Ii. История южных и западных славян в Новое время (конец XVIII в. 1914 г.)

Часть II. История южных и западных славян в Новое время (конец XVIII в. – 1914 г.)  СОДЕРЖАНИЕБолгария в Новое время (Л.В. Горина, Л.И. Жила)Болгарское национальное Возрождение в XVIII – первой половине XIX в. Изменения в положении болгарских земель в XVIII в. Начало Возрождения. Культурно-просветительское движение. Начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви. Новые черты в повседневной жизни болгар^ Общественные движения в Болгарии в 60-70-е гг. XIX в. Восстановление церковной самостоятельности. Георгий Раковский. Политические объединения. Любен Каравелов и Васил Левски. Христо Ботев. Апрельское восстание^ Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. Образование болгарского национального государства. Сан-Стефанский прелиминарный договор. Берлинский трактат. Учредительное собрание. Тырновская конституция. Обустройство Восточной Румелии ^ Княжество Болгария и Восточная Румелия в 1879-1885 гг. Политическая жизнь в Княжестве. Противостояние либералов и консерваторов. ”Режим полномочий”. 1881-1883 гг. Перегруппировка политических сил в Княжестве. Восточная Румелия в 1879-1885 г. Объединение Восточной Румелии с Княжеством Болгария^ Путь Болгарии к независимости. 1886-1908 гг. “Болгарский кризис” 1886-1887 гг. Внутри- и внешнеполитическое положение Болгарии. 1887 – конец XIX в. Личный режим Фердинанда. Провозглашение независимости Болгарии^ Экономическое развитие Болгарии в 1878-1912 гг.Болгария в Балканских войнах. 1912-1913 гг. Оформление Балканского союза. Первая Балканская война. Вторая Балканская война.^ Культура Болгарии Сербы, народы Боснии и Герцеговины, черногорцыв составе Османской империи (конец XVIII в. – 1878 г.). (Л.В. Кузьмичева)^ Кризис общественно-политической системы Османской империи в конце XVIII в.Сербия на пути к независимому государству (конец XVIII в. – 1878 г.) Первое сербское восстание (1804 – 1813). Второе сербское восстание. Борьба за автономию. Становление и развитие автономного Сербского княжества при Милоше Обреновиче.”Турецкая конституция” 1838 г. Правление Александра Карагеоргиевича и “уставобранителей”. Внешнеполитическая программа Сербии “Начертание”. Сербское княжество при Михаиле Обреновиче (1860-1868). Создание Балканского союза. Регентство и Конституция 1869 г. Восточный кризис 1875-1877 гг. Сербо-турецкие войны. Признание независимости сербского государства^ Черногория в борьбе за самостоятельность (конец XVIII в. – 1878 г.) Черногорские митрополиты Петр I и Петр II во главе страны. Установление светского правления князей из династии Петровичей^ Босния и Герцеговина в составе Османской Турции (конец XVIII в. – 1878 г.) Особенности политического, этноконфессионального положения Боснийского эялета. Феодальный сепаратизм боснийской знати. Восстания первой половины XIX в. Босния и Герцеговина в планах Сербии и Черногории. Восстание 1875 – 1878 гг. Оккупация Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией Развитие независимых славянских государств Сербии и Черногории в 1878-1914 гг.(Л.В. Кузьмичева)^ Основные проблемы развития Сербии в 1878-1914 гг. Радикальное движение и становление политических партий в Сербии. Кризис режима короля Милана Обреновича. Конституция 1888 г. Радикалы у власти. Правление Александра Обреновича (1893-1903). Экономическая и политическая ситуация в королевстве Сербия. Внутренняя и внешняя политика Сербии в 1903-1914 гг. Социалистические идеи в Сербии. Социал-демократия и начало рабочего движения^ Сербия в Балканских войнах 1912 – 1913 гг.Черногория в 1878 – 1914 гг. Внутренняя и внешняя политика князя Николы. Черногория в Балканских войнах Хорваты, сербы, народы Боснии и Герцеговины, словенцы в составе монархии Габсбургов в Новое время(Л.В. Кузьмичева)^ Хорватские земли в составе империи Габсбургов в первой половине XIX в. Социально-экономическое и политическое положение в хорватских землях в конце XVIII – начале XIX в. Иллирийские провинции и их роль в формировании хорватской национальной программы. Иллиризм и сопротивление мадьяризации. Специфика экономического и национального развития Далмации. Военная Граница и вопрос о ее демилитаризации. Революция 1848 – 1849 гг. и Хорватия. ^ Хорватские земли во второй половине XIX – начале ХХ в. Реформы 50 – 60-х годов в Австрийской империи и Хорватия. Хорвато-венгерское соглашение 1868 г. Либеральные преобразования 1870-х годов. Правление бана Куэна – Хедервари и наступление реакции (1883 – 1903). ^ Хорватия накануне первой мировой войныВоеводина в составе империи Габсбургов Социально-политическое положение сербских земель монархии в первой половине XIX в. Воеводина в революции 1848 – 1849 гг. Провинция Сербская Воеводина и Темишский Банат. (1849-1861). Политические партии и программы сербов Воеводины во второй половине XIX – начале XX в.