Федеральное агентство образования Российской Федерации Архангельский государственный технический университет Институт экономики, финансов и бизнеса Кафедра менеджмента ДОКЛАД по региональной экономике на тему Иерархия регионов Российской Федерации Выполнил студент II курса 4 группы
Куклин Д.С. Проверил преподаватель Богданова А.А. Архангельск 2005 Введение В российском государстве иерархия регионов и поселений сохранялась на протяжении всего исторического развития. Несмотря на попытку коренного преобразования институциональной структуры нашего общества в ходе перестройки, административная иерархия регионов, объективно присущая России, по-прежнему сохраняется. Она выражается понятием политико-административного или конституционно-
правового статуса субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией 1993 г. ст. 65 наивысший статус имеют национальные республики, на следующем уровне иерархии находятся края, области и два города федерального значения, далее следуют автономная область и автономные округа. В ходе современных реформ институт административно-территориального деления государства сохраняет свое значение. Поэтому, как отмечают многие специалисты, федерация в постсоветской
России носит в значительной степени формальный характер и ее содержание приходится постоянно уточнять. Ученые говорят об иерархическом федерализме, переговорном федерализме, признают, что федерализм как политический институт скорее привнесенным извне, нежели порожденным обществом изнутри, что мы имеем дело с асимметричной федерацией и т.д. Реальным же содержанием процесса является модификация основополагающего института административно-территориального деления, исторически присущего
России, и поиск современных форм его воплощения, как учитывающих достижения мировой цивилизации и в то же время адекватных условиям развития страны. Рассмотрим современную иерархическую модель Российской Федерации как проблему эффективности управления и развития всей страны в целом. Вертикаль власти Иерархическая вертикаль органов управления во главе с центром означает, что Центр, являющийся вершиной властной вертикали, задает правила и полномочия подчиненных ему органов регионального
управления. При этом иерархический характер структуры региональных органов позволяет обеспечивать единство и общее направление деятельности в масштабах всего государства. При такой системе самоуправляющиеся структуры, традиционно существовавшие в России, например в виде сельских и городских общин, были подчиненным элементом, вложенным в иерархическую систему, и действовали по общим установленным сверху правилам.
Поэтому целью самоуправления в России, было привлечь общественные силы к исполнению тех задач, решение которых из Центра передут на местный уровень. В западных странах особенностью системы управления, что видно из рисунка 1 являются самоуправление и субсидиарность. Она означает, что система власти строится снизу от самоуправляющихся территориальных общностей городов и сельских общин к объединению их в более крупные территориальные структуры.
В соответствии с этим полномочия по реализации каких-либо функций передаются самоуправляющимися структурами на более высокий уровень лишь в том случае, если они сами не имеют возможности для их реализации. Снизу наверх передаются и необходимые для осуществления этих функций ресурсы. Назначение руководителей в унитарно-централизованной модели означает, что вышестоящий уровень управления, как правило, утверждает или согласовывает кандидатуры руководителей нижнего звена иерархической вертикали.
При этом введение выборных процедур служит, как правило, средством ограничения власти административной. В свое время в России исполнение выборных должностей так и называлось службой по выбору, которая, помимо прочего, позволяла осуществлять предварительный отбор кадров для работы в государственных и правительственных учреждениях. В то же время в альтернативной федеративной модели выборы руководителей представителями иерархически не связанных самоуправляющихся территорий являются основным институтом государства.
В унитарных и федеративных государствах различаются базовые процедуры принятия и исполнении решений. В унитарно-централизованных моделях такую роль выполняет институт единогласия и соборности. Формы реализации этого института постоянно развивались. Их выражением в советский период служили съезды КПСС – аналоги проводившихся ранее земских соборов, так же, как и земские соборы, вызванные к жизни административными потребностями государства.
