Информационная система грузоперевозок цинкового производства АО Казцинк

–PAGE_BREAK– — необходимо предусмотреть редактирование справочников;
— необходимо предусмотреть вывод на печать всех документов.
Автоматизированное рабочее место можно определить как комплекс информационных ресурсов, программно-технических и организационно-технологических средств индивидуального и коллективного пользования, объединенных для выполнения определенных функций профессионального работника управления.

2 РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА ДИСПЕТЧЕРА ОТДЕЛА «УПРАВЛЕНИЯ ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ НА ТЕРРИТОРИИ РЦЗ»
2.1 Информационное обеспечение автоматизированного рабочего места
Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации (СККИ), унифицированных систем документации (УСД), схем информационных потоков (СИП), циркулирующих в организации, а также методология построения БД (МПБД).
СККИ: классификация – система распределения объектов по классам в соответствии с определенным признаком. Кодирование – совокупность правил кодового обозначения объектов.
 УСД: системы целью которых является обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства.
СИП отражают маршрут движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования конечной.
МПБД базируются на теоретических основах их проектирования.
2.2 Проектирование инфологической модели
В рамках этого раздела лежит ознакомление со всеми входными и выходными документами, атрибутивным составом и определение базы данных (БД).
Для начала, необходимо рассмотреть множество атрибутов предметной области. Атрибутивный состав определен в таблице 2.1:

Таблица 2.1 — Атрибутивный состав
Наименование атрибута
Идентификатор
Код материала
Kod_mater
Наименование материала
Nazvanie
Номер склада или цеха
Nom_ceha
Наименование склада или цеха
Nazvanie
Номер вагона
Nom_vag
Тип вагона
Tip_vag
Собственность АО «Казцинк»
Sobstvl
Дата зачисления в ЖДК
Data_gdc
Время зачисления в ЖДК
Vr_gdc
Дата поступления на территорию РЦЗ
Data_post_ter
Время поступления на территорию РЦЗ
Vr_post_ter
Дата поступления в склад
Data_post_skl
Время поступления в склад
Vr_post_skl
Дата выхода со склада по окончанию разгрузки\отгрузки
Data_vih_skl_kon
Время выхода со склада по окончанию разгрузки\отгрузки
Vr_vih_skl_kon
Дата выхода со склада для отправки в тепляк
Data_vih_skl_tep
Время выхода со склада для отправки в тепляк
Vr_vih_sklk_tep
Дата выхода с территории РЦЗ
Data_vih_ter
Время выхода с территории РЦЗ
Vr_vih_ter
Дата постановки в тепляк
Data_pos_tepl
Время постановки в тепляк
Vr_pos_tepl
Дата выхода из тепляка
Data_vih_tepl
Время выхода из тепляка
Vr_vih_tepl
Продолжительность нахождения в тепляке
Prodolgit
Вес вагона (сухой)
Ves_suh
Вес вагона (влажный)
Ves_vlag
Примечания
Primechanie
Дата взвешивания
Data
Логин
Login
Пароль
Password
Ф.И.О. пользователя
Fio
Тип пользователя
Tip
Простои в ожидании маневров
Pros_man
Простои в ожидании склада
Pros_skl
Простои в ожидании тепляка
Pros_tepl
Простои под разгрузкой/погрузкой
Fakt_vr
После изучения деятельности отдела «управления подвижным составом», функциональных обязанностей диспетчера, было выяснено, что интерес представляют следующие информационные объекты:
— МАТЕРИАЛ;
— ЦЕХ;
— ВАГОН;
— ВРЕМЯ;
— ТЕПЛЯК;
— ПОСТОИ;
— ОБЩАЯ;
— МАТЕРИАЛ В ЦЕХ;
— ПОЛЬЗОВАТЕЛИ.
Рассмотрим их более подробно.
МАТЕРИАЛ (kod_mater; nazvanie).
Идентификатор материала (kod_mater). Атрибут необходим для однозначной идентификации записей в таблице, а так же упрощения унификации и поиска информации. Является ключевым атрибутом.
 ЦЕХ (nom_ceha; nazvanie).
Идентификатор склада (nom_ceha). Атрибут необходим для однозначной идентификации записей в таблице, а так же упрощения унификации и поиска информации. Является ключевым атрибутом.
ВАГОН (nom_vag; tip_vag; sobstv).
