Iii. Аналитическая часть. Глава Общественное участие

III. Аналитическая часть.Глава 1. Общественное участие. Показатели, характеризующие вовлеченность россиян в деятельность организаций гражданского общества, представлены осью «общественное участие». Общественное участие рассматривается в двух видах – по ширине и глубине вовлеченности населения в деятельность организаций гражданского общества как социальной, так и политической направленности (см. [1] в списке источников эмпирической информации). Источником информации для показателей данной оси является всероссийский опрос населения. Итоговое значение показателей по данной оси составляет 33,7%.^ Показатель 1.1. Широта общественного участия. Индикаторы, характеризующие широту общественного участия, показывают уровень вовлеченности населения в социальную активность и деятельность таких организаций гражданского общества, как: религиозные организации, спортивные и рекреационные организации, художественные, музыкальные и образовательные организации, благотворительные организации и фонды. В целом они обозначаются как «организации гражданского общества социальной направленности». Значение показателя широты общественного участия составляет 13,9%. Для его расчета используются три индикатора: 1) доля россиян, участвующих в деятельности организаций гражданского общества социальной направленности; 2) доля россиян, являющихся добровольцами в организациях данного типа; 3) доля россиян, вовлеченных в деятельность местного сообщества (см. рис. III.1.1).Рисунок III.1.1. Индикаторы, характеризующие широту общественного участия. Доля россиян, участвующих в деятельности организаций гражданского общества социальной направленности, составляет 8,8%. Среди них больше всего участвуют в деятельности спортивных и рекреационных организаций (65%); каждый пятый декларирует свое участие в деятельности религиозных организаций (21%), а также художественных, музыкальных и образовательных организаций (22%); лишь 6% респондентов участвуют в деятельности благотворительных организаций и фондов. Доля россиян, вовлеченных в деятельность организаций гражданского общества в качестве волонтеров, составляет 4,6%. Среди них каждый второй работает в спортивной или рекреационной организации (49%), каждый третий – в религиозной организации (33%), примерно каждый четвертый – в музыкальной, художественной или образовательной организации (23%), лишь каждый десятый – в благотворительной организации или фонде (10%). В основном и активистами, и волонтерами в организациях изучаемого типа являются женщины. Гендерное равенство отмечается только среди активных членов спортивных и рекреационных организаций (47% женщин и 52% мужчин), в то время как среди активных членов других организаций доля женщин достигает 69-70%. Показатель вовлеченности россиян в совместную деятельность с другими людьми в 3 раза превышает долю людей, так или иначе задействованных в деятельности организаций гражданского общества изучаемого типа, и составляет 28,3%. Данную категорию людей можно рассматривать как тех, кто с наибольшей вероятностью в будущем может стать добровольцем или участвовать в деятельности организации гражданского общества.^ Показатель 1.2. Глубина общественного участия. Данный показатель составляет 35,9% и демонстрирует глубину общественного участия посредством трех индикаторов: 1) доля людей, одновременно участвующих в деятельности более чем одной организации гражданского общества социальной направленности; 2) доля волонтеров в организациях данного типа, которые участвуют в деятельности более чем одной организации; 3) доля участвующих в деятельности местного сообщества не реже одного раза в месяц (см. рис. III.1.2).Рисунок III.1.2. Индикаторы, характеризующие глубину общественного участия. Среди тех, кто участвует в деятельности более чем одной организации гражданского общества больше всего тех, кто участвует в деятельности художественных, музыкальных и образовательных организаций. При этом, каждый шестой помимо деятельности в спортивной и рекреационной организации участвует в деятельности и другой организации. Большинство добровольцев вовлечены в работу только в одной организации. Характерно, что половина добровольцев из числа тех, кто занимается волонтерской деятельностью для благотворительных организаций и фондов, вовлечена в добровольческую деятельность для других организаций. 75% граждан, по крайней мере, один раз в месяц участвуют в общественных мероприятиях с другими людьми, от числа тех, кто хотя бы раз в год участвует в общественных мероприятиях совместно с другими людьми, например, посещают спортивные клубы или оказывают помощь добровольческим/сервисным организациям.^ Показатель 1.3. Разнообразие общественного участия. Данный показатель демонстрирует, в какой мере среди респондентов, участвующих в деятельности организаций гражданского общества социальной направленности, присутствуют представители отдельных социальных групп (женщины, люди с низким доходом, представители этнического меньшинства, люди, проживающие в сельской местности) по сравнению с их распределением в структуре взрослого населения в целом. Значение данного показателя составляет 81%, т.