Инфляция сущность и социально-экономические последствия

–PAGE_BREAK–

Рис.4 Инфляция издержек
1.4 Социально-экономические последствия инфляции
Эти последствия сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь таким образом фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. [11, с.333]

В мировой практике социально-экономические последствия инфляции выражаются в:

–   перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими субъектами, между должниками и заемщиками;

–   обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов, средств государственного бюджета;

–   постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;

–   неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в различных отраслях;

–   искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценивающиеся деньги в товары и валюту;

–   закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;

–   обесценении амортизационных фондов;

–   активном развитии теневой экономики;

–   снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

— обострении социальных противоречий в обществе. [5, с.442]

Инфляция, являясь основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики, оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения. Ее воздействие зависит от темпов инфляции. Умеренная инфляция ведет к временному оживлению экономики в результате незначительного роста цен и нормы прибыли. Галопирующая и тем более суперинфляция наносят значительный урон народному хозяйству. Рост цен намного опережает рост количества денег в обращении. В результате этого нарастает скорость обращения денег, что равносильно их дополнительной эмиссии, побуждая цены подниматься еще выше. Цены перестают быть достоверным средством измерения затрат, падает их стимулирующая роль. [1, с.405] К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы. Кроме того, обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. [11, с.333]

Таким образом, инфляция ведет к нарушению процесса воспроизводства во всех звеньях – как в сфере производства, так и в сфере обращения.

Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения.

Во-первых, рост цен означает внутреннее обесценение валют, падение их покупательной способности. Обесценение валют порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам ниже мировых.

Во-вторых, инфляция повышает уровень мировых цен. Под воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам роста не только сравнялись с темпами роста внутренних цен, но и превзошли их, что эксперты МВФ связывают с ростом экспортных цен на нефть.

В-третьих, рост цен ослабляет конкурентоспособность экспортной продукции. Подрывая конкурентоспособность национального производства, инфляция тем самым усиливает рост внешнеторгового дефицита, затрудняет уравновешивание платежных балансов.

В-четвертых, неравномерность падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотры курсовых соотношений. Однако каждое такое изменение (девальвация или ревальвация) не только не устраняло причины неустойчивости валютных курсов, но наоборот, еще больше углубляло и обостряло их, порождая множество новых противоречий.

Таким образом, инфляция стала не только внутренней проблемой, но и основной разрушительной силой в международных валютных отношениях. [5, с.443]

Когда народное хозяйство поражено инфляцией, потребители становятся ее жертвами, которым приходится страдать от падения уровня жизни. Это происходит в разных формах.

Если инфляция носит открытый характер, проявляется в непрерывном общем повышении цен, то падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на банковских счетах. [6, с.347]

Каждый новый виток роста цен неумолимо сокращает массу товаров, которую способны приобрести владельцы таких сбережений. В лучшем положении оказываются владельцы акций, надеющиеся хотя бы и на инфляционное, но повышение дохода. Следовательно, период инфляции благоприятен для проведения ускоренной приватизации экономики. Обладатели сбережений будут стремиться купить акции, предъявлять повышенный спрос на них, чтобы стать совладельцами собственности и сохранить свои сбережения.

Наименьший ущерб несут те, кто успел вложить сбережения в недвижимость, твердую валюту или материальные ценности (золото), которые в принципе могут только дорожать. Однако предложения на рынке, например, золота, по понятным причинам ограничены. В сочетании с инфляционным спросом это приводит к высоким ценам, недоступным для большинства обладателей сбережений. [6, с.348-348]

В период инфляции снижаются текущие реальные доходы потребителей, свидетельствуя об ухудшении ежедневных показателей их благосостояния. Падение уровня жизни наиболее заметно при подавленной инфляции, поскольку индексация и другие методы защиты населения от инфляции относятся к денежным доходам и не влияют на дефицит товаров и услуг.

Внешне кажется, что в условиях открытой инфляции положение потребителей более благополучно, чем при подавленной инфляции – нет дефицита товаров и осуществляются компенсационные меры. В действительности благосостояние населения все равно снижается.

Во-первых, противоинфляционные выплаты не могут поспеть за динамикой цен, поскольку последние растут ежедневно, а пересмотр ставок заработной платы и фиксированных доходов происходит через определенное время. Чем больше это запаздывание, тем ощутимее удары инфляции по текущему потреблению.

