–PAGE_BREAK–Средняя плотность населения – 132 чел./В. км. Распределение населения неравномерное. Например, на о-вах Ява и Мадура, занимающих ок. 7% площади Индонезии, живет свыше 70% всех жителей страны. Плотность населения здесь – ок. 916 чел./В. км. (местами доходит до 1500–2500 чел./В. км.). Противоположная картина наблюдается на о. Новая Гвинея: здесь на 22% территории Индонезии сосредоточен лишь 1% ее жителей (5,3 чел./В. км). К слабообжитым районам Индонезии относится и о.Калимантан, покрытый влажными тропическими лесами. Плотность его населения (ок. 11,331 тыс. в 2000) составляла 20,7 чел./В. км. На Яве сельское хозяйство сводится в основном к работам на заливных полях (савахах), на которых выращивается рис. На Калимантане применяют главным образом подсечно-огневую систему земледелия (ладанг), при которой полукочевые племена вырубают и сжигают молодую древесную поросль. С таких незаливных угодий можно собирать урожай в течение нескольких лет, а затем эти участки забрасываются на несколько лет и таким же способом осваиваются новые. Заливные поля используются непрерывно.
В) Урбанизация. В Индонезии наблюдается тенденция к ускоренному оттоку населения из деревень. По сравнению с 1940 суммарная численность населения крупнейших городов увеличилась в 10 раз. Среднегодовой рост городского населения в 1990-е годы составлял 3,6%. В городах проживает ок. 43% населения (на 2002). Процесс урбанизации особенно выражен на Яве. В столице страны Джакарте в 1930 проживало 533 тыс. жителей, в 1961 – 2,9 млн., 1971 – 4,6 млн., а в 1980 – 6,5 млн. жит. Число жителей Джакарты в 2004 достигло 8,987 тыс. человек, а в городской агломерации – 17 891 тыс. человек. К числу крупных городов (по состоянию на 1 января 2004) на Яве относятся также Сурабая (3,092 тыс.), Бандунг (2,781 тыс.), Тангеранг (1,344 млн.), Семаранг (1,289 тыс.), Маланг (841,5 тыс.), Богор (697,1 тыс., по др. оценкам – 1,5 млн. жит.), Суракарта (606,7 тыс.) и Джокьякарта (492,8 тыс., по др. оценкам – 3,122 тыс. жит., 2000 г.). В когорту ведущих центров урбанизации на Суматре входят Медан (на севере) (2,243 тыс. жит.), Палембанг (на юго-востоке) (1,507 тыс. жит.) и Паданг (главный порт на западном побережье) (640 тыс. жит.). Наибольшее значение на Сулавеси имеет Макасар (Уджунгпанданг, с 1971 по 1999) (1,268 тыс. жит.), а на Калимантане – Банджармасин(578,8 тыс. жит.). Другие крупные города – Денпасар (511 тыс.) на о. Бали, Амбон (273,5 тыс. жит, 1990 г.) на о-ве Амбон (Молуккские о-ва).
Г) Этнический состав. В Индонезии выделяют ок. 330 этнических и племенных групп, каждая из которых имеет собственный язык, обычаи и свою социальную организацию. Самые многочисленные из них яванцы; их доля в населении страны составляет 45%. Они заселяют большую часть Центральной, Восточной и отчасти Западной Явы, южное побережье Суматры и Калимантана. За ними следуют сунды (сунданцы) (14%) из Западной Явы и мадурцы (7,5%), занимающие, кроме о. Мадуры, восточную часть Явы. Западную и восточную часть Суматры населяют минангкабау (3,3%), а северное побережье – батаки и ачехцы. Изолированные горные районы Северной Суматры населяют гайо и аласы. Малайцы (7,5%) образуют основное население в восточной и юго-восточной частях Суматры, на побережье Калимантана и о-вах Риау. К числу других крупных народностей относятся банждары, близкие к малайцам, и даяки Калимантана (коренное население острова). Юго-запад Сулавеси населяют буги и макасары, горные районы центра – племена тораджей. На о.Бали живут балийцы, на о. Ломбок – сасаки. Среди народов Молуккских островов выделяются амбонцы. Большая часть Новой Гвинеи заселена папуасскими народами. Кроме того, представлено множество малых народов с локальными ареалами обитания.
Д) Языки. По числу живых языков Индонезия занимает второе место в мире. Здесь говорят на 728 языках и диалектах. Языки коренных этносов страны существенно различаются, хотя все они относятся к малайско-полинезийской (австронезийской) языковой семье, включая яванский язык, наиболее широко распространенный в Индонезии. Он является родным для 75 млн. жителей, особенно на о. Ява. Исключение составляют лишь папуасские языки, на которых говорят в Западном Папуа и других районах восточной части Индонезии. Единый общенациональный язык – индонезийский, или бахаса индонесиа, был принят в 1945. В его основе лежит диалект малайского, известный как риау малай, который одно время выступал в качестве основного языка торговли и общения между жителями архипелага. Несмотря на свой официальный статус, бахаса индонесиа считается родным лишь для 30 млн. человек (ок. 7% населения). Этому языку обучают во всех школах, именно на нем разговаривают образованные и живущие в городах индонезийцы. Письменность строится на основе латинского алфавита; в 1972 Индонезия и Малайзия согласовали общую орфографию.
