Курсоваяработа
Индивидуальныеособенности детей, их учет и педагогическая коррекция
Содержание
Введение
Глава 1. Индивидуальные особенностидетей
Глава 2. Психодиагностика как учетиндивидуальных особенностей детей
2.1 Современное понятиепсиходиагностики
2.2 Школьная психодиагностика
Глава 3. Педагогическая коррекцияиндивидуальных особенностей детей
3.1 Сущность и принципыпедагогической коррекции
3.2 Содержание и методы коррекционнойработы с детьми и подростками
3.3 Специфика и особенности процессапедагогической коррекции
3.4 Основные формы коррекционнойработы с детьми и подростками
Заключение
Использованная литература
Введение
Современноесостояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризацииобучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлениисубъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект дляпедагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системойценностей, индивидуальными особенностями и т.д.
Такимобразом, общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только каквзаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга. Младший школьный возрастявляется наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая развитостьэтого возрастного периода определяет большие потенциальные возможностиразностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возрастаобусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многомопределяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возрастаребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Такимобразом, актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влиянияпедагога на развитие личности и межличностных отношений младших школьников, еемалой разработанностью; а также значимостью и неразработанностью проблем учетаиндивидуальных особенностей детей и их педагогической коррекции.
ЦЕЛЬ: Выявить развитие индивидуальныхособенностей детей, их учет и зависимость от педагогической коррекции.
ЗАДАЧИ: 1)Изучить основные индивидуальныеособенности детей младшего и старшего школьного возрастов;
2)изучитьособенности учета индивидуальных особенностей детей;
3)изучитьразличные виды педагогической коррекции.
Глава 1. Индивидуальныеособенности детей
Анатомо-физиологическиеособенности возраста
а)Рости вес. В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1.52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к9-ти годам и немного обгоняя к 10-ти. Вес в этом возрасте увеличивается всреднем на 2-2.7кг в год. За период от 6 до 12 лет вес тела удваивается,увеличивается примерно от 18 до 36 кг.
б)Мозги нервная система. В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга — от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжаетсясовершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервнымиклетками, усиливается специализация полушарийголовного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становитсяболее совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменениянервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развитияребенка.
в)Кости.Рост костей особенно заметен. Это касается, в первую очередь, лицевых, а такжедлинных костей рук и ног.Однако, в костнойсистеме детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды ибелковоподобных веществ, чем в костях взрослых. Детские кости требуют лучшегокровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединений больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в тоже время более чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый.
г)Мышцыи жировая ткань.
Доизменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обычно неменяется. Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы исилы мышц. Несмотря на то, что мышцы в среднем детском возрасте становятсяболее сильными и прочными, все же у ребенкаони функционируют не так, как у взрослого. Неловкость, некоординированностьдвижений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерныдля детей с незрелой, недостаточно развитой мышечнойтканью. По мере того, как мышцы наливаются силой, детииспытывают все большую потребность в движении, физической активности.
Особенностиучебной деятельности
Учебнаядеятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее,как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая).
Учебнаядеятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося.Ребенок учится не только знаниям, но итому, как усвоение этих знаний. Учебнаядеятельность, как и всякая деятельность, имеет свой предмет — это человек. В случае обсуждения учебнаядеятельность младшего школьника — ребенок. Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на само изменение – он овладеваетнеобходимыми, присущими окружающей его культуреспособами служебных и умственных действий. Самое существенное в учебнойдеятельности — это рефлексия на самого себя, отслеживаниеновых достижений и происшедших изменений.
Сприходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне,психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видамидеятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование,конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться.
Еслис приходом в школу сразу поставить ребенка в условия собственно учебнойдеятельности, это может привести либо к тому, что он и в самом деле быстровключится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению ужесформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебнымизадачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относится к школе и к ученью, а возможно, “уйдет в болезни”. На практике оба эти вариантаявляются типичными: число детей, готовых к ученью, и число детей, для которых обучение в заданных условияхоказывается непосильным, достаточно велико.