Во-вторых, предугадать возможное повышение цен, особенно при неуправляемой гиперинфляции, крайне сложно. Борясь с дефицитом бюджета и стремясь экономить на любых статьях расходов, правительства обычно недооценивают инфляционную опасность. Поэтому противоинфляционные компенсации редко бывают достаточными, что делает неизбежным падение уровня жизни.

В-третьих, подобные компенсации в принципе не могут быть полными. В обстановке инфляции издержек государство вынуждено идти на компромиссные решения, когда противоинфляционные добавки не полностью покрывают потери доходов от роста цен. При этом уменьшение реальных доходов неминуемо.

Таким образом, открытая и подавленная инфляция отрицательно влияют на сбережения и текущее потребление, ухудшая благосостояние населения.

В этом же направлении действует эффект инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике с прогрессивной системой подоходного налогообложения. Регулярно получая денежные компенсации при открытой инфляции, налогоплательщик перемещается в группу лиц с более высокими доходами и соответственно большей ставкой налогообложения. При этом он отдает государству возрастающую часть своего дохода. Нельзя исключить вариант, когда сумма, оставшаяся после вычета налога, по своей покупательной способности окажется меньше той, что была до начала инфляционного роста заработной платы. Для нейтрализации эффекта инфляционного налогообложения необходимо усовершенствование налогового законодательства.

В нем, в частности, следует предусмотреть автоматическую коррекцию ставок подоходных налогов в зависимости от динамика индекса цен.

Социальное расслоение, углубление имущественного неравенства населения – непременный спутник открытой инфляции. Так, немало благ относится к товарам неэластичного спроса, входящим в любой потребительский набор. Их постоянное подорожание оборачивается прямым снижением жизненного уровня малообеспеченных. Для состоятельных людей текущее потребление может не измениться или даже возрасти, сокращая сбережения. Получается, что во время инфляции происходит перераспределение доходов, которое явно несправедливо.

Попытки государства снизить неравенство с помощью противоинфляционных компенсаций чреваты появлением новой несправедливости. Поскольку такие выплаты обычно носят избирательный характер и предназначаются малообеспеченным лицам, то наибольшие относительные потери реальных доходов приходятся на долю средних слоев общества. Заметим, что средний класс является самой массовой и экономически активной частью современного общества и ущемление его интересов отнюдь не безопасно.

Посмотрим на проблему в целом. Выше отмечалось, что, распределяя противоинфляционные выплаты, государство не в состоянии всем и все компенсировать. Вместе с тем избирательность в распределении противоинфляционных компенсаций обязательно приводит к усилению неравенства и несправедливости, деформирует структуру доходов, повышает социальную напряженность. Судя по мировой практике, проблема неразрешима до тех пор, пока идет неконтролируемая инфляция. [6, с.348-350]

Инфляция отрицательно сказывается не только на благосостоянии людей, страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленной инфляции ослабевают стимулы к труду. Это объясняется тем, что товарный дефицит ведет к уравнительному распределению предметов потребления, не связанному с эффективностью труда. Это обрекает экономику на низкую эффективность и технологическую отсталость.

Когда открытая инфляция выходит из-под контроля государства, начинаются глубокие деформации рыночного механизма. Чем сильнее инфляция, чем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше последние отражают реальные потребности и их динамику. В инфляционной экономике цены перестают давать точные сигналы инвестициям, дезориентируют их. В результате отраслевые и региональные диспропорции становятся неизбежными.

Цены в период открытой инфляции обычно растут быстрее номинальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств производства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и сравнительно дешевого оборудования, чем замену его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен старая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.

В обстановке открытой инфляции повышению эффективности производства препятствует инфляционное налогообложение, отнимающее часть прибыли, которую можно было бы вложить в развитие бизнеса.

Наконец, в периоды активной инфляции наблюдается общее замедление экономического развития. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения продиктован также неясными перспективами в отношении финансирования инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться с ними.

Главное же состоит в том, что неуправляемая инфляция делает плохо управляемым все народное хозяйство. Организуя регулирование рыночной экономики, государство полагается в основном на косвенные методы (налог на прибыль, бюджетные субсидии, процент за кредит центрального банка и др.). Объектами воздействия становятся денежные параметры экономической деятельности фирмы, банка, потребителя – доход, прибыль, сбережения и т.п. Управление может принести желаемые результаты, если денежная система достаточно устойчива. Дестабилизируя ее, инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию административных способов воздействия. Тем самым инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства. [6, с.350-352]

Глава 2. Инфляция в России
2.1 Характер инфляции
Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономики к рыночной, а также высокими темпами роста цен.