Е) Религия. Индонезия многоконфессиональная страна. Здесь сосуществуют ислам, христианство (протестантизм и католицизм), буддизм, индуизм, конфуцианство, анимизм, охватывающие различные языковые и социальные группы населения. Конституция Индонезии гарантирует свободу религии и равенство всех конфессий. Индонезия самая крупная мусульманская страна в мире. Подавляющее большинство индонезийцев (ок. 88% населения) исповедуют ислам. В основном это сунниты шафиитского толка, но есть и приверженцы других правовых школ – ханифитской, ханбалитской и маликитской. Шииты представлены частью выходцев из Индии и Пакистана. Хотя в некоторых частях Индонезии (на Суматре, на западе Явы и юго-востоке Калимантана) мусульмане строго соблюдают каноны ислама, в остальных местах эта религия находится, как правило, под сильным влиянием буддизма и анимистических верований. Имеется свыше 100 тыс. мечетей. Христиане составляют ок. 9% населения. Их основные центры сосредоточены преимущественно в провинциях Северная Суматра, Северный Сулавеси, Восточная Нуса-Тенгара, Центральная Ява и Папуа, а также в столичном округе. Среди христиан преобладают протестанты, во главе которых стоит Союз церквей в Индонезии, объединяющий свыше 60 лютеранских и реформаторских церквей. Крупнейшие среди них – Христианская протестантская батакская церковь (более 3 млн. членов), Христианская евангелическая церковь минахасов (св. 500 тыс.), Индонезийская христианская церковь (350 тыс.), Протестантская христианская церковь (337 тыс.) и Христианская протестантская церковь в Индонезии (255 тыс.). Католиков ок. 2,6% населения. Организационно их возглавляет Высший церковный попечительский совет Индонезии. Почти все жители о.Бали и большинство тенггер на Восточной Яве исповедуют индуизм (ок. 2% населения), подвергшийся влиянию буддизма, в то время как большинство китайцев остаются приверженцами буддизма (около 1% населения), конфуцианства (0,5%) или даосизма. В конце 1970-х в Индонезии насчитывалось 1260 буддийских и 171 тыс. индуистских храмов, ок. 4 тыс. монастырей. Во внутренних районах островов широко распространен анимизм – вера в то, что мир наполнен всевозможными духами, скрывающимися в вулканах, ветре, реках, деревьях, скалах, могилах, кинжалах, гонгах, барабанах и т.д. Местные племенные верования преобладают среди даяков, кубу, батаков, папуасов и др.
4.Государственное устройство:
А) Исполнительная власть. Глава государства, правительства и верховный главнокомандующий вооруженными силами Индонезии – президент, которому оказывает помощь в осуществлении его обязанностей вице-президент. Президент и вице-президент избираются (с 2004) всеобщим прямым и тайным голосованием сроком на пять лет, по истечении которого они могут быть избраны вторично, но не более, чем еще на один срок. Ранее президент избирался парламентом. Кандидаты в президенты и вице-президенты выдвигаются общим списком от политических партий или их коалиций, которые завоевали не менее 5% голосов на парламентских выборах, или 3% из 550 мест (то есть 17 мест) в Совете народных представителей. Если ни один из списков не получает необходимого большинства голосов, проводится второй тур, для победы в котором достаточно относительного большинства голосов. Первым всенародно избранным президентом Республики Индонезии стал генерал в отставке Сусило Бамбанг Юдойоно (Susilo Bambang Yudhoyono), завоевавший во втором туре президентских выборов (20 сентября 2004) свыше 60,9% голосов из 122 млн. проголосовавших избирателей. Инаугурация первого всенародно избранного президента состоялась 20 октября 2004.По конституции президент наделен полномочиями представлять законопроекты на рассмотрение Совета народных представителей (СНП) и утверждать постановления правительства для их исполнения; объявлять войну, заключать мир и договоры с другими государствами; при необходимости вводить чрезвычайное положение и управлять страной посредством декретов. Ранее глава государства имел полномочия издавать законы, но внесенные в 1997 в текст конституции изменения лишили его этого права. Президент также назначает и смещает министров, послов и консулов, обладает правом амнистии и помилования, присвоения званий и почетных знаков отличия. В то же время, являясь главой исполнительной власти, он не имеет права вмешиваться в работу парламента, распускать законодательный орган или приостанавливать его деятельность. Под руководством президента осуществляет свою деятельность правительство республики – кабинет министров. Правительство наделено правом издавать с согласия СНП законы, а также разрабатывать соответствующие постановления для их исполнения. Назначаемые президентом министры возглавляют правительственные министерства и оказывают помощь президенту в его деятельности. Сформированный в октябре 2004 «Кабинет объединенной Индонезии» (Kabinet Indonesia Bersatu) включает помимо президента и вице-президента 34 членов и Генерального прокурора. К центральным органам власти относится Высшее аудиторское управление, осуществляющее контроль за исполнением финансовой стороны государственного бюджета. Его члены предлагаются Советом народных представителей и назначаются президентом. В прежней редакции Конституции предполагалось создание при президенте Высшего консультативного совета, наделенного правом давать консультации президенту по его запросу.
Б) Законодательная власть. Принадлежит Народному консультативному конгрессу. При Сухарто Конгресс собирался один раз в пять лет, чтобы избрать президента (каждый раз им становился Сухарто) и вице-президента, а также одобрить «Основные направления государственной политики». Согласно конституционным поправкам, вступившим в силу в 2004, Народный консультативный конгресс утратил значение высшего представительного органа власти и преобразован в парламент, который состоит из двух палат – Совет народных представителей (СНП) и Совет региональных представителей (СРП). Конгресс наделен правом принимать и изменять конституцию, вводить в должность президента и вице-президента, а также инициировать процедуру отстранения президента от власти.Численный состав Конгресса не оговаривается. Сформированный после выборов в 2004 Конгресс состоит из 550 членов СНП и 128 членов СРП. Депутаты обеих палат избираются прямым всеобщим голосованием сроком на пять лет. Прежде Конгресс формировался из членов парламента – Совета народных представителей, а также представителей от политических партий, провинций, делегированных местными СНП, и функциональных групп. Последние назначались декретом президента. Согласно закону 1969, НКК состоял из 920 членов, из них 460 – депутаты парламента. В 1987 состав Конгресса был расширен до 1000 членов. После реформ, одобренных 28 января 1999, состав НКК был сокращен до 700 мест: за депутатами парламента были закреплены 500 мест, за представителями провинций – 135 мест и за представителями функциональных групп – 65 мест. Текущую законодательную деятельность осуществляет Совет народных представителей. При Сухарто Совет собирался на свои заседания регулярно в течение года для обсуждения законов, предлагаемых исполнительной властью. Наряду с избранными по партийным спискам депутатами, в его состав входило также определенное число членов, назначенных правительством и делегированных военными. Согласно закону, избранный в 2004 состав Совета состоит из 550 членов. Отныне все места в парламенте распределены только между политическими партиями, принимавшими участие во всеобщих парламентских выборах. Представители военных лишились своих квот в парламенте. Палата должна собираться на свои заседания не реже одного раза в год и утверждать бюджет страны и внесенные на рассмотрение правительством или депутатами парламента законопроекты. Если предложенный законопроект не получит поддержки, то при нынешнем составе парламента он не может быть внесен на обсуждение вторично. Все законы вступают в силу только после утверждения президентом.
