–PAGE_BREAK–
Памятные места
Район, который становится известным почти каждому приезжему, — это Колаба Здесь рядом порт, обилие гостиниц самого разного уровня, ресторанов, лавок, магазинов и прилавков.
Если расположиться спиной к Колабе, то сразу же перед нами будет территория бывшего Форта. Здесь – здания колониальных времен: Главный почтамт, портовые сооружения, здания вокзалов, банков, туристских контор, жилые дома.
В прежние времена, когда большинство пассажиров прибывало в Индию морем, они высаживались главным образом в Бомбее. Поэтому Бомбей еще называли «Воротами в Индию».
Сейчас об этом напоминает массивная арка типа триумфальной, установленная на берегу моря, на том месте, где раньше высаживались пассажиры. Она так и называется — «Ворота Индии».
Арка была заложена в 1911 году во время визита в Индию английского короля Георга V, а официально была открыта в 1924 году. Она украшена элементами, позаимствованными из мусульманской архитектуры Гуджарата ХVI века.
«Ворота Индии» знамениты еще и тем, что через эту арку проследовали британские войска, покидавшие Индию морем в 1947 году.
Неподалеку от «Ворот Индии» расположено здание пятизвездочной гостиницы «Тадж Махал».
Направо Колаба практически упирается в массивное здание – музей принца Уэльского, названный так в честь визита в Индию в 1905 году английского короля Георга V (тогда еще принц Уэльский). Первая часть музея была открыта в 1911 году и содержала экспонаты по искусству, археологии, этнографии, естественной истории, картины известных художников. Во многом это сохранилось и по сей день.
К музею примыкает слева Джахангирская художественная галерея, которая не имеет постоянной экспозиции, но регулярно предоставляет свои помещения под самые разнообразные художественные выставки.
Если встать на улице так, чтобы Джахангирская галерея была по правую руку, то на левой стороне и чуть впереди будет здание Верховного суда, а за ним, в глубине, еще левее, старое здание Бомбейского университета, увенчанное башней с часами, отдаленно напоминающей башню Биг Бен в Лондоне.
Напротив здания суда расположен старый деловой квартал Бомбея. Здесь же расположена небольшая армянская церковь.
Необходимо отметить, что этот массив интересен тем, что в нем сосредоточены старые здания колониальных времен, многие из которых были построены еще в начале ХIХ века.
Этот район имеет как бы два логических центра, стоящих на одной оси. С одной стороны, это «Флора фаунтин», с другой, примыкая непосредственно к порту, — «Хорниман серкл», вокруг которого сосредоточено большинство зданий старой постройки.
Прежде всего это здание старого муниципалитета – ныне там располагается Азиатское общество с его обширной библиотекой.
Рядом с Азиатским обществом находится здание старого Монетного двора, построенное в 1828 г. Оно интересно тем, что его фасад выполнен в ионическом стиле. Тут же рядом – здание старой таможни, неплохо сохранившееся, несмотря на то, что оно было воздвигнуто в 1720г. В целом же все эти здания функционально привязаны к порту, причалы, склады и служебные помещения которого тянутся позади здания Азиатского общества, направо и налево.
По другую сторону бомбейского острова находится набережная Марин-драйв (считается наилучшим в Бомбее местом для прогулок).
На Марин-драйв, ближе к Чоупатти, находится аквариум Тарапоревала. Построенный в 1961 году, этот аквариум считается самым лучшим в Индии и содержит как представителей пресноводной, так и морской фауны и флоры.
На пляже Чоупатти сооружен памятник одному из самых популярных маратхских лидеров индийского национально-освободительного движения на первом этапе его активного периода в начале ХХ века. — Балу Гангадхару Тилаку на месте его кремации в 1920 году.
Марин-драйв тянется вдоль всего залива Бэк-бей через пляж Чоупатти и взбирается на Малабарский холм, где живут самые зажиточные люди Бомбея. Малабарский холм известен и некоторыми другими достопримечательностями. Здесь, в частности, находится здание бывшей резиденции британских правительственных учреждений – Радж бхаван (в настоящее время расположена резиденция губернатора штата Махараштра П.Александера).
Вершина же Малабарского холма представляет собой огромный водный резервуар, выстроенный для снабжения водой всего южного Бомбея. На крыше этого резервуара выстроены на насыпной почве так называемые «висячие сады», которые официально именуются «Садами им.Ферозшаха Мехты» – одного из лидеров национально-освободительного движения. Кусты в этих садах пострижены в форме различных животных.
Прямо напротив «висячих садов», через дорогу, расположен очень популярный в Бомбее «парк культуры и отдыха» им.Камалы Неру, названный так в честь жены Джавахарлала Неру. Он был построен в 1952 году и предоставляет детям самые разнообразные возможности для проведения досуга, а взрослым – прекрасный вид на весь Бомбей с вершины холма.
Рядом с «висячими садами», будучи хорошо укрытой плотной листвой многочисленных деревьев, находятся так называемые «башни молчания», принадлежащие парсам (выходцы из Персии) – последователям религии зороастризма. По религии парсов, святыми считаются вода, огонь и земля, поэтому они не могут быть осквернены погребением тел умерших людей. Для совершения обряда погребения по-парсийски и выстроены эти «башни молчания».
У почти самого подножья Малабарского холма со стороны, противоположной Чоупатти, находится известный индуистский храм Махалакшми, посвященный богине богатства и процветания.
К числу достопримечательностей Бомбея относится и мусульманская мечеть Хаджи Али, построенная на месте гибели в водах Аравийского моря одноименного мусульманского святого. Добраться до мечети можно по длинному перешейку, открытому только при отливе, и почти полностью закрытого водой при приливе. Характерной чертой этой мечети является присутствие вокруг нее огромного числа нищих, энергично зарабатывающих себе на жизнь.
