КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
На тему:
«Инфляция в России: причины,характер, последствия. Антиинфляционная политика: теория и практика»
Калуга 2010
1. Инфляция
Наиболее общее, традиционноеопределение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверхпотребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы исоответственно рост товарных цен. Однако определение инфляции как переполнениеканалов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считатьполным.
Инфляция, хотя она ипроявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежномуфеномену.
Это сложное социальноеявление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферахрыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острыхпроблем современного развития Российской экономики.
Словарь «Язык рынка» даетследующее определение: «Инфляция – процесс переполнения каналов денежногообращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги иснижении реального жизненного уровня трудящихся. «2) Словарь банковско-биржевойлексики определяет инфляцию как «чрезмерную экспансию денежной массы,сопровождаемую ростом цен и сокращением спроса. «3) «Инфляция – чрезмерноеувеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее ихобесценение», – так описывает этот термин толкователь русского языка С.И. Ожегов.
Суммируя все эти, в общем-тоидентичные, определения, можно сказать, что инфляция – это денежный феномен,выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванном избытком денежноймассы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когдакассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег)превышает реальную потребность (спрос на деньги). Очевидно, что в таком случаесубъекты хозяйственных отношений постараются по возможности избавиться отвозникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежныесбережения. Это вызовет расширение спроса, повышение цен и снижениепокупательной способности денег – отрицательные последствия неверной денежнойполитики государства, чреватые значительными экономическими и социальнымипотрясениями.
Вообще, корни такого явления,как инфляция, всегда кроются в ошибках проводимой государственной политики.Причинами могут послужить весомый дефицит бюджета, неверные мероприятия поденежной эмиссии и многое другое по отдельности и в совокупности.
Однако, инфляция, хотя ипроявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежномуфеномену. Это сложное социально – экономическое явление, порождаемоедиспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.Инфляция, имея длительную и богатую историю, и сейчас представляет собой однуиз наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странахмира.
В современном мире существуетнемало проблем, которые мы модем со всеми основаниями назвать глобальными.Инфляция – одна из них. Она существовала со времен экономического развитиячеловечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразуэкономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическаямысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляцияокончательно побеждена не была, т. к. появились новые и более сложные ееформы.1.1 Инфляцияв России
Природа российской инфляции, равно как исодержание экономической политики, способной обеспечить её подавление, ужемного лет является острейшей научной и политической дискуссией. Всёмногообразие точек зрения можно свести к двум: по одной – инфляция имеетнемонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой – эточисто монетарное явление.
Инфляция в экономике России возникла еще в 50-х– начале 60-х годов XX в. и была связана с резким падением эффективностиобщественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась втоварном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукциюи высоких на все виды сырья. С 1960 по 1988 г. стоимость рубля снижалась исоставила 40 коп. к уровню 1960 г.
Начало 90-х гг. было ознаменовано проведениемдвух наиболее крупных акций Правительства:
а) повышение цен 2 апреля 1991 года;
б) либерализация цен 2 января 1992 года.
Переход к рыночному механизму хозяйства, гдеспрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовалреформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задачправительственной программы 1991 года, однако проводилась реформа не совсемпродуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производстваи цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы вянваре, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, чтопозволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и необлагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий икомпенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, аоптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на11%, а в целом за период с 1989 г. – на 17%. Результатом сталоразбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленногоинфляционными ожиданиями.
Нагнетание инфляционной напряженностиприходилось в основном на периоды, непосредственно предшествующие проведениювышеназванных акций. Так, в марте 1991 года темпы инфляции резко ускорились,несмотря на проведенную в январе месяце этого года частичной конфискационнойденежной реформы по обмену 50- и 100 – рублевых купюр. Временной лаг величинойв один месяц между Постановлением Кабинета Министров СССР о реформе розничныхцен и моментом ее осуществления позволил наиболее полно реализовать себянакопленному неудовлетворенному спросу и самым худшим опасениям населения вотношении проводимой правительством денежной и ценовой политики. Люди, имеющиев своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытомянварского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их втовары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведениюдальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегосяповышения цен.
Все это привело к активизации цен на черномрынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала вкризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянныйзапас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учрежденияхСберегательного банка.
Момент проведения реформы значительно сократилтемп роста инфляции, но сколько-нибудь кардинально не изменил ситуацию напотребительском рынке. В результате ее осуществления так и не было созданодостаточно эффективных стимулов для расширения производства и услуг. Этообъяснялось тем, что методика для калькулирования цен осталась прежней,основывающейся на затратном принципе ценообразования. По ряду остродефицитныхтоваров цены не были повышены до равновесного, сформированного вольным рынком,ценового уровня. Это касалось таких товаров, как автомобили, бытоваяэлектротехника и аппаратура, алкогольные напитки и др. Все это свидетельствуето том, что главной задачей предпринятой акции, если ее рассматривать вкупе собменом денежных купюр крупного достоинства, было отнюдь не стимулированиепроизводства потребительских товаров, а сокращение у населения избыточногоденежного потенциала для того, чтобы свести лишнюю денежную наличность,находящуюся на руках у населения, по возможности, к наиболее меньшей величине.
Желание побороться с ростом цен при проведенииреформы сильно нагнетало спрос в период, предшествующий этой акции, что привелок тому, что в послереформенный период резко сократился товарооборот. Внатуральном выражении объем покупок населения в первом полугодии 1991 годасократился, по сравнению с дореформенным уровнем, на 50–60%. К середине маязапасы товаров в торговле выросли на 10 млрд. рублей. Это объяснялось нестолько психологическим воздействием реформы на поведение потребителей, скольконакопленными в феврале-марте запасами товаров. Естественно для этого случая инеестественно для целей реформирования вновь стал активизироваться процессобразования избыточных сбережений из-за резкого сокращения текущих расходов.
Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31%ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовыйзахлестнуть рынок. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуациюи привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992 г. былоотпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля заценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курсарубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен запервые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовыецены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост ценпосле их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейскихстранах, проводящих реформу.
Пик инфляции в России пришелся именно на 1992 г.,когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 г. цены напотребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%, и по этомупоказателю в мире Россия уступала лишь Бразилии (2830%).
Гиперинфляция потребовала денежные знаки болеевысокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г.в оборот были введены новые купюры достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1994и 1995 годах продолжался стремительный рост потребительских цен, который вгодовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.
Изучение динамики российской инфляции за тригода после либерализации цен показывает наличие значительных «ножниц» визменениях цен на потребительские товары и на средства производства. Это видноиз сопоставления общих индексов соответствующих видов цен.
Годовые индексы оптовых цен промышленностипостоянно опережали соответствующие индексы потребительских цен. Происходилоэто потому, что из сферы производства постоянно исходили особые импульсыповышения цен. Последние в свою очередь возникали по причине постоянногопревышения индекса цен на ресурсы над индексом оптовых цен.
В результате несовершенства рынка в одной илинескольких отраслях экономики становится возможным длительное завышение цен наих продукцию. При использовании такой продукции для производства других товаровповышаются издержки производства последних, что делает невыгодным продолжениепроизводства при прежнем уровне спроса и цен. В экономике возникаетмультипликативный эффект возрастания издержек производства. В результатепроизводство по всей технологической цепочке, вплоть до конечной продукциисокращается. В первом квартале 1996 года объем промышленного производствасоставил 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Частьэтого спада объясняется не только эффектом «ножниц» цен, но и «внешними» причинами,такими как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ. Такимобразом, происшедший за годы реформ глубокий спад производства сыграл непоследнюю роль в поддержании инфляции.
