БЕЛОРУСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедраэкономики и управления бизнесом
КУРСОВАЯРАБОТА
На тему
ИНФЛЯЦИЯ ИАНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ
Студент группы 813-з Н.Н. Сивая
специальности «Менеджмент»
Минск 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ,ВИДЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Сущность инфляции
1.2 Классификация видов инфляции
1.3 Методы измерения инфляции
2 СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯАНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3 ОСОБЕННОСТИИНФЛЯЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Особенности инфляции в РеспубликеБеларусь
3.2 Антиинфляционное регулирование вРеспублике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В большинстве стран мирауровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, которыйвлияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский иинвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость икачество жизни.
Способность государстваподдерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует обэффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степениразвития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всейэкономической системы.
Проблема инфляциипредставляется наиболее актуальной для стран с переходной экономикой, где можнообнаружить одновременно все типы инфляции: инфляцию спроса, издержек,структурную инфляцию, а также их подвиды. Для данного типа экономики инфляцияпроявляется не только в постоянном росте цен, но и в увеличении товарногодефицита, снижении качества товаров и услуг.
Темп инфляции являетсяважнейшим индикатором состояния экономики, в котором отражаются как внутренниеи внешние факторы, так и более фундаментальные, отражающие структурныехарактеристики экономики. Все это определило выбор темы курсовой работы. Цельработы: исследовать влияние инфляции на экономику, ее причины, структуру,методы измерения инфляции, методы решения этой проблемы.
Для достижения цели былирешены следующие задачи:
определена сущностьинфляции и методы ее измерения;
выявлены условиявозникновения инфляции;
исследованы направленияантиинфляционного регулирования;
определены особенностиинфляционных процессов и направления борьбы с инфляцией в Республике Беларусь.
В ходе исследования былииспользованы монографический, статистический, графический методы, методсравнительного анализа.
Теоретической иметодологической основой для написания курсовой работы послужили трудыотечественных и зарубежных учёных-экономистов, материалы научной периодики,отчётность государственных статистических органов Беларуси, средства Интернет.
1СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
1.1Сущность инфляции
Современный термин «инфляция»(от латинского слова inflation – вздутие,разбухание) был позаимствован из медицины. Он стал употребляться применительно кденежному обращению в последней трети XIX в. Первоначальнопод инфляцией понималось всякое расширение денежного обращения, затем ее определяликак переполнение каналов обращения денежной массой, превышающей потребности товарооборота,что способствует обесценению денежной единицы и росту цен.
Со второй половины XX в. к анализу инфляции применяется многофакторный подход, и большинствоэкономистов считают ее общеэкономическим явлением, поскольку динамика денежных параметровопределяется процессами общественного воспроизводства и экономической политикойруководства страны.
Наиболее успешную попыткуупорядочить и систематизировать знания об инфляции сделала в конце 70-х годов прошлогостолетия Л. Красавина. По ее мнению, сущность инфляции состоит в нарушении законаденежного обращения; причинами инфляции служат диспропорции в процессе общественноговоспроизводства и экономическая политика; формы проявления инфляции – избыток денежноймассы в обращении по сравнению с потребностями оборота и обесценение денег. Этоозначает, что инфляцию нельзя определять только как нарушение закона денежного обращения.Независимо от того, какие причины послужили первичными импульсами, любое повышениецен вызывает необходимость увеличения денежной массы и расширения денежно-кредитногооборота.
В экономической структуреобщества каждый закон действует не изолированно, а во взаимной связи с другими.Выделение некоторых законов, возможно только в теоретическом анализе, поэтому изотдельного закона можно вывести лишь абстрактное понятие. Явления же реальной действительности,тем более такое сложное, как инфляция, – результат взаимодействия многих законов.Таким образом, на динамику инфляционных процессов влияют как денежные так и не денежныефакторы.
К денежным факторам следуетотнести: темпы прироста денежной массы, величину спроса на деньги, динамику временныхлагов, также темпы изменения реального производства.
Вместе с тем инфляция не чистоденежное явление и даже не совсем экономическое. Исторический опыт свидетельствует,что инфляция очень часто является результатом общественных потрясений, политическихи социальных конфликтов, когда нарушается устойчивость всей экономической системы.Следует подчеркнуть, что экономика не живет какой-то своей собственной жизнью врежиме автоматизма, а создается и управляется людьми. Поэтому существует еще одинважный фактор, который имеет определенное влияние на инфляционные процессы – психологическийфактор. Как показывает мировой опыт, инфляция во многом зависит от общественнойпсихологии, от стереотипов потребления, от настроений складывающихся в обществе.Не случайно в экономической науке появился термин «инфляционные ожидания».
В этой связи весьма интереснымипредставляются взгляды на проблему инфляции германского ученого и политическогодеятеля Л. Эрхарда, основоположника теории и практики социально-рыночного хозяйства,автора германского «экономического чуда». В книге «Благосостояние для всех» он писал:«Я хотел, чтобы в германском народном хозяйстве укрепилось такое умонастроение,под влиянием которого каждый покупатель обдумывал бы самым обстоятельным образом,действительно ли не слишком высока цена товара, который он желает приобрести. Сдругой стороны всякий, кто что-либо производит или предлагает, еще раз должен быподумать, оправдана ли его цена с точки зрения требования о сохранении устойчивостицен и обеспечения прочности нашего народного хозяйства в целом». Послевоенный опытГермании наглядно свидетельствует о том, что успешные экономические преобразованияневозможны без включения в этот процесс человеческого фактора, который, в частности,оказывает существенное влияние на динамику и характер ценовых показателей.
Инфляция представляет собойсложное экономическое явление, которое по-разному объясняют различные научные школы.Сторонники монетаристского подхода определяют инфляцию как снижение покупательнойспособности денег, их обесценение или как переполнение финансовых каналов бумажнымиденьгами, что приводит к их обесценению. Причину они видят в нарушении макроэкономическогоравновесия из-за превышения совокупного спроса над предложением или инфляционногоразрыва между ними, который вызывает рост цен. В данном случае речь идет о так называемой«инфляции спроса». Этот тип инфляции преобладает, когда возрастают расходы государствана покрытие дефицита государственного бюджета, военных расходов, роста внутреннегодолга государства, расширения выдачи кредитов банками и др.
Экономисты, не разделяющиечисто монетаристских взглядов, сторонники кейнсианства, теорий «структурной инфляции»и «экономики предложения», считают, что инфляция – это совокупный рост цен в экономике.Нарушение макроэкономического равновесия вызывается удорожанием факторов производства,ведущим к росту издержек на единицу продукции. Производителям товаров приходитсяповышать цены, что ведет к росту заработной платы. В результате раскручивается спираль«заработная плата – цены». В данном случае имеет место «инфляция издержек».
Конечно, в реальной экономическойжизни феномен инфляции более сложен и трудно выделить, какой из двух ее типов вданный момент преобладает. Кроме того, инфляция необязательно выражается в ростецен. Инфляционные процессы могут проявляться в неудовлетворенном спросе населенияна товары и услуги, в избыточности сбережений и др. Поэтому появилась концепцияструктурной инфляции, которая как бы синтезирует теории инфляции спроса и издержек.Структуралисты считают, что причина инфляции коренится в несбалансированности экономики,неэластичности предложения и слабой мобильности факторов производства.
1.2Классификация видов инфляции
Инфляцию следует рассматриватькак болезнь всего хозяйственного механизма, которая отражается на всех социальныхи экономических параметрах. Она прежде всего влияет на рост цен. Но инфляция естьпричина, а рост цен – следствие.
