Воронежский государственный университет
Факультет Географии и геоэкологии
Специальность Экономика природопользования
Курсовая работа
По курсу Экономическая теория
На тему Инфляция в переходной экономике: сущность,специфика, методы борьбы .
Работу выполнил Вахтин Сергей Александрович
Проверил доц. Клинова Светлана. Паловна
Воронеж2002
Содержание
TOC o «1-2» Введение… PAGEREF_Toc9756624 h 3
Глава 1. Природа инфляции и антиинфляционная политика… PAGEREF_Toc9756625 h 4
§1. Сущность и причины инфляции… PAGEREF_Toc9756626 h 4
§2. Виды инфляции… PAGEREF_Toc9756627 h 7
§3 Современные методы антиинфляционного регулирования.Монетаристский и кейнсианский подходы… PAGEREF_Toc9756628 h 10
Глава 2. Инфляционный процесс в переходной экономике… PAGEREF_Toc9756629 h 14
§1. Специфика инфляции в переходной экономике… PAGEREF_Toc9756630 h 14
§2. Антиинфляционная политика в России… PAGEREF_Toc9756631 h 25
Заключение… PAGEREF_Toc9756632 h 30
Список литературы:… PAGEREF_Toc9756633 h 32
Введение
Трудно с определенностью сказать, когда проблемаинфляции начала впервые будоражить умы человечества. Возникновение этого феномена принято связывать чуть ли не спервым появлением денежного обращения. Причем феномен этот являетсяуниверсальным. Инфляцию иногда называют проблемой века. Многие страны мира врезультате инфляционных кризисов испытали болезненную полосу развития, прежде чем удалось привестиэкономику к стабильности. В период после второй мировой войны она была типичнымявлением даже для развитых капиталистических стран мира.
В конце 20 века экономика нашей страны такжепретерпела одну из самых глобальных в мире перестроек и пришла в состояниезначительного спада. До начала рыночных реформ в нашей стране имела место директивно-плановаясистема хозяйствования с контролируемыми ценами, стабильной, хотя и низкойзаработной платой, запретами на забастовку, избыточным спросом со сторонынаселения, что гарантировало полную занятость. Планово-централизованноехозяйствование с появлением товарно-денежных отношений подверглось разрушению,что привело к появлению негативных явлений, фатально связанных с инфляцией.Поэтому в последние годы проблема борьбы с инфляцией обычно выдвигаетсяправительством на первое место. И хотя определенные успехи в борьбе с нейочевидны, сама проблема еще не решена. Важность же ее настолько очевидна, чтолюбой гражданин нашей страны, не обладая специальными экономическими знаниями,на обыденном уровне познания ощущает все те негативные последствия, которыевлечет за собой инфляция.
Инфляционный процесс, охватывая непосредственно сферыобращения и распределения, в конечном итоге сказывается на состоянииматериального производства и сферы обслуживания. В социальной сфере он приводитк люмпенизации огромных слоев населения.
Инфляция отрицательно влияет на все сферы жизниобщества. Она обесценивает результаты труда, сбережения физических июридических лиц, препятствует инвестициям и экономическому росту, а приотягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики.Высокая инфляция разрушает денежную систему, что в свою очередь усиливает оттокфинансовых ресурсов в торгово-посредническую сферу и ускоряет “бегство”капитала, приводит к вытеснению на внутреннем рынке национальной валюты иностранной,подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляцияобесценивает доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере, снижаямотивацию к труду. Она выступает самым эффективным средством перераспределениянационального дохода от наиболее бедных к наиболее богатым, усиливая тем самымсоциальное неравенство общества. Инфляция подрывает социально-политическуюстабильность общества, способствуя развитию в нем авторитарных, диктаторскихтенденций. Для России последних лет высокая инфляция является, несомненно,проблемой номер один.
Однако кроме практической актуальности проблемыинфляции в переходной экономике, которая заключается в необходимости выработкиэффективной антиинфляционной политики, важно выделить также необходимостьтеоретического изучения специфики проявления инфляционных процессов вэкономиках, находящихся в стадии трансформации.
