Имущественные комплексы государственных унитарных предприятий

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)Кафедра ЭТиГУ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 
на тему: Имущественныекомплексы государственных унитарных предприятий
по дисциплинеУправление государственной собственностью
Благовещенск 2011

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Имущественныекомплексы государственных унитарных предприятий
1.1 Отчетностьфедеральных государственных унитарных предприятий
1.2 Показателиэкономической эффективности
1.3 Уставпредприятия и контракт с его руководителем как инструменты управлениядеятельностью федерального ГУПа
Заключение
Библиографическийсписок

ВВЕДЕНИЕ
Стремительно произошедшие в нашей странеэкономические преобразования, к сожалению, создали благоприятные условия дляослабления государственного контроля за использованием государственнойсобственности, и в первую очередь это относится к имуществу, находящемуся вовладении государственных унитарных предприятий (ГУПов). В результатеструктурной перестройки экономики и реорганизации, а порой и ликвидациигосударственных отраслевых органов управления многие предприятия утратили своюведомственную принадлежность и потому практически выпали из поля зрениягосударства вместе со своими имущественными комплексами.
Ослаблению контроля также способствовало тообстоятельство, что государство в условиях жесточайшего экономического кризисаразрешило государственным предприятиям оставлять в своем распоряжении ту частьприбыли, которую раньше они в обязательном порядке перечисляли в бюджет, ииспользовать эти средства на цели, не связанные с их основной деятельностью.Мотивом отказа государства от этих средств была задача стабилизации исохранения промышленного производства в 1992 г., а также начавшаясяприватизация. Вновь создаваемые органы управления, не обладая информацией околичестве и характере подведомственных организаций, создавали новые структуры.Попытка остановить этот процесс была предпринята Указом Президента РоссийскойФедерации от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий», гдепредусматривалось прекращение создания новых федеральных государственныхпредприятий с закреплением за ними государственного имущества на правехозяйственного ведения. Эта мера была рекомендована также субъектам федерации имуниципальным образованиям. Однако сохранявшиеся широкие полномочияруководителей предприятий, отсутствие механизма контроля за реализациейположений Указа и контроля за использованием государственного имущественногокомплекса резко снизили эффективность использования имущества всегогосударственного сектора экономики и привели к существенному недополучениюдоходов в федеральный бюджет.
В сентябре 1999 г. Правительство РФ утвердилоКонцепцию управления государственным имуществом и приватизации в РФ,определившую в числе других вопросов цели, задачи, основы реформированиямеханизма управления унитарными предприятиями. Одна из целей реформирования — сохранить только те предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения,которые позволяют оптимально решить задачи государства.
В развитие Концепции Правительство РоссийскойФедерации постановлением от 6 декабря 1999 г. № 1348 «О федеральныхгосударственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственноговедения» установило, что организации в форме унитарных предприятий создаютсяисключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются,не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами инойорганизационно-правовой формы. Применение этой организационно-правовой формыбыло признано обоснованным исключительно в случаях, исчерпывающе перечисленныхв постановлении и Концепции.
Итоги работы предприятий, не подпадающих подустановленные критерии, должны анализироваться по каждой отрасли в целяхвыработки предложений о дальнейшей приватизации, реорганизации, ликвидациипредприятий либо об их передаче в собственность субъекта федерации… Механизмтакой передачи был определен постановлением Правительства Российской Федерацииот 9 декабря 1999 г. № 1366 «О передаче федеральных государственных унитарныхпредприятий в собственность субъектов Российской Федерации» и дополняетсясоответствующими статьями федеральных законов о бюджете на очередные годы.

1 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
 
1.1 Отчетность федеральных государственныхунитарных предприятий
Вусловиях сохранения отраслевого принципа управления руководство унитарнымипредприятиями осуществляют федеральные органы исполнительной власти, на которыевозложены функции по организации, координации и регулированию деятельности всоответствующей отрасли (сфере управления). В целях организации контроля заэффективностью деятельности ГУПов правительством утвержден Порядок отчетностируководителей федеральных государственных унитарных предприятий, которыйобязывает руководителей предприятий ежеквартально представлять отчет о работепредприятия по установленной форме в федеральный орган исполнительной власти,уполномоченный утверждать программу деятельности предприятия[1].