По форме проявления различаютинфляцию трех видов.
Скрытая инфляция: снижаетсякачество товаров и услуг при неизменном уровне цен, официальная статистика не отражаетрост уровня государственных розничных цен из-за произвольно выбранной потребительскойкорзины, инфляции захватывает и инвестиционную сферу – растет сметная стоимостьосновных производственных фондов.
Открытая инфляция – рост уровняцен, падение покупательской способности денежной единицы, рост стоимости потребительскойкорзины.
Подавленная инфляция – ценыне повышаются при резком росте неудовлетворенности спроса. Возникает дефицит, товарыуходят на черный рынок, ассортимент сокращается. Этот вид инфляции характерен дляадминистративно-командной экономики с централизованным регулированием цен.
Различают также абсолютнуюи относительную инфляцию. Абсолютная инфляция означает повышение уровня цен, а приотносительной инфляции цены не растут, но оказываются завышенными по сравнению соснизившейся себестоимостью выпускаемой продукции. Некоторые экономисты (прежде всегозападные) употребляют понятие абсолютной и относительной инфляции при исследованиизависимости инфляции от роста производительности труда. Если при росте производительноститруда цены остаются на прежнем уровне (при прочих равных условиях в данном случаедолжно было произойти снижение цен), то имеет место относительная инфляция. Еслиже цены растут вместе с ростом производительности труда, то такая инфляция являетсяабсолютной.
Существует еще корректирующаяинфляция, всплеск которой происходит вскоре после либерализации цен, а ее масштабыи продолжительность зависят от степени дефицитности (разрыва между платежеспособнымспросом и предложением), от величины обменного курса валюты и степени монополизациивнутреннего рынка, а также способности иностранных товаров нарушить эту монополию.
Главным и наиболее нагляднымпоказателем наличия или отсутствия инфляции, а также ее глубины является индексинфляции (масштаб инфляции). Если цены растут сравнительно медленно (примерно от3 до 10 % в год), говорят о ползучей или умеренной инфляции. Если же рост цен происходитбыстро и скачкообразно, измеряясь двузначными цифрами (от 10 до 200 % в год), тоинфляцию квалифицируют как галопирующую. Когда обесценение денег становится самоподдерживающими неконтролируемым, а темпы роста цен и денежной массы оказываются исключительновысокими (от 200 и более 1000 % в год), наступает гиперинфляция. Она обычно происходитв условиях войны, экономической разрухи, политической нестабильности. Классическимможно считать пример гиперинфляции в Германии после первой мировой войны в 1921-1923гг., в период гражданской войны в России.
Особенности инфляции зависятво многом от различий в экономических системах. В условиях рыночной экономики, когдацены и доходы свободно формируются в основном под воздействием спроса и предложения,обесценение денег носит открытый характер. При централизованно-директивном определениицен и доходов существует скрытая (подавленная) инфляция. Ее основные проявлениязаключаются не в повышении цен, а в хроническом дефиците товаров и услуг, ростевынужденных денежных сбережений, развитии теневой экономики и т.п. Иначе говоря,обесценение денег в данной ситуации выступает в закамуфлированном виде.
В зависимости от причин возникновениястремительного роста цен и обесценения денег, на основания анализа мировой практикиможно выделить следующие виды инфляции:
административную инфляцию;
инфляцию издержек;
инфляцию спирали цен и зарплат;
инфляцию спроса.
Административная инфляцияпорождается волей государственныхорганов, различных союзов и объединений, отдельных лиц и др. В России пока сохраняетсядостаточно высокая степень монополизации товарных рынков и, соответственно, самыйсильный ценовой диктат монополистов.
Фактическое отсутствие конкуренциина основных товарных рынках, монополизм производителей и поставщиков продовольственнойи промышленной продукции сохраняют существование рынка продавца, а не рынка покупателя,как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.
Административная инфляцияпроявляется во взвинчивании тарифом на железнодорожные перевозки, платы за услугипочты, связи, коммунальные услуги, увеличении ставок импортных пошлин и др.
Поднимая цены в ключевых отраслях,например, увеличивая тарифы на перевозку народнохозяйственных грузов или на газдля промышленных потребителей, административная инфляция стимулирует инфляцию издержек.
В мировой практике под инфляциейиздержек подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяетсяне увеличением спроса, а повышением затрат. Инфляция издержек обусловлена ростомвсех компонентов производственных затрат – материальных ресурсов, заработной платы,затрат на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и др. [Приложение А].
Инфляция издержек не являетсяспецифической закономерностью переходного периода от централизованно планируемойэкономики к нормальной рыночной системе.
Вспышки инфляции издержекпроисходят при ряде структурных сдвигов, снижающих чувствительность экономики кконечному потребительскому спросу и создающих условия, когда система производства,кредитно-денежный и фондовый рынки начинают работать во многом сами на себя.
Инфляция спирали цен и зарплатблизка по характеру к административнойинфляции и инфляции издержек, поскольку обусловливается повышением уровня заработнойплаты (в частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массыи увеличению издержек производства, что, соответственно, провоцирует рост цен набольшинство продовольственных и промышленных товаров. Соответственно рост цен вызываетнеобходимость индексации заработной платы, тем самым замыкая порочный круг.
И наконец, инфляция спросапорождается выпуском в обращение дополнительной массы платежных средств, что создаетпревышение спроса над предложением и приводит к росту цен [Приложение А].
В этой связи необходимо сокращатьгосударственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшенияэмиссии денег.
Очевидно, что все описанныевыше виды инфляции тесно связаны между собой и влияют друг на друга.
1.3Методы измерения инфляции
Одно из главных больных местинфляции – это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одниподскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубиныявляется показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественнуюоценку инфляционных процессов.
Индексы – это относительныепоказатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношениюк базовому периоду.
Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменениесреднего (общего) уровня цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции можетбыть представлен как
p=/>
где Р – средний уровень ценв текущем году; /> – средний уровень цен в прошлом году.
Темп инфляции – выраженныйв процентах годовой темп роста общего уровня цен в течение определенного периодавремени.
Так называемое «правило величины70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря,оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровняцен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции [17].
Существует несколько индексовцен:
Индекс потребительских ценвыражает относительное изменение среднего уровня цен группы товаров и услуг (потребительскойкорзины) за определенный период.
Индекс потребительских ценопределяется по формуле
ИПЦ = Ct / C * 100 %
Ct – Стоимость потребительскойкорзины в текущий момент времени
С – Стоимость такой же корзиныв базовый момент времени
индекс розничных цен набораиз 25 важнейших видов продуктов питания;
индексы количества наличныхденег в обращении и выпуск денег в обращение;
индекс стоимости жизни – показатель,характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствиис фактической структурой потребительских расходов населения). В США такой индексрассчитывается ежемесячно Бюро Статистики Труда. В потребительской корзине учитывается400 видов товаров и услуг, приобретаемых средней городской семьей за определенныйпромежуток времени (месяц, год).
Индекс стоимости жизни используетсяпри расчете минимальной заработной платы, от него зависит уровень заработной платы.В развитых странах раз в полгода происходит корректировка заработной платы: на 1%роста инфляции рост заработной платы составляет 0,5%.
Индекс оптовых цен производителяПри исчислении индекса оптовых цен (индекса цен товаров производственного назначения)рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемыхв производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты,материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.
