–PAGE_BREAK–Система показателей, используемая
в управлении финансами.
Для принятия решений финансовому менеджеру необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за прошлые периоды, позволяющую оценить потенциальные финансовые возможности предприятия на предстоящие периоды.
Баланс.
Баланс содержит подробную характеристику ресурсов предприятия. Для его анализа в финансовом менеджменте используются следующие показатели:
· Общая стоимость активов предприятия;
· Доли долгосрочных и краткосрочных активов в общей сумме активов;
· Доли вложений в физические и финансовые активы в общей сумме активов;
· Общая стоимость собственного капитала;
· Прирост стоимости вложенного капитала;
· Стоимость заёмного капитала;
· Доли долгосрочных и краткосрочных источников финансирования в общей сумме пассивов;
Некоторые из этих показателей содержаться непосредственно в балансе. Однако ряд показателей должен быть получен с помощью дополнительных расчётов (всё это содержится в пояснительной записке).
Активы предприятия отражают инвестиционные решения, принятые компанией за период её деятельности.В основе расположения статей актива баланса находится критерий ликвидности (ликвидность – способность превращения средств предприятия в денежную наличность), являющийся одним из наиболее важных показателей финансового менеджмента.
Активы делятся на:
· долгосрочные(долгосрочные активы – средства, используемые в течении более чем одного отчётного периода, приобретаемые с целью использования в хозяйственной деятельности и не предназначенные для продажи в течении года) – в балансе они представлены в первом разделе «основные средства и внеоборотные активы»;
· краткосрочные(краткосрочные активы – средства, использованные, проданные или потреблённые в течении одного отчётного периода, который, как правило, составляет один год) – в балансе они представлены в разделе «оборотные активы». Наиболее ликвидная часть оборотных активов – денежные средства (их отсутствие приводит к банкротству). Дебиторская задолженность (причитающиеся средства фирме, но ещё неполученные ею, учитывается по фактической себестоимости) – при помощи неё рассчитывается:
чистая
дебиторская
задолженность
=
фактическая сумма
дебиторской
задолженности
–
резерв по
сомнительным
долгам
Материально-производственные запасы(МПЗ) (по ним просматривают проблемы предприятия связанные со сбытом продукции и т.п.). Используют следующие методы оценки МПЗ:
1. Метод оценки запасов по фактической себестоимости
каждой единицы закупаемых запасов основан на физической идентификации всех производимых закупок товарно-материальных ценностей (этот метод не подходит в условиях крупносерийного производства);
2. Оценка запасов по средней себестоимостиоснована на использовании соответствующих формул расчёта средних величин (приблизительность результата компенсируется простотой и объективностью вычислений);
3. Оценка запасов по методу ФИФО — по себестоимости первых по времени закупок. Этот метод основан на допущении, что запасы используются в той же последовательности, в какой они закупаются предприятием, т.е. запасы, которые первыми поступают в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок. В результате получается, что запасы на конец периода оцениваются практически по их фактической себестоимости (при этом методе чистая прибыль предприятия оказывается относительно завышенной).
4. Метод ЛИФО — по себестоимости последних по времени закупок (при этом методе чистая прибыль предприятия оказывается относительно заниженной).
Основные средства– это средства длительного пользования, имеющие материальную форму (отражаются в балансе по их остаточной стоимости, т.е. все затраты на приобретение этих средств, доставка, монтаж за вычетом амортизации). Нематериальные активы (средства не имеющие физически осязаемой формы, но приносящие компании доход). Долгосрочные финансовые вложения (вложения в ценные бумаги и кредиты другим предприятиям на срок более года.)
В пассиве баланса отражают решения компании по выбору источника финансирования.Для целей финансового менеджмента необходимо выделить следующие группы статей пассива:
· Краткосрочные обязательства;
· Долгосрочные обязательства;
· Собственный капитал.
Краткосрочные обязательства– обязательства, которые покрываются оборотными активами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств (счета векселя к оплате, задолженность по налогам, заработной плате и т.п.). Долгосрочные обязательства — обязательства, которые должны быть погашены в течении срока, превышающего один год (займы, кредиты, долгосрочные векселя и т.п.). Собственный капитал – делится на вложенный капитал (капитал, инвестированный собственниками, т.е. это уставный капитал, добавочный капитал и целевое финансирование и накопление) и накопленная прибыль (это прибыль за вычетом налогов и дивидендов, которую предприятие заработало за годы своего существования, т.е. это нераспределённая прибыль прошлых лет, резервный капитал, фонды накопления).
Отчёт о прибылях и убытках (форма №2).
Он показывает финансовые результаты отчётного года. В системе финансового управления необходимо иметь следующие показатели:
Показатели доходов и прибыли:
а)
Чистая выручка от реализации продукции (работ услуг)
=
Валовая
выручка
от реализации
–
Налог на добавленную стоимость, акцизы, возвращенные товары и ценовые скидки
Этот показатель является реальной базой для последующего расчёта показателей прибыли и оценки рентабельности предприятия.
