ФакультетВостоковедения
>
Реферат по предмету„Доисламская
арабская поэзия“студента 2 курса
кафедры Арабистики
С.С.Хачатуряна
Ереван 2006г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО. БЛАГОВЕЩЕНИЕМАРИИ. РОЖДЕНИЕ МЕССИИ…………4
ИСА ибн МАРЬЯМ………………………………………………………………………………6
ВОЗНЕСЕНИЕ………………………………………………………………………………….10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. А. АЛИ-ЗАДЕ «БИБЛИЯ И КОРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ».
2. Deedat A. «Christ inIslam».
3. Абу-Китаб Ибн-Сафиф.«Наваждение».
4. Дидат А. «Мухаммад — естественный преемник Христа».
5. Хуршид Ахмад. “ИСЛАМ: ОСНОВНЫЕПРИНЦИПЫ И СУЩНОСТЬ”.
6. Вайникайнен. К. «По следамИисуса Христа».
7. Донини А. «У истоковХристианства».
8. Журавский А. В. «Христианство иИслам. Социокультурные проблемы диалога»
9. Коран (перевод и комментарииКрачковского).
10. Коран (перевод с арабского языка Г.С. Саблукова).
11. Коран (перевод смыслов и комментарийМАГОМЕД-НУРИ ОСМАНОВА).
1. ВВЕДЕНИЕ
Ислам — одна изтрёх величайших религий, возникших насуровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Сегодня около миллиардалюдей во всём мире исповедуют ислам. Название «Ислам» происходит от арабскогослова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещёдополнительное значение «подчинение». Таким образом более полное название этойрелигии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизньчеловека подчинена Богу». Человек, исповедуюший ислам, называетсямусульманином.
Ислам- религия«людей книги», писания, посланного людям через пророков. Коран (от араб. «ал-куран»- «чтение вслух», «назидание»)- священная книга мусульман, записьпророческих откровений, произнесённых Мухаммадом между 610 и 632 гг. Сначалаэти откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующиезаписывали по собственной инициативе, ока, наконец, в Медине по указаниюМухаммада не стали вестись систематические записи.
Первые полныетексты откровений появились уже после смерти Пророка в кругу его ближайшихсподвижников. Эти сводные тексты отличались друг от друга количеством ипорядком записи откровений, написанием отдельных слов. Решение составить общийтекст Корана, основанный на существующих записях и свидетельствах людей,слышавших лично откровения Мухаммада, было принято при халифе Усмане между 650 и 656 гг. Этот учитывавший ранеесоставленные сводные тексты и объявленный официальным список Корана былподготовлен Зайдом ибн Сабитом, выполнявшим при Мухаммаде роль секретаря. Онзакрепил сложившуюся к тому времени систему разбивки текста на суры (главы) иаяты (стихи). Суры располагались в порядке уменьшения объёма текста.
Структура Корана вдальнейшем претерпела некоторые изменения. Они были вызваны необходимостьюоднозначного понимания текста, учитывались также потребности культовойпрактики, т.е. возможности использования сур Корана в повседневномбогослужении. В конце 9 в. в текст Корана были введены огласовки, т.е.специальные знаки, указывающие на «правильное чтение», а для удобствазапоминания и декламиции текст был поделён на 30 частей (джус) и 60отрезков(хизб).
Коран содержит 114сур разной величины. Первую суру- «Фатиха», что означает «Открываюшая» — обязянзнать (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама онаозначает примерно то же самое, что для христиан «Отче наш». Большинство сурсостоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически ипроизнесённых в разное время. По месту произнесения суры подразделяются намекканские (610-622 гг.) и мединские (622-632 гг.).
Самые ранние изсохранившихся списков Корана относятся к рубежу 7- 8 вв. Первоначально Коранбыл записан на мекканском диалекте арабского языка, и с тех пор, по убеждениюортодоксальных мусульман, только арабский текст Корана может и должен считатьсясвященной книгой.
Коран являетсяосновой ислама, ибо устанавливает религиозные обряды, правовые и моральныенормы, жизненный уклад и правила поведения для милионов мусульман. Беззнакомства с Кораном невозможно понимание обычаев и традиций, существующих вмире ислама. Вместе с тем понимание самого текста Корана представляет длясовременного читателя непростую задачу. В ниспосланной Книге (как обычноназывают Коран) наряду с ясно изложенными стихами-мухкамат — существуютоткровения, смысл которых не поддаётся однозначной интерпретации. Такие стихиназываются муташабихат. Их комментированием занимаются наиболее учёные иавторитетные знатоки ислама.