Неподалеку от мечети Хаджи Али расположен бомбейский Планетарий им.Неру. Из других достопримечательностей Бомбея можно отметить бомбейский зоопарк и музей, рассказывающий об истории Бомбея. При входе в музей стоит огромный каменный слон, который был привезен с острова Элефанта в 1864 году.
Интересно с познавательной точки зрения отметить и следующие места в Бомбее.
Так, типично «восточным базаром» можно назвать местечко, носящее название «Чор базар». «Чор» означает «воровской», «чори» – «вор». Изначально, это очевидно и было местом скупки и продажи краденых вещей. Не исключено, что в известной степени эти традиции прошлого сохраняются и по сей день. Однако в целом – это место продажи различных предметов старины, изделий из дерева, металла, кости и кожи.
Другим интересным местом-базаром можно назвать крупнейший в Бомбее рынок Кроуфорд (спроектирован Уильяном Эмерсоном), почти в самом центре города. Рынок Кроуфорд примечателен еще и тем, что здесь, в его стенах, будучи еще ребенком, любил прогуливаться, сопровождаемый няней, Редъяр Киплинг – известный английский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей об Индии. Наиболее популярное его произведение – «Маугли». Киплинг жил в то время совсем рядом с рынком, возле Художественной школы, где его отец, Локвуд Киплинг, преподавал скульптуру. Детские впечатления от рынка Кроуфорд были зафиксированы Киплингом в его художественной автобиографии «Немного о себе». Киплинг писал в своих воспоминаниях: «…золотистые и пурпурные фрукты окружали меня со всех сторон: от уровня плеч и выше – куда-то высоко наверх», «…это память о тех утренних прогулках по Бомбейскому фруктовому рынку сначала вместе с моей няней, потом с сестрой, после которых мы возвращались с корзинами, буквально ломившимися от изобилия овощей и фруктов».
Ближайшие пригороды Бомбея также имеют в своем составе ряд мест, представляющих интерес с познавательной точки зрения.
Неподалеку от аэропорта Санта-Круз располагается весьма известный в Бомбее район Джуху. Это место отдыха, обладающее просторным, но грязным пляжем. В хорошую погоду здесь можно совершить прогулки вдоль берега моря, а также насладиться зрелищем отдыха местной публики, которая неустанно пользуется услугами лошадей, верблюдов, факиров и музыкантов.
Дальше на север от аэропорта находится Национальный парк Кришнагири упаван. Он представляет собой также известное место отдыха жителей Бомбея, практически полностью лишенных удовольствия лицезреть зеленые насаждения в черте города. В парке имеются также три озера – Тулси, Повари и Вихар, снабжающие Бомбей водой.
В самом центре Национального парка, на холме, находятся пещеры Канхери. Всего их 109, которые были созданы около 2-9 века н.э. и принадлежали жителям, исповедовавшим буддизм, а также буддийским монахам.
Таким образом, сегодняшний Бомбей – быстро растущий и процветающий город. Будучи богатым и красивым, он, как и все крупные города Индии, не лишен контрастов, где нищета тесно соседствует с роскошью и техническим прогрессом.
Мавзолей Тадж-Таджмахал.
Легендарный Тадж-Махал, расположенный недалеко от Агры, зачем-то часто именуют храмом. Вообще — это мавзолей-усыпальница Мумтаз Махал (Арджуманд Бано Бегум) – супруги Шах Джахана, правителя из династии Моголов. Изначальное наименование мавзолея было «Тадж Биби-ка-Рауза» — «место захоронения царицы сердца». Более позднее звание, Тадж-Махал, буквально переводится с персидского как «венок Моголов». По легенде, в 1612 принц Гурам повстречал на празднестве прекрасную девушку с деревянными четками. Взглянув в ее очи, он не примечал больше слякоти и бедности вокруг и твердо решил жениться на девушке, чтобы не расставаться никогда. Так 19-летняя Арджуманд Бано Бегум стала второй супругой принца Гурама. Именем Мумтаз Махал — «Украшение замка Моголов», окрестил ее свекор, правитель Джахангир. И хотя у Гурама были и другие жены и наложницы, Мумтаз поселилась в сердце будущего правителя и неограниченно владела им до окончания его дней. Французский доктор, философ и странник Франсуа Бернье, отживший в Индии 12 лет, отмечал в своих воспоминаниях, что Шах Джахан «не обращал интереса на женщин, пока она была жива».
22 года (1630-1652) более 20 тыс. чел., в том числе лучшие архитекторы и зодчие Индии, Персии и Самарканда, создавали этот эфирно-кружевной мраморный монумент любви мусульманского правителя Моголов Шах-Джахана («властелин мира») к своей хозяйке Арджуманд Бано Бегум. Она родила своему властелину 14 детишек и умерла при родах последнего. Убитый скорбью император обнародовал сообщение о двухгодовом трауре в стране и вскоре постановил построить в Агре на месте похорон Мумтаз мавзолей, символизирующий нереальную красоту любимой женщины.
Напротив Шах-Джахан желал соорудить гробницу и для себя — подобную первой, но из темного мрамора. Однако государство оказалось разорено из-за невиданных трат, потребовавшихся для создания Тадж Махала. Некогда могущественный властелин потерял власть и провел остаток бытия в заключении. Из мелкого окна он мог лицезреть только беломраморный памятник любимой. После гибели его похоронили вместе с Мумтаз.
На основании изысканий можно предположить, что основным демиургом Тадж Махала был сам Шах-Джахан, увлекающийся зодчеством. Но есть и вторая версия – в ней звучит имя Устада Ахмад Лахори. Долго Тадж Махал назывался самым большим сооружением Индии, его высота вкупе с главным куполом складывает 74 м. К сожалению, этот известный шедевр мирового зодчества постепенно разрушается — отсутствуют двери из серебра, портики из золота, расшитые жемчугом материалы на гробнице прекрасной Мумтаз. Ученые отмечают, как башни опасно наклонились и могут упасть. И все-таки, это чудо существует уже более 350 лет. 5-купольная постройка высотой 74 м, 2 мечети, 4 минарета, а также разбитый парк, привнесен ЮНЕСКО в список вселенского наследия.