Идентификатор вагона (nom_vag). Атрибут необходим для однозначной идентификации записей в таблице, а так же упрощения унификации и поиска информации. Является ключевым атрибутом.
 ВРЕМЯ (nom_vag; data_gdc; vr_gdc; data_pos_ter; vr_pos_ter; data_pos_skl; vr_pos_skl; data_vih_skl_kon; vr_vih_skl_kon; data_vih_ter; vr_vih_ter).
ТЕПЛЯК (nom_vag; data_vih_skl_tep; vr_vih_skl_tep; data_pos_tep; vr_pos_tep; prodolgit; data_vih_tep; vr_vih_tep; data_pos_skl; vr_pos_skl).
ПРОСТОИ (nom_vag; pros_man; pros_skl; pros_tepl; fakt_vr).
ОБЩАЯ (nom_vag; kod_mater; nom_ceha; ves_suh; ves_vlag; primechanie; data).
МАТЕРИАЛ В ЦЕХ (nom_ceha; kod_mater);
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ (login; password; fio; tip).
Концептуальная модельприменяется для структурирования предметной области с учетом не только информационных интересов пользователей системы, но и информационной потребностью самой предметной области.
Для описания концептуальной модели управленческого процесса технического обслуживания в отделе, используется модель типа «сущность-связь» (ER-модель). На языке ER-модели информационный объект называется сущностью. Основными конструкциями данной модели являются сущности и связи.
Под сущностью понимают основное содержание того явления, объекта, о котором собирают информацию для БД. Связь дает возможность связать данные в процессе разработки запросов. Далее определяется атрибутивный состав сущностей, то есть приводится перечень и описание каждого атрибута с присвоением ему уникального имени. В каждом наборе атрибутов необходимо выделить ключевые(подчеркнуты одной чертой), то есть делающие экземпляр сущности уникальной и «вторичные ключи»(подчеркнутые двумя чертами), указывающие на связь с другой таблицей.
МАТЕРИАЛ (kod_mater; nazvanie).
СКЛАД (nom_ceha; nazvanie).
ВАГОН (nom_vag; tip_vag; sobstv).
ВРЕМЯ (nom_vag; data_gdc; vr_gdc; data_pos_ter; vr_pos_ter; data_pos_skl; vr_pos_skl; data_vih_skl_kon; vr_vih_skl_kon; data_vih_ter; vr_vih_ter).
ТЕПЛЯК (nom_vag; data_vih_skl_tep; vr_vih_skl_tep; data_pos_tep; vr_pos_tep; prodolgit; data_vih_tep; vr_vih_tep; data_pos_skl; vr_pos_skl).
ПРОСТОИ (nom_vag; pros_man; pros_skl; pros_tepl; fakt_vr).
ОБЩАЯ (nom_vag; kod_mater; nom_ceha; ves_suh; ves_vlag; primechanie; data).
МАТЕРИАЛ В ЦЕХ (nom_ceha; kod_mater);
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ (login; password; fio; tip).
Между различными сущностями возникают определенные связи. Целесообразно проанализировать эти связи, а также обосновать выбор сущностей и дать определение некоторым из них.
Первым шагом в определении связей между объектами является составление перечня запросов (за каждым запросом стоят определенные процессы обработки данных).
Необходимо проанализировать имеющиеся структурные связи. Структурная связь между двумя объектами задается иерархической подчиненностью одного объекта другому (если такой подчиненности нет, то структурная связь отсутствует).
Проведем анализ связей между сущностями:
Название сущностей Название связей Связи
Материал, склад Материал в цех М:M
Вагон, простои Расчет 1:1
Вагон, тепляк Поступление 1:1
Вагон, время, пользователи Регистрация М:1
Материал, склад, вагон Общая 1:1
Данная модель отражает управленческий процесс и наряду с этим показывает особенности представления данных в разработанной автоматизированной системе.
2.3 Логическое проектирование
Технология баз данных устойчиво занимает одно из ведущих мест в прикладной информатике. Информационные технологии с каждым годом все активнее проникают в различные сферы деятельности. Построение текстовых и структурированных баз данных для разнообразных и сложных сред требует разработки методов и моделей, с помощью которых удается их описывать и структурировать. Разработчики, проектирующие базы данных для сложных предметных сред, в ряде случаев испытывают определенные трудности. В то же время мы являемся свидетелями стремительно развивающегося рынка персональных компьютеров и программных продуктов для них. Появилось большое количество инструментальных средств проектирования баз данных, такие как СУБД и сопутствующие продукты (интерпретаторы, генераторы отчетов, приложений и другие).
