–PAGE_BREAK–2. Природа инфляции и антиинфляционная политика
2.1. Сущность и причины инфляции
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с первым периодом возникновения денег. Само понятие “инфляция” (от лат. Inflatio— вздутие) было заимствовано из медицины. Оно впервые стало употребляться по отношению к денежному обращению в Северной Америке в 1861-1865 гг. Означало оно некий процесс, приводящий к увеличению бумажно-денежного обращения. Вскоре это понятие стало использоваться в Великобритании и Франции, причем в среде финансистов и банкиров. В экономической литературе оно появилось в начале 20в.
Инфляция – тонкое социально-экономическое явление, вызванное диспропорциями в различных сферах рыночного хозяйства страны, до сих пор не освещено в полной мере в научном плане. Инфляция – наиболее острая проблема современного развития экономики, поэтому она требует, прежде всего, уточнения как категория.
В отечественной литературе слово “инфляция” чаще всего связывается с установлением нового равновесия спроса и предложения в изменяющихся условиях. Нередко при определении инфляции ее ставят в зависимость от таких экономических категорий, как спрос, предложение, равновесие. В частности, инфляцией считается “дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в общем росте цен”.
Понимание инфляции в отечественной литературе исходя из дисбаланса спроса и предложения появилось, видимо, вследствие того, что в условиях тоталитарного режима, в социалистической экономике считалось, что инфляции нет, поскольку количество денег в обращении устанавливается планомерно в соответствии с потребностями розничного товарооборота. При этом не учитывалось, что инфляция может носить и скрытый характер, проявляющийся в товарном дефиците.
Трактовка же инфляции как “процесса переполнения каналов денежного обращения избыточной по сравнению с потребностью, массой денег, вызывающей их обесценение” в нашей науке обусловлена, очевидно, тем, что когда в 1992 г. государство прибегло к либерализации цен и они резко возросли, возросла и потребность в деньгах. Кроме того, правительству нужно было больше денег для погашения бюджетного дефицита. Тогда правительство включило печатный станок. Именно в этот период наблюдался самый резкий скачок цен.
Не привносят ничего нового в понятие инфляции такие объяснения, как “ долговременный процесс падения покупательной способности денег” или “обесценение денег”.
Для западной экономики формула “инфляция – рост цен” оказалась неприемлемой, потому что “там” инфляция означает рост цен при сохранении баланса спроса и предложения. В популярном на Западе учебнике К. Маконелла и С. Брю “Экономикс” указывается что “инфляция – это повышение общего (среднего) уровня цен” или “процентное изменение уровня цен” Это, конечно, не означает, что повышаются все цены. Даже в периоды быстрого роста инфляции цены на некоторые товары могут оставаться относительно стабильными или даже снижаться. Действительно, одно из больных мест инфляции – это то, что цены имеют тенденцию повышаться неравномерно. Наиболее близка к этим определениям трактовка инфляции в отечественной литературе, согласно которой инфляцию можно определить как “непрерывный общий рост цен”.
Итак, для Запада главное в этом вопросе – это цены, их общий уровень. В отечественной науке понятие инфляции также связано с ценами, но в другом ракурсе: деньги у населения есть, а купить нечего. Понятие инфляции в нашей стране имеет собственное свойство и не укладывается в рамки классического представления. Инфляционная ситуация, когда спрос превышает предложение, распространяется не только на потребительский рынок, но и на рынок изделий производственно-технического назначения. Отсюда популярное определение инфляции: переполнение денежного обращения бумажными деньгами и их обесценение, т.е. превышение количества денежных знаков над находящимся в обращении количеством товаров. Эта точка зрения доминирует в отечественной литературе.
Трактовка понятия “инфляция” как переполнение каналов бумажно-денежного обращения представляется односторонней и не раскрывает всю палитру причин возникновения этого сложного явления. Инфляция – это многоплановый феномен, вбирающий в себя производственный, денежный и воспроизводственный аспекты.
Однако во всех случаях инфляцию следует рассматривать как:
· нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы;
· явный или скрытый рост цен;
· натурализацию процессов обмена;
· снижение жизненного уровня населения.
Цены – лишь вершина айсберга, представляющего собой конгломерат факторов, оказывающихся в качестве первопричины такого явления, как инфляция. Вообще в науке можно выделить две группы концепций развития инфляции: монетарные и немонетарные. Сторонники монетарных концепций считают, что рост номинального количества денег, превышающий рост производства при неизменной скорости денежного обращения является основной причиной инфляции. Виновниками инфляции в этом случае являются банковская система, ослабившая контроль за денежной эмиссией, или население, увеличивающее использование своих долговых обязательств в качестве средств платежа.
Инфляция может возникнуть и при неизменном количестве денег в обращении, если скорость их обращения растет быстрее, чем производство. Это может иметь место при сокращении спроса на реальные кассовые остатки вследствие усовершенствования техники расчетов, вследствие недоверия к национальной валюте и переключения спроса на ценные бумаги как средства сбережения.
Когда же инфляция высока, то она сама становится причиной сокращения спроса на деньги ввиду высокой альтернативной стоимости держания реальной кассы. Тогда обе вышеперечисленные причины начинают взаимодействовать, еще больше усиливая инфляцию.
Причиной инфляции кроме монетарных факторов может быть также рост затрат производства вследствие роста заработной платы, не компенсируемой ростом производительности труда, или превышение роста налогов над ростом реальных доходов.
Причиной инфляции может послужить также увеличение совокупного спроса. Если при полной занятости у предпринимателей растет спрос на инвестиции вследствие оптимистичной оценки будущей конъюнктуры, то уровень цен будет повышаться до тех пор, пока не будет восстановлено равновесие спроса и предложения.
К немонетарным факторам развития инфляции относят также структурные сдвиги спроса. Ассортимент товаров постоянно изменяется, и спрос может переключиться с традиционных товаров на новые и престижные, повышая их цены. Если бы при этом цены на традиционные товары понижались, то общий уровень цен остался неизменным. Но в современной экономике за сокращением спроса следует сокращение предложения.
Источником инфляции может выступать рыночная власть монополий, олигополий и государства, выражающаяся в повышении цен.
Исходя из того, что инфляция – это многогранный и многофакторный процесс, его нельзя рассматривать с точки зрения какой-то одной из существующих теорий. В этой связи гипертрофированная оценка одних факторов, влияющих на инфляцию, как бы ни была велика их роль, и недооценка других не могут служить методологической основой для изучения инфляции.
В целом, изучив мнения различных авторов, факторы развития инфляции можно классифицировать в виде двух групп – внешние и внутренние.
