Иконографичексие сюжеты Древнерусской живописи

Российский государственный университет им. И. Канта
Исторический факультет

Иконографические сюжеты в Древнерусской живописи

Искусствоведческо-терминологическийсловарь,
выполнила студентка Iкурса
специальности«история»
Долотова Анастасия.

Калининград
2007

-А-
Агиосоритисса– см. Заступница
АрхангелГавриил — изображается  иногда с райскою ветвью в руке, которая была принесена имБогоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеча, а влевой — с зеркалом из ясписа.
АрхангелМихаил – изображаетсяс жезлом в левой руке.
-Б-
Благовещение  — Матерь Божия на иконахБлаговещения изображается иногда стоящей и беседующей с Архангелом, иногдасидящей, как на престоле. Подножие, так же как и престол, испещрено золотымилучами.
-В-
Васиотисса — один из иконографических изводов Богоматери «Одигитрия», по которому онаизображается стоящей с Младенцем на правой руке.
Введение во храм — сюжет иллюстрирует текст апокрифического Первоевангелия Иакова о том, чтобудущая Богоматерь была посвящена Богу и отдана в Иерусалимский храм, гдепрожила 12 лет.
ВознесениеГосподне — вверхуиконы в круглой славе, поддерживаемой двумя ангелами, изображается возносящийсяХристос. Под ним, в центре, Богоматерь в позе Оранты с поднятыми в стороны ивверх руками. В Евангелии о Богородице не говорится, вероятно, Ее образ здесьолицетворяет христианскую Церковь.
ВоскресениеХристово — Спасительизображен сходящим в преисподнюю, окруженный сиянием, пронизанный лучами,небесными кругами (мандрола), — знаменующими Его божественное достоинство иславу. Край одежды Христа развевается и приподнят ветром. Ноги Спасителяпопирают сокрушенные врата ада, сорванные с заклепов и простертые крестообразнонад бездной. В левой руке Христос держит крест. Правая рука протянута Адаму. Подругую сторону бездны Ева простирает закрытые краем одежды руки к Христу, стояна коленях. По правую руку Христа мы видим сонм пророков во главе с Предтечей.По левую руку Спасителя, со стороны Евы, — сонм праотцов. Горы, в верхнейчасти, сужаясь и, сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над нимидва Ангела, вносящие орудия страстей: крест, трость с губкой, наполненной уксусоми желчью, и копье.
ВоскрешениеЛазаря — на иконахизображается Христос с группой апостолов сзади него, справа — темная высокаяпещера. Иисус протягивает руки к уже вставшему спеленатому Лазарю. Здесь жеприслужники, фарисеи, сестры Марфа и Мария, которые склоняются к ногам Христа.
Всемилостивая(«Панахранта») — Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит МладенцаХриста. Престол символизирует царственную славу Богородицы.
ВходГосподень в Иерусалим — Ученики привели осла, покрыли его своими одеждами, Иисус сел, и процессиятронулась. Множество народа встречало известного Своими чудесами и исцелениямиУчителя; люди устилали Его путь одеждами и пальмовыми ветвями, радостно крича:«Осанна (спасение)! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!» Иисуссо славой входил в Иерусалим — город, где Он вскоре будет предан, подвергнутистязаниям и мучительной смерти — распятию на кресте.
-Г-Гликофилуса – см. Умиление-З-Заступница(«Агиосоритисса») — на иконах этого типа Богородица изображается в полный рост,без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.
-И-
Иоанн Богослов— изображается среди скалистого ландшафта, сидящим на низком табурете идиктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоаннанисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения. />
-К-
Кириотисса — одиниз иконографических типов изображения Богоматери, стоящей и держащей передсобой Младенца.
-О-
Одигитрия («Путеводительница») — на этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рукакоторой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Младенецсидит на руках Богоматери, правой рукой Он благословляет, а левой держитсвиток, реже — книгу. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и ПречистойДевы не касаются друг друга. />
Оранта(«Молящаяся») — один из типов изображения Богоматери, восходящий краннехристианским изображениям душ умерших, которые молятся за оставшихся наземле живых; представляет Богоматерь без Младенца, в рост, с воздетыми руками,разведенными в стороны и согнутыми в локтях, т. е. в традиционном жестезаступнической молитвы. На Ее лоне, на фоне круглой сферы —Спас Эммануил.
-П-
Панахранта – см.Всемилостивая.
ПокровБогоматери — Богоматерь Оранта изображена на облаке, по сторонам ее ангелы, внизу пророки,Иоанн Предтеча, апостолы Петр и Павел, справа Андрей Юродивый и Епифаний.Богоматерь представлена на фоне города, который защитила своим покровом. Напрестоле — со свитком в руке Роман Сладкопевец. Покров красного цвета —воплощение света, светящегося покрова.
Положениево гроб — в каменномгробу представлен лежащий Спаситель, к его главе припадает Богоматерь, надтелом склонились Иоанн Богослов и старец Иосиф, рядом стоят жены-мироносицы иНикодим. Иногда в центре на заднем плане изображен крест, на котором был распятГосподь.
-Р-