Основной задачей этапа логического проектирование является разработка логической схемы, ориентированной на выбранную модель организации данных и соответствующую ей систему управления базами данных (СУБД) и конфигурацию ЭВМ. Отображение инфологической модели на логическую. Модели данных, поддерживаемые СУБД, делят на сетевые, иерархические, реляционные и объектно-ориентированные. Соответственно различают сетевые, иерархические, объектно-ориентированные и реляционные СУБД.
Для создания БД управления процессом технического обслуживания наилучшим вариантом будет использование реляционной модели. Это можно обосновать тем, что реляционная модель высоко оценивается по критериям:
1) Легкости использования.
Основную часть издержек, особенно в небольших базах данных, может составить время, затрачиваемое пользователем на формулировку запросов. Следовательно, необходима модель данных, которая позволяет тщательно программировать и легко формулировать запросы;
2) Эффективность реализации.
Для больших баз данных стоимость пространства памяти и машинного времени доминируют в общих издержках реализации базы данных. Следовательно, необходима модель, в которой СУБД может легко переводить спецификации концептуальной схемы и их отображение в реализацию, эффективную с точки зрения необходимого пространства и обработки запросов. Несомненно, что по этим критериям лучшей является реляционная модель. Она оперирует только одной конструкцией, которую должен понимать конечный пользователь, формулируя запросы на данные. Благодаря этому системы доступны и тем, кто не обладает навыками пользователя ПК. В основу реляционной модели данных (РМД) положено понятие теоретико-множественных отношений. Отношение удобно представлять в виде двумерной таблицы при соблюдении определенных ограничивающих условий. Таблица понятна, удобна, обозрима и привычна для человека. Набор отношений (таблиц) может быть использован для хранения данных об объектах реального мира и моделирования связей между ними. В реляционной базе данных на каждое отношение накладывается ограничение – они должны быть нормализованы.
Для уменьшения нежелательных характеристик БД к схемам отношений применяются процедуры нормализации. Выделяют пять нормализованных форм (НФ), но практически достаточно, чтобы отношения удовлетворяли условиям 1НФ,2НФ,3НФ. Все атрибуты отношений должны быть простыми (атомарными), следовательно, находятся в первой нормальной форме (1НФ). Если в отношениях не наблюдается избыточность данных, то они находятся во второй нормальной форме (2НФ).
Отсутствие транзитивных зависимостей будет указывать на наличие третьей нормальной формы (3НФ). В данной базе данных все отношения находятся в 3 НФ. Отметим, что нормализация увеличивает число отношений в базе данных, тем самым, влияя на время обработки информации. Но в то же время, благодаря корректности и устранению дублирования данных, ускоряется выполнение операций доступа к данным. При использовании реляционной СУБД, обрабатываемая информация представляется в виде файлов базы данных, которые хранят информацию в виде записей. Ниже приведены структуры файлов базы данных:
Таблица 2.2 — Отношение МАТЕРИАЛ
Наименование поля
Тип данных
Размер поля
Kod_mater
Integer
Nazvanie
Varchar
30 символов
Таблица 2.3 — Отношение СКЛАД
Наименование поля
Тип данных
Размер поля
Nom_ceha
Integer
Nazvanie
Varchar
30 символов
 Таблица 2.4 — Отношение ВАГОН
Наименование поля
Тип данных
Размер поля
Nom_vag
Integer
Tip_vag
Varchar
15 символов
Sobstv
Integer
Таблица 2.5 — Отношение ВРЕМЯ
Наименование поля
Тип данных
Размер поля
Nom_vag
Integer
Data_gdc
Date
Vr_gdc
Time
Data_pos_ter
Date
Vr_pos_ter
Time
Data_pos_skl
Date
Vr_pos_skl
Time
Data_vih_skl_kon
Date
Vr_vih_skl_kon
Time
Data_vih_ter
Date
Vr_vih_ter
Time
Таблица 2.6 — Отношение ТЕПЛЯК
Наименование поля
Тип данных
Размер поля
Nom_vag
Integer
Data_vih_skl_tep
Date
Vr_vih_skl_tep
Time
Data_pos_tep
Date
Vr_pos_tep
Time
Data_vih_tep
Date
Vr_vih_tep
Time
Data_pos_skl
Date
Vr_pos_skl
Time
Таблица 2.7 — Отношение ОБЩАЯ
Наименование поля
Тип данных
Размер поля
Nom_vag
Integer
Kod_mat
Integer
Nom_ceha
Integer
Ves_suh
Varchar
10 символов
Ves_vlag
Varchar
10 символов
Primechanie
Varchar
255 символов
Data
Date

Таблица 2.8 — Отношение ПРОСТОИ
Наименование поля
Тип данных
Размер поля
Nom_vag
Integer
Pros_man
Integer
Pros_skl
Integer
Pros_tep
Integer
Fakt_vr
Integer
Таблица 2.9 — Отношение МАТЕРИАЛ В ЦЕХ
Наименование поля
Тип данных
Размер поля
Nom_ceha
Integer
Kod_mater
Integer
Таблица 2.10 — Отношение ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
Наименование поля
Тип данных
Размер поля
Login
Varchar
10 символов
Password
Varchar
10 символов
Fio
Varchar
30 символов
Tip
Varchar
10 символов
Выбор конкретной системы управления базой данных(СУБД).