Универсальность инфляции как явления способствовалапоявлению большого количества экономических исследований, анализирующихпоследнюю с теоретической и эмпирической точек зрения. Нисколько не умаляязаслуг ученых, которые посвятили свои труды изучению инфляции, следует обратитьвнимание на необходимость для экономистов нашей страны и других государств,находящихся на этапе перехода к рыночной экономике, изучения особенностейинфляционного процесса, которые обусловлены, прежде всего, сменой экономическихсистем. Конечно, нелишне также задаться вопросом о том, какие уроки могли быизвлечь трансформирующиеся страны из теоретического и исторического опыта странс рыночной экономикой.
Исходя из всего вышесказанного, задачей данной работыставится, прежде всего, понимание сущности и особенностей инфляционногопроцесса в переходной экономике. В качества объекта исследования выбрана Россиякак страна, представляющая наибольший интерес для любого проживающего в нейчеловека.
Прежде всего, в работе рассматривается различие вподходах к трактовке инфляции, которое существует в отечественной и западнойнауке, указаны основные причины появления данного явления, а также выделены типы инфляции по различнымкритериям. Кроме того, в теоретической главе рассмотрены основные концепции иметоды регулирования инфляции.
Целью практической главы выступает попытка разобратьсяв том, какие факторы вызвали развитие инфляционного процесса в экономикеРоссии. Потому как единого мнения по этому поводу нет. Одни ученые считают, чторазвитие инфляции в переходной экономике связано только с монетарнымифакторами, другие придерживаются мнения, что инфляция вызвана немонетарными или,по крайней мере, не только монетарными факторами.
Второй целью данной главы выступает рассмотрениеантиинфляционных мер, которые были бы эффективны, исходя из специфики развитияинфляционного процесса в России.Глава 1. Природа инфляции и антиинфляционная политика§1.Сущность и причины инфляции
Какэкономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, чтоее появление связано чуть ли не с первым периодом возникновения денег. Самопонятие “инфляция” (от лат. Inflatio — вздутие) было заимствовано из медицины. Оно впервые стало употребляться поотношению к денежному обращению в Северной Америке в 1861-1865 гг. Означало ононекий процесс, приводящий к увеличению бумажно-денежного обращения. Вскоре этопонятие стало использоваться в Великобритании и Франции, причем в средефинансистов и банкиров. В экономической литературе оно появилось в начале 20в.
Инфляция – тонкое социально-экономическое явление,вызванное диспропорциями в различных сферах рыночного хозяйства страны, до сихпор не освещено в полной мере в научном плане. Инфляция – наиболее остраяпроблема современного развития экономики, поэтому она требует, прежде всего,уточнения как категория.
В отечественной литературе слово “инфляция” чаще всегосвязывается с установлением нового равновесия спроса и предложения визменяющихся условиях. Нередко при определении инфляции ее ставят в зависимостьот таких экономических категорий, как спрос, предложение, равновесие. Вчастности, инфляцией считается “дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся вобщем росте цен”[1].
Понимание инфляции в отечественной литературе исходяиз дисбаланса спроса и предложения появилось, видимо, вследствие того, что вусловиях тоталитарного режима, в социалистической экономике считалось, чтоинфляции нет, поскольку количество денег в обращении устанавливается планомернов соответствии с потребностями розничного товарооборота. При этом неучитывалось, что инфляция может носить и скрытый характер, проявляющийся втоварном дефиците.
Трактовка же инфляции как “процесса переполненияканалов денежного обращения избыточнойпо сравнению с потребностью, массой денег, вызывающей их обесценение”[2]в нашей науке обусловлена, очевидно, тем, что когда в 1992г. государствоприбегло к либерализации цен и они резко возросли, возросла и потребность вденьгах. Кроме того, правительству нужно было больше денег для погашениябюджетного дефицита. Тогда правительство включило печатный станок. Именно в этотпериод наблюдался самый резкий скачок цен.
