СодержаниеИнформационная база экономическогоанализаПрактическое заданиеЛИТЕРАТУРА
Информационнаябаза экономического анализа
Всовременных условиях проведение экономического анализа обеспечивает поисквнутрихозяйственных резервов, создает условия в виде подготовки информационнойбазы и комплекса обоснованных вариантов для текущего и перспективногопланирования, для решения различных проблем хозяйственной деятельности любогопредприятия.
Происшедшиеза последние годы крупные изменения в экономике страны поставили перед системойуправления каждого предприятия, а значит и перед экономическим анализом,совершенно новые задачи. Среди этих задач прежде всего следует выделить такие,как уменьшение налогового давления, решение вопросов ценообразования, широкое применениев финансовой сфере различных видов ценных бумаг и другие.
Введениев стране множества различных видов налогов, которыми облагается в настоящеевремя деятельность всех предприятий, вместо применяемого ранее по существуодного налога с оборота, вызвало необходимость соизмерять каждый свой шаг врешении хозяйственных вопросов с возможностью минимизировать общую суммуналоговых платежей. Использование колеблющихся рыночных цен на продукцию такжезначительно усиливает значение экономического анализа.
Ценытеперь могут колебаться как по отдельным периодам времени, так и по различнымрегионам и покупателям. В задачи экономического анализа входит не тольковыявление резервов снижения себестоимости, но также и определение оптимальныхобъемов производства и соотношений между различными видами продукции.
Причемэтот вопрос тесно взаимосвязан с указанными выше проблемами налогообложения,что выражается, например, в требовании налогового законодательства для целейналогообложения реализовывать продукцию или товары по ценам, равным или вышесебестоимости. При этом возникают дополнительные вопросы, как передбухгалтерским учетом, так и перед экономическим анализом.
Срединих следует выделить, прежде всего, такие, как определение и выбор вариантовраспределения косвенных расходов, методов оценки и начисления износа различныхвидов активов, наблюдение за средними рыночными ценами на аналогичнуюпродукцию, поиск способов влияния на средние рыночные цены и другие.Разнообразие форм собственности и организационно-правовых форм, которыеприобрели предприятия, также обуславливает изменение роли экономическогоанализа в управлении.
Конкретизируяпроисшедшие нововведения, оказывающие непосредственное влияние на усиление ролиэкономического анализа в управлении предприятием, необходимо выделитьследующие: потребность в создании для собственников (акционеров, учредителей)объективной, соответствующим образом подготовленной информации, разносторонне икак можно полнее отражающей настоящее состояние дел на предприятии; формированиеи активное воздействие рынка ценных бумаг на деятельность предприятия;появление законодательных основ и реальных условий для признаниянесостоятельности (банкротства) предприятия. Возникновение в результатепроведенной приватизации большого количества собственников на средствапроизводства, в отличие от ранее существовавшего фактически лишь одного в лицегосударства, выступающих в качестве учредителей, акционеров или других типоввладельцев, требует качественно иного подхода не только к формам подачи результативнойинформации, но и к организации и методике аналитической работы на предприятии.
Преждевсего, это выразилось в делении учета и анализа на финансовый и управленческий,внешний и внутренний. Вместе с тем учет все больше приобретает аналитическиефункции, то есть происходит все более тесное его слияние с экономическиманализом. Экономический анализ предназначен, в первую очередь, для общегоруководства предприятием, поскольку исследует основные результатыпредпринимательской деятельности, отражает наиболее характерные особенности идействие специфических факторов.
Информационнойбазой экономического анализа является, как правило, публикуемая в соответствиис законом отчетность, что обеспечивает высокую достоверность его выводам,которые, однако, охватывают лишь наиболее важные стороны предпринимательскойдеятельности. Основное предназначение управленческого анализа — это управлениеконкретными операциями и процессами. Управленческий анализ можно с полнойуверенностью назвать базой для принятия научно обоснованных, рациональныхуправленческих решений.
Приэтом следует отметить, что управленческий анализ, пользуясь сведениями,создаваемыми при помощи других функций управления (бухгалтерским учетом,контролем, планированием, регулированием), формирует собственную своеобразнуюинформационную базу, которая не представляет собой простое слияние данных,образованных при содействии других функций.
Информация,формируемая управленческим анализом, создается на основе системногокомплексного изучения большого объема разнообразных сведений о различныхсторонах деятельности предприятия. Одним из важнейших отличий аналитическойинформации от других ее видов является то, что она имеет часто намного большуюценность, так как представляет данные в обобщенном, подготовленном длявосприятия виде. При этом они должны включать и информацию для выбора вариантоврешения той или иной задачи.
