Иммунитет государства, его виды. Расчеты с использованием чеков

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образованияКонтрольная работа
по Международномучастному праву
тема:Иммунитет государства, его виды.
Расчеты сиспользованием чеков.

План
1. Иммунитет государства, его виды.
2. Расчеты с использованием чеков.
Литература

1. Иммунитет государства,его виды
Иммунитетгосударства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что всегосударства равны. Когда двое находятся в равном положении, один не можетосуществлять суверенитет или власть над другим. Это начало международного прававыражено в следующем изречении: равный не имеет власти над равным: parin paremnon habetimperium.
Иммунитетгосударства в частноправовой сфере есть следствие, проявление, грань суверенитета:равный не имеет власти вообще, в т.ч. и юрисдикции: parin paremnon habetjurisdictionem.
Иммунитетгосударства от юрисдикции иностранного государства состоит из несколькихэлементов: 1) судебный иммунитет; 2) иммунитет от применения мер по предварительномуобеспечению иска; 3) иммунитет по принудительному исполнению судебного решения;4) иммунитет собственности государства; 5) иммунитет от применения иностранногоправа.
Судебныйиммунитет – юрисдикционный иммунитет в узком смысле слова как неподсудностьгосударства суду иностранного государства. Согласно судебному иммунитету ниодин иностранный суд не вправе принудительно осуществить свою юрисдикцию поотношении к другому государству, иначе говоря, не вправе привлечь иностранноегосударство в качестве ответчика. В то же время, если государство обращается сиском в иностранный суд для защиты своих прав, то ни один иностранный суд невправе отказать ему в юрисдикции. Такой отказ был бы нарушением суверенных правгосударства. Государство может выступить и ответчиком в иностранном суде, нопри добровольном согласии[1].
Мерыпо предварительному обеспечению иска. Согласно иммунитету суд, рассматривающийчастноправовой спор с участием иностранного государства, не вправе применятьлюбые меры по предварительному обеспечению иска, так как эти меры носятпринудительный характер. Часто меры по обеспечению иска рассматриваются ипринимаются судом еще до возбуждения и слушания дела с участием государства. Влюбом случае, если такие меры касаются государства и его собственности (арестгосударственных счетов в иностранных банках, опись имущества, ограничение правагосударства пользоваться своим имуществом и пр.), то с точки зрения иммунитетаони недопустимы.
Мерыпо принудительному исполнению иностранного судебного решения в отношениигосударства и его собственности не могут быть приняты любыми органами этого илюбого другого иностранного государства. Даже если государство добровольноприняло участие в иностранном судебном процессе, решение может быть выполненоим только добровольно. Иммунитет включает право государства на неприменение кнему принудительных мер по исполнению решения.
Иммунитетсобственности государства означает правовой режим неприкосновенностигосударственной собственности, находящейся на территории иностранногогосударства. Он тесно связан с иммунитетом государства. Указанные выше элементысодержания иммунитета государства, связанные с судебным разбирательствомспорного правоотношения с участием государства, прямо направлены на обеспечениенеприкосновенности государственной собственности.
Иммунитето применения иностранного права, который часто называют иммунитетом сделок сучастием государства, так как он чаще всего возникает по поводу обязательств,вытекающих из сделок. Поскольку государство в силу иммунитета свободно отпринудительных мер по осуществлению иностранных законов, административныхраспоряжений и прочего, то из этого следует, что частноправовые отношениямеждународного характера с участием государства, в частности сделки,заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами,должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны недоговорятся о применении иностранного права.
Указанныевыше отдельные элементы иммунитета взаимосвязаны и вместе составляют содержаниеиммунитета государства в частноправовой сфере. Вместе с тем иммунитетгосударства – это его право, вытекающее из суверенитета, но не обязанность. Поэтомугосударство вправе отказаться от иммунитета, как в целом, так и от какого-либоего элемента.
Выделяюттри вида иммунитета:
ü  абсолютныйиммунитет;
ü  функциональныйиммунитет;
ü  ограниченныйиммунитет.
Абсолютныйиммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме,всеми его элементами; он распространяется на любую деятельность государства илюбую его собственность. Первоначально иммунитет сложился и применялся какабсолютный, и единственное ограничение, возможно было только при условии прямовыраженного согласия государства.
Помере расширения функций государства внутри страны и в международных отношенияхон стало все шире выступать в качестве субъекта частноправовой деятельности, иабсолютный иммунитет становился ощутимым препятствием в развитиимирохозяйственных связей, так как контрагенты государства, по сути, лишилисьправ на судебную защиту своих имущественных прав. В связи с этим в доктрине и всудебной практике появляется идея необходимости ограничения иммунитета государства.