Не привносят ничего нового в понятие инфляции такиеобъяснения, как “ долговременный процесс падения покупательной способностиденег”[3]или “обесценение денег”[4]
Для западной экономики формула “инфляция – рост цен”оказалась неприемлемой, потому что “там” инфляция означает рост цен присохранении баланса спроса и предложения. В популярном на Западе учебнике К.Маконелла и С. Брю “Экономикс” указывается что “инфляция – это повышение общего(среднего) уровня цен” или “процентное изменение уровня цен”[5]Это, конечно, не означает, что повышаются все цены. Даже в периоды быстрогороста инфляции цены на некоторые товары могут оставаться относительностабильными или даже снижаться. Действительно, одно из больных мест инфляции –это то, что цены имеют тенденцию повышаться неравномерно. Наиболее близка кэтим определениям трактовка инфляции в отечественной литературе, согласнокоторой инфляцию можно определить как “непрерывный общий рост цен”[6]
Итак, для Запада главное в этом вопросе – это цены, ихобщий уровень. В отечественной науке понятие инфляции также связано с ценами,но в другом ракурсе: деньги у населения есть, а купить нечего. Понятие инфляциив нашей стране имеет собственное свойство и не укладывается в рамкиклассического представления. Инфляционная ситуация, когда спрос превышаетпредложение, распространяется не только на потребительский рынок, но и на рынокизделий производственно-технического назначения. Отсюда популярное определениеинфляции: переполнение денежного обращения бумажными деньгами и их обесценение,т.е. превышение количества денежных знаков над находящимся в обращенииколичеством товаров. Эта точка зрения доминирует в отечественной литературе.
Трактовка понятия “инфляция” как переполнение каналовбумажно-денежного обращения представляется односторонней и не раскрывает всюпалитру причин возникновения этого сложного явления. Инфляция – этомногоплановый феномен, вбирающий в себя производственный, денежный ивоспроизводственный аспекты.
Однако во всех случаях инфляцию следует рассматриватькак:
· нарушение действий законов денежного обращения, чтовызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы;
· явный или скрытый рост цен;
· натурализацию процессов обмена;
· снижение жизненного уровня населения.
Цены – лишь вершина айсберга, представляющего собойконгломерат факторов, оказывающихся в качестве первопричины такого явления, какинфляция. Вообще в науке можно выделить две группы концепций развития инфляции:монетарные и немонетарные. Сторонники монетарных концепцийсчитают, что рост номинального количества денег, превышающий рост производствапри неизменной скорости денежного обращения является основной причинойинфляции. Виновниками инфляции в этом случае являются банковская система,ослабившая контроль за денежной эмиссией, или население, увеличивающееиспользование своих долговых обязательств в качестве средств платежа.
Инфляция может возникнуть и при неизменном количестведенег в обращении, если скорость их обращения растет быстрее, чем производство.Это может иметь место при сокращении спроса на реальные кассовые остаткивследствие усовершенствования техники расчетов, вследствие недоверия к национальнойвалюте и переключения спроса на ценные бумаги как средства сбережения.
Когда же инфляция высока, то она сама становитсяпричиной сокращения спроса на деньги ввиду высокой альтернативной стоимостидержания реальной кассы. Тогда обе вышеперечисленные причины начинаютвзаимодействовать, еще больше усиливая инфляцию.
Причиной инфляции кроме монетарных факторов может бытьтакже рост затрат производства вследствие роста заработной платы, некомпенсируемой ростом производительности труда, или превышение роста налоговнад ростом реальных доходов.
Причиной инфляции может послужить также увеличениесовокупного спроса. Если при полной занятости у предпринимателей растет спросна инвестиции вследствие оптимистичной оценки будущей конъюктуры, то уровеньцен будет повышаться до тех пор, пока не будет восстановлено равновесие спросаи предложения.
К немонетарным факторам развития инфляции относяттакже структурные сдвиги спроса. Ассортимент товаров постоянно изменяется испрос может переключиться с традиционных товаров на новые и престижные, повышаяих цены. Если бы при этом цены на традиционные товары понижались, то общийуровень цен остался неизменным. Но в современной экономике за сокращениемспроса следует сокращение предложения.