Поэтомуаналитическая работа довольно часто фактически сливается с работой поподготовке управленческого решения и руководителю предлагается лишь выбратьодин или несколько взаимосвязанных вариантов. Как известно, главная задачасистемы управления предприятием — это сохранение или улучшение заранее заданныхпараметров действия управляемого объекта.
Вкачестве объекта может выступать не только предприятие в целом, но и егоотдельные подразделения, которые в конечном счете и определяют эти параметрыили их изменения. Поэтому управление предприятием основывается, прежде всего,на управлении отдельными подразделениями и его эффективность во многом зависитот существующей организационной структуры производства и управления.
Этонепосредственно влияет на количество ступеней как подготовки, так и передачи нетолько исходной информации, но и конкретных управленческих решений. Большоеколичество иерархических ступеней затрудняет также и контроль за выполнениемпринятого решения. В связи с этим в задачи анализа может войти исследованиеорганизационной структуры исходя из ее влияния на эффективность управленческихрешений.
Вместес тем, управление отдельными подразделениями не может осуществлятьсяизолированно, без учета взаимосвязи и, соответственно, взаимозависимости междуними. Такой подход требует рассмотрения каждого предприятия как целостнойсистемы, состоящей из взаимосвязанных частей, деятельность которых направленана достижение единой цели.
Интеграцияпроизводственных подразделений приводит к необходимости анализа свойств нетолько обособленных составных частей, но и изучения влияния их взаимных связейна общие результаты функционирования всего предприятия. При этом следуетучитывать часто возникающий при рациональном взаимодействии отдельныхсоставляющих системы синергический эффект, выражающийся в том, чтоэффективность работы всего предприятия становится выше, чем простая сумма результатовработы всех подразделений.
Именнопоэтому нельзя рассматривать деятельность каждого подразделения изолировано.Для этого применяется так называемый системный подход к изучению деятельностикаждого подразделения, то есть такой, при котором эта деятельностьрассматривается в комплексе с результатами работы других подразделений и всегопредприятия.
Основнойиз предварительно решаемых задач управления в данном случае становитсяопределение и четкое формулирование общих целей деятельности и развития предприятиякак единой системы, состоящей из многих подсистем. На основе намеченных целейпроизводится интеграция подсистем, в роли которых выступают подразделенияпредприятия.
Интеграцияподсистем может проявляться как в форме и методах управления исходя из функциональныхособенностей подразделений, так и в наличии определенных производственных,иерархических, экономических и прочих взаимосвязей. Одной из задачэкономического анализа является установление тесноты, характера,направленности, периодичности этих взаимосвязей и их влияния напредпринимательскую деятельность предприятия.
Следуетотметить, что деятельность подразделений выражается в осуществленииопределенных хозяйственных операций, совокупность которых создает разнообразныеситуации, подлежащие регулированию со стороны управляющей системы, чтопредполагает проведение аналитических исследований. Это, в свою очередь,означает, что подсистемы должны быть не только взаимосвязаны, но и бытьуправляемы со стороны именно данной системы, в которую они входят.
Существующаяна предприятии система управления предназначена для выполнения поставленныхперед ней объективными условиями задач, решение которых должно обеспечитьвысокоэффективную работу каждого подразделения и всего предприятия в целом. Этопредполагает наличие постоянно повторяющегося процесса выработки рациональныхуправленческих решений.
Ихразработка имеет достаточно сложную технологию, в основе которой непременнодолжно лежать аналитическое исследование возникающих ситуаций, что далеко невсегда осуществляется на практике. Тем не менее, современные потребностиуправления все чаще вызывают логическую необходимость в предварительном анализекак самих хозяйственных ситуаций, так и принимаемых по ним управленческихрешений.
Принятиеуправленческих решений является по существу начальным этапом соответствующихдействий, поэтому их качество непосредственно влияет на настоящий и будущий ходхозяйственной деятельности. До сих пор аналитические исследования проводятсязачастую лишь при разработке управленческих решений стратегического характера,то есть на перспективу при планировании будущего развития предприятия.
Иэто действительно весьма важное звено в системе управления, в котором безаналитических проработок не обойтись. Для этого при помощи анализа изучаютсясуществующие тенденции развития предприятия, создаются оптимальныеэкономико-математические модели, разрабатываются наиболее эффективные вариантыдеятельности предприятия в будущем, решается целый ряд других проблем. Однакоэтим роль аналитического обеспечения в процессе принятия рациональныхуправленческих решений не ограничивается.