^ Босния и Герцеговина в 1878 – 1914 годах. Оккупация Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией. Аннексия Боснии и Герцеговины в 1908 г.Словенские земли в составе Австрийской империи (конец XVIII в. – 1914 г.) Политическое и социально-экономическое положение словенских земель в первой половине XIX в. Словенское национальное Возрождение и революция 1848 – 1849 гг. Словенские земли во второй половине XIX в. Словенско-немецкие отношения в конце XIX – начале ХХ в.^ Культура Сербии, Черногории, Воеводины, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины в XIX – начале ХХ в. Национальное Возрождение и проблемы оформления литературных языков. ^ Культурные процессы в Сербии в XIX – начале ХХ в. Наука и просвещение. Литература и искусство. Изменения в обыденной культуре и облике городов. Культурная жизнь сербов Австрийской империи в XIX – начале ХХ в.Культура Черногории в XIX – начале ХХ в.^ Культура Хорватии в XIX – начале ХХ в. Наука и просвещение. Литература. Изобразительное искусство. Музыка и театр. Изменения в обыденной культуре и облике городов и сел. ^ Культура Словении в XIX – начале ХХ в.Культура Боснии и Герцеговины в XIX – начале ХХ в.  Македонские земли в Новое время(Л.И. Жила)^ Македонский вопрос в 80-е гг. XVIII в. – 1914 г. Положение македонцев в составе Османской Турции. Внутренняя македонская революционная организация (ВМРО). Илинденское восстание 1903 г. Мюрцштегские реформы. Младотурецкая революция. Македонский вопрос накануне и в период Балканских войнПольские земли в Новое время(Х.Х. Хайретдинов, с. 00-00, Г.Ф. Матвеев, с. 00-00)^ Государственно-правовое положение польских земель после разделов. Провозглашение в 1807 г. Княжества Варшавского. Польские легионы. Политика Наполеона в польском вопросе.^ Положение польских земель в 1815 – 1830 гг. Новый передел польской территории на Венском конгрессе 1815 г. Царство Польское в 1815 – 1830 гг. Конституция 1815 г. Великое княжество Познанское, Галиция и Краковская республика^ Национально-освободительная борьба польского народа в 1830 – 1864 гг. Восстание 1830 – 1831 гг. Уроки восстания. Великая эмиграция. Поиски новых путей борьбы. Краковское восстание 1846 г. Польское освободительное движение 1848 г. Предпосылки восстания 1863 г. “Белые” и “красные”. Ход восстания 1863 – 1864 гг. Причины его поражения и политические последствия^ Социально-экономическое развитие польских земель в конце XVIII – 60 е гг. XIX в. Аграрная реформа в Пруссии. Перестройка аграрных отношений в Галиции. Крестьянский вопрос в Царстве Польском^ Польские земли после Январского восстания до первой мировой войны. Политика России, Германии и Австрии в польских землях. Экономическое развитие польских земель. Демографические и социальные процессы. Изменения в массовом сознании и политической организации польского общества. Революция 1905 – 1907 гг. в Царстве Польском. Политическая ситуация в польских землях накануне первой мировой войны.^ Основные черты развития польской культуры. Условия развития культуры. Польский классицизм. Польский романтизм. Позитивизм и реализм. Культура, наука и образование в конце XIX – начале ХХ в. Чешские земли в Новое время(Л.П. Лаптева, З.С. Ненашева)^ Чешское национальное Возрождение. Сущность чешского национального Возрождения. Земский патриотизм. Деятельность будителейСоциально-экономическое развитие чешских земель в первой половине XIX в. Промышленная революция. Социально-экономические и демографические последствия промышленной революции.^ Общественная жизнь в чешских землях (1815 – 1830). Меттерниховский абсолютизм. Национальное движение в условиях реакцииНациональное движение в 1830-1848 гг. Расстановка политических сил накануне революции^ Революция 1848-1849 гг. в чешских землях. Славянский съезд. Кромержижский сеймЧешская культура первой половины XIX в. Развитие языка. Художественная литература. Журналистика. Развитие науки. Театр. Значение чешско-русских научных и культурных связей для культуры чешского национального Возрождения ^ Чешские земли в 50-60-е гг. XIX в. Социальная структура чешского общества. Экономическое развитие чешских земель в период утверждения капитализма. Чешское национальное движение в 50-е гг XIX в. Конституционное движение 60-х гг. Возникновение Национальной партии. Дифференциация сил в чешском национальном лагере^ Чешские земли в конце 60 – начале 70-х гг. Образование Австро-Венгрии. Конституция 1867 г. Чешское общество в период введения дуализма. Таборы. Декларация 1868 г. Фундаментальные статьи. Образование партии младочехов. ^ Чешские земли в 80-90-е гг. XIX в. Экономическое развитие чешских земель в последней трети XIX в. Возвращение чешских пратий в политическую жизнь империи. Национально-политическая борьба в 80-90-х годах XIX в. Реализм.^ Новые политические реальности на рубеже веков. Социально-экономическое развитие чешских земель на рубеже XIX – ХХ вв. Противостояние немцев и чехов. Образование новых политических партий. ^ От начала века до первой мировой войны. Введение всеобщего избирательного права и его политические последствия. Политическое развитие чешских земель накануне первой мировой войны. ^ Чешская социал-демократия во второй половине XIX – начале ХХ в. Рабочее движение в конце 60 – начале 70-х гг. XIX в.. Образование чехославянской социал-демократической рабочей партии. Федерализация австрийской социал-демократии. Принятие национальной программы (1899)^ Чешская культура второй половины XIX – начала XX в. Система образования Наука. Литература, живопись, музыка Словакия в Новое время(З.С. Ненашева)^ Социально-экономическое развитие Словакии в конце XVIII – первой половине XIX в.. Промышленный переворот. Аграрный характер экономики. Социальная структура общества^ Национальное движение в конце XVIII – первой половине XIX в. Начало национального Возрождения. Борьба за кодификацию словацкого литературного языка. Ян Коллар. Людовит Штур^ Словаки в революции 1848 – 1849 гг. “Требования словацкого народа”. Словацкий национальный совет. Первый и второй походы словацких добровольцевСловакия во второй половине XIX в. Социально-экономическое развитие. Политическая ситуация в 50-е гг. XIX в. “Славянство и мир будущего” Л.Штура^ 60-е годы XIX в. – новый этап словацкого национального движения. “Меморандум словацкого народа”. Словацкая Матица. Старая и Новая школы. Словацкое национальное движение в условиях мадьяризации^ Словакия в конце XIX – начале ХХ в. Социально-экономическое развитие. Словацкая социал-демократия. Национальное движение накануне первой мировой войны^ Культура Словакии в XIX в.^ БОЛГАРИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ (КОНЕЦ XVIII В. – 1914 Г.)  Болгарское национальное Возрождение в XVIII-первой половине XIX в.Изменения в положении болгарских земель в XVIII в. Восемнадцатое столетие перевело назревшие противоречия во внутри- и внешнеполитическом положении Османской империи в фазу всеобъемлющего структурного кризиса. Его содержанием был чрезвычайно медленный и крайне болезненный переход турецкого государства к новым формам социально-экономической и политической организации, а внешний контекст составляло окончательное втягивание Турции в хитросплетения Восточного вопроса.  Полный развал системы тимариотского землевладения в XVIII в. имел ряд разнообразных и значительных последствий для болгарских земель. Превращение тимаров в наследственные поместья – чифтлики – привело к ухудшению положения крестьян в наиболее плодородных районах. С другой стороны, к концу столетия немалая часть земельных владений, в особенности на севере страны и в балканских предгорьях, фактически осталась без хозяев-спахий и перешла в наследственное пользование крестьян-держателей. Но положение последних вряд ли было существенно лучше, чем у многочисленных издольщиков, обрабатывавших турецкие чифтлики. Произвол фискальных и административных органов, откупщиков, местной знати – аянов и многочисленных банд деклассированных мусульман лишал их львиной доли произведенной продукции. В то же время в XVIII в. укрепляется слой зажиточного болгарского крестьянства – чорбаджиев, богатевшего за счет торговли скотом со Стамбулом, Фессалониками, и другими крупными городами Европейской Турции и ростовщических операций среди собственных земляков. XVIII в. характеризовался заметными изменениями в жизни болгарских городов, куда стекались массы обездоленных и пострадавших от османских усобиц и произвола селян. Развитие ремесла и торговли в болгарском городе продолжалось и в это время, но с середины столетия все более заметно