Индекс Биг-Мака – неофициальныйспособ определения паритета покупательной способности (ППС). Соотношение цен набиг-маки должно быть равным отношению обменных валютных курсов. Делается это длятого, чтобы определить реальные обменные курсы валют различных государств. Такиеисследования журнал «The Economist» ведет с 1986 года.
Биг-мак используется экспертамижурнала в качестве эталона по двум причинам: McDonald’s представлен в большинствестран мира, а сам биг-мак содержит достаточное количество продовольственных компонент(хлеб, мясо и овощи), чтобы считать его универсальным слепком народного хозяйства.
Согласно опубликованным результатам,самый дорогой сэндвич – в Исландии (7,44 доллара), Норвегии (6,63) и Швейцарии (5,05),самый дешевый – в Китае (1,41 доллара). В России этот продукт индустрии фаст-фудастоит 1,85 доллара, в США – 3,22 доллара.
По мнению экспертов журнала«The Economist» российский рубль, наряду с валютами таких стран, как Украина, Египет,Филиппины, Аргентина, Гонконг, Индонезия, Таиланд, Малайзия, недооценен на 50 %.
Для измерения общего уровняцен чаще используется индекс цен ВВП дефлятор ВВП, используемый для определенияреального объема ВВП и соответствующей корректировки экономической политики.
/>
Индекс Ласпейреса определяетсяпутём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления базисного периодаи отражает изменение стоимости потребительской корзины базисного периода, произошедшееза текущий период. Индекс рассчитывается как отношение потребительских расходов,обусловленных приобретением того же набора потребительских благ по текущим ценам(ΣQ0 * Pt), к расходам на приобретение идентичного по структуре набора по ценамбазисного периода (ΣQ0 * P0)
/>
Отражая динамику цен по потребительскойкорзине базисного периода Q0, индекс Ласпейреса не учитывает изменений в структурепотребления, которые возникают из-за изменения цен благ. Отражая лишь эффект доходаи игнорируя эффект замены, этот индекс даёт завышенную оценку инфляции при ростецен и заниженную в случае их снижения.
Индекс Пааше – один из индексовцен, исчисляемых для характеристики изменения цен товаров. Определяется путём взвешиванияцен двух временных периодов по объёмам потребления текущего периода и отражает изменениестоимости потребительской корзины текущего периода. Он рассчитывается как отношениетекущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментногонабора в ценах базисного периода
/>
Отражая динамику цен по потребительскойкорзине текущего периода (Qt), индекс Пааше не в полной мере отражает эффект дохода.В результате получается завышенная оценка изменения цен при их снижении и заниженнаяв случае роста.
С целью элиминтирования недостатков,присущих индексам Пааше И Ласпейреса, рассчитывается их средняя геометрическая величина– индекс Фишера (IF)
/>
В качестве косвенного показателяуровня инфляции используются статистические данные об отношении товарных запасовк сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуюто повышении степени инфляционного напряжения). Данные о превышении доходов населениянад расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции.Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасностираскручивания инфляционной спирали.
Таким образом для измеренияинфляции наиболее важным является статистика цен, точнее их индексов. В частности,в мировой статистической практике для наиболее общей характеристики результатовинфляционных процессов используются два показателя: индекс потребительских цен (ИПЦ)и дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП).
2СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Многочисленные исследованиявзаимосвязи инфляции и экономического роста, проведенные за последние два десятилетия,показали, что инфляция имеет отрицательное влияние на средне- и долгосрочный рост.Также инфляция препятствует эффективному распределению ресурсов в обществе. В тоже время искусственное подавление инфляции, например, путем ограничения государственныхрасходов ведет к ограничению спроса населения, сдерживает темпы роста экономики(по существующим оценкам на 3 -4%) и, конечно, не позволяет восстановить и повыситькачество жизни,
Поэтому необходимо четкоеопределение приоритетов экономической политики в целях укрепления позиций страны,а также выяснение того, является ли контроль над инфляцией самоцелью или это ступеньк решению каких-то более глубоких задач. В качестве целевого ориентира инфляциидолжен устанавливаться научно обоснованный оптимально допустимый уровень, которыйне наносит ущерб экономическому росту и общественному воспроизводству (или несетминимальные издержки), но в то же время позволяет поднимать низкие доходы граждан,повышать в целом качество жизни в стране.
Оценка оптимального уровнястатистическим путем дает ответ только на вопрос о точке инфляции, в которой наблюдаетсясредний максимальный рост. Однако данный максимум для разных стран может различаться.Например, развитые страны несмотря на наличие более высокого оптимального уровняинфляции в 8%, уже при уровне инфляции 18% имеют средний рост только 1%. Тогда какразвивающиеся страны (имея более низкий оптимальный уровень инфляции в 3,9%) приуровне инфляции 18% могут поддерживать темпы роста в 2,1. Связь между инфляциейи ростом перестает быть положительной на уровне инфляции 9.4% для развитых страни 16 и 10% – для переходных и развивающихся стран соответственно.
Установлено, что уровни среднейинфляции для наблюдений с различными темпами роста значительно различаются по разнымгруппировкам. Например, при росте больше 2,5% средняя инфляция по развитым странамсоставляет всего 5,5%, а по развивающимся 23,8%. Другими словами, развивающиесястраны несмотря на более низкий расчетный оптимальный уровень инфляции, могут достигатьопределенных темпов роста при более высокой инфляции, чем развитые страны.
Таким образом, если инфляцияпревышает максимально допустимый уровень, то следует применять меры антиинфляционногорегулирования.
В антиинфляционной политикеразличают стратегию и тактику. Стратегические меры направлены на причины инфляциии рассчитаны на получение какой-то отдачи через длительный промежуток времени. Тактикаантиинфляционного регулирования предусматривает получение результатов через относительнокороткие временные промежутки. В единстве стратегические и тактические меры борьбыс инфляцией могут привести к желаемым результатам: снизятся темпы инфляции, стабилизируетсярост цен и жизненный уровень населения, появится дополнительная возможность развиватьпроизводство.
Как свидетельствует мировойопыт, темпы инфляции можно контролировать и минимизировать посредством созданияфункциональной экономической системы (ФЭС), под которой понимается совокупностьинститутов, а также институциональных организаций, образующих систему саморегуляциии обеспечивающих поддержание равновесия в соответствии с заданными макроэкономическимипараметрами и индикаторами. Отклонение от показателей устойчивости способствуетактивизации механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия. Показатели, большинствокоторых имеют количественные параметры, можно разделить на три категории: оптимальные,пороговые, критические.
В процессе регулирования (сцелью минимизации) уровня инфляции основными параметрами ФЭС являются:
оптимальным можно считатьуровень инфляции в 1 – 2% в год, способствующий устойчивому экономическому росту;
при годовом уровне инфляциидо 10% удается поддерживать стабильные темпы роста экономики;
пороговым можно считать уровеньинфляции, значительно превышающий 10%, при котором темпы экономического роста могутзамедлиться;
при индексе цен, превышающем30 – 40%, экономический рост, как правило, резко снижается и может прекратиться(значение данного показателя является критическим).
Структурообразующим элементомФЭС по регулированию и минимизации уровня инфляции является денежно-кредитная политикацентральных банков (ЦБ) или аналогичных учреждений, использующих такие инструментырегулирования, как уровень процентной ставки ЦБ, операции на открытом рынке, политикаобязательных резервов, рефинансирование коммерческих банков.