К внутренним факторам относят:
1. Несбалансированность бюджета, проявляющаяся в его дефиците или кризис государственных финансов. Этот фактор выделяется всеми изученными авторами. В частности, один из крупнейших ученых в нашей стране, занимающийся проблемой инфляции, А. Илларионов, называет этот фактор первопричиной инфляционного процесса;
2. Чрезмерные военные расходы, что способствует потере части общественного богатства, создает дополнительный денежный спрос за счет военных ассигнований без соответствующего поступления товаров в оборот, порождает дефицит государственного бюджета и увеличение государственного долга;
3. Чрезмерные инвестиции;
Некоторые авторы (доцент кафедры экономической теории МГИМО МИД РФ Г. Котов) объединяют последние два фактора в один. Чрезмерные военные расходы – это и есть по существу инвестиции государства в ВПК.
4. Необоснованное повышение цен и заработной платы. Этот фактор может быть сформулирован иначе. Это есть результат проявления в первом случае монопольной власти фирм, определяющих свои издержки и цены, а во втором случае профсоюзной монополии, задающей размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы. Такая трактовка встречается у В. Камаева, С. Мирзабалаева.
5. Кредитная экспансия – расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, что ведет к эмиссии денег в безналичной форме;
6. Чрезмерная эмиссия денег в наличной и безналичной формах, увеличение скорости их обращения;
7. Инфляционные ожидания. Этот фактор особо выделяется некоторыми учеными, в частности, Г. Котовым.
Внешние факторы обусловлены ростом цен на экспортируемые и импортируемые товары, обменом банком иностранной валюты на национальную, мировыми кризисами.
К внешнимфакторам относятся:
1. Структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, топливо, импорт, которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями. Воздействие этого фактора усиливается при росте открытости экономики.
2. Обмен банками национальной валюты на иностранную, что вызывает потребность в дополнительной эмиссии денег, что пополняет каналы денежного обращения и ведет к инфляции.
Как правило, инфляция возникает в тех случаях, когда рост доходов в обществе выше возможностей их товарного обеспечения. Это касается не только доходов населения, но и доходов предприятий и организаций. Поэтому в качестве основной причины инфляции можно выделить нарушение натурально-стоимостной сбалансированности, а расширение бумажно-денежного обращения – ее основного условия.
Таким образом, инфляцию следует рассматривать как многофакторный процесс, но все же органично связанный с ростом цен. Но, несмотря на то, что инфляция вызывает рост цен, цены тоже в свою очередь влияют на инфляцию. В этой связи можно отметить два варианта развития спирали инфляции:
· После переполнения каналов денежного обращения бумажными деньгами наступает период роста цен;
· Под влиянием ряда факторов, действующих на товарных рынках, цены вначале ползут вверх, после чего происходит увеличение бумажно-денежной массы, которая продолжает подталкивать рост цен.
Цены же могут возрасти по многим причинам: вследствие улучшения потребительских свойств и качества товаров, переключения спроса на более качественные товары, вследствие монополизации экономики и др.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.2. Виды инфляции
Инфляция как явление может быть классифицирована по нескольким критериям.
Большое распространение получила классификация инфляционного процесса по его интенсивности. Однако границы между различными видами инфляции по данному критерию достаточно условны и подвижны.
Нормальнаяинфляция – темпы растут медленно, примерно 3-5% в год; масштаб инфляции поддается контролю.
Умеренная инфляция (ползучая) – темпы достигают 10% в год; такая инфляция признается в целом безвредной и соответствующей нормальному экономическому развитию; масштабы ее приводят к непредвиденным нарушениям в распределении национального дохода между различными социальными группами.
Галопирующаяинфляция – характеризуется ростом цен от 20 до 200% в год; в этих условиях невозможно контролировать не только рост цен, но и экономическое развитие в целом.
Гиперинфляция– начинается при повышении цен более чем на 50% в месяц на протяжении длительного срока (полгода или более); за год цены повышаются не менее, чем в 130 раз; деньги вытесняются из оборота и уступают место бартеру; расходование заработной платы и рост цен принимают катастрофический характер, что сказывается на благосостоянии всех слоев населения даже обеспеченных.
Большинство ученых выделяют только умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. В. Усов в своей работе “Деньги. Денежное обращение. Инфляция.” выделил такой вид, как нормальная инфляция. Основанием для этого, очевидно, послужило то, что в ряде стран с высокоразвитой рыночной экономикой, например, страны ЕС инфляция играет роль своеобразного рычага, балансирующего спрос и предложение и исправляющего ценовые диспропорции. Для этого ее уровень не должен превышать 5% в год.
Все изученные авторы различают открытую (ценовую) или скрытую (подавленную) инфляцию. Основанием для этого послужило сравнение опыта стран с переходной экономикой, в частности России и стран с рыночной экономикой. Открытая выражается в непосредственно наблюдаемом, систематическом повышении уровня цен, тогда как скрытая инфляция проявляется в растущем товарном дефиците, появлении “черного” рынка с непомерно высокими ценами при формальной стабильности цен, обеспечиваемой централизованно (замораживание цен, заработной платы). Возможна также комбинация этих двух типов инфляции.
По источникам возникновения выделяют инфляцию спроса (существует избыточный спрос, под давлением которого повышаются цены) и инфляцию издержек (вызывается увеличением издержек на единицу продукции, прежде всего увеличением номинальной заработной платы и цен на сырье и энергию).
Вышеприведенная классификация может быть дополнена иным критерием: соотносительностью роста цен по различным товарным группам. Данная типология приведена у В. Усова, В. Камаева. В этой связи выделяют следующие виды инфляции:
Сбалансированнаяинфляция – цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового роста цен и поднимает процентную ставку. Таким образом, ситуация выравнивается и сбалансируется как ситуация со стабильными ценами. Товаропроизводители периодически повышают цены. Потери несут только производители, сложной продукции, которые стоят в конце технологической цепочки.
Несбалансированная инфляция означает, что цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Это касается как отраслевых, так и территориальных диспропорций. Рост цен на сырье превышает рост цен на конечную продукцию, а цена комплектующего может оказаться выше цены конечного изделия. Это вид инфляции очень опасен для производителей. В подобных условиях невозможно составить прогноз роста цен. Товарные группы – лидеры роста цен сегодня могут не являться таковыми завтра. Производители не могут рационально выбрать сферу приложения капитала, сравнить прибыльность инвестиционных проектов. В таких условиях промышленность не имеет возможности развиваться.
В соответствии с критерием ожидаемости можно также выделить два вида инфляции: ожидаемую и неожиданную. Данная классификация представлена у всех изученных авторов
Ожидаемая инфляция – та, которая прогнозируется на какой-либо период времени, она предсказуема с достаточной степенью надежности. Такая инфляция нередко является последствием действий правительства. Фактор ожидаемости позволяет, имея прогноз роста цен, адаптироваться к нему. Даже в случае гиперинфляции прогнозируемый рост цен может нанести экономическим субъектам ущерб менее значительный, чем неожиданный скачок цен пусть даже на небольшое количество процентов.