Впервом разделе отчета наряду с общими данными о предприятии должны бытьуказаны:
• вышестоящий отраслевой орган управления;
• данные о внесении сведений об имуществепредприятия в Реестр федеральной собственности; кроме того,
• должна содержаться информация о контракте сруководителем этого предприятия.
Из отчета можно узнать о прибылях и убытках,кредиторской и дебиторской задолженности, показателях рентабельности,ликвидности, финансовой устойчивости, основных средствах и стоимости чистыхактивов предприятия. Помимо этого, отчет должен содержать информацию опроданном в течение отчетного периода и неиспользуемом недвижимом имуществе, ав случае наличия признаков банкротства руководитель предприятия обязан такжесообщить важную для собственника имущества информацию о характере этихпризнаков и мерах, принятых руководителем для финансового оздоровленияпредприятия.
Предусматривается,что при наличии у унитарного предприятия дочерних предприятий контролирующиморганам в качестве приложения к отчету направляются также сводная бухгалтерскаяотчетность и справка об участии в дочерних предприятиях и иных хозяйственныхобществах. Кроме того, руководитель федерального государственного унитарногопредприятия ежегодно направляет в федеральный орган исполнительной власти,уполномоченный утверждать программу деятельности предприятия, одновременно сгодовым отчетом доклад о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, вкотором должны быть отражены следующие вопросы[2]:
структурныеизменения в номенклатуре выпускаемой продукции;
структурныеизменения в долях товарных рынков, которые имеет предприятие;
реализациямероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности продукциипредприятия;
использованиепередовых технологий и изобретений в производстве продукции и предоставленииуслуг;
выполнениефедеральных инвестиционных программ;
достижениеутвержденных основных экономических показателей деятельности предприятия;
обобщенныеданные о ходе выполнения программы деятельности предприятия за отчетный период;информация обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режимфункционирования предприятия или угрожают его финансовому положению;
реализациямероприятий по недопущению банкротства предприятия;
данныеоб изменении численности персонала, среднемесячной оплате труда работников предприятия,в том числе руководителя, за отчетный период; данные об использовании прибыли,остающейся в распоряжении предприятия;
программадеятельности предприятия на очередной год;
научныеисследования и разработки гражданского назначения, финансируемые за счетсобственных средств федерального государственного унитарного предприятия, поформе (представляется в случае проведения научных исследований и разработокгражданского назначения, финансируемых за счет собственных средств федеральногогосударственного унитарного предприятия).
Заискажение отчетности руководители федеральных государственных унитарныхпредприятий и представители интересов Российской Федерации в органах управленияакционерных обществ несут установленную законодательством Российской Федерацииответственность.
Отчеты и доклады руководителя федеральногогосударственного унитарного предприятия, утвержденные федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным утверждать программу деятельностипредприятия, представляются в Федеральное агентство по управлению федеральнымимуществом.
Представляемыеруководителями отчеты и проекты программ деятельности должны быть предметоманализа и обобщения как органов отраслевого управления, так и органов поуправлению имуществом. Поэтому правительство обязало федеральные органыисполнительной власти, на которые возложены координация и регулированиедеятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), рассматриватьперечисленные выше материалы с помощью специальных комиссий. Комиссии ежегоднов установленном порядке осуществляют анализ эффективности деятельностипредприятия, привлекая при необходимости специализированные организации,устанавливают показатели экономической эффективности для предприятий иопределяют размер (долю) прибыли, подлежащую перечислению в бюджет. Информацияо результатах анализа по каждому предприятию направляется в Федеральноеагентство по управлению государственным имуществом России для обобщения и вотраслевые министерства для утверждения показателей.
Естественно, возникает вопрос: распространяется лиизложенный порядок отчетности на руководителей дочерних унитарных предприятий?
