–PAGE_BREAK–Основные технико-экономические показатели ОАО «Химпром»
Наименование показателей
Ед. изм.
2006г.
2007г.
% к 2006 г.
1
Производство товарной продукции:
— в сопоставимых ценах на 1.01.04
тыс. руб.
2 194 898
2 485 964
113,3%
— в действующих ценах года
тыс. руб.
1 947 071
2 684 825
137,9%
2
Объем реализации товарной продукции
тыс. руб.
1 948 723
2 598 054
133,3%
3
Удельный вес реализации от товарного объема
%
100,1%
96,8%
Объем отгруженной товарной продукции
тыс. руб.
1 957 739
2 643 686
135,0%
5
Экспорт товарной продукции $
тыс.$
13 016
21 001
161,3%
Экспорт товарной продукции
тыс. руб.
364 181
585 537
160,8%
6
Затраты на пр-во товарной продукции (всего)
тыс. руб.
1 923 479
2 572 122
133,7%
Себестоимость ТП
тыс. руб.
1 895 291
2 579 795
136,1%
на убытки
тыс. руб.
6 188
8 790
142,0%
баланс расходов будущих периодов
тыс. руб.
22 000
-16 462
7
Прибыль от ТП
тыс. руб.
51 780
105 030
202,8%
8
Рентабельность ТП
%
2,7%
4,1%
9
Затраты на 1 руб. товарной продукции
коп
97,3
96,1
98,7%
10
Среднесписочная численность (всего)
чел.
7 447
6 918
92,9%
— промышленного персонала
чел.
7 323
6 798
92,8%
11
Производительность труда в сопоставимых ценах (среднемесяч.)
тыс. руб.
25,0
30,5
122,0%
Производительность труда в действующих ценах (среднемесяч.)
тыс. руб.
22,2
32,9
148,5%
12
Потери рабочего времени (в среднем за месяц всего)
чел.
986
1 207
122,4%
в т.ч.:
— административные
чел.
24
134
558,3%
— больничные
чел.
247
194
78,5%
— прочие (отпуска, пр.)
чел.
715
879
122,9%
13
Фонд заработной платы
тыс. руб.
372 894
436 997
117,2%
14
Среднемесячная заработная плата
руб.
4 173
5 264
126,2%
15
Объем производства основных видов продукции:
Сода каустическая
т
76 094
81 070
106,5%
Пластификаторы
т
7 697
11 544
150,0%
Синтетические смолы и пластмассы
т
1 742
1 923
110,4%
Химикаты-добавки для резины
т
6 795
9 056
133,3%
Комплексоны
т
22 500
23 338
103,7%
Анилин
т
8 239
7 778
94,4%
Перекись водорода 30%
т
66 390
69 818
105,2%
Хлор жидкий в мелкой фасовке (конт)
т
6 230
6 921
111,1%
Хлорметаны (ХФ, МХ)
т
18 793
19 992
106,4%
Гербициды (100% исчисление)
т
45
115
255,6%
Мягчитель-2
т
121
157
129,8%
ПКН
т
5 284
5 667
107,2%
Смеси «Рипор»
т
2 384
1 967
82,5%
ЭТС (всего)
т
1 314
1 247
94,9%
По итогам работы за 2007 год в сравнении с 2006 годом ОАО «Химпром» характеризуется следующими показателями:
1 Объем производства товарной продукции в сопоставимых ценах вырос на 13,3%.
2 Объем производства товарной продукции составил 2684,8 млн. руб. и увеличился в действующих ценах на 25,3 %, объем реализации — на 33,3 %, объем экспорта (в долларах) — на 61,3%.
3 Загрузка основных производственных мощностей за 2007 год составила 90,6%. Увеличение составило 8,2 пункта по отношению к уровню прошлого года.
4 Предприятие работало в 2007г. с положительной рентабельностью – рентабельность производства товарной продукции составила +4,1%, что на 1,4 пункта выше 2006 года.
5 Затраты на 1 рубль товарной продукции снижены с 97,3 коп. до 96,1 коп.
6 Фонд оплаты труда увеличился на 17,2 %, средняя заработная плата — на 26,2 % и достигла уровня 5264 руб.;
7 Среднемесячная производительность труда в сопоставимых ценах возросла на 22 % и составила 32,9 тыс. руб. / чел.
8 Среднесписочная численность работников уменьшилась на 7,1 % и составила 6918 чел.
9 Среднемесячные потери рабочего времени (административные) возросли в 5,5 раза.
10 Денежно-вексельные поступления средств за год составили 98,8 % от всех поступлений.
Следует отметить, что по всем показателям деятельности ОАО «Химпром» прослеживается положительная тенденция.
Однако, отмеченные положительные тенденции в развитии ОАО «Химпром» осуществлялись в условиях опережающих темпов роста тарифов на энергетику. За 2007 год произошло увеличение цен на готовую продукцию ОАО «Химпром» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10,6 %. Индекс роста цен составил 110,6%.
Индекс роста цен на сырье за 2007 год составил – 119,8%, рост тарифов на энергоносители – 108% (а именно, электроэнергия – 105,9%, пар – 105,6%, вода речная– 131,1%, вода питьевая – 128,1%, газ – 135,9%).
Преодолеть эту негативную рыночную диспропорцию можно только путем улучшения качества продукции, более полного использования производственных мощностей, внедрением новых технологий.
Таблица 3
Сравнительный анализ основных итогов работы предприятия за 2007 год
Статьи
Ед. изм.
РФ
Чувашия
ОАО «Химпром»
Индекс промышленного производства
% к 2005г.
107,0%
108,1%
110,4%
Рост цен производителей на промышленную продукцию
% к 2005г.
113,1%
117%
113,8%
Экспорт
млрд. долл.
121,5
0,106
0,013
% к 2005г.
126,2%
125,7%
124,1%
Начисленная средняя заработная плата
руб.
5990
3225,3
4173
% к 2005г.
128,3%
130,4%
127,1%
Таблица 4
Оценка эффективности использования основных фондов
Показатели
на 1.01.07.
на 1.01.08.
Отклонение
Темп роста
Остаточная стоимость ОФ, тыс. руб.
1 922 311
1 708 603
-213 707,9
11,1%
Производство ТП, тыс. руб.
1 947 071
2 684 825
737 754,4
137,9%
Прибыль от ТП, тыс. руб.
51 780
105 030,5
53 250,9
202,8%
Фондоотдача
1,01
1,48
0,47
146,4%
Фондоемкость
0,99
0,68
-0,31
68,3%
Фондорентабельность
2,7%
5,8%
3,1%
Остаточная стоимость ОФ на конец 2007 года снизилась на 213,7 млн.руб. и составила 1,7 млрд. руб… Снижение связано с тем, что в 2004 году остаточная стоимость основных фондов обособленного 4-ого завода в размере 349,3 млн.руб. вынесена на забалансовый счет.
Производство товарной продукции по итогам года выросло на 38% и составило 2,7 млрд. руб., что привело к росту показателя фондоотдачи на 47 коп. и соответственно, снижению показателя фондоемкости на 31 коп.
Прибыль от наработки товарной продукции составила 51,8 млн. руб., что в 2 раза выше уровня 2006 года, в связи, с чем увеличился на 3,1 пункта показатель фондорентабельности и составил 5,8 %.
В целом, в связи с увеличением объемов производства за анализируемый период, наблюдается положительный сдвиг в динамике показателей, характеризующих эффективность использования основных фондов.
Таблица 5
Показатели технического состояния и движения основных фондов.
Наименование
2006 год
2007 год
Изменение
Оценка динамики
Коэффициент износа ОФ
0,63
0,65
0,02
–
Коэффициент годности ОФ
0,37
0,33
-0,03
–
Коэффициент обновления ОФ
0,0046
0,0131
0,0085
+
Коэффициент выбытия ОФ
0,0534
0,1076
0,0542
+
Коэффициент ввода ОФ в эксплуатацию
0,0577
0,1301
0,0725
+
Индекс роста ОФ
1,0050
0,92329
-0,08
–
Средний срок обновления ОФ, лет
17,3
7,7
-9,6
+
Коэффициент интенсивности обновления ОФ
1,09
1,12
0,03
+
Сумма поступления ОФ тыс. руб.
308 494
642 490
333 996
+
Сумма выбытия ОФ тыс. руб.
284 116
575 248
291 132
+
В таблице приведены основные показатели, характеризующие техническое состояние и движение основных фондов предприятия.