Вусловиях учебной деятельности ребенка следует подводить к пониманию того, чтоэто совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие,серьезные требования, чтобы он научился реально изменять самого себя, а несимволически, ”понарошку”.
Развитиепознавательных процессов
а)Развитиемышления
Особенностьздоровой психики ребенка — познавательная активность. Любознательность ребенкапостоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картиныэтого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установитьпричинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться,какие предметы тонут, а какие будут плавать. Чем активнее в умственномотношении ребенок, тем больше он задает вопросов и темразнообразнее эти вопросы. Ребенок может интересоваться всем на свете: какойглубины океан? Как там дышат животные? Сколько тысяч километров земной шар?
Ребенокстремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное“зачем?” “как?” “почему?”. Он вынужден оперировать знаниями, представлятьситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Привозникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь ипробуя, но он же может решать задачи в уме. Он представляет себе реальнуюситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, вкотором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами,называется наглядно-образным. Образное мышление — основной вид мышления вмладшем школьном возрасте.
Конечно,младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот вопроссенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность. Мышление ребенка в началеобучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией,обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решенияопределенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личномопыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес идругие.
Отсутствиесистематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что вмышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенку, например, труднооценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и т.д. как равное (тоже самое), когда на его глазах происходит изменение их конфигурации всоответствии с формой сосуда, куда они помещены. Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый моментизменения предметов. Однако в начальных классах ребенок уже может мысленносопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формироватьдля себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.
б)Развитиевнимания
Познавательнаяактивность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организуетего внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес.Если 6-7-ми-летний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь,может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и напродуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимыхдля него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания — следствиеинтереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться ичувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в тойдеятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.
Взрослыйможет организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Емунапоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этомспособы действия (“Дети,откроем альбомы. Возьмемкрасный карандаш и в верхнем левом углу — вот здесь — нарисуем кружок…” ит.д.). Младший школьник в известной степени может и сам планировать своюдеятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какойпоследовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование,безусловно, организует внимание ребенка.
Ивсе-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать своеповедение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться наоднообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельностиинтересной, но требующей умственного напряжения.Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания являетсяодним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частойсмены форм деятельности. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способныудерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальныхусилий воли и организации высокой мотивации.
в) Развитиевоображения
Вмладшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создаватьразнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметовдругими, воображение переходит в другие виды деятельности. В условиях учебнойдеятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которыепобеждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на урокахпредлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некиепреобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждаютразвитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями — иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки,графические образы и другое. Сочиняя всевозможные истории, рифмуя “стихи”,придумывая сказки, изображая различных персонажей, дети могут заимствоватьизвестные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой вовсе незамечая этого. Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты,создает новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев.Ребенок, если у него достаточно развиты речь и воображение, если он получаетудовольствие от рефлексии на значения и смысл слов, словесных комплексов иобразы воображения может придумать и рассказать занимательный сюжет, можетимпровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее другихлюдей. В воображении ребенок создает опасные, страшные ситуации. Главное — преодоление, обретение друга, выход к свету, например, радость. Переживаниенегативного напряжения в процессе создания и развертывания воображаемыхситуаций, управление сюжетом, прерывание образов и возвращение к ним тренируютвоображение ребенка как произвольную творческую деятельность. Кроме того,воображение может выступать как деятельность, которая приносит терапевтическийэффект. Ребенок, испытывал трудности в реальной жизни, воспринимая свою личнуюситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир. Так, когда нет отца иэто приносит невыразимую боль, в воображении можно приобрести самогозамечательного, самого необыкновенного, великодушного, сильного, мужественногоотца. Воображение, каким бы фантастическим оно ни было в своей сюжетной линии,опирается на нормативы реального социального пространства. Пережив в своемвоображении добрые или агрессивные побуждения, ребенок тем самым можетподготовить для себя мотивацию будущих поступков. Воображение в жизни ребенкаиграет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чащедопускает нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения — важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти запределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылкаразвития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства,последнее принуждает работать воображение непосредственно на резерв личностныхкачеств.