начинает ощущаться конкуренция западных товаров, широкую дорогу которым на Балканы открывали капитуляции. Главную же угрозу для развития городов несла растущая нестабильность самого Османского государства, в особенности его северных провинций. В этих сложных условиях торгово-ремесленное население болгарских городов демонстрировало исключительную предприимчивость и активность. Болгарские ремесленники вытесняли из сферы ремесленного производства мусульман и не испытывали особенной конкуренции иностранных товаров, сосредоточиваясь на обработке местного сельскохозяйственного сырья – льна, кож, шерсти и производя товары специфически балканского типа – например, витые шерстяные шнуры для украшения одежды – гайтаны. Эти же товары составляли основное содержание торговли на местных рынках и ярмарках, чья роль в XVIII в. заметно возрастала. Общественно-политический кризис в болгарских землях достиг своего пика в конце XVIII в., когда после двух поражений в русско-турецких войнах, завершившихся договорами в Кючук-Кайнарджи (1774 г.) и в Яссах (1791 г.), османское правительство провело реформы по установлению “нового” военно-политического порядка. Реорганизация Селимом III тимариотского войска и янычарского корпуса (1793 г.), попытки реформировать систему провинциального управления были встречены в штыки военными, чиновниками и знатью в центре и на периферии империи. Достигли грандиозных масштабов бесчинства банд т.н. кирджалиев, грабивших болгарское население, фактически вышли из подчинения центральной власти целые области Северной Болгарии. Так, в 1792-1807 гг. в Северо-Западной Болгарии существовало не подчинявшееся султану владение османского военачальника Пазванд-оглу с центром в Видине. В борьбе с сепаратизмом провинциальной знати султанское правительство пыталось опереться на поддержку болгарского чорбаджийства. В конце XVIII – начале XIX вв. болгарам было разрешено создавать вооруженные отряды для обороны от кирджалиев во главе с местными старейшинами. Но и сепаратисты стремились привлечь на свою сторону болгар, раздавая им оружие и подталкивая их к сопротивлению властям. Хотя в Болгарии эти действия не привели к столь значительным и резким последствиям, как в соседней Сербии, они несомненно способствовали росту социально-политической активности болгар.^ Начало Возрождения. Историографическая традиция ведет отсчет истории Болгарского национального Возрождения с 1762 года – даты написания “Славяноболгарской истории” монахом афонского Хилендарского монастыря Паисием. В эпоху османского господства афонские монастыри оставались важными центрами славянской культуры. Здесь сохранялись средневековые рукописи и документы, попадали сюда и печатные книги из России и восточнославянских земель Речи Посполитой. Для написания своего труда Паисий использовал сохранившиеся на Афоне грамоты болгарских царей, сочинения Евфимия Тырновского и Григория Цамблака. Наряду с ними источниками труда Паисия стали “Синопсис”, – впервые опубликованный в Киеве в 1674 г. учебник русской и славянской истории, известный свод житий Димитрия Ростовского, “Стематография” – пособие по славянской геральдике, опубликованное в 1741 г. выходцем из Македонии Христофором Жефаровичем и русские переводы двух исторических сочинений – “Королевства славян” далматинского историка начала XVII в. Мавро Орбини и “Деяний церковных и гражданских” ватиканского хрониста XVI в. Цезаря Барония. Однако главную ценность книги Паисия составило не ее историческое содержание, а четкая идейная направленность на пробуждение болгарского национального самосознания и активное противостояние духовному натиску греческой культуры, утверждение национальной самобытности болгар на общеславянском фоне . Паисий прямо указал на главные причины плачевного состояния болгарской культуры: “Болгария находится среди турок, близко к Царьграду, и поэтому болгары столь угнетаемы и унижаемы турками… Поэтому не могут они воспринять ни искусство, ни книжную ученость”. Вторую причину историк видит в засилье греческого духовенства: “Некоторые русские и сербы издеваются над болгарами, обзывая их простаками и невеждами… Но пусть эти русские и сербы благодарят Бога, что сохранил их от агарянского рабства и от власти греческих архиереев…”. Паисий был далек от призывов к вооруженной борьбе с турками или активному противостоянию греческому духовенству. Его призыв:”БолгаринI знай свой род и языкI “ – нашел горячий отклик как у современников, так и у их потомков. Еще до конца XVIII в. “История славяноболгарская” была многократно переписана от руки и имела широкое хождение среди болгар.          