Сумма поступивших основных фондов за 2007 год составила 642,5 млн. руб., что в 2,1 раза больше суммы поступления предыдущего года. Рост поступлений связан с внедрением мероприятий по техническому перевооружению (на 01.01.08 г. введено в действие оборудования на сумму 165,1 млн. руб., что в 2,1 раза больше аналогичного показателя 2006 года – 77,9 млн. руб.).
Сумма выбывших основных фондов на конец года составила – 575,2 млн. руб., что в 2,2 раза больше показателя прошлого года. Увеличение суммы выбытия ОФ, а так же снижение балансовой стоимости ОФ по итогам 2007 года, привело к росту коэффициента выбытия ОФ на 0,05 пункта. Но, при этом, сумма поступления на предприятие основных фондов превысила сумму выбытия на 12%, что отразилось положительно на таких показателях, как:
коэффициент ввода ОФ в эксплуатацию(увеличение показателя на 0,07 пункта);
коэффициент интенсивности обновленияОФ (рост на 0,03 пункта);
средний срок обновления ОФснизился на 9,6 года;
коэффициент обновления ОФувеличился на 0,008 пункта.
Коэффициент износаосновных фондов за 2007 год увеличился на 0,02 пункта, соответственно снизился коэффициент годности ОФ (снижение на 0,03 пункта), что произошло из-за снижения остаточной стоимости основных фондов на конец периода. В целом по предприятию коэффициент износа снизился, но более детальный анализ основных фондов с разбивкой по промышленно-производственным группам показал то, что износ активной части ОФ уменьшился на 13% (с 85% до 72%), при этом износ зданий и сооружений увеличился на 18% (с 37% до 55%).
Объем продаж в стоимостном выражении и в процентах на внутреннем рынке по наиболее крупным регионам-плательщикам представлен в таблице 6.
Таблица 6
Россия
2006г.
2007г.
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
Республика Чувашия
266333,8
16,04
446893,9
20,56
Москва
749786,8
45,15
324907,0
14,95
Республика Татарстан
111853,0
6,74
206997,3
9,52
Санкт-Петербург
46076,2
2,77
168321,6
7,74
Ростовская область
102858,2
6,19
151307,9
6,96
Пермская область
32262,0
1,94
103075,5
4,74
Ямало-Ненецкий
39452,5
2,38
85991,2
3,96
Самарская область
42610,8
2,57
74177,5
3,41
Нижегородская область
18733,8
1,13
60064,1
2,76
Республика Коми
22726,6
1,37
56530,1
2,60
Владимирская область
33305,8
2,01
51763,2
2,38
Свердловская область
9328,6
0,56
44706,8
2,06
Волгоградская область
4086,4
0,25
43312,6
1,99
Кировская область
13456,3
0,81
26257,8
1,21
Краснодарский край
13730,4
0,83
22427,1
1,03
Башкортостан
7991,7
0,48
19922,3
0,92
Челябинская область
7800,3
0,47
19625,5
0,90
Московская область
9046,7
0,54
19077,8
0,88
Архангельская область
16229,7
0,98
17794,8
0,82
Калмыкия
9594,5
0,58
17366,5
0,80
Республика Марий Эл
12302,2
0,74
17290,9
0,80
Ярославская область
8685,2
0,52
15761,8
0,73
Красноярский край
3074,5
0,19
15753,4
0,72
Воронежская область
7445,6
0,45
14927,4
0,69
Новосибирская область
3156,0
0,19
12993,9
0,60
Тамбовская область
3887,2
0,23
12251,5
0,56
Саратовская область
10111,6
0,61
10667,5
0,49
Ханты-мансийский
3410,9
0,21
9088,2
0,42
Удмуртия
3804,6
0,23
8937,6
0,41
Дагестан
2731,5
0,16
8563,8
0,39
Тюменская область
2889,4
0,17
8453,8
0,39
Курская область
4885,1
0,29
6919,6
0,32
Липецкая область
3875,0
0,23
6723,3
0,31
Калужская
3297,7
0,20
6428,2
0,30
Ульяновская область
2655,9
0,16
6036,4
0,28
Костромская область
1562,4
0,09
5471,3
0,25
Ленинградская область
1691,7
0,10
5185,8
0,24
Ивановская область
5513,0
0,33
4775,2
0,22
Бурятия
0,00
3821,6
0,18
Оренбургская область
-958,8
-0,06
3393,8
0,16
Курганская область
2308,9
0,14
3214,9
0,15
Псковская область
2369,5
0,14
3160,9
0,15
Рязанская область
1470,4
0,09
2812,1
0,13
Алтайский край
0,00
2292,1
0,11
Кемеровская область
-1665,4
-0,10
2243,1
0,10
Пензенская область
1135,4
0,07
2182,7
0,10
Смоленская область
364,4
0,02
1981,9
0,09
Тульская область
4435,4
0,27
1816,2
0,08
Брянская
833,4
0,05
1552,6
0,07
Алтай
167,7
0,01
1477,9
0,07
Приморский
432,6
0,03
1045,1
0,05
Прочие
7578,8
0,46
5885,4
0,27
Итого:
1660716,0
100,00
2173629,8
100,00
Из таблицы видно, что структура отгрузок по областям за 2007 год по сравнению c2006г. изменилась. В связи с изменением порядка продаж (прекращение действия договора переработки сырья №1709 от 22 ноября 2005г.) снизились объемы поставок через ООО «ГХПИ». Объем продаж в Москву снизился с 45,1% до 15,0%. В тоже время произошло увеличение объемов продаж в Чувашскую республику с 16,0% до 20,6% и в другие регионы Российской Федерации.
Обеспеченность предприятия современным оборудованием и эффективность его использования, являются одними из важнейших факторов увеличения объемов производства продукции, роста прибыли, снижения себестоимости продукции и повышения производительности труда. Техперевооружение производства по итогам 2007 года, положительным образом отразилось на обновлении активной части оборудования, но процент износа ОФ в целом по предприятию еще достаточно высок и говорит о необходимости принятия новых решений в вопросах модернизации ОФ и обеспечения производства новым, современным оборудованием.
С целью реализации мероприятий перевооружения производств ОАО «Химпром» и совершенствования технологических процессов в 2007 году применен принцип привлечения внешних инвестиций. Для чего разработан и утвержден годовой план технического развития. Плановые затраты на 2007 год составили 143,54 млн. рублей.
На основе плана технического развития был разработан бизнес-план, представленный в Чувашское отделение Сбербанка России. Финансирование мероприятий осуществлялось по кредитной линии в рамках Генерального соглашения.
Вследствие изменения рыночных конъюнктур, а также необходимости детальной проработки проектов некоторые темы исключены из плана. Ряд мероприятий был осуществлен хозспособом за счет собственных ресурсов. В связи с этим выполнены технико-экономические расчеты по предложениям служб и цехов предприятия, и в дополнении к годовому был утвержден план на 4 квартал 2007 года.
В соответствии с рыночным перспективами проведена оценка существующих мощностей базового производства хлора и каустика в балансе с хлор- и водородпотреблением на ближайший период. Проработаны вопросы реконструкции производства. Рассмотрен вариант внедрения мембранной технологии электролиза с участием ведущих мировых разработчиков и производителей оборудования. Ввиду многозатратности данного проекта выработаны более эффективные технические решения модернизация хлорного производства, позволяющие повысить токовую нагрузку на электролизеры и тем самым обеспечить рост объемов выпуска продуктов электролиза.
Кроме того, проведены поисковые работы в рамках программы энергосбережения по изучению вопросов строительства газотурбинной электростанции — крупного перспективного инвестиционного проекта, направленного на создание альтернативного источника тепловой и электрической энергии. Определены пути развития комплекса резинохимикатов с расширением производства ацетонанила и организацией производств новых химикатов-добавок.
Подготовлен план мероприятий технического развития ОАО «Химпром» на период 2008-2009 гг., в котором учтены апробированные схемы финансирования за счет заемных средств наряду с собственными.
3.
Создание и поддержание имиджа ОАО «Химпром»
Самые преуспевающие компании создавали свой имидж в соответствии с определенным планом, Барбара Джи в своей книге «Имидж фирмы» называет это Мастер-планом. Мастер-планирование делового имиджа — самый важный шаг, который поможет компании «обставить» конкурентов.
Мастер-план имиджа состоит из 4 основных частей:
► создания фундамента,
► внешнего имиджа,
► внутреннего имиджа
► неосязаемого имиджа.