е. в абсолютном большинстве случаев распределение указанных групп среди участников организаций гражданского общества социальной направленности совпадает с распределением указанных групп в структуре взрослого населения России. Это является свидетельством отсутствия значительных барьеров для участия граждан из названных социальных групп в деятельности организаций гражданского общества.^ Показатель 1.4. Широта политического участия. Индикаторы, характеризующие широту политического участия, демонстрируют уровень индивидуальной политической активности россиян и меру вовлеченности россиян в деятельности организаций, занимающихся защитой и продвижением прав и свобод граждан, таких как профсоюзы, политические партии, экологические организации, профессиональные объединения, потребительские общества (далее – «организации политической направленности»). Показатель широты политического участия составляет 6,8% и для его расчета используются три индикатора: 1) доля россиян, участвующих в деятельности организаций политической направленности; 2) доля россиян, являющихся добровольцами в организациях данного типа; 3) доля россиян, вовлеченных в практики политической активности, такие как: подписание открытых обращений, писем или петиции; участие в бойкотировании или участие в мирных демонстрациях.Рисунок III.1.4. Индикаторы, характеризующие широту политического участия. В деятельности организаций политической направленности принимают участие 7,9% респондентов. Среди них 75% участвуют в деятельности профсоюзов, 15% опрошенных указали на свое участие в деятельности политических партий. Каждый десятый респондент участвует в деятельности профессиональных ассоциаций. Менее 3% респондентов участвуют в деятельности экологических организаций и организаций по защите прав потребителей. 2,9% россиян занимаются волонтерской деятельностью в организациях указанного типа. 59% делают это для профсоюзной организации, 27% волонтеров работают в политических партиях, 12% волонтеров задействованы в деятельности профессиональных ассоциаций. Лишь каждый десятый волонтер участвует в деятельности благотворительных организаций и фондов. 9,5% респондентов демонстрировали политическую активность за последние пять лет. Интересно отметить, что социально-демографические характеристики данной группы респондентов практически не отличаются от средневыборочных, то есть потенциально политически активным может стать абсолютно любой гражданин России. ^ Показатель 1.5. Глубина политического участия. Значение данного показателя составляет 8,6%. Он демонстрирует глубину политического участия посредством трех индикаторов: 1) доля граждан, которые одновременно участвуют в деятельности более чем в одной организации политической направленности; 2) доля граждан, которые одновременно являются волонтерами в более, чем одной организации политической направленности. 3) доля граждан, принимавших участие в более, чем одном виде политической деятельности, за последние 5 лет.Рисунок III. 1.5. Индикаторы, характеризующие глубину политического участия. В деятельности более чем одной организации политической направленности принимают участие 9,5% респондентов, добровольцами в организациях данного типа являются 5,2% респондентов. 11% участвовали не менее чем в двух видах политических практик, за последние 5 лет. Характерно наличие небольшого смещения в социально-демографическом портрете политически активных россиян по сравнению со средневыборочными показателями. Большинство таких людей относится к средней возрастной группе от 25 до 64 лет (76%), тогда как в выборке доля людей такой возрастной группы составляет 68%. Более половины респондентов (53%), активно участвующих в организациях политической направленности, относят себя к представителям среднего класса, в то время как в выборке этот показатель составляет 42%.^ Показатель 1.6. Разнообразие политического участия. Данный показатель демонстрирует, в какой мере среди респондентов, участвующих в деятельности организаций гражданского общества политической направленности, присутствуют представители отдельных социальных групп (женщины, люди с низким доходом, представители этнического меньшинства, люди, проживающие в сельской местности) по сравнению с их распределением в структуре взрослого населения в целом. Значение данного показателя составляет 55,8%, т.е. в большинстве случаев распределение указанных групп среди участников организаций гражданского общества политической направленности совпадает с распределением указанных групп в структуре взрослого населения России. Это является свидетельством отсутствия значительных барьеров для участия граждан из названных социальных групп в деятельности организаций гражданского общества.