Действующие нормативные акты не дают на него прямогоответа. Однако, учитывая характер функций, осуществляемых в процессе контроля зафинансово-хозяйственной деятельностью дочернего предприятия, можно сказать, чтоэти предприятия должны представлять такую же отчетность непосредственноотраслевым органам управления и Федеральном агентству по управлениюгосударственным имуществом России. Вместе с тем основное предприятие, утверждаяустав дочернего, вправе установить его обязанность представлять ему информациюпо форме и в порядке, описанным выше, поскольку основное предприятие обязанопредставлять сводную бухгалтерскую отчетность. Итоги финансово-хозяйственнойдеятельности дочерних предприятий также должны стать предметом контроля ианализа отраслевого органа управления, потому что эти предприятия составляютчасть отрасли или сферы управления, за координацию и регулирование деятельностикоторой отвечают федеральные органы исполнительной власти.
Чтобыобеспечить возможность более углубленного анализа финансово-хозяйственнойдеятельности наиболее значимых унитарных предприятий, правительство установилообязательность ежегодных аудиторских проверок. Аудиторская деятельность неподменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности,осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерацииуполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления[3].
Бухгалтерскаяотчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторскойпроверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имуществаунитарного предприятия[4].
Необходимотакже учитывать, что в соответствии со ст. 5 Закона об аудите обязательныйаудит проводится в организациях (в том числе государственных или муниципальныхунитарных предприятиях), если:
— объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации(за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов)за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн рублей или сумма активовбухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному,превышает 20 млн рублей.
Копия аудиторского отчета в обязательном порядкедолжна направляться Федеральном агентству по управлению государственнымимуществом для анализа.
Такие аудиторские проверки должны проводить нелюбые, а только уполномоченные аудиторские организации, отобранные наконкурсной основе.
Постановлением правительства РФ от 12 июня 2002 г.№409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» были утвержденыПравила проведения конкурса по отбору таких аудиторских организаций.
Следует отметить еще одну сторону контроля зафинансовым состоянием предприятия.
В настоящее время очень остро стоит проблемабанкротства предприятий, жестокие споры возникают по поводу недостатков идостоинств законодательства в данной области. Однако при этом совершенноупускается вопрос о роли отраслевого управления. Между тем порядок отчетностипредприятий и анализа их деятельности, рассмотренные выше, со всей очевидностьюпоказывают, что использование отраслевыми министерствами, да и органами поуправлению имуществом всех предоставленных собственником прав по регулированиюдеятельности подведомственных организаций должно привести к исключению случаевбанкротства унитарных предприятий либо по крайней мере сделать их единичными.
1.2 Показатели экономическойэффективности
Значительная ответственность министерств задеятельностью ГУПов связана с тем, что именно они утверждают показателиэкономической эффективности. Для создания единой информационной основы, котораядолжна содержать сведения о деятельности и финансово-экономическом состояниипредприятий, а также для реализации мер, направленных на повышениеэффективности функционирования федеральных ГУПов, правительством введен реестрэтих показателей (он используется для оценки эффективности не только ГУПов, нои тех ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности).
Минэкономразвития России, Федеральное агентство поуправлению государственным имуществом пришли к заключению, что показателямиработы унитарных предприятий, в соответствии с которыми оцениваетсяэффективность их деятельности, должны быть следующие:
• выручка (нетто) от продажи товаров, продукции,работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
• чистая прибыль;
• сумма прибыли, подлежащая перечислению вфедеральный бюджет;
• стоимость чистых активов.
Чтобы сформировать реестр показателей по итогамдеятельности федеральных государственных унитарных предприятий за год, вначалефиксировались данные отчетности предприятий с учетом результатов аудиторскихпроверок в качестве «фактически достигнутых величин показателей экономическойэффективности деятельности предприятия», а по результатам анализа этойотчетности, в том числе доклада руководителя предприятия, и с учетом задачразвития отрасли — утверждались величины показателей экономической эффективностина перспективу. Причем такие же показатели на уровне отрасли устанавливаются идля дочерних предприятий.
Реестрпоказателей ведет Федеральное агентство по управлению государственнымимуществом на основе отраслевых баз данных федеральных органов исполнительнойвласти, на которые возложены координация и регулирование деятельности всоответствующих отраслях (сферах управления), баз данных территориальныхорганов Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и органовпо управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации,наделенных правами территориальных органов Федерального агентства по управлениюфедеральным имуществом. В целом реестр ведет Федеральное агентство поуправлению государственным имуществом России, на которое, помимо этого,возложены обязанности по методическому и программному обеспечению работ,связанных с ведением этого реестра, организация защиты информации и контроль заведением отраслевых и территориальных баз данных.