Неменее важным является использование результатов анализа для решения текущиххозяйственных вопросов. Решение текущих хозяйственных вопросов — сложныйуправленческий процесс, требующий предварительной подготовки соответствующейинформационной базы, научного обоснования, разработки и выбора подходящихвариантов и т.п. Основу такой информационной базы составляют интегрированныесистемы технико-экономического анализа и управленческого учета.
Практическоезадание
Задача 34
Определить влияние факторов наизменение коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными средствами(КОСС), рассчитываемого по формуле
КОСС = (СК – ВА) / ОА ,
где СК — собственный капитал; ВА — внеоборотные активы; ОА — оборотные активы;
(СК – ВА) — собственный оборотныйкапитал.
Таблица 34.1 (тыс. руб.)Показатели ООО «Полынь» ООО «Комплимент» Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год Собственный капитал 824,6 847,4 1064,95 1041,2 Внеоборотные активы 783,75 779,0 679,25 745,75 Оборотные активы 1573,2 1509,55 1100,0 1120,0
В расчетах использовать метод цепнойподстановки. Провести сравнительный анализ по предприятиям и сделать выводы.
Решение:
Найдем коэффициент обеспеченностиоборотных активов собственными средствами для ООО «Полынь» в прошлом году:
КОСС 0 = (СК0 – ВА0) / ОА0 = (824,6 –783,75) / 1573,2 = 0,026
Найдем КОСС при собственном капиталеотчетного года:
КОСС 1 = (СК1 – ВА0) / ОА0 = (847,4 –783,75) / 1573,2 = 0,0404
Тогда влияние изменения собственногокапитала :
ΔКОСС (ΔСК) = КОСС 1 – КОСС0 = 0,0404 – 0,026 = 0,0144
Найдем КОСС при внеоборотных активахотчетного года:
КОСС 2 = (СК1 – ВА1) / ОА0 = (847,4 –779,0) / 1573,2 = 0,0435
Тогда влияние изменения внеоборотныхактивов :
ΔКОСС (ΔВА) = КОСС 2 – КОСС1 = 0,0435 – 0,0404 = 0,0031
Найдем КОСС отчетного года:
КОСС 3 = (СК1 – ВА1) / ОА1 = (847,4 –779,0) / 1509,55 = 0,0453
Тогда влияние изменения оборотныхактивов :
ΔКОСС (ΔОА) = КОСС 3 – КОСС2 = 0,0453 – 0,0435 = 0,0018
Итак, к росту обеспеченностиоборотных активов собственными средствами приводит рост собственного капитала,снижение внеоборотных активов и снижение объема оборотных активов.
Найдем коэффициент обеспеченностиоборотных активов собственными средствами для ООО «Комплимент» в прошлом году:
КОСС 0 = (СК0 – ВА0) / ОА0 = (1064,95– 679,25) / 1100,0 = 0,3506
Найдем КОСС при собственном капиталеотчетного года:
КОСС 1 = (СК1 – ВА0) / ОА0 = (1041,2– 679,25) / 1100,0 = 0,329
Тогда влияние изменения собственногокапитала :
ΔКОСС (ΔСК) = КОСС 1 – КОСС0 = 0,329 – 0,3506 = – 0,0216
Найдем КОСС при внеоборотных активахотчетного года:
КОСС 2 = (СК1 – ВА1) / ОА0 = (1041,2– 745,75) / 1100,0 = 0,2686
Тогда влияние изменения внеоборотныхактивов :
ΔКОСС (ΔВА) = КОСС 2 – КОСС1 = 0,2686 – 0,329 = – 0,0604
Найдем КОСС отчетного года:
КОСС 3 = (СК1 – ВА1) / ОА1 = (1041,2– 745,75) / 1120,0 = 0,2638
Тогда влияние изменения оборотныхактивов :
ΔКОСС (ΔОА) = КОСС 3 – КОСС2 = 0,2638 – 0,2686 = – 0,0048
Снижение обеспеченности оборотныхактивов собственными средствами в ООО «Комплимент» приводит снижение объемасобственного капитала, рост внеоборотных активов и рост объема оборотныхактивов.
При сравнении двух предприятийследует отметить, что в прошлом году обеспеченность ООО «Полынь» собственнымкапиталом была существенно меньше, чем в ООО «Комплимент». Поэтому несмотря нато, что в отчетном году обеспеченность оборотных активов собственным капиталомв ООО «Полынь» полынь возросла, а в ООО «Комплимент» снизилась, все равно вотчетном году обеспеченность собственным капиталом у ООО «Комплимент» выше.
Задача 42
Приведены данные, характеризующиестоимость обеденной продукции и количество выпущенных блюд за месяц по двумпредприятиям питания.