Заключение В целом, значение российского показателя по оси «общественное участие» составляет 33,7%., что может быть охарактеризовано как значение ниже среднего. Подобному развитию или скорее неразвитости общественного участия россиян можно найти несколько объяснений. Значительная часть россиян склонна не доверять НКО (см. [5] в списке источников эмпирической информации).. Те же, кто заявляет о своем доверии указанным организациям, чаще упоминают общества защиты прав потребителей, профсоюзы и ветеранские объединения, садовые и дачные товарищества, общества инвалидов. Треть россиян доверяет НКО хотя бы одного вида; лишь 4% россиян доверяют НКО более чем пяти видов. На низкий уровень политической активности россиян влияет низкий уровень доверия политическим институтам. В частности, политические партии имеют отрицательный рейтинг доверия среди россиян (доля недоверяющих им превышает долю доверяющих на 16 п.п.). Характерной особенностью волонтерского движения в России является низкая вовлеченность россиян в формальное добровольчество, связанное с деятельностью в какой-либо организации, и высокая неформальная добровольческая активность россиян. Так, в ходе мегаопроса населения по технологии Георейтинга (см. [5] в списке источников эмпирической информации) респондентам был задан вопрос: «За последние 2-3 года Вы занимались, помимо своей основной деятельности, добровольной и безвозмездной работой на благо других людей (не членов семьи и не близких родственников)? Если занимались, то как часто?». Около двух третей россиян отметили, что им не приходилось заниматься безвозмездной деятельностью (63%). Случалось работать на благо других людей трети опрошенных (33%). Существует дифференциация вовлеченности россиян в добровольческую деятельность по регионам (см. рис. III.1). В целом, 61% россиян принимали участие хотя бы в одном виде добровольческой активности за последний год, при этом 37% участвовали в одном или в двух видах деятельности, каждый десятый – в трех, каждый четырнадцатый – в четырех видах. Рисунок III.1 Дифференциация регионов России по уровню добровольческой активности Очевидно, что общественная активность россиян имеет еще и мобилизационный характер, о чем свидетельствуют события, связанные с пожарами в 2010 году. Когда в стране наблюдался подъем добровольческой и филантропической активности россиян, когда организации гражданского общества продемонстрировали свои возможности как канализаторов общественной активности в чрезвычайных обстоятельствах. Возможно, уровень общественной активности в стабильные времена в России ровно такой, чтобы обеспечивать функционирование всей общественной системы, но способен к резкому значительному увеличению в условиях нестабильности.^ Глава 2. Уровень организации гражданского общества. Ось «уровень организации гражданского общества» позволяет получить представление об уровне институционализации российских НКО, характеризуемом посредством показателей, раскрывающих особенности корпоративного управления, обеспеченности различного рода ресурсами, вовлеченности во внешнеорганизационные коммуникации (см. [2] в списке источников эмпирической информации), а также их международные связи. Итоговое значение координаты на данной оси составляет 51,4%.^ Показатель 2.1. Управление внутри гражданского общества. Данный показатель демонстрирует процент организаций, которые имеют совет директоров или другой формализованный коллегиальных орган управления. Среди обследованных НКО 88% имеют коллегиальный орган управления1. В состав данных органов входит в среднем 11 человек. Выше средних значений численность коллегиальных органов управления в НКО таких организационно-правовых форм, как объединения юридических лиц и общественные организации. Чаще всего в коллегиальные органы управления НКО входят учредители, руководители организаций, некоторые сотрудники и известные люди с серьезными заслугами. Доля НКО, в руководящих органах которых присутствуют данные категории членов, составляет 76%. Среди членов коллегиальных органов управления можно говорить об отсутствии гендерного дисбаланса – доля женщин составляет 46%.^ Показатель 2.2. Инфраструктура гражданского общества. Данный показатель демонстрирует процент организаций, которые являются членами любой ассоциации, зонтичной организации, ресурсного центра или сети. Его значение составляет 32%. Чаще всего членами ассоциаций, объединений, сетей являются объединения юридических лиц, религиозные организации и общественные организации (37-39%). Заметно реже входят в данные структуры автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства и фонды. Подавляющее большинство НКО (87%), имеющих опыт членства в различных ассоциациях и объединениях, считают их в той или иной степени эффективными. Причем практически половина обследованных НКО, имеющих такой опыт, считает их «безусловно эффективными». Всего 8% НКО, имевших опыт членства в различных ассоциациях и объединениях, считают их в той или иной мере не эффективными.