Влияниеучения на развитие личности
Наумственное развитие оказывает принципиальное влияние деятельность учения. Приэтом определяющее значение имеет усвоение и развитие речи в системе обучения. Кпрограммному развитию речи относятся следующие виды обучения и развитияребенка: во-первых, усвоение литературногоязыка, подчиненного норме, во-вторых,овладение чтением и письмом. И чтение, и письмо — речевые навыки, опирающиесяна систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики,орфографии.
В-третьих,соответствие речи учащихся определенному уровню требований, ниже которого недолжен находиться ребенок, так как он занимает положение ученика. Ребенок вмладшем школьном возрасте шаг за шагом овладевает умением полно и адекватновоспринимать речь взрослых, читать, слушать радио. Без особых усилий оннаучается входить в речевые ситуации и ориентироваться в ее контексте:улавливать, о чем идет речь, следить за развертыванием контекста речи, задаватьадекватные вопросы и строить диалог. Он начинает сам с интересом расширять свойлексический запас, активизировать употребление слов и словосочетаний, усваиватьтипичные грамматические формы и конструкции. Все это — желательные и возможныедостижения в речевом и умственном развитии ребенка. На базе овладения языкомпоявляются новые социальные отношения, которые не только обогащают и изменяютмышление ребенка, но и формируют его личность.
Развитиеэмоциональной сферы в младшем школьном возрасте
Смомента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие в большейстепени, чем раньше, зависит от посторонних людей и от того опыта, который онприобретает вне дома. Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира,рамки которого теперь для него значительно расширяются. Большей частью страхисвязаны с событиями в школе, семье и группе сверстников. Необъяснимые ивымышленные страхи прежних лет постепенно уступают место более осознаннымзаботам, каких немало в повседневной жизни. Предметом страхов могут быть ипредстоящие уроки, и уколы, и какие-то природные явления, и отношения междусверстниками. Время от времени у детей в этом возрасте появляется типичное длямногих школьников нежелание идти в школу, а то и страх перед нею. Когдапроисходит такое, у ребенка нетрудно обнаружить широкораспространенные внешние симптомы: головные боли, колики в желудке, рвота иголовокружение. Все это не симуляция, поэтому отнестись к появившимся симптомамследует вполне серьезно. Обычно такие дети учатся нормально, а их страхи вбольшей мере обусловлены опасениями за родителей (чаще всего — за мать),боязнью оставить их наедине с горем, бедой и т.д., но вовсе не вероятностьюполучить плохую оценку. Родители, выражая при ребенке свои тревоги, сомнения иколебания, чаще всего сами порождают у детей страх за них и опосредованно — страх перед школой. Противоречивые и неуверенные в себе родители могут создатьу ребенка впечатление, что они боятся расставания инуждаются в его постоянном присутствии. Их подсознательное стремление вечноцепляться за ребенка отбивает у него желание проявлять независимость инастойчивость. Ребенка, у которого появился страх перед занятиями, важно какможно быстрее вернуть в школу. Иногда излишнее внимание к жалобам на физическоенедомогание может вызвать усиление указанных симптомов. Возможно порою лучше“не заметить” плохое настроение ребенка и проигнорировать его жалобы.Дружески-настойчивая заинтересованность в посещении школы в любом случае предпочтительнее, чем жалость или стенания.
Чрезмернаяактивность школьников
Чрезмернаяактивность-это еще не психическое расстройство. Однако иногда онасопровождается серьезными задержками эмоционального, умственногоинтеллектуального развития. Нередко такое поведение чревато стрессами и можетпривести к перевозбуждению. Чрезмерная активность наблюдается у 5-8% мальчикови около 1% девочек — учащихся начальных классов. У детей с чересчур повышеннойактивностью нередко возникают трудности при выполнении школьных заданий, таккак им нелегко концентрировать внимание и сидеть спокойно. Эти дети, какправило, становятся предметом особой заботы родителей и учителей. Полностьюпричины повышенной активности школьников пока не выяснены, но по поводу многихслучаев высказываются вполне определенные суждения. В частности, достаточно устойчиво мнение экспертов относительно такихпричин, как повреждение Центральной НервнойСистемы(из-за травм и и.д.), генетические влияния. Некоторые исследователи вкачестве причины называют пищу, темперамент детей, поощрение или подкреплениенеприемлемого поведения. Сегодня используются разнообразные методики ипрофилактики лечения подобных недугов. Некоторые медикаменты оказываютуспокаивающее действие на гиперактивных детей. Также распространенным способомявляется диета, исключающая сахар, искусственные приправы и пищевые добавки. Неплохие результатыдает постоянный и тактичный контроль за поведением ребенка со стороны родителейи учителей, а также чисто внешние моменты, как, например, успокаивающее мягкое голубоеосвещение в общественных местах.