Каждая из частей направлена на достижение 3 главных задач:
1. Достижение высокого уровня компетенции и эффективная работа с покупателем.
2. Поддержание имиджа успешной компании, который заставляет покупателя поверить в вас.
3. Установление эмоциональной связи с покупателем и обществом.
Мастер-план поможет построить прочный фундамент формирования эффективного внутреннего и внешнего имиджа.
Внешний имидж компании — это то, как ее воспринимает общество, средства массовой информации и инвесторы. А внутренний — отношение к компании ее персонала и руководителей.
Внутренний имидж также влияет на восприятие компании обществом. При разработке имидж-программ внутренние, связанные с персоналом компании аспекты делового имиджа часто упускаются из виду. Традиционные программы сосредоточены исключительно на внешних и визуальных аспектах имиджа.
Неосязаемые аспекты имиджа — отношение персонала к работе и его эмоциональный настрои — влияют на репутацию компании так же, как и более осязаемые, видимые элементы имиджа. Именно сотрудники фирмы представляют ее перед покупателем, создают важнейшую эмоциональную связь компании с клиентами.
Атмосфера притягательности, окружающая многие компании с положительным имиджем, и сам процесс его создания, с трудом поддающиеся определению, совсем не обязательно должны нести отпечаток таинственности. Существуют следующие ключевые моменты любого плана по созданию эффективного, всестороннего имиджа.
1. Закладка фундамента
2. Внешний имидж – складывается из общественного мнения о кампании, формируемой рекламной кампанией, качеством продукции, связями со средствами массовой информации и общественной работой (Восприятие компании обществом).
• Качество продукта
• Осязаемый имидж — 5 чувств
• Реклама
• Общественная деятельность
• Связи со средствами массовой информации
• Связи с инвесторами
• Отношение персонала к работе и его внешний вид
3. Внутренний имидж — атмосфера внутри компании, позитивное и негативное отношение сотрудников к руководителям и политике компании (Преданность сотрудника своей фирме).
• Финансовое планирование
• Кадровая политика компании
• Ориентация и тренинги сотрудников
• Программа поощрения сотрудников
4. Неосязаемый имидж — ответная реакция покупателя на осязаемое, на обслуживание и отношение к нему сотрудников компании. (Ощущения покупателя).
• Покупательское «Я»
• Самоимидж покупателя
Некоторые из элементов плана достаточно очевидны — например, осязаемый имидж компании или товара название, девиз и знак. Однако не менее важны другие факторы, которые часто упускаются из виду. К примеру, разработка философии компании, философия и девиз, который рождается из нее, служат основой построения плана формирования имиджа
К другим важным частям плана по имиджу, которыми часто пренебрегают, относятся элементы внутреннего имиджа, и, прежде всего, поведение персонала и его отношение к работе. Выполнение этой части плана должно предусматривать повышение морального настроя сотрудников. При создании внутреннего имиджа компании нет мелочей, существенно важно все, начиная от возможностей карьерного роста сотрудников и заканчивая программами их поощрения
Создание положительного имиджа — нечто большее, чем просто хорошая рекламная кампания, это — сложный и многосторонний план, все части которого взаимосвязаны и взаимозависимы. План наиболее эффективен тогда, когда все его разделы работают вместе. Таким образом, Мастер-план поможет оценить ситуацию, сложившуюся в компании.
Фундамент обеспечивает создание, развитие и сохранение положительного имиджа компании. Для постройки фундамента имиджа и репутации необходимо предпринять 5 шагов.
Первым шагом должна стать тщательная ревизия деловых принципов, опираясь на которые предприятие может разработать положение о целях своего бизнеса. Затем необходимо отразить принципы и цели в простом и коротком рабочем варианте философии корпорации.
Второй шаг — определение долгосрочных задач. Для создания Мастер-плана имиджа необходимо четко представлять себе, куда двигается.
После того как предприятие определилось с тем, что оно хочет, ему нужно решить, каким стандартам должны следовать сотрудники. Эти правила или стандарты, необходимые для достижения целей, лучше всего сформулировать письменно. Они должны вытекать из результатов ревизии принципов и определения целей. Подчинение стандартам и правилам — метод, который поможет сохранить в целости фундамент нового имиджа.
Закладка его фундамента — определение ценностей, целей, принципов и философии, на которых будет покоиться все здание плана. Без поддержки прочными балками, закрепленными в надежном фундаменте, план обречен на неудачу. Без фундамента все остальное не имеет смысла. Чтобы здание выдержало сильное землетрясение, оно должно составлять неразрывное целое с прочным фундаментом. Чтобы выжить в самых трудных ситуациях, бизнес, корпорация, страна должны покоиться на надежном основании. Так же как для фундамента здания существуют свои специфические требования, так и для построения фундамента успешного бизнеса требуются особые ингредиенты.
1. Моральные принципы
Принципы — краеугольный камень фундамента, однако именно их наиболее часто упускают из виду. Если проанализировать причины крушений крупнейших компаний, можно обнаружить, что они кроются в этических и моральных ошибках. Определитесь, чему верить и во что верить. Человек, твердо опирающийся на моральные устои, мудр. Не менее мудра и компания, которая в состоянии определить их для себя. Когда принципы предприятия четко сформулированы, оно чувствует некую завершенность. Меняется жизнь, но принципы остаются теми же.
2. Положение о цели создания компании
Положение о цели определяет обязанности. Оно ориентирует предприятие на выполнение обещанных услуг, на выполнение определенной задачи или поручения.
Положение о цели — внутренняя движущая сила компании. Оно — как маяк, который направляет и освещает путь.
Не будьте похожи на других. Тысячи и тысячи компаний могут разработать аналогичное положение. Постарайтесь быть непохожими на других. Ваше положение должно отражать направление, цель и конечный результат.
a. Пусть цели вдохновляют. Положение о цели должно вдохновлять сотрудников. Необходимо, чтобы оно отражало ваши идеалы в сфере бизнеса и стандарты отличного обслуживания. Когда разработана концепция компании и ее цели, предприятие будет стремится достичь совершенства. Только такой девиз может вдохновить других людей.
b. Положение должно быть точным и честным. Нельзя включать в положение того, чего не можете предоставить своим клиентам. Если фирма готовит положение об обслуживании покупателей, надеясь вдохновить своих сотрудников, но при этом руководителей компании интересуют только данные о прибыли и убытках, ее положение о целях компании будет всего-навсего лицемерной подделкой.
c. Изложить в нем концепцию компании. Знание сотрудниками концепции вашей компании даст им полное представление о ваших целях.
d. Сосредоточьтесь на нуждах людей. Идеальное положение всегда должно четко и прямо отражать то, что продукция и услуги компании предназначены, прежде всего, для человеческих нужд. Те компании, которые стремятся только делать деньги или стать крупнейшими в своей отрасли, в конце концов, теряют имидж и разваливаются. В положении о целях компании должны быть четко определены потребности покупателей, которые фирма призваны удовлетворить.
3. Личная и деловая философия
Третий камень фундамента — философия компании. Руководству необходимо разработать корпоративную философию, исходя из первых двух элементов фундамента — принципов и положения о целях создания компании. Стоит понимать, чем философия компании отличается от них. Обобщения вроде «Мы заботимся о вас» или «Покупатель, прежде всего» редко вдохновляют сотрудников компаний. Они хотят, и им необходимо знать, что отличает их компанию от остальных. К примеру, фраза «Прогресс — наша традиция» может стать неплохим рекламным лозунгом, но никак не корпоративной философией. Сравните ее с девизом Уолта Диснея «Мы делаем людей счастливыми». Он четко объясняет сотрудникам компании, в чем заключается их работа с точки зрения корпоративного имиджа. Делайте людей счастливыми и вы.
К сожалению, скорее не исключение, а правило то, что даже высшие руководители корпораций не имеют представление о том, какова философия компании. Именно для того, чтобы осознать, какими ценностями руководствуется компания и чего она хочет достичь, необходима разработка философии фирмы.
4. Цели
Предприятию необходимо, точно знать, куда оно движется в своем бизнесе и чего хочет достигнуть. Если руководство предприятия знает конечную цель, менее важные вопросы будут решаться автоматически. Среди целей компании можно выделить:
a. желание прочно закрепиться на своём сегменте рынка;
b. упрочить связи с постоянными клиентами;
c. стремление к совершенствованию ассортимента и разнообразия предоставляемых услуг;
d. изучать вкусы потребителей и следовать им.