Танцевальное искусство Индии
Индийский танец
Танцевальное искусство Индии, как и музыкальное, многогранно. Индийское хореографическое искусство родилось в глубокой древности как ритуал, молитва и долгое время было достоянием храмов. Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Шива – один из великих богов индуизма. За пять тысячелетий своего существования искусство танца достигло высочайшего развития, сохраняя при этом верность традиции. Много столетий танец был формой жертвоприношения, однако с приходом в Индию мусульман религиозность в танце уступила первенство эстетике и технической виртуозности.
Танцы в Индии делятся на народные и классические.
Для народных танцев характерно неисчерпаемое разнообразие форм и ритмов. Например, танцы санталов и адиваси (племена Восточной Индии) изумительны по своей сочности и отработанности движений. Темы танцев – любовь, радость и труд.
Танцевальные пантомимы изображают сцены охоты и рыбной ловли, сева и жатвы. Эти танцы исполняются на празднествах в связи с наступлением нового времени года, а также чтобы снискать благоволение божества.
Демонстрация силы и общности присуща мужскому танцу, посвященному сбору урожая – пенджабскому танцу бхангра. Под бой барабанов крестьяне вихрем кружатся в танце, их плечи работают в ритме ударов барабанов, руки раскинуты в стороны в упоительном восторге. В этом танце воплощается энергия и жизненная сила народа.
Танец гарба распространен в Гуджарате и некоторых районах Раджастана. Он исполняется во время праздника Наваратри. Танец символизирует поклонение Матери-Земле, а Наваратри длится девять суток – и в течении девяти ночей праздника на всех дорогах и площадях в гаджаратских деревнях слышны звуки музыки и ритмические удары барабанов. Танец сопровождается хлопаньем в ладоши или ударами палочек.
Итак, народные танцы Индии варьируются в зависимости от географических районов, профессий и каст.
Индийский классический танец назван классическим потому, что строго следует канонам, закрепленным в древних трактатах. Канон предписывает специальные движения головы, глаз, шеи, бровей, ног, тела, различные виды танцевальных движений и, конечно, знаменитый язык мимики и жестов. Классическими в Индии признаны семь стилей танца: бхарат-натьям, кучипуди, мохиниаттам, катхакали, одисси, катхак и манипури.
Индийский танец Бхарат-Натьям
Бхарат-Натьям утонченная и сложная форма танцевального искусства штата Тамилнад, что на юге Индии. Это динамический и очень четкий стиль танца.
Бхарат-Натьям уходит своими корнями в индуизм, а конкретнее в индуистские мифы и ритуалы. Это многогранный вид искусства. Он включает в себя музыку, поэзию, драматическое искусство и пантомиму.
В танцах этого стиля в равной степени чувствуется красота и сила, замедленность и убыстренность, чистый танец и пантомима. В своем нынешнем виде бхарат-натьям сложился в южной Индии около двухсот лет назад и исполняется под южно-индийскую музыку.
Кучипуди
Родина танца кучипуди – деревня под названием Кучелапурам в Анхра-Прадеш, на юге Индии, где традиция классического тана восходит к древнейшим временам. Зародившись в 15 веке, он первоначально исполнялся во времена ритуальных процессий, прославлявших богов. Неповторимое очарование кучипуди заключается в тонком слиянии драматического и классического танца с сюжетами из индийского эпоса, абстрактный и изобразительный танец сочетаются здесь с ярко выраженным драматическим элементом. Танец кучипуди, как и бхарат натьям, исполняется под южно-индийскую музыку.
Мохиниаттам
В Керале и Южной Индии родился танец мохиниаттам. Очень напоминающий бхарат-натьям, с которым непосвященный может его спутать. С древний времен танец исполнялся только женщинами, и ему свойственно особое очарование женской грации и мягкости. Репертуар мохиниаттам невелик. Это прежде всего абстрактный танец, в котором танцовщица демонстрирует картины, привычные для жителя Кералы, в конце разыгрывает сюжет из древнего эпоса «Рамаяна» или сюжет из произведений известных индийских поэтов.
Катхакали
Катхакали распространен в штате Керала (Южная Индия). Нынешняя форма этого стиля сложилась около 300 лет назад. Катхакали – пантомимическая танцевальная драма; для него характерны сложный язык жестов, ошеломляющая красочность костюмов и грима, виртуозность движений. Катхакали использует сюжеты из эпических произведений «Махабхараты» и «Рамаяны» Поскольку танец этого стиля отличается воинственностью и выражает неукротимую мужскую энергию, исполняют его исключительно мужчины. В женских ролях выступают юноши.
Одисси
Родина одисси – штат Орисса (Восточная Индия). Этот стиль танца, существующий уже более двух тысячелетий, процветал в храмах и при дворах раджей. Его характерной особенностью является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец – это движущаяся скульптура, а скульптура – застывший танец. Музыка в одисси очень лирична.
Катхак
В Индии сказителя называют катхакаком. Танцевальная музыкальная форма катхак зародилась на севере страны, и первыми ее исполнителями были храмовые сказители, иллюстрировавшие религиозные стихи жестикуляцией и танцами. В эпоху Великих Моголов этих танцоров стали приглашать ко двору, и катхак получил новые элементы, обогатившись сложными ритмами, которые отбиваются ступнями и стремительными пируэтами. В период правления могольских императоров наиболее популярными музыкальными формами стали кхайяль, дхрупад, тхумри, газель и баджан. Катхак соединил и взаимообогатил традиции индусского храма и музыкального двора, и в этом синтезе раскрывается гений индийского народа.
