Инфляция в переходной экономике: специфика происхождения и способы преодоления

Московский университет им. М.В.Ломоносова
экономический факультет
Реферат по предмету «Теория переходной экономики»
студентки 206 гр. Казимировой Светланы
на тему:
«Инфляция в переходной экономике: специфика происхождения и способыпреодоления»
 Декабрь 1997 г.
Содержание
1. Причиныинфляции в переходной экономике…………………………..3
2. ПриродаРоссийской инфляции в переходной экономике…………5
3. Контурыантиинфляционной политики на перспективу…………..8
Инфляция в переходной экономике: специфика происхождения и способыпреодоления.
Причины инфляции в переходной экономике.
        Действие рыночного механизмахозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикаторомсоотношения спроса и предложения, и благодаря этому — ориентиром для субъектоврыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведениясубъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия законоврынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночнымотношениям является реформа государственного ценообразования, или либерализацияцен.
       Чтобы лучше понять причины и спецификуинфляции необходимо рассмотреть особенности системы планового ценообразования.Такая система, означающая централизованное установление государственных  фиксированных цен набольшинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью плановогохозяйства.  Не безоснования считалось, что основной функцией плановой цены является еепланово-учетная функция. По мере продвижения продукта от производителя кпотребителю в цене производился последовательный учет добавляемых к каждойстадии затрат и соответственно прибыли на эти затраты. Государственные ценыявлялись плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве.Себестоимость продукции рассматривалась как база цены и занимала в структурезатрат 85%. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учетазатрат, а спрос, как правило, не влиял на уровень цены, то такоеценообразование стали называть затратным. Разумеется, цены, построенные позатратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служитьиндикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показыватьпроизводителю динамику потребительских предпочтений. Отсюда следует, чтопереход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровеньцены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.
       Чтобы лучше понять специфики российскойинфляции необходимо кратко рассмотреть реформу цен в России. Реформа ценявлялась одной из задач правительственной программы 1991года, однакопроводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась напостепенное изменение производства и цен под контролем государства. Ценыпроизводителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменилисьтолько в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и необлагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий икомпенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий,что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г.розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. Приэтом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. — на 17%.Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотальногодефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрасталбюджетный дефицит(31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромныйденежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация даннойполитики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991г. ещеболее осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен.Исключение составили товары первой необходимости и особо важные материальныересурсы. Однако, и оставаясь под контролем государства, эти цены выросли в3-5раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущеныв марте, а в мае резко(в 6раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля заценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курсарубля.  Либерализация цен вызвала почтипятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992г. по сравнению сдекабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в трираза. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чемв других восточноевропейских странах, проводящих реформу(табл.1).
Табл.1
Страна, год
Рост цен, %
Россия(1992)
2501
Болгария(1991)
457
Чехословакия(1991)
54
Венгрия(1991)
33
Польша(1990)
249
Румыния(1991)
252
       Рост цен в промышленности оказался оченьнеравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой, т. к. Она лишила отрасльтрадиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам. 
       В то время как цены выросли в 5-7раз,объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализациилишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже вначале реформы.
        Природа Российской инфляции в переходнойэкономике.
        Однако на пути успешного проведения реформы,на пути перехода к системе ценовых рыночных индикаторов в переходной экономикевстала длительная и сильная инфляция. Процесс либерализации цен всегдапротекает очень болезненно и для предприятий, и для населения, особенно, еслилиберализация проводится резко и быстро, как это было в России. Резкодестабилизируется положение предприятий, нарушается система платежных отношениймежду ними, падает уровень реальных доходов населения, обостряются социальныепротиворечия в обществе. Инфляция обесценивает результаты труда, сбереженияфизических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям иэкономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к крахуреального сектора экономики. Высокая инфляция разрушает денежную систему, чтоусиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции иускоряет «бегство» капитала, приводит к вытеснению во внутреннем обращениинациональной валюты иностранной, подрывает возможности финансированиягосударственного бюджета.
       Развитие российской экономикисопровождается высокой открытой инфляцией. Ежегодные темпы прироста цен четырегода подряд превышали 100%, что в традиционном понимании существенно вышеуровня даже так называемой галопирующей инфляции.
       После либерализации цен в России(а в1995г. лишь небольшой перечень цен на топливно-энергетические продукты,транспорт, связь и коммунальные услуги регулируется по-прежнему государством)стало ясно, что на смену государственной политике цен далеко не сразу приходитценовая политика фирмы. Для этого необходим конкурентный и стабильный рынок, насоздание которого направлены усилия современной экономической теории иэкономической политики. Широкое распространение получили идеи о достаточностимакроэкономической стабилизации и спросовых ограничений для прекращенияинфляции и создания эффективного ценового механизма. С другой стороны появилисьпопытки понять и объяснить особенности переходной экономики и спецификуформирования рынков в постсоциалистических странах. Для характеристики особенностейинфляционных процессов стал широко применяться термин «инфляции издержек»,связанный со структурными особенностями постсоциалистической экономики. Противэтой точки зрения стали выступать сторонники «макроэкономического» направления,пытаясь доказать, что феномена «инфляции издержек» вообще не существует. Вопросо причинах и природе инфляции в переходной экономике стал предметом острыхэкономических и политических дискуссий.