5. Стандарты поведения и внешнего вида
Письменное изложение принятых в компании стандартов — последний кирпич в фундаменте имиджа. Стандарты определяют действия, отвечающие философии, целям и принципам предприятия. Стандарты — инструменты в руках сотрудников предприятия, которыми они поддерживают имидж компании в глазах общества.
Определяя стандарты, необходимо рассмотреть все вопросы поведения сотрудников и их внешнего вида, которые могут повлиять на имидж. Здравый смысл — исключение из правила.
После того как заложили фундамент для плана имиджа, готовьтесь к возведению первых этажей — внешнего имиджа.
Пренебрежение этими пятью составляющими означает только одно — неизбежное крушение. Если предприятие действительно заинтересовано построить положительный имидж бизнеса, оно должны осознать свойства строительных материалов, используемых при закладке фундамента, развить их, использовать и хранить им верность, хотя можно со временем их несколько модифицировать
продолжение
–PAGE_BREAK–Внешний имидж
Программа формирования внешнего имиджа состоит из 6 элементов.
Качество продукта — наиболее важный элемент создания хорошей деловой репутации. Реклама может привлечь к вам покупателей, но степень удовлетворения потребителей товаром или услугами зависит от их качества. Ни одна, даже хорошо профинансированная, программа создания имиджа не спасет товар низкого качества.
Осязаемый имидж — создается из восприятия бизнеса покупателем при помощи его пяти чувств, его впечатление о вас складывается из того, что он видит, слышит, чувствует, вдыхает и трогает. К этому элементу относится все, начиная от названия компании и ее девиза и заканчивая интерьером офиса и вашим фирменным бланком.
Для крупных корпораций рекламная кампания является средством представления широкой публике их товаров и услуг. Удачная реклама позволяет создать мощный имидж. Помимо бюджета существует масса вещей, которые определяют эффективность рекламы.
Большинство хотели бы, занимаясь своим бизнесом, иметь дело с людьми, которые пользуются уважением в обществе. Общественная деятельность — неотъемлемая часть программы по созданию внешнего имиджа. Благотворительные пожертвования приносят пользу не только вашему району, но и вам — вы укрепляете эмоциональные связи с обществом.
Взаимоотношения компании — не важно, большая она или маленькая — со средствами массовой информации становятся все более и более существенным элементом любой программы по имиджу. Бесплатная реклама, которую вам обеспечивают журналисты, может принести вред или пользу в зависимости от того, удалось ли вам установить контакт со средствами массовой информации, вовремя ли вы приготовили пресс-релиз или другие материалы, облегчающие работу журналисту или редактору
И, наконец, для многих руководителей компаний необходимой частью программы по формированию корпоративного имиджа стали отношения с инвесторами. Включение инвесторов в программу создания имиджа значительно облегчится, если удалось заложить прочный фундамент в других ее разделах, к сожалению, многие руководители не считают нужным уделить необходимое время созданию благоприятного имиджа компании в глазах общественности, а потом предлагают инвесторам наспех составленный пакет рекламных мероприятий. Но никакой пакет не сможет привлечь инвесторов в компанию, пользующуюся дурной репутацией в глазах общества.
1) Игра с высокими ставками
Составление плана по внешнему имиджу означает тщательный анализ всего того, что в первую очередь бросается в глаза обществу и конкретному покупателю. Для профессионала необходима одежда, соответствующая стандартам внешнего вида. Чаще всего о руководителе компании, судят по стандартам внешнего вида ее сотрудников.
2) Качество
Единственный производственный фактор, влияющий на репутацию бизнеса, — качество продукции. Некоторые утверждают, что главное условие качества — умение слушать покупателя.
Для большинства качества продукции очевидна. При плохих потребительских свойствах товара не спасут ни прекрасные связи с общественностью, ни безукоризненное обслуживание покупателя. Реклама может привлечь к вам покупателя, но если он будет недоволен вашим товаром или качеством услуг, то долго ли просуществует ваш имидж? Никакие серьезные затраты на имидж не помогут, если продукция не оправдывает ожиданий покупателя.
Необходимо следить за качеством продукта и много и упорно работать. Тем не менее, если упустить из виду внешний имидж, все другие начинания обречены на неудачу. Для достижения долгосрочного успеха необходимо как качество продукта, так и внешний имидж.
3) Сенсорное восприятие имиджа
К области осязаемого имиджа, который мы воспринимаем всеми пятью чувствами, относится все, начиная от лозунга компании до ее месторасположения. Название фирмы и ее лозунг — самые заметные элементы в системе имиджа. На создание наиболее эффективного варианта этих двух элементов стоит потратить время и деньги. Особенно это важно для недавно созданных компаний.
Название и лозунг компании сообщают людям о том, кто вы такие, они должны четко отражать профиль вашей деятельности. Название фирмы имеет очевидное воздействие на людей. Чем короче название, тем сильнее его эффект. Оно также должно легко запоминаться.
Внешний имидж должен быть ясным и привлекательным для клиентов. Фирма также должна периодически перестраивать свой имидж, постоянно укрепляя его. Не надо каждый раз все кардинально изменять. Название компании должно присутствовать на ее знаке, фирменном бланке, визитках, упаковке продукта — на всем, что представляет ее людям. Чтобы усилить воздействие имиджа, необходимо унифицировать все его составляющие.
4) Влияние на имидж месторасположения компании
Месторасположение бизнеса само по себе является важной составляющей вашего имиджа. Если руководство не устраивает имидж маленького уличного магазинчика, оно считаете, что предприятие более высокого класса, вы всегда можете арендовать почтовый ящик с более престижным адресом в другом районе или городе. Включение номера факса, странички в Интернет и адреса электронной почты в визитную карточку или фирменный бланк тоже становится составляющей имиджа, более того, сегодня это просто правило хорошего тона для любой компании. Если предприятию пока не удалось обзавестись своим факсом или сайтом, стоит обратить внимание на множество фирм, которые предлагают услуги такого плана.
Чрезвычайно важны месторасположение офиса компании и его состояние.
5) Сила цвета
Цвета рождают эмоции. Вот почему необходимо тщательно продумать цветовую гамму интерьера в офисе.
6) Реклама
Люди узнают о новом продукте или услуге в основном с помощью рекламы. Некоторые виды рекламы используют мощный имидж, другие — нет. Сегодня мнение о людях и товарах мы составляем на основе визуальных образов, символов и краткого, тщательно составленного текста. В этом смысле реклама, печатная и электронная, поднялась до уровня науки. Самая главная проблема у тех, кто делает сегодня рекламу, — конкуренция. Поражает тот объем информации о товаре, который обрушивается на покупателя.
Кроме рекламы в газетах, по радио, на рекламных щитах вдоль дороги, в вечерних телепередачах и журналах, на долю обыкновенного российского потребителя ежедневно приходится столько коммерческих рекламных сообщений, что большая их часть просто не воспринимается им. Только самая эффективная реклама доходит до человека и влияет на него.
продолжение
–PAGE_BREAK–Внутренний имидж
Обратимся к происходящему внутри компании. Многим может показаться, что перед созданием Мастер-плана необходимо разработать финансовый план. Само собой, хорошая проработка финансовых вопросов никогда не помешает, но необходимо начинать ее только после завершения Мастер-плана. В процессе разработки бюджета компании его составителям необходимо глубокое понимание целей и задач планирования затрат на формирование имиджа, это поможет предугадать реакцию покупателей, восприятие ими ваших товаров и услуг, техника визуализации (воображения). Такая техника также предоставляет возможность увеличить потенциал имиджа в той области рынка, для которой вы создаете ваши товары и услуги. Программы по созданию внутреннего имиджа укрепляют моральный настрой сотрудников и их преданность компании. К программам, влияющим на внутренний имидж, относятся:
1. Кадровая политика компании
2. Ориентация и тренинги сотрудников.
3. Программы их поощрения
Кадровая политика компании включает в себя следующее: уровень заработной платы, полномочия сотрудника в той или иной должности, возможность продвижения по служебной лестнице, премии и внутренние коммуникации.
Ориентация и тренинга персонала — ключевое звено создания у сотрудников представления о компании и ее стандартах. Тренинги дают персоналу знания и мотивацию, необходимые для представления компании перед покупателями. Ориентация и тренинги персонала определяют, насколько эффективно сотрудники установят эмоциональные связи сначала с компанией, а потом с покупателями, насколько компетентно и профессионально они будут выполнять свои обязанности.
