План
1.Введение
2.КТО ЕСТЬ КТО И ЧТО ЕСТЬ ГДЕ, ИЛИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВОБИЗНЕСА
3.Новая роль библиотеки
4.Информационный рынок в странах Центральной и Восточной Европы
5.ТЕХНОЛОГИИ КОММЕРЧЕСКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
6.Правовая среда информационной деятельности
7.Выводы и предложения
1. Введение
Врыночной экономике независимые, самостоятельные производители товаров и услуг, а также все те, ктообеспечивает непрерывность цикла «наука — техника — производство — сбыт — потребление» не смогут успешно действовать на рынке, не имея информации. Предпринимателю нужнаин формация о других производителях, овозможных потребителях, о поставщиках сырья, комплектующих и технологии, оценах, о положении на товарных рынках и рынках капитала, о ситуации в деловойжизни, об общей экономической иполитической конъюнктуре не только в собствен ной стране, но и во всем мире, о долгосрочныхтенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники ивозможных результатах, о правовыхусловиях хозяйствования и т. п. В связи с этим целесообразно проанализироватьинформационный рынок, значительная часть услуг которого относится к сфере деловой информации.
Вразвитых странах значительная часть информационной деятельности в течение последних двух десятилетийвовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейшихэлементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особыепродукты и услуги.
Современныйинформационный рынок включает три взаимодействующих области: – информацию; — электронныесделки; – электронные коммуникации.
Вобласти электронных сделок рынок информации выступаетне посредственным элементом рыночнойинфраструктуры, область электрон ной коммуникации находится на стыке сотраслью связи, а информация, относится к нематериальному производству.
Рынокэлектронных сделок ( операций, transactions) включает системы резервирования билетов и мест вгостиницах, заказа, продажи и обмена товаров и услуг, банковских ирасчетных операций.
Нарынке электронных коммуникаций можно выделить различные системы современных средств связи и человеческого общения: сети передачи данных, электронную почту,телеконференции, электронные доски объявлений и бюллетени, сети и системы удаленного диалогового доступа кбазам данных и т. п.
Намировом рынке информации приняторазличать следующие основные сектора, которые также характерны и для России:
1. Сектор деловойинформации
2. Сектор информациидля специалистов охватывающий:
3. Сектормассовой, потребительской информации, охватывающий:
Предпринимателюнужна информация из всех 3-х секторов, но успех его деятельности определяется прежде всегосвоевременным использованием деловой информации.
2. КТО ЕСТЬ КТО И ЧТО ЕСТЬ ГДЕ, ИЛИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО БИЗНЕСА
Современный информационный рынок по характеру данных можно разделить на несколько основных секторов:
1. Сектор ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ представлен такими видами и источниками, как:
1.1. БИРЖЕВАЯ и ФИНАНСОВАЯ информация – информация о котировках ценных бумаг,валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, инвестициях, ценах. Источникамитакой информации являются биржи иобслуживающие их специальные службы биржевой и финансовой информации. Главнымфактором, обеспечивающим коммерческую ценность такой информации, являются ееполнота, точность и оперативность.
1.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ и СТАТИСТИЧЕСКАЯ информация – числовая экономическая, демографическая и социальная информация. Предоставляется органами управления экономикой и службами Статистики(государственными и негосударственными) в виде динамических рядов, отчетов, оценок, прогнозов и т.п. Наряду с такими факторами, обеспечивающими коммерческуюценность информации, как полнота, точность и оперативность, особое значение имеет доступность (не засекреченность) еепотребителю.
1.3. КОММЕРЧЕСКАЯ информация – адресно-реквизитные данные об отраслях, • предприятиях и их ответственных сотрудниках (включая данные о направлениях деятельности, ассортименте выпускаемой продукции, ценах и т.п.). Источники ее — государственные ицелый ряд негосударственных организаций. Многие подборки коммерческой информации, предлагаемые на информационном рынке в качестве самостоятельных продуктов, являются вторичной переработкой информации, собираемой различными государственными (обычноотвечающими за регистрацию, лицензированиеи/или проверку различных аспектов деятельности предприятий и организаций разных форм собственности). Главнымфактором, определяющим товарную ценность информации, является полнота и точность (адекватность происходящимизменениям) данных. .
1.4 Информация по КОММЕРЧЕСКИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ ^поступает отспециализированных фирм – информационных торговых посредников. В простейших случаях (например, при исследованиях рынка, не предполагающихв качестве неотъемлемой части немедленной купли-продажи) достаточно только информации о товарах и ценах. В большинстве же коммерчески значимых случаях потенциальных продавцов и покупателей интересуют еще иадресно-реквизитные данные контрагентов, без которых контакт межу ними и, следовательно, сделка просто не состоятся. Сегодня неотъемлемой частью услуг,связанных с предоставлением такой информации, становится возможность немедленногозаключения сделки по результатам поиска/отбора данных. Качествоэтой сопутствующейуслуги определяет успех в этом секторе информационного рынка.
1.5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ВОЕННЫЕ и т.п. НОВОСТИ, интересующие представителей различных социальных групп, в частности, предпринимателей. Главным фактором успеха здесь служит оперативность (‘завтрашние данные должны быть опубликованы вчера”), точность (соответствие фактам, отсутствие искажений) и достоверностьпрогнозной составляющей (покупают линь те прогнозы, которые сбываются ).
2. Сектор ЮРИДИЧЕСКОЙ (НОРМАТИВНОЙ) информации с подразделами по видамзаконодательных и подзаконных (ведомственных)документов по различным аспектамхозяйственной деятельности;
2.1. ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ АКТЫ (гражданское, арбитражное,налоговое право).
2.2. АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (например, внешнеэкономическую, торговую,банковскую, биржевую, лицензированиеразличных видов деятельности, таможенные проблемы, защита авторских прав и т. п. ).
2.3. АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯПРАВ СОБСТВЕННОСТИ в переходный период(приватизация средств производства, земли и т.п.).
-2.4. НОРМАТИВНЫЕ иРЕКОМЕНДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, включая порядок сертификации изделий, проблемы ответственности за несоблюдение стандартов и проблемы, связанные с увеличением спроса на те товары, качествокоторых сертифицировано надлежащим образом и т.п.
Главныефакторы во всех подразделах данного сектора — это:
— возможность получить не только метаданные (данные о содержании,и местонахождении интересующих потребителя данных, например, библиографию), но и сами тексты соответствующих актов”,
— отслеживание поставщиками данных многочисленных изменений, пополнений к изменениям и поправок к дополнениям; возможность получить сводный документ, в который внесены все действующие модификации документа;
— отслеживание не только законодательных, но и ведомственных актов, которые не доводятся до сведения тех, кого наказывают за их нарушение.
3. Сектор ИНФОРМАЦИИДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ (библиография и первоисточники). Отличие ее от деловой и нормативной информации, отвечающей навопросы КТО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и НА КАКИХ УСЛОВИЯХ состоит в том, что она отвечает на вопросы ЗАЧЕМ, КАК и ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ипредназначена не для предпринимателей и работников коммерческих служб, а для сотрудников функциональных (в том числе – инженерных и научно — исследовательских ) служб.
4. Сектор СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ (СЕРВИСНОЙ) информации предназначен (в отличие от предыдущих видов) обслуживать личностные потребностилюдей. –
5. Сектор ТЕХНИЧЕСКИХ и ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ для автоматизации офисной и управленческой деятельности (сбора, обработки и использования данных) вплотнуюпримыкает к четырем вышеуказанным.
Следует учитывать, что пользователю нужна не МЕТАИНФОРМАЦИЯс данными о том, где и как он может сам найти и собрать необходимые ему данные), аИНФОРМАЦИЯ, СОБРАННАЯ И ПЕРЕРАБОТАННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЕМ (часто объем пожеланий достигаетуровня информационно-маркетинговогоисследования).
Комплекспожеланий потенциальных пользователей:
» ГЛУБИНА ПОИСКА иОБЪЕМ собранных/переработанных данных должны быть МАКСИМАЛЬНЫ;
» ВРЕМЯ СБОРА/ПЕРЕРАБОТКИданных и ЦЕНА оплачиваемых услуг — МИНИМАЛЬНЫ;
* РЕЗУЛЬТАТДОСТАВЛЕН «НА СТОЛ» в согласованном (либо все в машиночитаемом, либо все в печатном) виде по принципу: «максимум информации от производителя при минимуме затрат со стороны потребителя».