Неожиданнаяинфляция характеризуется внезапным скачком цен, что отрицательно отражается на налоговой системе и системе денежного обращения. Возможный вариант развития этого вида инфляции основывается на инфляционных ожиданиях населения. При наличии их у покупателей возникает резкое увеличение спроса, что деформирует экономику, искажает картину совокупного спроса, так как предсказать подобный скачок крайне затруднительно. При отсутствии же у населения инфляционных ожиданий возникает “эффект Пигу” — резкое сокращение спроса, так как люди надеются на скорое снижение цен. Производитель товаров вынужден снижать цену, в результате ситуация возвращается в состояние равновесия. Такая ситуация пагубно сказывается на большом бизнесе: психологическая стабильность бизнесменов сменяется депрессивным ожиданием, что сковывает их инновационный потенциал.
К вышеприведенной классификации можно добавить еще несколько видов инфляции.
Структурнаяинфляция – это по существу перемещение спроса. На товары, пользующиеся повышенным, спросом цены растут. В то же время на товары, спрос на которые невелик, цены либо не снижаются, либо снижаются несущественно (из-за неэластичности предложения по отношению к спросу, слабой мобильности факторов производства и др.). Это может произойти в таких отраслях, как металлургия, химическая промышленность, лесозаготовки. Вследствие этого происходит: рост средних цен, сокращение или полное прекращение выпуска дешевых товаров, снижение качества товаров при стабильных ценах на них.
Данный вид инфляции выделен Л. Гейгером, и его точка зрения представляется обоснованной. Ассортимент товаров постоянно растет, они модифицируются, усовершенствуются, поэтому спрос действительно может переключиться на более современные и престижные товары.
Л. Гейгер также склонен выделять в рамках инфляции издержек несколько ее подвидов в зависимости от источника растущих издержек. По этому критерию он выделяет:
Инфляция роста зарплаты– удельный вес заработной платы в цене товара сравнительно невелик (25-30%), но даже в таком случае рост рыночной заработной платы может инициировать инфляцию.
Инфляция прибылей- промышленные предприятия и другие субъекты экономики получают сверхприбыли, что ведет к повышению уровня цен, не компенсируемому покупателю ростом качества товара. Этот вид инфляции особенно опасен при условиях либерализации цен, отсутствии конкуренции, высоком уровне монополизма, тотальном дефиците товаров.
Инфляция налогов– ситуация, когда государство начинает интенсивно повышать налоги. С их помощью покрываются расходы на оборону, управление, социальные программы. Это снижает возможности инвестиций, что сокращает производство и, следовательно, предложения, что уже само по себе служит исходной базой для инфляции.
“Товарная” инфляция– это ситуация, когда резко дорожают сырье и материалы.
Тот факт, что деятельность естественных монополий, особенно в России, в значительной степени регулируется государством, позволил В. Андрианову выделить такой тип инфляции, как административная.
Административная инфляция– воля государственных органов, союзов и объединений. Согласно этой воле взвинчиваются цены на железнодорожные перевозки, плата за почтовые услуги, услуги связи, коммунальные услуги. Эта инфляция стимулирует инфляцию издержек.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.3. Современные методы антиинфляционного регулирования. Монетаристский и кейнсианский подходы
Теоретики современной экономической мысли по-разному подходят к методам борьбы с инфляцией. Рассмотрения заслуживают те методы борьбы, которые наиболее часто используются в практике. Можно выделить несколько таких теоретических подходов.
Кейнсианская теория. Сторонники этого направления признают в качестве методов борьбы с инфляцией параллельное проведение дефляционной политики и политики доходов. Большая роль в проведении антиинфляционной политики отводится государству.
Монетаристская теория признает действенными только меры, направленные против инфляции спроса; с инфляцией издержек возможна борьба только с помощью усиления рыночно-конкурентных основ экономики. Государству при этом отводится пассивная роль.
Сторонники теории “экономики предложения” признают только один антиинфляционный путь – стимулирование развития производства и предложения товаров.
Сторонники теории “структурной инфляции” в качестве антиинфляционной меры предлагают определенную структуру экономики.
Не смотря на многообразие факторов, вызывающих инфляцию, вариантов антиинфляционной политики на удивление мало. Опыт развитых стран позволяет выделить 3-4 варианта. Все методы антиинфляционной политики укладываются в политику управления факторами спроса (политика агрегатного спроса и политика доходов), факторами предложения (политика стимулирования предложения) или факторами, регулирующими питательную среду инфляции, — сферу денежного обращения.
Методы управления агрегатным спросом. Суть их состоит в воздействии на отдельные элементы совокупного спроса, чтобы сформировать новое соотношение спроса и предложения на товары и на деньги.
Для управления агрегатным спросом применяются инструменты бюджетной и кредитно-денежной политики. Такими мерами являются: сокращение государственных расходов, например, путем урезания различных социальных программ, изменения условий госзакупок; ужесточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и потребителям. К мерам кредитно-денежной политики относят воздействие на спрос и предложение денег с целью их параллельного ограничения при помощи цены кредита.
Органами реализации дефляционной политики после принятия соответствующих программ высшими государственными органами являются, прежде всего, финансовые органы. Однако недостатком этой политики является ее прямолинейность и отсутствие избирательного воздействия. К тому же применяться она может только на стадии подъема экономики, т.е. эти методы являются краткосрочными.
Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, прежде всего заработной платы, образуют содержание политики доходов. Их отличие от дефляционной политики состоит в том, что использоваться они могут вне зависимости от фазы циклического развития экономики. Кроме того, их применение может быть дифференцировано и предусматривает отмену для отдельных отраслей и секторов экономики. Однако максимальная эффективность политики доходов, по мнению экспертов, достигается тогда, когда основной причиной инфляции является увеличение издержек.
Суть политики доходов состоит в том, что государство ограничивает рост цен и заработной платы. Это уменьшает рост издержек производства тех товаров, в цену которых эти величины входят в качестве издержек. Тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляционных процессов. В то же время ограничение роста цен на товары и заработной платы определяет динамику доходов лиц наемного труда и в какой-то части предпринимательской прибыли. В этом отношении политика доходов способствует ограничению платежеспособного спроса. Поэтому, она часто используется в сочетании с дефляционной политикой.
Существуют различные варианты политики доходов по степени жесткости принуждения к соблюдению регулирующих мер. Самый экстремальный вариант – это “замораживание” цен и заработной платы. В современных условиях он не используется, т.к. приводит к появлению скрытых форм инфляции. Предпочтение отдается гибким формам регулирования, таким как политика ограничения зарплаты с помощью налогов. Эта политика предполагает введение дифференцированных ставок налога на прибыль в зависимости от роста цен на производимую продукцию и заработной платы.
Для проведения политики доходов создаются временные органы, например управления Министерства финансов или используются традиционные. Однако считается, что для эффективного проведения этой политики необходимо сотрудничество трех сторон: государства, профсоюзов и предпринимателей. Так же как и дефляционная политика доходов может применяться на ограниченном временном периоде, поскольку для нормального развития рыночной экономики необходима свобода ценообразования.
