Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта

ИНФОРМАЦИОННАЯ
КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА КАК ФАКТОР ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В последнее
десятилетие развернулись интенсивные исследования и методические разработки,
направленные на обновление теории, методики и содержания физического воспитания
и спортивной подготовки (В.К. Бальсевич, Ю.В. Верхошанский, Н.И. Волков, В.И.
Лях, Ю.М. Николаев, А.П. Матвеев, С.П. Евсеев, М.Р. Смирнов и др).

В результате
этих исследований и разработок обоснованы и экспериментально апробированы новые
подходы, интересные методики и формы занятий физическими упражнениями, что
привело к усилению роли и значимости физической культуры в жизни каждого
человека и общества в целом.

В то же время
сегодня очевиден нарастающий разрыв между уровнем подготовленности выпускников
физкультурных вузов и растущими запросами и многообразными интересами современного
общества. Нередко в фитнес-клубах,тренажерных залах, группах аэробики,
спортивных танцев, единоборств можно встретить тренеров, именующих себя
экстра-специалистами, но на самом деле не имеющих профессионального
образования. Выпускники же вузов зачастую лишь пополняют охранные и
коммерческие структуры. Наметившаяся тенденция роста потребностей населения в
доступе к физкультурно-оздоровительным услугам не подкрепляется кадровой
инфраструктурой.

Российская
система подготовки физкультурных кадров всегда славилась своей высокой
эффективностью и профессионализмом. Однако современное образование требует
перманентного пополнения знаний, оно не заканчивается с приобретением диплома о
высшем образовании. Темпы развития социума, постоянно изменяющиеся потребности
и интересы людей заставляют специалистов сферы физической культуры овладевать
все новыми знаниями, новейшими спортивными и оздоровительными методиками и
технологиями.

Современный
рынок труда диктует необходимость постоянного повышения квалификации, обновления
профессиональных знаний. К такой постановке вопроса готовы лишь специалисты,
способные творчески относиться к профессиональной деятельности, умеющие
добывать новую информацию и эффективно ее использовать в педагогической и
управленческой деятельности [1].

Система
повышения квалификации должна быть сориентирована прежде всего в направлении
формирования информационной культуры специалистов. Речь идет не просто о
пополнении уровня знаний слушателей, а о развитии способности находить нужную
информацию, осмысливать ее, внедрять в свою практическую деятельность,
оперативно откликаться на инновационный опыт, а также проектировать, создавать,
экспериментально апробировать инновации, уметь их распространять настойчиво и
целеустремленно.

К сожалению,
современная система высшего физкультурного образования еще не выработала
эффективных подходов к формированию информационной культуры спортивного
наставника-профессионала. В данной статье мы попробуем осмыслить возможную
структуру технологии этого процесса.

Основы информационной
культуры закладываются не только при освоении специалистами информационных
технологий, которые разработаны с помощью достижений компьютерной и
телекоммуникационной техники, хотя они в ближайшие годы станут основой
эффективности управления учебным и тренировочным процессами в сферах
физического воспитания, массового и элитного спорта. Применение современных
информационных технологий позволяет рационально изменить стиль работы, ускорить
выполнение часто повторяемых действий, обеспечить быстрый доступ к
разнообразной информации и многое другое. Одними из важных социальных
последствий развития информатики являются резкое увеличение творческого
содержания деятельности людей, расширение и удовлетворение их информационных
потребностей, автоматизация их профессиональной деятельности и еще многое
другое, о чем выпускники 60-70-х гг. не могли и мечтать, а главное не
испытывали в этом особой потребности. Достаточно было действовать в рамках так
называемой “общепринятой” концепции и точно следовать ее рекомендациям,
чтобы считаться “грамотным”специалистом.

Профессиональная
деятельность современного педагога или тренера предполагает необходимость
принятия быстрого и верного решения. Цена ошибки в педагогической деятельности
очень высока. Для поиска эффективного решения проблемы следует обладать
возможно большим объемом информации о рассматриваемом объекте. Так, в процессе
тренировки тренер должен одновременно учитывать уровень физической
подготовленности спортсмена, его функциональное состояние, особенности психики,
параметры прошедшей и предстоящей соревновательной деятельности и т.п. Объем
информации настолько велик, что тренер зачастую не в состоянии ее полностью
проанализировать, а это влечет за собой серьезные просчеты в управлении
тренировочными процессом.

Для обеспечения
высокой эффективности организационной работы тренера имеется много путей,
однако из современных методов наиболее эффективным является использование
компьютерной техники. Умение работать с разнообразными компьютерными
программами позволят преподавателю и тренеру знакомиться с новейшей информацией
через систему Интернет. В свою очередь, Интернет раскрывает свои возможности
при условии хорошего владения иностранным языком. Это еще одна сторона
информационной культуры специалиста. О ней – отдельный разговор. Проблема
изучения иностранного языка специалистами сферы физической культуры и спорта
очень актуальна. Компьютерные технологии и здесь могут помочь, поскольку уже
создано достаточно много обучающих программ.