В) Местные органы власти. В административном отношении Республика Индонезия делится на 33 провинции, включая Особые регионы – Султанат Джокьякарта и Нанггрое Ачех-Даруссалам, а также особый столичный округ – Большая Джакарта. Во главе провинций стоят губернаторы, осуществляющие функции исполнительной власти. Губернатор Джокьякарты, которым является султан, занимает этот пост пожизненно. Однако нынешний правитель Джокьякарты, султан Хаменгкубувоно Х, занял пост губернатора в результате прямых выборов. Ранее, до конституционной реформы в 1999, губернаторы назначались президентом по рекомендации провинциальных законодательных органов после предварительной консультации с министром внутренних дел. Как правило, большинство губернаторов были из числа представителей вооруженных сил. Провинции делятся на кабупатены (области или районы), а последние – на кечаматаны (подрайоны). В крупных городах образуются муниципалитеты. Исполнительную власть в кабупатенах возглавляют глава администрации области – бупати, а в муниципалитетах – мэры городов. Назначение на должность бупати и мэра осуществляется губернатором провинции совместно с региональными представительными органами, а утверждение в должности производится министром внутренних дел. Избиратели принимают участие в выборах в провинциальные, городские и районные законодательные органы – советы народных представителей. Число мест в провинциальных СНП колеблется от 45 до 100 мест, а районных или муниципальных собраний от 20 до 45, в зависимости от численности населения данного региона, при этом каждый регион нижестоящий регион получает 1 место в законодательном собрании региона более высокого уровня.
Г) Судебная система. Состоит из Верховного суда, Конституционного суда, высших и районных судов, а также судов специальной юрисдикции. Высший судебный орган – Верховный суд в Джакарте. Председатель и все члены суда назначаются президентом по списку кандидатов, одобренных законодательным органом. Верховный суд обладает правом надзора за деятельностью других судебных органов и является судом последней инстанции, наделенным правом рассматривать кассационные жалобы на приговоры и решения, вынесенные нижестоящими судами. Ранее находившиеся в компетенции Верховного суда вопросы, связанные с толкованием конституции, а также роспуском политических партий и отстранением от должности президента и вице-президента, были переданы Конституционному суду, образованному 17 августа 2003. В крупнейших городах страны – Джакарте, Сурабае, Медане, Макасаре, Банда-Ачех, Паданге, Палембанге, Бандунге, Семаранге, Банджармасине, Манадо, Денпасаре, Амбоне и Джаяпуре – существуют Высшие суды, которые рассматривают крупные уголовные и гражданские дела, а также апелляционные жалобы на решения нижестоящих судов. Низшую инстанцию образуют районные суды, рассматривающие мелкие уголовные и гражданские дела. Председатели и члены местных судов назначаются министром юстиции и прав человека. Законодательно созданы также суды специальной юрисдикции: Коммерческий суд, специализирующийся на делах о банкротстве с возможным обращением к специальному трибуналу по банкротству Верховного суда; суды военной юстиции; религиозные суды, разбирающие дела на основе Корана, адата и шариата и охватывающие почти исключительно вопросы семейно-брачных отношений.
Д) Политические организации. Первые политические партии и организации («Буди Утомо», Индийская партия, «Сарекат ислам» и др.) появились в начале 20 века. После обретения страной независимости главную роль в политической жизни играли Национальная партия Индонезии (НПИ), Коммунистическая партия (КПИ) и мусульманские партии (Нахдлатул Улама, Машуми). Однако демократический эксперимент продолжался недолго. После установления системы «управляемой демократии», в начале 1960-х, правительством был принят курс на «упрощение» системы политических партий, в результате которого были запрещены не только Социалистическая партия Индонезии и Машуми (1960), заподозренные в участии в антиправительственных мятежах, но и десятки других более мелких партий. После прихода к власти Сухарто был наложен запрет на деятельность Компартии Индонезии. Однако, продолжая курс «упрощения партийной системы», Сухарто в то же время стремился придать своему режиму более демократический облик. С этой целью была основана политическая организация Голкар (Голонган карья), которая объединяла государственных служащих, офицеров и в меньшей степени студентов, крестьян, женщин и т.д. в т.н. «функциональные группы». Сухарто разрешил и политические организации, которые не пользовались поддержкой властей, но после выборов 1971 вынудил девять партий, различных по политической ориентации и религиозному составу, слиться в две, создав тем самым трехпартийную систему. Мелкие националистические и христианские партии (Национальная партия Индонезии, Союз защитников независимости Индонезии, Католическая партия, Христианская партия Индонезии и Партия неимущего люда) создали в 1973 Демократическую партию Индонезии, а вместо четырех мусульманских партий возникла Партия единства и развития.
