплено понятие общественных объединений: — под общественнымобъединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческоеформирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основеобщности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественногообъединения.
Право гражданна создание общественных объединений реализуется как непосредственно путемобъединения физических лиц, так и через юридические лица — общественныеобъединения.
Учредители,члены и участники общественного объединения (статья 6 Федерального Закона).
Учредителямиобщественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, накотором принимается устав общественного объединения, формируются егоруководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественногообъединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равныеобязанности.
Членыобщественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящиеи контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролироватьдеятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с егоуставом.
 2.2 Видыобщественных объединений
Общественныеобъединения могут создаваться в одной из следующих организационно — правовыхформ:
·          общественнаяорганизация;
·          общественноедвижение;
·          общественныйфонд;
·          общественноеучреждение;
·          органобщественной самодеятельности.
Организационно-правовымиформами политических общественных объединений являются общественная организация(для политической организации, в том числе политической партии) и общественноедвижение (для политического движения).
Общественнаяорганизация.
Общественнойорганизацией является основанное на членстве общественное объединение,созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов идостижения уставных целей объединившихся граждан.
Членамиобщественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лицаи юридические лица — общественные объединения, если иное не установленонастоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественныхобъединений.
Высшимруководящим органом общественной организации является съезд (конференция) илиобщее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественнойорганизации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду(конференции) или общему собранию.
В случаегосударственной регистрации общественной организации ее постоянно действующийруководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественнойорганизации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Общественноедвижение.
Общественнымдвижением является состоящее из участников и не имеющее членства массовоеобщественное объединение, преследующее социальные, политические и иныеобщественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Высшимруководящим органом общественного движения является съезд (конференция) илиобщее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественногодвижения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду(конференции) или общему собранию.
В случаегосударственной регистрации общественного движения его постоянно действующийруководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественногодвижения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Общественныйфонд.
Общественныйфонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой неимеющее членства общественное объединение, цель которого заключается вформировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенныхзаконом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезныецели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправеиспользовать указанное имущество в собственных интересах.
Руководящийорган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либорешением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций илиперсональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде(конференции) или общем собрании.
Создание,деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных,корпоративных, государственных, общественно -государственных и других) могутрегулироваться соответствующим законом о фондах.

Общественноеучреждение.
Общественнымучреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящеесвоей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников исоответствующих уставным целям указанного объединения.
Управлениеобщественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначеннымиучредителем (учредителями).
Всоответствии с учредительными документами в общественном учреждении можетсоздаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимисяучредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный органможет определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательногоголоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществомобщественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).
В случаегосударственной регистрации общественного учреждения данное учреждениеосуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексомРоссийской Федерации.
Органобщественной самодеятельности.
Органомобщественной самодеятельности является не имеющее членства общественноеобъединение, целью которого является совместное решение различных социальныхпроблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы,направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьиинтересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органаобщественной самодеятельности по месту его создания.
Органобщественной самодеятельности формируется по инициативе граждан,заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основесамоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов илиорганизаций.
В случаегосударственной регистрации органа общественной самодеятельности данный органприобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица всоответствии с уставом.2.3 Политическиеобщественные объединения
Политическимобщественным объединением является общественное объединение, в уставе которогов числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизниобщества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участиев выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправленияпосредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации,участие в организации и деятельности указанных органов.
Политическимобщественным объединением не может быть признано:
объединение,зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации вкачестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации,национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда,общественного учреждения, органа общественной самодеятельности;
объединение,устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной формеиностранных граждан, иностранных или международных организаций;
объединение,устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждантолько по профессиональному, национальному, этническому, расовому иликонфессиональному признаку (признакам);
объединение,устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, неимеющих права быть членами политических общественных объединений илипринадлежать к данным объединениям;
объединение,преследующее цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательскойдеятельности и распределения полученной прибыли (имущества, собственности)между своими членами и (или) учредителями;
объединение,созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов;
объединение,неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе.
 2.4 Современныеполитические идеологии
Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуютсамые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимно дополняют друг друга, создавая единуюидеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существуетгосударственная идеология, которая поглощает почти полностью духовную жизньобщества, функционируют контридеологии. Запрещенные, гонимые контридеологии все- таки бросают вызов данному состоянию.
Основные современные идеологии — либерализм,социализм, консерватизм — возникли в условиях становления и развитиязападноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразныеконфликты эпохи буржуазного развития. В них в максимальной степени нашловыражение понимание проблем современного общества основными социальными слоямии классами, и именно в этих идеологиях социальные группы обрели ясное самосознание.
·          Либерализм
В европейскойобщественно-политической литературе понятие «либерализм» появилось в начале XIXвека. Термин «либерализм» происходит от латинского “liberalis”- свободный,имеющий отношение к свободе. Все определения либерализма включают в себя идеиличной свободы индивида, нескованной рамками традиций. Либерализм, как сложноеструктурное явление, принадлежащее одновременно философской, идеологической иполитической сферам, предстает как историко-философская доктрина и политическаяидеология, обосновывающая программные установки объединившихся под его знаменемсоциальных слоев, и как более или менее массовое организованное движение.