Говоря о
формировании информационной культуры, наряду с овладением информационными
технологиями необходимо помнить и о традиционных источниках информации –
учебниках, монографиях, сборниках, научных и методических журналах. Многие с
нами согласятся, что одним из важнейших источников информации, распространяющих
все новое, что появляется в мировой и отечественной спортивной культуре и ее
массовой основе – физическом воспитании, физической активности разных слоев
населения, является журнал “Теория и практика физической культуры”.

Желание,
потребность читать научно-теоретическую и методическую литературу, понимать ее,
оценивать, отбирать из нее важную для себя информацию – это тоже компоненты
информационной культуры специалиста. Результаты научных исследований, новейшие
методические разработки останутся не востребованными до тех пор, пока они не
будут проанализи рованы специалистами-практиками. К сожалению, передовой опыт,
новые технологии на сегодняший день остаются достоянием далеко не многих. Одна
из причин – слабая осведомленность не только работников среднего звена, но и
управленцев, чрезвычайно низкий уровень их информационной культуры.

Это не
голословное утверждение. Так, подписка на ведущие в отрасли профессиональные
журналы: “Теория и практика физической культуры”, “Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка”, “Физическая культура в
школе” – остается очень невысокой, в то время как за рубежом спрос на
российскую научную спортивную периодику стабильно высок.

Журнал
“Теория и практика физической культуры” издается с 1925 г. Известные
советские и российские научные школы формировались при участии этого старейшего
научного издания. И сегодня его публикации пополняют всемирный банк спортивной
научной информации [2]. Достаточно вспомнить недавно закончившуюся острую и конструктивную
дискуссию, посвященную проблемам теории спортивной тренировки, в которой
приняли участие виднейшие теоретики в области физической культуры и спорта –
Л.П. Матвеев, Ф.П. Суслов, В.Н. Платонов, Н.Ж. Булгакова и другие ученые,
которые уже прославились как оригинально мыслящие специалисты, – М.Р. Смирнов,
Б.Н. Шустин, В.Н. Селуянов, Е.Б. Мякинченко, М. П. Шестаков и многие другие.

В 2000-2001 гг.
были успешно проведены и опубликованы в журнале “круглые столы”, где
обсуждались животрепещущие проблемы физической культуры и спорта, в том числе и
проблемы научного обоснования инновационных преобразований в нашей отрасли [3].
Стало традицией представлять в журнале ведущих работников отрасли. Только в
этом году на страницах журнала были опубликованы интервью с П.А. Рожковым –
председателем Госкомспорта России, Н.Н. Пархоменко – руководителем Центра
спортивной подготовки, В.А. Балахничевым – зам. председателя Госкомспорта
России, В.С. Родиченко – вице-президен том ОКР. Новейшая информация о научных
конгрессах, симпозиумах, конференциях, анализ новой литературы, обзоры по
важнейшим проблемам теории и практики, вести из диссертационных советов – все
это лишь небольшая часть информации, которая постоянно печатается на страницах
журнала.

Известно, что
тот, кто владеет информацией, правит миром. Эта банальная истина остается для
нас – российских специалистов, тренеров, управленцев, учителей физической
культуры – лишь модной фразой и почти никогда – руководством к действию.

Однако, хотим
мы этого или не хотим, современная социальная практика требует конкурентоспособ
ного специалиста. В противном случае – свято место пусто не бывает. На смену
профессионалам уже приходят “умельцы”, спекулирующие на интересах и
потребностях людей, завлекающие в частные фитнес-клубы, полуподвальные секции
по единоборствам, экстремальным видам спорта, в тренажерные залы, обещая за
немалую плату здоровье и красоту. Идет дискредитация физической культуры и
спорта, а вместе с ними и высшего физкультурного образования.

Думается, что
формирование информационной культуры специалиста, особенно в системе повышения
квалификации, поможет разрешению этих насущных проблем физической культуры и
спорта.
Список
литературы

1. Бальсевич
В.К. От высоких информационных технологий – к спортивным победам //Теор. и
практ. физ. культ., 2000, № 10, с. 56.

2. Лубышева
Л.И. Три четверти века в спортивном строю // Теор. и практ. физ. культ., 2000,
№ 11, с. 2-3.

3. Научное
обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта
(“Круглый стол” журнала “Теория и практика физической
культуры” от 23 ноября 2000 г.) //Теор. и практ. физ. культ., 2000, № 1,
с. 8-16.

4. В.К.
Бальсевич, член-корреспондент РАО, профессор, Л.И. Лубышева, доктор
педагогических наук, профессор. Информационная культура специалиста как фактор
внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта.