Индивидуальный план работы с учащимся

Северо-осетинский государственныйпедагогический институт
Индивидуальный планработы с конкретным учащимся
Выполнила: Ломаева Наталья Юрьевна
2011 год

План
Введение
План работы
Заключение
Список литературы

Введение
В традиционном учебномпроцессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковое для всехучебное время, способ предъявления информации и т.д. ) Единственное, чтоостается незафиксированным, — это результаты обучения, которые характеризуютсязаметным разбросом. Для успешного усвоения учебного материала должны бытьзаданы критерии усвоения или стандарты образования. Те стандарты обученности,которые сегодня предлагаются по всем школьным дисциплинам, служат основой дляразработки четких критериев усвоения.
Гуманность технологиикритериально — ориентированного обучения (КОО) заключается в том, что, варьируявиды заданий, формы их предъявления, виды помощи учащимся, можно добитьсядостижения всеми учениками заданного уровня обязательных критериев, безусвоения которого невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитиеличности, вхождение в культуру современного общества. Согласно модели КОО,различия в учебных результатах могут иметь место за пределами общего для всехобразовательного результата, т.е. общеобразовательного минимума, над которымбудут надстраиваться результаты последующего дифференцированного обучения.
Модель КОО включаетследующие элементы (этапы):
1. Точноопределяется эталон (критерии) усвоения темы (занятия), что выражается вперечне конкретных результатов обучения (целей обучения с определением уровняусвоения, требуемых программой).
2. Подготавливаютсяпроверочные работы-тесты.
3. Учебныйматериал разбивается на отдельные фрагменты (учебные единицы). Каждый фрагментпредставляет собой целостный раздел учебного материала; помимо содержательнойцелостности ориентиром при разбивке на разделы может служить та или инаяпродолжительность изучения материала (2-3 занятия, 2-3 недели). После выделенияучебных единиц выделяются результаты (критерии) которые должны быть достигнутыв ходе их изучения, и составляются текущие проверочные работы, которые позволяютубедиться в достижении целей изучения каждой учебной единицы. Основноеназначение текущих тестов — выявить необходимость коррекционных учебныхпроцедур.
4. Выбираютсяметоды изучения материала, составляются обучающие занятия.
5. Разрабатываютсяальтернативные коррекционные обогащающие материалы по каждому из тестовыхвопросов.
Ключевым моментомтехнологии КОО являются точное определение и формулировка эталона (критерия)полного усвоения (в соответствии с требованиями программы и всеобщегостандарта). Его основа- научно обоснованные цели.
Можно выделить наиболееважные функции учебных целей в обучении:
Конструирующую функцию,в которой можно выделить прогнозирование и планирование учебного процесса; планозначает расчленение некоторой общей цели на отдельные структурные компоненты;функцию отбора оптимального содержания, адекватного обозначенным целевымориентирам;
Технологическуюфункцию, которая предусматривает определение методов, приемов, адекватныхцелям;
Перспективнуюразвивающую функцию. Так как видение системы целей дает возможность учащимсяориентироваться в предстоящей деятельности, видеть ее системно, в структурныхсвязях и иерархии содержательных элементов.
Научно обоснованныецели, принятые и осознанные учащимися, ведут к сближению смыслов деятельностиучителя и учеников, обеспечивают личностную направленность обучения.
Технология постановкицелей в КОО предполагает формулировку целей через результаты обучения,выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых. Данныйспособ отличается повышенной инструментальностью.
Конкретизация целиобучения в действиях предполагает перечисление определенных действий, ожидаемыхот ученика.
Описание технологиипостановки целей урока было бы неполным без связи с возможными уровнямиусвоения учащимися знаний, умений, навыков, развития опыта творческойдеятельности.
Можно выделить триуровня усвоения.
1-й уровень –знакомство, различение. Это деятельность по узнаванию. Учащиеся могут еевыполнить только при повторном восприятии ранее усвоенной информации обобъектах. Процессах или действиях с ними.
2-й уровень –алгоритмический. Применение ранее усвоенного. Репродуктивное, алгоритмическоедействие. Учащиеся осуществляют его. Самостоятельно воспроизводя и применяяинформацию о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения данногодействия.
3-й уровень –творческий. Применение ранее усвоенных знаний, умений для рещения не типовыхзадач. Это – продуктивное действие, в процессе которого учащиеся добывают илисубъективно новую информацию ( новую только для себя ) – эвристическаядеятельность. Или объективно новую. Когда они действуют «без правил». Но визвестной им области. Создавая иные правила действия. Т.е. осуществляютисследовательскую деятельность.