В период с 1992 по 1996 гг. основнойзадачей стабилизации обстановки в стране стало погашение инфляционных ожиданийнаселения и повышение доверия населения к рублю. Это было действительнонеобходимо, так как уже в 1996 г. инфляция обуславливалась: 45% – инфляционнымиожиданиями; 25% – повышением цен на топливо; 20% – увеличением совокупнойденежной массы; 7% – удорожанием с/х продукции; 3% – прочими факторами.
Благодаря введению валютного коридора и другихмер правительства по укреплению национальной валюты в 1996 г. уровеньинфляции удалось снизить до 21,9% и в 1997 г. – до 11%. До финансовогокризиса правительство планировало снизить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г.,до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г.
За десятилетия господствакомандно-административной системы в нашей стране были созданы мощнаяпромышленность, сильная армия и большая социальная сфера, которые целиком иполностью финансировались государством. После начала реформ потребность в ихфинансировании со стороны государства сохранилась на очень высоком уровне.Социальная сфера и особенно армия в принципе существуют только за счет бюджета,а промышленность оказалась в таком глубоком кризисе, что также не можетобойтись без тех или иных форм государственной поддержки. Иными словами,сохранились высокие обязательства государства.
Но доходная часть бюджета резко сократилась засчет спада производства, неудачной системы налогообложения, огромного развитиятеневого сектора и утечки капитала за границу. Дефицит госбюджета в годы реформежегодно составлял огромную цифру – 5–10% ВВП. Несмотря на неизбежностьбюджетного кризиса, обусловленную объективным несоответствием между доходами ирасходами бюджета в переходный период, кризис можно было бы значительносмягчить, проведя своевременные реформы здравоохранения, армии,жилищно-коммунального хозяйства и других сфер, которые финансируются в основномза счет бюджета. Ведь кризис усугублялся тем, что скудные государственныесредства расходовались крайне нерационально. Однако вместо реформ еще в 1995 г.был выбран путь покрытия бюджетного дефицита за счет заимствований навнутреннем и внешнем рынке. Несколько лет механизм заимствований через выпускГКО и других ценных бумаг государством справлялся с задачей покрытия бюджетногодефицита. Решение о запуске этого механизма было оправданным для середины 90-хгодов, но должно было сопровождаться мерами по подъему производства с тем,чтобы государство начало получать средства для погашения своих долгов.
Вместо этого долги государства по ценнымбумагам погашались за счет выпуска новых ценных бумаг, из-за чего систему ГКОначали называть «государственной финансовой пирамидой». И когда летом 1998 г.государство потеряло возможность рассчитываться по своим долгам с кредиторами,главным образом из-за финансовых потрясений в мировой экономике и падения ценна нефть, оно было вынуждено объявить дефолт, за которым последовало трехкратноепадение рубля и новый приток экономического кризиса.
На этом фоне положительным фактором сталоуменьшение бюджетного дефицита. Он был доведен до уровня (3,6% ВВП – в 1997 г.,5,5% – в 1998 г., 2,4% – в 1999 г.), приемлемого для Международноговалютного фонда в качестве условия для предоставления России очередного траншакредита. Это достигнуто, в основном, за счет секвестирования расходов иувеличения доходов по линии МНС и ГТК. Бюджетный дефицит существует вбольшинстве стран, но там применяются методы его покрытия, не имеющиеинфляционных последствий, Россия использовала все известные мировой практикеисточники финансирования бюджетною дефицит – налоги, займы, инфляцию.
После финансового кризиса в бюджете РоссийскойФедерации на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Всвою очередь специалисты Международного валютного фонда прогнозировали ростпотребительских цен в России в 1999 г. не менее, чем на 56%.
Потребительские цены в 1999 г. возросли на36,5%. При оценке уровня инфляции необходимо учитывать рост цен производимойпромышленной продукции (67,3%), по инвестициям в основной капитал (46,0%), атакже на реализованную сельскохозяйственную продукцию (91,4%). Сохранялсязначительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновьпроявиться в росте потребительских цен. Это обусловлено тем, что Россия впервыев мировой практике искусственно сдержала темп инфляции, применив дефляционнуюполитику в условиях продолжавшегося в течение 10 лет экономического спадапричем путем невыплаты заработной платы, пенсий и пособий. За рубежом дефляцияприменяется в условиях «перегрева» экономики и ее крайней мерой являетсяблокирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается.
В 2000–2002 гг. темпы инфляции существенноснизились по сравнению с предыдущими двумя годами. Прирост потребительских ценсоставил 20,2 проц. в 2000 году, 18,6 проц. в 2001 году и 15,1 проц. в 2002году против 36,5 проц. в 1999 году. Снижения уровня инфляции в 2000–2002 гг.удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной икредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развитияэкономики (государственные бюджеты в 2000–2002 гг. были исполнены спрофицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей ибартера. Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешеннойтарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процессарегулирования цен в 2001–2002 гг. В 2002 году повышение цен и тарифовобъявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционныхожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельностипотребителей их продукции. Следует отметить, что замедление темпов инфляциипроходило в условиях растущего платежеспособного спроса населения. На инфляциюповышающее давление оказывали также: значительный рост регулируемых тарифов нажилищно-коммунальные и другие услуги вследствие сокращения субсидий; ростиздержек на производство, связанный с повышением оплаты труда и других элементовзатрат; высокие цены на нефть и нефтепродукты на мировых рынках.
Касательно оценки инфляции на 2004 г.большинство аналитиков говорят о превышении прогнозируемого уровня в 10%. Этоподтверждают большинство монетарных структур РФ. Так 10 ноября Банк Россиипоследним признал очевидное: уровень инфляции в этом году будет вышепрогнозного как минимум на 1%. С аналогичными заявлениями выступили такженесколько представителей правительства. Но, по мнению экспертов, удержаться и вновых рамках – задача достаточно сложная, хотя и очень важная с политическойточки зрения. О том, что уровень инфляции удержится в прогнозных рамках, вплотьдо октября упорно твердили представители всех заинтересованных ведомств. И этонесмотря на то, что ни в августе, ни в сентябре не произошло ожидаемойдефляции. Уже в октябре чиновники Минэкономразвития были вынуждены признать,что инфляция превысит 10% и составит 10.5–10.8%. Эксперты утверждают, что наускорение инфляции в этом году повлияли краткосрочные локальные, а не фундаментальныефакторы. Например, рост цен на мясо, хлеб, бензин. Динамика среднегодовогоуровня инфляции в России
Будут ли реализованы планы по сдерживаниюинфляции в рамках 10.5–11%, пока сказать сложно. Проблема в том, что заянварь-октябрь этого года рост цен уже составил 9.3% и в оставшееся время недолжен превышать 0.5–0.7% в месяц. Что достаточно сложно, учитывая, что вноябре-декабре инфляция традиционно удерживается на высоком уровне.
Однако некоторые экономисты зачастую не считаютвыход темпов инфляции за рамки прогнозов важным событием. ЦБ ежегоднопрогнозирует инфляцию ниже реальных ожиданий экономических субъектов, скорееориентируя своим прогнозом предприятия и население на долгосрочную перспективу,нежели предсказывая точные значения инфляции.
Уровень инфляции в 2004 году (январь-октябрь):9,3%.
Уровень инфляции в 2003 году: 12%.
Подводя итог, можно выделить своеобразные чертыинфляционного процесса в России, которые наряду с обычными формами проявляютсяв следующем:
1) нехватке платежных средств для товарно-денежногооборота;
2) неплатежеспособности государства,хозяйствующих субъектов и физических лиц. Государство не оплачивает своигосзаказы, хозяйствующие субъекты нарушают денежные обязательства по сделкам,население задерживает и уклоняется в огромных масштабах от уплаты налогов.Регионы не выполняют своих обязанностей перед центром. Физические лица вовремяне получают зарплату, пособия, пенсии;
3) слабой собираемости налогов, вызванной нетолько уходом от обложения, но и обеднением определенных слоев населения инеполучением оплаты труда;
4) нарастании использования денежных суррогатовв обращении;
5) высоком уровне безработицы.