Одним из основных критериев выбора СУБД является оценка того, насколько эффективно внутренняя модель данных, поддерживаемая системой, способна описать концептуальную схему.
Сетевые СУБД используют модель представления данных в виде произвольного графа. В иерархических СУБД данные представляются в виде древовидной (иерархической) структуры.
Имеются системы для работы с иерархическими и сетевыми моделями, однако большинство СУБД для персональных ЭВМ работают с реляционной моделью. Таковы системы Access, dBase, FoxBase, FoxPro, Paradox, Clipper. Перечисленные СУБД эффективны для создания небольших изолированных систем с несложной структурой данных, с относительно небольшими объемами данных (10Мб. – 1Гб.) и несложными запросами. За пределами такого рода ограничений эффективность использования указанных СУБД существенно снижается.
Профессиональные СУБД обеспечивают выполнение более сложных операций. Они позволяют разработчику расширять сервисные возможности – процедуры базы данных, которые вызываются клиентом и выполняются сервером более производительно, чем компьютеры на рабочих местах пользователей. К профессиональным СУБД относятся Oracle, SyBase, Informix, Interbase.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Для проектирования АРМ диспетчера отдела «управления подвижным составом» выбрана СУБД Interbase, которая поддерживает реляционную модель данных.
2.4 Программное обеспечение автоматизированного рабочего места
Программное обеспечение состоит из системного программного обеспечения и прикладного. Основой системного обеспечения является операционная система и системы программирования. Системные программы обеспечивают рациональную технологию обработки информации. Так называемые сервисные программы, которыми автоматизированные рабочие места комплектуется в зависимости от потребности в них, расширяют возможности операционной системы. Для обеспечения информационной связи в сетях автоматизированных рабочих мест и связи автоматизированных рабочих мест по различным каналам также применяются программные средства, которые можно отнести к системному программированию.
Прикладное программное обеспечение составляют программы пользователей и пакеты прикладных программ (ППП) разного назначения. Стандартные программы пользователей представляют собой программные решения определённых задач на алгоритмическом языке.
 Для внедрения и эксплуатации АРМ диспетчера необходим следующий минимальный набор программного обеспечение:
— операционная система Windows 98,2000,XP;
— пакет прикладных программ Microsoft Office;
— среда программирования Borland Delphi 7.0 (для модификации АРМ).
2.5 Техническое обеспечение автоматизированного рабочего места
Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств, который подразделяется на вычислительную технику и оргтехнику (периферийные устройства).
Основой вычислительной техники служит профессиональный персональный компьютер, предусматривающий работу специалиста без посредников (программистов, операторов и др.). В комплект профессионального персонального компьютера входят процессор, дисплей, клавиатура, магнитные накопители информации, печатающие устройства и графопостроители.
К оргтехнике же относят все периферийные устройства и дополнительное оборудование: принтер, сканер, стример, модем, ксерокс, проектор, дигитайзер, различные терминалы, кондиционер, источник бесперебойного питания, сетевой фильтр и другие.
К комплексу технических средств следует отнести и средства коммуникаций для связи различных автоматизированных рабочих мест в сетях, а также средства телефонной связи.
При проектировании АРМ диспетчера отдела «управления подвижным составом» был использован персональный компьютер со следующими характеристиками:
— монитор с дисплеем 17 дюймов;
— процессор CELERON – 2.53 ГГц;
— видеокарта GeForce MX5500 — 128 Мб;
— оперативная память DDR — 512 Мб;
— винчестер Baracuda7200 — 40 Гб;
— системная плата MSI PIV800.