Е) Общественные организации. За спиной мусульманских партий стоят массовые исламские организации: консервативного толка Нахдатул улама (до 40 млн. членов, председатель – Хасым Музади) и модернистского – Мухаммадья (осн. В 1912, ок. 28 млн. человек, 14 тыс. школ, 160 университетов, тысячи мечетей; председатель – Сьяфи Маариф). В последнее время начался процесс сближения этих организаций на почве защиты ислама от нападок и обвинений в поддержке религиозного насилия, что связано с проводящейся США кампанией борьбы с международным терроризмом. В стране открыто или полулегально действуют десятки военизированных исламистских группировок, многие из которых причастны к актам насилия и этническим чисткам в различных частях страны. Джамаа Исламийя («Исламская община») – радикальное исламистское движение, выступающее за создание Исламского халифата в Юго-Восточной Азии (на территории Индонезии, Малайзии, Брунея, Сингапура, Камбоджи, Южных Филиппин и Южного Таиланда). Ласкар Джихад («Воины священной войны») – военизированная религиозно-политическая группировка. Фронт защитников ислама – радикальная группировка, созданная в 1997. В отличие от других не борется за создание исламского государства, однако требует строгого соблюдения законов шариата. Известна созданием военизированных банд, совершавших нападения на бары и ночные клубы в Джакарте. Участвует в религиозном конфликте на Молуккских о-вах и Суматре. Насчитывает несколько тысяч членов.
Ж) Внешняя политика. Сухарто была прагматичной, но в последние годы он искал, как считают индонезийцы, пути проведения «более активного и независимого курса». В начале 1990-х Индонезия сыграла ключевую роль в прекращении гражданской войны в Камбодже. В 1991–1995 Джакарта заняла председательское кресло в Движении неприсоединения, а с начала 1990-х стала местом неформальных встреч представителей стран, вовлеченных в конфликт с Китаем по вопросу о разграничении территориальных вод в Южно-Китайском море. В 1994 в Индонезии состоялся ежегодный форум глав государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества стран Азии и Тихого океана, на котором Сухарто убедил коллег в необходимости превращения региона в зону свободной торговли. В начале 1960-х Индонезия находилась в напряженных отношениях с соседями, особенно с Сингапуром и Малайзией. Усилия Сухарто были сосредоточены на создании Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), с инициативой создания которой Индонезия выступила в 1967. Тем не менее индонезийско-малайзийские отношения были осложнены территориальными спорами, нелегальной миграцией рабочей силы из Индонезии в Малайзию и бегством в Малайзию повстанцев из суматранского особого района Аче в начале 1990-х годов. При Сухарто Индонезия поддерживала тесные политические связи с США, Японией и большинством западноевропейских государств. Эта позиция не была неожиданной, если учитывать то обстоятельство, что Сухарто пришел к власти в результате разгрома Коммунистической партии Индонезии, в то время третьей по численности среди компартий мира. Отношения с КНР, которая помогала индонезийским коммунистам, были заморожены до 1990.
5.Экономика:
А) Экономическая история. В 1949, когда Индонезия завоевала независимость, ее экономика состояла из двух основных секторов. Один из них включал плантации, шахты, нефтяные промыслы, нефтеперерабатывающие заводы и другие крупные промышленные предприятия. На всех этих объектах производственный процесс был механизирован, технологически отработан и обеспечен умелым управлением. Другой сектор состоял из крестьянских хозяйств и мелкой промышленности, зачастую в виде надомного производства. Если абстрагироваться от нескольких крупных сахарных плантаций, то вплоть до 1830 главными поставщиками аграрной продукции на островах архипелага оставались хозяйства крестьян и мелких арендаторов. В свое время голландцы вели торговлю с деревенскими жителями в основном через китайских посредников. Впрочем, после наполеоновских войн власти ввели в колонии т.н. «систему принудительных культур», сводившуюся к обязательным поставкам местными земледельцами экспортной сельскохозяйственной продукции. Позднее главный упор был сделан на развитие плантационного сектора. До конца 19 в. Хозяйственная деятельность голландцев разворачивалась в основном в «хинтерландах» яванских морских портов. Паровые двигатели появились на архипелаге еще в 1825 и применялись вначале на гражданских и военных морских судах. К началу 1880-х годов почти завершился процесс механизации мощной сахарной промышленности, связанной с транспортом и другими видами производственной инфраструктуры Явы. По утверждению некоторых специалистов по экономической истории Юго-Восточной Азии, в 1900 в одном ряду с такими ведущими промышленными центрами Азии, как Калькутта, Мумбаи (Бомбей) и Осака, стоял Сурабая на северо-восточном.
Б) Экономический рост. После 1969 индонезийское правительство приступило к плановому развитию экономики на основе задуманной на 25-летний срок программы, которая включала пять пятилетних планов. Политический и экономический кризис 1997–1998 привел к срыву седьмого пятилетнего плана. До скачка мировых цен на нефть (1967–1973) среднегодовой рост ВВП Индонезии определялся внушительной цифрой 7,9%, причем наиболее быстро развивались финансовые структуры и строительство. С 1973 по 1981 рост ВВП замедлился до 7,5% в год, лидировали тот же финансовый сектор и отрасли обрабатывающей промышленности. Снижение показателя до 4,3% в период с 1981 по 1988 явилось следствием сокращения поступлений от экспорта нефти и газа. С 1989 по 1996 усилия центральных властей, направленные на развитие экспортных отраслей, обусловили увеличение ВВП более чем на 7% в год. Но самым впечатляющим оказалось повышение стоимости услуг и числа занятых в третичной сфере. Доход на душу населения вырос с 75 долл. В 1966 до 1 013 долл. В 1996, но рецессия, распространение безработицы и резкое падение курса индонезийской рупии, вызванные финансово-экономическим кризисом в 1997–1998, привели к снижению этого показателя в 1998 до 400 долл. Кризис выразился в снижении темпов экономического роста с 7,8% в 1996 до 2,9% в 1998, сокращении объема ВВП с 227 млрд. долл. В 1996 до 160 млрд. долл. В 2000. Однако, благодаря доходам от экспорта сырой нефти и газа, полученным в 2003–2004, объемы ВВП выросли с 172,9 млрд. долл. В 2002 до 758,8 млрд. долл. В 2004. Реальный рост ВВП в 2004 составил 4,1%, а доход на душу населения – 3200 долл. США. Однако такой рост привел лишь к усилению неравномерности распределения дохода.
В) Занятость населения. Начиная с 1980 экономически активное население возросло на 45 млн. человек. Контингент самодеятельного населения ежегодно пополняется приблизительно на 2,5–3 млн. за счет притока молодежи. Только часть их трудоустраивается в больших городах на предприятиях и стройках. Большинство индонезийцев, которые не сумели найти себе место в рамках формального сектора, ищут работу в неформальных структурах, характерных для центров урбанизации. Сегодня, по оценкам на 2004, экономически активное население Индонезии составляет 105,7 млн. человек, из них 41,2% – женщины. Крупные государственные инвестиции в развитие народного образования в 1970-х отозвались подъемом уровня грамотности взрослого населения с 47% в 1961 до 89% в 1997. Однако в процессе индустриализации 1980–1990-х обнаружился недостаток квалифицированных рабочих кадров. Полностью занятых в производстве – ок. 60 млн. человек. По официальным данным, уровень безработицы снизился с 10,6% в 2002 до 8,7% в 2004, при этом в середине 1990-х безработица была особенно высокой среди лиц с высшим образованием. Число лиц за чертой бедности 27% (1999). Несмотря на отлив рабочей силы из сельского хозяйства в другие отрасли, большая часть населения (44%) занята в аграрном хозяйстве; в сфере услуг работает 38%, в промышленности – 17%. В горнодобывающей промышленности занято менее одного процента всей рабочей силы, но она вносит более 10% ВВП и дает более 2/3 экспортного дохода. Основные минеральные ресурсы Индонезии – нефть, природный газ, олово, глинозем, никель, медь, уголь, марганец и железная руда.
Г) Сельское хозяйство. Несмотря на то, что доля сельского хозяйства в валовом продукте страны неуклонно снижается – с 28% в 1981 до 16,6% в 2004, – оно продолжает оставаться важнейшим сектором индонезийской экономики, в котором занято ок. 45% самодеятельного населения, главным образом малоземельные крестьяне или наемные с.-х. рабочие на плантациях. В период трех первых пятилетних планов правительство потратило немалые средства на стимулирование сельскохозяйственного производства страны, уделив особое внимание развитию орошения, созданию инфраструктуры и распространению среди крестьян новых сортов культурных растений. Увеличению производства способствовало также поощрение создания кооперативных предприятий и сельскохозяйственных банков. В результате к 1984 Индонезия перешла на самообеспечение продовольственными товарами. Однако, из-за высокого прироста населения, засухи и кризиса 1997 страна вновь вынуждена импортировать большой объем продовольствия, включая рис и пшеницу. Очень острым, особенно на Яве и Мадуре, остается вопрос о земельной собственности и размерах крестьянских наделов.
Д) Сфера услуг. За последние 30 лет получили развитие предприятия оптовой и розничной торговли, транспорт, связь, финансовые службы, различные профессиональные услуги, расширилась сеть отелей и ресторанов. Сфера услуг в середине 1990-х – первой половине 2000-х обеспечивала от 35 до 41% ВВП и отличалась высокими (8,6%) темпами роста.
Е) Транспорт.Наиболее важную роль в жизни играет морское и речное судоходство, обеспечивающее сообщение с островами архипелага и соседними странами. В стране имеются сотни портов разного значения – от универсальных с контейнерными причалами до мелких рейдовых стоянок. Крупнейшие порты, осуществляющие основной объем операций с внешнеторговыми грузами, – Перак (г. Сурабая), Балаван (г. Медан), Макасар (о.Сулавеси) и Танджунг Приок (г. Джакарта). Экспорт нефти и природного газа идет в основном через порты на Суматре. Общий тоннаж торгового флота (710 судов, св. 1 тыс. бр.-рег. Т) – 3 045 тыс. бр.-рег. Т. Основные перевозки осуществляются морским и речным транспортом; между островами курсируют паромы. Большое значение приобретает автомобильный транспорт. В 1970-е власти произвели крупные капиталовложения в строительство дорог и совершенствование средств связи. Современные автодорожные сети сосредоточены главным образом в экономически развитых и густонаселенных районах. Протяженность автомобильных дорог (1999) – 342 700 км, из них асфальтированных – 158 670 км. В некоторых областях, например, во внутренних районах Калимантана, Суматры и Западного Папуа, сеть автомобильных дорог практически отсутствует. Единственную возможность передвижения обеспечивает гужевой, гусеничный или речной транспорт. Протяженность внутренних водных путей – 21 579 км, главным образом, на Калимантане и Суматре.
Ж) Денежное обращение. Денежная единица Индонезии до 1945: 1 яванский гульден = 100 центам; со 2 ноября 1949: 1 индонезийская рупия = 100 сенам; после денежной реформы в 1965: 1 индонезийская рупия = 100 новым сенам (1 новая рупия = 1000 старых рупий). Первоначально курс рупии был равен 3,80 за 1 долл. США. В результате инфляции и неоднократной девальвации курс индонезийской валюты постоянно снижался. Спровоцированное экономическим кризисом в Юго-Восточной Азии (1998) очередное обесценивание индонезийской рупии на 35% привело к падению правительства Сухарто.На архипелаге Риау до 1 декабря 1963 официальное хождение имел малайский доллар. 15 октября 1963 в обращение была введена рупия Остров Риуа, равная 1 малайскому доллару. Индонезийская рупия заменила местную 1 июля 1964. В Западном Ириане с 30 марта 1950 по 1 мая 1963 была собственная валюта (1 гульден Нидерландской Новой Гвинеи = 100 центам). После присоединения к Индонезии в 1963 в обращение была запущена рупия Ириан Барат, которая циркулировала внутри страны как отдельная валюта. Индонезийская рупия заменила рупию Ириан Барат 18 февраля 1971.