Праздники и Индии.
Индия, как будто специально предназначена для проведения огромного количества фестивалей, некоторые из которых настолько захватывающи, что нужно быть дураком, чтобы пропустить их, если вы находитесь в зоне транспортной досягаемости. Сезон фестивалей начинается с дня Республики в Дели и проходит каждый год на протяжении января. Празднование включает в себя парад королевских войск и праздничную процессию с слонами. Праздник Холи — один из наиболее важных индусских фестивалей, он проходит в феврале на севере Индии и знаменует собой окончание зимы.
Ноябрь — время для еще одного огромного и красочного фестиваля — парада Верблюдов в Пушкаре. Дивали — самый счастливый фестиваль индусского календаря и празднуется более пяти дней в ноябре. Конфетти, красочные фонарики и фейерверки — главные украшения праздника, проходящего в честь множества богов.
Фестиваль Змей
Фестиваль Кобр является одним из самых красочных и удивительных в мире. В Индии он характерен для Западной Бенгалии, Махараштры и южных штатов. Этот праздник отмечается в пятый день, искрящегося солнцем, лунного месяца Шраван, что выпадает на июль – август в григорианском календаре.
День Рождения Бога Рамы
Рама Навами — индуистский праздник, символизирующий рождение одного из главных богов в индийском пантеоне, Рамы (Рамачандры). Дата определятся ежегодно по лунному календарю, и выпадает на девятый день весеннего месяца Чаитра, что соответствует апрелю-маю в григорианском календаре. В…
День Учителя
С незапамятных времен, индийцы почитали своих учителей. Ранее их называли гуру теперь же, на западный манер обращаются сэр или госпожа. Тем не менее, роль учителя в индийском обществе осталась прежней. Они были и остаются гидами, «путеводной звездой»
Фестиваль Наваратри
Наваратри (Навратри) — один из самых грандиозных и крупномасштабных религиозных праздников Индии. Он отмечается три раза в год, и длится каждый раз девять дней. Само слово «наваратри» происходит от сочетания «нава» — «девять» и «ратри» -…
Фестиваль Лохри
Лохри – замечательный, полный веселья и красок сельскохозяйственный индийский фестиваль. Этот праздник отмечают по всей стране. В разных регионах он имеет свое название. Общепринятое имя «Лохри» — фестиваль получил в Пенджабе и Северных штатах Индии.
Фестиваль — Ганеша Чатурхи
Каждый год по всей Индии проходят празднества в честь дня рождения Бога Ганеша Чатурхи, сына Шивы и Парвати, который в индийской мифологии является богом мудрости, изобилия и предстает в образе слона с туловищем человека и четырьмя руками. Он также служит покровителем художников,
Махатма Джаянти
Ганди Джаянти является национальным праздником по случаю дня рождения великого религиозного и политического деятеля — Мохандаса Карамчанда Ганди, который на весь мир прославился тем, что смог освободить страну от Британских колонизаторов мирным путем. Этот день приходится на 2 октября,.
День Матери (Ahoi Ashtami)
В Индии есть прекрасный фестиваль, посвященный материнской любви, имя ему Ahoi Ashtami. Этот праздник отмечается осенью на 8-ой день месяца Картик, по индуистскому лунному календарю. День Матери предшествует самому популярному индийскому празднику Дивали (Дипавали),
Пенджаби Новый Год (Baisakhi)
В индийском штате Пенджаб Новый Год называется Baisakhi (Vaisakhi) и отмечается, как и во многих других районах страны 13 либо 14 апреля, что соответствует 1 дню первого месяца Вайсакх Нанакшахи солнечного календаря. Однако, не смотря на сходство дат, существует множество особенностей…
Ассамский Новый Год (Бохаг Биху)
Ассамцы проживают в индийском штате Ассам, который находится на востоке страны. Народность исповедует индуизм нескольких направлений, как и большинство граждан, населяющих страну. Конкретно в этой области развит культ шиваизма, а также шактизма и вишнуизма. Поскольку ассамцы живут.
Малаялам Новый Год (Vishu)
Вишу (Vishu) – так называется астрономический Новый Год в индийском штате Керала, Карнатака, Тамиланде, а также на всей южной части Индии. Его отмечает народность малаяли, проживающая в этих областях Индии. Аналогичные празднества известны и в прочих регионах страны, но они носят.
День Независимости
День независимости отмечается в Индии 15 августа и знаменует дату освобождения страны от британского правления. Это замечательное событие произошло в 1947 году. День Независимости является одним из трех самых значимых национальных праздников, поэтому все.
Гуджарати Новый Год
Гуджарати Новый Год отмечают жители штата Гуджарат, который расположен на северо-западе Индии и граничит с Пакистаном. Народность гуджарати проживают и в соседних районах – Раджастхан, Махараштра, Мадхья –Прадеш, Уттар-Прадеш, а также на территориях Дадра и Нагархавели..
продолжение
–PAGE_BREAK–
Холи ( Holi) – Фестиваль Красок
Прохладные рассветы, буйные краски садов, птицы, поющие в экстазе, легкий аромат цветов и ослепительно яркое солнце – все это Весна… Индусы обожают это время года, знаменующее наступление, бесшабашного и такого желанного, Холи! Холи — Весенний Фестиваль.
День Республики
День Республики – один из самых грандиозных национальных фестивалей Индии. Он празднуется каждый год 26 января. С особенной пышностью, великолепием и патриотическим усердием торжество отмечается в столице страны — Нью-Дели. Республика Индия появилась на политической.
Бенгальский Новый Год ( Naba Barsha)
Бенгальский Новый Год (Naba Barsha) справляют жители индийского штата Западная Бенгалия, который находится на востоке страны и граничит с Бангладешем. Наступает Наба Барша в ночь с 13 на 14 апреля по григорианскому стилю, а по бенгальскому календарю приходится на 1 число первого месяца.