ЕдинственностьАллаха, его вечное существование позволяют сравнивать его не с христианскимБогом, а с иудейским. Один из тезисов Корана запрещает поклонение ангелам ипророкам, кроме Мухаммеда. Правда, выделяются четыре ангела как бы высшейкатегории, одного из которых — Джабраила — называют «святым духом».Аллаху противостоят Шайтан, или Иблис (Сатана, или Дьявол), и его слуги джины(бывшие племенные боги). Коран содержит ряд библейских сюжетов в несколькоискаженном виде. Пророком признается Иисус Христос под именем Исы. Признаютсячудеса, творимые Иисусом и связанные с его рождением, а также упоминаемые внекоторых апокрифах: например, как Иисус в детстве оживил вылепленных им изглины птиц. Но хотя в некоторых сурах Корана высказано довольно дружескоеотношение к иудеям и христианам (в отличие от язычников, отношение к которымрезко враждебное), в целом отношение к иноверцам противоречиво: это позволяетизменять политику в зависимости от момента. Мусульмане чтят также пророкапророков Мухаммеда, который получил Коран от Джабраила вместе со способностьюего прочитать. Пророк за одну ночь посетил Иерусалим и вернулся обратно, вознессяна небо и совершил многие другие чудеса. Но главное — каждое свое действие онобосновывал откровениями, полученными от Аллаха в состоянии экстаза или ввидениях.
Я не без причинывыбрал тему своей исследовательской работы — Иса в Коране. На её выбор повлиялинекоторые, немаловажные причины. Раньше для меня ислам был, чем-тотаинственным, далёким, загадочным и даже запретным. Сейчас, когда я изучил лишьтолько малую часть этой культуры и религии, я понял много вещей, которые сталидля меня открытием. Я могу с уверенностью сказать, что изучения ислама на менядуховно повлияло и сейчас я понемаю вещи, которые раньше мне казалисьнепостижимыми.
2. СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО. БЛАГОВЕЩЕНИЕ МАРИИ.
РОЖДЕНИЕМЕССИИ.
Об уникальности Иисуса свидетельствует самфакт его чудесного рождения у пречистой девы Марии[*].Отец ее Имран (библ. Амрам) пользовался большим уважением среди ученых мужейсынов Израиля, за что и удостоился звания служителя храма. Супруга его былаочень богобоязненной женщиной. Но они не имели детей. Утомленная ожиданием,мать Марии обратилась к Господу. И Он внял ее мольбам – она забеременела. Послеэтого она дала обет Всевышнему, что ребенок, который появится на свет помилости Его, будет отдан на служение храму. “Поистине, Господь избрал Адама,Ноя, род Авраама и род Имрана над мирами как потомство одних от других.Воистину, Господь – Слышащий, Знающий. Вот сказала жена Имрана: “Господи! Яобетовала Тебе то, что у меня во чреве. Прими же от меня. Воистину, Ты –Слышащий, Знающий” (Коран, 3:33-35). В период беременности своей супруги Имранумер. Вскоре родилась девочка. Несмотря на то, что служителями храмов моглибыть только мужчины, намерение супруги Имрана не изменилось. Девочку назвалиМарией. “Я назвала ее Марией и, воистину, с помощью Тебя я удаляю ее ипотомство ее от проклятого Сатаны” (Коран, 3:36). Каждый из служителей храма, ккоторым обратилась мать Марии, желал стать опекуном девочки. Был среди них иПророк Закария (Захария). Согласно жребию, именно ему выпало быть опекуномМарии. “И с благосклонностью великой взял ее Господь. И взрастил ее прекраснойи чистой. И сделал Закарию попечителем ее” (Коран, 3:37). Пророк Закарияпоместил девочку в алтаре храма, постоянно опекая ее, чтобы не знала она ни вчем нужды. Тогда он стал замечать, что у Марии появляется пища, которой он самне приносил. “И всякий раз, как Закария заходил к ней в алтарь, он находил предней еду. И сказал он: “Мария! Откуда у тебя это?” Она ответила: “Это от самогоГоспода! Он ниспосылает бессчетные дары тому, кому пожелает” (Коран, 3:37).