Политика процентной ставкиили ставки рефинансирования ЦБ. Основным и наиболее эффективным инструментом регулирования денежноймассы и инфляционных процессов является политика процентной ставки или ставки рефинансирования,под которые Центральный банк (или аналогичное ему финансовое учреждение) предоставляеткредиты коммерческим банкам.
Обычно ставка рефинансированияниже рыночных ставок и служит ориентиром для коммерческих банков, и ее изменениепозволяет Центральному банку проводить политику «дорогих» и «дешевыхденег».
В мировой практике учетнаяставка (с позиции коммерческих банков) – это издержки избыточных резервов. Поэтому,когда Центральный банк понижает ставку, он стимулирует получение ссуд коммерческимибанками. Соответственно, кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этихссуд, увеличивают предложение денег. Снижение процентных ставок стимулирует активностьпредпринимателей и инвестиционный процесс, а также способствует росту экономики.
При низкой инфляции изменениепроцентной ставки может применяться для стимулирования роста денежной массы в экономике,что приводит к оживлению последней и способствует переориентации инвестиционныхпотоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей используется понижениеуровня процентных ставок.
Повышая учетную ставку, Центральныйбанк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что приводит к уменьшениюобъема выдаваемых банками кредитов и предложения денег. Высокая учетная ставка можетбыть инструментом привлечения иностранного капитала в форме «горячих денег»,как правило, для краткосрочных спекулятивных операций, что оказывает влияние наинфляционные процессы.
В большинстве стран мира запроведение денежно-кредитной и валютной политики отвечают центральные банки илиприравненные к ним финансовые институты. Например, в США таким институтом являетсяФедеральная резервная система (ФРС), имеющая статус независимого государственногоагентства.
Решение об изменении учетнойставки определяет решения, принимаемые Европейским центральным банком, а также банкомВеликобритании и банковскими учреждениями в других странах. В Евросоюзе функции,аналогичные функциям Федеральной резервной системы, выполняет Европейский центральныйбанк (ЕЦБ), причем в отличие от ФРС он действует по принципу установления целевогоуровня инфляции. Главной функцией ЕЦБ, отмечается в Маастрихтском договоре, является«поддержание стабильности цен». Под стабильностью цен понимается уровеньинфляции, не превышающий 2% в год (остальные функции ЕЦБ могут реализовываться присоблюдении этого положения). Так, с июля 2000 г. по июнь 2003 г. ставка снизиласьдо 2% и удерживалась на этом уровне до декабря 2005 г., а в марте 2008 г. повысиласьдо 2,5%. В большинстве стран Еврозоны удается сохранять рост цен на достаточно низкомуровне, соблюдая условия конвергенции.
Следует отметить, что номинальнаяучетная ставка перестает быть действенным регулятором инфляционных процессов в условияхдефляции, т. е. снижения цен на большинство потребительских товаров. На процессдефляции в определенной мере влияет глобализация мировой экономики. Так, спросомпользуются товары, выпускаемые в странах с наименьшими издержками производства ипродаваемые по более низким ценам.
Политика обязательных резервов.Составным элементом даннойФЭС и мощным инструментом кредитно-денежной политики особенно в условиях высокойинфляции является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования(ФОР).
В мировой практике изменениенорм обязательных резервов не относится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитногорегулирования. В современной экономике ФОР как инструмент кредитно денежной политикивыполняет следующие функции:
создание структурного недостаткаликвидности в банковской системе;
повышение предсказуемостиспроса на денежные ресурсы со стороны банков;
определение верхнего пределароста денежной массы;
ограничение волатильностиставок денежного рынка.
Как показывает международныйопыт, даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям вразмерах предложения денег. Поэтому для простой корректировки предложения денегрезервную норму, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.
Необходимо обратить вниманиена зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциаломэкономики, которая носит характер обратной пропорциональности, то есть, чем вышенормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем, соответственно, нижетемпы роста цен. Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижениемделовой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченныересурсы, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и однойиз предпосылок для возникновения ее общего кризиса.
Операции на открытом рынке.В качестве одного из главныхантиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытомрынке. Операции на открытом рынке воздействуют на объем денежной массы прежде всегопосредством изменений в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации,Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.Если Центральный банк считает необходимым ограничить размеры денежной массы, онпродает коммерческим банкам либо их клиентам ценные бумаги или иностранную валюту.Для расширения предложения денег, выпускаемых в обращение, Центральный банк покупаетценные бумаги или валюту. Суть скупки бумаг в том, что процентные активы банковобмениваются на беспроцентные абсолютно ликвидные обязательства Центрального банка.Таким образом, возникает своеобразный «излишек», который затем коммерческими банкамиконвертируется в процентные активы – ссуды или ценные бумаги. В свою очередь, этоспособствует понижению процентных ставок и расширению предложения денег через механизммультипликатора.
Как правило, операции на открытомрынке проводятся либо прямой скупкой-продажей ценных бумаг, либо заключением сделокоб обратном их выкупе.
В мировой практике можно выделитьдва типа операций на открытом рынке – защитные и динамические.
Защитные операции направлены на компенсацию нежелательныхизменений в структуре банковских резервов. В частности, при снижении физическогообъема и доли золотого запаса в общем объеме официальных резервов.
Динамические операции проводятся для обеспечения экономическойстабильности или стимулирования экономического роста [2, с.135].
При обсуждении антиинфляционныхмер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. Вшироком смысле – это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаясяна классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегиюв обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используютмеханизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признакомнеспособности государства контролировать денежное предложение.
К антиинфляционной политикев узком смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровеньинфляции, то есть на допущенные неэффективные действия. Принимаются антиинфляционныепланы. Но поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действияправительства требует определенного времени. Достижение целей по снижению инфляциипроисходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования»редко дают результат в короткие сроки. Несомненно, регулирование денежного предложенияпутем изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах центральныхбанков или номинальное изменение курса валюты имеют продолженный характер, а действияправительств в условиях утвержденных бюджетов на год естественным образом ограниченыво времени.
Очевидно, единственный способостановить «вечный двигатель» – это реализовать пользующуюся общественным довериемантиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. Если экономические агентыбудут уверены в том, что власти выполнят свои обещания, они не станут завышать ценына свою продукцию, соответственно работники не потребуют повышения заработной платы,а спекулятивные операции на финансовых рынках будут минимизированы. Опыт многихстран подтверждает важность авторитета и последовательных действий денежных властейв успешной борьбе с инфляцией.
В случае когда инфляция неявляется результатом избыточного объема средств платежа в экономике, где уже полностьюзадействованы все производственные мощности и ресурсы рабочей силы, более разумныкомплексные действия по сдерживанию инфляции на основе мер как денежно-кредитнойполитики, так и прямого воздействия на специфические, подпитывающие ее факторы сиспользованием всех доступных правительству средств в арсенале экономической политики.В зависимости от особых причин инфляционного давления в каждом отдельном случаеи в каждый отдельный момент в дополнение к ограничению денежной массы могут использоватьсяследующие меры.
Политика доходов, то есть формы прямого соглашения междупредпринимателями и работниками, когда повышение цен является следствием использованиячрезмерных возможностей профсоюзов для достижения увеличения заработной платы, необоснованного ростом производительности.
Антимонопольная политика,направленная на общий ростконкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использованияпреимуществ монопольного положения в производстве или реализации товаров. Если подобныемонопольные позиции сильны и широко распространены, требуется длительное и масштабноеограничение денежной массы, чтобы падение спроса принуждало монополистов сдерживатьцены на производимые ими товары и услуги.