Абсолютныйиммунитет не только препятствует развитию коммерческих связей с участиемгосударства, но и часто нереализуем практически. Государство на территориииностранного государства может рассчитывать только на такой объем иммунитета,на который принимающее государство готово отказаться от своей юрисдикции.Понятно, что ожидания и реальность могут серьезно расходиться. Поэтомугосударства, исходящие из абсолютного иммунитета, защищают дополнительно своиправа либо условием взаимности, либо возможностью применения реторсий.
Функциональныйиммунитет – это вид иммунитета, основанный на принципиальном разграничениифункций государства на публично-правовую и частноправовую. Если государстводействует как суверен, совершает акт власти, т.е. выступает как носительсуверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и вчастноправовой сфере. Если государство выступает в качестве частного лица,занимается коммерческой деятельностью, то тогда оно иммунитетом не обладает. Взависимости от осуществляемых функций государство может выступать либо вкачестве суверена, носителя публичной власти, либо в качестве частного лица.
Функциональныйиммунитет в том виде, в каком он сформулирован в судебной практике, вмеждународно-правовой доктрине, а затем и в ряде национальных законов, обладаетцелым рядом существенных недостатков, которые не позволили ему статьобщепризнанной альтернативой абсолютному иммунитету.
Преждевсего, не установлены какие-либо объективные критерии, с помощью которых можнобыло бы определенно или хотя бы с существенной долей определенностиразграничить деятельность государства как суверена или как частного лица. Чащевсего называется характер операции или её цель.
Второйсерьезный дефект функционального иммунитета: государство apriori подчиняется юрисдикциииностранного суда. Даже если суд признает некоммерческий характер деятельностигосударства и соответственно его иммунитет, то юрисдикция иностранного суда ужесостоялась, решение, обязательное для государства, уже вынесено, и тем самымнарушен иммунитет государства.
Ещеодин серьезный недостаток функционального иммунитета, состоит в том, чтосуверенитет государства – это имманентно присущее ему качество. Государство исуверенитет, неотделимы друг от друга так же, как и неделим государственныйсуверенитет. Какую бы деятельность не осуществляло государство, оно всегдавыступает как носитель государственной власти. Участвуя в частноправовыхотношениях, государство не теряет присущее ему качество властности исуверенности[2]. Функциональный иммунитетисходит из того, что есть некая сфера отношений, которую не удалось объективноотграничить, в которой государство выступает как частное лицо и соответственноне обладает ни суверенитетом, ни иммунитетом. Он находится в явном противоречиис принципами суверенности и независимости государств, которые являютсяосновополагающим началом международного права и которые пока еще никто неотменял.
Ограниченныйиммунитет – вид иммунитета, который исходит из необходимости ограниченияиммунитета. В отличие от функционального, который ограничивает иммунитет наоснове общего принципа – деление деятельности государства на суверенно-властнуюи частную, ограниченный иммунитет не использует формальных критериев, аформулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуетсяиммунитетом. Эти случаи могут быть сформулированы самими государствами как наоснове двусторонней, так и на многосторонней основе, в том числе универсальной.Идея и основа ограниченного иммунитета заключается в том, что иммунитет – этоправо государства, вытекающее из его суверенитета, на неприменение к немуиностранной юрисдикции, от которого государство может отказаться как целиком,так и в любой его части. Задача заключается лишь в создании наиболее точныхформулировок случаев и обстоятельств, при наличии которых государство не будетпользоваться иммунитетом. Несмотря на всю сложность, как и всякаяправотворческая задача, она решаема.
Еслигосударства заинтересованы в развитии нормальных торговых и иных экономическихсвязей, ничто не мешает им при заключении торгового договора сформулировать теслучаи, при которых государство, вступая в торгово-экономические отношения счастными лицами, не будет претендовать на иммунитет. То же можно сделать и дляболее узкой сферы экономических отношений, например при подписании договоров овзаимной защите иностранных капиталовложений и т.д.
Удачнымопытом создания правовых основ ограниченного иммунитета на многостороннейоснове можно считать Европейскую конвенцию 1972 г., заключенную странами –участницами Совета Европы. Конвенция закрепляет общий принцип иммунитетагосударства от иностранной юрисдикции и формулирует детализированные исключенияиз этого принципа. Европейская конвенция является наиболее удачным опытом, но иона не получила большого распространения даже в Европе.
Национальноеправо в принципе не способно решить комплекс проблем, связанных с иммунитетомгосударства. Иммунитет представляет собой две взаимосвязанные стороны: с однойстороны, это право государства на неприменение к нему иностранной юрисдикции, ас другой – это отказ государства от своей юрисдикции в отношении иностранногогосударства. Проблема иммунитета может быть решена тогда, когда ожидание одногогосударства совпадут с реальностью на территории другого государства.Достижение этого возможно как минимум на двустороннем уровне, т.е. на основемежгосударственного соглашения. Национальные законы, предусматривающиеограничение иммунитета иностранного государства, прямо нарушают его суверенитети международно-правовой принцип суверенного равенства. С точки зрениямеждународного права национальным законом государство вправе лишь ограничитьсвой собственный иммунитет, но не может покушаться на иммунитет иностранногогосударства.