И, наконец, программы поощрения сотрудников. Затраты на этот самый эффективный способ создания высокой мотивации и морального настроя окупают себя с лихвой. Эти программы затрагивают основную эмоциональную потребность человека — стремление к ощущению своей значимости и потребность в одобрении со стороны окружающих.
Деловой имидж, прежде всего — восприятие обществом вашей компании. Можете улучшить его путем проведения занятий с сотрудниками, направленных на повышение уровня обслуживания покупателей, на создание высоких стандартов работы персонала.
По сравнению с внутренним, внешний имидж изменить куда проще, а кроме того, он приоткрывает вам дверь, за которой таятся новые возможности. Внутренний имидж, напротив, труднее поддается корректировке, но он значительно более важен для репутации компании и ее успешной деятельности. Преданность сотрудников своей компании и энтузиазм по отношению к обслуживанию покупателей — сердцевина внутреннего имиджа.
1 Преданность сотрудников компании
Опыт показывает, что большинство сотрудников даже не подозревают о том, какое влияние они оказывают на восприятие покупателем компании, в которой они работают. Совет, который можно дать работникам любой компании, прост: или вы всегда отзываетесь о своем начальстве и своей работе только положительно, или бросайте эту должность и находите ту компанию, работой в которой вы будете гордиться. Командный дух и моральный настрой работников определяют, станет ли компания, имеющая большие планы и талантливых сотрудников, известной на весь мир или она оставит в истории лишь легкий след.
2 Представление о компании
Пожалуй, ни одна потребность сотрудника не имеет такого значения для поднятия морального настроя и укрепления преданности компании, как желание работников быть в курсе деятельности своей компании. Одной из основных обязанностей руководства должно стать постоянное ознакомление сотрудников с концепцией развития компании.
3 Потребность в уважении
Современные компании, в которых работают лучшие менеджеры, стараются удовлетворить и другое стремление своих сотрудников: потребность в уважении.
4 Потребность в двусторонней связи
Одна из самых сильных потребностей сотрудников компаний — необходимость в усовершенствованной системе внутренней корпоративной связи. Исследование среди работников крупных финансовых корпораций показывают, что на первом месте в списке их жалоб оказалась плохая связь между подчиненными и руководством и чувство того, что начальство не уважает своих сотрудников. Когда подчиненные вовлечены в двустороннюю связь, когда их постоянно ставят в известность о происходящем в компании, они чувствуют, что их ценят и им доверяют. А это, в свою очередь, рождает позитивное отношение сотрудников к компании.
Отлаженная корпоративная связь значит больше, чем просто распределение постоянного потока информации. Она также включает в себя изучение менеджерами мнений сотрудников и личный контакт с ними.
5 Потребность в творческой работе
Потребность сотрудников в творчестве и возможность внести личный вклад в дело компании, тесно связаны со стремлением к устойчивой двусторонней связи.
6 Потребность в высокой оценке окружающими
Потребность в том, чтобы нашу работу ценили, затрагивает самые глубинные струны человеческой души. Мы можем свернуть горы, если чувствуем, что нас ценят, и не хотим и пальцем пошевелить, если чувствуем себя недооцененными.
Работники, которых ценит руководство, будут ценить своего покупателя. И клиент обязательно это почувствует.
7 Потребность в признании и награде
Потребность в признании и награде родственна стремлению работников к высокой оценке со стороны окружающих. Признание заслуг работника — это высокая оценка его вклада в общее дело в присутствии коллег. Похвала сотрудника на глазах его сослуживцев приносит двойную пользу, ибо эффект ее воздействия удваивается. Очень умно поступает та компания, которая понимает потребность своих работников в поощрении. Совсем не обязательно, чтобы награда была дорогой и заумной. Это может быть внеплановый выходной, подарок, букет цветов, билеты на спортивное соревнование или даже приглашение на вечеринку в офисе.
8 Потребность в росте и продвижении
Снизить текучесть кадров или повысить мотивацию к работе сотрудников помогает отнюдь не высокий уровень зарплаты. Все дело заключается в удовлетворении эмоциональных потребностей работников. Когда свои сотрудники считают, что их обходят, приглашая менеджеров со стороны, моральный настрой коллектива неизбежно падает. Работники чувствуют, что как бы хорошо они ни работали, они никогда не смогут продвинуться по службе. Возможности карьерного роста работников имеют отношение скорее к общей корпоративной философии компании, а не к какой-то отдельной ситуации. Дело в том, что компания, которая использует политику продвижения своих сотрудников (как, например, компания IBM с её системой пожизненного найма) и ценит их заслуги, получает взамен преданного, высоко мотивированного, продуктивного работника и низкую текучесть кадров, что предопределяет ее финансовые успехи.
продолжение
–PAGE_BREAK–Неосязаемый имидж
Приятный, добрый, понимающий, симпатичный. Расстройство, раздражение, гнев, неприятие. Все эти слова описывают ощущения. Чувства далеко не всегда верно отражают реальность, но, тем не менее, они обязательно влияют на наши суждения. А суждения, в свою очередь, определяют решение о покупке. Таким образом, неосязаемый имидж целиком строится на ощущениях. Именно от него зависит, сможете ли вы установить связь с «Я» и эмоциональными струнами и ваших покупателей, и общества.
Каждая компания стремится к формированию положительного имиджа. Будучи осведомлены о механизме взаимодействия отдельных элементов плана по созданию имиджа, можно вести компанию к формированию или укреплению её положительного имиджа. Однако очень немногие руководители действительно занимаются работой, необходимой для построения имиджа и закладки фундамента безупречной репутации. Компания сможет преуспеть только в том случае, если она сконцентрируется на реализации самых важных пунктов плана по имиджу, однако, если остальные аспекты плана будут игнорироваться, общий имидж и репутация компании могут пострадать.
4. Направления совершенствования деятельности по созданию и поддержанию имиджа ОАО «Химпром»
План технического развития ОАО «Химпром» на 2007 год сформирован в рамках проведения целенаправленной политики повышения эффективности работы предприятия, в том числе путем обновления производства, увеличения объемов товарной продукции, сокращения издержек во всех сферах деятельности, строгой экономии сырья, материалов и энергоресурсов.
Разработанный план содержит предложения по техническому перевооружению основных производственных и вспомогательных структур.
Мероприятия, направленные на создание новых производственных мощностей, что обусловлено растущим спросом рынка, включают расширение производства хлорированных парафинов до 200 т/мес., реконструкцию производства простых полиэфиров с доведением мощности до 1000 т в год, создание непрерывной схемы монофенилгликоля мощностью 1500 т в год, развитие агрохимического направления и организация выпуска новых видов ХСЗР.
С целью обновления ассортиментного перечня планируется освоение новых видов реагентов для ТЭК — ингибиторов солеотложений на основе комплексонов Цинк-ОЭДФК, продуктов серии Афон, ингибитора коррозии комплексного действия Напор-6305.
Инновации в кремнийорганическом комплексе связаны с реконструкцией производства хлорбензола по узлу нейтрализации кислых примесей и с модернизацией стадии синтеза хлорсиланов – хлорирование смеси с увеличением выхода ЧХК.
По направлению фосфорорганических антипиренов в 2008 году должны быть проведены исследования электрохимического способа получения триэтилфосфата с отработкой технологии на стендовой установке.
С учетом планов долгосрочных перспектив развития предприятия предполагается проработка вопросов реконструкции базового производства хлора и каустической соды с переводом диафрагменного электролиза на мембранную технологию.
Программой оптимизации затрат на производство и снижение издержек в 2008 году предусматривается завершить работы по интенсификации технологического процесса в производстве хлорметанов, создание собственного производства катализатора гидрирования НПФ-1 взамен покупного для мягчителя-2, перевод схемы нейтрализации кислых стоков с на электрощелока, механизация узла загрузки известкового камня в производстве хлористого кальция.
Обширен перечень энергосберегающих мероприятий, среди которых первоочередное значение имеет выполнение 3 этапа строительства собственной технологической котельной и монтаж 3 и 4 котлоагрегатов. В продолжение работ — создание системы учета энергопотоков, реконструкция водооборотного цикла, перевод снабжения электроэнергией на напряжение 110 кВ.
Экономия тепловой энергии заложена в мероприятиях по интенсификации процесса выпаривания электрощелоков, по утилизации тепла реакции гидрирования ацетона в производстве перекиси водорода, по реконструкции колонны отпарки сточных вод с заменой насадки в производстве ацетонанила.