Фестиваль Огней — Дивали
Дивали (Дипавали) является одним из самых радостных и красочных индийских празднеств. Он имеет и другое название — Фестиваль Огней. В буквальном переводе «Дипавали» означает «ряд огней». Само слово «Diwali» ассоциируется с мириадами мигающих огней и.
Новый год
Новый Год по григорианскому стилю (дата 1 января) в Индии признан официальным праздником. Первоначально его отмечали лишь индусы, исповедующие христианство, но через некоторое время он стал всенародным. Теперь представители всех конфессий от души веселятся в новогоднюю ночь.
Сиккимский Новый Год (Losoong)
В одном из северо-восточных штатов Индии, расположенном в Гималаях — Сиккиме, Новый Год отмечают в декабре. «Losoong» — так называют жители региона этот праздник, знаменует окончание сбора урожая. «Losoong» происходит от соединения слов «lo» — год и…Soongпрвзднывать
Женский фестиваль Karva Chauth
Женский фестиваль Karva Chauth особенно популярен на севере Индии в штатах Пенджаб и Уттар-Прадеш, хотя известен на территории всей страны, благодаря упоминанию во многих индийских кинолентах. Этот праздник является одним из самых романтичных в мире и даже затмевает День Святого Валентина,
Новый Год Телугу ( Ugadi)
Новый Год Телугу (Ugadi) отмечают жители индийских штатов Андхра-Прадеш и Карнатака, которые находятся в южной части страны. Этот новогодний фестиваль тесно связан с еще одним весенним праздником — Холи, символизирующим приход весны. Однако Ugadi наступает позже, согласно системе…
Маратхи Новый Год (Gudi Padwa)
В индийском штате Махараштра есть тоже свой Новый Год, здесь он носит название Gudi Padwa. Отмечается Гуди Падва в марте-апреле по местному лунному календарю. Праздник выпадает на первый день месяца Чаитра (Chaitra) и длиться три с половиной дня.
Идийская кухня.
Знакомство с индийской кухней — самый настоящий шок, даже для не склонных удивляться людей. И знакомиться с ней лучше не в Москве, а непосредственно в Индии. Для остроты ощущений.
Собственно говоря, шока будет два. Первый — визуальный: вы никогда не поверите, что такую гору еды в состоянии съесть один человек — вы. Второй — вкусовой, разумеется. Вам покажется, что в этой горе съестного — острого, горячего чилийского перца ну никак не меньше килограмма. А еще карри, горчица, кориандр, черный перец, корица, чеснок, кардамон, паприка и множество не поддающихся определению трав и порошков.
«Как это вообще можно есть, какого черта они туда всякой гадости накидали? Почему меня, белого человека, кормят именно этим?! Они что, не знают, дикари?! Мало их англичане…» Предаваясь подобным, вполне подпадающим под статью «о разжигании расовой розни» размышлениям, вы прикончите свое первое тали и запьете его содержимым трехлитрового кувшина, стоящего перед вами на столике.
В Индии постарайтесь сразу определиться с вкусовыми предпочтениями. Если вы приехали на две недели и в ваши планы входит посещение жемчужины Индии — Агры, лицезрение Тадж-Махала, который тоже жемчужина, поездка в образцово-показательный штат Гоа и осмотр грандиозного крематория под открытым небом — Варанаси, то никаких перемен в питании и не нужно. Во всех туристических местах есть туристические же ресторанчики, где вас по вполне приемлемой цене накормят сносно приготовленными европейскими блюдами. Макдоналдсы там тоже есть (в больших городах).
Если же путешествие предстоит длительное и вы собираетесь сойти с проторенных туристических маршрутов — привыкать к индийской кухне необходимо. Ведь в деревушке в джунглях ни о какой другой еде просто не слышали, а вашего заветного «No spicy!» скорее всего не поймут.
Переходить на новую пищу лучше с первого дня пребывания и резко. Перемены в организме произойдут довольно сильные — серьезнее простой смены пищевых предпочтений. Я не диетолог и вообще не врач, но замечу, что возвращение к европейской еде тоже весьма проблематично. Опять-таки не знаю, кому индийскую пищу можно, кому нет. Относительно здоровым людям, наверное, можно. Мне с моим гастритом явно можно.
Короче говоря, процесс привыкания к местной пище довольно длительный и сопровождается сами понимаете какими последствиями. Кстати, чтобы смягчить их, существует народное средство — раз в два дня съедать по ложке семечек папайи.
Начинать описание собственно индийской еды, наверное, стоит с небольшого хинди-русского словарика. Итак, алу (alu) — картошка, керд (curd) — простокваша, гоби (gobi) — цветная капуста, маттар (mattar) — зеленый горошек, палак (palak) — шпинат, панир (paneer) — молодой пресный сыр, дал (dal) — чечевица, горох, гороховый соус, чай (chai) — сладкий чай, сваренный в кипящем молоке, карри (curry) — соус, а не просто приправа, масала (masala) — смесь пряностей, не обязательно острых (к сладким блюдам масала тоже полагается, к каждому особенная). Названия невегетарианских продуктов в основном английские. Выучив эти несколько слов, вы будете в состоянии понять, что, собственно, предлагает вам принесенное после третьего напоминания меню.
Далее, нужно правильно выбрать место. Кафе, ресторанчики (их иногда непонятно почему называют hotel) в любом индийском городе — на каждой улице, на каждом шагу. Те, которые «специально для европейцев», выглядят весьма презентабельно. Занавески, деревянные столы, относительно дисциплинированный и говорящий по-английски штат.