6.Общество:
А) Социальная структура. Индонезия отличается чрезвычайно сложной социальной структурой. Так, например, на Яве типичная семья состоит из супружеской четы и детей, самостоятельна в быту и не поддерживает тесных связей с остальными родственниками. Между тем на Бали распространены сложные семьи, в которых несколько братьев с женами и детьми проживают совместно с родителями.
Б) Сельское общество. Хотя численность городского населения продолжает расти, Индонезия остается преимущественно сельской страной. Большая часть населения Явы и Бали включена в рисоводческие общины. Некогда, в период индо-яванских княжеств 8–13 вв., эти территории находились под сильным влиянием индуизма. Многие яванцы считаются мусульманами, однако и сегодня в прибрежных районах Явы, откуда в 15–16 вв. начал распространяться ислам, по-прежнему прослеживаются индуистские и буддийские традиции. Не исчезли и заимствованные представления о кастах и складывающейся на их основе особой иерархической системе, пустившей корни прежде всего на Яве в период голландского господства. На самом верху социальной пирамиды находятся потомки княжеских семей, следующий слой формируют государственные служащие – прийяи, занимающие административные должности в деревнях. Впрочем, большинство населения Явы и Бали составляют крестьяне, которые добывают средства к существованию трудом на заливных полях.
В) Городское общество.В отличие от деревенского населения, городское сообщество в любой части Индонезии имеет более или менее сходную социальную структуру. Поэтому все различия между крупными городами страны объясняются скорее историческими обстоятельствами, например, явным влиянием голландского колониального периода (что еще ощутимо в архитектуре Амбона и Манадо) или присутствием национальных меньшинств (так, самая большая на архипелаге община этнических китайцев находится в городе Медане). И в крупных, и в малых городах страны некитайская верхушка общества состоит из государственных чиновников, старших армейских офицеров и ведущих политиков. В этом слое элиты появляются и отдельные предприниматели, врачи, университетские преподаватели, художники, профессиональный авторитет которых увеличивает их шансы занять административную или политическую должность. Социальный статус таких людей определяется не только их финансовой самостоятельностью. Принадлежащие к элите граждане обычно знают один из европейских языков (в прежние времена голландский, ныне английский), знакомы с проблемами стран Европы и Америки и имеют университетское образование. Хотя подобные качества существенно отделяют их от простых соотечественников, в частной жизни многие придерживаются национальных традиций – например, дома носят саронг, предпочитают другим продуктам питания рис и т.п.
Г) Положение женщин. Для страны характерен высокий общественный статус женщины. В определенных слоях населения женщины пользуются немалым авторитетом благодаря своей ключевой роли в сближении семей. Пользуясь юридическим равноправием, женщины могут наследовать имущество, за исключением тех случаев, когда в действие вступают законы шариата. Индонезийские женщины добились немалых успехов в мелком бизнесе и нередко занимают высокие посты в сфере предпринимательства и аппарате государственного управления. Даже в среде ревностных мусульман индонезийские женщины не придерживаются затворнического образа жизни, не ограничены в передвижениях и не закрывают лица, а лишь прикрывают платком голову. Значение женщины в национальной культуре Индонезии символизирует широко отмечаемый праздник в честь принцессы Картини. В начале 20 в. Эта яванская принцесса выступила инициатором движения за эмансипацию индонезийских женщин в соответствии с требованиями времени.
Д) Молодежь. Молодежь активно участвовала в партизанской войне в джунглях и в различных сражениях, в частности в обороне Сурабая. Не случайно многие главные проспекты и известные архитектурные сооружения в городах носят такие названия, как Ют-Стрит (улица Молодежи) или Ют-Холл (Зал молодежи). Основные политические партии имеют свои молодежные организации. Поддержка студентами армии способствовала подавлению коммунистического путча в середине 1960-х годов и облегчила Сухарто приход к власти. Затем в 1970-х годах молодежь широким фронтом выступила против Сухарто. В 1980-х годах делались попытки ослабить политическую активность студентов, но в следующем десятилетии она вновь вспыхнула, став главным фактором, который привел к отставке Сухарто.
Е) Профсоюзное движение. Профсоюзы активно действуют с момента появления индонезийского рабочего движения в 1908. В начале 1990-х единственным законно признанным профсоюзным центром был контролируемый правительством Всеиндонезийский союз трудящихся (СПСИ), созданный в феврале 1973 отставными армейскими офицерами после разгрома независимого профсоюзного движения. Вновь образованный в 1990 независимый профсоюз Сетиа каван («Солидарность») спустя три года был запрещен правительством. Число забастовок в Индонезии заметно росло, начиная примерно с 1985, и достигло пика в 1994, когда особенно массовыми были выступления трудящихся в городе Медан на севере Суматры, организованные профсоюзом «Процветание». Всего в период 1990–1995 состоялось свыше тысячи стачек. После отставки Сухарто (1998) Индонезия ратифицировала конвенцию Международной организации труда (МОТ), гарантирующую право трудящихся на объединение.
Ж) Социальное обеспечение. В соответствии с законами о труде, в Индонезии установлен рабочий день в 7 часов при 40-часовой рабочей неделе. Гарантируется еженедельный выходной день. Законодательство регулирует и устанавливает нормы детского и женского труда, условий работы и её продолжительности. Женщины имеют право на трехмесячный отпуск по беременности. Запрещен женский труд на вредном производстве, в ночную смену и труд детей моложе 14 лет. Предприятия обязаны выплачивать полностью или частично заработную плату при болезни и оказывать бесплатную медицинскую помощь, выплачивать полную компенсацию при несчастных случаях на производстве, а также пенсию при полной потере трудоспособности. Имеются государственные и частные пенсионные фонды.На практике трудовое законодательство повсеместно нарушается – не соблюдается продолжительность рабочего дня, имеет место применение детского труда и дискриминация женщин. Широко применяется практика найма временных рабочих вместо постоянных. Для разрешения трудовых конфликтов предусмотрен принудительный государственный арбитраж.