Реестр предназначен для решения следующих задач:
• сбор данных о показателях;
• анализ и утверждение величин этих показателей;
• оценка достижения унитарными предприятиямиутвержденных величин показателей экономической эффективности;
•оценка эффективности управления унитарными предприятиями,определение мер по повышению эффективности управления;
• составление прогноза поступлений в бюджет.
На отраслевые органы управления возложенаобязанность по сбору, анализу, утверждению величин показателей экономическойэффективности и по выявлению предприятий, не достигших утвержденных величинэтих показателей, а также подготовка направляемых в Федеральное агентство поуправлению государственным имуществом предложений о реорганизации, ликвидации,приватизации унитарных предприятий, в том числе дочерних, и о смене ихруководителей. В свою очередь руководители унитарных предприятий несутответственность за достоверность и своевременное представление этих данных.
Особо необходимо остановиться на таком показателе,как доля прибыли, перечисляемая в бюджет. Вступивший в силу Бюджетный кодекс РФотносит эти средства к самостоятельному виду доходов федерального бюджета (ст.42), а Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год» установилпланируемую величину поступления этих доходов в бюджет. Вместе с тем очевидно,что решение вопроса определения этой доли зависит от деятельности отраслевогооргана управления, который обязан при этом оценивать не только спецификупроизводства, но и результаты его финансово-хозяйственной деятельности, а такжеперспективы развития отрасли. Пробел в законодательстве очевиден.
Напрактике возникает еще один вопрос, связанный с отчислением доли прибыли.Бытует мнение, что этой долей является арендная плата, перечисляемая в бюджет,т.е. доходы предприятия от использования государственного имущества, находящегов его хозяйственном ведении, и со ссылкой на ст. 136 ГК РФ утверждают, чтоданные средства принадлежат предприятию, а под содержащейся в указанной статьефразой «иным законом» нельзя понимать Бюджетный кодекс РФ.
Однако нельзя согласиться с тем, что к порядкуперечисления платы от аренды имущества унитарных предприятий положениябюджетного законодательства неприменимы.
Гражданско-правовой характер отношений «арендатор — арендодатель» не вызывает сомнений. Вместе с тем необходимо учитывать, что вотношениях по поводу аренды федерального имущества участвуют не толькопредприятие и арендатор, но и собственник имущества унитарного предприятия. Приэтом отношения между государством и унитарным предприятием только отчастиурегулированы гражданским законодательством.
Государству как носителю суверенитета принадлежитправо законодательного регулирования имущественных отношений, причем не толькогражданско-правовыми, но и иными методами. Право определять порядокперечисления тех или иных поступлений от государственного имущества, в томчисле арендной платы, не находится в гражданско-правовой сфере, а вытекает изсуверенитета государства.
Распределение полученной арендной платы междусобственником-государством и созданным им юридическим лицом, порядок ееперечисления уже не являются предметом регулирования ГК РФ — не из-за того, чтоэтого не может быть в принципе, а в силу порядка, установленного законодателем.Не случайно в ст. 295 ГК РФ только устанавливается право собственника на частьприбыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, но неустановлен ни размер этой части, ни механизм ее уплаты, хотя, казалось бы,можно было установить договорный порядок. (В том случае, если указанный пробелв законе не восполнен уставом унитарного предприятия, основанного на правехозяйственного ведения, определение размера части прибыли и сроки ее уплатыгосударству или муниципальному образованию зависят от усмотрения руководителяпредприятия, а это неправильно) .
Таким образом, существуют две «привязки» порядканаправления поступлений от использования имущества, находящегося вхозяйственном ведении, установленного бюджетным законодательством, к ГК РФ,снимающие мнимое противоречие между ними:
•статья136 ГК РФ, допускающая специальный порядок определения принадлежности доходовот использования имущества;
• статья 295 ГК РФ, устанавливающая правособственника имущества унитарного предприятия на часть прибыли от использованияэтого имущества.