Да, но там дорого, невкусно и мало. Если вас это устраивает…
Если нет, просто пройдите чуть дальше по улице. Высматривайте забегаловку, где под сенью весьма обшарпанных стен и заросшего паутиной потолка человек 20 боев (от 10 до 70 лет отроду) вопят, жестикулируют, носятся друг за другом, играют в салочки. Короче, заняты чем угодно, только не своими прямыми обязанностями. Работает только хозяин, орать на подчиненных он устал много лет назад. Индусов вообще не особенно-то запряжешь… За белыми в прошлом столами, вальяжно развалившись, сидят местные и без всяких церемоний уписывают огромные блюда чудной на вид еды. Нам сюда.
И не пугайтесь вы обшарпанности обстановки и нарочитой негигиеничности процесса готовки… Вы думаете, в московских кафе и забегаловках лучше? Там просто кухня надежнее отгорожена от зала для посетителей.
Открываются данные заведения часов в девять утра. Только будьте готовы: у индусов режим питания весьма строгий. Ежели вы привыкли утром обедать, днем ужинать, а завтракать ближе к полуночи, я даже не знаю, что вам посоветовать, — в любом индийском заведении для каждого времени суток определенный набор блюд.
Скажем, утром во всех многочисленных кафешках и у уличных торговцев жарят самосу — блюдо среднеазиатского происхождения. Только в отличие от известной нам самсы в качестве начинки травоядные индусы кладут картошку с капустой и жареным луком. Едят ее с кисло-сладким соусом, напоминающим сливовый, вот только сливы в Индии не растут. Из выпечки на завтрак вам предложат пури (puri) и пакору (pakora). Первое блюдо — это такие шарики размером с теннисный мяч из тонкого, прожаренного, с корочкой, теста, полые внутри. Подают их с медом или со сладким ачаром (achar). Советую выбрать мед, потому что ачар — индийский подвид варенья (ананасовое или манговое в основном) — очень сладкий, очень соленый и с огромным количеством перца… Второе блюдо, пакора, — просто жареное тесто, замешанное с яйцами, луком и чили.
Если вы по каким-то причинам не любите выпечку, придется с утра довольствоваться итли (eatly) — рис с зеленым далом (напоминаю, гороховый соус), очень острый, как водится.
Существует компромиссный вариант — доса, или доша (dosa). Вообще-то она южно-индийская, но едят ее повсеместно. Это огромный конверт из чечевичной муки, начиненный иногда жаренной картошкой с луком и помидорами, иногда паниром с овощами. Подают ее с плошкой острого соуса из растертого кокоса и с далом.
Стоит порция того, другого, третьего и четвертого от 5 до 10 рупий (один доллар — примерно 42 рупии). Если с вас просят больше, значит, это неправильное кафе, где и еду готовят неправильную.
Обед у аборигенов начинается где-то в полдень. Для вегетарианского большинства местного населения наступает время поедания главного блюда индийской кухни — тали (thali — от слова thalia — тарелка”). «Мужчины едят его, чтобы быть сильными, а женщины — толстыми и красивыми» — убеждены индийцы. Двух одинаковых тали вы не попробуете даже в одной и той же кафешке. Непременные ингредиенты данного блюда, подаваемого на специальном подносе из нержавейки, — горка риса, плошка дала и керд. Ко всему этому прилагают так называемые сабджи. Их количество зависит от многого, например от региона, времени года, жадности хозяина кафе… Чем южнее, тем больше, а на крайнем севере субконтинента, в Гималаях, вам вообще придется довольствоваться одним весьма примитивно приготовленными сабджи. Кстати, сабджи — это сочетания тушеных овощей, фруктов, орехов, специй. Самые порой неожиданные. Вы, скажем, пробовали огурцы, жаренные с бананами и зеленым чили? Попробуете… Или цветную капусту с кокосовой стружкой, картошку с папайей, тушенную в кокосовом соусе, манго со свеклой и чесноком, а также многие-многие другие весьма шокирующие сочетания продуктов, весьма странно приготовленных. Случается, индусы готовят и что-то более привычное — типа капусты с луком.
Еще к тали подают маленькую ложку острого ачара. Это манго с возможными и невозможными специями — чем меньше ложка, тем острее.
А теперь все эти сабджи, дал, керд, ачар выливают в рис, хорошенько перемешивают и едят руками. Ложку вам обязательно дадут, и ваши соседи-индусы никаких негативных эмоций по поводу нарушения традиций испытывать не будут, они вообще очень терпимы… Но руками как-то вкуснее. Есть два способа поедания. Первый — сложить из большого, указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки что-то вроде совка, зачерпывать им получившееся месиво и отправлять оное непосредственно в рот. Правда, с непривычки можно пальцы обжечь. Второй способ более щадящий: отрываете маленький кусочек чапати (эту тонкую пшеничную лепешку, похожую по вкусу на грузинский лаваш, обязательно подают вместе с тали) и ешьте с его помощью, причем правой рукой. Левую индусы по причинам, которые неуместно описывать в статье про еду, считают грязной. Мусульмане соблюдают это правило жестко, хинду не очень, так что если в «языческом» ресторанчике вы будете помогать себе левой рукой, никто на вас косо не посмотрит.
В уважающем себя заведении (особенно в небольших и нетуристических городах) тали — это пока посетитель не наестся. Официант будет постоянно предлагать вам добавку риса, дала, сабджи. Правда, на керд они жмутся… А он необходим, ведь если получившаяся смесь слишком остра для вас, простокваша смягчит вкус специй. Да, все добавки совершенно бесплатны. Если вдруг требуют доплаты (иногда такое случается, особенно в туристических местах), значит, кафе неприличное и ходить туда не стоит.