Эти иподобные им методы способствуют некоторому снижению уровня активности, позволяя детям улучшить успеваемость в школе и поведение вклассе, дома и на улице. Разумеется, единого способа лечения не существует.Возможно, наилучшим здесь является системныйподход, когда специалисты используютнесколько способов лечения одновременно.
Юмори эмоциональное развитие
Полагают,что шутка — инструмент разрядки в состоянии тревоги или в случаях других жизненныхнеурядиц. Считается, что дети, прибегая к юмору, дают выход своемуразочарованию, ослабляют отрицательные эмоции и избавляются от страха.Посредством юмора они преобразуют болезненное в приятное; превращаютнеосуществимые желания обладающих властью взрослых (которым они постояннозавидуют) в нечто нелепое и смешное; обнажая собственные претензии, облегчаютнеудачи и пародируют свое противостояние всяческим огорчениям. Замечено, чтодети, которые всегда разыгрывают из себя клоунов, берут на себя слишком большуюответственность, поскольку другие, восхищаясь их “умным” юмором, ждут и не погодам взрослого поведения. Они используют юмор как средство для того, чтобысправиться с этим грузом.
Особенностимежличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми
Впервые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все ещеиспытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения сродителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказываютважнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешнейсоциальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на нихоказывают другие взрослые. Очень важной для ребенка младшего школьного возрастаявляется педагог (его роль). Различные формы обращения взрослых с ребенком ихарактер тех оценок, которые они ему дают, своим результатом имеют развитие унего тех или других самооценок. В одних случаях у него развивается убеждение,что он очень умен, в других — что он некрасив, глуп и т.п. Эти развивающиеся удетей под прямым действием взрослых самооценки сказываются на складывании у нихкритериев оценки других людей.
Дружбашкольников
Отношениямежду школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет детистроят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-тилет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. Умладших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьмиодного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все болееначинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, емунеобходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. Именно группасверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который онпропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а накакие ориентироваться в дальнейшем. В школьные годы группы сверстниковформируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статусасемей, к которым принадлежат дети.
Глава 2. Психодиагностикакак учет индивидуальных особенностей детей
2.1 Современное понятиепсиходиагностики
Психодиагностика являетсяуниверсальным научным инструментом, используемым во всех прикладных областяхпсихологии и непосредственно на практике.
Психодиагностика имеетдвустороннюю связь с прикладными проблемами, что является ее отличительнойчертой. Характеризуя цель психодиагностики, некоторые исследователи определяютее как фиксацию и описание в упорядоченном виде психологических различий междулюдьми и группами, объединенными по каким-нибудь признакам. Они видят еепредмет в методах классификации и ранжирования людей по психологическим ипсихофизиологическим признакам. Другие в большей мере склонны видеть впсихологической диагностике науку о методах и средствах обеспечения практикиработы с людьми оперативной информацией. В последние годы все большее признаниеи распространение получает определение предмета психодиагностики как постановкипсихологического диагноза. Термин “диагноз” понимается как распознавание любогоотклонения от нормального функционирования или развития и как определениесостояния конкретного объекта. В психологии диагностируется не болезнь, апсихологическая индивидуальность или ее отдельные характеристики. Основнымприемом психодиагностики является психологическое тестирование. Психологическийдиагноз — заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основаниикомплексного анализа отдельных показателей и характеристик. Психодиагностическоеисследование отличается от экспериментального тем, что задача первого — получение знаний о конкретном носителе психического, тогда как задача второго — проверка теоретической гипотезы во взаимосвязи наблюдаемых явлений ипеременных. В качестве критериев установления психологического диагноза выступаютследующие положения:
1. Психологическийдиагноз должен раскрывать специфические особенности явления, присущие данномучеловеку, упорядоченные в соответствии с их удельным весом в психоматическомсостоянии обследуемого.