Для нормальной работы данного программного продукта рекомендуются следующие минимальные требования к характеристикам персонального компьютера:
— монитор с дисплеем 15 дюймов и выше;
— процессор с тактовой частотой- 800 ГГц и выше;
— видеокарта — 32 Мб и выше;
— оперативная память — 128 Мб и выше;
— винчестер — 20 Гб и выше;
Так же для эксплуатации АРМ диспетчера отдела «управления подвижным составом» требуется принтер, модем, источник бесперебойного питания и сетевой фильтр.

3 ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «УПРАВЛЕНИЕ ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ НА РЦЗ»
3.1 Назначение и цель создания программного продукта
Целями создания автоматизированной системы управления процессом диспетчеризации и управления подвижным составом на территории РЦЗ являются:
повышение эффективности работы персонала организации путем радикального сокращения объемов непроизводительного труда;
автоматизация подготовки отчетно-статистической документации на всех наиболее важных производственных участках организации;
удовлетворение информационных запросов и потребностей всех подразделений, используя прямой доступ к общей базе данных.
Функциональное назначение подсистемы «Управление подвижным составом на РЦЗ»:
анализ и описание данных из предметной области для установления их взаимосвязей;
обеспечение заданной последовательности действий;
обеспечение пользовательского интерфейса;
частичная автоматизация подготовки различных документов.
3.2 Обеспечивающая часть системы
Программное обеспечение любой автоматизированной системы подразделяется на системное и прикладное. Системное программное обеспечение должно обеспечивать высокую эффективность работы всего комплекса технических средств АСУ, обеспечить полный набор функций для построения на их основе различных прикладных подсистем.
Для обеспечения надежной работы и сопровождения программного обеспечения необходимо использовать лицензионные системные средства. Системное программное обеспечение должно включать в себя:
операционную систему Windows 98 или Windows XP или более поздние версии;
пакет поддержки баз данных Borland Database Engine фирмы Borland;
сервера Interbase, входящую в стандартный комплект поставки Delphi.
Прикладное программное обеспечение представляет собой информационную систему «Управление подвижным составом на РЦЗ», которая включает в себя файл базы данных rcz.gdb, а так же само приложение – RCZ.exe.
3.3 Описание функциональных возможностей и схем диалога
Основной особенностью разработанного программного продукта является наличие дружественного интерфейса, интуитивно понятного для пользователя и не требующего от него специальных навыков работы с ПЭВМ. Удобство и простота использования приложения достигается за счет применения диалогового режима при обработке запросов пользователя, а так же возможности реализовать одно и то же действие несколькими способами (например, через пункт меню или с помощью соответствующей кнопки).
При запуске программы появляется окно входа в программу, в котором необходимо указать тип пользователя (администратор или диспетчер), из выпадающего списка выбрать фамилию, имя и отчество диспетчера или администратора, ввести логин и пароль диспетчера или администратора. Когда все данные указаны необходимо нажать кнопку «Вход» для продолжения работы программы. Кнопка «Отмена» производит выход из программы и закрывает приложение. Данное окно было выбрано в качестве стартового, так как оно предоставляет возможность выбрать режим работы программы, в зависимости от типа пользователя. Администратор может выполнять все действия предусмотренные программой. Диспетчер не имеет права редактировать справочники и введенные данные.
После нажатия на кнопку «Вход» происходит проверка соответствия и правильности ввода логина и пароля для конкретного диспетчера или администратора. Если логин или пароль не соответствуют данным, то выходит сообщение об ошибке. Если логин и пароль являются правильными, то открывается главное окно программы, в котором расположено главное меню программы. Рассмотрим работу программы для администратора. В этом режиме доступны все функции предусмотренные программой. Вид главного окна программы представлен на рисунке 3.3.
Меню «Файл» содержит следующие пункты меню:
 – «Регистрация» — открывает форму для регистрации движения вагонов по территории РЦЗ;
 – «Просмотр» — содержит два вложенных пункта меню: «движения вагонов», который открывает форму для просмотра времени движения вагонов по территории РЦЗ, и «разгрузки/погрузки», который открывает форму для просмотра данных с разгрузки или погрузки вагонов на территории РЦЗ;
 – «Выход» — совершает выход из программы и закрывает приложение.