Одним из переписчиков сочинения Паисия и его активным последователем стал в 60-е гг. XVIII в. священник из богатого болгарского городка Котел Стойко Владиславов. Один из наиболее активных болгарских деятелей своего времени, в конце XVIII в. он был рукоположен в сан епископа Врачанской епархии на севере Болгарии и приобрел широкую известность под своим монашеским именем Софроний. Наряду со списками “Истории славяноболгарской”, переводами с греческого духовных и назидательных сочинений Софроний Врачанский составил на новоболгарском языке несколько сборников (особенно популярен был изданный в 1806 г. в Валахии “Недельник или Кириакодромион” – календарное собрание поучений и притч, многократно переиздававшееся в течение XIX столетия), написал автобиографию (Житие и страдания грешного Софрония, впервые опубликована в 1861 г.), где создал яркие картины положения болгар под властью переживавшей один из самых острых кризисов Османской империи. Софроний был и одним из первых выразителей политических идей Болгарского Возрождения. Во время руско-турецкой войны 1806-1812 гг. он обратился к русскому правительству с просьбой о принятии Болгарии под покровительство России и предоставлении ей статуса , аналогичного существовавшему в Османской империи для Валахии и Молдовы – самоуправляющихся княжеств с главами, назначаемыми султаном из числа местной знати. Врачанский епископ, с 1803 г. находившийся в эмиграции в Бухаресте, со вступлением на территорию Болгарии русских войск обратился к своим соотечественникам с призывом оказать им поддержку и содействовал формированию в 1810 – 1811 гг. “Болгарского земского войска” в составе русской армии. Однако подписанный в 1812 г. в Бухаресте мирный договор России с Турцией вообще игнорировал существование Болгарии. Неудача политической деятельности Софрония вновь обратила его к идеям духовного возрождения болгар через просвещение и культуру. Апогей первого этапа национального Возрождения выразился в подъеме освободительного движения в болгарских землях в 20-30-е гг. XIX в. Болгары приняли активное участие в греческой революции 1821 -1829 гг., десятки их были вовлечены в деятельность тайного греческого общества “Филики Этерия”, организации которого существовали во многих болгарских городах, а также в Валахии и Молдове, куда после завершения русско-турецкой войны 1806 – 1812 гг. эмигрировали многие болгары. Фактически в рамках греческого освободительного движения 20-х гг. XIX в. сформировался разветвленный болгарский заговор (“Заверата”), однако не все его участники отчетливо осознавали специфику национальных задач болгарского народа.          Большой размах приняли вооруженные действия болгар против турок во время очередной русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Среди болгарской эмиграции в Валахии и Молдове началось формирование повстанческих отрядов – чет, во главе которых стояли Георгий Мамарчев, Милко Петрович – брат легендарного гайдука и одного из предводителей Первого Сербского восстания Велко Петровича, “капитаны; (так называли себя предводители отрядов болгарского ополчения в составе русской армии во время войн с Турцией) Живко и Алексий и другие патриоты. Болгарские четы участвовали в осадах Силистры и Шумена и в других боевых операциях. В марте 1829 г. по инициативе полковника И.П.Липранди было сформировано новое Болгарского ополчение – корпус численностью более полутора тысяч человек, командные должности в котором заняли предводители болгарских чет Г.Мамарчев, Панайот Фокиано, Хаджиоглу Габровли, Алексий, Иванчо и другие. Русских офицеров в корпусе было всего трое. Многие болгары проявляли в боях чудеса храбрости. Хаджиоглу Габровли, потеряв обе руки, вел свою чету в бой, а Иванчо, лишившись обеих ног, приказал привязать себя к седлу и продолжал сражаться с турками.          Героические действия болгарских ополченцев содействовали подъему национально-освободительного движения на севере и на востоке Болгарии. Население десятков городов и сел обратилось к русскому правительству с просьбами об установлении самоуправления болгарских земель под протекторатом России. Однако сложная внешнеполитическая борьба европейских держав вокруг Восточного вопроса оказала роковое воздействие на результаты войны. Подписанный в 1829 г. Адрианопольский мирный договор вновь ни единым словом не упоминал о Болгарии – принципы целостности европейских владений Турции были применены к болгарским землям в полной мере. Русское командование расформировало корпус Липранди, пресекло попытки болгарских воевод во главе с Г.