7.Культура:
А) Культурные влияния. О малайско-полинезийском происхождении коренного населения страны свидетельствует высокое общественное положение женщины и то символическое значение, которое придается лодкам. В результате коллективных творческих усилий различных народов, приходивших на архипелаг, произошло наслоение разных культур. Свое воздействие последовательно оказали индуизм и буддизм, попавшие на острова в первую очередь из Индии и с 8 в. Успешно закрепившиеся на Яве и Бали; ислам, привнесенный в 14 в. Со Среднего Востока купцами и проповедниками; европейские традиции, которые внедрялись португальцами в 16 в. И затем голландцами вплоть до начала 19 в.
Б) Музыка и танец. Примером соединения индуистского влияния и местной традиции может служить знаменитый яванский театр теней (ваянг-кулит), популярный также и на Бали. Во время представления кукловод (даланг) передвигает перед белым экраном фигуры кукол, сделанных из кожи буйвола, на которые направлен свет масляного светильника. На фоне экрана отчетливо видны куклы, а на самом экране их тени. Продолжающееся всю ночь представление ваянг-кулит – не только спектакль, но и своеобразное ритуальное действо. Разыгрывание сюжетов из индийских эпосов Рамаяна и Махабхарата служит прославлению богов, умиротворению духов и обогащению души зрителей. Полагают, что древнее искусство ваянг-кулит могло зародиться в Китае или Южной Индии, однако скорее всего возникло именно в Индонезии. По некоторым оценкам, на каждого жителя на Яве приходится в 40 раз больше кукольных трупп, чем в США, и, разумеется, ничуть не меньше это соотношение на Бали. На Яве, кроме того, существуют театр объемных деревянных кукол ваянг-голек, театр актеров в масках – ваянг-топенг и актеров без масок – ваянг-вонг, в котором живые артисты-танцоры искусно имитируют неуклюжие движения марионеток. Помимо собственных разновидностей кукольного театра, на Бали традиционно исполняют такие танцы, как кечак (обезьяна) иликрис (кинжал), отображающий поединок между ведьмой и драконом. Следует добавить, что на обоих островах популярен также оркестр гамелан, состоящий из местных ударных инструментов, струнного ребаба, местного струнного щипкового инструмента и бамбуковых флейт. На Бали такие оркестры предпочитают быстрые ритмы, а на Яве – плавные мелодии.
В) Литература. В начале 20 в. Возникла и стала развиваться современная индонезийская литература, тесно связанная с национально-освободительным движением. Издательство «Балэй пустака» («Дом литературы»), основанное колониальным правительством в 1908, до сих пор продолжает свою деятельность. В 1933 три молодых писателя с Суматры – Сутан Такдир Алишахбан, Армайн Пане и Амир Хамзах, стремившиеся в литературной форме выразить духовный мир своей страны, начали выпускать малотиражный литературно-художественный и общественно-политический журнал «Пуджанга бару» («Новый писатель»). В произведениях, которые увидели свет благодаря издательству «Балэй пустака» и журналу «Пуджанга бару», нередко изображались проблемы молодых индонезийцев, путь которых к свободе и прогрессу преграждали семейные традиции и родовые пережитки. После падения колониального режима в литературе Индонезии произошел крутой поворот, связанный с возникновением нового литературного течения – Поколение 1945-го. Под влиянием воспоминаний о годах японской оккупации появилась язвительная проза Идруса (1921–1971), страстная поэзия Хайрила Анвара (1922–1949) и великолепные воспоминания Прамудьи Ананты Тура – Мир человеческий (1980), Сын всех народов (1980), Следы шагов (1985) и Стеклянный дом (1988), объединенные в тетралогию Квартет Буру. Многие годы эти произведения, в т.ч. написанные Анантом Турой в период его заключения на о-ве Буру, а затем под домашним арестом в Джакарте, были запрещены в Индонезии. Не менее прохладно официальными властями Индонезии было встречено произведение Ромо МангунаТкач-птица (1991), удостоившееся Премии писателей Юго-Восточной Азии.
Г) Изобразительное искусство. Индонезия сохраняет определенные традиции в современном изобразительном искусстве. Работы первых мастеров (С. Суджойоно, А.Джая, К.Аффанди, Х.Нгантунг, Б.Ресобово) были проникнуты национальными мотивами. В 1937 было создано Объединение художников Индонезии (Персатуан Ахли Гамбар Индонесия, Персаги). На Яве в 1950-е были открыты Академия изобразительного искусства в Джокьякарте (ныне Институт искусств Индонезии) и кафедра изобразительного искусства в Бандунгском технологическом университете. Такие живописцы из Бандунга, как Попо Искандар, Мохтар Апин и Срихади Сударсоно, творили в основном в абстрактной манере, в то время как на полотнах выпускников академии Джокьякарты – Аффанди, Хендра и Суджойоно в реалистической манере изображены повседневная жизнь народа, а также сцены борьбы за освобождение страны от голландской колониальной зависимости. Позже стиль социального реализма, выраженный в изображении повседневной жизни со всеми ее проблемами, был продолжен в творчестве таких художников, как Джоко Пекик, Харди, Джим Супангкет, Деди Эри Суприа, Харис Пурнама, Бонионг Мунни Арди и другими представителями Движения нового искусства (Геракан Сени Рупа Бару). В 1960-е открылись Джакартский институт художественного образования и кафедры изобразительного искусства в некоторых педагогических институтах. На о.Бали в городе Убуд работает известная Академия живописи и резьбы. Индонезийские художники-мусульмане, такие как А.Ф.Пироус, создали немало полотен на сюжеты Корана.