^ Показатель 2.3. Коммуникации внутри сектора. Данный показатель демонстрирует процент организаций, которые за последние 3 месяца проводили встречи или обменивались информацией с другими организациями гражданского общества схожей направленности. Как показали результаты исследования, чуть более половины НКО (57%) за последние три месяца проводили встречи с другими НКО, занимающимися аналогичными видами деятельности. В среднем каждая такая организация встречалась с восемью НКО. Чаще всего во взаимодействие с другими НКО вовлекались общественные и религиозные организации.^ Показатель 2.4. Человеческие ресурсы Оценка человеческих ресурсов является одной из значимых характеристик развития некоммерческого сектора. Данный показатель демонстрирует процент организаций с устойчивым штатом сотрудников (волонтеры составляют, в среднем, менее 25% сотрудников организации). В целом по выборке 27% НКО характеризуются устойчивостью их человеческих ресурсов. Большинство некоммерческих организаций (76%) используют труд добровольцев. Общий уровень вовлеченности в добровольческую деятельность в некоммерческом секторе в 2008 г. составлял 3,02% численности экономически активного населения (3,2% числа занятых в экономике). В среднем добровольцы работают в российских НКО 26 часов в месяц. В пересчете на полную занятость получается, что трудовые ресурсы добровольцев равны 0,42% численности экономически активного населения или 0,44% числа занятых в экономике. Таким образом, объем ресурсов добровольческого труда, задействованного в российских некоммерческих организациях, сопоставим с объемом трудовых ресурсов оплачиваемых сотрудников НКО. Можно дать и стоимостную оценку ресурсов труда добровольцев, участвующих в деятельности российских НКО: если бы труд добровольцев оплачивался так же как труд наемных сотрудников НКО, то стоимость ресурсов добровольного труда в некоммерческом секторе составила бы 16,4 млрд руб. ежегодно. Согласно данным всероссийского обследования НКО, в негосударственных некоммерческих организациях по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (полной или неполной рабочей недели) трудится 1,13% экономически активного населения России2. Следует подчеркнуть, что занятость в некоммерческом секторе России носит, в основном, характер полной занятости – 79% сотрудников НКО работают полный рабочий день, то есть 40 часов в неделю. Частично занятые сотрудники некоммерческих организаций работают в среднем по 16,8 часов в неделю. В пересчете на полный рабочий день (при 40-часовой неделе) доля занятых в российском некоммерческом секторе составляет 0,89% численности экономически активного населения. В целом, российские некоммерческие организации являются малочисленными. Рисунок III.2.4. Распределение НКО по численности постоянных сотрудниковСоотношением добровольцев и постоянных сотрудников в организациях различных типов неодинаково. Так, устойчивую структуру человеческих ресурсов имеет каждая четвертая спортивная НКО; около половины организаций, работающих в сфере образования. Деловые и профессиональные организации и союзы также могут быть отнесены к организациям с устойчивым типом человеческих ресурсов. При этом необходимо отметить, что в ряде организаций добровольцы используются более активно – это относится, например, к организациям, работающим в сфере филантропии и поощрения добровольной деятельности, здравоохранения, защиты окружающей среды – более чем, в 90% таких организаций волонтеры составляют более 25% от числа сотрудников. Также сфера оказания социальных услуг отличается неустойчивостью человеческих ресурсов – лишь каждая десятая организация может считаться устойчивой.^ Показатель 2.5. Финансовые и технические ресурсы. Данный показатель складывается из двух индикаторов отображающих устойчивость финансовых и технических ресурсов. Для оценки финансовой устойчивости некоммерческой организации используются данные о субъективной оценке объема расходов и доходов некоммерческих организаций. По оценкам руководителей НКО за 2008-2009 год в 40% организаций увеличились доходы, почти в стольких же увеличились расходы. Однако примерно каждая третья организация указала на снижение полученных доходов за последний год. Данная ситуация может быть отчасти объяснена тем, что основными источниками финансирования НКО являются наряду с прогнозируемыми доходами – членскими взносами (44%) – непостоянные доходы, такие как добровольные взносы и пожертвования частных лиц (33%). На рисунке III.2.5 представлены иные источники финансирования некоммерческих организаций. ^ Рисунок III.2.5 Источники финансирования организаций гражданского общества $v40 Frequencies Responses N Percent Percent of Cases $v40 Членские взносы 434 18,0% 44,2% Взносы учредителей или собственников 176 7,3% 17,9% Доходы от реализации услуг (товаров) организации 231 9,6% 23,5% Личные средства членов/сотрудников не являющиеся взносами 226 9,4% 23,0% Из средств федерального бюджета («президентские» гранты) 113 4,7% 11,5% Из средств государственных внебюджетных фондов 34 1,4% 3,5% Из бюджетных источников субъектов федерации 129 5,4% 13,1% Из местных (муниципальных) бюджетов 216 9,0% 22,0% Гранты или тех.