Игры для развития речи и мышления дошкольников

Игры для развития речи и мышления дошкольников

Самусинова Л. А.

Первый
и главный вопрос для мамы — чему учить ребенка? Благо, выбор огромен — спасибо
прогрессу! Сегодня 3-4-летний “знаток” без труда управляется с
телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам
мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился, в том смысле, что
каждый ребенок открывает его для себя заново. Поэтому начнем сначала.

Заметно
облегчит жизнь самодеятельному педагогу систематизация. Без потерь передать
ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам.
Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы
по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в
транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по
дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во
много раз окупится!

Прежде
всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения
допустимы тематические уроки: “одежда”, “посуда”,
“мебель”, “транспорт” и т.д., а также учебные игры:
“Мишка одевается”, “Я мою посуду”, “Квартира для
куклы” и т.д. Эти простейшие премы исподволь приведут к сути: малыш начнет
свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится
характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов,
соотносить размер, материал. Будет быстро расширять словарный запас.

Один
из основных разделов домашнего обучения — развитие речи. Известно, что дети
болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему
умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший
ребенок, говорящий, к примеру, о жвачке: “Пожеваю и покладу на стол”.
Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки
и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи.
Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо
меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания.
(“Какая собачка?”, “Какой автобус?”) Ваша цель — приохотить
“ученика” говорить много и правильно.

Прогулки
на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу
или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней,
стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску
двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница.
Вот тут-то и могут появиться такие слова, как “светло-зеленый”,
“темно-зеленый”, “изумрудный”, “салатный”,
“болотный”, “желто-зеленый”. Предложите ребенку отправиться
на поиски новых цветов — всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы
заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с
другими растениями.

Найдите
на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а
ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Попросите
ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами — пусть малыш
заметит, что они не похожи друг на друга. Одно — величаво-торжественное, другое
– бесшабашно-веселое, третье — трагически-грустное.

Предложите
малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он
справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что как бы
ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш
поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных
листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и маленький
березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе, и вы
увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их
формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар
листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство,
особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае —
“листья”).

Можно
сыграть с ребенком в игру “Что на что похоже и почему?” Гуляя по
лесу, задавайте ему такие вопросы: “Лист на что похож? Чем? На что похожи
пень, цветок, коряга, ветка?” Отвечайте сами, но слушайте внимательно и
ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!

Можно
немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:
“Чем лист похож на бумагу?” (Толщиной, легкостью.) “А на
траву?” (Цветом.) “А на каплю?” (Формой.)

Из
таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание
загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш
сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему
составить загадку: “Висит капля зеленая, как трава”.

Следующий
вид упражнений — скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо
говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно
найти в разных детских книжках.


Ткач ткет ткани на платок Тане.


Около кола — колокола.


Как у горки, на пригорке, жили тридцать три Егорки.


Орел на горе, перо на орле.


Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А
что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными
интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом,
приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?


Милая моя, ты не спишь!


Вы ели на завтрак мороженое?


Мама купила (купи) виноград.


Скорее домой!


У нас кончился хлеб.

Подобные
задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности,
научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Многие
игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении
словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания,
мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!

Четвертый
лишний

Для
игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых
относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и
предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим
словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным,
например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица;
елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему
наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи
(фрукты).

Можете
подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но
отличающимися (например, “береза”, “дуб”, “липа”
и “ель”). Эта игра предназначена для развития логического мышления
дошкольника.

Где
мы были, вам не скажем, а что делали – покажем

Оригинальность
игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без
слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например
“чтение книги”) и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку.
Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие
меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему
угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например “проснулся
— встал — умылся — позавтракал” и т.д.).

В
другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение,
сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию,
находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Потерявшаяся
игрушка

Подберите
и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу запомнить
их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из
игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно,
поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество
игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если
малыш справляется с заданием, усложните задачу, заменив игрушки на картинки с
изображением предметов (например из детского лото).

Предложите
сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на столе
(какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из них местами.
Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.

Такая
на первый взгляд простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания,
умения сосредоточиваться.

Найди
тайник

Нарисуйте
на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и
покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на
схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит
задание.

Игра
поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения
действовать по определенной схеме.

Игры
с буквами

Если
ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в звуки. Взрослый
называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким
заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно
попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в
которых, например, звук “а” стоит в начале, в конце или в середине.
Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его
выполнение.

Игра
развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее
можно по дороге в детский сад или в магазин.

Я
к вам пишу…

Если
ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет
достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру,
стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и
лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки
“письмо”, например, на холодильнике, чтобы он мог самостоятельно
прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном
гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем
пять-семь.

Для
обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его ближайшему
товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать
из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они
научатся делать это самостоятельно.

Кляксы

Для
этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски.
Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист
бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете
присоединиться к этому “безобразию”. Такое занятие способствует
расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке. А главное — вы вместе,
вы рядом.

Для
развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что
нужно использовать каждую возможность общения с ним; разговаривать о его и
своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на
вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы,
сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов
для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры
регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую
библиотеку, чтобы он мог полистать книги на полках и выбрать что-то.

Почаще
играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и
геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите — а
он пускай выберет сам.

Разрешите
ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой,
клеем и т.д.

Поощряйте
игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него
места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.

Ограничивайте
время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное.

Маленькие
дети могут и хотят учиться — это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует
наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома
потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из
памяти.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/