Пожелания эти возникают со стороны покупателя вовсе неот того, что он не понимает трудоемкости исполнения заказа и/или высокой коммерческойценности добытых данных. Наоборот, многие хорошо понимают ценность информации. Но именно эти, наиболеецивилизованные, группы предпринимателей испытывают сегодня наибольший дефицитинвестиционных ресурсов. Они четко сознают, что их первоначального капитала просто не хватит,чтобы извлечь из полученной информации заложеннуюв ней потенциальную прибыль.
3. Новая роль библиотеки
Специалисты из Центральной специальнойбиблиотеки Исследовательского центра в г. Юлихе (Германия) попытались понять, располагает лисовременная библиотека перспективной концепцией: какие информационныепотребности общества и возможности самой информации предстоит ей учитывать исоответственно какие информационные сети надо создавать. Эти вопросы ониобсуждали с библиотекарями Великобритании, США и других стран. Было решенопровести серьезные исследования и затем — по их результатам — организовать «мозговую атаку» по созданию моделибиблиотеки будущего.
В 1991 году аналогичное исследованиепредложил провести независимый консалтинговый иисследовательский центр Comedia в Великобритании. В рамках исследованияпредстояло рассмотреть возможности созданиябиблиотечной сети. Через год к центру Comediaприсоединились семь экспертов в области библиотечного дела и двадцать сотрудников библиотек. В итоге было проведенообщенациональное исследование Будущее публичных библиотек, ипредоставляемые ими услуги.
Публичная библиотека в Великобританиирассматривается как некий информационный центр и местный архив. В то же времяэто место, где можно пообщаться с друзьями,спокойно посидеть с книгой, полистать газету или журнал — бесплатно и безвсякого давления с чьей-либо стороны. Библиотека, по сути, нейтральная и вполнедемократичная территория, открытая для каждого. Она позволяет ощутить себя непотребителем, а гражданином. Здесь стираются грани между учебой и отдыхом,просвещением и развлечением, случайным чтением и углубленным изучениемкакого-либо предмета.
Исследование Будущее публичных библиотек и предоставляемые ими услуги учитываловсю совокупность внешних условий, способных полностью изменить облик библиотеки.Влиятельные силы общества требуют, чтобы ее Деятельность обрела новый разумныйсмысл, наполнилась новым содержанием. Это вызвано иным уровнем функциональнойграмотности населения и ощутимым вторжением рынка в сферу свободного временилюдей. Кажется, что, над традиционным местом библиотеки в обществе навислаугроза. Однако установка на непрерывное образование множества людей и важностьинформационных технологий для экономического развития предоставляет библиотекеновые возможности.
4. Информационный рынокв странах Центральной и Восточной Европы
Сложно сделать полный обзор информационныхпродуктов и услуг в странах Центральной и Восточной Европы. Однако западныепоставщики информации, полагает Э. Симон, должны знать, что:
• существует огромная осознаннаяпотребность в деловой информации;
• информационная сеть должнасоздаваться внутри каждой отдельной страны И лишь потом выходить на международный уровень, а небыть столь глобальной, как была Восточная Европа;
• присоздании информационной сети придется сотрудничать с
местными поставщиками информации.
Международная конференция в Щецине(октябрь 1994 ) познакомила участников с работойагентств в Праге, Санкт-Петербурге и Москве, в Польше (при содействииВеликобритании) и в Литве. Общие сведения об этих агентствах таковы:
• их нельзя отнести к частным — за некоторым исключением (в Праге) они возникли на базе библиотек и информационных центров;
• они вполне уместны в рамкахвозникающих экономических структур, но зависят от частной инициативы, к тому жеим приходится преодолевать множество препятствий. Деловая информациясуществовала и до 1989 года, но между экономической информацией и информацией вусловиях жесткого планирования есть значительная разница. Часто имеющаяся информациябыла просто неверной, что, например, вылилось в полное незнание в ЗападнойГермании реального состояния экономики ГДР. Доступк информации об экономике стран Центральной и Восточной Европы был закрыт, а значит, и конкуренция была невозможна и нежелательна.