Мария полностью отошла от всего мирского иотдала себя поклонению Господу. Ангелы Всевышнего посещали ее и благовествовалиоб избранности ее пред Ним. “И ангелы сказали: “О Мария! Господь тебя избрал,очистил и возвысил над женщинами всех других родов. Мария, благоговей предГосподом твоим, и пади ниц, и поклоняйся с поклоняющимися” (Коран, 3:42, 43).
Священный Коран так описывает благовещениеМарии: “И сказали ангелы: “О Мария, Бог шлет тебе благую весть Словом от Него:[родишь ты сына,] имя которому Иисус Помазанник, сын Марии. Он будет славен вэтом мире и мире вечном. Он – один из приближенных к Господу. Он будет говоритьс людьми в колыбели и в зрелые годы, будет он одним из праведников” (Коран,3:45, 46). Мария была удивлена: “Господь мой! Как может быть у меня дитя, когдако мне не прикасался ни один мужчина?” Ответил ангел: “Господь творит, чтопожелает. Когда задумано творенье Им, Он молвит: “Будь!” – и оно будет. И Оннаучит твоего ребенка Писанию, Мудрости, Торе и Евангелию и сделает егоПосланником к сынам Израиля” (Коран, 3:47-49).
В Священном Коране сура “Мария” повествуето благовещении Захарии о рождении Пророка Яхьи (Иоанна Крестителя) ирассказывает о том, как однажды, когда Мария удалилась от своих родных инаходилась в храме за завесой, к ней явился ангел Гавриил в облике человека. “ИМы отправили к ней Дух Наш, который предстал пред нею в облике человека. Онасказала: “Я ищу спасения от тебя у Всемилостивого Господа. Если ты богобоязнен,то не приближайся ко мне ни на шаг”. Он ответил: “Воистину, я лишь от Господатвоего посланник, чтобы передать в дар тебе благословенного сына”. Онавоскликнула: “Как может быть младенец у меня, когда ко мне не прикасался ниодин мужчина и никогда я не была блудницей?!” Ответил он: “Господь твой такпожелал и сказал: “Это не представляет труда для Меня. Это для того, чтобы твойсын стал знамением для людей и милостью от Нас. И это было уже определено Мною”(Коран 19:16-21).
После этого по воле Господа Мариязабеременела. Это событие описывается в нескольких аятах Священного Корана:
— “И Мария, дочь Имрана, которая сохранилацеломудрие свое. Духом Нашим Мы вдохнули в нее. И уверовала она в СловаГосподни и Писания Его и была из благочестивых” (Коран, 66:12);
— Мария “сохранила девственность свою и Мывдохнули в нее Духом Нашим и сделали ее саму и сына ее знамением для всехмиров” (Коран, 21:91).
Когда у Марии появились явные признакибеременности, она вышла из храма и отправилась в селение ан-Насыра. Чемотчетливее проявлялись признаки ее беременности и чем сильнее чувствовалосьнедомогание, тем сильнее было чувство стыда перед людьми и нежелание родитьребенка среди своего народа. Она вышла из селения и продолжала свой путь, покане оказалась в местечке Вифлеем.