Мамарчевым поднять в Болгарии новое восстание, репрессировало и выдало туркам многих активных участников его подготовки. Свыше ста тысяч болгар эмигрировали в Валахию, Молдову и Россию, а многие тысячи стали жертвами турецких репрессий.          В 1835 г. османские власти раскрыли масштабный заговор в Тырнове (Велчова завера), а стоявший во главе его тырновский ремесленник Велчо Атанасов был казнен турками после жестоких истязаний. Военный руководитель восстания Георгий Мамарчев как русский подданный избежал казни и был сослан в Малую Азию. В 30 – 50-е годы турки подавили несколько масштабных крестьянских выступлений в Западной Болгарии. Не принесли успехов и походы болгарских чет из Валахии в начале 40-х гг., либо пресеченные болгарскими властями, либо разгромленные турками.  ^ Культурно-просветительское движение. Активное участие болгар в русско-турецких войнах второй половины XVIII – первой половины XIX в. и их попытки выступить против угнетателей с оружием в руках привели к неутешительным результатам. Репрессии, к которым прибегали османы всякий раз после ухода с Балкан русских войск, ослабляли болгарский народ, вынуждали массы людей эмигрировать в Валахию, Молдавию, Сербию и на юг России. Отчасти в силу этих обстоятельств, отчасти следуя общей логике развития славянского национального Возрождения, усилия болгар в 30 – 50-е гг. XIX в. сосредоточиваются прежде всего в сфере образования и просвещения. Главными идеологами и видными организаторами этого этапа культурно-просветительского движения болгар в это время были Петр Берон и Васил Априлов.          Петр Берон (1800 – 1871) происходил из зажиточной семьи жителей города Котел – родины Софрония Врачанского и был одним из первых болгар, получивших европейское образование – вначале в Греции, а затем в Германии, где он в 1831 г. был удостоен степени доктора медицины. Еще в 1824 г. П.Берон составил и издал на новоболгарском языке в трансильванском городе Брашове – одном их традиционных центров болгарской эмиграции – т.н. “Рыбный букварь” (издание было осуществлено на средства болгар – торговцев рыбой). Это был первый болгарский светский учебник, помимо традиционного букварного материала насыщенный сведениями по математике, физике, астрономии, биологии и другим школьным предметам. Букварь предназначался для новой болгарской школы, зарождавшейся прежде всего в болгарской диаспоре, и включал методические советы для учителей, решившихся отказаться от традиционного “келейного” обучения.          “Букварь” П.Берона и вышедшее в 1829 г. историческое сочинение российского слависта Юрия Венелина “Древние и нынешние болгары” подтолкнули к активной деятельности проживавшего в Одессе болгарского коммерсанта и общественного деятеля, врача по образованию В.Априлова (1789 – 1847), Характерно, что большую часть своей жизни, до сорокалетнего возраста Априлов был уверен в том, что культурное развитие болгар возможно только путем их эллинизации и интеграции в греческую культурную среду. После прочтения труда Венелина в 30-е гг. XIX в. он начинает прилагать большие усилия для организации системы новоболгарского образования. В 1835 г. при его активном участии была создана школа в г.Габрове – первое светское заведение в Болгарии, основанное на принципах взаимного обучения. Развернутая организация системы новоболгарского образования была изложена Априловым в его вышедших в России книгах “Заря новоболгарского образования” (1841, дополнена в 1842) и “Мысли о современном болгарском образовании” (1847).          Большой вклад в развитие новоболгарского образования внес еще один уроженец г. Котел Неофит Бозвели (1785 – 1848). В 1835 г. он в соавторстве с составителем и переводчиком с греческого языка многих учебников для болгарской школы Э.