Структурная политика направлена на общее повышение производительностилибо на перераспределение ресурсов в те сектора, которые образуют «узкие места»в экономике.
Среди основных факторов, способствовавшихснижению среднего уровня инфляции в мировой экономике и в отдельных странах, а такжеинфляционной инертности, были выделены:
структурные изменения в экономике,в том числе реформы, связанные с повышением гибкости рынка труда; либерализацияважнейших рынков, в частности телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок;развитие финансового рынка, расширение спектра финансовых инструментов, в том числедля хеджирования рисков;
выработка и реализация сбалансированнойи последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания;
глобализация мировой экономики,изменения в структуре внешней торговли, переключение на импорт товаров из странс низким уровнем издержек;
проведение более ответственнойи жесткой по отношению к инфляции денежно-кредитной политики;
переключение на режим инфляционноготаргетироваиия со всеми связанными с этим положительными преобразованиями в институциональнойсистеме;
улучшение качества статистическихданных и аналитических исследований;
более быстрая и жесткая реакциясо стороны денежных властей на повышение цен;
Режим денежно-кредитной политикиинфляционного таргетироваиия (ИТ) принято считать наиболее эффективным в борьбес инфляцией. Общепринятого и устоявшегося определения политики ИТ не существует.Тем не менее можно выделить несколько обязательных элементов и/ или требований,составляющих основу этого режима. В числе первых принято называть наличие официальноустановленного и объявленного широкому кругу экономических агентов среднесрочногоцелевого ориентира по инфляции. Однако этот элемент режима ИТ представляет собойлишь рекламную вывеску и оказывается малосодержательным по сути. Другие составляющиеменее конкретны в том смысле, что им трудно или невозможно дать количественную характеристику,но при этом они более полно отражают существо самой политики.
Последняя заключается в том,что задача достижения и сохранения ценовой стабильности получает приоритетный статуспо сравнению с иными целями и задачами, стоящими перед центральным банком, причемне только на уровне официальных заявлений, но и на практике. Центральный банк наделяетсяоперационной независимостью, с одной стороны, и высокой степенью ответственностиза достижение поставленных целевых ориентиров с другой.
Безусловными требованиямиреализации ИТ являются:
доверие экономических агентовк политике денежных властей;
абсолютная прозрачность решенийи действий центрального банка, четко обоснованных и широко комментируемых его официальнымипредставителями;
упреждающий подход к инфляции,основанный на детальном анализе большого количества макро- и микропоказателей, четкомпонимании текущего состояния экономики и перспектив ее развития.
Список требований можно расширять,однако и это перечисление наглядно показывает, что речь идет не о простом количественномориентире для инфляции, а о гораздо более сложном механизме выработки и проведенииденежно-кредитной политики. Реализация указанного режима в условиях развивающейсяэкономики осложняется рядом специфических для таких стран проблем, связанных с низкимуровнем доверия к экономической политике правительства, высокой степенью долларизациии зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры, с подверженностью резким измененияминтенсивности и направленности капитальных потоков, слабостью бюджетной системыи финансового сектора.
Недавно экономистами МВФ былопроведено исследование, которое позволило обобщить опыт развивающихся стран. Егорезультаты показали, что в странах с открытой экономикой, подверженной внешним шокам,и с высоким уровнем долларизации действуют принципиально иные механизмы денежнойтрансмиссии. Однако это не исключает возможности использования режима ИТ. Основнымэлементом трансмиссионного механизма в данном случае становится обменный курс.
Во-первых, можно ожидать,что в такой экономике обменному курсу отводится роль якоря той или иной степенизначимости. Следовательно, эффект влияния обменного курса на инфляцию также оказываетсябольшим. Более того, резкое изменение, в частности снижение курса национальной валюты,может спровоцировать эффекты второго порядка, связанные с утратой доверия экономическихагентов к национальной валюте и политике правительства. Во-вторых, резкое обесценениекурса национальной валюты (например, в результате изменения направленности капитальныхпотоков) вместо положительного может дать отрицательный эффект и привести к существенномузамедлению темпов экономического роста и ухудшению положения банков. В условияхнедостаточной диверсификации экономики и подверженности внешним шокам денежные властипытаются ограничить колебания обменного курса и придерживаются курсовой политики,получившей название «lean againstwind» – «дуть против ветра». В качестве инструментаиспользуются прямые интервенции па валютном рынке. Экономисты утверждают, а опытотдельных стран показывает, что такая курсовая политика с успехом может сочетатьсяс ИТ, если денежные власти не стремятся воздействовать на динамику обменного курсав долгосрочной перспективе.
Инфляционное таргетирование,как показывает опыт, может применяться в условиях развивающихся стран, а также странс переходной экономикой, в том числе реализующих режим управляемого плавания. Однакоследует иметь в виду их специфику. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Существуют масштабные различиямежду развитыми странамис их институтами и высоким доверием к политике денежных властей и развивающимисястранами. Для последних характерны слабые государственные институты, низкое качествостатистических данных и аналитического инструментария. Происходящие структурныесдвиги осложняют многие процессы. В них затруднен контроль над инфляцией в силусохраняющейся ее значительной волатильности, что ставит под сомнение эффективностьи последовательность мер антиинфляционной политики. В целом они подвержены резкими неожиданным изменениям в интенсивности и направленности капитальных потоков. Ктому же их экономика, как было отмечено, характеризуется высокой степенью зависимостиинфляции от динамики обменного курса, высоким уровнем ее долларизации, недостаточнымразвитием финансового рынка (что, среди прочего, снижает эффективность денежно-кредитнойполитики) и, главное, низким доверием к политике правительства.
Доверие населения к денежнымвластям и проводимой ими политике является важнейшим фактором успеха. Это эквивалентно формированиюи сохранению низких инфляционных ожиданий. Для завоевания такого доверия в развивающихсястранах и странах с переходной экономикой необходимо создание определенных условий,среди которых назовем основные:
официально установленный вэкономической политике безусловный приоритет задачи снижения инфляции по сравнениюс другими;
поддержку антиинфляционнойполитики на всех уровнях власти;
последовательность в проведенииантиинфляционной политики (то есть полное соответствие принимаемых мер и решенийофициально провозглашенной политике);
максимальную информационнуюоткрытость (в том числе в признании допущенных ошибок) и постоянное взаимодействиес участниками рынка.
Формирование серьезной статистическойбазы и аналитического аппарата как важнейших элементов ИТ. Они дают возможность центральному банку четкопредставлять состояние экономики и характер взаимодействия всех важнейших макроэкономическихпоказателей, а также направление ее дальнейшего развития. В таких условиях центральныйбанк может действовать на опережение, не допуская роста инфляции, но в то же времяослабляя негативные последствия ужесточения денежно-кредитной политики для экономики.
В условиях дефицита доверияи низкой эффективности процентной политики (а также иных характерных особенностейразвивающейся экономики) реализация режима ИТ потребует принятия денежными властямиболее жестких и быстрых мер (по сравнению с развитыми странами) в ответ на любыешоки и риски ускорения инфляции.
