План
Введение
1. Общее представление о памяти
1.1 Определение памяти
1.2 Виды памяти
2. Индивидуальные особенностипамяти
3. Нарушения памяти
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающиевозможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферусознания.
Память лежит в основе способностей человека и является условием обучения,приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможнонормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человеквыделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчаснаходится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этойфункции немыслим.
Вот почему проблема развития и изучения механизмов памяти стоит передчеловечеством так остро.
В своей работе я рассмотрю индивидуальные особенности памяти у людей, атак же нарушения памяти при различных заболеваниях.
1. Общее представление о памяти
1.1 Определение памяти
Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляютопределённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможностивоспроизводятся.
«Без памяти, — писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Нашепрошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания,безвозвратно исчезло бы в прошлом».
Память можно определить как способность к получению, хранению ивоспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые иприобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый,передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизниопыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящихусловиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстроменяющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто несмог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чембыло бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своегоразвития она достигла у человека. Такими мнемическими способностями и возможностями,какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире.
Более точно и строго память человека можно определить, какпсихофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию,запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неёосновными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным ирезультатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди,которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят идовольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитойдолговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают,но зато так же быстро забывают, то, что когда-то запомнили. У них более сильноразвита кратковременная и оперативная виды памяти.
Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих испециальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательныхфункций она выделена, как первичная умственная способность. Память входит в структуруинтеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости,является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальныхумений». Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминаниемспециальных музыкальных способностей, а математическая память включена вструктуру математических способностей. Память является важнейшей определяющейхарактеристикой психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена кзапечатлению того, что «было в прошлом». Никакое актуальное действие немыслимовне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарногопсихологического акта обязательно предполагает удержания каждого данного егоэлемента для сцепления с последующим. Без возможности к такому сцеплениюневозможно развитие: «человек остался бы вечно в положении новорожденного». Будучиважнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечиваетединство и целостность человеческой личности.
1.2 Виды памяти
Традиционно психологи, которыетрадиционно первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видовпамяти:
двигательную, связанную сзапоминанием ивоспроизведением движений;
образную, сферой которой является запоминание чувственныхобразов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора,воспринимающего информацию, образную память делят назрительную,слуховую, осязательную и т.д.);
словесно-логическую (свойственную человеку форму памяти), связаннуюс запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений ит.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;
эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведениечувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.
Непроизвольная,характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставякакой либо цели запомнить это и воспроизвести.
Произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью изадачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.
Существуют и другие классификациивидов памяти:
Непосредственная.Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующимиинтервалами времени.
Оперативная.Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуетсятем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памятизначительно меньше непосредственной.
Долговременная. Вней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку втечение длительного времени, которыми он пользуется периодически.
Долговременная память подразделяетсяна:
1. генетическую память — это всето, что накопили наши предшественники.
2. наследственную память — память ближайших родственников.
2. Индивидуальные особенностипамяти
Некоторые из особенностей памятимогут упрочиться и стать свойствами личности (свойствами памяти данногочеловека). Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием иобъемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также силыпамяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точностивоспроизведения. Важным свойством памяти человека является, ее готовность, т.е.способность быстро и к месту припомнить нужную информацию.
Для людей с сильной памятьюхарактерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известнылюди с исключительной силой памяти. Так, А.С. Пушкин мог прочесть наизустьдлинное стихотворение (чужое) после двукратного его прочтения. Моцарт запоминалсложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. КомпозиторБалакирев мог играть на память целые симфонические произведения.
Советский психолог А.Л. Лурияобнаружил выдающуюся память у некоего Шершевского, который с одинаковойбыстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и при том вбольшом объеме. Шершевский мог быстро запомнить и точно воспроизвестисложнейшие математические формулы, лишенные смысла, бессмысленные слова,геометрические фигуры. Его память отличалась одновременно и изумительнойпрочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментальногоматериала, место эксперимента, в котором он участвовал, костюм экспериментатораи других мельчайшие подробности обстановки и своихдействий.
Индивидуальныеразличия памятипроявляются также в том, накакой вид представлений по преимуществу опирается человек призапоминании. Одни лучше запоминаютто, что могут увидеть, другие то, что могутуслышать, третьи то, что может; быть выполнено практически. В соответствии с этим различаютзрительный, слуховойи двигательный типы памяти.Человек зрительноготипа памяти, запоминая текст книги, предпочитает его видеть;человек слухового типа памяти — предпочитает слышать содержание текста в чтении кого-либо; человек двигательного типапамяти должен обязательно записать или проговорить заучиваемый материал. Чаще всего встречается смешанный тип памяти — слухо-моторный, зрительно-двигательный,зрительно-слуховой. Смешанный типпамяти жизненно ценнее, чем тип односторонней памяти попричине большого разнообразия практическойдеятельности человека. Крометого, участиев процессах памяти несколькоанализаторов ведет к большей подвижности в использованииобразованных систем нервных связей: человек не вспомнил что-то на слух — вспомнит зрительно и т.п. Поэтому полезно, чтобы учащиеся запоминали учебный материал разними способами: путем его прослушивания, чтения, рассматриваяиллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и др.
Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы,но и от воспитания. У взрослых людей тип памятиупражняется в зависимости от характера их профессиональноготипа. Если такие особенности памяти, как быстрота запоминания и воспроизведения, прочность сохранения, точность воспроизведения,объем памяти и готовность ее в своем сочетанииотчетливо выражены у какого-либо человека, типичныдля него, то это тоже характеризует тип его памяти («быстрозапоминает, плохо хранит», «медленно запоминает,быстро теряет» и т.д.).
Воспитанию положительных свойствпамяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практическойработы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль,использование разумных способов запоминания,соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своейдеятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствоватьу других людей приемы эффективные и т.п. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны соспециальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов y разных людей различна.Защитой мозга от ненужной информации объясняется,в частности, явление гипнопедии, т.e. обучение во сне. В состояниисна некоторые механизмы, защищающие мозг отизбыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.
3. Нарушения памяти
Существуют не очень заметные, но похожие на болезненные расстройстванормальной человеческой памяти, которые мы не замечаем так же, как иакцентуации характера. В жизни нередко проявляются те же расстройства памяти,которые в крайне выраженной форме наблюдаются у больных, поэтому важно иметьпредставление о типичных таких нарушениях.
По динамике протекания мнемических процессов амнезии делятся наретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляетсобой забывание прошлых событий; антероградная – невозможность запоминания набудущее; ретардированная амнезия – вид изменения памяти, связанный ссохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим ихзабыванием. Ещё один вид амнезий – прогрессивная – проявляется в постепенномухудшении памяти вплоть до её полной потери. При это вначале утрачивается то, чтонеустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.
Методики, исследующие функцию памяти, одновременно могут выявлять инарушения внимания, и нарушения мышления, и колебания умственнойработоспособности. Поэтому важно научиться выделять собственно мнестическиенарушения, не упуская из виду остальные.
Исследование памяти предполагает исследование следообразования,воспроизведения и ретенции (отсроченного воспроизведения). Впатопсихологическом эксперименте исследуется чаще всего непосредственная иопосредованная память.
Непосредственная память – способность воспроизводить события, опыт сразупосле действия стимула.
К наиболее распространенным нарушениям непосредственной памяти относится«корсаковский синдром» и прогрессирующая амнезия. «Корсаковскийсиндром» – это нарушение памяти на текущие события. При этом память насобытия прошлого остается относительно сохранной. Э. Клапаред, А.Н. Леонтьев,Б.В. Зейгарник указывают на остаточную сохранность следов и выраженныетрудности воспроизведения. Больные могут заполнять пробелы памяти вымышленнымисобытиями, деталями (конфабуляция).
При прогрессирующей амнезии расстройства памяти распространяются и натекущие события, и на события прошлого. При этом отмечаются следующие признаки:
1. наложение событий прошлого на настоящее и наоборот (интерферирующийэффект);
2. дезориентировка во времени и пространстве.
Опосредованное запоминание – запоминание с использованием промежуточного,или опосредующего, звена для улучшения воспроизведения.
Нарушение опосредованного запоминания у больных разных нозологическихгрупп исследовали Г.В. Биренбаум, С.В. Логинова. Оказалось, что введениеопосредования часто не улучшает, а ухудшает у больных возможность точноговоспроизведения.
Причина трудности опосредования у больных олигофренией заключается внедоразвитии мышления, неспособности установить условную смысловую связь междустимульным словом и рисунком. При олигофрении нарушена не только смысловая, нои механическая память. У астенических олигофренов отмечается грубая недостаточностьчтения, письма, счета и частые ошибки в памяти. У стенических олигофренов болеевыражено расстройство долговременной памяти.
При эпилепсии отмечается снижение эффективности опосредованногозапоминания в сравнении с непосредственным.
У больных эпилепсией, а также при органических поражениях головного мозгаотмечаются трудности опосредования предложенных понятий с конкретным рисунком.Это является следствием выраженной склонности к чрезмерной детализации,фиксации на отдельных свойствах предметов. При органических поражениях подкорковыхструктур головного мозга в большей степени нарушено произвольноевоспроизведение и сохранение, в меньшей степени – узнавание и запоминание.Отмечается связь нарушений памяти с психической истощаемостью и снижением сенсомоторнойактивности.
У больных шизофренией условность рисунка становится беспредметной иширокой, что перестает отражать реальное содержание слова, или рисунок отражаетактуализацию слабых, латентных свойств, что также затрудняет воспроизведение.Нарушения оперативной, кратковременной, отсроченной и опосредованной памяти невыявляются. Наблюдаемое в методиках снижение памяти часто имеет вторичныйхарактер, обусловленный снижением волевого усилия.
У больных неврозами и при реактивных психозах жалобы на снижение памятичасто не подтверждаются экспериментально-психологическим исследованием. Приэтих заболеваниях в их механизмах ведущая роль принадлежитличностно-мотивационным и эмоциональным расстройствам. Поэтому испытуемый может«работать» под определенное «органическое» заболевание.Однако ошибки могут быть в простых вариантах заданий и отсутствовать в сложных.Снижение памяти и внимания у больных с неврозами часто отражает внутреннюютревогу и беспокойство. Отмечаются психогенные амнезии, которые следуют запсихотравмой.
Заключение
В данной работе мы выяснили, что память у людей различается по многимпараметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объёму запоминания.Иногда одному человеку, для того чтобы лучше запомнить материал необходимо егопрочесть т.к. при запоминании и воспроизведении ему легче опираться назрительную память, а другому легче опираться на слуховую память и акустическиеобразы, третьему же легче запоминать и воспроизводить движение.
Процессы памяти тесно связаны с особенностями личности человека, егоэмоциональном настроем, интересами, потребностями. Они определяют то, что и какчеловек запоминает, хранит и припоминает.
Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты,которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всюинформацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Российскойгосударственной библиотеке. Поэтому можно уверенно заключить: никто не знаетграницу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили к границам нашихвозможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности.
Список использованной литературы
1. Немов Р.С. “Психология” М.: Владос, 1997. – 688с.
2. Данилова Н.Н. “Психофизиология” М.: Аспект Пресс,2000. – 373 с.
3. Аткинсон, Вильям “Сила мысли; Память и уход заней” М., 1996.
4. Голубева “Индивидуальныеособенности памяти человека” М.: «Педагогика», 1980 г.
5. Рубинштейн С.Л. “Основы общей психологии”: В 2 т.– Т. I. – М., 1989.