Ряд исследователей считают, что характер инфляции в России не может быть объяснен только разрушением денежной массы вследствие гипертрофированного спроса. Они полагают, что инфляция имеет немонетарную или, по крайней мере, не только монетарную природу. В качестве причин, вызывающих инфляцию, приводятся следующие:

–   структурные диспропорции между отраслями экономики, оставшиеся в наследство от централизованной плановой системы. Микро- и макроэкономические перекосы не только не соответствуют стандартам рыночной экономики, но и не позволяют быстро победить инфляцию. Последняя может быть остановлена только после радикальных структурных преобразований, на которые потребуются десятилетия;

–   высокий уровень монополизации экономики, что объясняет монопольный характер поведения производителей на рынке и устанавливаемые ими монопольные цены;

–   глобальная милитаризация экономики, большая армия, гипертрофированный уровень развития ВПК. Эти сектора экономики, по своему определению, являются нерыночными. Их продукция не ориентируется на свободный рынок и производится только по государственным заказам, а финансирование осуществляется из государственного бюджета. Факторы производства не являются достаточно мобильными и не могут быть легко перемещены в рыночно ориентированные секторы экономики. Другими словами, разрыв между спросом на потребительские товары, который предъявляет население, и рыночным предложением этих товаров не может быть легко устранен, что сохраняет базу для роста инфляции;

–   огромные масштабы страны и колоссальный экономический потенциал. Импорт, который в относительно небольшой стране может создать конкурентную среду для внутренних производителей, не может полностью нейтрализовать монопольные тенденции и все существующие перекосы российской экономики. [5, с.446-447]

Ряд авторов считают, что инфляцию вызывает рост издержек производства: давление растущих цен на энергосырьевые и другие ресурсы, рост транспортных тарифов и пр. При таком подходе первоначальный толчок росту цен дают производственные факторы, а деньги рассматриваются лишь в качестве пассивного инструмента. Тогда повышение цен требует «подтягивания» денежной массы (с учетом скорости ее обращения) к возросшему уровню цен. [4, с.113-114]

Для плановой экономики были характерны две формы инфляции: открытая (проходящая в виде одноразовых административных повышений цен) и скрытая. Последняя была основной формой обесценения денег и проявлялась в виде всеохватывающего дефицита товаров и услуг, ухудшения качества товаров при неизменной цене, «вымывания» дешевых товаров из ассортимента, наличия неудовлетворенного спроса в виде вынужденных сбережений населения.

На старте рыночных реформ, сразу после либерализации цен, происходит их резкий скачок: накопленный в обществе скрытый инфляционный потенциал переводится в форму открытой инфляции. Другими словами, инфляция является неизбежным спутником начального этапа переходной экономики. [4, с.112]

2.2 История инфляции
История знает немало бурных инфляционных взрывов, возникавших во многих странах при различных экономических и политических ситуациях. [3, с.84] В России сначала это было в период первой мировой войны, последовавшей за ней гражданской, в годы послевоенного восстановления, завершившегося на первом этапе НЭПа (1914-1924гг.).

В годы первой мировой войны разразился глубокий финансовый кризис. К лету 1917 г. ежедневные расходы на войну достигали 50 млн руб. Они покрывались главным образом эмиссией. В результате количество денег в обращении по сравнению с 1914 г. увеличилось в 84 раза. Еще более тяжкие финансовые последствия вызвала гражданская война. С 1917 по 1923 г. количество бумажных денег в стране увеличилось в 200 тыс. раз. Инфляция достигла огромных размеров. По сравнению с 1914 г. в 1921 г. сахар подорожал в 126 тыс. раз, ситец – почти в 87 тыс., мыло – в 77 тыс., спички – в 37,6 тыс. раз. Почтовая марка стоила 320, газета – 2500 руб. [3, с.84]

Второй раз инфляция проявилась уже в советское время – в годы индустриализации и формирования системы централизованного планирования, фактически на протяжении всех довоенных пятилеток, в годы Великой Отечественной войны и начале послевоенного восстановления (1928-1947г.), по существу в течение двух десятилетий. Издержки войны многие ее участники стремились в значительной мере покрыть путем эмиссии. В результате количество бумажных денег, находившихся в обращении, выросло в 1945 г. по сравнению с довоенным уровнем. Огромные военные расходы потребовали выпуска в обращение большого количества денег. Их масса возросла за годы войны в 3,8 раза. В то же время сократилось производство товаров, значительно уменьшился розничный товарооборот. В результате цены резко возросли. На колхозных рынках в отдельные периоды цены были выше довоенных в 10-15, а по отдельным товарам – в 20-30 раз. [3, с.84] Таким образом можно сказать, что войны являются причиной резкого роста цен.