“И понесла она его [Иисуса] и удалилась сним в далекое место. И привели муки ее к стволу пальмы. Не в силах терпетьродовые схватки, она воскликнула: “О, если бы я умерла раньше этого и былазабытою, забвенною!” (Коран, 19:22-23). Но милость и забота Господа пребывали сней. Услышала она голос снизу. Это ангел Гавриил взывал к ней: “Не печалься:Господь твой сотворил под тобой ручей. И потряси ствол пальмы над собой, онауронит свежие, спелые финики. Ешь, пей и радуй взор свой. Если увидишьчеловека, то скажи: “Я Милостивому Господу дала обет поста и сегодня ни с кемне буду говорить” (Коран, 19:24-26). Когда младенец Иисус появился на свет,Мария вернулась к своему народу, держа его на руках. Увидев ребенка, людиначали оскорблять ее. Вот как повествует об этом Коран: “Она пришла к народу своему,неся младенца на руках. Они сказали: “О Мария! Ты совершила неслыханное дело. Осестра Харуна! Ни твой отец порочным не был, ни твоя мать блудницей не была!”Она молча указала им на младенца. Они же в изумлении спросили: “Как можемговорить мы с тем, кто все еще младенец в колыбели?” Младенец сказал: “Я – рабГоспода. Он даровал мне Священное Писание и утвердил Пророком. И Он сделал меняблагословенным повсюду, где бы я ни был. Он поведал мне молитву и очистительнуюмилостыню до тех пор, пока я жив. И к матери моей Он повелел мне проявлятьблагородство и послушание, Он не создал меня не внемлющим, лишеннымблагословения. Мне – мир в день, когда я родился, и в день, когда умру, и вдень, когда воскресну живым” (Коран, 19:27-33). Для сынов Израилевых это былонаилучшим аргументом и самым убедительным доказательством чистоты ибезгрешности Марии и было знамением всемогущества Господа. Однако из-заупрямства своего они не простили ее и не раскаялись за злословие свое. Онинавлекли на себя гнев Господень “за то, что не уверовали они в Бога, чтоклеветой жестокою Марию оскорбили” (Коран, 4:156). Мария жила с сыном вВифлееме, но через некоторое время нахождение их там стало опасным. Правительтой местности, узнав от волхвов о рождении младенца, который в будущем можетпредставлять угрозу ему и его власти, распорядился убить всех новорожденных вВифлееме и его окрестностях. Но Иосиф, ее двоюродный брат, получил во снеоткровение от Господа о том, что Марии и Иисусу угрожает опасность. Мариявременно покинула Вифлеем и отправилась в Египет, где они с сыном находилисьнекоторое время.
ИСА ибн МАРЬЯМ
Ислам не согласен с тем, как христианство передаётистину, данную в откровение Исы ибн Марийам- Иисуса, сына Девы Марии.Мусульмане считают Иисуса величайшим пророком, посланником Аллаха, который явиллюдям «письмена» — Инжил (Евангелие). В коране есть многочисленные упоминанияоб Исе и три небольших рассказа, позволяющие составить представление о нём, како последнем перед Мухаммадом пророке. Каждый из коранических рассказов о жизниИсы сообщает историю его чудесного рождения и творимых им впоследствии чудес ивключает ряд эпизодов, содержащих полемику с християнами. Коран упрекает их вобожествлении Исы и грубом искажение принципа единобожия.
Для мусульмян Иса — не обыкновенный человек. Он непросто избран, как другие пророки, а, подобно Адаму, создан из праха словомБога, произнёсшего: «Будь!». Его место в свите Аллаха, он есть «Слова отАллаха», знак наступаещего Страшного суда. Смерть Исы на кресте Коран отрицает,но говорится, что Аллах вознёс его к себе.
Иса предсказал появление Мухаммада, объявив сынамИсмаила: «Я- посланник Аллаха к вам… благовествующий о посланнике, которыйпридёт после меня, имя которому Ахмад» (это другое Мухаммада).
В послекоранических сказаниях Иса стал главным героемрассказов о событиях, которые будут предшествовать Судному дню. Спустившись снебес, он убьёт страшного ад-Даджжала (антихриста) и установит вместе сал-Махди (Спасителем) царство справедливости на земле.
По одной из легенд, в мечети Медины рядом с могилойМухаммада есть место для погребения Исы, которому ещё предстоит вернуться наземлю и умереть лишь после того, как он победит зло.
Иса (Иисус) – один из самых почитаемых в ИсламеПророков, ставший важным звеном в цепи Пророков Единобожия наряду с Адамом,Нухом (Ноем), Ибрахимом (Авраамом), Мусой (Моисеем) и Мухаммадом. В СвященномКоране Иисус назван Мессией, Христом (Масих), Духом Божьим (Рухул-лах), СловомБожьим (Калиматул-лах). Его матери, пречистой деве Марии посвящена 19-якораническая сура “Марьям”. Десятки раз в Священном Коране приводятся чудесныесвидетельства о жизни и деяниях Иисуса и его праведной матери. Неискушенногочитателя не могут не удивлять благожелательность и высокое уважение, которымипроникнуты каждый из коранических рассказов об Иисусе и его матери. Но иначе ине может быть, ибо Иисус – Пророк Единобожия.