Модернизация аналитического приборного парка НИЦ, техническое перевооружение типографии, оснащение лаборатории диагностики в ЦРП-6 позволят отказаться от услуг сторонних организаций, существенно повысить качество рекламных материалов, бумажных и самоклеющихся этикеток для производства товаров бытовой химии, обеспечить современный уровень выполнения исследований и анализов продукции.
Затраты по плану развития на 2008 год оцениваются в сумме 143,5 млн. рублей, эффект от внедрения мероприятий – 146,9 млн. рублей. При планировании учтен опыт использования заемных средств. При этом предполагается привлечение инвестиционного кредита Чувашского отделения Сбербанка России.
Заключение
В ходе написания курсовой работы мы рассмотрели сущность и содержание имиджа предприятия в системе маркетинга; изучили среду маркетинга ОАО «Химпром»; дали оценку по содержанию и поддержанию имиджа ОАО «Химпром»; рассмотрели основные направления совершенствования деятельности по созданию и поддержанию имиджа ОАО «Химпром». Также в ходе работы была рассмотрена и оценена внутренняя и внешняя среда маркетинга, выявлены слабые и сильные стороны работы предприятия, угрозы и возможности.
PRлюбой организации, зависящей от прибыли, должны быть рентабельными и способствовать повышению конкурентоспособности компании. Таким образом, конкурентный характер и требование прибыльности компании делают работу PRчрезвычайно ответственной. Задача осложняется повышением уровня глобализации бизнеса и вытекающими отсюда проблемами столкновения культур, равно как и возможностью поглощения, слияния или приобретения компании.
Открытое акционерное общество «Химпром» — одно из крупных предприятий химической отрасли Российской Федерации и единственный крупный химический комплекс Чувашской Республики.
Значимость продукции ОАО «Химпром» для народного хозяйства Российской Федерации определяется широким спектром ее применения. Она востребована практически всеми отраслями промышленности.
Существенная часть продукции ОАО «Химпром» используется в качестве сырья предприятиями химической промышленности: анилин, мягчитель-2, ацетонанила, хлорпарафин, фосфорорганические антипирены-пластификаторы, кремнийорганические смолы, хлороформ, перкарбонат натрия, перекись водорода и другие.
ОАО «Химпром» — один из крупных поставщиков предприятий нефтедобычи РФ, для которых производит широкий ряд специальных продуктов: ингибиторы коррозии и солеотложения для нефтепромыслового оборудования, компоненты тампонажных жидкостей, деэмульгаторы.
С целью реализации мероприятий перевооружения производств ОАО «Химпром» и совершенствования технологических процессов в 2007 году применен принцип привлечения внешних инвестиций. Для чего разработан и утвержден годовой план технического развития. Плановые затраты на 2007 год составили 143,54 млн. рублей.
Сегодняшний потенциал России может стать основой ее возрождения, если наработки придут в промышленность и выйдут на рынок.
Проблема изучения и использования опыта высокоразвитых стран в области маркетинга может показаться на первый взгляд, чужой надуманной в применении к экономике России, находящейся в глубоком кризисе. Вроде бы, нужно сначала остановить спад производства, восстановить хозяйственные связи, стабилизировать кредитно-финансовую сферу, а уже потом думать о сбыте и продвижении. В действительности выход из кризиса возможен только при максимальной активизации экономической деятельности предприятия, в совокупности с современными маркетинговыми разработками и программами, в которых одно из первых мест принадлежит имиджу предприятия.
Формирование имиджа предприятия, его репутации в глазах его работников, общества и потребителей задача, разрешить которую в одночасье не представляется возможным. Создание имиджа предприятия это продуманный и хорошо организованный процесс, на его решение требуются затраты денежных, людских ресурсов, определенное время на исследование потребителей. Наиболее важными в данном случае является информация о психологических установках и метапрограммах потребителей, исследования подобного плана являются наиболее сложными и в плане трудоемкости и являются очень дорогими. Этап непосредственно создания имиджа требует как соответствующих специалистов, так и времени на трансформацию сознания потребителей, изменение их отношения к предприятию, создания у них яркого образа компании. Все это обойдется предприятию колоссальными затратами всех типов ресурсов, но на эту гору нужно еще не только взобраться, еще сложнее на ней удержаться. Достигнув уважения в обществе, компания будет вынуждена поддерживать свой имидж. Однако усилия предприятия не пропадут даром, все, что вложено в формирование положительного имиджа принесет не только достойную прибыль, но создаст хороший фундамент для дальнейшего роста.
продолжение
–PAGE_BREAK–Список использованной литературы
1. Алексунина В. А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.
2. Алешина И. В. Корпоративный имидж // Маркетинг. 1998.
3. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов – М.: Гном – Пресс,2004.
4. Антипов К.В. Паблик рилейшнз для коммерсантов: учебно-практическое пособие – М: Дашков и Кº, 2000.
5. Блинов А. Роль внутреннего имиджа корпорации // Маркетинг. 1999.
6. Виханский О.С. Менеджмент. – М.: Бизнес – информ, 1996.
7. Воронина В.М. Swot– анализ как современный инструмент исследования в целях антикризисного управления предприятием. Практический маркетинг. – 2005. — №.3.
8. Джи Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение – М.: «Центр», 1999.
9. Егорова С. Модель стратегического маркетинга анализа в современных условиях. Проблемы теории и практики управления. – 2007. — №2.
10. Ибрагимова Р.С. Маркетинговый анализ развития предприятия: глобальный подход. Маркетинг. – 2004. — №4.
11. Китчен Ф. Паблик рилейшнз. Принципы и практика: учебное пособие – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004г. – Х.
12. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие – М: Омега-Л, 2007.
13. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. М.: ИКФ Омега- Л, 2002.
14. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением – 2-е изд. испр. и доп. М.: Центр,2003.
15. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2002.
16. Тикер Э. Паблик рилейшнз: учебник – М: Проспект, 2005г.
17. Уткин Э. А. Этика бизнеса. Учебник для вузов. – М.: «Зерцало», 1998.
18. Фрейзер П.С. Современные паблик рилейшнз – М: ИМИДЖ-Контакт; ИНФА-М, 2002.
19. Честара Д. Паблик рилейшнз. – М.: ФАИР – Пресс, 1999.
20. Шарпов Ф.И. Паблик рилейшнз: учебное пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М: Дашков и К’, 2007г.
21. Шиманов Д. Маркетинг и PR: точки соприкосновения. Рекламные технологии. 2007г. — №6.