Источником инфляции может выступать рыночная властьмонополий, олигополий и государства, выражающаяся в повышении цен.
Исходя из того, что инфляция – это многогранный имногофакторный процесс, его нельзя рассматривать с точки зрения какой-то однойиз существующих теорий. В этой связи гипертрофированная оценка одних факторов,влияющих на инфляцию, как бы ни была велика их роль, и недооценка других немогут служить методологической основой для изучения инфляции.
В целом, изучив мнения различных авторов, факторыразвития инфляции можно классифицироватьв виде двух групп – внешние и внутренние.
К внутренним факторам относят:
1. Несбалансированностьбюджета, проявляющаяся в его дефиците или кризис государственных финансов. Этотфактор выделяется всеми изученными авторами. В частности, один из крупнейшихученых в нашей стране, занимающийся проблемой инфляции, А. Илларионов, называетэтот фактор первопричиной инфляционного процесса;
2. Чрезмерныевоенные расходы, что способствует потере части общественного богатства, создаетдополнительный денежный спрос за счет военных ассигнований без соответствующегопоступления товаров в оборот, порождает дефицит государственного бюджета иувеличение государственного долга;
3. Чрезмерныеинвестиции;
Некоторые авторы (доцент кафедры экономической теорииМГИМО МИД РФ Г. Котов) объединяют последние два фактора в один. Чрезмерныевоенные расходы – это и есть по существу инвестиции государства в ВПК.
4. Необоснованноеповышение цен и заработной платы. Этот фактор может быть сформулирован иначе.Это есть результат проявления в первом случае монопольной власти фирм,определяющих свои издержки и цены, а во втором случае профсоюзной монополии,задающей размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы.Такая трактовка встречается у В. Камаева, С. Мирзабалаева.
5. Кредитнаяэкспансия – расширение масштабов банковского кредитования сверх реальныхпотребностей хозяйства, что ведет к эмиссии денег в безналичной форме;
6. Чрезмернаяэмиссия денег в наличной и безналичной формах, увеличение скорости их обращения;
7. Инфляционныеожидания. Этот фактор особо выделяется некоторыми учеными, в частности, Г.Котовым.
Внешние факторы обусловлены ростом цен наэкспортируемые и импортируемые товары, обменом банком иностранной валюты нанациональную, мировыми кризисами.
К внешним факторам относятся:
1. Структурныемировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающиесямногократным ростом цен на сырье,топливо, импорт которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями.Воздействие этого фактора усиливается при росте открытости экономики.
2. Обмен банкаминациональной валюты на иностранную, что вызывает потребность в дополнительнойэмиссии денег, что пополняет каналы денежного обращения и ведет к инфляции.
Как правило, инфляция возникает в тех случаях, когдарост доходов в обществе выше возможностей их товарного обеспечения. Этокасается не только доходов населения, но и доходов предприятий и организаций.Поэтому в качестве основной причины инфляции можно выделить нарушениенатурально-стоимостной сбалансированности, а расширение бумажно-денежногообращения – ее основного условия.
Таким образом, инфляцию следует рассматривать какмногофакторный процесс, но все же органично связанный с ростом цен. Но несмотряна то, что инфляция вызывает рост цен, цены тоже в свою очередь влияют наинфляцию. В этой связи можно отметить два варианта развития спирали инфляции:
· После переполнения каналов денежного обращениябумажными деньгами наступает период роста цен;
· Пол влиянием ряда факторов, действующих на товарныхрынках, цены вначале ползут вверх, после чего происходит увеличениебумажно-денежной массы, которая продолжает подталкивать рост цен.
Цены же могут возрасти по многим причинам: вследствиеулучшения потребительских свойств и качества товаров, переключения спроса наболее качественные товары, вследствие монополизации экономики и др.§2.Виды инфляции
Инфляция как явление может быть классифицирована понескольким критериям.
Большое распространение получила классификация инфляционного процесса по егоинтенсивности. Однако границы между различными видами инфляции по данномукритерию достаточно условны и подвижны.