Д) Театр и кинематограф. Современный театр зародился в начале 20 в. И был представлен в основном школьными и любительскими труппами с их стилем, близким как европейскому театру, так и традиционному. Индонезийскую драматургию этого периода связывают с именами таких писателей, как Рустам Эффенди, Мохаммад Ямин, Сануси Пане и Армайн Пане. После Второй мировой войны и борьбы за независимость на базе студенческих трупп возникло множество театров-студий, возглавлявшихся такими мастерами, как Усмаром Исмаилом, в постановках которых доминировали не только произведения известных европейских драматургов, но и индонезийских авторов, творчество которых было проникнуто идеями социального протеста и национального возрождения. Наибольшей известностью сегодня пользуются такие театральные коллективы Индонезии, как Театр Кечил (Коммунальный театр; рук. Арифин С. Нур), Театр Мандири (Независимый театр; рук. Путу Виджая), Театр Популер (Популярный театр; рук. Тегух Карья) и Бенгкел Театер (Театральная мастерская), созданный в 1967 известным поэтом и драматургом Рендрой. Часто ставятся пьесы на местные темы, иногда в сопровождении оркестра гамелан и элементами традиционного театра (куклы, маски и т.д.). В последнее десятилетие вновь получил развитие уличный театр, бывший популярным в послевоенные годы.
Е) Образование. Доступ местного населения к образованию в колониальный период был ограниченным. Уровень грамотности индонезийцев к 1940 составлял всего 6%. С обретением независимости государство сделало огромный вклад в развитие образования. В 1950 был принят закон об общем образовании. На протяжении 1970–1980-х годов страна успешно инвестировала крупные средства в начальную школу. С 1978 образование стало обязательным и бесплатным для детей в возрасте от 7 до 12 лет. В 1997 школу посещали до 95% детей в возрасте 7–12 лет, 77% – 13–15 лет и 48% – 16–18 лет. Начальная система образования в нач. 21 в. Охватывала 82% девочек и 97% мальчиков школьного возраста, среднее образование – 56% девочек и 58% мальчиков. Лишь 10% населения старше 10 лет не окончили начальную школу и остались неграмотными. Уровень грамотности среди населения старше 15 лет в 2004 составлял 88,5%, в т.ч. среди женщин 84,1%, мужчин 93%. Высшее образование получили 16% граждан страны.
Ж) Наука. Основным учреждением, осуществляющим работу научного характера, включая планирование научных исследований, издание научной литературы и проведение научно-практических конференций, выступает Индонезийский институт научных исследований (Лембага илму пенгатахуан Индонесиа, ЛИПИ), расположенный в Джакарте. Ведущее место в финансировании технических разработок принадлежит Агентству технического развития и внедрения, которое возглавлял Б.Ю.Хабиби (президент Индонезии в 1998–1999). Крупнейшие библиотеки расположены в Бандунге, Богоре, Джакарте и Джокьякарте. Всего в Индонезии около 20 крупных библиотек и архивов: Национальная библиотека (осн. В 1980, 750 тыс. томов) и Национальный архив Республики Индонезии (осн. В 1892, оба в Джакарте), Библиотека Национального музея (свыше 400 тыс. томов, Джакарта), Национальная библиотека сельскохозяйственных наук (осн. В 1842, Богор, 400 тыс. томов), Библиотека политической и социальной истории (осн. В 1952, Джакарта, свыше 65 тыс. томов), Парламентская библиотека (Джакарта, 200 тыс. томов), Библиотека Индонезийского института научных исследований(осн. В 1965, Джакарта, 100 тыс. т), Литературный архив Х.Б.Яссина (осн. В 1976, Джакарта, 100 тыс. ед. хранения).
З) Музеи. Среди наиболее известных – Национальный музей в Джакарте, Зоологический музей в Богоре и Геологический музей в Бандунге. Национальный музей был основан в 1778 на базе Батавского общества искусства и наук, но окончательно сформировался в 1862, когда музей и библиотека Батавского общества были размещены в новом здании в Джакарте. Музей обладает значительным собранием произведений индонезийской культуры, организует выставки и проводит большую исследовательскую работу. Среди столичных музеев можно отметить Музей национальной истории (осн. В 1975), Музей истории Джакарты (осн. В 1974), Музей ваянга (осн. В 1975), Музей изобразительного искусства (осн. В 1976), Текстильный музей (осн. В 1976), Музей моря (осн. В 1977) и Музей вооруженных сил «Абри Сатрия Мандала» (осн. В 1972). Хорошо известен парк Таман Мини Индонесиа («Прекрасная Индонезия в миниатюре», осн. В 1980), экспозиции которого рассказывают о культуре и быте народов, населяющих Индонезию.
И) Спорт. Развитие спорта координируют Национальный спортивный комитет Индонезии (КОНИ) и Национальный олимпийский комитет. В Индонезии развиты такие спортивные состязания, как бокс, бадминтон, волейбол, плавание, стрельба из лука, хоккей на траве, тяжелая и легкая атлетика. Очень популярен футбол, а в последнее время получил развитие теннис. Распространены также некоторые традиционные виды спорта, как боевые искусства (пенчак силат, уджунган, катеда) или гонки на быках (керапан сапи). Страна – постоянный участник (с 1952) Олимпийских игр и Азиатских игр, а также Игр Юго-Восточной Азии. Первую медаль на Олимпийских играх спортсмены Индонезии получили в 1988 (Сеул). Наилучшие результаты на Олимпийских играх спортсмены Индонезии показывали в бадминтоне как в одиночном, так и в командном разряде.
К) Праздники. Фиксированную дату имеют только официальные и национальные праздники. Из светских праздников, объявленных выходными, в Индонезии отмечают Новый год (1 января) и День провозглашения независимости (17 августа). Большинство праздников – религиозные, их даты определяются по лунным календарям: хиджре (мусульманские) и шака (индуистско-буддийские). Основные мусульманские праздники: Идул Адха, Ньепи, День рождения пророка Мухаммада, Мухаррам, Весак, Вознесение пророка Мухаммада, Идулфитр (по окончанию поста месяца рамадан). Празднуются также Рождество (25 декабря), Пасха и Китайский Новый год.Кроме того, различными религиозными, национальными и профессиональными группами отмечаются многие другие праздники, не входящие в число выходных дней.
8.Флаг:
продолжение
–PAGE_BREAK–