Вышеперечисленные варианты антиинфляционной политики направлены на ограничение совокупного спроса. И в этом смысле использование политики стимулирования предложенияявляется новым вариантом борьбы с инфляцией. В качестве методов антиинфляционного регулирования предлагается использовать методы бюджетного регулирования, преимущественно налоговые. Налоговая политика позволяет дифференцированно подходить к различным источникам и суммам дохода. Сокращение ставок подоходного налога или налога с корпораций параллельно с расширением диапазона доходов, подпадающих под определенную ставку, позволяет ограничить рост бюджетного дефицита. В основе налоговой политики может лежать также политика доходов. Решения о повышении цен на продукцию и заработной платы принимаются предпринимателями. В основе же этих решений лежат налоговые льготы и стимулы, предлагаемые государством.
Наибольшее распространение в мире получили два принципиально различных подхода к преодолению последствий инфляции в переходной экономике, кейнсианский и монетаристский.
Монетаристская концепция инфляциинастаивает на том, что инфляция – сугубо денежное явление, т.е. причиной усиления инфляционного процесса является более быстрый рост номинальной денежной массы по сравнению с объемом производимой продукции.
∆P=∆M∙∆V/∆Q
∆P— прирост цен
∆M— темпы прироста денежной массы
∆V- темпы прироста скорости обращения денег
∆Q- темпы прироста объема реального продукта
Данное уравнение показывает, что темпы инфляции прямо пропорциональны росту денежной массы и скорости обращения денег и обратно пропорциональны приросту реального продукта.
Денежная масса создается ЦБ. Сначала ЦБ увеличивает свои активы: он предоставляет кредиты государству, коммерческим банкам, отдельным предприятиям, а также увеличивает свои золотовалютные резервы. На второй стадии ЦБ увеличивает свои пассивы, т.е. создает денежную базу из количества наличных денег в обращении, обязательных и необязательных резервов коммерческих банков.
Соотношение между денежной массой и денежной базой называется денежным мультипликатором, т.е. это отношения денежной массы к общему размеру резервов банковской системы. Мультипликатор показывает, какое количество денег создается в результате “разрастания” денежной базы.
Поскольку основной причиной инфляции в монетаристском подходе является избыток денежной массы, то последователи данной концепции ставят во главу угла жесткий контроль денежной массы, который должен привести к изменению совокупного спроса.
Например, когда Федеральная Резервная Система США проводит продажу ценных бумаг либо окончательную, либо с правом последующего выкупа, то в банковской системе резервные депозиты уменьшаются на величину произведения мультипликатора на объем продаж. Таким образом, наблюдается уменьшение предложения денег.
Другим инструментом регулирования денежной массы может стать номинальная ставка ссудного процента.
Последовательные монетаристы опираются исключительно на проведение жесткой политики по отношению количества денег в обращении. Часть последователей этой школы считает, чтобы сделать этот процесс менее болезненным для экономики, необходимо сочетать его с политикой доходов. Последовательные монетаристы же отвергают подобную возможность, т.к. верят в свободный рынок и считают, что политика доходов препятствует рациональному распределению ресурсов, и экономика начинает “задыхаться”.
Ключевым пунктом монетаристской стратегии преодоления инфляции является установление ЦБ некоторого определенного темпа прироста денежной массы. Таким образом, банк как бы направляет инфляцию в более спокойное русло, появляется надежда, что резкого скачка цен не будет.
Провозглашая эту концепцию, монетаристы, тем не менее, видели ее недостаток. Размер денежной массы очень сложно установить, т.к. постоянно появляются новые типы платежных средств: платежные и кредитные карточки, новые типы банковских счетов и государственных ценных бумаг. Поэтому, сложно решить какие типы платежных средств следует включать в состав денежной массы и отдавать под косвенный контроль ЦБ.
Кейнсианская теория инфляцииисходит из анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и влияния их на увеличение спроса, что приводит к росту производства и занятости. В то же время увеличение спроса населения как непроизводительного явления приводит к росту инфляции. Избавиться от этого негативного явления можно:
· стимулированием частных и государственных инвестиций;
· ограничением заработной платы.
Кейнсианцы видели способ разрешения инфляционных кризисов в активной политике государства. Именно государство призвано было обеспечить такой прирост инвестиций, который обеспечит прирост прибылей. Стимулировать потребление можно только после того, когда достигнута стадия инвестиционного насыщения.
Сам процесс государственного регулирования должен включать четыре основных пункта. Таковыми являются:
1. Денежно-кредитная политика. Она должна способствовать экономическому подъему такими путями, как обеспечение достаточного количества денег в обращении, предельное снижение процентной ставки.
2. Расходы государственного бюджета. Кейнсианцы считали, что бюджетная политика является главным инструментом государственного регулирования, в том числе увеличения расходов на государственные капиталовложения.
3. Перераспределение государственных доходов. Согласно взглядам кейнсианцев национальный доход должен распределяться в пользу классов с наибольшими доходами, а также предпринимателей, осуществляющих производственные капиталовложения. К тому же эта теория ни в коем случае не рекомендует повышать шкалу заработной платы. Эти меры, предпринимаемые государством, способствовали бы увеличению склонности к потреблению, и, следовательно, увеличению эффективного спроса.
4. Протекционизм.
Таким образом, создавая систему государственного регулирования экономики, основоположник этой теории во главу угла ставил спрос. Он считал, что в экономике всегда существует отложенный спрос в виде сбережений, а также пассивов. По Кейнсу сбережения должны превратиться в элемент эффективного спроса. И управлять этим спросом должно государство, используя инструменты бюджетной и кредитно-денежной политики. Модель этого процесса предельно проста: центральный банк размещает займы, распределяет льготные кредиты. Одновременно проводятся государственные закупки товаров и услуг.
Теория Кейнса создавалась в период тяжелейшей депрессии. К тому же направлена она только на создание дополнительного спроса и не учитывает появления других возможных форм, связанных с развитием производства, инфраструктуры, изменением пропорций экономики. С точки зрения сегодняшнего дня государственное вмешательство в процесс подавления инфляции представляется правильным. Но само государственное вмешательство порождает ряд противоречий, основным из которых является возможное несовпадение интересов государства и собственников капитала в условиях свободы принятия хозяйственных решений.
Основополагающее отличие изложенных выше теоретических подходов к преодолению инфляции состоит в том, что сторонники монетаристской концепции и, прежде всего М. Фридман отводят государству в этой области пассивную роль, в то время как кейнсианцы считают необходимым активное вмешательство государства. Однако и кейнсианцы, и монетаристы сходятся в одном – в период инфляции необходимо придерживаться правила сокращения денежной массы в обращении, чтобы достичь умеренной инфляции.
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены основные методы регулирования инфляции, наиболее часто используемые в практике. Все они в конечном итоге сводятся к управлению элементами совокупного спроса, совокупного предложения или факторами денежного обращения.
продолжение
–PAGE_BREAK–3. Инфляция в России, ее особенности.
Исследование особенностей появления и развития инфляционного процесса в переходной экономике и, в частности, в экономике России следует по всей видимости начать с анализа причин, вызвавших этот процесс. Все многообразие интерпретаций причин российской инфляции сводится к двум крайним точкам зрения: инфляции присуща монетарная природа, инфляция имеет немонетарную или не только монетарную природу.
Структурные причины. Утверждается, что специфической особенностью экономики России является микро- и макроэкономическая структура, унаследованная от СССР, которая не соответствует рыночной экономике. К этому аргументу примыкает и аргумент о технологической отсталости России. Эта позиция связана с тем, что в разные периоды накаленная политическая обстановка и идеология, исходящая из необходимости защиты социалистических завоеваний привели к тому, что сформировалась соответствующая структура общественного производства. Сфера обращения и потребительских услуг явно не соответствовали потребности населения в них. Кроме того, признано, что рост заработной платы стал опережать аналогичный показатель производительности труда. Именно с этим периодом следует связывать возникновение предпосылок для инфляции издержек в нашей стране, когда некоторые отрасли производства (в основном тяжелая промышленность) начали устойчиво воспроизводить диспропорции в экономике.
Безусловно, российская экономика, как и любая другая, обладает “своим неповторимым лицом”, и технологический уровень многих производств не соответствует лучшим мировым стандартам. Однако является ли это причиной российской инфляции?
3.1. Инфляция в России в 90-е гг.
Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономический условий. Так, сразу после Второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров.
В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение «цена — заработная плата», перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы.
Исторически инфляция в экономике России возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.
Для России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15-20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высока степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе и другие особенности.
Цены в России в течение последних десятилетий повышались. Общий уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 г. по 1940 г. вырос в 6,5 раз. В 1947 году, к моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию против довоенного уровня. А зарплата увеличилась на 45,8%. В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого последующего понижения цен.
Командная система, устанавливая твердые ставки заработной платы, должна иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена подобной экономической политики — подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.
Ценообразование на рынке товаров и услуг в командной экономике я постаралась графически проанализировать на рисунке ниже.
Равновесная цена, определяемая соотношением спроса и предложения в точке С, равна уровню PC. Государство устанавливает постоянные цены (PKL), при которых объем предложения товарной массы OQK, а объем спроса OQL.
Рис.1.
В результате QKQL=KL — это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит — неизбежное следствие так называемых стабильных цен.
Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму.
1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год. Увеличение цен в России к 1996 году составит 4658 раз.
В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. Правительство России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок и курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.
В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля.
Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стала критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными.
Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной — в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов.
Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году (4-5% в месяц летом при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты.
Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операций помогла компенсировать убытки.
В 1995 году правительство сделало еще несколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств.
Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских цен — 4-5% в месяц, но он компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом полугодии. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220 — 1994 и 130% — в 1995 году.
Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась общая тенденция последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.
Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую.
Перевод инфляции из подавленной форму в открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года к декабрю 1991 года под данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения за тот же период — 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года — уже более 50 %, то есть экономика страны вошла в состояние гиперинфляции. В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году — на 12% и в 1994 году — на 15%.
Еще большими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993 г. — на 12% и в 1994 году — на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции было существенно перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, т.е. денежным фактором, что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах.
Несмотря на замедление роста цен в 1994 году по сравнению с предшествующими годами, инфляция вес равно находилась на гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней командно-директивной системы к новой рыночной экономике. Какова же природа Российской инфляции?
Как утверждает директор Института экономического анализа Илларионов А.Н.: «Природа российской инфляции, равно как и содержанием экономической политики, способной обеспечить ее подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Все многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной — инфляция имеет немонетарную (не денежную) или не только монетарную природу, по другой — это чисто монетарное явление».
В соответствии с монетарным подходом инфляция — это денежный феномен, а ее динамика определяется количество денег в экономике. Темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта. При стабильных значениях скорости обращения денег и прироста реального продукта инфляция определяется темпами роста денежной массы. Снижением реального продукта при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему продукта противостоит прежнее количество денег. Возрастание же объемов реального продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции — снижению уровня цен.
Эта концепция была положена в основу экономической программы правительства РФ с 1992 года и с некоторыми изменениями сохраняется до наших дней.
Важнейшим фактором, определяющим темпы инфляции, выступает скорость денежного обращения. Динамика этого показателя за последние годы несколько раз менялась. В январе 1992 года произошел резкий рост скорости обращения денег — с 1,4 до 5,7 раза в год. Затем в первой половине 1992 года она росла, а в августе-ноябре того же года — падала. С декабря 1992 г. по апрель 1993 г. скорость обращения денег стабильно возрастала, увеличиваясь с 5,4 до 11,4 раза. Затем с апреля по август 1994 г. скорость денежного обращения резко снизилась на 25%.
ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ДИНАМИКОЙ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ И ТЕМПАМИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ
январь 1992 г. — декабрь 1994 г., (%)
Как при переходе от низкой инфляции к высокой скорость денежного обращения растет, демонстрируя низкий спрос на национальную валюту, так как при переходе от высокой инфляции к низкой спрос на национальную валюту возрастает и скорость денежного обращения падает.
Интенсивная денежная эмиссия апреля-августа 1994 года привела к повышению темпов инфляции в октябре 1994 г. — январе до 14-18%. Сокращение темпов прироста денежной массы осенью-зимой 1994 — 1995 г.г. обеспечило снижение темпов инфляции до 8-11% в феврале-мае 1995 г. и летом до 5%.
Одним из главных источников, поддерживающих высокие темпы прироста денежной массы, является финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных инструментов.
На примере бывших социалистических стран можно увидеть, что размеры дефицита бюджета в процентах к валовому внутреннему производству, в большинстве случаев достаточно хорошо сочетаются с масштабами денежной эмиссии и темпами инфляции.
Отсутствие дефицита бюджета в странах Балтии позволило им в течение последних лет обеспечить самые низкие темпы прироста денежной массы. В странах с наиболее значительными бюджетными дефицитами — Армении, Грузии, Азербайджане, Украине — наблюдались и самые высокие темпы инфляции. Но здесь есть и исключения. Так, в некоторых странах — Белоруссии, Казахстане — незначительные размеры бюджетного дефицита не были препятствием для весьма высоких темпов инфляции. Дело в том, что высокие темпы инфляции в этих странах были вызваны денежной эмиссией. В России и Молдавии наличие бюджетных дефицитов в крупных размерах (7-12% ВВП) приводило примерно к вдвое более низким темпам прироста денежной массы и инфляции.
Причина здесь в том, что рост денежной массы и инфляции вызываются не наличием бюджетного дефицита, а размерами той части, которая покрывается за счет эмиссионных источников.
В 1995 году в России проводилась очень жесткая бюджетная политика. Согласно закону о Федеральном бюджете федеральные расходы в 1995 году планировались на уровне 26,7% ВВП. Фактически же в первой половине года этот показатель был равен 17,3% ВВП.
Бюджетный дефицит в первой половине 1995 года снизился до 3,2% ВВП. Кредиты ЦБР для его покрытия намного уменьшились. Если в феврале-июне 1994 г. задолженность правительства Центробанку выросла на 11%, то за аналогичный период 1995 года — лишь на 11%.
