Инфляционная психология

Инфляция – дисбаланс между величиной денежной массы в обращении и потребностямитоварного обращения; этот дисбаланс выражается в росте среднего уровня цени появлении избыточного (по сравнению с числом товаров) количество денег.Инфляция порождает ряд сложных социально-экономических проблем:обесценение денежных доходов, падение экономического интереса к долгосрочныминвестициям, обесценение денежных сбережений, падение реального процента,дезорганизацию экономических связей.
             Инфляцию можно назвать болезнью денег, она трудно излечивается,  особенно еслинедуг приобрёл хроническую форму. В инфляции повинны, возможно в разнойстепени, все экономические агенты: государственные органы, печатающие деньги;предприниматели, повышающие цены на товары и услуги; наёмныеработники, добивающиеся повышения зарплаты.
             Поведение экономических агентов в сфере финансов, с точки зрения психологии,менее предсказуемо, чем в реальном секторе. Массовые психозы, рождённыеслухами, ажиотажные сделки, традиционные иллюзии экспертов затрудняют поискравновесия, проведение реформ.
             Инфляционную психологию, т.е. типы экономического поведения, активные волевыедействия, мотивы этих действий, иллюзии, ажиотаж, страхи и психозы экономическихагентов в сфере  финансов в период инфляции, необходимо учитывать присоставлении экономических программ и  прогнозов.
             Проявления инфляционной психологии покажем на следующих примерах.
             Пример первый. Одним из ключевых механизмов инфляции  является механизмадаптивных инфляционных ожиданий. В условиях начавшейся инфляции населениеуверенно в том, что завтра цены будут выше, чем сегодня, а после завтра – выше,чем завтра. Это порождает устойчивый спрос на товары. Причём это спрос, которыйобеспечивает не только сегодняшние потребности, но и будущие – товарызакупаются впрок, для будущего потребления. Это означает, что всё большая частьполучаемых доходов идёт на увеличение спроса и всё меньшая – на сбережения.Уменьшение сбережений уменьшает возможности кредитования, новых вкладов впроизводство, и в итоге возрастающий спрос не компенсируется увеличениемпроизводства и соответственно ростом предложения товара. В итоге возникают двечётко выраженные тенденции: с одной стороны, быстро возрастающий спрос и с другой– медленное, практически незаметное увеличение предложения.
             Однажды возникнув, инфляционные ожидания приводят к усилению неравновесия междуспросом и предложением, и пока потребитель не поверит в то, что цены не будутрасти, бороться с инфляцией трудно. Только погасив инфляционные ожидания, можнопреодолеть инфляцию. Все другие меры не дадут результатов.
             Другой пример. Внезапный скачок цен в нормально функционирующей рыночнойэкономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызоветсерьёзных последствий, т.к. потребители, ожидая, что повышения цен – явлениекратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке ввиде платёжеспособного спроса. А раз уменьшается спрос, то начинается давлениена цены в сторону их снижения. Этот экономический эффект получил названиеэффекта Пигу.
             Однако в экономике, где уже существуют инфляционные ожидания, резкий скачок ценможет вызвать резкое увеличение затрат населения на покупку товаров и услуг,что само по себе создаёт трудности в экономике. Таким образом, внезапный скачокцен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будутподстёгивать рост цен. Создаётся порочный круг, из которого трудно вырваться.
             Третий пример. В условиях инфляции предприниматели заблаговременно повышаютцены, надеясь таким образом компенсировать будущие убытки. Это так называемая«инфляция ценовой накидки» — типичный пример инфляционной психологии.
             Четвёртый пример. При инфляции деньги перестают выполнять свои обычныефункции. Предприятия отказываются принимать «дензнаки» в качестве платёжногосредства, поскольку за время между их получением и использованием происходитдальнейшее обесценение денег. Экономика сползает к малоэффективному бартеру.Люди не желают использовать «плохие» деньги в качестве средства сбережения.Инфляционная горячка обескураживает продавцов и покупателей. Первые не знают,какие цены назначать, вторые – следует ли покупать товар. Инфляционные ожиданияпрепятствуют инвестициям, восстановлению производства. Чтобы опередитьнеизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятсякак можно скорее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажныйспрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средствомчастичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценныеметаллы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а этоподстёгивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя.
             Таким образом, инфляционная психология – негативный социально-психологическийфактор рыночного поведения основных субъектов макроэкономики. Она  формируетинфляционные ожидания и изменяет побудительные мотивы  поведения людей.  Потребители  и производители опасаются возможности ускорения роста темповинфляции в ближайший период. Независимо от степени реальности инфляционныеожидания всегда выступают дестабилизирующим макроэкономику фактором.