Христианская традицияназывает Иисуса Христа богочеловеком, пришедшим в мир для указания путиспасения для человечества. Его мать — Мария также почитается большинствомхристиан как богоматерь. Исламская традиция тоже почитает Ису с Марьям, но этопочитание, по сути, в корне отличается от христианского.
Исламская позиция по отношению к личности Исыи его миссии строится на следующих постулатах:
1. Мать Исы Мариам,которая была воспитана пророком Закарией (Коран, 3: 37), отличалась набожностьюи благочестием (Коран, 66: 12), и являлась лучшей из женщин миров (Коран, 3:42).
2. Она родила Иисусабез отца по воле Аллаха. Он появился на свет благодаря Божественному чуду(Коран, 3: 45, 19: 17-27).
3. После еевозвращения с ребенком на руках иудеи оклеветали её и обвинили в распутстве(Коран, 19: 28, 4: 156).
4. В эту критическуюдля Мариам минуту вдруг произошло первое чудо Иисуса. По воле Аллаха он заговорилс ними из колыбели и защитил свою мать (Коран, 19: 29-34).
5. В своём созданииИса, перед Аллахом подобен Адаму (Коран, 3: 59).
6. Иса — пророкАллаха, слово от Него, дух, исходящий от Него и раб Его (Коран, 4: 171-172).
7. Исе от Аллаха былниспослан Инджил (Евангелие). Он пришёл для того, чтобы подтвердить истинностьТоры (Коран, 5: 46) (Мусульмане верят в истинность оригиналов этих книг,которые не сохранились).
8. Иса был послан кИзраилю, а не ко всему миру (Коран, 3: 48).
9. Иса призывал людейверить в единого Бога и никогда не объявлял себя Богом (Коран, 5: 17, 5:116-117) или сыном Бога (Коран, 9: 30).
10. Иса творил чудесас дозволения Аллаха (изводил мёртвых, исцелял слепого и прокаженного и т. д.)(Коран, 5: 110).
11. У Исы были верныеапостолы (Коран, 3: 53, 5: 111).
12. Иудеи не призналиИсу и пытались убить его(Коран, 5: 110).
13. Иудеи не убили ине распяли Ису. Аллах вознёс его к себе до того, как они попытались это сделать(Коран, 3: 55, 4: 157).
14. Он ещё вернётсяна Землю (Коран, 43: 61).
15. В День страшногосуда Иса будет свидетельствовать против христиан, назвавших его сыном Бога(Коран, 4: 159).
16. Иса предсказалпророчество Мухаммада (Ахмада) (Коран, 61: 6).
Cогласно Корану, Исаявляется одним из величайших пророков Израиля получившим от Бога «Инджил(Евангелие)», который подтвердил всё то, что было ниспослано до него в Торе, ив котором были также и новые законы (Коран 5: 46). У него были верные емусподвижники-апостолы (Коран, 5: 111), однако об их количестве и именах никакихсообщений нет. Таким образом, проблем с признанием личности и пророческоймиссии этого человека здесь проблем невозникает. Однако вместе с этим коранический Иса сильно отличается отновозаветного.
С повествованиемНового Завета здесь полностью совпадает лишь его чудесное рождение. Аллахниспослал дух от Него к Марьям, которая родила в результате этого прекрасногомальчика. Принципиальным отличием от христианского учения здесь является тообстоятельство, что этот дух не является ипостасью Бога. Примечательно, что ваятах Корана говорится о духе, который исходит от Бога, а не является Им,подобно Новому Завету. И это полностью соответствует идее абсолютногомонотеизма, который лежит в основе Корана. Любое расчленение единства Бога наотдельные составляющие (подобно христианской доктрине «сущности и ипостаси»)расценивается как посягательство на основы монотеизма. Более того, некоторыемусульманские авторы настроены к этому тезису критически: «Мусульманинаоскорбляет слово “рожденный”, т.к. рождение — это животный акт, свойственныйнисшим животным, это половая функция. Как мы можем применять такие низкиекачества по отношению к Богу?» Осуждениехристианской троицы, последней ипостасью которой является «святой дух», неоднократновстречается в Коране (Коран, 5: 73).