На основании ст. 136 ГК РФ законодатель установилособый режим направления поступлений (доходов), полученных в результатеиспользования имущества предприятий путем сдачи его в аренду. Этот порядок,установленный бюджетным законодательством, не предполагает поступления аренднойплаты в хозяйственное ведение предприятия. Поэтому в данном случае нельзяговорить об изъятии указанных средств из хозяйственного ведения. Онинаправляются непосредственно в бюджет и в этом качестве относятся к доходамбюджета в силу прямого указания закона.
Логику законодателя можно понять, учитывая, чтоунитарное предприятие обладает целевой правоспособностью и наделяетсяимуществом исключительно для осуществления предусмотренной уставомдеятельности. Договор аренды отличается от большинства других хозяйственныхдоговоров, заключаемых предприятием, тем, что имущество, которое сдаетсяпредприятием в аренду, временно не используется им для осуществления уставнойдеятельности, т.е. фактически изъято из имущественного комплекса предприятия.
Эту позицию разделяет и Высший арбитражный судРоссийской Федерации, который своим решением (Постановление Пленума Высшегоарбитражного суда № 8 от 25 февраля 1998 г.) указал на то, что сделки попредоставлению в долгосрочное пользование закрепленного за предприятиемимущества приводят к невозможности его использования по целевому назначению иявляются поэтому недействительными даже в том случае, когда совершаются ссогласия собственника.
Следовательно, во-первых, это имущество не служитматериальной базой для получения прибыли от уставной деятельности предприятия.Во-вторых, собственник справедливо не находит оснований для того, чтобысредства от аренды такого имущества поступали предприятию, которое имеет кэтому не используемому им имуществу чисто номинальное отношение.
Мненияо практической целесообразности такого регулирования могут быть различными, темне менее исполнение требований законодательных актов является обязательным длявсех юридических и физических лиц.
1.3 Устав предприятия и контракт с егоруководителем как инструменты управления деятельностью федерального ГУПа
государственное унитарное федеральноеэкономика
Унитарное предприятие является единственным видомкоммерческих организаций, имеющим не общую, а целевую (специальную, уставную)правоспособность. Следовательно, анализируя материалы отчетности предприятия,прежде всего необходимо обратить внимание на характер сделок, совершенных заотчетный период, чтобы выявить неправомерные действия, в первую очередь снедвижимым имуществом предприятия, и для того, чтобы оценить использованиесредств от подобных операций.
Полномочия предприятия по отношению к закрепленномуза ним государственному имуществу, его объем и порядок принятия решений пораспоряжению им фиксируются в уставе предприятия.
Вст. 52 ГК РФ указано, что устав предприятия утверждается его учредителем, иустанавливается минимум вопросов, которые должен отражать устав. В то же времяв соответствии со ст. 114 Конституции РФ функции по управлению федеральнымимуществом принадлежат правительству. Таким образом, Правительство РФиспользовало свое право, обязав Министерство экономического развития и торговлиРФ не только разработать и утвердить примерный устав федерального ГУПа, но ипредусмотреть в нем наличие следующих необходимых положений:
• направление федеральными унитарными предприятиямив федеральный бюджет после уплаты налогов и иных обязательных платежей частиприбыли от использования имущества, находящегося в его хозяйственном ведении;
• проведение ежегодных аудиторских проверокфедерального ГУПа.
Примерныйустав федерального государственного унитарного предприятия, основанного направе хозяйственного ведения был утвержден Министерством экономическогоразвития и торговли РФ 25 августа 2005 г. На основе этого устава с учетомотраслевых особенностей должны быть переутверждены уставы всех федеральныхГУПов, которые могут продолжать свою работу в этой организационно-правовойформе.
При этом в процессе переутверждения уставовнеизбежно будут проконтролированы виды уставной деятельности, объем перешедшихправ в случае реорганизации и правопреемства, перечень представительств,филиалов и дочерних предприятий, а также имущество, перешедшее к ним. На моментутверждения устава будут зафиксированы величина уставного капитала, стоимостьчистых активов предприятия, объем и характер закрепленного за предприятиемнедвижимого имущества, а также уточнены права предприятия на земельный участок,на котором оно расположено. Все это позволит отраслевому органу управления иоргану по управлению имуществом, да и самому предприятию актуализировать всюбазу данных о своей деятельности и начать как бы новый отсчет в истории своегоразвития.