2. Всякий диагноз недолжен ограничиваться констатацией наличного, но и включатьпричинно-следственные отношения возникновения симптомов и прогноз.
3. Психологическийдиагноз должен обладать прогностичностью. Причем для психодиагностики принциппрогностичности является одним из ведущих.
4. Психологическийдиагноз должен быть представлен с помощью объясняющих понятий, опирающихся наописательный материал, характеризующий поведение человека в условияхисследования.
5. Психологическийдиагноз устанавливается путем экспериментального исследования данных опсихической деятельности и личностной сфере испытуемого, анализа о нем,представляющих объективный анализ об его физическом и психическом развитии.
2.2 Школьнаяпсиходиагностика
Предметом школьнойпсиходиагностики как теоретической дисциплины выступает разработка принциповметодов и процедур постановки психологического диагноза, а ее предметом какэкспериментально-практической деятельности является психологический диагноз. Вшкольной психодиагностике диагноз употребляется в двух значениях: в широкомсмысле под психологическим диагнозом понимается углубленный и всестороннийанализ личности, направленный на выявление присущих ейкачественно-количественных особенностей, связанный с раскрытием определенныхпричинно-следственных связей и, в конечном итоге, направленный на решениепрактических задач преодоления обнаруженных недостатков, повышения уровняучебной или профессиональной деятельности, обеспечения гармонического развитиявсех психических свойств данного человека.
В узком смысле подпсихологическим диагнозом подразумевается выявление конкретных причиннедостатков или отклонений в учебной либо профессиональной деятельностиотдельных лиц или групп с целью устранения этих причин путем соответствующихкоррекционных воздействий психолого-педагогического характера.
Возрастная норма развития- есть средний уровень развития изучаемого свойства у большой группы психическии физически здоровых детей, отобранных на случайной основе.
Недостатки — этоотсутствие положительных качеств, свойств, умений и навыков, которые должениметь ребенок определенного возраста.
Отклонения — появлениевместо положительных полярных отрицательных качеств, свойств, привычек.Дисгармонии развития — процесс и результат развития, характеризующийсянесбалансированностью психических процессов, свойств, качеств и состояний,обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и нарушающих еесоциализацию и индивидуализацию.
Нарушения (аномалии)развития (дизонтогенез) — ограничение, сужение границ психологическихвозможностей ребенка в силу функциональной недостаточности грубого дефекта илираспада психологических функций.
Деформация развития — такие отклонения, нарушения развития, которые вытекают из подавленностисамореализации личности и приводят к извращению самой сути развития.
Глава 3. Педагогическаякоррекция индивидуальных особенностей детей
3.1 Сущность и принципыпедагогической коррекции
Педагогическая коррекция– важное и ответственное направление практической деятельности психологов ипедагогов. Оно предполагает обоснованное воздействие на дискретныехарактеристики внутреннего мира ребенка с целью их изменения. Следуетдифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Перваяосуществляется психологом, а вторая – патопсихологом, дефектологом, психоневрологом,психиатром. Коррекционная работа в учреждении образования характеризуется каксовокупность психолого-педагогических воздействий, направленных либо наисправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка.
В зарубежной психологииметодологические подходы к проблеме психокоррекции можно разделить на двебольшие группы:
Ø Психодинамический
Ø Поведенческий.
В рамкахпсиходинамического подхода выделяются:
Ø игротерапия,
Ø арттерапия,
Ø детский психоанализ.
Поведенческий подход связанс формированием у ребенка оптимальных моделей адаптивного поведения иповеденческих навыков путем научения (жетонная программа), развитияисполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения черезизменение образа мыслей (когнитивная терапия), развитие саморегуляции(скилл-терапия).
Психологическиммеханизмом коррекции является интериоризация, то есть превращение внешнейдеятельности (копирование образцов, выполнение инструкций, указаний и т.п.), ее«вращивание» во внутренюю.