Васкидовичем издал в сербском городе Крагуеваце “Славяноболгарское детоводство” – небольшую педагогическую энциклопедию в шести частях. в 40-е гг. XIX в. в Болгарии отрываются первые школы для девочек, а в 1846 г. в г. Копвриштице начинает работать классное училище – первое учебное заведение европейского типа, основанное выпускником одесского Ришельевского лицея Найденом Геровым. К 1856 г. такие школы уже существовали во многих болгарских городах – Пазарджике, Калофере, Пловдиве, Стара Загоре и др. Среди работавших здесь учителей становилось все больше выпускников русских учебных заведений – Ришельевского лицея, Нежинского института, духовных семинарий в Киеве, Одессе и Херсоне. В 50-е гг. XIX в. в Болгарию возвращаются первые питомцы российских университетов в Киеве и Москве, Московской духовной академии. Значительная их часть смогла получить образование благодаря финансовой поддержке русского правительства болгарских благотворительных организаций в Одессе и Москве.          В 30-50-е гг. XIX в. активизируется издание книг и периодических изданий на болгарском языке. Приоритет среди книжной продукции принадлежал учебной литературе. Большая часть книг была переведена с греческого и издана в Сербии и Валахии, но многие учебные издания (около 20 заглавий) были переведены с русского и опубликованы в Москве, С.-Петербурге и Одессе. В самой Османской империи до Крымской войны было издано более трехсот заглавий книг на болгарском языке, преимущественно нравоучительного и религиозного содержания. В 1842 г. в малоазиатском г.Смирна К.Фотиновым стал издаваться первый журнал на болгарском языке – “Любословие” (всего вышло 24 номера в 1842, 1844-45 и в 1848 гг.). Основателем первой болгарской газеты, которая вышла в 1846 г. в Лейпциге, был Иван Богоров (всего вышло три номера). С 1848 г. Богоров стал издавать в Стамбуле “Царьградский вестник”, издание которого продолжалось до 1862 г.          Оживление духовной жизни болгарского общества привело к становлению новых культурных институтов – читалищ. Существовавшие к середине XIX в. в нескольких десятках болгарских городов и центров болгарской диаспоры читалища сочетали функции школ, библиотек, клубов, где ставились спектакли, читались лекции, проводились дискуссии. Все вышеупомянутые изменения в культурном облике Болгарии, происшедшие в 30-50-е гг., составили новую духовную среду, в которой интенсивно продолжалось формирование болгарской нации.  ^ Начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви. Подъем национального самосознания болгар в 20-50-е гг. XIX в. поставил на повестку дня национального движения вопросы политической организации формирующейся болгарской нации. Наряду с безуспешными попытками обрести автономный статус под русским протекторатом в русско-турецких войнах первой трети столетия актуальной становится задача создания самостоятельной болгарской церкви. После ликвидации Тырновской патриархии в конце XIV в. болгарские епархии были подчинены Константинопольской патриархии, имевшей в Османской империи статус представительницы интересов православного населения перед султаном. Это положение соответствовало как системе этнополитической организации Турции, население которой было разделено на конфессиональные общности – миллеты, так и интересам балканских православных народов, вместе переносившим тяготы османского ига и противостоявшим идейно-культурному натиску со стороны исламского государства. При этом в силу традиции, подкрепленной политическими привилегиями, греческое духовенство занимало ведущее положение в иерерхии болгарских земель, а культурное влияние греков на болгар постоянно росло. После образования самостоятельного Греческого государства в 1830 г. греческое население Османской империи, и не в последнюю очередь греческое духовенство, испытывало большой подъем национального духа. В это время была сформулирована в качестве официальной н.т. “Великая идея”, по сути отражавшая собой грандиозные мечтания греческой национальной элиты о восстановлении Византийской империи в границах XI – XII вв. Центральное место в этих планах занимала Константинопольская патриархия, резко усилившая духовный натиск на болгарское население через греческих епископов. Отдельные конфликты болгарского населения с греческими епископами имели место еще в начале XIX в. В 1824 г. жители г. Врацы во главе с Д.Хаджитошевым изгнали из города греческого владыку Мефодия, в 1829 г. аналогичный случай произошел в г. Самокове. Наиболее острым и масштабным стал конфликт между тырновчанами и греческим митрополитом Панаретом в 1838 г., получивший большой отклик в болгарских землях. Годом позже возникают и легальные возможности для борьбы за самостоятельную болгарскую церковь. В 1839 г. османское правительство издает т.