       Инфляция как таковая — это безусловноденежный феномен, означающий снижение покупательной способности денег. Вусловиях свободного рыночного ценообразования инфляция выражается прежде всегов росте цен, в связи с чем говорят об инфляционном росте цен. Инфляция можетвозникать в результате повышения совокупного спроса, которое являетсяследствием увеличения государственных расходов, не покрываемых соответствующимувеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спрос может повышатьсяи с увеличением скорости денежного обращения, не связанном с аналогичнойдинамикой производства(например, при инфляционных ожиданиях). Во всех подобныхслучаях за счет роста цен восстанавливается нарушившееся рыночное равновесиемежду количеством денег и товаров. Инфляция быстро распространяется на всеотрасли экономики, начинаясь в потребительском секторе, где спрос предъявляетсяпрежде всего. Такой вид инфляции является традиционным и характеризуетсостояние денежной системы и динамику цен в переходной экономике. Это иобъясняет постановку проблемы общей макроэкономической стабилизации.
        Однако проблема инфляции в переходнойэкономике не исчерпывается лишь названными процессами, получившие название«инфляцией спроса». В результате несовершенства рынка в одной или несколькихотраслях экономики становится возможным длительное завышение цен на ихпродукцию. При использовании такой продукции для производства других товаровповышаются издержки их производства, что делает невыгодным продолжениепроизводства при прежнем уровне спроса и цен. В результате производство по всейтехнологической цепочке, вплоть до конечной продукции сокращается. Такимобразом перед государством встает задача расширить денежный спрос и дать темсамым некоторый простор для повышения цен за счет расширения денежной массы(повышения доходов потребителей). Это и есть механизм инфляции издержек. Такаяинфляция связана как с организацией рынка, так и с существующей структуройнационального производства, определяющей структуру и уровни издержек. Онараспространяется в экономике более медленно, чем инфляция спроса, но и боротьсяс ней значительно труднее.
       Проанализируем фактические данные оразвитии инфляции в России после либерализации цен. Этот анализ позволитответить на вопрос о существовании инфляции издержек в современной российскойпереходной экономике. Изучение динамики российской инфляции за последние тригода после либерализации цен показывает наличие и постоянное воспроизведениезначительных «ножниц» в изменениях цен на потребительские товары и на средствапроизводства. Это видно из сопоставления общих индексов соответствующих видовцен.
Табл.2[1]
Индекс
1992
1993
1994
потребительских цен
2680
1008
312
оптовых цен промышленности
6164
1124
335
Как следует из таблицы2,годовые индексы оптовых цен промышленности постоянно опережают соответствующиеиндексы потребительских цен. Скорее всего из сферы производства исходят особыеимпульсы повышения цен.  Рассмотрим этусферу более детально, воспользовавшись таблицей3.  Видно, что цены на потребляемые впромышленности ресурсы растут быстрее, чем на выпускаемые ею товары. Заянварь-февраль превышение первых над последними составило 7 процентных пунктов.Следовательно, из глубин промышленности, с наиболее низких стадий переработкиисходит особый инфляционный импульс.
Табл.3[2]
Месяц
Индекс оптовых цен
Индекс цен ресурсов
Декабрь1994
1.13
1.15
Январь1995
1.22
1.26
Февраль1995
1.17
1.18
В отраслевом разрезе особенновыделяется в этом отношении топливно-энергетический комплекс.  Это и есть инфляция издержек в российскойэкономике.