помощь от иностранных, международных орг. 72 3,0% 7,3% Гранты/ трансферты от российских фондов, НКО 149 6,2% 15,2% Денежные поступления от иностранных коммерческих компаний 16 ,7% 1,6% Денежные пожертвования от российских коммерческих компаний 191 7,9% 19,5% Добровольные взносы и пожертвования частных лиц 325 13,5% 33,1% Средства фондов местных сообществ (грантодающих организаций) 49 2,0% 5,0% Другое 46 1,9% 4,7% Total 2407 100,0% 245,1% По оценкам респондентов, экономический кризис 2008-2009 гг. не значительно сказался на финансовой устойчивости НКО – более 68% респондентов оценивают экономическое положение своей организации как неизменившееся по сравнению с предыдущим годом. И лишь 4% организаций заявили о том, что экономическое положение улучшилось за прошедший год. При этом, сравнивая организации по типам предоставляемых услуг, можно говорить о том, что наиболее стабильно по сравнению с остальными ощущают себя профсоюзы – 50% их руководителей указали на то, что средств хватает на все или почти все проекты, профессиональные и бизнес ассоциации (40%) и религиозные организации (более 50%). Второй показатель характеризует уровень обеспеченности некоммерческих организаций различными техническими ресурсами необходимыми для осуществления деятельности некоммерческих организаций (компьютерная и оргтехника, различные средства связи – телефон, факс, интернет). Результаты исследования фиксируют достаточно высокий уровень обеспеченности НКО, таким ресурсом, как доступ в Интернет – 70%. Уровень обеспеченности необходимой компьютерной и другой офисной техникой еще выше и составляет от 70% (обеспеченность факсом) до 90% (обеспеченность телефонной связью).^ Показатель 2.6. Международные связи. Данный показатель представляет собой отношение численности международных неправительственных организаций (НКО), работающих в стране, к общей численности международных НКО в мире. Значение данного индикатора составляет 23%3. Это означает, что в России присутствует почти четверть международных НКО. Значение данного индикатора сократилось после вступления в силу 17 апреля 2006 г. закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», так как закон, в частности, закрепил изменения требований к деятельности международных некоммерческих организаций на территории России, и повлек целый ряд публичных лоббистских действий международных4 и российских правительственных и неправительственных организаций5, благодаря которым была скорректирована итоговая версия законопроекта6. Эти и другие изменения оказали влияние на сокращение количества зарегистрированных в России представительств международных неправительственных организаций, а также реализуемых ими программ.Заключение Итоговое значение координаты на данной оси составляет 51,4%. Анализ индикаторов и показателей по оси «уровень организации гражданского общества» показал, что некоммерческий сектор в России находится в удовлетворительном состоянии, общее значение координаты на данной оси (итоговый индекс) имеет самое высокое значение по сравнению с остальными осями. Из сильных сторон российского некоммерческого сектора, освещаемых в ходе данного проекта, можно выделить внутреннее управление в организации – большинство некоммерческих организаций имеют коллегиальный орган управления, более, чем в половине организаций выбранный, а не назначенный орган управления принимает решения о деятельности организации. Более того, отдельные группы не исключены из управления некоммерческими организациями, например, 46% членов коллегиальных управленческих органов – женщины. Российские некоммерческие организации активно взаимодействуют с другими организациями, большинство из них говорят об относительной финансовой стабильности и обеспеченности различными техническими ресурсами. Слабостью российского некоммерческого сектора в первую очередь можно считать неудовлетворительную институциональную среду – российские и международные некоммерческие организации находятся в неравных условиях при осуществлении своей деятельности на территории России. Внутренней слабостью организаций гражданского общества в России является слабая устойчивость человеческих ресурсов. Некоммерческие организации малочисленны по численности постоянных сотрудников, а доля добровольцев значительным образом варьируется в зависимости от типа некоммерческой организации. К самым неустойчивым можно отнести организации, работающие в сфере филантропии, здравоохранения, защиты окружающей среды – более 90% из них характеризуются высокой долей добровольцев. Особенностью российского некоммерческого сектора является финансирование. 