Инфляционная психология

Инфляция – дисбаланс между величиной денежной массы в обращении и потребностямитоварного обращения; этот дисбаланс выражается в росте среднего уровня цени появлении избыточного (по сравнению с числом товаров) количество денег.Инфляция порождает ряд сложных социально-экономических проблем:обесценение денежных доходов, падение экономического интереса к долгосрочныминвестициям, обесценение денежных сбережений, падение реального процента,дезорганизацию экономических связей.
             Инфляцию можно назвать болезнью денег, она трудно излечивается,  особенно еслинедуг приобрёл хроническую форму. В инфляции повинны, возможно в разнойстепени, все экономические агенты: государственные органы, печатающие деньги;предприниматели, повышающие цены на товары и услуги; наёмныеработники, добивающиеся повышения зарплаты.
             Поведение экономических агентов в сфере финансов, с точки зрения психологии,менее предсказуемо, чем в реальном секторе. Массовые психозы, рождённыеслухами, ажиотажные сделки, традиционные иллюзии экспертов затрудняют поискравновесия, проведение реформ.
             Инфляционную психологию, т.е. типы экономического поведения, активные волевыедействия, мотивы этих действий, иллюзии, ажиотаж, страхи и психозы экономическихагентов в сфере  финансов в период инфляции, необходимо учитывать присоставлении экономических программ и  прогнозов.
             Проявления инфляционной психологии покажем на следующих примерах.
             Пример первый. Одним из ключевых механизмов инфляции  является механизмадаптивных инфляционных ожиданий. В условиях начавшейся инфляции населениеуверенно в том, что завтра цены будут выше, чем сегодня, а после завтра – выше,чем завтра. Это порождает устойчивый спрос на товары. Причём это спрос, которыйобеспечивает не только сегодняшние потребности, но и будущие – товарызакупаются впрок, для будущего потребления. Это означает, что всё большая частьполучаемых доходов идёт на увеличение спроса и всё меньшая – на сбережения.Уменьшение сбережений уменьшает возможности кредитования, новых вкладов впроизводство, и в итоге возрастающий спрос не компенсируется увеличениемпроизводства и соответственно ростом предложения товара. В итоге возникают двечётко выраженные тенденции: с одной стороны, быстро возрастающий спрос и с другой– медленное, практически незаметное увеличение предложения.
             Однажды возникнув, инфляционные ожидания приводят к усилению неравновесия междуспросом и предложением, и пока потребитель не поверит в то, что цены не будутрасти, бороться с инфляцией трудно. Только погасив инфляционные ожидания, можнопреодолеть инфляцию. Все другие меры не дадут результатов.
             Другой пример. Внезапный скачок цен в нормально функционирующей рыночнойэкономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызоветсерьёзных последствий, т.к. потребители, ожидая, что повышения цен – явлениекратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке ввиде платёжеспособного спроса. А раз уменьшается спрос, то начинается давлениена цены в сторону их снижения. Этот экономический эффект получил названиеэффекта Пигу.
             Однако в экономике, где уже существуют инфляционные ожидания, резкий скачок ценможет вызвать резкое увеличение затрат населения на покупку товаров и услуг,что само по себе создаёт трудности в экономике. Таким образом, внезапный скачокцен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будутподстёгивать рост цен. Создаётся порочный круг, из которого трудно вырваться.
             Третий пример. В условиях инфляции предприниматели заблаговременно повышаютцены, надеясь таким образом компенсировать будущие убытки. Это так называемая«инфляция ценовой накидки» — типичный пример инфляционной психологии.
             Четвёртый пример. При инфляции деньги перестают выполнять свои обычныефункции. Предприятия отказываются принимать «дензнаки» в качестве платёжногосредства, поскольку за время между их получением и использованием происходитдальнейшее обесценение денег. Экономика сползает к малоэффективному бартеру.Люди не желают использовать «плохие» деньги в качестве средства сбережения.Инфляционная горячка обескураживает продавцов и покупателей. Первые не знают,какие цены назначать, вторые – следует ли покупать товар. Инфляционные ожиданияпрепятствуют инвестициям, восстановлению производства. Чтобы опередитьнеизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятсякак можно скорее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажныйспрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средствомчастичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценныеметаллы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а этоподстёгивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя.
             Таким образом, инфляционная психология – негативный социально-психологическийфактор рыночного поведения основных субъектов макроэкономики. Она  формируетинфляционные ожидания и изменяет побудительные мотивы  поведения людей.  Потребители  и производители опасаются возможности ускорения роста темповинфляции в ближайший период. Независимо от степени реальности инфляционныеожидания всегда выступают дестабилизирующим макроэкономику фактором.