       Корни возникновения инфляции издержек впереходной экономике лежат в недалеком прошлом, а ее механизм постоянноподпитывается современным типом экономического развития страны, ееэкономической политикой. Следует вспомнить систему планового ценообразования, атакже закрытость, относительную изолированность российской экономики отмирового рынка. В системе планового ценообразования(см. 1 стр.) была заложенаконцепция дешевых ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые иэнергетические ресурсы были сильно занижены относительно мирового уровня,причем мировая конкуренция этому положению не угрожала. Таковы были стартовыеусловия в этих отраслях, характеризующие высокую степень несовершенства рынка.Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен начинаетменяться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на экономическийкризис, способствует поднятию цен на топливные и сырьевые ресурсы. Неразвитостьобщей рыночной инфраструктуры, политическая децентрализация и развалхозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс. Параллельно начинаетсяпостепенное вхождение российской экономики в мировое хозяйство и прежде всегоза счет тех же топливно-энергетических и сырьевых отраслей. Усиливаетсявоздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в том числе наинфляционные процессы. За счет разницы между внутренними и мировыми ценамиэкспортноориентированные топливно-энергетические и сырьевые отрасли получают новый потенциалповышения цен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этих отраслей необходиманародному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует(пока отечественнаяпродукция дешевле импортной), государство вынуждено подпитывать потребителяфинансовыми ресурсами для оплаты этой продукции. Запускаемый при этом механизм- инфляция издержек. Пока она продолжается, отсутствуют жесткие стимулыэкономии издержек на всех стадиях промышленной переработки, и цены поднимаютсяпо цепочке от первичной обработки сырья до конечного потребления. Можно было бысдержать этот процесс путем регулирования внутренних цен и условий экспортапродукции ТЭК и сырьевых отраслей(путем жесткого лицензирования, квотирования итаможенных пошлин). Экономическая политика России имеет другую направленность — скорейшей либерализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока ценыпродукции базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортноориентированныхотраслей останется основным генератором инфляции издержек в современнойпереходной экономике.  Наличие вроссийской экономике первой половины 1995г. устойчивой инфляции издержек, атакже довольно сильных инфляционных ожиданий приводит к заключению, что ещерано говорить о радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочнойперспективе. Проводимая макроэкономическая стабилизация будет способствоватьэтому процессу, однако рост инфляции будет постоянно подпитываться за счетрынка базовых отраслей производства.
Контуры антиинфляционной политики на перспективу.
       Преодоление инфляции остается одной изглавных задач антикризисной стратегии. Уменьшение темпов инфляции доотносительно «безопасного» уровня(15-20% за год, или 1-2% в месяц) безсокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь приповышении эффективности производства и качества управления. Эти цели могут бытьдостигнуты поэтапно, в течение длительного периода времени.
       В первые пять лет (1996-2000гг.) угрозаинфляции остается критически острой. От степени ее снижения зависят сроки иусловия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена илиослабление действия «номинальных якорей»(в частности фиксированного валютногокурса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятийнеизбежно будут способствовать повышению инфляции. На это также накладываютсяинфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстромураскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всейантикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны стать:
·     предсказуемость динамики инфляции: нельзядопустить ее ускорения дольше 2-5% в среднем за месяц ;
·     создание институциональных и финансовыхпредпосылок для сокращения инфляционного потенциала.
       В 1998-2000гг. расширение конечногоспроса потребует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобыудержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевойцелью антиинфляционной политики становится снижение инфляции до уровня, непрепятствующего росту инвистиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Длярешения этих задач необходимо осуществить комплекс мер, направленных насдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек иожиданий.
1.   Следуетрегулярно устанавливать ориентиры («коридор») инфляции и денежной массы сразбивкой по кварталам, разработать систему действий, направленных противотраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. Необходимоопределить также критический уровень инфляции, превышение которогоавтоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос иужесточение антиинфляционной политики.
2.   Целесообразноввести прямые ограничительные меры, направленные против роста цен вотраслях-монополистах.
3.   Важноограничить дефицит бюджета уровнем 4-5%. Наращивание государственных инвестицийдолжно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета.
4.   Необходимоподдерживать процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темпинфляции, при этом стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборотаденежной массы. Следует отладить механизмы проводки централизованных субсидий икредитов и субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачкисредств в спекулятивные операции на денежных рынках.
5.   Ужесточениемер против роста просроченной дебиторско-кредиторскойзадолженности(стимулирующего инфляционные процессы) помогает нормализоватькругооборот оборотного капитала в промышленности и развития вексельногообращения.
6.   Важноограничение доли доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров.
7.   С темчтобы в последующем перейти к политике стабилизации реального валютного курса,в первое время целесообразно сохранить «валютный коридор».
8.   Дляборьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерснуюторговлю сезонными товарами.
Взаключительный период (2001-2005гг.) целью антиинфляционной политики должностать сокращение инфляции  досоциально-безопасного уровня: 1-2% в месяц. Решение этой задачи требуетрадикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение ценовыхпропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительскогокомплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает возможнымусиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор иповышение качества жизни населения.
Список используемой литературы
1. Белоусовы. Инфляция: факторы, механизм, стратегияпреодоления. «Экономист». 1996г. №4.
2. Илларионов А. Природа российской инфляции.«Вопросы экономики». 1995г. №3.
3. Никитин С. Инфляция и возможности ее преодоления.«Экономист». 1995. №8.
4. Теория переходной экономики под ред. В.В.Герасименко. МГУ. 1997г.

[1]Вопросы экономики. 1995г.№3. С.5.
[2]Коммерсант. 1995г. 4апреля. С. 59.