2. Расчеты сиспользованием чеков
Однойиз ценных бумаг, получивших распространение в международных расчетах, являетсячек. Чек относится к денежным документам строго установленной формы и содержитприказ владельца банковского счета (чекодателя) банку о выплате держателю чекаозначенной в нем суммы денег по предъявлению чека или в течение срока,установленного законодательством. Правовые нормы, регулирующие использованиечеков при международных расчетах, были унифицированы в 1931 г. когда былиподписаны Женевская конвенция о единообразном законе о чеках (Единообразныйзакон о чеках) и Женевская конвенция, имеющая целью разрешение некоторыхколлизий законов о чеках 1931 г. (Женевская конвенция о коллизиях). СССР изатем Россия к указанным конвенциям не присоединились.
Начеке должны быть необходимые реквизиты, отсутствие которых может привести кпризнанию чека недействительным и не подлежащим оплате. В соответствии сЖеневской конвенцией к основным обязательным его реквизитам относятся:наименование «чек» (на том языке, на котором составлен документ), простое иничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму, наименованиеплательщика, наименование места (банка), в котором должен быть совершен платеж,указание даты и места составления чека, подпись чекодателя.
Чекне служит предметом кредитования, и всякое указание о процентах в чекесчитается ненаписанным. Чек оплачивается по предъявлении. Срок его обращенияограничен: чек, который оплачивается в стране его выставления, должен бытьпредъявлен к платежу в течение восьми дней; если выставление чека и его оплата,происходит в разных странах, то чек должен быть предъявлен к оплате в течениедвадцати дней. При этом если место выставления чека и место платежа находятся вразных частях света, то срок предъявления чека к оплате не должен превышатьсемидесяти дней.
Последнееусловие не распространяется на чековое обращение между странами Европы исредиземноморскими странами, т.е. в данном случае срок предъявления чека коплате не должен превышать двадцати дней.
Есличек выписан в валюте, не имеющей хождения в месте платежа, его сумма может бытьуплачена в пределах срока для предъявления чека в местной валюте по курсу надень наступления срока платежа. Если платеж не был осуществлен по предъявлении,то держатель чека может по своему усмотрению потребовать, чтобы сумма чека былавыплачена в местной валюте по курсу, либо на день наступления срока платежа,либо на день платежа. Чекодатель может обусловить, что подлежащая платежу суммабудет исчислена по курсу, обозначенному в чеке. Согласно Единообразному законуо чеках, данное правило не применяется в случаях, когда чекодатель обусловил,что платеж должен быть совершен в определенной указанной в чеке валюте(оговорка эффективного платежа в какой-либо валюте).
Чекотносится к категории оборотных документов, для передачи прав по чеку другомулицу нет необходимости прибегать к цессии, они могут быть переданы посредствомпередаточной надписи – индоссамента, проставляемого на оборотной стороне чека.
Платежпо чеку может быть гарантирован любым другим лицом, кроме плательщика по чеку.Гарантия выражается словами «аваль», «гарантирован» и сопровождается подписьюавалиста – лица, принявшего на себя ответственность за платеж. По российскомуправу аваль регулируется теми же положениями, что и поручительство, т.е. речьидет о чековом поручительстве.
Длявыбора применимого правопорядка о чековых правоотношениях с иностраннымэлементом была принята конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизийзаконов о чеках. Способность лица обязываться по чеку определяется егонациональным законом. Однако лицо, подписавшее чек на территории иностранногогосударства и признанное способным обязываться по законодательству этогогосударства, несет ответственность независимо от положений его национальногозакона. Закон страны, где чек оплачивается, определяет лиц, на которых чекможет быть выставлен. Форма, в которой приняты обязательства по чеку,определяется законом той страны, в которой эти обязательства были подписаны.Закон страны, на территории которой были приняты обязательства, вытекающие изчека, определяют действие таких обязательств.
Законстраны, где должен быть оплачен чек, определяет:
ü подлежит ли чекоплате по предъявлении;
ü срок для представления;
ü может ли чек бытьакцептован;
ü может лидержатель потребовать частичный платеж;
ü может ли чекодательотозвать чек;
ü меры, которыедолжны быть приняты в случае утери или кражи чека.
Формаи сроки протеста и других действий, необходимых для осуществления илисохранения прав по чеку, определяются законами той страны, на территориикоторой должен быть совершен протест и соответствующее действие.

Литература
БогуславскийМ. М. Международное частное право: Учебник.— 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Международные отношения, 1994.
Международноечастное право: учебник / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Г.К. Дмитриева и др.;отв. ред. Г.К. Дмитриева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2006.
УшаковН.А.Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности. – М.: Наука, 1993.