Нормальнаяинфляция – темпы растутмедленно, примерно 3-5% в год; масштаб инфляции поддается контролю.
Умереннаяинфляция (ползучая) – темпыдостигают 10% в год; такая инфляция признается в целом безвредной исоответствующей нормальному экономическому развитию; масштабы ее приводят кнепредвиденным нарушениям в распределении национального дохода между различнымисоциальными группами.
Галопирующаяинфляция – характеризуетсяростом цен от 20 до 200% в год; в этих условиях невозможно контролировать нетолько рост цен, но и экономическое развитие в целом.
Гиперинфляция– начинается при повышениицен более чем на 50% в месяц на протяжении длительного срока (полгода илиболее); за год цены повышаются не менее, чем в 130 раз; деньги вытесняются изоборота и уступают место бартеру; расходование заработной платы и рост ценпринимают катастрофический характер, что сказывается на благосостоянии всехслоев населения даже обеспеченных.
Большинство ученых выделяют только умеренную,галопирующую и гиперинфляцию. В. Усов в своей работе “Деньги. Денежноеобращение. Инфляция.” выделил такой вид, как нормальная инфляция. Основаниемдля этого, очевидно, послужило то, что в ряде стран с высокоразвитой рыночнойэкономикой, например, страны ЕС инфляция играет роль своеобразного рычага,балансирующего спрос и предложение и исправляющего ценовые диспропорции. Дляэтого ее уровень не должен превышать 5% в год.
Все изученные авторы различают открытую(ценовую) или скрытую (подавленную) инфляцию. Основанием дляэтого послужило сравнение опыта стран с переходной экономикой, в частности Россиии стран с рыночной экономикой. Открытая выражается в непосредственнонаблюдаемом, систематическом повышении уровня цен, тогда как скрытая инфляцияпроявляется в растущем товарном дефиците, появлении “черного” рынка с непомерновысокими ценами при формальной стабильности цен, обеспечиваемой централизованно(замораживание цен, заработной платы). Возможна также комбинация этих двухтипов инфляции.
Подобная классификация встречается и у В. Гальперина,и у В. Камаева, и у Л. Абалкина. Л. Гайгер склонен даже разделять подавленную искрытую инфляцию. У него скрытая инфляция – это инфляция в странах садминистративно-командной экономикой, но официально зарегистрированная.
По источникам возникновения выделяют инфляциюспроса (существует избыточный спрос, под давлением которого повышаютсяцены) и инфляцию издержек (вызывается увеличением издержек наединицу продукции, прежде всего увеличением номинальной заработной платы и ценна сырье и энергию).
Вышеприведенная классификация может быть дополненаиным критерием: соотносительностью роста цен по различным товарным группам.Данная типология приведена у В. Усова, В. Камаева. В этой связи выделяют следующие видыинфляции:
Сбалансированнаяинфляция – цены поднимаются относительно умеренно и одновременно набольшинство товаров и услуг. Центральный банк подсчитывает результатысреднегодового роста цен и поднимает процентную ставку. Таким образом ситуациявыравнивается и балансируется как ситуация со стабильными ценами.Товаропроизводители периодически повышают цены. Потери несут только производители, сложной продукции, которыестоят в конце технологической цепочки.
Несбалансированнаяинфляцияозначает, что цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг кдругу, причем в различных пропорциях. Это касается как отраслевых, так итерриториальных диспропорций. Рост цен на сырье превышает рост цен на конечнуюпродукцию, а цена комплектующего может оказаться выше цены конечного изделия.Это вид инфляции очень опасен для производителей. В подобных условиях невозможносоставить прогноз роста цен. Товарныегруппы – лидеры роста цен сегодня могут не являться таковыми завтра.Производители не могут рационально выбрать сферу приложения капитала, сравнитьприбыльность инвестиционных проектов. В таких условиях промышленность не имеетвозможности развиваться.