На них достигалось единогласие региональных представителей по основным выносимым на съезды вопросам. Необходимость согласия между ветвями власти осознается и в современной России. Постперестроечная практика доказала, что в наших условиях институт многопартийности и демократического большинства не позволяет решать стоящие перед обществом проблемы. Рис.1Различие Российской и западной моделей. Обострение межнациональных отношений в
России Проблемы межнациональных отношений приобрели весьма острое политическое значение. Это объясняется не только и даже не столько ростом национального самосознания, сколько проявлением национализма, искусственным раздуванием национальных особенностей и беспочвенным противопоставлением интересов одних наций интересам других. Проблемы межнациональных отношений следует рассматривать на фоне глубокого общего кризиса, переживаемого страной, который стал мощным, очень опасным катализатором
обострения социальных отношений. В период культа личности и застоя межнациональные отношения строились под вывеской федерации, а на самом деле Россия была унитарным государством с автономными образованиями. Для развития национального самосознания не было свободы и должного простора, а межнациональные коллизии не имели возможности открытого выражения из-за страха жестокого пресечения. Территориальные споры являются серьезным источником обострения межнациональных отношений.
В свое время границы между национально-государственными образованиями устанавливались произвольно, одним росчерком пера вождя и друга всех народов СССР. Даже вошло в практику делать территориальные подарки без согласия и вопреки воле народов, проживающих на даримых территориях. В ряде республик принимаются дискриминационные законы, открыто закрепляющие преимущества коренной национальности. Это – откровенный национализм, классический пример того, когда
теория и политика без учета реалий ведут к абсурду. На такую ситуацию в стране негативно влияет бездействие Уголовного кодекса РФ, предусматривающего уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной вражды, унижение национального достоинства ранее – ст. 74, с 1997 г ст. 282 УК РФ. Несомненно, в случае эффективного применения
УК РФ и соответствующих профилактических мер можно было упредить многие межнациональные конфликты, подобно тому, как пожар легче погасить в начале возгорания, чем тогда, когда огонь охватил весь дом. Различия в социально-экономическом развитии регионов РФ Исторически сложившиеся различия в экономическом развитии регионов России оказывают значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективность экономики,
стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики. Уменьшение различий в экономическом развитии создает благоприятные условия для развития внутреннего рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, укрепления единства российского государства, в то время как усиление различий затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и
межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики и ослабления целостности государства. С началом рыночных реформ различия в социально-экономическом развитии регионов стали усиливаться, что можно объяснить двумя причинами наличием регионов с разной структурой экономики и значительным ослаблением регулирующей роли государства. Оценка социально-экономического развития федеральных округов в 2000 году показывает, что в каждом из них имеются неблагополучные регионы.
В наихудшем положении находятся Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральные округа. Комплексная оценка динамики развития субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ, позволяет сделать вывод о некоторой стабилизации социально-экономического положения в них. Оценка социально-экономического развития Северо-западного федерального округа позволяет сделать вывод об улучшении ситуации.
Вместе с тем ухудшились показатели развития отраслей социальной инфраструктуры и уменьшились объемы инвестиций в основной капитал на душу населения. К неблагополучным, отнесенным в разряд дотационных, относятся Архангельская и Псковская области. В целом социально-экономическое развитие Южного федерального округа с 1998 по 2000 год остается гораздо ниже среднего уровня, в том числе по доле валового регионального продукта на душу населения, объему внешнеторгового оборота на душу населения
и наличию основных фондов на душу населения. В группу неблагополучных так же входят Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Волгоградская область. Комплексная оценка социально-экономического развития Уральского федерального округа свидетельствует о стабилизации положения на уровне ниже среднероссийского
по основным показателям после спада в 1999 году. К группе наиболее неблагополучных можно отнести Курганскую область. Результаты комплексной оценки социально-экономического положения Сибирского федерального округа свидетельствуют о спаде его развития в 1999-2000 годах. Наибольшее отклонение от среднего по России уровня наблюдается в отношении валового регионального продукта на душу населения, финансовой обеспеченности региона на душу населения, доли населения с доходами ниже
прожиточного минимума, общего объема розничного товарооборота платных услуг на душу населения, наличия основных фондов на душу населения и коэффициента плотности дорог. К неблагополучным относятся Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский Долгано-Ненецкий автономный округ,
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Эвенкийский автономный округ. По сравнению с 1999 годом социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, в 2000 году ухудшилось по уровню регистрируемой безработицы, отношению среднедушевых доходов к среднедушевому прожиточному минимуму, доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровню развития отраслей социальной инфраструктуры
и уровню финансовой обеспеченности региона на душу населения. К неблагополучным относятся Амурская область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область. В каждом федеральном округе есть субъекты РФ, относящиеся к группе отстающих. В совокупности они составляют почти половину всех субъектов
РФ. Абсолютное большинство этих регионов являются приграничными см. ПРИЛОЖЕНИЕ. За последнее десятилетие усилились различия между субъектами РФ и по размеру финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов других уровней, что ведет к увеличению территориальных диспропорций в обеспечении населения социальными пособиями, услугами образования, здравоохранения, культуры и искусства.
В результате увеличились различия в обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры. Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах. Федеральная целевая программа Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов
Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015 года базируется на Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы В настоящее время финансовая помощь из федерального бюджета субъектам
РФ предоставляется через Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд регионального развития. Программа предполагает проведение отбора регионов для оказания им государственной поддержки. Субъектами РФ, претендующими на государственную поддержку в рамках реализации Программы, будут признаны те, в которых темпы, масштаб и длительность спада производства, снижения уровня
жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости населения, демографического и экологического развития, предоставления социальных услуг ниже общероссийских показателей. Программа рассчитана на долгосрочную перспективу. Общий объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий Программы в 2002-2010 годах, составляет 66323,3 млн. рублей, в том числе объем федерального финансирования 12413,3
млн. рублей. Структура источников финансирования Программы в процентном содержании следующая средства федерального бюджета – 18,7 процента средства бюджетов субъектов РФ – 22,9 процента внебюджетные источники – 58,4 процента. Основными целями Программы являются сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ, уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее
развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 году в 2 раза. На первом этапе реализации программы 2002-2010 годы предполагается сократить в 2 раза различия в доходах на душу населения, уменьшить на 25 процентов число отстающих субъектов РФ и на 15 долю населения, живущего за чертой бедности. На втором этапе 2011-2015 годы намечается сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения
в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, а также уменьшить на 25 долю населения, живущего за чертой бедности, в субъектах РФ, являющихся получателями средств по Программе. Федеральное агентство по экономическому развитию и торговле РФ осуществляет отбор регионов и объектов для предоставления государственной поддержки на очередной финансовый год. Ежегодный конкурсный отбор проектов для участия в
Программе проводится по направлениям, предусмотренным бюджетным классификатором. Социально-экономическое положение регионов по каждому направлению характеризуется следующими группами показателей 1 индикаторы обеспеченности населения субъектов Российской Федерации услугами соответствующей отрасли социальной или инженерной инфраструктуры 2 степень внутрирегиональных различий в обеспеченности населения объектами социальной и инженерной инфраструктуры 3
доля бюджетных расходов по отрасли в консолидированном бюджете региона. Реализация Программы позволит преодолеть кризисное состояние субъектов РФ, уровень развития которых ниже среднероссийского, и обеспечить создание условий для ускорения их социально-экономического развития уменьшение доли населения, живущего за чертой бедности, в отстающих регионах РФ сокращение различий в доходах на душу населения, размере валового регионального продукта
на душу населения, количестве объектов социальной и инженерной инфраструктуры между регионами, уровень социально-экономического которых ниже среднероссийского, и другими регионами РФ. Итак, с началом рыночных реформ различия в социально-экономическом развитии регионов стали усиливаться, что оказывает негативное воздействие на эффективность экономики в целом, уровень жизни людей, повышает социальную напряженность в обществе. Стратегически важным является проведение сильной государственной
региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов России. Главной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах. Для этого разработана Федеральная целевая программа Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ 2002-2010 годы и до 2015 года. Целью программы является сокращение различий между развитыми и отстающими
регионами в 2 раза. Региональные аспекты социальной политики Экономические преобразования и структурная перестройка сопровождались усилением межрегиональных различий в уровне жизни и занятости населения, расслоением регионов по основным социально-экономическим параметрам. Нарастание межрегиональных контрастов и концентрация нерешенных социально-экономических проблем в отдельных регионах привели к обострению социальной напряженности, усилению региональных конфликтов.