2. Причины возникновенияинфляции в России
Специфика российской инфляции состоит в том,что она своими корнями уходит в существовавшую ранее централизованную системухозяйствования. Оттуда проистекают два фактора: технологическая отсталость имонополизм. Инфляция в России имеет монетарные и немонетарные причины.
Немонетарные причины:
1. Диспропорции в экономике, обусловленныедолгим развитием ее под влиянием командно-административной системы.
2. Чрезмерное развитие ВПК(Военно-промышленного комплекса).
3. Малый экспортный сектор (в основном –сырьевой направленности) при сильной импортной зависимости.
4. Распад хозяйственных связей в результатеразвала СССР.
5. Спад объема внутреннего валового продукта(ВВП).
6. Инфляционные ожидания населения.
Однако немонетарные концепции инфляции не всилах объяснить фактическую динамику инфляции в России.
Монетарная причины:
1. Дефицит госбюджета.
2. На темпы инфляции влияет объем денежноймассы. Увеличение активов ЦБ во всех случаях приводит к возрастанию денежноймассы, что означает повышение платежеспособного спроса. В результате этоговозрастает уровень цен на товары (сокращение объемов кредитной эмиссииспособствует снижению темпов инфляции.)
3. Скорость обращения денег. Она увеличивается,когда происходит бегство населения от национальной валюты, что объясняетсянизким доверием к рублю и инфляционными ожиданиями населения.
4. Особенность российской инфляции – временнойлаг между проведением кредитной эмиссии и увеличением объемов денежной массы вобращении, с одной стороны, и ускорением роста цен – с другой. С начала 1992года до весны 1995 года его величина возросла примерно с 4 до 8 месяцев. Навеличину лага влияют уровень развитости финансовой системы, состояние платежнойсистемы, частота выплаты доходов, уровень долларизации экономики. В 1992 г.финансовая система России существовала в зачаточном виде. Поэтому ускорениероста цен произошло всего в течение трех месяцев. Уже в 1995 г. возниклаболее – менее развитая инфраструктура, возникли новые рынки. Это привело ктому, что эмитированная денежная масса теперь движется до потребительскогорынка гораздо дольше, задерживаясь на различных «этажах» финансовой системы, илаг между темпами прироста денежной массы и темпами инфляции существенноувеличился.
Традиционно инфляция определялась какпереполнение каналов денежного обращения избыточной, по сравнению спотребностями товарооборота, массой денег, отличных от золота и серебра. Послевторой мировой войны широкое распространение получило понятие инфляции какустойчивого повышения общего уровня цен. Переполнение каналов обращенияобесценивающимися денежными знаками стало рассматриваться как одна из причининфляции и получило название инфляции в результате избыточного предложенияденег. Рост цен, обусловленный превышением платежеспособного спроса надпредложением товаров, назван инфляцией со стороны спроса; вызванный увеличениемиздержек производства – инфляцией со стороны предложения.
Инфляция спроса – нарушение равновесия междуспросом и предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут бытьувеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса насредства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузкипроизводственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся(рост заработной платы), в результате, например, согласованных действийпрофсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количествутоваров, и цены начинают расти.
Инфляция спроса обусловлена следующимиденежными факторами:
милитаризацией экономики и ростом военныхрасходов. Военная техника становится все менее приспособленной дляиспользования в гражданских отраслях и в результате денежный эквивалент,противостоящий ей, превращается в фактор, излишний для обращения. В нашейстране многими способами пытаются решить данную проблему – в основном, путемкоммерческой продажи различных разработок оборонной промышленности;
дефицитом бюджета и ростом государственногодолга. Покрытие бюджетного дефицита происходит двумя путями: размещением гос.займов на денежном рынке или дополнительной эмиссией неразменных банкнот ЦБ.Использование последнего метода с 1 января 1995 года в России запрещено;
кредитной экспансией банков;
притоком иностранной валюты;
чрезмерными инвестициями в тяжелуюпромышленность.
Инфляция спроса может быть представленаследующим образом. Совокупный спрос, превышающий текущие производственныевозможности, вызывает повышение уровня цен. Инфляция, вызванная этимисточником, начинается с роста цен на конечные продукты, который постепеннораспространяется на факторы производства, причем рост цен на последние непоспевает за ростом цен на первые.
Разумеется, какими бы причинами ни был вызванпервоначальный рост цен, он немедленно упирается в границы, определяемыефактическим объемом денежной массы. Другими словами, само по себе увеличениеспроса порождает не столько инфляцию, сколько угрозу инфляции. И это становитсяпроблемой для институтов, регулирующих объем денежной массы, т.е. в большинствеслучаев – для государства (Правительства и Центрального банка). Еслигосударство, с целью предотвратить грозящий спад производства, реагируетувеличением этого объема, то отсюда, собственно, и начинается инфляция:
в краткосрочном периоде такая политика вызываетрост цен и увеличение реального выпуска;
в долгосрочном – только рост цен (инфляционнаяспираль).
Инфляция издержек – рост цен вследствиеувеличения издержек производства. Причинами увеличения издержек могут бытьэкономическая и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действияпрофсоюзов, требующих повышения заработной платы.
Инфляция издержек производства порождаетсянеденежными факторами. Причины такой инфляции:
· снижение роста производительности труда,вызванное циклическими и структурными изменениями;
· расширение сферы услуг, большой удельный весзарплаты по сравнению с производительностью труда, что ведет к росту цен;
· повышение оплаты труда под воздействиемпрофсоюзов, что раскручивает инфляционную спираль;
· высокие косвенные налоги.
Инфляция издержек описывается следующимобразом. При росте издержек производства (в расчете на единицу продукта)предложение при прежних ценах падает, что вызывает рост цен. При этом объемпроизводства и занятость уменьшаются – признак недостаточного спроса. Инфляция,вызванная этим источником, начинается с роста цен на факторы производства изатем распространяется – в свою очередь, через повышение издержек – на конечныйпродукт.
Если в условиях инфляции издержек проводитсяполитика смягчения ограничений роста денежной массы (в целях предотвращенияспада производства), то с высокой вероятностью можно ожидать раскручиваниеинфляционной спирали, т.е., аналогично инфляции спроса:
в краткосрочном периоде рост цен и реальноговыпуска;
в долгосрочном – только рост цен.
На практике нелегко отличить один тип инфляцииот другого, все они тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Например, ростзарплаты может выглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек.
К важнейшим инфляционным причинам роста центакже относят:
1. Диспропорциональность – несбалансированностьгосударственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственногобюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования «печатного станка»,что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.
2. Инфляционно опасные инвестиции – преимущественномилитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительногоплатежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы.Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хроническогодефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга,для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.
3. Отсутствие стремления к чистому свободномурынку и совершенной конкуренции как его части. Современный рынок в значительнойстепени олигополистичен. Олигополист, стремясь поддержать высокий уровень цен,заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложениятоваров).
4. «Импортируемая» инфляция, роль которойвозрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственныесвязи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольноограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в такихслучаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более дорогимэкспорт отечественных товаров.
5. Инфляционные ожидания – возникновение«самоподдерживающегося» механизма инфляции. Население и хозяйственные субъектыпривыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышениязаработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание.Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков,одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен накомплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Живой пример такихинфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.
Исследования Кембриджской и Чикагской школ и ихпоследователей исходят из первичности изменения количества наличных денег. Этотподход имеет давнюю традицию. В наиболее развитом виде теория количества денегв обращении представлена следующей триадой утверждений:
Издавна было известно, что баланс междуколичеством денег в обращении и выраженной в ценах товарной массой можноподдерживать множеством способов.