Основные положения немонетаристского подхода отвергают чисто денежную трактовку инфляции. Она сочетает в себе действие и факторов инфляции спроса и инфляции издержек, причем влияние факторов инфляции спроса не играет доминирующей роли. Это отчетливо проявляется в отставании увеличения денежной массы от роста цен.
В первом полугодии 1995 года несмотря на меры по ограничению объемов денежно-кредитной эмиссии, темпы инфляции сохранялись достаточно высокими и превышали уровень сопоставимого периода 1994 года.
Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов экономической динамики за 90-е годы, можно сделать вывод, что в целом совокупное влияние причин, порождающих инфляцию, оказалось компенсировано факторами, сдерживающими ценовую динамику, то связано, прежде всего с тем, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:
— соблюдение жестких денежных ограничений;
— меры по стабилизации валютного курса;
— отказ от покрытия дефицита федерального бюджета прямыми кредитами Банка России и переход к государственным заимствованиям на рынке ценных бумаг;
— принятие Правительством Российской Федерации ряда решений,
ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и сектором экономики, в первую очередь отраслей — естественных монополистов.
Все они, будучи направленными, на сжатие совокупного спроса и приведение его в соответствие с совокупным предложением, сформировали качественно новую ценовую ситуацию, как в потребительской сфере, так и в реальном секторе российской экономики.
3.2. Современное состояние инфляционных процессов в РФ.
3.2.1 Сравнительный анализ инфляционных процессов в России на современном этапе.
Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономики к рыночной, а также высокими темпами роста цен. В современной России вид инфляции — ползучая (до 10 процентов в год).
При определенном высоком уровне инфляция становится опасной для экономики и социальной стабильности общества. Отрицательное влияние высокой инфляции для национальной экономики России состоит в следующем:
— обесцениваются доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере;
— происходит перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает социальное расслоение;
— разрушается денежная система страны, иностранные денежные знаки постепенно вытесняют национальную валюту, расцветает бартер;
— денежные накопления предприятий обесцениваются, невозможны инвестиции, никакие долгосрочные решения не могут быть приняты, подрывается база для экономического роста.
Причинами инфляции в 2007 г. стали:
-инфляционное ожидание;
-в условиях высоких темпов экономики инфляцию подпитывает растущий внутренний спрос;
Основными причинами ускорения темпов инфляции в апреле-июне 2007 г. являются сокращения предложение ряда продовольственных товаров и низкая конкуренция на продовольственных рынках на фоне быстро растущих доходов населения.
Также будет сказываться и импортируемая инфляция на рынке продуктов в связи с недостаточным предложением отечественной сельхозпродукции; на цены повлияли низкие темпы роста отечественного производства из-за низкой рентабельности или убыточности производства ряда товаров (сливочного масла и сыра);
Основной движущей силой инфляции власти называют чистый приток капитала в страну. По словам Игнатьева, за первое полугодие он составил $67 миллиардов по сравнению с $14 миллиардами годом ранее, а за весь год, по оценке ЦБР, этот показатель будет на уровне $70 миллиардов.
-основная причина высокой инфляции в июне 2007г. — быстрый рост цен на плодоовощную продукцию, которая в июне подорожала более чем на 12%, в то время как в июне прошлого года цена на плодоовощную продукцию снижалась;
— причиной инфляционного всплеска в сентябре и начале октября являются немонетарные факторы — рост мировых цен на продовольственном рынке, который вызвал скачок цен на молочные продукты и зерновые в России;
Ускорение темпов инфляции, наблюдаемое с апреля 2007 года, в основном связано с опережающим ростом цен на продовольственные товары. В конце сентября — начале октября произошел резкий скачок цен на ряд основных продуктов питания — рост в 1,2-1,4 раза: молоко и молочная продукция, масло сливочное, сыры, подсолнечное масло, яйца. В итоге за январь-сентябрь 2007 года цены на продовольственные товары выросли на 8,1 %, что в 1,2 раза выше, чем год назад, тогда как в I квартале отставание составляло 2,4 раза;
Ускорение инфляции, по мнению министерства, обусловлено образованием дефицита продукции на отдельных рынках продовольственных товаров из-за резкого сокращения импорта, а также увеличением экспорта вследствие благоприятной конъюнктуры на мировых рынках и падения коммерческой привлекательности внутреннего производства (за последние три года реальные цены снизились более чем на 25 %);
Другой фактор роста цен — быстрый рост денежных доходов населения, и особенно заработной платы — в номинальном выражении, соответственно на 21,7 % и 25,7 % (январь-сентябрь 2007 года к соответствующему периоду 2006 года), ведущий к росту платежеспособности населения, особенно с низким уровнем доходов (что поддерживает платежеспособный спрос на продукты). Повышение пенсий с 1декабря.
Основными причинами инфляции в России является монополизм российской экономики, повышение мировых цен на товары, а также увеличение бюджетных расходов (в настоящее время наблюдается профицит гос.бюджета), считают эксперты.
Показатели инфляции в России в 2000-2007гг.
а) Уровень инфляции на первое полугодие 2007г.
Инфляция за первое полугодие 2007г. составила 5,7%. За первое полугодие 2006г. этот показатель составлял 6,2%. Инфляция существенно замедлилась в I квартале 2007 г. В этот период продолжалось воздействие основных факторов, определявших инфляцию в апреле-декабре 2006 года: значительный рост предложения товаров (особенно импорта) и усиление конкуренции в сфере реализации по мере быстрого развития сектора торговли; снижение инфляционных ожиданий на фоне высоких темпов роста в реальном секторе и продолжающейся дедолларизации экономики, и в связи с этим растущего спроса на деньги.
Инфляция за I полугодие 2007 г., в том числе по отдельным сегментам потребительского рынка (см. приложение).
В июне 2007г. рост потребительских цен составил 1%, а в июне 2006г. он составлял 0,3%. Основная причина высокой инфляции в июне 2007г. — быстрый рост цен на плодоовощную продукцию, которая в июне подорожала более чем на 12%, в то время как в июне прошлого года цена на плодоовощную продукцию снижалась.
Укрепление реального эффективного курса рубля в первом полугодии 2007 г. составило 3,2%. За аналогичный период 2006 г. этот показатель составлял 7%. Напомним, укрепление реального эффективного курса рубля за 5 месяцев 2007 г. составило 2,3%. За аналогичный период 2006 г. укрепление составляло 5,4%. Рекордный приток капитала связан с распродажей активов ЮКОСа и размещением акций ВТБ и Сбербанка.
В июне 2007 г. инфляция в России составила 1% против 0,3% в июне 2006 г., т.е. была более чем в 3 раза выше, чем годом ранее. Основной причиной инфляции, по мнению аналитиков, было резкое увеличение цен на плодоовощную продукцию в июне 2007 г.