Коррекционная работадолжна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, органическивписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В практике работыиспользуются различные модели объяснения причин трудностей развития ребенка.
Биологическая модель –связывает происхождение отклонений в развитии со снижением темпа органическогосозревания.
Медицинская модель –выносит проблемы, трудности и отклонения в область аномального развития.
Педагогическая модельвидит причины трудностей в социальной и педагогической запущенности детей.
Социально-психологическая(интеракционистская) модель объясняет возникновение проблем развитиядефицитарностью среды, социальной и сенсорной способностей ребенка.
Психологическая(деятельностная) модель ориентирует на поиск причин отклонений и трудностейразвития на несформированность ведущей и других, типичных для конкретноговозраста, типов деятельности.
3.2 Содержание и методыкоррекционной работы с детьми и подростками
Объект педагогическойкоррекции — это отдельные сферы личности детей, подвергающиеся изменению, апредмет коррекции — та психическая реальность, на которую направлено коррекционноевоздействие.
Ø Содержание коррекционной работы сдетьми чаще всего связано со следующей группой трудностей:
Ø Несоответствие уровня психического(умственного развития ребенка в возрастной норме как общей, так и парциальнойформе).
Ø Неготовность к школьному обучению.Неуспеваемость. Низкая познавательная и учебная мотивации.
Ø Негативные тенденции личностногоразвития. Коммуникативные проблемы.
Ø Неорганизованность поведения, низкийуровень произвольной регуляции.
Ø Эмоциональные нарушения поведения.
Ø Дезадаптация в детском саду, школе,семье.
Способы коррекции
Коррекция умственногоразвития:
Ø развитие восприятия, сенсорныхспособностей;
Ø развитие наглядно-образного(наглядно-действенного) мышления;
Ø развитие начальных функцийпроизвольного внимания и памяти;
Ø развитие речи (в рамкахлогопедической помощи);
Ø развитие познавательной мотивации
Коррекция готовности ребенкак обучению:
Ø коррекция внутренней позиции ребенка;
Ø формирование общей успеваемости(положительная мотивация познавательные процессы, самоконтроль, самооценка);
Ø коррекция мелкой моторики ипространственной ориентации (письмо);
Ø речевая коррекция (чтение);
Ø коррекция исходных представлений околичестве, величине и т.п. (математика).
Коррекция личностногоразвития:
1. Коммуникативныепроблемы (трудности общения) в семье: с родителями, родственниками; вне семьи:со сверстниками, воспитателями, учителями.
В первом случае:
Ø разъяснительнаякоррекционная работа с родителями и педагогами, исправленная на изменениевоспитательных установок и стереотипов воспитания:
Ø родительскийтренинг (повышение родительской компетентности);
Ø тренингпедагогического общения (повышение педагогической компетентности);
Ø коррекционныеигры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия ипартнерства);
Ø организация игрребенка с родителями (проба на совместную деятельность).
Во втором случае:
Ø коллективные игры (справедливоераспределение ролей и регуляция отношений);
Ø игровая коррекция поведения(отреагирование и выход агрессивного заряда);
Ø статусная психотерапия (возрастныеперемещения детей с неадекватной самооценкой);
Ø социальная терапия (измененияотношения группы и ребенку благодаря устойчивой высокой оценке значимоговзрослого).
2. Проблемы самооценки,тревожности, повышенной эмоциональной напряженности, пассивности, конформизм:
Ø психогимнастика;
Ø холдинг-терапия;
Ø арттерапия;
Ø психодрама и другие формы.
3.3 Специфика иособенности процесса педагогической коррекции
Выделяют следующиеспецифические черты коррекционного процесса:
Ø коррекция ориентирована на клиническиздоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности,проблемы, жалобы;
Ø коррекция ориентируется на здоровыестороны личности;
Ø в коррекции чаще ориентируются нанастоящее и будущее клиентов;
Ø коррекция больше ориентирована наоказание среднесрочной помощи;
Ø в коррекции важен ненавязчивыйценностный вклад психолога;
Ø коррекционные изменения направлены наизменение поведения и развитие личности клиента.