Единственным органом управления ГУПа является егоруководитель. Именно он совершает либо определяет порядок совершения сделок, врезультате которых унитарное предприятие приобретает свои права и обязанности.Поскольку, как уже отмечалось, движимым имуществом предприятие распоряжаетсясамостоятельно, к его руководителю собственником имущества предъявляютсяповышенные требования. Так, Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г.№ 234 введены: порядок назначения руководителей федеральных ГУПов на конкурснойоснове; обязательное заключение с ними контрактов; проведение один раз в тригода аттестации. Именно через контракт представители собственника имущества влице отраслевого органа управления и органа по управлению имуществом могутпроконтролировать выполнение норм действующего законодательства,регламентирующих функционирование предприятия, очертить те или иные границы егосамостоятельности, заложить мотивацию его самоотдачи и меру его ответственностиза результаты деятельности предприятия[5].
В примерном контракте с руководителем унитарногопредприятия, утвержденном Министерством экономического развития и торговли РФ 2марта 2005г., предусматриваются дополнительные основания привлеченияруководителя к ответственности (не считая уголовной) в форме расторженияконтракта:
а) невыполнение по вине Руководителя утвержденных вустановленном порядке показателей экономической эффективности деятельностипредприятия;
б)необеспечение проведения в установленном порядке аудиторских проверокпредприятия;
в)невыполнение решений Правительства Российской Федерации, федеральных органовисполнительной власти;
г)совершение сделок с имуществом, находящимся в хозяйственном ведениипредприятия, с нарушением требований законодательства и определенной Уставомпредприятия специальной правоспособности предприятия;
д)наличие по вине Руководителя на предприятии более чем трехмесячнойзадолженности по заработной плате;
е)нарушение по вине Руководителя, установленной в порядке, предусмотренномзаконодательством Российской Федерации, требований по охране труда, повлекшеепринятие решения суда о ликвидации предприятия или прекращении деятельности егоструктурного подразделения;
ж)необеспечение использования имущества предприятия, в том числе недвижимого, поцелевому назначению в соответствии с видами деятельности предприятия,установленными Уставом предприятия, а также неиспользование по целевомуназначению выделенных предприятию бюджетных и внебюджетных средств в течение болеечем трех месяцев;
з)разглашение Руководителем сведений, составляющих служебную или коммерческуютайну, ставших ему известными в связи с исполнением своих должностныхобязанностей;
и)нарушение требований законодательства Российской Федерации, а также Уставапредприятия в части сообщения сведений о наличии заинтересованности всовершении сделок, в том числе по кругу аффилированных лиц;
к)нарушение установленного законодательством Российской Федерации настоящего трудовогодоговора запрета на занятие отдельными видами деятельности.
 При заключении контракта могут быть установлены идругие дополнительные условия его расторжения. Так, ст. 295 ГК РФпредусматривает, что ограничения на расторжение находящимся в ведении предприятиядвижимым имуществом могут быть установлены законом или иным нормативным актом.Следовательно, если собственник устанавливает особую процедуру отчужденияпредприятием ценных бумаг, например приобретенным им акций компаний, имеющихстратегический интерес для государства, может быть установлена иответственность руководителя за несоблюдение этих процедур.
Важный элемент государственного надзора заиспользованием переданного предприятию имущества — зафиксированная в контрактеобязанность руководителя предприятия соблюдать законодательство при совершениисделок с имуществом предприятия. Это относится не только к сделкам, совершаемымв процессе хозяйственной деятельности, но и к передаче имущества дочернимпредприятиям, и является гарантией против необоснованного вывода активов.
Одно из существенных положений контракта сруководителем предприятия — условие об оплате его труда[6].
Единственным правительственным актом, регулирующимусловия оплаты труда руководителя, является постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 21 марта 1994 г. № 210, утвердившее соответствующееПоложение.