Вмировозренчиский комплекс классического либерализма вошли представления освободе групповых, классовых, националистических и иных предрассудков; идеикосмополитизма, терпимости, гуманизма, прогресса, демократизма и индивидуализмас подчеркиванием самоценности личности. В экономической области основателилиберализма требовали отмены регламентаций и ограничений со стороныгосударственной власти, простора для частной инициативы, максимально свободныхусловий для развертывания частного предпринимательства. В сфере политики оносновывается на признании прав человека, на разделении законодательной иисполнительной властей, на свободе выбора занятий, свободе конкуренции, чтореализуется в требовании правового государства.
Концептуальноекредо классического либерализма включает в себя утверждение абсолютной ценностичеловеческой личности и равенство от рождения всех людей; провозглашениеавтономии индивидуальной воли; требование создания государства на основе общегоконсенсуса и с единственной целью сохранить и защитить естественные правачеловека, что определяет договорный характер отношений между государством и обществом;убеждение в необходимости верховенства закона как инструмента социальногоконтроля и вразумности ограничения объема и сфер деятельности государства;утверждение важности защищенности государства частной жизни человека и свободыего действий в рамках закона и т.п. В классическом либерализме свобода еще невступает в конфликтующие отношения взаимопологания и взаимоотрицания сравенством. Свобода рассматривается как равная свобода для всех. Равенство жетолкуется как равенство в свободе того же круга граждан.
В последнейтрети XIX века начал складываться новый тип либерализма, нередко обозначаемый влитературе разными терминами: «неолиберплизм», «социальный либерализм»,«либерал-реформизм». Для политической идеологии либерал — реформизма характерныориентации на социальное реформирование, стремление примерить равенство исвободу, отстаивание идеи согласия всех и подчеркивания нейтральностилиберальной политики.
Своеобразносложилась судьба либерализма в современной России. Русская либеральная мысльзародилась и оформилась в рамках западничества. Но на русской почве он обрелсвои специфические черты. Первые теоретические разработки либерального образамыслей представлены в произведениях К.Д. Ковелина, Б.Н. Чичерина, С.М.Соловьева.
Одной изцентральных тем в русском либерализме является рассмотрение проблемы личности,ее статуса в общественном и государственном устройстве. Для русской либеральноймысли в период, когда она только заявила о себе на общественной арене,характерна сильная антидемократическая тенденция. Она проявляется, например, всклонности опираться на принцип монархизма. На грани XIX-XX веков наметиласьиная тенденция: постепенное сближение либеральных лозунгов с демократическимипрограммами. В русском либерализме на раннем этапе присутствовало сильноеконсервативное начало, что можно считать закономерным. Другая особенностьрусского либерализма связанна с тем, что ко времени его зарождения Россия ещеоставалась крепостной страной.
В XIX и XXвеках либерализм пережил три тяжелых кризиса. Первый кризис политическойидеологии либерализма возник, когда «партия движения» XIX век превратилась в«партию статус кво», отодвинув на задний план интересы самого значительногополитического движения того времени – рабочего движения. Истоки кризиса лежалив обострении антагонизма между равенством и свободой. Ответом на этот кризисстало возникновение либерал — реформизма. Второй кризис либеральной доктриныразродился после второй мировой войны. В тот период достижения и идеалыправового и конституционного государства, за которые в течение столетиявыступал либерализм, перестали находить отклик во многих странах Европы. Третийи продолжающийся ныне кризис либерализма связан с нарастающим влиянием, системыобострившихся глобальных проблем, цивилизационых противоречий.·          Консерватизм
Идеологияконсерватизма рассматривается как один из важнейших структурных компонентовсовременных политических идеологий. Носителями идеологии консерватизма являютсясоциальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционныхобщественных порядков или в их восстановлении. Сам термин «консерватизм»произошел от латинского “conservo” – сохраняю, охраняю. В структуреконсерватизма выделяются два идейных пласта. Один ориентируется на поддержаниеустойчивости общественной структуры в ее неизменной формы; другой – наустранение противодействующих политических сил и тенденций и восстановление,воспроизводства прежней. Различные направления и формы консерватизмаобнаруживают общие характерные черты. К ним относятся: признание существованияморально-религиозного порядка и несовершенство человеческой природы; убеждениев прирожденном неравенстве людей и в ограниченных возможностях человеческогоразума; утверждения о необходимости жесткой социальной и классовой иерархии ипредпочтения устоявшихся общественных структур и институтов. Политическаяидеология консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, посколькупроизводна от иных идеологических форм.