Вечером (ужинают здесь с семи до десяти) индус хочет сыра. Того самого — молодого и пресного, который называется панир. Просто панир никто, разумеется, не ест, индийская кухня знает множество блюд, основным ингредиентом которых и является данный продукт. Бывает панир вареный — в пасте из вареного лука, чеснока, шафрана и овощей — панир корма называется. Есть еще палак панир — такой супчик ядовито-зеленого цвета (это разваренный в пасту шпинат). А вот блюдо под названием paneer 69 индусы не просто едят, они его смакуют. Это куски все того же сыра, нашпигованного чесноком, а в хороших (не обязательно дорогих) ресторанах еще и орехами кешью. Сначала их тушат в очень остром соусе, потом жарят на решетке. Едят либо с рисом, либо в качестве закуски к законной, вечерней бутылке пива.
Еще вечером везде готовят плов (pulao). Пришел он в Индию оттуда же, откуда и к нам, — из Средней Азии. Впрочем, секрет мясного блюда индусы утеряли напрочь, а если и готовят, то неимоверную гадость. Вегетарианский плов здесь гораздо лучше, особенно кашмирский, — все с тем же паниром, фруктами, медом, изюмом и… почти без специй.
После ужина вам предложат соп — семена аниса с сахаром или без. Если не принесут, вы найдете поднос с данным яством на столике перед выходом. Обязательно съешьте несколько щепоток. Во-первых, это вкусно (особенно если с сахаром), во-вторых, запах изо рта отбивает, в-третьих, для желудка очень полезно.
Итак, весь день мы питались вместе с подавляющим большинством аборигенов, не употребляющих мяса исключительно по религиозным соображениям.
Ничего против вегетарианства (особенно традиционного) я лично не имею, но… мы же не травоядные. Допустим, на юге, где-нибудь в Гоа, Карнатаке, Керале, Тамил-Наду, во влажном и жарком субэкваториальном климате, мяса вам просто не захочется, даже если предложат. Раз в неделю поел рыбы — и нормально. Зато в Гималаях (4 тыс. метров над уровнем моря), в месте столь священном, что запрещены даже куриные яйца, единственное в деревне кафе предлагает лишь рис с далом… Знаю, что вам будет сниться по ночам. Это шашлык, сало, пельмени, украинский борщ и колбасные прилавки магазинов. Мне, по крайней мере, снились. Днем я втихую помышлял о каннибализме. Выход нашел в том, что под страхом двух лет индийской тюрьмы (заповедник), под дикое ржание местных ловил форель в обалденно красивой горной речке.
Впрочем, в не столь священных местах проблема легко решаема. В больших городах она вообще не стоит: полно невегетарианских забегаловок. В маленьких они тоже встречаются. Если вы вдруг не можете найти подобную, просто спросите, где тут ближайшая мечеть, — рядом обязательно будет мусульманское кафе, где бараниной, козлятиной и курицей вас уж точно накормят.
А вот с более привычными для нас свининой и говядиной на время пребывания в данной богоспасаемой стране придется попрощаться. Говядину не ест языческое большинство населения — хинду. Они свято верят, что каждая бездомная, пожирающая в основном газеты, корова — это Шива, верховный бог индуистского пантеона. Убить корову — это то, что индус не сделает даже за деньги… Впрочем, Индия — крупнейший в мире экспортер говядины.
Свинину не едят мусульмане по известным причинам. У них с хинду что-то вроде джентльменского соглашения. Мусульмане в открытую отказываются от говядины, хинду (по крайней мере из высших каст) воротят нос от поросячьей плоти.
Особенным разнообразием индийская мясная кухня не отличается. В большинстве забегаловок мясо бывает лишь трех видов: тандури (tandoori), бирьяни (byriani) и мясное карри. И то, и другое, и третье подают преимущественно вечером. Сами индусы явно предпочитают карри. Оно и правда бывает очень вкусным, только велик риск, что окажется слишком острым, и собственного вкуса баранины, курицы и непривычной для нас козлятины вы и не почувствуете. Первые две разновидности в этом смысле безопаснее: тандури — мясо, приготовленное в тандыре (тот самый, среднеазиатский), бирьяни — мясо, жаренное на углях. Стоят от 25 рупий в нетуристических местах до 60 где-нибудь в центре Дели. Особенно вкусны данные блюда после того, как мяса вы не видели недели три.
Дары океана типа осьминогов, моллюсков, креветок, трепангов и прочих морских тараканов готовят теми же способами, что и мясо, вкусно, — но ничего экстраординарного, часто специи забивают оригинальный вкус продукта. Да и попробовать их можно только на самом побережье. Местные подозревают морскую еду в том, что она «нечистая».
Как и все нормальные люди, индусы любят сладкое. Даже еще больше, потому что проблемой похудения здесь никто не озабочен. Местные жители до сих считают: чем толще человек, тем он красивее. Поэтому на улицах индийских городов немецких кондитерских (German Bakkery) никак не меньше, чем обычных кафе. Впрочем, впервые увидев ассортимент данных заведений, немцы удивляются больше остальных. Ведь вместо их «истинно арийских» сладких лепешек с имбирем им предлагают набор весьма оригинальных штук. Наиболее популярная из них — расгула-панир — пропитана разнообразными сиропами. А вот самое забавное — кулфи — мороженое с фисташками и шафраном, покрытое макаронами в сиропе. Вообще-то оно вкусное, но вот макароны так похожи на червяков и к тому же холодные…
Конечно, нельзя не упомянуть столь любимое индусами ласси. Это шейк из простокваши с фруктами, кешью, цукатами, кокосовой стружкой. Особенно хорошо его готовят на улицах в штате Орисса. Стоит большой стакан обычного фруктового ласси рупий пять. Если в меню обозначено, что ласси special — значит, оно с марихуаной, в большинстве индийских штатов запрещенной, но… Выпив правильно приготовленного ласси, со здравым умом, ясной памятью, способностью передвигаться вы расстанетесь минимум часа на четыре.