При малой величине обслуживающих товарооборотденег можно удерживать цены на высоком уровне. Это отмечал еще Джеймс Стюарт(1712–1780): «Пусть количество звонкой монеты в стране очень незначительно, ноесли существует реальная собственность того или иного рода и стремлениевладельцев ее к потреблению, то цены будут удержаны на высоком уровне припомощи меновой торговли, символических денег, взаимных платежей и тысячи другихизобретений…».
Известное уравнение Кембриджской школы MV=PT,кроме цен Р, содержит еще два параметра, путем вариации которых экономика можетприспособиться к изменению количества денег в обращении М. Это скоростьобращения денег V и объем продаваемых товаров Т. Скорость обращения денегво многом зависит от состояния финансово-кредитной системы общества,возможности влияния на нее товаропроизводителей ограничены. А вот объемпредлагаемых на внутреннем рынке товаров довольно эластичен. Его вариация иявляется одним из путей восстановления баланса между количеством денег вобращении и выраженной в ценах товарной массой. Именно через дополнительныезатраты в производство и расширение на этой основе предложения товаров теорияколичества денег в обращении объясняет механизм снижения цен в ответ наувеличение денежной массы. При уменьшении количества денег вложения впроизводство сокращаются, и масштабы выпуска продукции падают, что обусловленодействием закона цен, требующего возмещения ценой издержек создания товаров.
Действительно, еще до того, как товар будетвынесен на рынок и получит рыночную цену, он уже имеет цену, которую стоило егопроизводство. Если она выше рыночной, товаропроизводитель не возместит издержекпроизводства. Невозмещение издержек производителям основной массы некотороговида товаров неизбежно приведет к уменьшению общего объема выпуска продукции.
Уменьшать количество имеющихся в стране денег сцелью заставить продавцов назначать цены ниже цен воспроизводства товаров – означаетпринуждать товаропроизводителей к суженному воспроизводству. Правда, придостаточном запасе накопленного капитала они могут, осуществив дополнительныезатраты, перейти на прогрессивные технологии и сократить издержки производства.У российских товаропроизводителей после либерализации цен в январе 1992 г.таких накоплений не было, и капиталовложения в производство резко упали.
Работа в режиме суженного воспроизводства неустраняет необходимость реализации товаров по ценам, не меньшим, чем цены ихвоспроизводства. Последние при технологическом регрессе не могут снижаться,поэтому разрешение проблемы нехватки денежной массы без снижения цен иувеличения скорости обращения денег может пойти по двум направлениям. Либо товаропроизводителисворачивают выпуск продукции, поскольку он при данных ценах убыточен, либонаходят не связанные со снижением цен и технологическим прогрессом способывозмещения затрат (экономия на оплате издержек, осуществление товарного обменаи продолжение производства без использования национальной валюты).
Опыт выживания российских предприятий послеянваря 1992 г. выявил следующие основные пути реализации второгонаправления:
1. Работа на внешний рынок. Этот путь позволяетпродавать продукцию по ценам, превышающим цены ее воспроизводства; организоватьвыпуск товаров на условиях толлинга, что дает экономию на издержкахпроизводства и обеспечивает гарантированный рынок сырья и сбыта изделий; спомощью иностранных партнеров обновить выпускаемую продукции и используемыетехнологии.
2. Сокращение масштабов производства приповышении цен. На этом пути предприятия экономят на переменных издержкахпроизводства и компенсируют уменьшение объемов выпуска ростом цен.Одновременное уменьшение размеров производства и вслед за ним предложениятоваров позволяют увеличивать цены при отсутствии и даже убыванииплатежеспособного спроса.
3. Неплатежи за полученную продукцию и вфинансово-кредитную систему. Неплатежи позволяют производить товары, не получаяза них сполна, но и не оплачивая потребляемую продукцию. Первые устойчивыенеплательщики в стране появились с началом так называемого «радикального этапареформ», в феврале-марте 1992 г. К концу первого полугодия в их числеоказалось 80% государственных предприятий, и за полгода объем взаимныхнеплатежей в РФ увеличился в 82 раза. Неплательщиком было и государство: егозадолженность по выплате только заработной платы, пенсий и пособий выросла с 1апреля по 1 июня 1992 г. более чем в 3,7 раза. По оценке департаментавалютного регулирования Центрального банка РФ, в 1995 г. неплатежами вРоссии покрывалось около четверти товарооборота. Столь масштабное и длительноеиспользование неплатежей позволяет рассматривать их не только как способвыживания экономических агентов в условиях острой нехватки платежных средств,но делает необходимым учет их величины при анализе денежной массы.
4. Осуществление товарного обмена сиспользованием платежных средств, отличных от национальной валюты. В качестветаких средств выступают некоторые товары и иностранная валюта.
Отмеченные способы снижения затрат относительноредко встречаются в экономике с отлаженным рыночным механизмом. Условия, вкоторых оказалась российская экономика в переходный период, породили массовоепроявление описанной выше реакции производителей на повышение цен. В итогепопытки ограничения роста денежной массы с целью борьбы с инфляцией оказалисьнеэффективными.
Сказанное не означает, что уменьшение денежноймассы в принципе не способно сдерживать и снижать скорость инфляции. Оно,несомненно, может быть инструментом воздействия на инфляцию, когда последняявызвана переполнением каналов обращения денежными знаками, когда есть стимулы ивозможность осуществления технологического прогресса и когда реакция спроса ипредложения товаров на изменение цен совпадает с принятой в традиционнойэкономической теории схемой. При этом не исключено существование и другихусловий, необходимых для практической реализации идей монетаризма в борьбе синфляцией.
Экспертные оценки показывают, что от выпускаЦентральным банком РФ денег в обращение до их поступления хозяйственнымсубъектам проходит максимум два – три месяца. Это дает основание весьмаосторожно относиться к предположению о существовании содержательной связи междуростом цен и расширением денежной массы с лагом во времени свыше трех месяцев.
Основная причина неработоспособности идеймонетаризма, причем не только в России, состоит не в том, что они, как обычноутверждают их сторонники, проводились непоследовательно, нерешительно инекачественно. Возможность реакции экономических субъектов на недостатокнациональных платежных средств, которая наблюдалась в России и других странах,пытавшихся преобразовать экономику по рецептам Международного валютного фонда иВсемирного банка, заложена в основную формулу количественной теории денег.
Чтобы ее увидеть, достаточно расписать, из чегоскладывается количество предлагаемых для продажи на внутреннем рынке занациональную валюту товаров Т:
Т = запас продукции, предназначенной дляиспользования в качестве товара, плюс объем предлагаемого для продажи импортаминус продукция, идущая на экспорт, товары, продаваемые на внутреннем рынке заиностранную валюту, и часть продукции, реализуемой на условиях безденежногообмена.
Все, что стоит со знаком минус, позволяеттоваропроизводителям осуществлять продуктообмен и воспроизводство, не прибегаяк услугам национальной валюты.
Классическая теория количества денег вобращении сосредоточилась на анализе влияния величины денежной массы на уровеньцен, оставив без должного внимания взаимосвязь денежной массы с размеромпредложения товаров. Эта теория строилась при несформулированном явнодопущении, что увеличение количества денег, влияя в основном на цены, не меняетобъемы предложения товаров, и что скорость обращения денег достаточностабильна. Но в реформируемых экономиках России, стран Африки, ЛатинскойАмерики, Восточной Европы эти допущения не выполнялись, и, естественно,декларированные результаты не были получены.
Следует также отметить, что увеличение денежноймассы и вслед за ней размера платежеспособного спроса не гарантирует быстроговосстановления разрушенного производства и последующего роста объемовпредложения товаров. За расширением платежеспособного спроса может последоватьне наращивание объемов выпуска продукции, а все то же повышение цен.