Вид главного окна программы с раскрытым меню «Файл» представлен на рисунке 3.4.
Меню «Редактирование» содержит следующие пункты меню:
 – «Добавить запись» — открывает форму для добавления записи в справочники «Материал», «Цех», «Материал в цех» и «Пользователи»;
 – «Удалить запись» — открывает форму для удаления записи в справочниках «Материал», «Цех», «Материал в цех» и «Пользователи»;
 – «Изменить запись» — открывает форму для изменения записи в справочниках «Материал», «Цех», «Материал в цех» и «Пользователи».
Меню «Анализ» позволяет произвести анализ по определенному критерию за определенный период. В зависимости от выбранного критерия (пункта меню) открывается соответствующая форма, на которой представлены данные по этому запросу в табличной и графической форме. Меню «Анализ »содержит следующие пункты меню:
 – «Вида груза по количеству вагонов»;
 – «Вида груза ко времени простоя в ожидании тепловоза»;
 – «Вида груза ко времени ожидания склада»;
 – «Вида груза ко времени простоя при разгрузке»;
 – «Времени простоев по цехам»;
 – «Платы за простои по цехам»;
 – «Вида груза по плате за простои»;
 – «Вида груза по времени простоя».
Меню «Справка» включает в себя один пункт «О программе», который открывает форму, где указаны данные о программе и разработчике.
Остановимся на каждом пункте меню поподробнее. При выборе пункта «Регистрация» меню «Файл» открывается форма, на которой расположена план – схема РЦЗ, с нанесенными метками на цеха и склады, где производится разгрузка или погрузка материалов.
Для удобства регистрации поступивших на территорию РЦЗ вагонов необходимо только выбрать на план – схеме нужный цех или склад, после чего откроется форма регистрации поступивших вагонов.
В поле «название цеха» указано название цеха или склада, который был выбран на план – схеме. Из выпадающего списка «Материал» необходимо выбрать название материала, с которым поступили вагоны. На каждый склад поступают различные материалы, поэтому в список названий материалов включены только те, которые могут поступить на данный склад или в цех.
В выпадающем списке «Тип вагона» необходимо указать тип вагонов, которые поступили на территорию. Доступны следующие значения: крытый вагон, полувагон, дункар и цистерна.
В левое многострочное поле вводятся номера поступивших вагонов. Ввод каждого номера подтверждается нажатием клавиши Enter. В правом многострочном поле указаны номера поступивших вагонов. Необходимо указать являются ли они собственностью АО «Казцинк» (поставлен флажок) или нет (флажок убран).
В полях: дата и время зачисления в ЖДЦ, дата и время поступления на территорию, дата и время постановки в склад, дата и время завершения разгрузки/погрузки, дата и время выхода с территории диспетчером указываются соответствующие даты и время, которые ему сообщают диспетчер ЖДК, охрана с проходной и ответственные за разгрузку/погрузку в цехах и складах.
При открытии формы первоначально доступны только кнопки «Добавить запись» и «Выход». После того как занесены номера вагонов, указан материал и тип вагона, а также указаны дата и время зачисления в ЖДК, необходимо нажать кнопку «Добавить запись», после чего в базу данных записываются номера вагонов, их тип, принадлежность АО «Казцинк», код материала и номер цеха, становятся доступными кнопки «Постановка в тепляк» и «Записать вес». После того, как указаны дата и время выхода вагонов с территории РЦЗ становится доступной кнопка «Записать время».

4 БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ РАБОТЫ
4.1 Общие мероприятия по улучшению условий труда
Создание здоровых и безопасных условий для высокопроизводительной работы на предприятиях требуется существенного улучшения организационной работы в области охраны труда.
Усложнение функциональной структуры деятельности в связи с применением ЭВМ, видеотерминалов (ВДТ) предъявляет повышенные требования к организму человека. Недоучет роли человеческого фактора при проектировании АСУ неизбежно отражается на качественных и количественных показателях деятельности работника, в том числе приводит к замедлению реакции или ошибкам в процессе принятия решения.
При изучении характера и условий работы на ЭВМ установлено, что по степени развития утомления эта работа стоит на втором месте после работы водителей автобусов [9].
Во многих случаях у работающих на ЭВМ отмечены жалобы на усталость глаз, боли в глазных яблоках, слезотечение, головную боль. Зарегистрированы и различные функциональные нарушения состояния зрения, а также случаи заболевания конъюктивитом [10].