На эффективностькоррекционного процесса влияет множество факторов:
Ø ожидания клиента,
Ø важность для него решаемых задач,
Ø готовность клиента к сотрудничеству,
Ø профессиональный и личностный опытапсихолога
Ø продолжительность и интенсивностьпроцесса и многие другие.
Прежде всего,эффективность коррекционного процесса зависит от профессиональной готовностипсихолога к коррекционному воздействию.
Эта готовность включаеттри компонента: теоретический, практический и личностный. Теоретическийкомпонент предполагает знание теоретических основ коррекционной работы, ееспособов и методов.
Практический компонент –это владение конкретными методами, и методика коррекционной работы.
Личностный компонент –психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах,которые он предполагает корректировать у клиента.
Коррекционный процессосуществляется на основе программы, решающей задачи разного уровня:
Ø коррекционного – исправлениеотклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
Ø профилактического — предупреждениеотклонений и трудностей в развитии;
Ø развивающего – оптимизация,стимулирование и обогащение содержания развития.
Алгоритм составлениякоррекционной программы:
Ø Четкая формулировка целикоррекционной работы;
Ø Определение круга решаемых задач;
Ø Определение методологии и содержанияпрограммы;
Ø Выбор стратегии и тактики проведениякоррекционной работы;
Ø Определение формы работы (групповая,индивидуальная или смешанная);
Ø Отбор методик и техник для работы склиентом;
Ø Определение общего времени и графикавстреч;
Ø Подготовка оборудования.
Ø Определение критериев эффективностикоррекционных мероприятий.
3.4 Основные формыкоррекционной работы с детьми и подростками
На рубеже XIX-XX вековпсихология начинает осознавать развивающие, гармонизирующие и целительныевозможности игр. Они признаются средством освоения ребенком социальных ролей ираскрытия внутреннего мира ребенка. Аналитическому исследованию игровойдеятельности посвящено ряд работ Ж. Пиаже и Э. Эриксона, результатом которыхстало описание основные признаков игровой деятельности:
Ø игра приятна, т.е. положительновоспринимается участниками;
Ø игра протекает спонтанно ипредполагает наличие внутренней мотивации участников;
Ø игра требует высокой гибкостипсихических процессов и ролевой пластичности;
Ø игра являетсяестественным следствием физического и интеллектуального развития ребенка;
Ø пережитыеребенком психические травмы и имеющиеся у него интрапсихические конфликтыпроявляются в игре и могут приводить к нарушению ее нормального хода.
В терапевтическомпроцессе игра выполняет диагностическую, терапевтическую и обучающую функцииДиагностическая функция заключается в выяснении психопатологии, особенностейхарактера и взаимоотношений ребенка с окружающими.
Терапевтическая функциясостоит в предоставлении ребенку возможности эмоционального и моторногосамовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий.
Обучающая функция игрызаключается в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненногокругозора, реадаптации и социализации.
Выделяют две формыигротерапии, отличающиеся по функциям и роли терапевта в игре:
Ø направленную;
Ø ненаправленную.
Основные функциитерапевта в направленной игротерапии включают:
1) организациюэмпатического общения, в котором терапевт создает атмосферу принятия ребенка,эмоционального сопереживания ему и коммуникации этого отношения ребенку;
2) обеспечивание переживанияребенком чувства собственного достоинства и самоуважения;
3) установлениеограничений в игре.
Цель игротерапииопределяется как воздействие на базовые изменения в интрапсихическом равновесииребенка для установления баланса в структуре его личности.
В качестве основныхмеханизмов терапии в игре выделяются следующие пять процессов:
1) аналитическая(терапевтическая) связь;
2) катарсис,осуществляемый через игру, вербализацию чувств и переживаний ребенка;
3) инсайт как болееглубокое понимание себя и своих отношений со значимыми людьми в реальной жизни;
4) тестированиереальности для установления эффективности границ новых способов взаимоотношенийсо сверстниками и взрослыми, приобретаемых в процессе игротерапии;
5) сублимации подавленныхбессознательных импульсов и тенденций, согласованная с социальными нормами иморалью, с ожиданиями общества.