Чтобы свернуть с пути роста цен при сокращениипроизводства, требуется, с одной стороны, наличие системы, а не одного – двухрычагов сдерживания роста цен, необходимыми элементами которой, в частности,будут осуществляемая в рамках закона конкуренция, антимонопольноезаконодательство, общественный контроль за ценообразованием. А с другойстороны, ресурсы для капитальных вложений, стимулы и действенный механизм ихэффективного применения, а также возможность и необходимость технологическогопрогресса.
Уравнение MV=PT содержит четыре параметра, изадание любых трех из них однозначно определяет четвертый. Сэр Джеймс Стюарт,работа которого вышла за 10 лет до знаменитой книги Адама Смита, был, по оценкеК. Маркса, первым, кто поставил вопрос: определяется ли количествообращающихся денег товарными ценами, или товарные цены – количествомобращающихся денег? Сторонники теории количества денег в обращении полагают,что искомыми выступают цены, и обычно исследуют влияние увеличения денежноймассы на уровень цен. Влияние цен на массу денег при этом специально необсуждается.
Правительство России стало на практикеприменять выдвинутое теорией количества денег в обращении утверждение о том,что можно варьировать величину денежной массы и цены будут под нееподстраиваться. То, что и денежная масса должна подстраиваться под существующийуровень цен, учтено не было. Взаимообусловленность цен и денежной массырассматривалась как односторонняя связь, идущая от количества денег к ценам.
Стремясь остановить инфляцию путем ограниченияколичества денег, правительство задерживало платежи по государственным заказам,выделение бюджетных средств на заработную плату и оклады занятых вгосударственном секторе, выплату пенсий. Когда денежной массы стало не хвататьдля обслуживания товарооборота, общество перешло на не связанные со снижениемцен и технологическим прогрессом способы возмещения затрат – к экономии наоплате издержек, товарному обмену без использования национальной валюты.Частично на какое-то время это понизило обусловленный повышением цен ростспроса на деньги, но не остановило его. Повышение цен привело к увеличениюэмиссии денег и расширению находящейся в обращении денежной массы.
Количество денег в обращении всегда стремится кравновесию с суммой цен вынесенных на рынки товаров. Поэтому с ростом цендолжна, при прочих равных условиях, возрастать и наличная денежная масса. Приэтом скорость ее расширения замедляется при увеличении числа оборотов денег,развитии системы безналичных расчетов и сжатии объемов предложения товаров.
В результате нарушения нормальной работыфинансово-кредитной системы в России и локализации товарных рынков скоростьобращения денег не компенсировала потребность в увеличении их количества.Система безналичных расчетов оказалась неразвитой, кроме того, в условияхвысокой неопределенности и неустойчивости общественно-политических иэкономических процессов физические и юридические лица в России предпочли расчетза наличные. К тому же коммерческие банки и РКЦ чрезвычайно замедлилипрохождение платежей, а сделки за наличные деньги давали шанс уклониться отуплаты налогов, которые также стали душить товаропроизводителей. Сокращениеобъемов производства и предложения отечественных товаров компенсировалосьимпортом. Неплатежи уменьшали доходы бюджета, содействуя росту его дефицита;покрытие последнего в известной мере осуществлялось за счет источников,стимулировавших инфляцию.
В результате действия всех этих факторовпотребность в наличных деньгах не снижалась, а росла и приводила к расширениюденежной эмиссии. Повышение цен на потребительские товары и услуги, тарифов напассажирские перевозки, на тепло- и электроэнергию ведет к удорожанию стоимостижизни. Чтобы компенсировать стоимость жизни, работающие по найму добиваются увеличенияоплаты труда. С января 1992 г. среднемесячная денежная заработная плата внародном хозяйстве России стремится догнать сводный индекс цен напотребительские товары и услуги, однако со временем разрыв между темпами ихроста, рассчитанными нарастающим итогом, углубляется.
Дополнительная – обусловленная ростом стоимостижизни, а не увеличением объема, повышением качества и изменением структурывыпуска товаров, – оплата требует притока не обеспеченных соответствующейтоварной массой новых денег, т.е. их эмиссии.
Сравнительный анализ сводного индексапотребительских цен на товары и услуги и темпов роста наличных денег вобращении с января 1991 г. по март 1995 г. показывает, что за взлетомпотребительских цен неизбежно следует увеличение количества наличных денег вобращении, после которого каждый раз вновь повышаются цены.
Мощный импульс этому самовоспроизводящемусяпроцессу был дан «либерализацией» цен 2 января 1992 г. Анализ официальныхданных Госкомстата показывает, что за 39 месяцев (январь 1992 г. – март1995 г.) сводный индекс потребительских цен был выше индекса ростаналичных денег в обращении в течение 24 месяцев, а индекс оптовых ценпромышленности опережал рост денежного агрегата М2 на протяжении 26 месяцев.
Связь индекса цен производителей промышленнойпродукции с темпами роста денежной массы (денежный агрегат М2) аналогичнавзаимосвязи индексов потребительских цен и наличных денег в обращении. С январядо июня 1992 г. цены производителей росли быстрее денежной массы, с июляпо ноябрь расширение М2 обгоняло увеличение цен производителей, после чего ценывновь вышли вперед, потом опять скорость увеличения денежной массы была выше, итак далее. Словом, соотношение темпов роста рассматриваемых показателей ванализируемый период подобно движению маятника с затухающей амплитудойколебаний.
Объем промышленной продукции в России всопоставимых ценах уменьшается с 1990 г. Сокращение производства припрочих равных условиях неизбежно влечет за собой уменьшение величины получаемойприбыли и денежных доходов работников. Однако при отсутствии ограничений наповышение цен есть возможность за счет их роста сдерживать на протяжениикакого-то времени снижение денежных масс прибыли и заработков работающих. Приэтом в силу роста цен реальная покупательная способность этих денежных величинпадает, поэтому поддержание или даже рост денежной величины ранее достигнутогоуровня прибыли и заработков работающих оказывается сугубо номинальным и лишьсоздает иллюзию устойчивости.
Повышая цены при одновременном сокращении объемоввыпуска продукции, товаропроизводители экономят на растущих вместе с ценами иустареванием технологий переменных издержках производства, закладывают втоварные цены рост постоянных издержек, увеличение размеров оплаты труда ижелаемую прибыль. Более высокие цены сокращают платежеспособный спрос, что приотсутствии достаточного объема капитальных вложений и технологическогопрогресса стимулирует дальнейшее свертывание производства. Даже если рост ценне является первопричиной падения объемов выпуска, он его ускоряет. Снижениеуровня производства и вслед за ним предложения отечественных товаров навнутреннем рынке способствует, при прочих равных условиях, повышению цен. Врезультате цепочка «сокращение объемов производства – повышение цен –сокращение объемов производства – …» развертывается во времени. Что ипроисходило в промышленности Российской Федерации в 1992–1995 гг. Опытэкономических преобразований в странах Восточной Европы также показываетотсутствие положительного влияния увеличения цен на темпы экономического роста.
Действующие в рамках международной группы«Адженда» ученые из Австрии, Венгрии, Германии, Индии, Италии, Словакии,Словении, США, Чешской республики отмечают, что «освобождение цен в условияхнынешних огромных диспропорций товаров и денежной массы вряд ли способностимулировать рост производства продукции и ее распределение. Ввиду отсутствияустойчивых денег либерализация цен только увеличивает соблазн финансовыхспекуляций и никак не способствует созданию новых ценностей».