Для большейубедительности в вопросе отсутствия у Исы божественности проводится параллельмежду чудесным рождением Исы, у которого не было одного родителя, с Адамом, укоторого не было обоих родителей (Коран, 3: 59). Таким образом утверждается,что, Иисус не может быть обожествлен вследствие того, что он был рождёнблагодаря чуду, так как в этом случае должен был бы быть обожествлен и Адам.Согласно Корану, Иисус был пророком Бога и не более чем пророком и его рабом. Такимобразом, здесь, он лишён какой-либо божественности и рассматривается каксмертный человек.
В данном контекстенеобходимо отметить, что среди первых последователей учения Иисуса было немалогрупп, которые исповедывали сходные с кораническими воззрения относительносущности Иисуса. Например, в 1965 году профессор Иерусалимского университетаШиломо Пинес нашёл в Стамбуле арабский манускрипт, один из фрагментов которогопредставляет собой древнейший текст, переведённый с арамейского языка. Авторытекста — члены общины назореев в Иерусалиме подчеркивали, что они всегдаоставались верными закону Моисея и почитали Иисуса не как Бога, а как пророкаиудейского. Они клеймили апостола Павла как фальсификатора учения Иисуса иренегата, перешедшего на сторону римлян.
Даже в современныхканонических христианских Евангелиях нет ни одного однозначного высказыванияИисуса о своей божественности. Более того, современные канонические Евангелиядают сведения о том, что если бы Иисус заявил о своей божественности, то это былобы расценено как страшное богохульство для иудеев. Этот грех карался виудейском обществе смертной казнью (Евангелие от Иоанна, 19: 7). Поэтому еслибы Иисус, вопреки иудейской религии и традиции заявил бы такое, то он никогдабы не завоевал популярности в Иудее.
Нет в Коране иотождествления Иисуса с «логосом». В Новом завете же Иисус назван «словом(логос)» (Евангелие от Иоанна, 1:1). Это понятие не встречается в семитическойтрадиции и несомненно было привнесено туда из античной философии, где «логос»был известен как необходимость правящая миром.
Идея этого «логоса»восходит к философиям Древнего Востока в частности, к магическим учениямВавилона. В греко-римской философии она впервые встречается в произведенияхГераклита, а Филон впервые попытался применить «логос» для совмещения двухточек зрения — иудаизма и греко-римскогомировоззрения.
«ФилонАлександрийский рассматривал Бога, как Творца, бесконечно далёкого от нашегомира. Он есть, по его мнению, непостижимая для разума духовная сила. Посколькуматерия — зло, то связь Бога с жизнью может осуществляться только черезпосредника и этим посредником является «логос» — слово Бога, излучение егодуха, разум и начало всех вещей. «Логос» управляет миром, как душа управляетчеловеческим телом. Филон иногда называл его «сыном Бога» или «первороднымсыном Бога». Придав «логосу» характер личности, Филон дал трамплин, позволившийнекоторым теоретикам христианства продвинуться ещё дальше по этому пути. Ониотождествили этот «логос» с Иисусом, как воплощением Бога и назвали егопо-философски — «сыном Бога». То, что у Филона носило характер абстракции, ухристиан нашло черты конкретного лица».
Большое влияние на христианское учение оказалатакже школа неоплатоников. Обожествление Иисуса и концепция троицы имеют своианалогии с этим учением. Главный идеолог неоплатонизма Плотин считал, чтобожественное первоначало путём эманации (истечения) переходит в божественныйум, который дробится на множество умов. Следующим этапом эманации божественногопервоначала становится душа, распадающаяся на множество душ и, наконец,божественный свет переходит в материальную природу. Итак, имеет место лестница,по которой истекает на природу божественное первоначало: 1.Божественнаясубстанция. 2.Мировой ум. 3.Мировая душа. После этого божественный светпереходит на материальную природу. Эта модель была перенесена в христианство ипроявилась там, в качестве лиц (ипостасей) Бога. «Отец» сталхристианским божественным первоначалом, «Сын» — божественным умом,«Святой дух» — божественной душой. Именно таким образом (по аналогиис философией Плотина) Бог проявляется и воздействует на сотворённый им мир. Этасхема была заимствована у неоплатоников главным представителемраннехристианской философии Августином Аврелием (Блаженным) и канонизированаортодоксальной церковью.