Третий раз она проявилась в период экономических реформ, направленных на воссоздание рыночной экономики, после провозглашения государственного суверенитета России и распада СССР (1992-1996г.).
2.2.1 Инфляция в 20 веке

Экономический кризис, поразивший Россию в первой половине 90-х годов, по своим масштабам и глубине не имеет аналогов в новой истории. Действительно, за пять лет – с 1990 по 1995 г. – объем ВВП в стране сократился на 51%. Ключевой проблемой преодоления кризиса в экономике на начальном этапе реформ является финансовая стабилизация, снижение темпов инфляции. Эта проблема остается актуальной и сегодня. [5, с.448]

1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции резко возросли. [14]

На первых этапах реформирования российской экономики были предприняты две попытки стабилизации – в 1992 и в 1994 гг. Обе они основывались на «жестких» монетарных взглядах, но обе окончились неудачей. Каждая из них реализовывалась в виде двухактного цикла: за полугодовым периодом жесткой денежной политики следовал поворот к ее смягчению, в результате чего инфляция опять резко возрастала.

В январе – июне 1992 г. проводилась относительно жесткая денежная политика, что проявилось в замедлении роста денежной массы и снижении темпов инфляции. Негативным следствием такой политики явился рост взаимной задолженности предприятий. За полгода задолженность возросла почти в 100 раз. Предприятия оказались не в состоянии ни покрыть свои расходы, ни получить правительственные кредиты. Кризис неплатежей стал причиной отказа от денежной кредитной политики, после чего месячная инфляция превысила уровень 20%. Кредитная политика смягчилась, кредиты стали более доступными, а накопленные долги предприятий были в основном погашены за счет денежной эмиссии и выделения новых кредитов. [5, с.448]

В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля.

Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стада критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными.

Начало второй попытки стабилизации относится к январю 1994 г. До августа удавалось постепенно уменьшать темпы инфляции, а в августе инфляция была меньше 5%. Правительством был сделан вывод, что окончательная финансовая стабилизация будет скоро достигнута. Проводимое в первом полугодии 1994 г. ужесточение денежной и кредитной политики снова обострило проблему неплатежей. Ситуация усложнилась тем, что образовавшиеся в 1994 г. неплатежи включали в себя задолженности по зарплате и налогам и были характерны в основном для убыточных отраслей. Вместе с тем, правительство не было готово идти на массовое разорение и банкротства фирм.

Уже в апреле 1994 г. произошло ускорение роста денежной массы и увеличение кредитования промышленности. Поэтому было не удивительно, что наступил «черный вторник» (11 октября 1994 г.) и темпы инфляции во второй половине 1994 г. снова выросли.

Кризис принял затяжной характер. Главным препятствием его преодоления выступило свертывание емкости внутреннего рынка в связи с сокращением реальных доходов большинства населения, с одной стороны, и падением нормы и массы накопления капитала, с другой. В этот период на кризис сбыта вместе с платежным кризисом и необеспеченностью материального снабжения предприятий приходилось свыше 80% падения производства.

В результате, если ведущим фактором экономического спада явился распад СССР, то с 1993 г. фактор спроса превратился в главную причину продолжавшегося экономического упадка. Нараставшее сокращение емкости внутреннего рынка блокировало возможности стабилизации положения и выхода из экономического кризиса.

Свертывание процесса капиталосбережений намного сократило спрос на инвестиционные товары и тем самым обострило ситуацию. В 1995 г., в соответствии с федеральной программой инвестиций, было предусмотрено ввести в строй 207 объектов производственной сферы, из которых 137 намечалось профинансировать за счет средств федерального бюджета на безвозвратной основе. Однако реально было введено в строй 10 объектов, или 5% от намеченного.

В условиях инфляции усилилась общая разбалансированность системы цен. Они оторвались от своей основы – товарного производства. Действительно, свободные цены в высокомоно-полизированных отраслях превысили издержки производства и платежеспособный спрос в 2-3 раза, т.е. проявились как монопольно спекулятивные. Это, в свою очередь, привело к инфляционному росту денежной массы и обесценению рубля.

Инфляция подорвала стимулы для долговременных инвестиций в сферу производства. Обесценивая оборотный капитал, она явилась одной из главных причин кризиса платежей.

Поскольку инфляция дезорганизовала экономику и вела к опасному обострению социальной напряженности, власти были вынуждены предпринять антиинфляционные меры. Они включали изменение системы финансирования бюджетных дефицитов, ограничение кредитов Центрального банка отдельным отраслям экономики и др.