22. Щегорцев В.А., Таран В.А. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Щегорцева — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
23. Ядин Д. Маркетинговые коммуникации: Современная креативная реклама/ Пер. с англ. Д. Ядин.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
Приложения
АКТИВ
Код строки
На начало отчетного года
На конец отчетного периода
1
2
3
4
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы (04,05)
110
844
465
в том числе:
патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными, права и активы
111
844
465
организационные расходы
112
деловая репутация организации
113
Основные средства (01,02,03)
120
1 970 469
1 922 311
в том числе:
земельные участки и объекты природопользования
121
здания, сооружения, машины и оборудование
122
1 899 279
1 854 888
Незавершенное строительство (07,08,16, 61)
130
103 931
180 784
Доходные вложения в материальные ценности (03)
135
–
в том числе:
имущество для передачи в лизинг
136
имущество, предоставляемое по договору проката
137
Долгосрочные финансовые вложения (58,82)
140
53 497
53 297
в том числе:
нвестиции в дочерние общества
141
68
68
инвестиции в зависимые общества
142
52 849
52 849
инвестиции в другие организации
143
580
380
займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев
144
Отложенные налоговые активы (09)
145
13 230
Прочие внеоборотные активы
150
Итого по разделу I
190
2 128 741
2 170 087
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
210
280 188
361 035
в том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10,15,16)
211
149 786
180 252
животные на выращивании и откорме (11)
212
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20,21,23,29)
213
46 528
44 431
готовая продукция и товары для перепродажи (16,43, 41)
214
54 668
86 194
товары отгруженные (45)
215
5 019
3 972
расходы будущих периодов (97)
216
24 187
46 185
прочие запасы и затраты
217
1
Налог на добавл. стоимость по приобретённым ценностям (19)
220
9 336
32 860
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты
230
–
–
в том числе:
покупатели и заказчики (62,76,82)
231
векселя к получению (62)
232
задолженность дочерних и зависимых обществ (76)
233
авансы выданные (60)
234
прочие дебиторы
235
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
240
184 839
210 138
в том числе:
покупатели и заказчики (62,76,82)
241
116 304
101 149
векселя к получению (62)
242
задолженность дочерних и зависимых обществ (76)
243
2 673
2 896
задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал(75)
244
авансы выданные (60)
245
37 864
69 620
прочие дебиторы
246
27 998
36 473
Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82)
250
3 807
101 493
в том числе:
займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев
251
42
42
собственные акции, выкупленные у акционеров
252
прочие краткосрочные финансовые вложения
253
3 765
101 451
Денежные средства
260
27 038
40 066
в том числе:
касса (50)
261
128
108
расчетные счета (51)
262
25 212
29 484
валютные счета (52)
263
931
696
прочие денежные средства (55,56,57)
264
767
9 778
Прочие оборотные активы
270
Итого по разделу II
290
505 208
745 592
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290 )
300
2 633 949
2 915 679
ПАССИВ
Код строки
На начало отчетного года
На конец отчетного периода
1
2
3
4
III. КАПИТАЛЫ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал (80)
410
918 526
918 526
Собственные акции, выкупленные у акционеров
411
Добавочный капитал (83)
420
1 414 502
1 408 817
Резервный капитал (82)
430
10 253
10 253
в том числе:
резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством
431
10 253
10 253
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами
432
Нераспределённая прибыль прошлых лет (84)
460
21 981
66
Непокрытый убыток прошлых лет (84)
465
(108 986)
(108 986)
Нераспределённая прибыль отчетного года (99)
470
X
23 510
Непокрытый убыток отчетного года (99)
475
X
Итого по разделу III
490
2 256 276
2 252 186
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты (67)
510
–
–
в том числе:
кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
511
прочие займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
512
Отложенные налоговые обязательства (77)
515
21 157
Прочие долгосрочные обязательства (68)
520
36 864
26 132
Итого по разделу IV
590
36 864
47 289
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты (66)
610
74 870
304 069
в том числе:
кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
611
74 870
304 069
займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
612
Кредиторская задолженность
620
146 854
160 506
в том числе:
поставщики и подрядчики (60)
621
87 875
86 973
задолженность перед персоналом организации (70)
622
19 837
23 460
задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69)
623
9 192
11 578
задолженность по налогам и сборам (68)
624
4 761
8 528
прочие кредиторы
625
14 179
16 293
авансы полученные (62)
626
11 010
13 439
векселя к уплате (60)
627
235
задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (76)
628
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75)
630
19 185
5 838
Доходы будущих периодов (98)
640
69 224
67 769
Резервы предстоящих расходов и платежей (96)
650
Прочие краткосрочные обязательства (86)
660
30 676
78 022
Итого по разделу V
690
340 809
616 204
БАЛАНС (сумма строк 490 +590 +690)
700
2 633 949
2 915 679
Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
Наименование показателя
Код строки
На начало отчетного года
На конец отчетного периода
Арендованные основные средства (001)
910
400
в том числе по лизингу
911
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение (002)
920
43 194
2 775
Товары, принятые на комиссию (004)
930
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов (007)
940
25 105
25 754
Обеспечение обязательств и платежей полученные (008)
950
Обеспечение обязательств и платежей выданные (009)
960
163 710
510 584
Износ жилищного фонда (014)
970
63
72
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов (015)
980
Материалы, принятые в переработку (003)
990
22 308
10 133
Амортизация основных средств, приобретенных за счет целевого финансирования (016)
991
425
425
продолжение
–PAGE_BREAK–
Наименование показателя
Код строки
За отчетный период
За аналогичный период предыдущего года
1
2
3
4
I.Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
О10
2 062 701
1 631 533
в том числе от продажи:
продукции собственного изготовления
О11
1 374 389
639 869
услуг, работ
О12
647 481
941 955
покупных товаров
О13
40 831
49 709
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
О20
(1662472)
(1308821)
в том числе проданных:
продукции собственного изготовления
021
(1082509)
(523345)
услуг, работ
022
(539277)
(769209)
покупных товаров
023
(40686)
(16267)
Валовая прибыль
029
400 229
322 712
Коммерческие расходы
О30
(42261)
(22291)
Управленческие расходы
О40
(283400)
(296913)
Прибыль (убыток) от продаж (стр.010-020-030-040)
О50
74 568
3 508
II.Прочие доходы и расходы
Проценты к получению
О60
4 688
7 924
Проценты к уплате
О70
(32118)
(12754)
Доходы от участия в других организациях
О80
1 019
5 217
Прочие операционные доходы
О90
566 966
399 025
Прочие операционные расходы
100
(576419)
(413284)
Внереализационные доходы
120
24 619
50 652
Чрезвычайные доходы
121
7
2
Внереализационные расходы
130
(31937)
(24625)
Чрезвычайные расходы
131
(0)
(10)
Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050+060-070+080+090-100+120-130)
140
31 393
15 655
Отложенные налоговые активы
141
13 229
Отложенные налоговые обязательства
142
(21157)
Текущий налог на прибыль
150
(0)
Иные аналогичные обязательные платежи в бюджет
151
45
4 399
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (строки 140+150-160-170-180)
190
23 510
20 054
СПРАВОЧНО.
Постоянные налоговые обязательства (активы)
200
393
Базовая прибыль (убыток) на акцию, коп.
201
3,07
2,57
Разводненная прибыль (убыток) на акцию, коп.
202
2,56
2,18
АКТИВ
Код строки
На начало отчетного года
1
2
3
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы (04,05)
110
465
в том числе:
патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными, права и активы
111
465
расходы на НИОКР
112
Основные средства (01,02,03)
120
1 922 311
в том числе:
здания, сооружения, машины и оборудование
122
1 854 888
Незавершенное строительство (07,08,16, 61)
130
180 784
Доходные вложения в материальные ценности (03)
135
–
Долгосрочные финансовые вложения (58,82)
140
53 297
в том числе:
инвестиции в дочерние общества
141
68
инвестиции в зависимые общества
142
52 849
инвестиции в другие организации
143
380
Отложенные налоговые активы (09)
145
13 230
Прочие внеоборотные активы
150
Итого по разделу I
190
2 170 087
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
210
361 035
в том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10,15,16)
211
180 252
животные на выращивании и откорме (11)
212
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20,21,23,29)
213
44 431
готовая продукция и товары для перепродажи (16,43, 41)
214
86 194
товары отгруженные (45)
215
3 972
расходы будущих периодов (97)
216
46 185
прочие запасы и затраты
217
1
Налог на добавл. стоимость по приобретённым ценностям (19)
220
32 860
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты
230
86 978
в том числе:
покупатели и заказчики (62,76,82)
231
векселя к получению (62)
232
86 978
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
240
210 138
в том числе:
покупатели и заказчики (62,76,82)
241
101 149
векселя к получению (62)
242
задолженность дочерних и зависимых обществ (76)
243
2 896
авансы выданные (60)
245
69 620
прочие дебиторы
246
36 473
Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82)
250
14 515
в том числе:
займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев
251
42
прочие краткосрочные финансовые вложения
253
14 473
Денежные средства
260
40 066
в том числе:
касса (50)
261
108
расчетные счета (51)
262
29 484
валютные счета (52)
263
696
прочие денежные средства (55,56,57)
264
9 778
Прочие оборотные активы
270
Итого по разделу II
290
745 592
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290 )
300
2 915 679
ПАССИВ
Код строки
На начало отчетного года
1
2
3
III. КАПИТАЛЫ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал (80)
410
918 526
Собственные акции, выкупленные у акционеров
411
Добавочный капитал (83)
420
1 408 817
Резервный капитал (82)
430
11 429
в том числе:
резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством
431
11 429
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами
432
Нераспределённая прибыль прошлых лет (84)
460
10 674
Непокрытый убыток прошлых лет (84)
465
(106 721)
Нераспределённая прибыль отчетного года (99)
470
X
Итого по разделу III
490
2 242 725
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты (67)
510
–
в том числе:
кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
511
Отложенные налоговые обязательства (77)
515
21 157
Прочие долгосрочные обязательства (68)
520
26 132
Итого по разделу IV
590
47 289
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты (66)
610
304 069
в том числе:
кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
611
304 069
Кредиторская задолженность
620
160 506
в том числе:
поставщики и подрядчики (60)
621
86 973
задолженность перед персоналом организации (70)
622
23 460
задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69)
623
11 578
задолженность по налогам и сборам (68)
624
8 528
прочие кредиторы
625
16 293
авансы полученные (62)
626
13 439
векселя к уплате (60)
627
235
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75)
630
15 299
Доходы будущих периодов (98)
640
67 769
Резервы предстоящих расходов и платежей (96)
650
Прочие краткосрочные обязательства (86)
660
78 022
Итого по разделу V
690
625 665
БАЛАНС (сумма строк 490 +590 +690)
700
2 915 679
Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
Наименование показателя
Код строки
На начало отчетного года
Арендованные основные средства (001)
910
400
в том числе по лизингу
911
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение (002)
920
3 491
Товары, принятые на комиссию (004)
930
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов (007)
940
25 754
Обеспечение обязательств и платежей полученные (008)
950
Обеспечение обязательств и платежей выданные (009)
960
510 584
Износ жилищного фонда (014)
970
72
Износ арендованных основных средств (010)
980
Материалы, принятые в переработку (003)
990
10 133
Амортизация основных средств, приобретенных за счет целевого финансирования (016)
991
425
Бланки строгой отчетности (006)
992
Наименование показателя
Код строки
За отчетный период
1
2
3
I.Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
О10
2 851 376
в том числе от продажи:
продукции собственного изготовления
О11
2 519 489
услуг, работ
О12
282 914
покупных товаров
О13
48 973
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
О20
(2 249 151)
в том числе проданных:
продукции собственного изготовления
021
(1 953 472)
услуг, работ
022
(254 680)
покупных товаров
023
(40 999)
Валовая прибыль
029
602 225
Коммерческие расходы
О30
(195 321)
Управленческие расходы
О40
(321 660)
Прибыль (убыток) от продаж (стр.010-020-030-040)
О50
85 244
II.Прочие доходы и расходы
Проценты к получению
О60
2 974
Проценты к уплате
О70
(43 449)
Доходы от участия в других организациях
О80
3 960
Прочие операционные доходы
О90
252 833
Прочие операционные расходы
100
(263 543)
Внереализационные доходы
120
26 063
Чрезвычайные доходы
121
14
Внереализационные расходы
130
(28 698)
Чрезвычайные расходы
131
(390)
Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050+060-070+080+090-100+120-130)
140
35 008
Отложенные налоговые активы
141
4 929
Отложенные налоговые обязательства
142
(17 305)
Текущий налог на прибыль
150
Иные аналогичные обязательные платежи в бюджет
151
(1 741)
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (строки 140+141-142-150-151)
190
20 891
СПРАВОЧНО.