Ключевым моментом данного Положения следует считатьнорму о том, что должностной оклад руководителя устанавливается в зависимостиот величины ставки по основной профессии и повышается одновременно сувеличением этой ставки путем внесения изменений (дополнений) в трудовойдоговор (контракт). К сожалению, несоблюдение этого условия со стороныотраслевых органов во многом способствовало многочисленным фактам социальнойнапряженности, вызванным не только невыплатой заработной платы работникампредприятий, но и произвольным определением величины должностного окладаруководителями предприятий.
Второй составляющей в оплате труда руководителяпредприятия является вознаграждение по результатам финансово-хозяйственнойдеятельности, которое выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжениипредприятия за вычетом средств, направленных на потребление. Во многих случаяхэто условие также не соблюдается. В настоящее время с учетом введенияпоказателей экономической эффективности, установления обязанности отраслевогооргана управления проводить ежегодный аудит и анализ финансово-хозяйственнойдеятельности подведомственных предприятий ситуация должна измениться.Материальный стимул, каковым для руководителя предприятия являетсявознаграждение по итогам года, должен стать действенным рычагом управления егодеятельностью.
Присогласовании контрактов федеральный орган исполнительной власти обращает особоевнимание не только на прилагаемые к ним расчеты величины должностного оклада ивознаграждения руководителя, но и на соответствующие формы отчетностипредприятия, содержащие сведения о численности работающих, величине ставкиосновной профессии, о прибылях и убытках, о чистой прибыли и фонде потребления,т.е. сведения, позволяющие объективно оценить обоснованность вознагражденияруководителя.
Бывает, что отраслевые органы управленияпредставляют расчеты, основанные на ведомственных актах. Такие документы вполнемогут быть основанием для определения величины вознаграждения руководителяпредприятия, но только в том случае, если они согласованы с Минтрудом России,как предусмотрено в п. 6 Положения.
К сожалению, в рассматриваемом пакетеправительственных документов, цель которых — создание системы регулированиядеятельности предприятия, не нашли отражения вопросы, связанные с процедуройпередачи полномочий при смене руководителя предприятия. Между тем это оченьважно, поскольку именно на этапе смены руководителя могут быть вскрыты крупныезлоупотребления и факты бесхозяйственности. Учитывая актуальность проблемы, вэтих случаях целесообразно руководствоваться фактически действующимпостановлением СНК (Совнаркома) СССР от 2 марта 1938 г. № 248 «О порядкеприема-сдачи дел при смене руководителей учреждений, предприятий, хозяйственныхорганизаций и строительств».
Данный документ предусматривает обязательное участиев этой процедуре представителя органа отраслевого управления, который должендать заключение, прилагаемое к приемо-сдаточному акту и содержащее общуюхарактеристику состояния предприятия, оценку работы прежнего руководителя исвои предложения о необходимых мероприятиях. Акт и заключение должны быть вмесячный срок рассмотрены руководителем соответствующего органа исполнительнойвласти (уполномоченным лицом), и при необходимости служить основой длямероприятий по ликвидации недостатков в работе предприятия, отмеченных в этихдокументах. Безусловно, названный документ требует актуализации, что,по-видимому, будет учтено в законе о государственном и муниципальном унитарномпредприятии. Пока же его применение и в существующей редакции представляетсянеобходимым.
Подытоживаяизложенное, можно сделать вывод о том, что по мере разработки правовой,нормативной и методической основы управления ГУПами многие вопиющие пробелы изаконодательства, и практики управления постепенно устраняются. Многиенормативные акты, предусмотренные Концепцией управления государственнымимуществом, уже приняты. Правда, с правовой точки зрения не все они безупречны.Да и вообще подзаконными актами вряд ли можно решить весь комплекс проблем.Необходимо принятие федерального закона о государственных унитарныхпредприятиях. Проект такого закона достаточно давно разработан, но так изастрял в недрах законодательных органов. Основная задача закона — достижениебаланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вусловиях сохранения отраслевого принципа управления руководство унитарнымипредприятиями осуществляют федеральные органы исполнительной власти, на которыевозложены функции по организации, координации и регулированию деятельности всоответствующей отрасли (сфере управления). В целях организации контроля заэффективностью деятельности ГУПов правительством утвержден Порядок отчетностируководителей федеральных государственных унитарных предприятий, которыйобязывает руководителей предприятий ежеквартально представлять отчет о работепредприятия по установленной форме в федеральный орган исполнительной власти,уполномоченный утверждать программу деятельности предприятия.