Предлагается для анализа ипрогнозирования перейти к использованию показателя «среднегодовой уровень инфляции»вместо показателя «декабрь к декабрю». Показатель роста индекса потребительскихцен к декабрю предыдущего года имеет два существенных недостатка. Во-первых, происходитнеадекватная индексация показателей бюджета. Финансирование бюджетных расходов ипоступление доходов осуществляются в течение всего года, а не только в декабре.Поэтому более адекватная индексация требует оценки того, насколько цепы выше ценпредыдущего года на протяжении всего года, а не только за один месяц – декабрь.Во-вторых прогнозирование показателя «декабрь к декабрю» является более сложнымвследствие его повышенной волатильности. Колебания среднегодовой (скользящей средней)инфляции значительно меньше колебаний инфляции по показателю «месяц к аналогичномумесяцу предыдущего года».
Для развивающихся стран истран с переходной экономикой инфляционное таргетирование не является ни панацеей,ни единственно возможной стратегией. Достижение низкой и стабильной инфляции в рамкахрежима ИТ требует не меньшей работы (по крайней мере, на первом этапе, который можетпродолжаться 5 и более лет), чем в рамках любого другого режима. Последовательноеснижение инфляции возможно и в рамках сохранения определенного контроля над динамикойобменного курса.
В целом отметим, что инфляцияподпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивогодолгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом на среднесрочныхмерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства,к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроляЦентрального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведенный анализ показалнеобходимость комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и даже умеренномее уровне (7–10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможенияструктурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизациипроизводства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченныхего групп.
3ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕБЕЛАРУСЬ
3.1Особенности инфляции в Республике Беларусь
Национальная экономика страныпережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокогосистемного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса.
Предпосылки роста инфляциив Беларуси к началу 90-х гг. XX в. были заложены вдиспропорциональной структуре экономики. Унаследованная от советской экономики ресурсо-и транспортоемкая структура производственного сектора, ориентированная на дешевыеэнергетические ресурсы, высокая степень монополизации и милитаризации экономики,преобладание роста тяжелой промышленности над выпуском потребительских товаров,неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг, технологическаяи инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономикив 90-е гг. стали основными инфляционными факторами. Следует отметить и нерациональнуюинвестиционную политику с характерным для нее долгостроем и распылением средствпо многим объектам. Возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали растицены, но не только как при классической инфляции. Потребительская корзина в начале90-х гг. на 80 % состояла из дефицитных товаров.
В начале экономических реформинфляция существовала в экономике республики в скрытом виде и имела следующие сущностныехарактеристики, аналогичные с переходными постсоветскими странами: общее превышениеспроса над предложением (в потенциале – инфляция спроса), искажённые ценовые пропорции,отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладаниенеконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожиданиянаселения.
Нарастание инфляционных процессовснизило число платежеспособных предприятий, возросли объемы взаимных неплатежей,количество убыточных организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике.
Исследование феномена инфляциив белорусской экономике постсоветского периода в числе основных ее причин структурно-воспроизводственногопорядка позволяет выделить следующие:
кризис в сфере производства,носивший характер дефицита и обусловленный технологической отсталостью и хроническиминеплатежами;
монопольный характер белорусскойэкономики, препятствующий ее быстрой и эффективной структурной перестройке, а такжелиберализация цен в условиях монополизма производителя;
режим малого взаимодействияс мировым рынком, при котором рыночное поведение внутренних производителей не подкреплялосьнеобходимой степенью открытости экономики и отечественный экспорт был ориентированв основном на российский рынок из-за низкой экспортоспособности товаров на мировомрынке, несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых товаров;
импортируемая, прежде всегоиз России, инфляция. Значительную роль в инфляционных процессах в республике играетименно раскручивание спирали «цены на сырье (особенно на энергоресурсы) – общийуровень цен».
С начала кардинальных экономическихпреобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии отчетливопрослеживаются 4 периода, имеющие качественные характеристики. Разбивка на периодыобусловлена существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990 – 2009 гг.и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных ее видов [9,с.71].
Первый период (1991 –1994гг.). Это был самый трудныйпериод, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственныхсвязей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходомна национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности.Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловилигиперинфляцию в 1993–1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз [ПриложениеБ] .
Реальные процентные ставкина кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровеньмонетизации ВВП сократился с 71 % в 1990 г. до 7 % в 1994 г., а обменный курс заэтот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработнаяплата (в пересчете на доллары) составляла 20–25 дол. США.
Второй период (ноябрь 1994–1996 гг.). В результате осуществлениякомплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определеннаяфинансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительскихцен снизился в 1995 г. до 244 %, а в 1996 г. – до 39,3 % (в 1994 г. – до 1959 %).Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике,которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемовпрямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционногоразмещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальныхпроцентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулированиемесячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентныхставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля,связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечилиустойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовыхинструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ). Уровень монетизации ВВП порублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9 %. Однако в конце периода произошелотход от завоеванных позиций, усилились элементы административного регулированияхозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реальногосектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997–1999 гг.
Третий период (1997–1999 гг.).Высокая инфляция в республикев 1998–1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главнымобразом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованиемгосударственных программ в области жилищного строительства и АПК, административнымподдержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровнепо сравнению с его рыночными котировками). В этот период в течение каждого годасущественно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политикипараметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национальногобанка и роста денежной массы в национальной валюте.
Вместе с административнымсдерживанием цен это привело к образованию инфляционного навеса. Несмотря на высокиетемпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данномпериоде уровня – 350 % за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массеснизился до 6 %. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентныхставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежноймассы сократился до 5,3 %.
Четвертый период (2000 – 2009гг.) – период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлениемтемпов социально-экономического развития страны в начале периода. В 2000 г. произошелпереход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что далосвои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров(уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений,имело место снижение темпов инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0%, в 2002 г. – 134,8 %, в 2003 г. – 125,4 %, в 2004 г. – 114,4 %. [13, с.582-585].
Специфика инфляции определяетсяусловиями, в которых протекает процесс воспроизводства. Из-за отсутствия внутреннего,стабилизационного механизма динамика инфляционного процесса определяется в основноминституциональными и структурными изменениями. Инфляция обусловлена недостаткомрыночной саморегуляции и обслуживает процессы формирования институтов собственника,рыночной инфраструктуры и новой структуры белорусской экономики, вписывающейся вмеждународное разделение труда.
Наряду с причинами инфляции,вытекающими из структуры народно-хозяйственного комплекса республики, есть причиныи условия развития инфляции, лежащие в «монетарной сфере». Это последствияопределенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики (ДКП) государства,отразившиеся в инфляционных процессах.
Высокий рост потребительскихцен в 1992 г. ознаменовал в республике начало борьбы с инфляцией. Снижение и сдерживаниетемпов роста цен стало главной задачей макроэкономической политики последующих лет.Инфляция в Беларуси в 1991 – 1995 гг. была порождена в основном кредитно-денежнойполитикой ее государственно-финансовых органов. Дальнейшее сокращение кредитнойэмиссии привело к адекватному снижению в республике инфляции. Значительное ее снижениев 1995 г. (в 6 раз по сравнению с 1994 г.) практически не отразилось на состоянииэкономики Беларуси, оно продолжало ухудшаться. Это свидетельствовало о том, чтореальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые,сбытовые, инфраструктурные, финансовые и т.д. – оставались нерешенными, а кредитнаяэмиссия представлялась наиболее простым и доступным средством поддержания экономики.