РождествоХристово — изображениеспеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматерии сидящего Иосифа, иногда дополняется изображением ангелов, славословящихГоспода, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвови Омовения Младенца.
-С-
Снятие скреста — вкомпозиции представлены Иосиф Аримафейский, поддерживающий тело Иисуса,Никодим, вынимающий гвозди из ног. Иоанн Богослов, стоящий позади илисклоняющийся к ногам Иисуса. Богоматерь слева принимает на руки тело Христа ицелует его лицо, позади нее — жены-мироносицы, Мария Магдалина целует рукуХриста. Под Голгофой, как в Распятии, изображается череп Адама.
СоборБогоматери — центромкомпозиции становится образ Богоматери на престоле с Младенцем на коленях,позади престола могут изображаться ясли Спасителя. Богоматери поклоняютсяволхвы и пастыри, в нижней части изображаются человеческий род и персонификацииЗемли и Пустыни в виде женщин, одна из которых, согласно тексту стихиры,приносит вертеп, пещеру, а другая – ясли. В людской толпе, восхваляющейБогоматерь, обычно выделялись гимнографы, авторы службы Рождеству – св. ИоаннДамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы.
Сошествиево ад – см.Воскресение Христово
Спас Благое Молчание— редкая икона Христа. «Спас Благое Молчание» изображает Христа до Своегоприхода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместокреста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один изкоторых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мракнепостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском чине как юноша вбелой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты кгруди, за спиной — опущенные крылья.
Спас Вседержитель («Пантократор»)— На иконе Христос предстает перед нами на троне, облаченным в гиматий и хитон.Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямыегладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. ПраваяЕго рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.
Спас в силах— центральное изображение в иконостасе православного храма. Христос, в хитоне игиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата свытянутыми концами. Квадрат — это символ земли. По четырем концам квадратаможно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символыевангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящихспасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синийовал — мир духовный. В синем овале изображены ангелы — силы небесные (отсюданазвание). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого). Образ показываетХриста таким, каким Он явится в конце времен.
Спас на престоле— фигура Христа изображается восседающей на престоле в полный рост. Престол —символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того — знакцарственной славы Спасителя.
Спас Нерукотворный —  существуетдва вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. Наиконах типа Спас на убрусе лик Христа изображен на плате (полотенце), верхниеконцы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа— лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой,разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямымпробором.  На иконах Спас на чрепии нет изображения плата, фон ровный, а внекоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки. СпасНерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами.
Спас Эммануил— образ Христа в возрасте двенадцати лет. Эммануил переводится как «с нами Бог».Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках.
-Т-
Троица– изображаются Отец, Сын и Святой Дух, на фоне города, сидящие за столом, накотором стоит чаша.
-У-
Умиление («Елеуса»)– изображается Младенец-Христос, припавший левой щекой к правой щекеБогоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.
УспениеБогоматери — оплакивающиеБогоматерь апостолы изображаются с обеих сторон ее ложа. Иоанн и Павелсклоняются к ней, Петр взмахивает кадильницей, среди апостолов стоят трисвятители. В центре композиции — Христос, принимающий Душу, в виде небольшой, запеленатойв белое фигурки. В так называемом облачном Успении над Христом парят архангелы,и воспроизведена сцена перенесения апостолов на облаках к ложу, в некоторыхизводах композиция усложняется вознесением Богоматери.

-Ч-
ЧудоГеоргия о змие — всадник в красном плаще на белом коне колет копьем змея. Композиция икон «ЧудоГеоргия о змие» бывает в сокращенном варианте и в расширенном. Сокращенныйвариант изображает только Георгия на коне, поражающего змия. В правом углуобычно присутствует сегмент неба, в котором — или Христос, благословляющийПобедоносца, или Его рука. В расширенном варианте есть и царевна, ведущаяусмиренное чудовище на своем пояске в город; и башня с царем, царицей иприближенными, наблюдающими с высоты за происходящими событиями, и народ,дивящийся чуду. Иногда у головы Георгия летит ангел, венчающий Победоносцакороной.

Списокиспользованной литературы:
 
1.  Алпатов М.В.,Древнерусская иконопись. – М., 1974.
2.  Лазарев В.Н.,Русская иконопись от истоков до начала XVI в. – М., 1983.
3.  Успенский Б.А.,Семиотика иконы. – М., 1995.
4.   Языкова И.К.,Богословие иконы. – М., 1994.