В 1995 г. была осуществлена третья с начала реформ попытка достижения макроэкономической стабилизации в России. Во многом она оказалась успешнее первых двух. Сказалось прежде всего более последовательное осуществление правительством и ЦБ ограничений бюджетной и кредитно-денежной политики.

В результате развитие российской экономики в 1995 г. в сравнении с 1994 г. характеризовалась рядом позитивных тенденций. Спад производства, который продолжался 6 лет, в 1995 г. заметно замедлился. Объем ВВП сократился по сравнению с предыдущим годом на 4% против 13% в 1994, объем производства промышленной продукции – соответственно на 3% и 21%. [5, с.449-450]

Так, в течение пяти лет, когда произошел взрыв инфляции, перешедший очень скоро в гиперинфляцию, динамика цен в России принципиально изменилась. (Табл. 1) [9, с.134]
Таблица 1 Динамика цен в РФ в 1991-1995 гг.

Показатели

1992 к 1991 г.

1993 к 1992 г.

1994 к 1993 г.

1995 к 1994 г.

1995 к 1991 г.

Средний индекс потребительских цен

26,1

9,4

3,24

2,3

1 813

Индекс цен производителей промышленной продукции

33,8

10,0

3,33

2,8

2 252

Индекс цен производителей с/х продукции

9,6

8,5

3,0

На протяжении девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась общая тенденция последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.

К 1998 году ситуация, как казалось, стабилизировалась, но на самом деле иллюзия стабильности была обманчива. Страна, по существу, объявила себя банкротом. В тот момент правительство заявило, что государство не в состоянии осуществлять текущие платежи по внешнему и внутреннему долгу, а российские банки не в состоянии погасить свои обязательства перед вкладчиками и внешними кредиторами. Одним из первых следствий краха, естественно, стал рост цен. Потребительские цены выросли только за сентябрь 1998г. на 38%, за октябрь на 5%. В общей сложности за 1998 г. рост цен превысил 60%. Основные причины – это и несоответствие проводимой антиинфляционной политики, и не желание реформаторов сопоставить реформы с социально-политической обстановкой и реальным экономическим состоянием в обществе. Следствием разбалансированности экономики и политической нестабильности явилось усиление инфляции с 11% в 1997 г. до 84,4% в 1998 г.

В январе 1999 г. рост потребительских цен составлял 8,5%, в феврале – 4,1%, в марте – 2,8%. Замедление темпа инфляции обусловлено снижением платежеспособного спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных доходов населения (в декабре 1998 г. на 31,8% по сравнению с декабрем 1997 г.), контролем за денежной эмиссией и динамикой денежных агрегатов относительной стабилизацией валютного курса рубля. Однако за первые восемь месяцев 1999 г. инфляция возросла на 30%, а за год составила 36,5%. [16]
2.2.2 Инфляция в 21 веке

В 2000 году, с приходом к власти новой команды правительства уровень инфляции удалось взять под контроль: в 2000 году инфляция составила 20,2%, в 2001 – 18,6%, в 2002 – 15,1%, а в 2003 году – всего 12% Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен в 2001-2003 гг. С 2002 года повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции.

В 2005 году темпы инфляции несколько замедлились (10,%) по сравнению с 2004 годом (11,7%), хотя целевой ориентир в 8,5 процента остался недостижим. Прогнозом социально-экономического развития России на 2006 год установлено, что потребительская инфляция должна составить не более 8,5 процентов, но с учетом высокого роста потребительских цен в первом квартале года Минэкономразвития РФ скорректировал прогноз и назвал новую цифру – не более 10%. [12]

Инфляция в России в 2007 году составила 11,9-12%. Изначально правительство прогнозировало куда меньшую цифру – 8%.

На показатель инфляции повлияли:

— рост цен на продовольствие (в 2008 году рост цен продолжился),

— высокие цены на нефть.

Россия по итогам 2007 года стала абсолютным “лидером” по уровню инфляции среди стран “Большой восьмерки”. На втором месте по этому показателю с большим отрывом находится США – 2,8 процентов, на третьем Великобритания – 2,3%. Далее идут Германия и Канада – по 2,2%, Италия – 1,8%, Франция – 1,5%, Япония – нулевая инфляция.