В соответствии с критерием ожидаемости можно такжевыделить два вида инфляции: ожидаемую и неожиданную. Данная классификацияпредставлена у всех изученных авторов
Ожидаемаяинфляция – та, котораяпрогнозируется на какой-либо период времени, она предсказуема с достаточнойстепенью надежности. Такая инфляция нередко является последствием действийправительства. Фактор ожидаемости позволяет, имея прогноз роста цен,адаптироваться к нему. Даже в случае гиперинфляции прогнозируемый рост ценможет нанести экономическим субъектам ущерб менее значительный, чем неожиданныйскачок цен пусть даже на небольшое количество процентов.
Неожиданнаяинфляция характеризуетсявнезапным скачком цен, что отрицательно отражается на налоговой системе исистеме денежного обращения. Возможный вариант развития этого вида инфляцииосновывается на инфляционных ожиданиях населения. При наличии их у покупателейвозникает резкое увеличение спроса, что деформирует экономику, искажает картинусовокупного спроса, так как предсказать подобный скачок крайне затруднительно.При отсутствии же у населения инфляционных ожиданий возникает “эффект Пигу” — резкое сокращение спроса так как люди надеются на скорое снижение цен.Производитель товаров вынужден снижать цену, в результате ситуация возвращаетсяв состояние равновесия. Такая ситуация пагубно сказывается на большом бизнесе:психологическая стабильность бизнесменов сменяется депрессивным ожиданием, стосковывает их инновационный потенциал.
К вышеприведенной классификации можно добавить ещенесколько видов инфляции.
Структурнаяинфляция – это по существу перемещение спроса. На товары, пользующиесяповышенным спросом цены растут. В то же время на товары, спрос на которыеневелик, цены либо не снижаются, либо снижаются несущественно (из-занеэластичности предложения по отношению к спросу, слабой мобильности факторовпроизводства и др.). Это может произойти в таких отраслях, как металлургия,химическая промышленность, лесозаготовки. Вследствие этого происходит: рост среднихцен, сокращение или полное прекращение выпуска дешевых товаров, снижениекачества товаров при стабильных ценах на них.
Данный вид инфляции выделен Л. Гайгером, и его точказрения представляется обоснованной. Ассортимент товаров постоянно растет, онимодифицируются, усовершенствуются, поэтому спрос действительно можетпереключиться на более современные и престижные товары.
Л. Гайгер также склонен выделять в рамках инфляциииздержек несколько ее подвидов в зависимости от источника растущих издержек. Поэтому критерию он выделяет:
Инфляция роста зарплаты– удельный вес заработной платы в цене товарасравнительно невелик (25-30%), но даже в таком случае рост рыночной заработнойплаты может инициировать инфляцию.
Инфляция прибылей- промышленные предприятия и другие субъектыэкономики получают сверхприбыли, что ведет к повышению уровня цен, некомпенсируемому покупателю ростом качества товара. Этот вид инфляции особенноопасен при условиях либерализации цен, отсутствии конкуренции, высоком уровнемонополизма, тотальном дефиците товаров.
Инфляция налогов– ситуация, когда государство начинает интенсивно повышать налоги. Сих помощью покрываются расходы на оборону, управление, социальные программы.Это снижает возможности инвестиций, что сокращает производство и,следовательно, предложения, что уже само по себе служит исходной базой дляинфляции.
“Товарная” инфляция– это ситуация, когда резко дорожают сырье иматериалы.
Тот факт, что деятельность естественных монополий,особенно в России, в значительной степени регулируется государством,позволил В. Андрианову выделитьтакой тип инфляции, как административная.
Административная инфляция– воля государственных органов, союзов и объединений.Согласно этой воле взвинчиваются цены на железнодорожные перевозки, плата започтовые услуги, услуги связи, коммунальные услуги. Эта инфляция стимулируетинфляцию издержек.§3Современные методы антиинфляционного регулирования. Монетаристский икейнсианский подходы
Теоретики современной экономической мысли по-разномуподходят к методам борьбы с инфляцией. Рассмотрения заслуживают те методыборьбы, которые наиболее часто используются в практике. Можно выделитьнесколько таких теоретических подходов.