Значительная ответственность министерств задеятельностью ГУПов связана с тем, что именно они утверждают показателиэкономической эффективности. Для создания единой информационной основы, котораядолжна содержать сведения о деятельности и финансово-экономическом состояниипредприятий, а также для реализации мер, направленных на повышениеэффективности функционирования федеральных ГУПов, правительством введен реестрэтих показателей (он используется для оценки эффективности не только ГУПов, нои тех ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности).
Реестрпоказателей ведет Федеральное агентство по управлению государственнымимуществом на основе отраслевых баз данных федеральных органов исполнительнойвласти, на которые возложены координация и регулирование деятельности всоответствующих отраслях (сферах управления), баз данных территориальныхорганов Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и органовпо управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации,наделенных правами территориальных органов Федерального агентства по управлениюфедеральным имуществом. В целом реестр ведет Федеральное агентство поуправлению государственным имуществом России, на которое, помимо этого,возложены обязанности по методическому и программному обеспечению работ,связанных с ведением этого реестра, организация защиты информации и контроль заведением отраслевых и территориальных баз данных.
Унитарное предприятие является единственным видомкоммерческих организаций, имеющим не общую, а целевую (специальную, уставную)правоспособность. Следовательно, анализируя материалы отчетности предприятия,прежде всего необходимо обратить внимание на характер сделок, совершенных заотчетный период, чтобы выявить неправомерные действия, в первую очередь снедвижимым имуществом предприятия, и для того, чтобы оценить использование средствот подобных операций.
Полномочия предприятия по отношению к закрепленномуза ним государственному имуществу, его объем и порядок принятия решений пораспоряжению им фиксируются в уставе предприятия.
Единственныморганом управления ГУПа является его руководитель. Именно он совершает либоопределяет порядок совершения сделок, в результате которых унитарноепредприятие приобретает свои права и обязанности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. БандуринВ. В. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики /В.В. Бандурин, В.Ю. Кузнецов. — М.: Наука и экономика, 1999. — 151 с.
2. БасанговД.А. Комментарий к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «Огосударственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Д.А. Басангов,С.А. Шайдуров. — М.: Издательство «Деловой двор», 2009. – 412 с.
3. ЛаскинаН.В. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ «Огосударственных и муниципальных унитарных предприятиях»// Н.В. Ласкина. — Система ГАРАНТ, 2009.
4. ЛаховА.Б. Государственное унитарное предприятие: какова ответственность руководителя// Человек и труд. – 2010. — № 6. – С.79-81.
5. ЛаховА.Б. Роль руководителя государственного унитарного предприятия в управлении егодеятельностью // Гражданин и право. – 2009. — № 7. – С.4-10.
6. ЛьвовД.С. Управление социально экономическим развитием России / Д.С. Львов, А.Ш. Поршнев.- М.: Экономика, 2002. – 421 с.
7. НевзороваЕ.Н. Государственное регулирование отношений собственности / Невзорова Е.Н. –Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. – 289 с.
8. ПоловинкинП.Д. Основы управлений государственной собственностью в России / П.Д.Половинкин, А.В. Савченко. — М.: Экономика, 2000. – 376 с.
9. ТалапинаЭ.В. Управление государственной собственностью / Э.В. Талапина. — СПб.:Юридический центр Пресс, — 2002. – 376 с.
10. ФетисовА.Н. Актуальные проблемы ведения бухгалтерского и управленческого учета нафедеральных государственных унитарных предприятиях // Финансовая газета. –2008. — № 6. – С.16-19.
11. ЧерковецВ.Н. Государственная собственность в экономике России и других стран / ЧерковцаВ.Н. — М.: ТЕИС, — 2002. – 263 с.
12. ШубинаТ.В. Аудит государственных унитарных предприятий // Аудиторские ведомости. –2008. — №6. – С. 5-9.