В Коране жевстречается упоминание о том, что Иисус является «словом дарованным Марьям» (Коран,4: 171). Однако это выражение исключает то, что «слово» является некимпосредником между Богом и людьми. Это не «логос» Нового Завета заимствованныйиз произведений Гераклита или Филона. «Логос» не может быть дарован кому-либо.Другие аяты Корана дают понять значение этого «слова дарованного Марьям». Этовыражение означает акт Божественного действия. Этим словом является слово «Будь»(арабское «Кун»), выражающее волю Творца. Таким образом, в Коране, к Марииявился ангел, который был исполнителем божественного повеления «Кун».
Коран отрицает многиеэпизоды жизни Иисуса описанные в Евангелиях. Это в первую очередь относится кего сотерологической и искупительной миссии, а также к суду над ним, егораспятию и воскресению. Например, утверждается, что евреи, обвинив его вколдовстве и отвергнув его пророческую миссию, решили распять его и убить.Однако Аллах защитил своего посланника и вознёс его к Себе до того, как онисделали это (Коран, 4: 157). Cогласно хадисам пророка Мухаммада, был распятдругой человек, похожий на него. Поэтому Коран говорит о том, что кто говорит оего распятии, глубоко заблуждаются и что у них нет об этом никаких фактов,кроме предположений.
События, связанные сарестом Исы описываются выдающимся толкователем Корана Ибн Касиром. Он писал:«Когда Аллах послал Ису ибн Марьям к иудеям с ясными знамениями и наставлением,они позавидовали его пророчеству и изумительным чудесам, которыми одарил егоАллах. Тому, как он с соизволения Аллаха исцелял слепых и прокаженных, оживлялмертвых и т.п. Однажды он слепил птицу из глины и вдохнул в нее жизнь: онапревратилась в жиыую птицу, и люди видели, как она взлетела в воздух по волеАллаха, Всемогущ Он и Велик. Несмотря на это они сочли его лжецом, противилисьему и всеми силами стремились причинить ему вред, пока пророк Аллаха Исанеперестал жить с ними в городах и не отправился странствовать со своейматерью. Но они не удовольствовались этим и оклеветали его перед тогдашнимправителем Дамаска — греком-язычником, который поклонялся планетам. Иудеипредставили правителю это дело так, будто в Иерусалиме есть человек, сеющийсмуту среди людей, вводящий их в заблуждение и настраивающий свой народ противего власти. Правитель разгневался и послал своему наместнику в Иерусалимеписьмо с повелением схватить этого человека, распять и надеть ему на головувенок из колючек. Когда Иерусалимский наместник получил письмо, он подчинился иотправился с группой иудеев к дому, в котором находился Иса. В тот момент онбыл вместе с двенадцатью-тринадцатью своими сподвижниками. Говорят, что этопроисходило в пятницу, ближе к заходу солнца, то есть в вечер на субботу. Ониокружили дом, и когда он (Иса) почувствовал, что либо они неизбежно ворвутся,либо он должен выйти к ним, он сказал своим сподвижникам: «Кто хочет статьпохожим на меня и быть моим спутником в раю?» Один юноша добровольно вызвался,однако Иса счел его молодым для этого. Он повторил свои слова во второй раз, ив третий, но никто, кроме этого юноши не отзывался. Тогда Иса сказал: «Тыбудешь им!». И Аллах изменил его облик на облик Исы так, что они сталисовершенно похожи. Затем в крыше дома открылось отверствие и Иса впал вдремоту. В таком состоянии он вознесся на небеса, как сказал об этом всевышний:«О, Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе…» (Коран, 3: 55). Когда он вознесся,его ученики вышли. Евреи, увидев этого юношу, приняли его за ису, схватили егоночью, распяли и надели ему на голову венок из колючек. Иудеи объявили всем,что они добились его распятия, и хвастались этим. Некоторые из людей поверилиэтому. Остались лишь те, кто был в том доме вместе с Исой и был свидетелем еговознесения».