И не то чтобы индусы совсем не используют кулинарных заимствований. В любом мало-мальски большом и чуть-чуть туристическом индийском городе есть несколько забегаловок для редких путешественников и местного среднего класса, где индийская и европейская кухня вступают в тесный и весьма плодотворный симбиоз. Скажем, встретите в меню русский салат — обязательно закажите. Вероятно, его автор действительно видел наш оливье. Соленые огурцы он заменил ананасами, мясо — стручковой фасолью, вареную морковь — папайей и т. д. Довольно вкусно получилось. И так со всеми иностранными блюдами: английским пудингом, французскими супами, итальянской пиццей…
Пока вы не побывали у какого-нибудь аборигена в гостях, считайте, что знакомы с индийской кухней лишь наполовину. В деревнях приглашают часто, и отказываться невежливо, особенно если зовет местный брамин.
Дома индийцы едят то же самое, что и в кафе, только приготовленное иначе. Кстати, готовят в основном мужчины. Они же и едят первыми. Европейскую девушку посадят, разумеется, с мужчинами. А вот аборигенкам не до еды, они носятся с подносами риса, дала, сабджей и подкладывают, подкладывают, подкладывают, пока гость не начнет довольно похлопывать себя по животу и, уж извините, сыто рыгать…
Когда наелись все, к приему пищи приступает прекрасная половина местного населения. А мужчины (не всегда, конечно, но случается) начинают выпивать. Тут лучше вежливо откланяться и быстро уйти. Пить с индусами — удовольствие, мягко говоря, на любителя. Из алкоголя они (только мужчины, женщинам нельзя) употребляют в основном пиво, которое из экономии разбавляют местным ромом. Напиваются практически мгновенно и становятся, нет, не агрессивными, но какими-то напрочь безумными. Размахивают руками, вопят, что мечтают драться с сотней человек, потом ползают друг за другом…
А в южных штатах очень хорошее пальмовое вино… А в штате Тамил-Наду разрешена говядина… Впрочем, написание «Книги о вкусной и здоровой пище» с индийской спецификой — занятие больно долгое и ненужное… Она (книга) давно уже (две с половиной тысячи лет как) написана. «Аюрведа» называется. Кстати, значительная часть всемирно известного медицинского трактата посвящена питанию. И в ней подо все это кулинарное, с нашей точки зрения, хулиганство подводится идеологическая база. А количество желудочных заболеваний здесь, как и во всех сохранивших традиционную структуру питания странах, на несколько порядков ниже, чем там, где от веками проверенной кухни отказались в пользу химической дряни из супермаркетов.
Пища, конечно, непривычная, но ничего — голодными не останетесь. Еще, чего доброго, полюбите эту странную еду и, вернувшись домой, начнете удивлять близких своим принципиальным нежеланием пользоваться ножом, вилкой и даже ложкой, любовью к гороху, съеданием за раз месячного запаса специй… А также неподдельным ужасом при виде коровьей головы, радостно подмигивающей с этикетки на банке тушеной говядины
Индия необычное.
Эталон красоты женщин Тамил Наду
В некоторых кастах штата Тамил Наду существует традиция растягивания ушных мочек. На третий день после рождения девочки ей прокалывают уши и вдевают в проколы шерстяную нить. Каждый день количество нитей увеличивается с целью увеличить размер прокола. Через месяц нить заменяют на валик из хлопковой материи, а ещё через пару недель в уши вдевают металлическое кольцо. Периодически кольца добавляются, так что к моменту, когда девочке исполняется год, у неё в ушах уже по 8 колец. Тогда они заменяются на одно, эквивалентное по весу, и девочка носит его до достижения 13 лет. К этому времени растянутые мочки достигают длины почти до плеч – идеальный по их представлениям размер. Тогда в уши одеваются золотые украшения, называемые тхандатти.
В группах, где практикуется такая традиция, растянутые мочки – знак респектабельности и богатства. Если же девушка или женщина имела обыкновенные мочки, то её подозревали в занятии проституцией.
Дерево зубной боли
Это пожалуй самое странное место поклонения в Катманду. Посвящено оно богу Вайша Деву. Этот бог может наградить вас ужаснейшей зубной болью, или наоборот, облегчить зубные страдания. Это место называется «дерево зубной боли» и представляет собой просто бесформенный кусок древесины. Те, у кого болит зуб, приходят сюда и вбивают в дерево монетку в надежде, что это успокоит их боль. Судя по количеству монеток, многие нуждаются в помощи Вайша Дева… или дантиста. Многие непальцы, проходя мимо, прикасаются сначала к дереву, затем ко лбу, выражая таким образом почтение богу зубной боли… так, на всякий случай.
Анонимный гигант Кашмира
Эта фотография была снята в 1903 году фотостудией «Борн и Шеферд» и называется «Гигант Кашмира». Рост этого гиганта был 2м 44см. Но это всё, что сохранила история об этом человеке. Неизвестно даже его имя. Он навсегда останется просто «гигантом Кашмира».
Уличные дантисты
Наряду с парикмахерами, сапожниками и фармацевтами на улицах городов Индии можно встретить и дантистов. У них нет дипломов, своё умение они получили от отца, а тот от своего отца. И хотя законом запрещена нелицензированная практика, тем не менее уличные зубные предлагают свои услуги, как и сто лет назад. И они не остаются без пациентов. Конечно же, это бедные люди, которые не могут себе позволить пойти к дипломированному специалисту. Уличный дантист может снять боль, вырвать зуб, может подпилить, может сделать искусственные зубы, запломбировать. Вообщем, почти всё то, что делает врач в клинике. Правда, условия и качество будут сильно отличаться. Но для бедных людей главное – решить зубную проблему как можно дешевле. Например, поставить мост у уличного дантиста стоит всего 125 рупий, тогда как в клинике это обойдётся в 10 000. Где ж беднякам взять такие деньги. Вот и пользуются уличные дантисты спросом до сих пор.
продолжение
–PAGE_BREAK–