32% НКО имеет только один источник финансирования, 42% – два-три и лишь 21% – более четырех. Таким образом, имеет место диверсификация источников финансирования, однако чаще всего используется такой источник, которые не обеспечивает достаточного объема денежных средств для ведения проектной деятельности, – это членские взносы. Поступления из бюджетов органов власти пока еще не достаточно распространены, хотя больше половины руководителей НКО уверены, что они и органы власти должны быть партнерами, совместно решающими проблемы граждан (53%). На практике 77% российских НКО в тех или иных формах взаимодействуют с органами власти, хотя преимущественно это нематериальные формы сотрудничества. Очевидно, что возможности большинства источников финансирования НКО недоиспользованы. Часто барьером является недостаточно высокий уровень квалификации сотрудников и руководителей НКО. При этом лишь 17% руководителей НКО характеризуют возможности повышать квалификацию сотрудников в области стратегического и финансового менеджмента, бухгалтерского учета, фандрайзинга и т.д. как хорошие. Большое количество руководителей некоммерческих организаций нуждаются в дополнительном образовании по управлению НКО, которое российская система образования, как профессионального, так и гражданского, пока не может предоставить в полной мере.Глава 3. Практикуемые ценности Показатели, рассматриваемые на данной оси, относятся к исследованию ключевых ценностей, характерных или не характерных для российского гражданского общества. Источником данных для показателей оси практикуемых ценностей является всероссийское обследование некоммерческого сектора (см. [2] в списке источников эмпирической информации). Количественное значение координаты на оси практикуемых ценностей рассчитывается на основании пяти показателей, которые отражают деятельность некоммерческого сектора по следующим вопросам: принципы демократического принятия решений в организации, регулирование трудовых отношений, кодекс поведения сотрудников и прозрачность деятельности организации, стандарты защиты окружающей среды, восприятие ценностей гражданского общества в целом.^ Показатель 3.1. Управление, основанное на принципах демократического принятия решений. Данный показатель демонстрирует процент организаций, которые сами практикуют демократический принцип приятия решений (доля организаций, в которых решения принимаются не назначенными руководителями).Индикатор 3.1.1. Принятие решений. Согласно методологии проекта «Индекс гражданского общества», демократическим принятием решения в организации считается решение, принимаемое избираемыми органами управлениями. Примерно треть (31%) российских НКО, принявших участие в исследовании, могут быть классифицированы, как организации, придерживающиеся демократического принятия решений. В то же самое время в 38% организаций решения принимаются назначенным руководителем или органом управления. По понятным причинам крайне редко основные решения принимаются членами организации (5%), сотрудниками НКО (2%). При этом доля организаций, придерживающихся демократических принципов в принятии решений, значительно варьируется в зависимости от организационно-правовой формы некоммерческой организации. Избранный коллегиальный орган управления, занимающийся принятием решений, чаще других существует в общественных и религиозных организациях, организациях, занимающихся международной деятельностью, религией; реже всего – в некоммерческих партнерствах и в организациях, занимающихся здравоохранением. С другой стороны, также есть типы организаций, для которых более характерно единоличное приятие решений. К ним относятся фонды и организации, занимающихся здравоохранением. В организациях данного типа решения принимаются в основном назначенным руководителем. Избранный руководитель наиболее часто принимает решения в объединениях юридических лиц, организациях, занимающихся образованием и исследованиями.^ Показатель 3.2. Регулирование трудовых отношений. Данный показатель демонстрирует долю организаций, использующих различных методы регулирования трудовых отношений таких как: политика равных возможностей, членство в профсоюзе, обучение для новых сотрудников, документы, регулирующие трудовые нормы и стандарты. Согласно методологии проекта, наличие различных документов и механизмов регулирования трудовых отношений способствует формированию прозрачной и понятной кадровой политики в организациях гражданского общества. Общее значение данного показателя составляет 47,4% и рисунок III.3.2 демонстрирует количественную оценку индикаторов, формирующих данный показатель.