В Россииконсервативный тип мышления наглядно выявляется в мировоззрении славянофилов.Консерватизм как тип мышления предполагает отказ от любых форм экстремизма. Вэтом смысле консервативная мысль противостоит и крайне правой, ультрареакционной идеологии и лево радикальной, которая в середине и конце XIX векаобретает популярность в интеллектуальной среде (народники, эсеры, анархисты).Судьба консерватизма в России была трагической. Консервативный тип мышления врусской общественной мысли оказался зажатым между двумя формами экстремизма –левым и правым. Чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, неостанавливаясь посередине.
В современномконсерватизме в мире обычно выделяют три течения: традиционалистское,либертаристское и неоконсервативное. Они тесно переплетаются, взаимодействуютмежду собой, сохраняя особенности эволюции, собственные истоки и создаваянеоднородное, сложноструктурное целое, которое обозначают понятием «современныйконсерватизм».·          Социализм
Социализм (отлатинского “socialis” – общественный) как политическая идеология историческисвязан с многовековыми чаяниями масс об обществе социальной справедливости,солидарности, социальной защиты личности. Следы подобных мечтаний встречаютсяуже на ранних ступенях классово организованного человеческого общества, играютзаметную роль в средние века, в Новое время, бросают мощный вызов либерализму иконсерватизму в последней трети XIX – первой половине XX века. Отмногочисленных социальных утопий и теорий прошлого социализм отличают акцентына связь социальных бедствий с отношениями собственности на средства производства,на необходимость соотнесения политических изменений с преобразованиями всоциальной сфере.
Своюклассическую форму социалистические идеи начали приобретать вместе сутверждением капитализма. Противоречия, свойственные незрелым ступеням новогообщества, делали его объектом острой социальной критики.
Социалистическаяидея в нашей стране имеет давние корни. Она прослеживается уже в средневековыхпредставлениях о социальной справедливости и равенстве людей перед богом.Принципом характеристики социализма в России является то, что социалистическаямысль очень активно подкреплялась практической организацией социалистическогодела.

Заключение
В заключениеможно дать следующее определение демократического государства: демократическоегосударство — это такое государство, в котором обеспечиваются политическиеправа и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти(непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровеньправовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. Вдемократическом государстве обеспечивается возможность в рамках законаотстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения,что находит своё отражение в формировании и функционировании политическихпартий, общественных объединений, в политическом и идеологическом плюрализме,свободе прессы и т. п.
Входе изучения данной работы можно увидеть актуальность данной проблемы, котораяопределяется тем, что плюрализм политической, идеологической жизни сталреальностью современного российского общества.
Политическаядифференциация России выдвигает проблему использования накопленноготеоретического потенциала для осмысления происходящих в обществе процессов, длявовлечения в демократические преобразования различных социальных сил.
Прианализе идеологической ситуации выявляются проблемы переходного состояниясовременного общества. Социально-экономическое развитие страны сопровождаетсярезкой поляризацией общества, политической нестабильностью. Переходноесостояние всех сфер жизни приводит к несформированности социальных интересов ипутей их реализации, неоднородности политической элиты. Существенное влияниеоказывает динамизм в развитии политической ситуации, меняющаяся расстановкасил, смена той или иной группой идеологических ориентиров. С точки зрениянеобходимых предпосылок гражданского мира, в стране отсутствует согласиеотносительно прошлого, согласие по поводу будущего. Конфронтационный характерполитической, идеологической жизни проявляется в противопоставлении либеральных,социалистических идей; борьбе либеральной и националистической идеологий;противостоянии приверженцев демократии и диктатуры.
Решениемпроблемы на наш взгляд является смена общественного строя, объективноприводящего к необходимости замены старой идеологии новой, но — какой? Этотвопрос является предметом дальнейших размышлений, дискуссий, как представителейтеоретической мысли, так и практических политиков. Несомненно, одно: переход отидеологического монизма к плюрализму является отличительной чертой современногоэтапа общественной жизни России.

Списоклитературы
 
1.     Часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.)
2.     Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
3.     Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. С. 65
4.     Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегральной идеологии // Политические исследований. 1997. № 3. С. 16
5.     Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. С. 20 – 21
6.     Гирц К. Идеология как культурная система // Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. С. 225 – 267
7.     Богданов А.А. Наука об общественном сознании. Пг., 1923.
8.     Малицкий В.С. Идеология: история и современность. М.: АНО РЖ «Социально-гуманитарные знания», 2005. – 250 с.
9.     Лапаев В.В. Становление российской многопартийности // СОЦИС. 1996. № 8.
10.   Ирхин Ю.В., Зотов В.Д.Политология: Учебник. М.,2001.
11.   Политическая историяРоссии. Хрестоматия. Сост. Коваленко В.И., Медушевский А.Н. М.,1995.
12.   Политические идеологии:история и современность / В. И. Коваленко, А. И. Костин // Вестник МГУ; серия12; политические науки; 1997 №12
13.   Тощенко Ж.Т. Какой быть российской национальной идее // Куда идет Россия? М. 1997. С. 360
14.   Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. «Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие», М., 1996 г.
15.   www.niiss.ru/rus1996_5_ideolog.shtml