Начало стабилизации экономическогоположения страны и роста по важнейшим макроэкономическим параметрам было положенов 1996 – 2000 гг. Изменилось сальдо внешнеторгового оборота – с -4,4 % в 1995 г.до -1,5 % в 2000 г. Увеличилась доля негосударственного сектора экономики. В этом пятилетии выделялись две различныетенденции: относительно высокие темпы роста, характерные для начала периода (1996г. – первая половина 1998 г.), и замедление темпов экономического развития во второйего половине. Это обусловлено исчерпанием таких факторов, стимулировавших экономическийрост в начале пятилетия, как недоиспользованный производственный и научно-техническийпотенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен. Причиной обостренияинфляционных процессов в 1998–1999 гг. является ДКП, связанная с опережающим эмиссионнымкредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а такжепоследствиями финансового кризиса в России.
С 2000 г. в Беларуси сталаповодиться достаточно жесткая денежно- кредитная политика, обеспечивающая снижениетемпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечениеположительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курсабелорусского рубля способствовалидостижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также ростусклонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляциейдевальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привелак сокращению разрыва, а в сентябре 2000 г – к единому курсу белорусского рубля навалютном рынке. В базисном пятилетии произошли значительные сдвиги в структуре экономики.Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП снизился с 27,6 % в 1995г. до 25,5 % в 2003 г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5,4 доб %) в основном за счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резкосократилась доля сельского хозяйства (с 15,1 до 7,7 %). Наметилась тенденция к увеличениюв структуре ВВП доли отраслей, оказывающих услуги (с 41,1 до 44,7 %). Это объясняетсяразвитием инфраструктуры финансовых, страховых и других услуг.
Условия для проведения экономическихреформ в Беларуси оказались сложнее, чем в странах Восточной Европы в силу следующихособенностей: различная продолжительность «социалистической полосы» (более70 лет), распад ранее единого государства, разрыв единого экономического пространства,огромная доля ВПК в экономике [9, с.71].
В Беларуси процесс реформированияэкономики и общественных отношений не завершен. Несмотря на некоторое улучшениемакроэкономических показателей и замедление инфляции в 2004 – 2005 гг., ситуацияв республике остается сложной, а уровень инфляции достаточно высоким. В 2007 годуинфляция в Беларуси выросла до 12,1% (при прогнозе 6-8%) с 6,6% в 2006 году [8].
Индекс потребительских ценна товары и услуги в январе 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 г. составил 102,5%,с январем 2007 г. – 112,9% [Приложение В].
Индекс цен на продовольственныетовары в январе 2008 г. по отношению к декабрю 2007 г. составил 101,3%, по отношениюк январю 2007 г. – 116,2%. [20].
В связи с сохранением инфляционнойугрозы из-за внешних факторов правительство уже в начале года приняло необходимыеупреждающие меры. По первому кварталу мы близки к прогнозным значениям”, –сказал министр экономики.
В целом в 2008 году ставитсязадача удержать инфляцию на уровне не выше 8%. «Задача по достижению этогопараметра остается очень напряженной», – подчеркнул Николай Зайченко.
Он пояснил, что в Министерствеэкономики и правительстве находятся предложения ряда министерств (Минэнерго, Минжилкомхоза,Минсельхозпрода и других) по повышению цен и тарифов. Однако если все эти предложенияпринять, то уровень инфляции мог бы составить не 8%, а 16-20%. Поэтому подход Минэкономикибудет очень взвешенным и жестким. Будут приниматься меры для обеспечения безубыточнойработы предприятий. «Но мы не пойдем на кратное повышение цен и тарифов»,– подчеркнул министр экономики.
3.2Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь
Разработка и реализация антиинфляционныхмер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опытразвития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области как теорииинфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из множества подходов следуетвыделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.
Ортодоксальная программа чистомонетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночныхрегуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства в экономику.Примером такой программы может служить программа МВФ, принятая в России в рамкахВашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию условий деятельностипредприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении ростазаработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.
Сторонники кейнсианской точкизрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулированииэкономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулированиепредпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей ипроизводств.
Как правило, в практическойдеятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержатэлементы политики из обеих программ.
Отечественный опыт регулированиясоциально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологическойи другой политики в 1990-х годах и в 2000– 2009 гг. позволяет разрабатывать достаточногибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран,опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходитьиз состояния стагфляции. Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемыхв Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержеки ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мерпо структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системыценообразования.
Первый комплекс включает меры:
по регулированию заработнойплаты в составе себестоимости продукции;
поиску путей удешевления импортныхэнергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
снижению материало- и энергоемкостипродукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
реструктуризации и финансовомуоздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимостьпродукции, налоговых ставок и обязательных платежей;
сокращению трансакционныхиздержек и др.
Второй комплекс охватываетмеры:
по регулированию объема иструктуры денежной массы;
проведению эффективной процентнойполитики по кредитам и депозитам;
сокращению скорости оборотаденег;
регулированию резервных требований;
ограничению бюджетного дефицита;
регулированию доходов населения;
сокращению бартерных операций,неплатежей;
стабилизации белорусскогорубля и др.
Третий комплекс предусматриваетмеры:
по государственному регулированиюцен на продукты и услуги первой необходимости;
государственному регулированиюцен на товары монополистов;
регулированию конкурирующеговвоза товаров и услуг;
регулированию уровня рентабельности;
стимулированию удовлетворенияспроса за счет роста производства;
ограничению инфляционных ожиданий;
ликвидации ценовых перекосов,диспропорций и других инфляционных потенциалов.
Указанные меры реализуютсяв правительственных программах и прогнозах. С учетом допускаемой инфляции, другихмакроэкономических характеристик и далее будет проводиться соответствующая политикаобменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран. Руководствомстраны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемыеНациональным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, ростаэмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие,а также меры по их взаимоувязанной реализации. В ежегодных Прогнозах социально-экономическогоразвития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характерав реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании. Эти мерыпредусматривают системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижение целевыхпараметров по динамике индекса потребительских цен
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Негативные социальные и экономическиепоследствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определеннуюэкономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортиментсамых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизациии действий по регулированию и распределению доходов.
Истоки инфляционных явленийкоренятся в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях;в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модельценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; вспецифической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделениеглубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно,поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуютмножественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характермеханизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорциии отношения.
В заключение необходимо отметить,что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватногосоответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых,структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономикии действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых,традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должныбазироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспеченииусловий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежныхи бюджетно-финансовых регуляторов.
/>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Андрианов В.Д Инфляция: зарубежный опыти российская практика БИКИ. №49-50, 2006, с. 1-3.
2 Андрианов В.Д Инфляция и методы ее регулированияОбщество и экономика. №4, 2006, с. 135-162
3 Вайштурс А.А Мировой опыт управленияинфляцией Финансы и кредит. № 10,2007, с. 63-69
4 Васильев И. Инфляция растет не слушаясьправительство // Финансовый контроль. №1, 2008, с. 30-36
5 Греков И.Е Об оптимальном уровне инфляциис позиций результатов общественного развития //Финансы и кредит. № 6,2007, с. 2-11
6 Долан Э. Дж. Микроэкономика: Пер. с англ./ Долан Эдвин Дж, Д. Е. Линдсей; Общ. науч. ред. Б.С. Лисовика, В.В. Лукашевича.– СПб.: Литераплюс, 1996. – 357 с.
7 Инфляция [Электронный ресурс]// РежимДоступа: www.history.ru. Дата доступа:14.04.2008.