Рост валового внутреннего продукта (ВВП) по итогам 2007 года составляет около 7,6%. [15]

На основе анализированных данных составлена диаграмма динамики инфляции в России в течение 20 века. (Рис. 5)

    продолжение
–PAGE_BREAK–

Рис.5 Уровень инфляции в России в 20 веке
2.2.3 Инфляция в 2008 году

Инфляция в России с начала года составила 11,5%, такую цифру опубликовал сегодня Росстат. В прошлом году рост потребительских цен за такой же период составил 9,2%. Власти рассчитывали удержать годовую инфляцию в рамках 11,8%, но теперь прогноз придется повысить до более реалистичных 13%. Дорожает все, кроме бензина. Эксперты называют среди основных причин роста цен растущий доллар и меры правительства по борьбе с кризисом. [12]

Инфляция в России в феврале составила 1,2%, а за первые 2 месяца 2008 года – 3,5%. Об этом сообщили в Федеральной службе государственной статистики (Росстат). Темп среднесуточного прироста цен в феврале 2008 года равнялся 0,041%. Базовая инфляция, исключающая кратковременные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов административного, событийного и сезонного характера, в феврале 2008 года составила 1%, в январе-феврале 2008 года – 2,1%.

Цены на продовольственные товары в феврале 2008 года повысились на 1,7%, а без плодоовощной продукции – на 1,3%. Тарифы на платные услуги населению в феврале 2008 года возросли на 1,4%. Цены на непродовольственные товары увеличились на 0,6%.

В январе-феврале 2008 года тарифы на платные услуги населению повысились на 6,8%, цены на продовольственные товары – на 3,6% (без учета плодоовощной продукции – на 2,5%), цены на непродовольственные товары – на 1,2%.

Инфляция в феврале 2008 года превысила 2% в 8-ми субъектах РФ. Наибольшая инфляция по регионам России зафиксирована в Республике Ингушетия – 3,6%. Инфляция в Москве в феврале составила 1%, а за первые 2 месяца 2008 года – 3,7%; в Санкт-Петербурге – 0,9% и 2,9% соответственно. [13]

В то же время с начала месяца по 27 октября инфляция составила 0,8%, а с 21 по 27 октября – 0,2%. За прошедшую неделю больше всего повысились цены на яйца – 1,5%. Мясо кур подорожало на 0,9%, говядина, творог, отдельные виды колбасных и кондитерских изделий, чай – на 0,5-0,8%. Одновременно мука, масло подсолнечное, сахар, рис и пшено подешевели на 0,1-0,5%. Цены на овощи и фрукты тоже слегка понизились – на 0,1%. Такие цифры приводит Росстат. (Рис. 6)

Рис.6 Месячный уровень инфляции в 2008 году и прогноз на конец года
Ростом цен россиян сегодня вряд ли удивишь – на протяжении последних лет они стабильно повышались. Но прошлой осенью ситуация с инфляцией стала усугубляться, с тех пор темпы роста цен не укладываются в прогнозы, которые постоянно корректируются. Так, изначально в 2008 году ожидался рост цен менее чем на 10%, потом прогноз постоянно повышался. [14]

В причинах российской инфляции «виноваты» не только рост цен на продовольствие и нефтепродукты, а также то, что власти пока не научились полностью контролировать денежную массу в экономике, однако в текущем году инфляцию удастся удержать в 10%, считает вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.

По словам вице-премьера, и в прошлом, и в текущем году главными причинами слишком высоких темпов инфляции (по сравнению с прогнозами) стал рост мировых цен на продовольствие, нефть и нефтепродукты, бензин.

«Кроме того, у нас в России есть еще и свои причины, поэтому у нас инфляция 10%, а не 3,5%, как в Европе. Все-таки Россия установила полный контроль за своей денежной массой в экономике. Нам все время хочется больше потратить тех денег, которые мы получаем от нефти, нам хочется быстрее решить целый ряд социальных вопросов и это вызывает дополнительную инфляцию», – заметил он. [13]

Центробанк РФ уже заявил, что инфляция по итогам года составит примерно 13%. Минэкономразвития свой прогноз в 11,8% пока не меняло. По данным Международного валютного фонда, цены в России к концу года вырастут на 14%.
2.3 Мировой финансовый кризис 2008 года и инфляция в России
«Финансовый кризис мировой экономики повлияет понижающим образом не только на темпы роста российского ВВП, но и на инфляцию, заявил вице-премьер», – министр финансов РФ Алексей Кудрин журналистам в Вашингтоне. «У нас системных рисков нет, но мы ощущаем влияние внешнего мира», – сказал он.