Основными факторами, сдерживающими повышениецен и действующими в сторону их снижения, выступают технологический прогресс иплатежеспособный спрос. Первый снижает средние издержки производства на единицупотребительной стоимости товара. Ограниченность же платежеспособного спросасдерживает расширение масштабов продаж без адекватного размерам расширения иросту денежной массы снижения товарных цен. Результатом действия этих двухфакторов является замедление темпов роста или даже снижение абсолютного уровняцен тех продуктов, выпуск которых растет.
Ни один из этих факторов в рассматриваемыйпериод в России не действовал: происходил технологический регресс, аограниченность платежеспособного спроса преодолевалась ростом неплатежей изадолженности (как внутренней, так и внешней).
Экономико-математические исследованиявзаимосвязи динамики цен и изменения физического объема валовых выпусковпозволяют сформулировать следующие свойства рассматриваемой взаимосвязи.
1. Если цены на товары и удельные нормативызатрат на их производство не уменьшаются, сократить объем выпуска некотороготовара без уменьшения величины прибыли от его реализации можно, лишь увеличивего цену. При этом темп роста цены взаимосвязан с размером сокращения выпуска,зависит от величины; удельных материальных затрат на производство продукции,увеличения уровня оплаты труда и динамики цен других; товаров.
2. Если нормативы удельных затрат и / иливеличина денежной заработной платы повышаются, не уменьшающее размер прибылификсированное сокращение масштаба выпуска продукции достижимо лишь при болеебыстром, чем при неизменных нормативах и заработной плате, росте цены товара.
3. При неравномерном росте товарных цен можетоказаться, что требуемое для поддержания прежнего объема прибыли увеличениецены некоторого товара приведет к убыточности производства других товаров. Этоозначает, что повышение цен и получение прибыли одной частьютоваропроизводителей будет происходить одновременно с разорением другой ихчасти.
Этот процесс мы и наблюдали в промышленностиРФ: цены растут, объемы производства падают. При росте получаемойпромышленностью прибыли, исчисленной в текущих ценах, абсолютно и относительноувеличивается число убыточных предприятий, происходит дифференциацияпроизводителей продукции.
Балансовая прибыль в промышленности выросла,доля убыточных в общем числе промышленных предприятий повысилась с 7 до 22,5%.В 1991–1995 гг. происходила дифференциация производителей промышленнойпродукции. Аналогичные процессы наблюдались и в других сферах производства.
Для реализации объема продукции, превышающегорасчетный, да еще по более высоким, по сравнению с расчетными, ценам необходимбольший платежеспособный спрос. При неизменной скорости обращения денегувеличение необходимой денежной массы может быть оценено величиной произведенияскорости роста физического объема продукции и цен. Расхождение междунеобходимой для обслуживания товарных сделок и фактической денежной массойпокрывается изменением скорости обращения денег и величиной задолженностипредприятий и организаций.
Из сказанного следует важный для выработкиполитики экономического регулирования вывод. Поскольку в наших условияхповышение цен сопровождается не ростом, а падением объемов производства, неследует рассматривать дальнейшее увеличение цен в качестве средствастимулирования производства. При существующем ценообразовании они для этоголибо принципиально не годятся, либо смогут работать лишь при определенныхусловиях, которые еще предстоит создать.
В любом случае на современном этапе основноезначение имеют неценовые методы воздействия на структуру и динамикупроизводства. И, видимо, не случайно промышленно развитые страны в последниегоды менее активно применяют ценовое регулирование.
2.1 Характер инфляции в РФ
Экономические и социальные последствия инфляциисложны и разнообразны. В нашей стране инфляционный процесс превратился внастоящее время в основное препятствие на пути поступательного развитияэкономики. По сути дела, инфляция стала в наших условиях формой выраженияцелого ряда явлений. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли,являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мереуглубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства,обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство,наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкомубизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляциязатрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому женеравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики иобостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке.
Такая инфляция активизирует бегство от денег ктоварам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод,подрывает стимул к накоплению национальных денег, нарушает функционированиеденежно-кредитной системы.
Кроме того, в условиях инфляции обесцениваютсясбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты.
Интернационализация производства облегчаетпереброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные икредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному труду,обрекает производство на низкую эффективность и технологическую отсталость.
Инфляция имеет и социальные последствия: онаведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогомдля населения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а такжереальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. ВРоссии последствия инфляции для социальной сферы были наиболее серьезными.Население СССР в основном не испытывало влияния инфляции на своем кошельке.Оказавшись в рыночных условиях и не имея при этом фактического опыта действий вусловиях инфляции, россияне в большинстве своем потеряли значительную частьличных сбережений. За счет инфляционных процессов в России произошло обогащениенебольшого слоя населения, владевшего более оперативной информацией и знаниямиобъективных экономических законов.
Негативное влияние инфляции на все сторонысоциально-экономического развития страны, на функционирование всех ееэкономических и управленческих структур, на уровень жизни народа диктуютнеобходимость разработки и реализации антиинфляционной программы, котораявключала бы меры по ограничению и преодолению инфляции, а также механизм защитыот инфляции различных звеньев экономики и защиты населения, в первую очередь,малообеспеченного.
Программа борьбы с инфляцией должна включатьзащитный механизм, который обеспечивал бы нормальное функционирование различныхзвеньев экономики в условиях инфляции и ограждал интересы населения. В этоммеханизме должны быть учтены и согласованы интересы всех звеньев и структурэкономики в увязке с интересами населения. Например, система индексациииздержек, цен и оценок основных и оборотных фондов предприятий и фирм должнабыть увязана с индексацией заработной платы работающих. Такой механизм долженсодержать определенные гарантии компенсации ущерба, возникающего в связи синфляцией.
Однако мировая практика показывает, что размерыиндексации потерь от инфляции должны быть меньше темпов обесценения денег.Только в этом случае инфляционный процесс не будет носить кумулятивныйхарактер, и темпы обесценения денег удастся постепенно снизить до приемлемогоуровня.
Можно выделить три этапа в проводимой БанкомРоссии антиинфляционной политике в зависимости от используемых инструментов иметодов её осуществления: 1992–1995 гг.; 1995 – сентябрь 1998 гг.; с 1998 гг.Для каждого из этих этапов характерны свои особенности в подходе к способамуправления инфляционными процессами.
Первый этап можно представить как попыткувнедрения в деятельность Центрального банка инструментов и методов управленияденежным предложением и инфляционными процессами. Вряд ли в рассматриваемыйпериод можно говорить о систематичном, целенаправленном и эффективномантиинфляционном регулировании. Начиная с 1990-х годов, Банк России с однойстороны, осуществлял финансирование дефицита бюджета через эмиссию, кредитыправительству, покупку государственных ценных бумаг при их первичномразмещении, предоставлял централизованные кредиты экономике для стимулированияеё развития, с другой, проводил жесткую ограничительную денежно-кредитнуюполитику. Непоследовательная политика Центрального банка в сфере денежногообращения и кредита усугубляла и без того кризисное состояние экономики.
В 1995 г. с принятием новой редакциифедерального закона «О Центральном банке (Банке России)» начинается новый этапденежно-кредитного регулирования Банка России. Именно в 1995 г. происходятсерьезные изменения в приоритетах, ориентирах и инструментах денежно-кредитнойполитики. Одновременно происходят изменения в механизме и инструментахосуществления антиинфляционной политики. Официально были определены цели изадачи деятельности Центрального банка РФ, приоритетные инструментыденежно-кредитного регулирования: переучет векселей, операции на открытомрынке, операции междилерского РЕПО, рефинансирование. Важным шагом впреодолении инфляционных процессов стало положение, согласно которомуЦентральному банку запрещалось предоставлять прямые кредиты правительству иприобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Такимобразом, был перекрыт один из основных источников инфляционного давления наэкономику.
В качестве основного направленияденежно-кредитной политики в этот период Банк России выделил ограничение спросадля недопущения возможности раскручивания инфляционной спирали за счет инфляцииспроса. При этом предусматривалось, что правительство предпримет меры порегулированию цен на продукцию естественных монополий для недопущения развитияинфляции по спирали «издержки – цены». Основными задачами, вставшими передЦентральным банком в этот период, были обеспечение экономики деньгами вколичестве, соответствующем достижению официально установленных целей поинфляции и производству реального ВВП, а также стимулирования инвестиционнойактивности в экономике.
Кризис 1998 г. положил начало нового этапав развитии денежно-кредитного регулирования. Соответственно, изменились иподходы к антиинфляционному регулированию. Прежде всего, претерпела изменениясистема предложения денег Центральным банком. Основным каналом предложенияденег в 1999 г. становится эмиссионное финансирование бюджета, а с 2000 г.– покупка иностранной валюты у экспортеров. Следует признать, что уЦентрального банка по-прежнему отсутствует система управления денежнымпредложением. Используемая Банком России система управления денежной массой,опирающаяся на валютные интервенции и депозитные операции, не позволяет взятьпод полный контроль динамику денежно-кредитных показателей. Последняяопределяется на сегодняшний день не столько политикой Банка России, сколькосостоянием платежного баланса и бюджетных расходов, а набор инструментовденежно-кредитного регулирования, которые используются Банком России,недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора. Дляуправления инфляционными процессами Центральный банк, по сути, используетсегодня два монетарных режима: монетарное и инфляционное таргетирование.
Инфляционное таргетирование позволяет добитьсястабильности цен и является важнейшим фактором экономического роста. Сутьинфляционного таргетирования заключается в определении Центральным банкомпрогнозного уровня инфляции, который сравнивается с её целевыми планируемымизначениями. Разница между прогнозным и целевым значениями инфляции отражаетвеличину корректировки денежно-кредитной политики.
2.2 Последствия инфляции в России
При инфляционном таргетировании необходимовыполнение двух главных условий: первое условие – Центральный банк должен бытьдостаточно независимым, вследствие отказа от фискального доминирования; второеусловие – отказ от таргетирования других экономических показателей. Кроме того,необходимо разработать методологию прогноза инфляции, подобрать инструментарийи определить степень его эффективности. Сегодня главными задачами финансовыхорганов России является сбор налогов и выплаты по внешнему долгу. Кроме того,наблюдается конфликт лоббирования целей – увеличение доходов населения,снижение инфляции, стабилизация курса рубля, увеличение ВВП, развитиебанковской системы. Трудности при использовании валютного таргетированиязаключаются в выборе ориентира инфляции в среднесрочной перспективе, что всовременных российских условиях является довольно тяжелой задачей, ввидуналичия некоторой неустойчивости отечественной экономики.
Необходимо также отметить, что одним изпрепятствий является административное и государственное регулирование цен –Центральный банк должен оперативно корректировать инфляционный прогноз с учётомизменения цен, величину которых частично определяет государство. Использованиемеханизма таргетиования в рамках долгосрочной перспективы будет наиболееэффективным лишь в условиях стабильной рыночной экономики, уровня инфляциименее десяти процентов, отсутствия внешних долгов, эффективной системыналогообложения, развитой банковской системы, эффективного и устойчивогопроизводства.
Для стабилизации денежной системы иосуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:
• оздоровление экономики в целом, преодолениеспада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов ростапроизводства;
• разработка и осуществление государственной экономическойстратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологическогои наукоемкого производства;
• усиление стимулов производственногонакопления у предпринимателей и населения;
• изменение структуры производственных фондов вцелях расширения производства товаров народного потребления;
• стимулирование кредитной инвестиционнойдеятельности банков;
• совершенствование налоговой системы, обращая особоевнимание на регулирующую роль налогов;
• формирование и развитие единого общероссийскогорынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.;
• восстановление государственных структур управленияи контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовыхресурсов при сохранении свободных рыночных цен;
• создание условий для превращения зарубежныхдолларовых запасов в товары производственного назначения для национальнойэкономики;
• изменение денежно-кредитной политики, а такжеплатежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях теснойувязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;
• стимулирование экспортной продукции, в томчисле вооружения, и проведение разумной протекционной политики.
Осуществление этих мероприятий в комплексепотребует определенного времени, но они неизбежно приведут к укреплениюнациональной денежной единицы и стабилизации денежной системы России в целом.Уже сегодня наметились некоторые позитивные моменты в экономике, а темпыинфляции приобрели, хотя и слабую, тенденцию к затуханию.
Одним из направлений регулирования инфляцииявляются ее внешние факторы, значение которых возросло в условиях либерализациивнешнеэкономической деятельности России. Курсовая политика Банка России,сглаживание резких колебаний курса рубля по отношению к доллару и евро,ползучая девальвация в целях поощрения экспорта, т.е. политика «слабого» рубляснижает эффективность регулирования инфляции, направленного на укрепление рубляна внутреннем рынке. Это связано с зависимостью внутренних цен от валютногокурса рубля в условиях значительной доли (до 50%) импортных товаров нароссийском потребительском рынке. Причем даже при временном повышении курсарубля к доллару цены не снижаются.
В условиях российской экономики основнымфактором наблюдаемой инфляции выступает покупка Банком России выручки виностранной валюте, поступающей от экспортных операций. Это приводит кпоявлению избыточной денежной массы в экономике. Инфляционного эффекта валютныхинтервенций можно было бы избежать, используя такой инструментденежно-кредитного регулирования как операции на открытом рынке, а именно путемоперативной продажи Банком России государственных ценных бумаг коммерческимбанкам. В результате, поступающая в результате валютных интервенцийдополнительная денежная масса оперативно изымается и, соответственно,инфляционного эффекта не возникает. Влияние валютных интервенций на уровеньинфляции в России объясняется между тем не столько невозможностью стерилизоватьденежную массу, сколько неумением её правильно трансформировать в формеинтервенций в реальный сектор экономики. Следовательно, проблема заключается нев избытке денежной массы, а в неумении правильно «канализировать»дополнительный её выпуск, в результате чего денежные средства аккумулируется накорреспондентских счетах в коммерческих банках.
В связи с вышеизложенным, основная задача,стоящая в настоящее время перед Банком России, заключается в определенииспособов трансформации денежной массы в реальный сектор экономики.
/>/>/>/>/>
3. Антиинфляционнаяполитика России
Негативные социальные иэкономические последствия инфляции вынуждают правительства разных странпроводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политиканасчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер,налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию ираспределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики являетсянезависимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужнопроводить последовательно и взвешенно.
Важно отметить, что основнымспособом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающимипричинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:
– сокращениеинфляционного потенциала
– предсказуемостьдинамики инфляции.
– снижение темповинфляции
– стабилизация цен
Стратегическая цельантиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в соответствиес темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, аобъем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупногоспроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществлятьсякомплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентовинфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционнойполитики, можно выделить в ней два общих подхода.
В рамках первогопредусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственнымирасходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государствоограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос,снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестицийи производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратнымпервоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточномспросе осуществляются программы государственных капиталовложений и другихрасходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаютсяналоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительскиетовары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами можетусиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществлятьсяпутем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут насферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевымкредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будетосуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержкив основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.
3.1 Кредитно-денежнаяполитика государства. Инструменты борьбы с инфляцией
Второй подход рекомендуетсясторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитноерегулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Еслимероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то припроведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежныйрынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуручерез изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). Вэкономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно,при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политикисказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны вразных странах и в разных условиях. Традиционными инструментамиденежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы,являются:
– Операции на открытомрынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая– сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетнойставки процента (в РФ – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка,по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства уцентрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объемзаимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы встране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлениюкредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банкибудут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. Приснижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.