Овощи, фрукты и ягоды в июне т.г. выросли в цене на 12,2%, в то время как в июне 2006 г. наблюдалось снижение цен на них на 0,6%. По мнению экспертов еженедельника «Агроогляд: овощи и фрукты», такая динамика цен на плодоовощную продукцию в Российской Федерации обусловлена большой разницей в климатических условиях 2006 и 2007 гг.
Напомним, что в I квартале 2007г. объем денежных доходов населения сложился в размере 4 трлн. 141,2 млрд. руб. и увеличился на 21,5% по сравнению с соответствующим периодом 2006г. В I квартале 2007г. население России израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 3 трлн. 065,5 млрд. руб., что на 21,6% больше, чем в январе-марте 2006 г. Сбережения за этот период составили 651,3 млрд. руб., что на 4,3% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в марте 2007г. по сравнению с соответствующим периодом 2006г., по оценке Росстата, увеличились на 12,6%, а в I квартале 2007г. возросли на 13% к уровню 2006г. Рост денежного предложения не оказывал давления на инфляцию в I полугодии текущего года.
Базовая инфляция (очищенная от сезонных колебаний и немонетарных составляющих ИПЦ) во I квартале по сравнению с предыдущим снизилась на 0,4 п.п. — до 1,3%, однако была чуть выше прошлогоднего показателя (1,1 процента).
На продовольственные товары за январь-июнь цены выросли на 6,1% (на 7% год назад). После стабильной динамики в январе — апреле (прирост на 0,8-0,9% в среднем за месяц), темпы роста цен стали нарастать, и в июне достигли 1,7% – самого высокого уровня с марта 2006 года.
В июне 2007 года продолжалось интенсивное удорожание плодоовощной продукции – прирост цен составил 12,2% (в мае — на 7,8%) за счет нового витка роста цен на овощи на 22,3% (в мае — на 20,5%). В итоге за I полугодие 2007 г. цены на плодоовощную продукцию выросли на 38,6%, против 31,5% в прошлом году. Особенно подорожали овощи — в 1,9 раза (1,55 раза), картофель — в 1,4 раза (1,5 раз), тогда как цены на фрукты выросли на 12,1% (8,3%). Вклад в инфляцию компоненты роста цен на плодоовощную продукцию составил 1,5 п.п. (год назад — 1,2 п.п.), а всех продовольственных товаров — 2,5 п.п. (3 п.п.). Вклад в инфляцию отдельных групп товаров и услуг(см. приложение).
Значительный рост цен на плодоовощную продукцию в текущем году вызван целым рядом причин: сокращением предложения плодоовощной продукции в межсезонный период (импорт моркови, лука, капуста, свеклы, на который приходится свыше половины рынка, за I полугодие уменьшился в среднем на 17%), что разбалансировало розничный рынок овощей — снижение их поставок составило примерно 15%; ростом цен на импортные овощи в 1,4 раза (январь-июнь) и фрукты — в 1,2 раза (январь-март) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вследствие замещения дешевого импорта из ближнего зарубежья более дорогим импортом из дальнего зарубежья; прекращением действия пониженных сезонных ввозных таможенных пошлин с 1 июня на овощи (пошлины повышены до 15% против 5% в феврале — мае), которые были введены в начале года.
На остальные продовольственные товары прирост цен не столь значительный за полугодие – на 2,7% (4,5% год назад). Однако в мае-июне темпы роста цен также стали нарастать.
В мае-июле повысились темпы роста потребительских цен:
· на изделия из зерновых культур (в июне цены на хлеб и хлебобулочные изделия выросли на 1,6%, в первой половине июля — на 4,4%), вследствие значительного роста цен на зерно на мировых рынках (на 20% в июне) и вслед за ними и внутри страны;
· мясо птицы (в июне подорожало на 1,9%, в первой половине июля — на 1,2%) вследствие сокращения импорта и роста цен на корма.
Следует отметить, что на более низкой динамике роста цен на продовольствие за исключением плодоовощной продукции в I полугодии 2007 г. определенное влияние оказало снижение цен на сахар в связи с перенасыщением рынка за счет роста поставок свекловичного сахара в 1,28 раза, а также — падения цен на сахар-сырец и сырцового сахара. После подорожания сахара в 1,5 раза в I квартале 2006 года, с апреля 2006 года по май 2007 года отмечено снижение цен на сахар на 27,1%. В том числе с начала года (по состоянию на 16 июля) цены снизились на 4% (год назад цены выросли на 30,4%, внеся в инфляцию 0,4 п.п.). Динамика цен на основные виды продовольственных товаров (см. приложение).
На непродовольственные товары за прошедший с начала года период прирост цен — 2,2% (год назад — 2,3%), сохраняется невысоким в основном за счет продолжающего роста импорта, доминирующего на рынке данных товаров. Тем не менее, несмотря на высокую насыщенность рынка, темпы роста цен не снижаются (без учета цен на бензин рост был таким же, как и год назад) вследствие непрерывно растущего платежеспособного спроса населения.
Автомобильный бензин после шестимесячной паузы стали повышаться с апреля. За три месяца прирост цен пока невысокий – 1,4% (по отношению к декабрю 2006 г. — на 0,5%), однако цены стабильно растут.
В текущем году более интенсивно дорожают строительные материалы, особенно в сезон строительных работ — за апрель — июнь прирост на 4,3%, а с начала года — на 6,5% (против 3,5% год назад) в связи со строительным бумом. Динамика цен на основные виды непродовольственных товаров(см. приложение).
Тарифы на платные услуги населению за I полугодие 2007 г. выросли почти также — на 9,8%, как и год назад (10%).
При этом, рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги был ниже — 12,7% (16%), а рост остальных тарифов на 8,2% (6,4%) — выше. Существенно подорожали услуги связи — на 10,5% (0,3%), а также пассажирского транспорта — на 11,9% (10,9%), в том числе регулируемые на местах — на 9,9 процента.
Услуги пассажирского железнодорожного транспорта за январь-июнь подорожали на 23,6% (14% годом ранее). Оплата проезда в поездах дальнего следования в регулируемом секторе (плацкартные и общие вагоны) в соответствие с решением Правительства была поднята на 12%. В нерегулируемом секторе тарифы увеличились на 37% (год назад — на 15,7%), при этом выросли ассортимент и качество оказываемых услуг. На конкурирующем воздушном транспорте оплата выросла на 5,1% (7,7 процента).
Тарифы на оплату услуг населением оказываемых организациями жилищно-коммунального хозяйства по расчету МЭРТ, за полугодие увеличились в среднем по России на 13,1% (при установленном Правительством предельном повышении их на 2007 г. на 15%). Оплата электроэнергии населением выросла на 11,7%, газа сетевого — 16,7% (Правительством на 2007 г. установлено их предельное повышение для отпуска субъектами естественных монополий для населения — на 13% и 15% соответственно).
Тарифы естественных монополий. Средние оптовые цены на газ для всех категорий потребителей в январе 2007 г. были повышены на 15% и до конца года меняться не будут.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации регулируемые тарифы на электроэнергию для всех категорий потребителей на розничном рынке на 2007 год были повышены на 10% в среднем по России.