Кудрин отметил, что это влияние проявляется и в ограничении возможностей внешних заимствований, и в ценах на сырьевые товары, и в снижении спроса со стороны, скажем, Китая на российские товары. Сужение возможностей финансирования ведет к сокращению объемов кредитования и, как следствие, «притормаживает инвестиции», а значит и экономический рост, полагает вице-премьер.

Глава Минфина отметил, что такое влияние оценивается потерей в темпах роста одного процентного пункта. Если раньше российские власти ожидали рост ВВП в 2008 году порядка на 7,8%, а в 2009 году – 6,7%, то сейчас оценки составляют 7-7,5% и 5,7-6,7% соответственно, напомнил Кудрин.

Из-за нового витка мирового финансового кризиса ситуация изменилась, что подтверждают и заявления финансовых властей РФ. Если в конце сентября Кудрин прогнозировал рост ВВП в 2008 году рекордным – на уровне 7,8%-8,0%, то уже 1 октября он признался, что рост ВВП может ограничиться в следующем году 5,7%.

«Мы ожидаем снижения инфляции», – также сказал он. По словам министра, в текущем году рост потребительских цен «если и выйдет, то незначительно» за пределы 11,8%. «А в следующем году мы выйдем на показатель ниже этого года, тем самым переломив тренд повышения», – заявил Кудрин, отказавшись конкретизировать, будет ли инфляция-2009 двузначной или однозначной.

По сентябрьским оценкам российских властей, инфляция 2009 года должна удержаться в пределах 8,5%. [12]

Говоря о методах борьбы с глобальным финансовым кризисом, министр финансов России заявил, что не считает их «избыточными или чрезмерными». «Мы пошли на более смелые шаги, но очертили границы средств, которые можно сейчас использовать», – пояснил он.

Глава 3. Как преодолеть инфляцию
Коль инфляция несет с собой столько бед и неприятных последствий, возникает, естественно, вопрос, как ее преодолеть, выбраться из ее колючих зарослей, не оцарапав бока.

Этой болезнью переболели многие страны, и накоплен немалый опыт борьбы с нею. Главное в этом опыте: инфляция не проходит сама собой. Для лечения этой болезни требуется лекарство в виде активного вмешательства административных сил и средств в экономику. Но каковы эти лекарства? Не повредят ли они? А опасность от применения этих лекарств просматривается прежде всего в том, что они могут подорвать рыночный механизм, принести в конечном счете больше вреда, чем приносит сама болезнь.
3.1            Антиинфляционная политика
Цель антиинфляционной политики состоит в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста цен. Для достижения этой цели разработан и многократно проверен на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования. [6, с.352]

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для краткосрочного воздействия на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. [11, с.336-337]

Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. – на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.

Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.

2 января 1992 г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз.

В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5000, 10000 и 50000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г. антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

— ограничение эмиссии денег Центральным Банком РФ;

— сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов;

— сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.

Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное – застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.

Проводимая с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.

Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г. включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995-1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность.

Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996-1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция (сжатие спроса) в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера – блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.

После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.

В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.

3.2 Разработка предложений и рекомендаций по борьбе с инфляцией на основе анализа печатных и электронных изданий России
Центробанк ожидает значительного замедления инфляции и укрепления реального эффективного курса рубля по итогам года на 3,5-4,5%. Об этом заявил глава ЦБ Сергей Игнатьев, выступая в Госдуме. Эксперты упрекают Центробанк в чрезмерной увлеченности рецептами монетаризма: рост денежной массы действительно замедлился, но цены вверх будут толкать другие факторы: ускоренная индексация тарифов на услуги естественных монополий и девальвация рубля. Некоторое замедление роста цен, по их мнению, возможно лишь с середины 2009 года из-за сокращения занятости и доходов населения.

«В ближайшие месяцы мы ожидаем значительное замедление роста потребительских цен», – сказал глава Центробанка. Свой оптимизм он объяснил замедлением роста денежной массы, а также антиинфляционными мерами ЦБ по повышению процентных ставок и норматива обязательного резервирования. Сдерживать инфляцию должно также снижения мировых цен на нефть и продовольствие, заверил г-н Игнатьев. По итогам года, по его словам, реальный эффективный курс рубля вырастет на 3,5-4,5%.