– Норма обязательногорезервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которуюкоммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральномбанке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческиебанки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижениенормы резервов действует в обратном направлении.
– Валютная политика(валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса (фиксированные илификсированные с возможностью корректировок (скользящая привязка))предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря.Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности вденежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможностидля внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится взависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов свозможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинствостран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешнихспекулятивных атак.
– Таргетирование инфляции– установление целевых показателей. Получило в последние 5–6 лет большоераспространение как метод регулирования национального финансового рынка: внастоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственноеследование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровомупоказателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетированиеспособствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так какпоказывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулированияфинансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может бытьэффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.
Денежную эмиссию Центральныйбанк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономикеактивов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные каналаэмиссии денег:
– Валютный канал эмиссии.Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государствадействует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен вусловиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спросана деньги.
– Фондовый канал эмиссии.Этот канал активно используется в некоторых странах, например в Японии иГермании. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целяхаккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом онипревращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги.
– Кредитный каналэмиссии. ЦБ РФ непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляетих ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценкуфинансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.
Монетарные методы воздействияна инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированнойэкономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочкепроизводственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаяхвозникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширениеспроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложениявызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетногодефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев»экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономикув целом в основном путем сжатия денежного предложения.
3.2 Политика цен и доходов
Иногда в качестве альтернативычисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политикуцен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены иноминальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (постране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда.Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делаетнесбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и такимобразом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способностьмонополий повышать цены, а профсоюзов – зарплату. Одновременно нужно сохранятьжесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетногодефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции дорегулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такаяполитика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцируетих рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время ихаппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффектотложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляциипосле отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженныхцен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому«политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении нанеограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытойинфляции в подавленную. Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией вряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не далаположительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной. ВБоливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут чисто монетарными методами,без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов. Поэтомуцелесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополненияк традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае привысоком уровне инфляции.
3.3 «Шоковая терапия» иградуирование денежной массы
Когда в стране инфляциядостигает таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительстваимеется только в отношении того как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковаятерапия») или постепенно (градуировано). Эта дилемма решается по-разному взависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинством шоковойтерапии считают то, что при ее последовательном проведении у экономическихсубъектов возникает доверие относительно намерений правительства и ихинфляционные ожидания снижаются, следовательно инфляция пойдет на убыль.Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства изанятости. Среди республик бывшего СССР удачными примерами шоковой терапииможно считать антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 г. вЭстонии, Латвии. Введя собственную валюту, эти страны защитили себя от влиянияинфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществленалиберализация цен, ликвидировано большинство субсидий и дотаций, бюджетныйдефицит был сведен к минимуму (1–1,5%).
Одним из вариантов шоковойтерапии является проведение предваряющей либерализацию цен (или совмещение сней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткоймонетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старыхденег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровнядоходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередконакладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различныхэкономических субъектов.
Реформы конфискационного типамогут оказаться полезными при переходе от подавленной к открытой инфляции. Вэтом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массуновых денег по сложившемуся уровню реальных доходов. Такого рода денежнаяреформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте при условииодновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ееужесточения.
При проведении политикипостепенного снижения темпов роста денежной массы – градуирования – инфляционныеожидания порождают инфляционную инерцию – прошлая инфляция рождает будущую.Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексацияденежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя наделе провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следоватьэтим путем приводили лишь к увеличению инфляции. В середине 80-х годов вбольшинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции илиигнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращению Политикаградуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня ценне превышает 20–30% в годовом исчислении.
Месячные темпы приростапотребительских цен при переходе от централизованно управляемой к рыночнойэкономике в условиях шоковой терапии и градуирования.
Необходимой составляющейантиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции,является снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спадупроизводства и сокращению занятости. Выбор между шоковой терапией иградуирования осуществляется в зависимости от конкретнойсоциально-экономической ситуации в стране. В условиях высокой инфляции передправительством стоят две главные задачи: не допустить глубокого спадапроизводства и защи-тить население от обнищания.
Заключение
Инфляция – один из самых болезненных и опасныхпроцессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическуюсистему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способностиденег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нетусилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенныхпропорций.
Отрицательные социально-экономическиепоследствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежныереформы – преобразования в сфере денежного обращения для упорядочения иукрепления денежной системы. Они осуществляются различными методами взависимости от цели, экономической и политической ситуации в стране, темпаинфляции, степени обесценения денег под влиянием инфляционных и иных факторов,соотношения сил между ведущими экономическими субъектами рыночной экономики,политики государства и ее теоретической основы, компетенции денежных властей.
Как свидетельствует мировой опыт, дляуправления инфляционным процессом необходимо разумное сочетание комплексарыночных и государственных методов.
Для эффективного регулирования инфляциинеобходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализациястратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередноймерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал.Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всехуровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основнуючасть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструментрегулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, еслиона ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путемуменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечениеуклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектомуправления инфляцией является регулирование государственного внутреннего ивнешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создаваябюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную частьрасходов федерального бюджета. Специфическое для России направлениерегулирования инфляции – преодоление неплатежей. Хотя их общая сумма снизилась,но задолженность по заработной плате сохраняется. Регулирование денежныхфакторов инфляции – эмиссии денег и скорости их обращения – непосредственновлияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы. Однакоограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к снижениюкоэффициента монетизации в России (12% в середине 1990 х годов), выпускуденежных суррогатов, увеличению бартерных сделок. Одним из направленийрегулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковскойсистемы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственногосектора экономики.
Для эффективного регулирования инфляциитребуются согласованные действия Банка России и правительства, с учетом всехфакторов, воздействующих на процесс обесценения денег. Появление позитивныхрезультатов возможно в связи с переходом с 2003 г. Министерства РФ поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства на американскую модельантимонопольного регулирования. Она ориентирована не на качественные и цифровыепоказатели, а на оценку последствий на рынках с точки зрения положенияпотребителей. А главное, нужна прозрачная статистика инфляции, включающая нетолько индекс потребительских цен, который требует уточнения с учетом критериевкачества жизни активного населения, но и другие показатели.
Таким образом, инфляция в России должна статьрегулируемым процессом. Это один из факторов социально-экономическойстабилизации страны.
Список литературы
1. Амосов А.Н. Особенностиинфляции. М.: 2006
2. Булатов А.С. Экономика. М.: 2004
3. Волков В.Н. Финансовый кризис вРоссии. Кемерово: 2005
4. Жуков Е.Ф. Общая теория денег икредита. М.: 2003
5. Красавина Л.Н. Инфляция вусловиях современного капитализма. М.: 1980
6. Красавина Л.Н. Регулированиеинфляции. М.: 2005
7. Лившиц А.Я. Введение в рыночнуюэкономику. М.: 2008
8. Лушин С.М. Проблема инфляции.М.: 2003
9. Макконел К., Брю С. Экономикс. М.: 2004
10. Сажина М.А. Чибрикова Г.Г. Основыэкономической теории. М.: 2007
11. Самуальсон П. Экономика. М.: 2000
12. Сергиенко О.Д. Денежная масса и инфляция. М.: 2004
13. Слепов В.А. Финансы и цены. М.: 2003
14. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. М.: 2002
15. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: 2005
16. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: 1999
17. Шагинян Г.А. Общая экономическая теория.Ростов-на-Дону: 2001
18. Эклунд К. Эффективная экономика. М.: 2004
19. Курс экономической теории. Под ред. Киселевой Е.А. Киров:1999
20. Финансы. Денежное обращение. Под ред. Л.А. Дробозиной.М.: 2003