С 1 января 2007 г. введены свободные цены на продажу 5% электроэнергии, отпускаемой организациям по долгосрочным договорам. В среднем электроэнергия подорожала на 12,2%, в том числе отпущенная организациям — на 12,9 процента.
Тарифы на железнодорожные перевозки грузов в январе 2007 г. были увеличились в среднем на 8% (в 2006 г. — на 7,5%).
Цены производителей промышленных товаров. За I полугодие 2007 г. выросли на 14,5% (год назад — на 9,4%), в том числе за II квартал — на 12,7 процентов.
По расчету Минэкономразвития России на торгуемые товары, динамика цен на которые формируется в зависимости от биржевых, за полугодие рост цен составил 23,8% (13%) в том числе за II квартал — на 24,9%.
На неторгуемые товары цены в среднем росли несколько быстрее потребительской инфляции — прирост 8,6% за полугодие (8,3% год назад), при этом динамика имела возрастающую тенденцию.
В производстве строительных материалов (продукция прочих неметаллических минеральных продуктов) в январе-июне прирост составил 13% (в 2005 году — 16,7%, 2006 г. -19%). Несмотря на значительное повышение цен в предыдущие годы на цемент и товарный бетон, в текущем опережающий рост цен сохраняется (прирост цен на 22,4% и 17,4% соответственно), что связано с усилением локального монополизма в их производстве. Цены в производстве деревянных строительных конструкций выросли на 8,5 процентов.
Также отмечен ускоренный рост цен на ряд инвестиционных товаров в машиностроительной продукции и черной металлургии. В производстве машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства цены выросли на 9,5% (2,7%), подъемно-транспортного оборудования — на 8,8% (4,3%), оборудование для электроэнергетики (двигатели и турбины, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных) подорожало на 8,3% (за 2006 г. — 19,8%) в связи с реализацией инвестпрограм субъектами естественных монополий. В производстве стальных и чугунных труб цены выросли на 9,1 процентов.
В целом в производстве машин и оборудования прирост цен за январь-июнь 2007г. ниже — 7,1% (4,9% год назад). В производстве автомобилей прирост цен умеренный — на 3,4%, сдерживаемый расширением производства предприятиями с иностранным капиталом и ростом импорта автомобилей.
В среднем в производстве пищевых продуктов, включая напитки прирост цен за январь-июнь 2007 г. невысокий — 4%. Однако июне цены выросли на 1,1%, среди них особенно подорожала мука – 5% (а с начала года – на 4,8%) и готовые корма для животных — на 3,4% (14,7%) в связи с ожидающимся повышением цен на зерно. В текстильном и швейном производствах прирост цен за январь-июнь 2007 г. составил 4,4% (1,6% годом ранее), в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви – 2,9% (3,1 процента).
Цены на нефтепродукты выросли более умеренно, чем на нефть (40,3%)- в среднем прирост с начала года на 11,5%. Вместе с тем в июне 2007 г. по отношению к июню 2006 г., цены были ниже на 2,5% (на нефть- 6,5%).
На бензин автомобильный цены производителей повысились в марте-мае — на 28,8%, после снижения цен на 24,4% за октябрь 2006 г. — февраль 2007 г., при этом за годовой период (июнь 2007/июнь 2006 гг.) — на 13,1%. На дизельное топливо рост цен за полугодие более умеренный — на 10,1% (а за годовой период — снизились на 7,2%), так как внутренние цены — 11,4 руб./т были выше мировых (с поправкой на торгово-транспортную наценку). Мазут топочный с начала года подорожал на 18,5%, а за годовой период — подешевел на 6,4%. Более высокий рост обусловлен почти отставанием внутренних цен от мировых почти вдвое и растущим внешним спросом на мазут.
Цены на продукцию добычи полезных ископаемых за период с начала года выросли на 37% (год назад — 13,7%) в связи ростом мировых цен на энергоносители. Цены на добытую нефть, продаваемую на рынке (за исключением внутрикорпоративных цен), повысились в апреле-июне на 50,2%, а с начала года — на 40,3% (на мировых рынках в феврале-июне цены выросли примерно на 36%). В текущем году начали расти цены на уголь после двухлетней паузы. Цены на уголь энергетический каменный с начала года выросли на 10,4% (за 2006 г. — прирост всего на 3,1 процента). На остальные товары данной группы рост цен был невысоким.
За январь-июнь 2007 г. цены на продукцию обрабатывающих производств в среднем выросли на 8,2% (7,7% год назад).
В металлургии темпы роста цен сохраняются высокими. В производстве цветных металлов за полугодие прирост на 12,7% (за 2006 г. — 58,8%); на продукцию черной металлургии цены выросли на 14.7% процента.
Вместе с тем умеренный рост цен на продукцию химических производств — прирост за январь-июнь 2007 г. на 3,7% против 8,6% год назад, в производстве резиновых и пластмассовых изделий – 3,2% (4,9% год назад).
В январе-июне 2007 года индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию во всех категориях хозяйств в среднем составил 99,4% (за январь-июнь 2006 г. — 100,8 процента). За годовой период (июнь 2007/июнь 2006 г.) цены выросли на 10,4 процента.
Цены на продукцию растениеводства за полугодие выросли на 3,9 %. Зерновые культуры цены за подорожали на 8%, а за годовой период — выросли на 24,0% в связи с ростом мировых цен. В июне пророст пока не высокий — на 2,3%, цена мягкой классной пшеницы составила 4029 руб/ т.
На картофель цены выросли с начала года на 19,8%, в том числе за май-июнь — на 2,1% (тогда как в рознице он подорожал в 41,2% и 22,5% соответственно). Овощи в июне были на 17,9% дешевле по отношению к декабрю 2006 (а за май-июнь — на 33%). При этом капуста подорожала на 58,5% (в рознице — на 204 %, морковь — на 17,8% (79,5%), лук — на 15,4% (63,3%), свекла — на 11,1% (40%).
На продукцию животноводства индекс цен за полугодие составил 96,4%.
Динамика цен на скот и птицу низкая вследствие роста импорта (январь-май) мяса на 34,9% и мяса птицы — на 4,1%. Незначительно подорожало мясо птицы — на 1,8%, и КРС – на 2,2%. Мясо свиней подешевело на 9,6% (а за годовой период — на 13,7%) вследствие роста производства при низком спросе на отечественное мясо, вследствие роста импорта, в то время как поголовье продолжает снижаться.
В среднем тарифы на перевозки грузов всеми видами транспорта (без трубопроводного) за январь-июнь 2007 г. выросли на 7,3% (год назад — на 8,4%). На автомобильном транспорте тарифы выросли на 6% (4,7%).
Прирост сводного индекса цен строительной продукции за январь-июнь 2007 г. составил 6,8% (годом ранее — 4,4 %), в том числе индекс цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы) 6,7% (4,2 процентов).
продолжение
–PAGE_BREAK–