Арттерапия
Эта форма работы возниклав 30-е годы нашего века на основе психоанализа. Основная цель арттерапиисостоит:
Ø в развитии самовыражения исамопознания ребенка через искусство;
Ø в развитии способностей кконструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира.
Формы игротерапии:индивидуальная и групповая. Ее важнейшим принципом является безусловноепринятие и одобрение всех продуктов творческой деятельности ребенка независимоот их содержания, формы и качества.
Главная функция терапевтав процессе арттерапии состоит в облегчении сублимации: интерпретациибессознательных значений, реализации эмоционального состояния в продуктеизобразительной деятельности.
В зависимости отдоминирования тех или иных динамических процессов на занятиях арттерапиейребенок может демонстрировать один их пяти способов использованияхудожественных материалов:
Ø изучениефизических свойств материалов;
Ø деструктивноеповедение с потерей контроля над своими действиями;
Ø стереотипизацию иповторение действий как проявление психологической защиты;
Ø передачусимволических значений в виде пиктограммы, остающейся непонятной для окружающихбез специальных разъяснений;
Ø созданиепроизведений искусства, успешно реализующих функцию самовыражения икоммуникации аффекта.
Поведенческая терапия
Поведенческая терапия какмодификация поведения впервые возникает как оппозиция фрейдовскому психоанализуи окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е годы прошлоговека.
Цели коррекции вповеденческой терапии формулируются либо как научение новым адаптивным формамповедения, либо как угасание, торможение имеющихся у субъекта его дезадаптивныхформ.
Заключение
В курсовой работе на тему«Индивидуальные особенности детей, их учет и педагогическая коррекция» былирассмотрены основные индивидуальные качества детей младшего и старшегошкольного возрастов, приведены различные примеры учета этих особенностей вкачестве психодиагностики, а также изучены основные виды педагогическойкоррекции индивидуальных особенностей детей.
Индивидуальныеособенности детей включают в себя: анатомо-физиологические особенности возраста,особенности учебной деятельности, развитие познавательных процессов, влияниеучения на развитие личности, развитие эмоциональной сферы в младшем школьномвозрасте, чрезмерная активность школьников, юмор и эмоциональное развитие, особенностимежличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и т. д.
Учетом этих особенностейможет служить школьная психодиагностика как теоретическая дисциплиназанимающаяся разработкой принципов методов и процедур постановкипсихологического диагноза, а ее предметом как экспериментально — практическойдеятельности.
Помимо учета важнымпроцессом в формирование индивидуальных особенностей детей выступаетпедагогическая коррекция — важное и ответственное направление практическойдеятельности психологов и педагогов. Оно предполагает обоснованное воздействиена дискретные характеристики внутреннего мира ребенка с целью их изменения.
Таким образом, в развитиииндивидуальных особенностей детей важную роль играет педагогическое воспитание,школьный коллектив, семейная среда и т. д. Используя различные методики иподходы возможно корректировать индивидуальные особенности детей, однако даннаякорректировка не возможна без определенного учета. Следовательно, исследованиеиндивидуальных особенностей детей, их учет и педагогическая коррекция должныпроизводиться комплексно. Только систематический подход к решению проблемысможет дать конкретный результат.
Использованная литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.-Москва: ”Академия”,1997.
2. Мухина В.С. Возрастная психология. — Москва: ”Академия”, 1997.
3. Петровский А.В. Введение в психологию.- М.: Издательский центр “Академия”, 1995.
4. Практическая психология образования /Под редакцией И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и среднихспециальных учебных заведений. — М.: ТЦ ”Сфера”, 1997.
5. Юсупов Ф.М. О соотношении вербальнойи невербальной составляющих в структуре интеллекта // Психологический журнал.1995
6. osp.kgsu.ru/ovri/Prakt_psy.pdf
7. ded-school1.ucoz.ru/publ/1-1-0-1
8. studunion.rsu.ru/modules.php?name=FAQ&myfaq=yes&id_cat=2&pg=70
9. agora.guru.ru/display.php?conf=Irk-fiz-ped-2007&page=item002
10. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985126.htm