План работы
Примерное планированиепредусматривает изучение в первом полугодии ученика 6-го класса историиСредневековья. Это построение школьного курса соответствует концентрическойсистеме преподавания истории. Применительно к истории и к шестому классу,по-видимому неуспевающим может считаться тот ученик, который не в состояниивыполнить задание репродуктивного характера: пересказать текст параграфа,ответить на вопрос не требующий анализа. Конечно неуспевающим является лишь тотученик, у которого затруднения в изучении истории носят длительный и устойчивыйхарактер. И если ученик ученик шестого класса останется неуспевающим, то шансыповысить его знания не высоки и в дальнейшем. Стоит учитывать и то, что ученикс трудом запоминает понятия, термины, имена. У него отсутствуют элементарныепредставления, умения анализировать карту, а значит этот ученик не сможетохарактеризовать природные условия и занятия средневекового человека.
Конечно многое зависитот умения ученика выполнять домашние задания. Нередко большой объем заданий, втом числе письменных, резко снижает мотивацию, способствует накоплению пробеловв изучении материала. Но случается так, что и дозированное, а подчас ииндивидуально подобранное задание ребенок дома не выполняет, иногда просто полени. Как помочь неуспевающему по истории шестикласснику? Конечно же, преждевсего обратить на него внимание, не бросить в «свободное плавание». Учительдолжен искать индивидуальные пути к каждому ученику. Этот принципиндивидуализации практически выражается в следующем плане:
1. Определитьколичество не успевающих в классе.
2. Узнатьконкретные причины не успеваемости ребенка. Это можно выявить в ходеиндивидуальной беседы с учеником. При этом целесообразно задать простые вопросыпо материалу последних уроков.
3. Повыситьмотивацию (побуждение) к учебной деятельности.
4. Сучетом анализа причин неуспеваемости составить индивидуальные задания, выбратьстрого дифференцированные критерии оценки знаний.
5. Дозироватьи дифференцировать домашнее задание.
Небольшую трудность вреализации этого плана могут вызвать повышенные мотивации к учебе и принципыдифференцирования.
Рассмотрим какпреодолеть эти трудности.
Для лучшей организацииучета неуспевающих учащихся учитель может завести специальную тетрадь, котораябудет воспроизводить классный журнал. В ней будет отмечена фамилия ученика идни уроков истории. Представим себе, что только что был проведен урок,посвященный рыцарству. В конце параграфа приведены вопросы. Можно сказать чтовсе эти вопросы являются репродуктивными. Учитель предлагает Ученику проработатьодин из этих вопросов К следующему уроку. Ребенок может подготовить это заданиедома, но целесообразней пригласить его на дополнительное занятие. На нем ученикчитает текст всего параграфа и подчеркивает карандашом нужную ему информацию.Так, для ответа на вопрос. Где требуется определить функции рыцарского замка иего устройств, ученик подробно знакомится с последней частью параграфа, аотвечая на вопрос о занятии рыцарей выделяет текст на следующей странице. Наследующем уроке учитель, строг придерживаясь этого индивидуального занятия,проводит опрос ученика. При этом нельзя перебивать, ругать его. Вероятно напервых парах ответы на подобные вопросы не смогут принести ребенку твердуюоценку. Поэтому отметку в классный журнал можно поставить с учетом работы надвух трех уроках, а текущий результат учитывать в личной тетради учителя. Конечнозачастую выставляемая оценка «тройка» или «четверка» может не соответствоватьпринятым критериям оцениваний знаний по истории. На первых парах этоестественно. Нужно дать ребенку почувствовать веру в собственные силы, ощутитьпусть ничтожный но прогресс в усвоении знаний. При этом важно и не завыситьоценку знаний ученика. Ответы на вопросы параграфа будут способствовать уученика очень важного умения работать с учебником, самостоятельно искать нужнуюинформацию. А формированию пространственных исторических знаний учащегосяспособствует работа с заданиями контурной карты. Эффективнее проводить его надополнительных заданиях, так как данный вид работы требует большой затратывремени. Для выполнения каждого задания используются соответствующие картыатласа или учебника. Затем учитель может попросить воспроизвести материал на настеннойкарте, это явится закрепляющим этапом работы.
Для лучшего запоминаниядат ( особенно это важно при изучении истории России во- втором полугодии 6-гокласса) ученик может завести карточки одинаковой формы, сделанного изразрезанного на несколько частей альбомного листа. На одной стороне карточкиотмечается дата, а на другой краткое пояснение.
На уроке пландифференцирования может быть реализован при использовании дидактическихкарточек – заданий. В начале урока, когда все ученики выполняют домашнеезадание, слабому учащемуся предлагается выбрать одну карточку из разных стопок,- в одной из них карточки, вырезанные из цветной бумаги красного цвета, — в нихзадания средней сложности. В синих достаточно простые, а в желтых совсемпростые. Учитель предлагает самостоятельно выбрать карточку. Объясняя принципих различия. Поначалу ребенок выбирает совсем простые задания, но они иоцениваются всего лишь на «три». Постепенно уверовав в свои силы, и неудовлетворяясь низкой оценкой, шестиклассник начинает выбирать задания среднейсложности.

Заключение
Безусловно формы работыс шестиклассником, требующем особого внимания. Могут быть различными. При этомне стоит забывать, что иногда применение разнообразных методических разработокнужно просто заменить добрым, дружеским отношением к ученику, его личности ипроблемам.

Список литературы
1. В.И. Загвязинский « Теория обучениясовременная интерпретация» 4-е издание Москва. Издательский центр «Академия»2007 год.