Некоторые группыранних христиан также, как и современные мусульмане, видели в Иисусе не Бога, ачеловека и пророка Божьего. Даже в поздний период, уже в Римской империинекоторые группы христиан не отождествляли понятия «Бог» и «Иисус». «В одной издеревенских надписей Бог и Иисус Христос упомянуты раздельно: по-видимому,верующий, поставивший это надгробие, воспринимал Иисуса как Мессию, посланногоБогом, т. е. так, как воспринимали его многие первые христианские группы». В одном раннем христианском апокрифе подназванием «Дидахе», восходящим к началу II века, о распятии и воскресенииХриста нет ни слова. Этот документ является кратким руководством порелигиозному воспитанию и отправлению богослужения. Более того. Иисус в «Дидахе»назван не Богом и не «сыном Божьим», а «рабом Господним».«В греческом тексте здесь употреблено слово „пайс“, котороеобозначает и „дитя“, и»раб”, т. е. человек, подчиненный кому-то”.
Далее, необходимоотметить, что Коран не признаёт учение Иисуса вселенским (Коран, 3: 48). ВЕвангелии от Матфея, (15: 24) также есть сведения о локальном значении миссииИисуса: «Павла «Я послан только к погибшимовцам дома Израилева». То есть миссия Иисуса была ограничена рамками одногонарода.
Превращение христианства в мировую религиюсвязано с деятельностью поздних проповедников. Особую роль в этом сыграл Павел,усилиями которого была своеобразно интерпретирована и пересмотренаветхозаветная традиция.
В Коране признаётсяэсхатологическая миссия Иисуса (Коран 43: 61). Здесь он также, как и в Библииназывается Мессией (Масихом).
Наконец, по мнению мусульман, Иса в Коранепредсказал пришествие последнего пророка ко всему человечеству — Мухаммада*. Иисус подтвердил правдивость Писания,данного Моисею, и принес благую весть о том, кто придет после него. “И сказалИисус, сын Марии: “О сыны Израилевы! Я Посланник к вам от Бога, подтверждающийистинность того, что было ниспослано до меня в Торе и благовествующий вам оПосланнике, который придет после меня, имя которого Ахмад” (Св. Коран, 61:6).
Это является ещё одним подтверждением того,что Исламская религия появилась не на пустом месте, а является естественнымпродолжением идей и традиций древнего монотеизма. Преемственность веры являетсяодной из главных идей Ислама. Пророчество Мухаммада, согласно мусульманскимпервоисточникам, явилось логическим завершением цепи пророчеств в историичеловечества начиная с Адама[†].Мусульманские ученые утверждают, что именно в это время, человеческая мысльдостигла определённого прогресса, необходимого для осмысления и принятияпророчества и божественного откровения вселенской и глобальной направленности,в отличие от старых пророчеств к отдельным народам и племенам земли.
ВОЗНЕСЕНИЕ
Последние дни земнойжизни Иисуса описываются по-разному. Однако в Коране, переданном через ПророкаМухаммада спустя шесть столетий после описываемых событий, Бог раскрывает наммистерию “смерти Иисуса на кресте”, ставшую причиной многих теологическихразногласий и религиозных расколов среди христиан. “И сказал Господь: “О Иисус,поистине, Я заберу тебя и вознесу к Себе, удалю тебя от тех, кто не уверовал, ивозвеличу твоих последователей над теми, кто не верует в Судный День. Потом коМне будет ваше возвращение. Я рассужу вас относительно того, в чем расходилисьвы” (Коран, 3:55).
Иисус не был распят,а был живым вознесен к Господу. Вот что говорится об этом в авторитетномкомментарии Ибн Кясира[‡]к Корану: “Когда Иисусу стало известно онамерении врагов его и о том, что вознесен он будет к Господу, он вышел капостолам и сказал: “Кто из вас согласен принять мой облик и быть распятымвместо меня? Тот получит в Раю степень, равную моей”. Встал самый молодой изних и сказал: “Я!” Иисус отказал ему. Затем он еще раз встал и сказал: “Я!” Емуснова было отказано. Тот в третий раз встал и сказал: “Я!” Иисус ответил:“Хорошо, это будешь именно ты!” По воле Всевышнего, этому юноше был приданоблик Иисуса, после чего сам Иисус был вознесен к Господу. Юноша же был распятвместо него”. Христианские хроники первых веков нашей эры даже называют имятого, кто добровольно согласился заменить Иисуса на кресте – Симон Киренеянин.*
Иудеи думали, что