Рисунок III. 3.2. Индикаторы, характеризующие регулирование трудовых отношений. В целом, обеспеченность российских НКО различными документами, характеризующими трудовые права, можно назвать средней. Лишь в 67% обследованных НКО имеются различные документы, в которых, в частности подтверждаются равные права и возможности женщин, в том числе и право на равную оплату за равноценный труд. Профсоюзы, как еще одна форма поддержки работников, не является популярной среди сотрудников российских НКО. В среднем лишь 16% оплачиваемых сотрудников некоммерческих организаций являются членами профсоюза. Можно говорить о том, что в настоящее время профсоюзное движение в России не может оцениваться как реальный посредник в отстаивании интересов работников. Существование профсоюза, как в некоммерческих, так и в коммерческих организациях во многих случаях является скорее формальной организацией, функционирующей со времен Советского Союза, когда профсоюзы являлись важным звеном между работодателями и сотрудниками. При этом распределение доли сотрудников различается в зависимости от сферы деятельности организации. Так, для части организаций, доля состоящих в профсоюзе сотрудников более чем в два раза превышает средний показатель. Не считая профсоюзных организаций как таковых, это справедливо для организаций, работающих в области культуры и рекреации, организациях, оказывающих юридическую помощь, благотворительных организаций, бизнес ассоциаций (24-30%). С другой стороны, есть организации, сотрудники которых не являются членами профсоюзов. К таким организациям относятся НКО, работающие в сфере образования и исследований, организации по защите окружающей среды, организации, осуществляющие международную деятельность, религиозные организации. 52% обследованных НКО не проводят специальные тренинги и инструктажи с новыми сотрудниками по вопросам их трудовых прав. Среди опрошенных НКО должностные/ служебные инструкции, определяющие нормы и условия труда имеют 50% организаций. Среди обследованных НКО, не имеющих рассматриваемых документов, в большинстве (около 75%) не задумывались о том, что их необходимо в будущем принять и разместить в открытом доступе. Одной из причин столь низкого внимания НКО к вопросам трудовых прав может является детальная проработанность Трудового кодекса РФ, в соответствие с которым работают все организации в России, а также наличие трудовых инспекций, которые следят за исполнением трудового законодательства в РФ.^ Показатель 3.3. Кодексы поведения и прозрачность организаций. Данный показатель демонстрирует прозрачность организаций гражданского общества, основанную на публикации в открытом доступе кодекса поведения сотрудников и финансовой информации о деятельности организации. Общее значение данного показателя равно 34,1%.Рисунок III. 3.3. Индикаторы, характеризующие кодексы поведения и прозрачность. В открытом доступе кодекс поведения чаще всего можно встретить в организациях, занимающиеся образованием и исследованиями, религией. 42% НКО уже размещают свою финансовую информацию в открытом доступе. Больше некоммерческих организаций, размещающих свою финансовую информацию в открытом доступе, зафиксировано среди НКО, которые имеют четкую внутреннюю организационную структуру и документально оформленную стратегию деятельности; имеют сайт организации; взаимодействуют с органами местного самоуправления и федеральными органами власти. Более половины обследованных НКО (57%), размещающих свою финансовую информацию в открытом доступе, делают это в публичном годовом отчете организации. Еще 17% размещают такую информацию на собственном интернет-сайте, 16% – в публикациях в СМИ. В целом, 76% обследованных НКО так или иначе демонстрируют прозрачность своей деятельности, в том числе проводятся пресс-конференции, делаются публикации в СМИ (28%), даются консультации (в том числе, по телефону, он-лайн) (28%), публикуются годовые отчеты о деятельности организации (25%), существует сайт организации в Интернете (22%), проводятся независимые аудиторские проверки финансовой деятельности (19%), публикуются годовые финансовые отчеты (16%). ^ Показатель 3.4. Стандарты охраны окружающей среды. Данный показатель демонстрирует процент организаций, у которых есть собственная экологическая политика, находящаяся в открытом доступе. Лишь 18% НКО имеют в открытом доступе документы, определяющие экологические стандарты деятельности организации. Естественно, что чаще всего такие документы в открытом доступе имеют НКО, занимающиеся окружающей средой. Большинство организаций, не имеющих прописанных стандартов охраны окружающей среды, также не планируют принять и опубликовать такую политику организации в будущем.^ Показатель 3.5. Восприятие ценностей в гражданском обществе в целом. В отличие от предыдущих четырех показателей, которые оценивали действия или ситуацию в конкретных организациях гражданского общества, пятый показатель демонстрирует оценку действий третьего сектора в целом по вопросам распространенности использования методов насилия группами гражданского общества, роли гражданского общества в продвижении демократического процесса принятия решений, частоту коррупционных практик внутри гражданского общества. Общее значение данного показателя равно 40,2%.Рисунок III.3.5. Индикаторы, характеризующие восприятие ценностей в гражданском обществе в целом. Около половины руководителей НКО (53%) считают, что сегодня в России существуют обществен