8 Инфляция в Республике Беларусь за январь– март 2008 //[Электронный ресурс]// Режим доступа:. bel.biz/content/view/9580/123/.Дата доступа: 22.04.2007.
9 Козаченко Л.Д Инфляционные процессыв Беларуси //Вестник БГЭУ. № 3,2006, с. 71- 77
10 Кудрин А. Антиинфляционная политика:мировой опыт. Таргетирование инфляции. Предложения для России // Вопросы экономики.№ 10, 2007, с. 21 26
11 Лобан И.И. Статистическое изучениеинфляции: Лекция для студентов экономических спец. / Горки: Бел. гос. сельскохоз.акад., 2003. – 34 с
12 Макроэкономика: Теория и российскаяпрактика под ред. А.Г Грязновой, Н.Н Думной Москва: КНОРУС, 2006.-678c.
13 Национальная экономика Беларуси подред. В.М Шимова Минск: БГЭУ, 2006. – 751 с.
14 Николаева И.П Экономическая теория: учебное пособие. – Москва: КНОУРС, 2006. – 224 с.
15 Определение инфляции //[Электронныйресурс] // Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Инфляция). Дата доступа:15.04.2008.
16 Орлова И. Дилемма финансовой политики:бороться с инфляцией или поддерживать банки?: макроэкономические этюды // Банковскоеобозрение. №3, 2008, с. 18-21
17 Причины инфляции //[Электронный ресурс]//Режим доступа: www.referats.net/pages/referats/newage/Detailed/21538.html.
Дата доступа: 16.04.2008.
18 Сажина М.А Экономическая теория, изд.2-е, перераб. и доп., Москва: НОРМА, 2006.-671 с.
19 Статистические данные по инфляции вРеспублике Беларусь. // [Электронный ресурс]// Режим доступа: belstat.gov.by/ Дата доступа: 15.04.2008.
20 Статистические материалы по инфляции.//[Электронный ресурс]// Режим доступа: www.apk-inform.com/showart.php?id=55304.
Дата доступа: 15.04.2008.
21 Тарасов В. Финансовый рынок Беларусив декабре: денег становится слишком много // Валютное регулирование и ВЭД. №12,2007, с. 73-79
22 Экономика и бизнес от 26.03.08 Инфляцияв Беларуси в первом квартале. [Электронный ресурс]// Режим доступа: news.tut.by/105936.htmlДата доступа: 15.04.2008.
23 Экономика под ред. А.С Булатова, изд.4-е, перераб. и доп., Москва: Экономистъ, 2006.-831c.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
/>
Рис А.1 Инфляция спроса
/>
Рис А.2 Инфляция издержек
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ТаблицаБ.1. Индексы потребительскихцен (ИПЦ) и цен производителей промышленной продукции (ИЦПП), %Год ИПЦ к декабрю предыдущего года ИЦПП к декабрю предыдущего года 1995 247,5 378,3 1996 1659,1 3374,4 1997 2096,6 2415,5 1998 2059,9 1966,7 1999 344,0 221,8 2000 139,3 131,4 2001 163,1 189,3 2002 281,7 300,1 2003 351,2 345,1 2004 207,5 268,0 2005 146,1 139,1 2006 134,8 142,7 2007 125,4 128,7 2008 114,4 118,8
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ТаблицаВ.1 Индексы потребительскихцен и тарифов на товары и
платные услуги населению, в процентах Всего В том числе на к предыдущему периоду К декабрю предыдущего года продовольственные товары непродовольственные товары платные услуги населению к предыдущему периоду к декабрю предыдущего года к предыдущему периоду к декабрю предыдущего года к предыдущему периоду к декабрю предыдущего года 2006 г. Январь 101,3 101,3 101,0 101,0 100,5 100,5 102,9 102,9 Фераль 100,2 101,5 100,3 101,3 100,1 100,6 99,8 102,8 Март 100,1 101,6 100,1 101,4 100,2 100,8 100,2 102,9 Март к декабрю 101,6 Х 101,4 х 100,8 х 102,9 Х Апрель 100,9 102,5 100,7 102,2 100,2 100,9 102,0 105,0 Май 100,3 102,8 100,7 102,9 100,4 101,3 99,3 104,3 Июнь 100,2 103,1 100,1 103,0 100,2 101,5 100,6 104,9 Июнь к марту 101,4 Х 101,5 х 100,8 х 101,9 Х Июль 100,5 103,6 100,1 103,1 100,7 102,2 101,2 106,2 Август 99,3 102,9 98,4 101,5 100,3 102,5 100,4 106,7 Сентябрь 100,2 103,1 100,3 101,7 100,3 102,9 99,9 106,5 Сентябрь к июню 100,0 Х 98,8 х 101,3 х 101,5 Х Октябрь 100,7 103,8 101,0 102,7 100,4 103,3 100,4 106,9 Ноябрь 101,8 105,7 101,7 104,5 100,6 103,9 103,6 110,8 Декабрь 101,8 106,6 101,9 106,5 100,5 104,4 98,8 109,4 Декабрь к сентябрю 103,3 Х 104,7 х 101,5 х 102,8 Х 2007 г. Январь 101,8 101,8 101,0 101,0 100,6 100,6 105,0 105,0 Февраль 100,8 102,6 100,9 101,9 100,5 101,2 101,0 106,1 Март 100,4 103,0 100,6 102,5 100,3 101,4 100,1 106,2 Март к декабрю 103,0 Х 102,5 х 101,4 х 106,2 Х Апрель 99,8 102,8 100,5 103,0 100,2 101,6 97,8 103,8 Май 100,4 103,2 100,9 104,0 100,7 102,2 98,8 102,6 Июнь 100,4 103,6 100,4 104,4 100,5 102,8 100,3 103,0 Июнь к марту 100,6 x 101,8 x 101,4 x 96,9 X Июль 100,5 104,1 100,6 105,0 100,3 103,1 100,4 103,3 Август 100,3 104,4 99,6 104,6 100,6 103,8 101,4 104,8 Сентябрь 100,9 105,4 101,6 106,3 100,5 104,3 99,8 104,6 Сентябрь к июню 101,7 х 101,8 х 101,4 х 101,6 Х Октябрь 101,5 107,0 102,5 109,0 100,4 104,7 100,6 105,2 Ноябрь 102,2 109,4 103,5 112,8 100,4 105,2 101,3 106,5 Декабрь 102,4 112,1 102,8 115,9 100,8 105,9 103,7 110,5 Декабрь к сентябрю 106,2 х 109,1 х 101,6 х 105,7 Х 2008 г. Январь 102,5 102,5 101,3 101,3 100,5 100,5 108,4 108,4 Февраль 100,7 103,2 100,8 102,1 100,5 101,0 100,6 109,0 Март 100,8 104,1 101,2 103,3 100,6 101,5 100,4 109,5 Март к декабрю 104,0 x 103,3 x 101,6 x 109,5 X
Таблица В.2. Индексы цен поотдельным отраслям экономики (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Индекс потребительских цен 344,0 207,5 146,1 134,8 125,4 114,4 108,0 106,6 112,1 Индекс цен производителей промышленной продукции 221,8 268,0 139,1 142,6 128,1 118,8 110,0 109,0 116,8 Индекс цен производителей на продукцию, реализованную сельскохозяйственными и другими организациями
6491) 210 150 120 124 122 111 109 132 Индекс тарифов на грузовые перевозки 291,0 420,0 145,2 125,3 121,7 108,8 106,4 112,3 108,8