Постоянные налоговые обязательства (активы)
200
3 974
Базовая прибыль (убыток) на акцию, коп.
201
2,69
Разводненная прибыль (убыток) на акцию, коп.
202
2,27
продолжение
–PAGE_BREAK–Анализ финансового состояния предприятия
Таблица 1
Показатели, характеризующие динамику состояния баланса
Наименование показателя
Значения показателей
Норматив
01.01.06
01.01.07
01.01.08
Анализ финансовых коэффициентов
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,091
0,087
0,090
более 0,2 — 0,25
Коэффициент промежуточной ликвидности
0,65
0,43
0,51
более 0,8-1
Коэффициент текущей ликвидности
1,48
1,19
1,27
не менее 2 (в Японии — не менее 1 )
Собственный оборотный капитал (тыс.руб.)
127 535
119 927
208 886
Коэффициент автономии
85,7%
76,9%
64,7%
более 50%
Коэффициент обеспеченности собственными средствами
25,2%
16,1%
21,1%
более 60%
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными средствами
0,46
0,33
0,49
более 1
Коэффициент финансовой устойчивости
0,17
0,30
0,55
менее 1
Коэффициент маневренности
0,073
0,075
0,262
Коэффициенты деловой активности
Коэффициент общей оборачиваемости капитала
0,62
0,74
0,95
Период оборота всего капитала в днях
582
484
381
Фондоотдача (коэф. оборачиваемости основных средств)
0,82
1,06
1,57
Коэффициент оборачиваемости готовой продукции
23,53
22,19
23,03
Средний срок оборота готовой продукции, дней
15
16
16
Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств
5,07
5,82
6,25
Средний срок оборота материальных оборотных средств, дней
71
62
58
Оборачиваемость дебиторской задолженности
9,66
10,44
10,75
Средний срок оборота дебиторской задолженности, дней
37
34
33
Оборачиваемость кредиторской задолженности
5,62
4,61
4,28
Средний срок оборота кредиторской задолженности, дней
64
78
84
Продолжительность операционного цикла, дней
108
96
91
Продолжительность финансового цикла, дней
44
18
7
Коэффициенты рентабельности
Коэффициент рентабельности всего капитала предприятия по балансовой прибыли
0,6%
1,1%
1,2%
Коэффициент рентабельности всего капитала предприятия по чистой прибыли
0,8%
0,8%
0,7%
Коэффициент рентабельности собственного капитала по чистой прибыли
0,9%
1,0%
0,9%
Коэффициент рентабельности текущих активов по чистой прибыли
4,1%
3,8%
3,6%
Коэффициент рентабельности всех операций по чистой прибыли
1,0%
0,9%
0,7%
Коэффициент рентабельности основной деятельности
0,2%
3,6%
3,0%
Коэффициент доходности по чистой прибыли
1,2%
1,1%
0,7%
Как видно из таблицы, показатели, отражающие ликвидность предприятия увеличились по сравнению с ситуацией на начало года, однако по сравнению с 2005 годом немного уменьшились. По сравнению с началом года увеличился собственный оборотный капитал и составил 208,9 млн. руб.
Следует обратить внимание на рост показателя по фондоотдаче с 1,06 до 1,57. Это говорит о том, что в настоящее время с 1 рубля, вложенного в основные средства, предприятие получает 1 руб. 57 коп. Прослеживается положительная тенденция роста данного показателя, что также подтверждает увеличение выручки от продажи продукции.
продолжение
–PAGE_BREAK–Счет прибылей и убытков общества
Таблица 2
Динамика формирования прибыли
(тыс. руб.)
Наименование показателя
Код стр.
2006 год
2007 год
откл.
%
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), в т.ч.
О10
2 062 701
2 851 376
788 675
138,2%
продукции собственного изготовления
О11
1 374 389
2 519 489
1 145 100
183,3%
услуг, работ
О12
647 481
282 914
-364 567
43,7%
покупных товаров
О13
40 831
48 973
8 142
119,9%
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, в т.ч.
О20
(1 662 472)
(2 249 151)
586 679
135,3%
продукции собственного изготовления
021
(1 082 509)
(1 953 472)
870 963
180,5%
услуг, работ
022
(539 277)
(254 680)
-284 597
47,2%
покупных товаров
023
(40 686)
(40 999)
313
100,8%
Валовая прибыль
029
400 229
602 225
201 996
150,5%
Коммерческие расходы
О30
(42 261)
(195 321)
153 060
462,2%
Управленческие расходы
О40
(283 400)
(321 660)
38 260
113,5%
Прибыль (убыток) от продаж
О50
74 568
85 244
10 676
114,3%
II. Прочие доходы и расходы
Проценты к получению
О60
4 688
2 974
-1 714
63,4%
Проценты к уплате
О70
(32118)
(43 449)
11 331
135,3%
Доходы от участия в других организациях
О80
1 019
3 960
2 941
388,6%
Прочие операционные доходы
О90
566 966
252 833
23 357
110,2%
Прочие операционные расходы
100
(576 419)
(263 543)
24 614
110,3%
Внереализационные доходы
120
24 619
26 063
1 444
105,9%
Чрезвычайные доходы
121
7
14
7
200,0%
Внереализационные расходы
130
(31937)
(28 698)
-3 239
89,9%
Чрезвычайные расходы
131
(0)
(390)
390
Прибыль (убыток) до налогообложения
140
31 393
35 008
3 615
111,5%
Отложенные налоговые активы
141
13 229
4 929
-8 300
37,3%
Отложенные налоговые обязательства
142
(21 157)
(17 305)
-3 852
81,8%
Текущий налог на прибыль
150
Иные аналогичные обязательные платежи в бюджет
151
-45
1 741
1 786
–
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
190
23 510
20 891
-2 619
88,9%
СПРАВОЧНО:
Постоянные налоговые обязательства (активы)
200
393
3 974
3 581
1011,2%
Базовая прибыль (убыток) на акцию, коп.
201
3,07
2,69
-0,38
87,6%
Разводненная прибыль (убыток) на акцию, коп.
202
2,56
2,27
-0,29
88,7%
продолжение
–PAGE_BREAK–