Выплаты компаний по внешнему долгу в четвертом квартале (49 млрд. долл.) будут давить на рубль, отмечает главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. При текущих ценах на нефть счет текущих операций России в октябре-ноябре может стать дефицитным. В этом случае девальвация реального эффективного рубля будет 10—15%. «Это означает, что в реальном выражении рубль может откатиться к уровню 2005—2006 годов, когда баррель нефти стоил около 60 долл., – говорит г-н Гавриленков, — В таком случае номинальный курс при переходе к плавающему режиму валютного курса на начальном этапе упадет приблизительно на 30%». Девальвация рубля повышает инфляционные ожидания, отмечает ведущий эксперт Центра развития Оксана Осипова: «Если девальвация не остановится, цены продолжат расти. Несмотря на то что внешние цены падают, наши внутренние – не снижаются. Значит, при более высоких темпах девальвации цены будут расти».

Причин для торможения инфляции нет, уверены эксперты. Ключевым фактором остается ускоренный рост тарифов на услуги естественных монополий. Потребительский спрос снижается, в такой ситуации должны снижаться цены, как это происходит в Европе, рассказывает партнер ФБК Игорь Николаев: «Но у нас из-за повышения тарифов этого не происходит». Быстрее всего цены будут расти на продукты питания, уверены эксперты. Оставшиеся без работы или с более низкими зарплатами россияне будут перераспределять свои расходы в пользу продовольствия. Несколько притормозить инфляция может лишь во второй половине 2009 года.

Правительство готово в очередной раз пересмотреть прогноз по инфляции на 2008 год – на сколько, станет известно по итогам октября, когда ее рост, как ожидает Министерство экономического развития, впрямую приблизится к верхнему порогу действующего прогноза. Инфляция, по данным МЭР, по итогам десяти месяцев может составить 11,7% при прогнозе в 11,8%. Независимые эксперты не сомневаются, что в заданные параметры роста цен в 2008 году наша экономика не уложится и уже скоро инфляция получит новый стимул – скажутся меры по поддержанию ликвидности через вливания государственных денег в финансовый рынок. А вот шансов на дефляцию, по мнению экспертов, немного.

Инфляция в России в октябре составит 0,8-1% по сравнению с 1,6% год назад, а за десять месяцев – 11,5-1,7% против 9,3% в тот же период прошлого года. Такой прогноз сделало Минэкономразвития. При этом цены на продовольственные товары, по оценке министерства, в октябре вырастут на 1,3-1,5%, что даст 13,6-13,8% роста с начала года. Непродовольственные товары подорожают на 0,6-0,8% (7,1-7,4%), платные услуги населению – на 0,4-0,6% (14,6-14,8%).

После небольшого замедления темпов – 0,5% в июле и 0,4% в августе, осенью рост цен набирает скорость – 0,8% в сентябре, в октябре ожидается еще выше. Правительственные органы не успевают оперативно реагировать и пока только готовятся пересмотреть прогноз по году в 10,5 – 11,8%. Что это наверняка придется сделать, стало понятно после того, как ЦБ и Минфин предприняли ряд мер для устранения проблем с ликвидностью в финансовой системе. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин сразу заявил, что эти меры могут добавить 1-2 процентных пункта к годовой инфляции. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина подтвердила в конце прошлой недели, что уже в октябре будут готовы новые цифры прогноза.

Эксперты еще с начала года считали правительственные предсказания слишком оптимистичными. «Наш прогноз на октябрь 1,1%, по году 15%, – говорит Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. – Что касается мер по поддержанию ликвидности, то значительная часть финансового пакета пока словесные интервенции, они еще требуют законодательного оформления». По словам эксперта, пока инфляция растет за счет ослабления рубля по отношению к доллару, а эффект от масштабных вливаний на рынок также обязательно будет, но чуть позже, возможно, в течение полугода. На этом фоне замедлится рост реальных доходов населения, но, по мнению г-жи Орловой, говорить об их падении пока рано и «неоправданно пессимистично». «На оценке доходов может скорее сказаться состояние рынка недвижимости, в случае падения возникнет эффект падения благосостояния», – полагает экономист.

Схожие цифры прогноза по месяцу и году дает и Мария Катаранова, эксперт Экономической экспертной группы при правительстве – прогноз на октябрь 1,1-1,2%, по итогам года 14,7%. Она согласна, что меры по насыщению ликвидности в настоящий момент пока не сказываются на инфляции, а главный фактор, который уже начал проявляться, – это падение реального курса рубля. «Кроме того, по-прежнему оказывают влияние и цены на продовольственные товары, а также ожидания населения. Инфляция скажется и на реальных доходах населения, темпы роста которых будут замедляться и в связи с ростом цен, и в связи с кризисными явлениями, которые будут распространяться на реальный сектор экономики. Темпы роста зарплат также упадут», – говорит г-жа Катаранова.    продолжение
–PAGE_BREAK–