б)
Валовая прибыль от реализации
=
Чистая выручка от реализации
–
Производственные расходы на реализованную продукцию
Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия.
в)
Прибыль (убыток) от основной деятельности
=
Валовая прибыль от реализации
–
Расходы по управлению и расходы по сбыту
Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и по сбыту на финансовый результат от реализации.
г)
Прибыль от финансовой деятельности
=
Сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности
Этот показатель необходим для того, чтобы определить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции с иностранной валютой и др.
д)
Прибыль хозяйственной деятельности
=
Прибыль от основной хозяйственной деятельности
+
Прибыль от финансовой деятельности
Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия.
е)
Чрезвычайные прибыли
ж)
Прибыль (убыток) до уплаты налога
з)
Чистая прибыль (чистый убыток)
=
Прибыль после уплаты налога
Разделение постоянных и переменных расходов важно для целей финансового планирования. Основная задача здесь заключается в том, чтобы определить, как должны измениться постоянные и переменные расходы при планируемых темпах роста объёма реализованной продукции с учётом того, что только переменные затраты изменяются пропорционально росту или падению объёма производства и реализации.
Показатели расходов предприятия:
а) Себестоимость реализованной продукции (только производственные расходы предприятия на реализованную продукцию, такие, как расходы на материалы, заработную плату и производственные накладные расходы);
б) Общехозяйственные и коммерческие расходы;
в) Расходы по финансовой деятельности (они показывают долю расходов, приходящуюся на обслуживание долга предприятия; высокий удельный вес таких расходов может привести к банкротству предприятия);
г) чрезвычайные расходы.
Отчёт о движении денежных средств (форма №4).
Он показывает движение денежных потоков. Основой анализа является разделение денежных потоков по сферам деятельности предприятия: производственно-хозяйственной (текущей, операционной), инвестиционной, финансовой.
Различают два метода расчёта показателей денежного потока: прямой (заключается в группировке и анализе данных бухгалтерского учёта, отражающих движение денежных средств в разрезе указанных видов деятельности) и косвенный (заключается в перегруппировке и корректировке данных баланса и отчёта о финансовых результатах с целью пересчёта финансовых потоков в денежные потоки за отчётный период).
Основные финансовые коэффициенты отчётности.
В финансовом менеджменте наиболее важными признаются следующие группы финансовых коэффициентов:
1.
Коэффициенты ликвидности.
2.
Коэффициенты деловой активности.
3.
Коэффициенты рентабельности.
4.
Коэффициенты платёжеспособности или структуры капитала.
5.
Коэффициенты рыночной активности.
Рассмотрим показатели (коэффициенты) каждой из этих групп.
1.
Коэффициенты ликвидности.
Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течении отчётного периода. Наиболее важными среди них для финансового менеджмента являются следующие:
а)Коэффициент общей (текущей) ликвидности;
б)Коэффициент срочной ликвидности;
в)Коэффициент абсолютной ликвидности;
г)Чистый оборотный капитал.
а)
Коэффициент общей
(текущей) ликвидности
=
Оборотные средства
Краткосрочные обязательства
Он показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение определённого периода. Коэффициент должен находиться в пределах от 1 до 2 (иногда до 3). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть по меньшей мере достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более чем в два (три) раза считается также нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.
б)
Коэффициент
срочной
ликвидности
=
Денежные средства
+
Краткосрочные финансовые вложения
+
Чистая дебиторская задолженность
Краткосрочные обязательства
Частным показателем коэффициента общей (текущей) ликвидности является коэффициент срочной ликвидности. Его оптимальное значение определено как 0,7 – 0,8.
в)
Коэффициент
абсолютной
ликвидности
=
Денежные средства
Краткосрочные обязательства
Наиболее надёжной является оценка ликвидности по показателю денежных средств. Его оптимальный уровень считается равным 0,2 – 0,25.
в)
Чистый
оборотный капитал
=
Денежные
средства
–
Краткосрочные
обязательства
Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Наличие чистого оборотного капитала служит для инвесторов и кредиторов положительным индикатором к вложению средств в компанию.
Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании. Недостаток чистого оборотного капитала может привести к банкротству. Он может быть вызван6 убытками в хозяйственной деятельности, ростом безнадёжной дебиторской задолженности и т.п. Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов.
2.
Коэффициенты деловой активности.
Они позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. К этой группе относятся различные показатели оборачиваемости.
В финансовом менеджменте наиболее часто используются следующие показатели оборачиваемости:
а)Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент. трансформации);
б)Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
в)Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;
г)Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов;
д)Длительность операционного цикла.
а)
Коэффициент
оборачиваемости
активов
=
Чистая выручка от реализации
Среднегодовая сумма активов
Он характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, т.е. показывает, сколько раз в год (или другой отчётный период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая единица активов. Этот коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса.
б)
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
=
365
/
Чистая выручка от реализации
Чистая среднегодовая дебиторская задолженность покупателей
продолжение
–PAGE_BREAK–