н. Гюльханейский хатт-и-шериф – султанский указ о равноправии всех подданных империи, ставший одним из центральных постановлений торжественно провозглашенной эпохи реформ – Танзимата. Хотя провозглашенные в нем права по большей части оставались фикцией, хатт-и-шериф давал болгарам законное основание подать правительству петицию о решении некоторых назревших проблем, в том числе о замене Панарета болгарским митрополитом Неофилом Бозвели – видным деятелем национального Возрождения. Однако турецкие власти приняли сторону греков и отказали тырновчанам. Отказ еще более всколыхнул болгар уже не только в Тырновской епархии, но и в других болгарских землях, а также в крупных центрах диаспоры. Во главе движения за равные права болгар и греков в конфессиональной сфере встали видные представители болгарского духовенства, игравшие большую роль в деле национального Возрождения – Неофит Бозвели и Илларион Макариопольский. Их главными противниками были т.н. фанариоты (букв. выходцы из стамбульского квартала Фанар – влиятельные в Османской империи столичные греки, из среды которых столетиями формировалась и иерархия константинопольской патриархии, и немногочисленная православная знать турецкого государства). По несправедливому обвинению последних Н.Бозвели был отправлен в ссылку в Хилендарский монастырь на Афоне и провел там четыре года. В 1844 – 1845 гг. центр борьбы за самостоятельную болгарскую церковь перемещается в османскую столицу, многочисленное и влиятельное болгарское население которой становится главной опорой движения. Его программа была сформулирована в прошениях, которые направили в это время султану Неофит Бозвели и Илларион Макариопольский, и сводились к следующему: церковная иерархия в болгарских землях должна формироваться из болгар и получать строго определенное вознаграждение за службу; богослужение должно отправляться на болгарском языке; болгарам следует иметь в Стамбуле своих церковных представителей при султане, храм, школы и газету. Хотя новая петиция дорого стоила ее авторам – они были вновь сосланы на Афон, где Неофит Бозвели и умер в 1848 г. – отдельные ее требования были удовлетворены османским правительством, заинтересованным в разжигании болгаро-греческого конфликта. С 1848 г. в турецкой столице стала выходить болгарская газета, а в 1849 г. в доме знатного болгарина Стефана Богориди, занимавшего высокий пост при султанском дворе, была открыта церковь св.Стефана. При ней были организованы школа и типография. За болгарской общиной в Стамбуле были признаны права отдельной епархии во главе с епископом. Первые успехи в борьбе за самостоятельную церковь, достигнутые несмотря на ожесточенное сопротивление фанариотов, вызвали большой резонанс в болгарских землях. С 1851 г., когда 24 мая в Пловдиве известный деятель болгарского Возрождения Н. Геров организовал торжественное чествование св. Кирилла и Мефодия, болгарский народ получил первый национальный праздник, отмечая который болгары могли дать выход своим патриотическим чувствам.  ^ Новые черты в повседневной жизни болгар. Формирование болгарской нации и социальная дифференциация болгарского общества создали новую культурную среду, которая сочетала сохраненные под османским игом традиционные ценности и новации, порожденные изменившейся исторической обстановкой и активизировавшимися связями с другими славянскими и европейскими народами. Сформировалась как особый социальный слой новоболгарская интеллигенция – главный творец культуры болгарской нации и выразительница ее духовных интересов. Ее усилиями создается институциональная система новоболгарской культуры, объединяющая школы нового типа и читалища, периодическую печать и издательскую деятельность, благотворительные и национально-церковные кружки и общества. Одна из отличительных черт болгарской культуры раннего национального Возрождения – внесение патриотических мотивов в традиционные культурные ценности. Так, национально-патриотическую трактовку получают памятники средневековой агиографии (Жития св. Ивана Рильского, св. Параскевы-Петки и др.), переписываемые, переиздаваемые и пересказываемые болгарскими просветителями. 30 – 40-е гг. XIX в. становятся временем нового расцвета болгарских монастырей, получающих богатые и массовые пожертвования местного населения. В тридцатые гг. XIX в. заново отстраивается Рильский монастырь, величественные стены и здания которого как бы символизируют возрождение болгарского народа, возводятся и расписываются новые храмы в Бачковском и Троянском монастырях. Расцвет церковной росписи и иконописания этого времени выразился в формировании самобытных художественных школ. Семейный характер носила Самоковск