Кейнсианская теория. Сторонники этого направленияпризнают в качестве методов борьбы с инфляцией параллельное проведениедефляционной политики и политики доходов. Большая роль в проведенииантиинфляционной политики отводится государству.
Монетаристская теория признает действенными толькомеры, направленные против инфляции спроса; с инфляцией издержек возможна борьбатолько с помощью усиления рыночно-конкурентных основ экономики. Государству приэтом отводится пассивная роль.
Сторонники теории “экономики предложения” признаюттолько один антиинфляционный путь – стимулирование развития производства ипредложения товаров.
Сторонники теории “структурной инфляции” в качествеантиинфляционной меры предлагают определенную структуру экономики.
Не смотря на многообразие факторов, вызывающихинфляцию, вариантов антиинфляционной политики на удивление мало. Опыт развитыхстран позволяет выделить 3-4 варианта. Все методы антиинфляционной политикиукладываются в политику управления факторами спроса (политика агрегатногоспроса и политика доходов), факторами предложения (политика стимулированияпредложения) или факторами, регулирующими питательную среду инфляции, — сферуденежного обращения.
Методы управления агрегатным спросом. Суть их состоит в воздействии на отдельные элементысовокупного спроса, чтобы сформировать новое соотношение спроса и предложенияна товары и на деньги.
Для управления агрегатным спросом применяютсяинструменты бюджетной и кредитно-денежной политики. Такими мерами являются:сокращение государственных расходов, например, путем урезания различныхсоциальных программ, изменения условий госзакупок; ужесточение налоговойполитики по отношению к предпринимателям и потребителям. К мерамкредитно-денежной политики относят воздействие на спрос и предложение денег сцелью их параллельного ограничения при помощи цены кредита.
Органами реализации дефляционной политики послепринятия соответствующих программ высшими государственными органами являютсяпрежде всего финансовые органы. Однако недостатком этой политики является еепрямолинейность и отсутствие избирательного воздействия. К тому же применятьсяона может только на стадии подъема экономики, т.е. эти методы являютсякраткосрочными.
Методы, направленные на прямое ограничение роста цен идоходов, прежде всего заработной платы, образуют содержание политикидоходов. Их отличие от дефляционной политики состоит в том, чтоиспользоваться они могут вне зависимости от фазы циклического развитияэкономики. Кроме того, их применение может быть дифференцировано и предусматриваетотмену для отдельных отраслей и секторов экономики. Однако максимальнаяэффективность политики доходов, по мнению экспертов, достигается тогда, когдаосновной причиной инфляции является увеличение издержек.
Суть политики доходов состоит в том, что государствоограничивает рост цен и заработной платы. Это уменьшает рост издержекпроизводства тех товаров, в цену которых эти величины входят в качествеиздержек. Тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляционныхпроцессов. В то же время ограничениероста цен на товары и заработной платы определяет динамику доходов лиц наемноготруда и в какой-то части предпринимательской прибыли. В этом отношении политикадоходов способствует ограничению платежеспособного спроса. Поэтому, она часто используетсяв сочетании с дефляционной политикой.
Существуют различные варианты политики доходов постепени жесткости принуждения к соблюдению регулирующих мер. Самыйэкстремальный вариант – это “замораживание” цен и заработной платы. Всовременных условиях он не используется, т.к. приводит к появлению скрытых форминфляции. Предпочтение отдается гибким формам регулирования, таким как политикаограничения зарплаты с помощью налогов. Эта политика предполагает введениедифференцированных ставок налога на прибыль в зависимости от роста цен напроизводимую продукцию и заработной платы.
Для проведения политики доходов создаются временныеорганы, например управления Министерства финансов или используютсятрадиционные. Однако считается, что для эффективного проведения этой политикинеобходимо сотрудничество трех сторон: государства, профсоюзов ипредпринимателей. Так же как и дефляционная политика доходов может применятьсяна ограниченном временном периоде, поскольку для нормального развития рыночнойэкономики необходима свобода ценообразования.
Вышеперечисленные варианты антиинфляционной политикинаправлены на ограничение совокупного спроса. И в э