Таблица 42.1Показатели Предприятие № 1 Предприятие № 2 план факт план факт Стоимость обеденной продукции, руб. 43610 49670 55080 71910 Количество блюд, шт. 4690 4870 2700 2820
На основании приведенных данныхопределить:
— среднюю цену одного блюда покаждому предприятию питания;
— влияние изменения количествавыпущенных блюд и средней цены одного блюда на стоимость обеденной продукции,используя индексный метод.
Провестисравнительный анализ предприятий и сделать выводы.
Решение:
Средняяцена одного блюда равна отношению стоимости обеденной продукции к числу блюд:
/> = СОП / Q
где/> – средняяцена; СОП – стоимость обеденной продукции; Q – число блюд.
Найдемплановую среднюю цену блюда по первому предприятию:
/>0 = СОП0 / Q0 =43610 / 4690 = 9,3 руб.
Найдемфактическую среднюю цену блюда по первому предприятию:
/>1 = СОП1 / Q1 =49670 / 4870 = 10,2 руб.
Найдеминдекс средней цены по первому предприятию:
I/>= />1 / />0 = 10,2 / 9,3= 1,0968
Найдеминдекс числа блюд по первому предприятию:
IQ= Q1 / Q0 = 4870 / 4690 = 1,0384
Составиминдексную мультипликативную модель стоимости обеденной продукции:
/> = СОП / Q ; СОП= Q · /> ; IСОП= IQ · I/>
Найдемобщее изменение стоимости обеденной продукции по первому предприятию:
ΔСОП= СОП1 – СОП0 = ΔСОПΔQ + ΔСОПΔЦ
ΔСОП= 49670 – 43610 = 6060 руб.
Найдемизменение СОП по первому предприятию под влиянием изменения числа блюд:
ΔСОПΔQ= СОП0 · IQ – СОП0
ΔСОПΔQ= 43610 * 1,0384 – 43610 = 45285 – 43610 = 1675 руб.
Найдемизменение СОП по первому предприятию под влиянием изменения средней цены:
ΔСОПΔЦ= СОП0 · IQ · I/>– СОП0 · IQ
ΔСОПΔЦ= 43610 * 1,0384 * 1,0968 – 45285 = 49668 – 45285 = 4383 руб.
Несовпадениесуммы на 2 рубля обусловлено округлением при получении индексов.
Найдемплановую среднюю цену блюда по второму предприятию:
/>0 = СОП0 / Q0 =55080 / 2700 = 20,4 руб.
Найдемфактическую среднюю цену блюда по второму предприятию:
/>1 = СОП1 / Q1 =71910 / 2820 = 25,5 руб.
Найдеминдекс средней цены по второму предприятию:
I/>= />1 / />0 = 25,5 / 20,4= 1,25
Найдеминдекс числа блюд по второму предприятию:
IQ= Q1 / Q0 = 2820 / 2700 = 1,0444
Найдемобщее изменение стоимости обеденной продукции по второму предприятию:
ΔСОП= 71910 – 55080 = 16830 руб.
Найдемизменение СОП по второму предприятию под влиянием изменения числа блюд:
ΔСОПΔQ= СОП0 · IQ – СОП0
ΔСОПΔQ= 55080 * 1,0444 – 55080 = 57528 – 55080 = 2448 руб.
Найдемизменение СОП по второму предприятию под влиянием изменения средней цены:
ΔСОПΔЦ= СОП0 · IQ · I/>– СОП0 · IQ
ΔСОПΔЦ= 57528 * 1,25 – 57528 = 71910 – 57528 = 14382 руб.
Сравниваяабсолютные приросты двух предприятий, видим, что на втором предприятийнаибольший прирост стоимости обеденных блюд обусловлен ростом средней цены. Индексысредней цены говорят о том же – у второго предприятия индекс цены существенновыше. Индексы числа блюд имеют сравнимые значения, но у второго предприятия онинемного выше.
Сточки зрения инвестора второе предприятие привлекательнее.
Литература
1. Грузинов В.П.,Максимов К.К., Эриашвили Н.Д. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Подред. В.П. Грузинова.– М.: Банки и биржи, 2007.– 535 с.
2. Дашков Л.П.Коммерция и технология торговли. М., 2008.
3. Ефимова О.В. Каканализировать финансовое положение предприятия.– М.: АО «Бизнес-школа»,«Интел-Синтез», 2007.– 118 с.
4. Ковалев А.И.,Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия.– М.: Центр экономики имаркетинга, 2005.– 199 с.
5. Крейнина М.Н.Финансовое состояние предприятия. Методы оценки.– М.: Дело и Сервис, 2004.– 224с.