По данным исследований повышенное зрительное напряжение при работе на ЭВМ обусловлено рядом неблагоприятных факторов: постоянной переадаптацией глаз в условиях различной яркости, недостаточной четкостью и контрастностью изображения на экране, строчностью его структуры, яркостными мельканиями. При этом зрительное напряжение усугубляется наличием блестящих пятен образующихся в результате отражения светового потока от клавиатуры и экрана, неравномерностью освещения рабочих поверхностей, большим перепадом яркости между рабочей и окружающими поверхностями.
Постоянная статическая нагрузка при работе с дисплеями, обусловленная относительно неподвижной рабочей позой, может привести к усталости и болям в мышцах рук, шеи, плеч и спины, к нарушениям опорно-двигательного аппарата.
Напряженность электрического поля между экраном ЭВМ и оператором составляет 5-15 кВ/м, что приводит к загрязнению воздуха в помещении [10].
С учетом всех изложенных факторов работа на ЭВМ приравнена к неблагоприятным условиям труда.
Данные мероприятия по охране труда и технике безопасности разработаны в соответствии с санитарными нормами и правилами для работников ВЦ 1.10.076-94 [16].
Требования настоящего документа (№1.10.076-94) распространяются на существующие, вновь проектируемые и реконструируемые здания и помещения ВЦ в целях создания безопасных и здоровых условий труда, на системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха для ВЦ, допустимые уровни звукового давления, освещение в помещениях, защиту от статического электричества, цветовое оформление, организации рабочих мест в помещениях ВЦ, видеотерминальные устройства (ВДТ), режим труда и отдыха работников ВЦ.
4.2 Создание нормальных условий труда для работы с ПК
Кабинет диспетчера расположен на первом этаже с ориентацией световых проемов на южную сторону. Размеры помещения в плане 3,5х5 м, высота помещения 2,8 м. В помещении работает 1 человек.
Результаты расчета указывают, что количество работающих в этом помещении людей соответствует нормам потребления воздуха одним человеком. Расчет основывается на следующих данных: объем помещения – 49 м3, объем воздуха, приходящегося на одного человека — от 20 до 40 м3.
Расположение рабочего стола с расстоянием от боковой стены 1 м, от внешней стены – 1,1 м, при габаритах стола 1,3х0,7 м также не противоречат санитарным нормам.
Схема расположения рабочего места в кабинете диспетчера показана на рисунке 4.1
Рисунок 4.1 — Схема расположения рабочего места в кабинете диспетчера
4.3 обеспечение микроклимата
Под микроклиматическими условиями производственной среды согласно ГОСТ 12.1.005-88 понимают сочетание температуры, относительной влажности, скорости движения и запыленности воздуха.
С целью создания нормальных условий для персонала ВЦ установлены нормы производственного микроклимата (ГОСТ 12.1.005-88). Эти нормы устанавливают оптимальные и допустимые значения температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха для рабочей зоны с учетом избытка явной теплоты, тяжести выполняемых работ и сезонов года.
Действующие санитарные нормы для СН 512-78 устанавливают конкретные значения этих параметров (табл. 4.1).
Таблица 4. SEQ Таблица \* ARABIC 1 — Нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне производственного помещения
Тем-ра
Наружного
Воздуха
°С
Параметры рабочей среды на постоянном рабочем месте
оптимальные
Допустимые
t, °С
Относ.
влажность,%
Скорость воздуха, м/с
t, °C
Относ.
влажность,%
Скорость воздуха, м/с
Ниже +10
20-22°С
40-60
0.2
18-22
Не более 70
0.3
Выше +10
20-25°С
40-60
0.5
Не более чем на 3 °С выше наружного воздуха в 13 час. дня самого жаркого месяца
70 при 24 °С
0.3
65 при 25 °С
60 при 26 °С
55 при 27 °С
50 при 28 °С
Для обеспечения оптимальных параметров микроклимата в помещениях ВЦ предусматриваются системы отопления, кондиционирования и вентиляции.
Система вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха выполнены в соответствии с главой СНиП 11-33-75 «Отопление, вентиляция и кондиционирования воздуха».
Система отопления обеспечивает достаточное, постоянное и равномерное нагревание воздуха в холодное время года. При этом колебания температуры в течении суток не превышает 2-3 °С: в горизонтальном направлении – 2 °С на каждый метр длины, в вертикальном — 1 °С.
    продолжение
–PAGE_BREAK–