Для преодоления возникших негативных тенденций предусматривается проводить социальные реформы с максимальным учетом объективных особенностей регионов. Целью социальной региональной политики является сбалансированное региональное развитие, гарантирующее равные качество и условия жизни для населения вне зависимости от региона, в котором люди живут и работают. Основными направлениями социальной региональной политики являются выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне занятости, социальной инфраструктуре,
транспортной сети, коммуникациях, состоянии окружающей среды и т.п. обеспечение на всей территории страны государственных стандартов и гарантий, дифференцированных с учетом объективных особенностей регионов предоставление региональным органам власти и управления реальных возможностей по обеспечению минимальных государственных стандартов выравнивание возможностей для проведения социальных реформ в регионах с различными стартовыми условиями. В региональной социальной политике должны также найти отражение вопросы, связанные
с развитием и совершенствованием федеративных и национальных отношений с учетом интересов этноса и народностей, проживающих на данной территории. При решении крупномасштабных и острых социальных проблем потребуется обеспечить взаимодействие федеральных органов государственной власти с органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Достижение этих целей будет обеспечено через реализацию трех основных механизмов выравнивание условий бюджетного финансирования социально значимых расходов
поддержка социальных реформ и социального развития проблемных регионов адаптация социальных реформ к условиям зоны Севера. Бюджетное выравнивание является основным инструментом реализации региональной социальной политики. Его использование должно осуществляться в рамках общего механизма межбюджетных отношений на базе принципов бюджетного федерализма. Особое внимание будет обращено на депрессивные регионы, территории, попавшие в кризисную ситуацию в
результате стихийных бедствий, экологических катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов, а также на регионы, принимающие нерегулируемые потоки беженцев и вынужденных переселенцев. Предусматривается предоставлять этим регионам особый статус и оказывать помощь, как правило, в рамках специальных федеральных программ. Перечень регионов, нуждающихся в поддержке приведн в приложении. Программы для депрессивных регионов, то есть регионов, в наибольшей степени пострадавших от кризисных
процессов прежде всего роста безработицы, спада производства и снижения реальных доходов населения вследствие особенностей своей специализации и структуры хозяйства, будут направлены на ускорение процесса структурной перестройки экономики и смягчение неблагоприятных социальных последствий для населения. Поддержка депрессивных регионов будет осуществляться через активизацию действующих рычагов и механизмов развития предпринимательства, диверсификации сферы приложения труда, привлечения частных в том числе
иностранных инвестиций, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров и других. В особой сложных ситуациях возможно введение более мягкого режима ликвидации государственных казенных предприятий, приоритетное распределение государственных заказов особенно оборонных, оказание технической помощи предприятиям в проведении инвестиционных торгов, организации новых эмиссий акций, подготовке бизнес-планов. Важнейшим является разработка программы для регионов социального неблагополучия, то есть
территорий с низким уровнем жизни населения, слабым развитием социальной сферы или сосредоточением особо острых социальных проблем попавшие в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов, а также на регионы, принимающие нерегулируемые потоки беженцев и вынужденных переселенцев. Таким образом нарастание межрегиональных контрастов и концентрация нерешенных социально-экономических
проблем в отдельных регионах привели к обострению социальной напряженности, усилению региональных конфликтов. Целью социальной региональной политики является сбалансированное региональное развитие, гарантирующее равные качество и условия жизни для населения вне зависимости от региона, в котором люди живут и работают. Выводы С началом рыночных реформ различия в социально-экономическом развитии регионов стали усиливаться, что оказывает негативное воздействие на эффективность экономики в целом, уровень жизни людей, повышает
социальную напряженность в обществе. Стратегически важным является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов России. Главной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах. Для этого разработана Федеральная целевая программа Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов
РФ 2002-2010 годы и до 2015 года. Целью программы является сокращение различий между развитыми и отстающими регионами в 2 раза. Для реализации будут привлечены средства федерального бюджета и бюджетов субъектов, внебюджетные источники. Дальний Восток и Забайкалье территории с суровым природно-климатическими условиями, ослабленным государственным регулированием, низкодоходными бюджетами, спадом промышленности, низкими доходами граждан, безработицей, низким уровнем жизни.
Все эти негативные факторы имеют место при том, что данные территории являются богатейшими по природным запасам, обеспечивают более половины валютных поступлений страны, 6 ВВП, имеют крупные транспортные артерии, удобное географическое положение для сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим на данных территориях первостепенное значение имеет проведение жесткой, своевременной, активной, экономически-обоснованной политики преобразования.
С этой целью разработаны и вступили в силу Федеральный закон Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ Федеральный закон О государственных гарантиях и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера Федеральный закон О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера. Не менее важной является рассмотренное мной
Федеральная целевая программа Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2010 года. Главной целью этой Программы является создание экономических условий для устойчивого развития данных территорий, формирования необходимой инфраструктуры, снижение социальной напряженности. Заключение Поскольку политические и экономические проблемы в
Российской Федерации слиты воедино, то важнейшей для Экономического развития России является отказ от асимметричного устройства Российской Федерации В настоящее время принципы федеративного устройства России не учитывает экономические взаимосвязи между предприятиями расположенными на территориях различных субъектов РФ, что в свою очередь приносит ощутимый вред предприятиям созданным и получившие свое развитие
в СССР как единые территориальные промышленно-финансовые комплексы. Основная система функционирования государства это Экономическая система, в том числе налоговая система, система распределения природных ресурсов и т.д. Существующая экономическая система РФ, основанная на принципах заключения федеральным властям отдельных договоров с каждым из субъектов РФ – это не только неравные условия для каждого из субъектов
РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями, но и прежде всего отсутствие перспективы экономического становления слабых регионов. Экономическое и политическое равенство регионов сломает искусственно созданные многочисленные государства с малочисленными титульными нациями, реально уравняет в правах граждан независимо от национальной принадлежности, обеспечит им широкие права культурно-национальной автономии, будет способствовать экономической интеграции, объединению материально-финансовых ресурсов и рациональному их использованию,
ускорению выхода страны из глубокого общего кризиса. Нельзя не учитывать и существенное сокращение количества президентов, глав правительств, министров, губернаторов, уполномоченных президента, депутатов и т. д что позволит сэкономить стране ни один миллиард рублей. Необходимо в полном объеме уравнять в правах все субъекты федерации, создать механизм оптимального сочетания, сбалансирования общефедеральных и республиканских интересов.
Сейчас сделать это невозможно субъекты Федерации по форме и своему статусу формально и реально являются неравноправными асимметричное федеративное устройство России начисто исключает их равноправие. Таким образом, сегодня одной из ключевых проблем российской экономики является огромное различие в уровне социально-экономического развития регионов. Анализ данных Федеральная служба государственной статистики и
Центрального банка РФ красноречиво свидетельствуют о том, что в последнее время появился ряд регионов- аутсайдеров, отстающих от остальных в несколько раз – Ингушетия, Дагестан, Кабардино- Балкария. Например, по объему производства на душу населения разрыв между Тюменской областью и Ингушетией составил в прошлом году 144 раза, по уровню привлеченных инвестиций на душу населения разница между Ямало-Ненецким автономным округом и
Ингушетией была 219,5 раза. Чтобы как-то исправить эту ситуацию, разработали Федеральную целевую программу Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ 2002- 2010 годы и до 2015 года. Цель – уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между передовыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 году – в два раза. Деньги на выравнивание социально- экономического положения в российских регионах в настоящее время
выделяет федеральный Фонд финансовой поддержки регионов РФ. Сейчас как один из важнейших путей по сокращению различий между регионами рассматривается укрупнение субъектов РФ. Недавно объединились Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, на очереди еще ряд регионов. Ликвидируются матрешечные регионы, они объединятся в более крупный субъект
РФ, а финансирование из центра постепенно сократится. Слабых регионов не будет – вот главная цель административной реформы. Однако, следует заметить, что у материнского региона не будет явных стимулов развивать дочерний пока территории остаются слаборазвитыми у властей объединенного субъекта будут все основания и дальше просить трансферты у федерального центра. Тяжелее всего поднять регион, не имеющий природных ресурсов инвесторы
не видят интереса вкладывать в него деньги. Поэтому надеяться, что в ближайшее время Дагестан или Ингушения догонят по уровню социально-экономического развития Тюменскую область или Ямало-Ненецкий автономный округ, просто бессмысленно. В настоящее время разрабатывается концепция реформирования административно-территориального устройства России, разработанную Советом по изучению производительных сил
СОПС. Главная цель концепции – поделить Россию на 28 губерний. И уже заметны недостатки с одной стороны – предусмотрено объединение крупных регионов, которые могут спокойно обойтись без этого, а с другой – на слаборазвитые регионы взваливают еще более бедные субъекты РФ. По замыслу СОПС, Москва объединяется с Московской областью, а Санкт-Петербург – с Ленинградской, Калининградской,
Новгородской и Псковской областями. Таким образом, в нашей стране создаются два мощных промышленных центра, которым может противостоять разве что Обско-Иртышская губерния, включающая в свой состав Тюменскую область, Ямало- Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Директор региональной программы Независимого института социальной политики
Наталья Зубаревич считает, что сегодня экономической необходимости в укрупнении нет. Повесить на те немногие 10-15 сильных регионов, которые у нас есть, все остальные достаточно сложно отметила она в интервью информационному агентству REGNUM и эффект этого будет совершенно не тот, на который рассчитывает федеральная власть. Я думаю, что тут дело совсем в другом. Мы видим, как неадекватно реализуются плохо продуманные реформы – слишком жесткие, слишком примитивные.
Возможно, этот возбуждающий пиар вокруг укрупнения – просто попытка переключить центр внимания на что-то новое. Чтобы общество сконцентрировало свое внимание на этом проекте, чтобы ушли на третий план не очень удавшиеся реформы. ПРИЛОЖЕНИЕ ТАБЛИЦА Различия в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации в 2000 году1 Показатель Субъект Субъект Различия Российской Российской Федерации, Федерации, имеющий имеющий самый самый низкий высокий
показатель показатель Объем производства промышленной Республика Тюменская 64 раза продукции на душу населения Алтай область Оборот розничной торговли на Республика г. Москва 34 раза душу населения Калмыкия Собственные бюджетные доходы на Республика Тюменская более 50 душу населения Дагестан область раз
Объем инвестиций в основной Республика Тюменская более 30 капитал на душу населения Дагестан область раз Соотношение денежных доходов на Республика г.Москва более 8 душу населения и величины Ингушетия раз прожиточного минимума Объем внешнеторгового оборота Карачаево- Тюменская 160 раз на душу населения Черкесская область
Республика Уровень зарегистрированной Республика Оренбургская 29 раз безработицы Ингушетия область 1 Федеральная целевая программа Сокращение различие в социально-экономическом развитии регионов РФ 2002-2010 годы и до 2015 г. Используемые источники 1. Федеральная целевая программа Сокращение различие в социально-экономическом развитии регионов РФ 2002-2010 годы и до 2015 г. 2. Морозова Т. Г Региональная экономика,
Москва, 2001 г. 3. Гранберг А. Г Основы региональной экономики, Москва, 2001 г. 4. www.kirdina.ru