Теперьважно наладить централизованную информационную систему, что приведет кпоявлению новых фирм. Ряд информационных агентов независимы и самостоятельно зарабатывают деньги,некоторые предлагают платные услуги, получая при этом средства из бюджета. Одни разоряются,другие объединяют свои усилия, третьи преуспевают. Хорошо работают агентства спрофессиональным штатом. Библиотеки участвуют в этом процессе, поскольку имприходится зарабатывать деньги. Свои услуги они оценивают по-разному, порой слишком высоко, так как бюджетные ассигнованияпостоянно уменьшаются, а средства для развития необходимы. Значительный разброс цен на информационные услуги говорит о том, чтоэти службы не умеют пока оценивать ситуацию на рынке. Многие также надеются на бюджет.
Библиотеки могут конкурировать наинформационном рынке, так как имеют компетентных, эрудированных специалистов,кроме того, международные связи в библиотечной среде более развиты, чем в частном информационном секторе.
5. ТЕХНОЛОГИИКОММЕРЧЕСКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Результатомприменения новых информационных технологий являетсяпредоставление пользователю интересующих его данных в виде информационных услугна базе информационных продуктов. При этом данные определяются как события,записи или инструкции, представленные в любой конвенциональной форме, выражающиелюбую информацию и поддающиеся компьютерной обработке.
Совокупность данных,сформированная их производителями для дальнейшего распространения, представляетсобой информационный продукт, илипродукт информационной деятельности, который может существовать как ввещественной, так и в невещественной форме.Таким образом, информационный продукт отражает информационную модельпроизводителя, в которой воплощены в первую очередь его собственные представленияо некоторой предметной области. Однако ценность информационного продукта дляпользователей, а следовательно, и его коммерческий успех зависят от того,насколько он сможет удовлетворить потребности пользователей. При этомполучаемая информация воспринимается как первичные данные, которым еще толькопредстоит стать информацией, будучи воспринятой в рамках информационныхмоделей пользователей (представлений пользователей об интересующей их предметнойобласти).
Разумеется, производители коммерческих продуктов стараютсяучесть в своих моделях также и модели пользователей. Тем не менееинформационные модели производителей и пользователей никогда не могут полностьюсовпасть, так как
пользователи часто не оформляют (явно или неявно) свои достаточносмутные представления о том, какая информация им нужна, в четкие информационныемодели, что препятствует учету этих представлений в концепции продукта;
если даже такие модели каким-то образом и существуют, то,во-первых, производитель может о них не знать и/или неверно их воспринимать и,во-вторых, эти модели у разных пользователей могут не совпадать друг с другом,делая тем самым построение абстрактной информационной модели «пользователявообще» трудноразрешимой, а нередко — и не имеющей практического смысла,задачей.
Несовпадения информационных моделейпроизводителей и пользователей проявляются главным образом в том, что пользователюнужны данные в другом объеме и в другой структуре по сравнению с тем, как этосделано в информационном продукте. При традиционных информационных технологияхтакие несовпадения обычны, что может быть проиллюстрированоследующим примером. Допустим, некий пользователь (читатель), решающийкроссворд, желает узнать название озера в штате Иллинойс (США) из семи букв(первая—«М>>). Его информационной модели внаибольшей степени соответствовала бы специальная брошюра, содержащая 51раздел (по числу штатов США), в каждом из которых находился бы алфавитныйуказатель озер (и только он!), расположенных в этомштате. Поскольку данная конкретная потребность нетипична, то такой брошюрыможет не быть вообще либо она есть, но надежно погребена под ворохом изданий, отвечающих сходным потребностям (типа «Пустыни США»,«Горные массивы США» ит. п.). В любом случае, если только подобнойброшюры нет под рукой, читателю ничего не остается, как обратиться кэнциклопедии, воплощающей представления ее создателей о мироздании (большаячасть этих представлений гипотетического читателя, естественно, неинтересует). В результате долгих поисков читатель останавливается на статье«США», где после фактического переструктурирования данных (игнорирования всего,что не относится к озерам, а не относится к ним подавляющая часть статьи) он,наконец, не без труда находит ответ («Мичиган»).
Новые информационные технологии, в отличие от традиционных,предполагают предоставление пользователю не только информационного продукта, но и средств доступа к нему (средствпоиска, обработки, представления и т. п.). Этисредства позволяют пользователю не просто визуализироватьсодержание компьютерных файлов, в которых воплощен информационный продукт, нои получить информацию в объеме и формате, которые релевантны именно егопотребностям.
В идеальном случае средства доступа должны обеспечить поиски представление информации, соответствующей потребностям пользователя, где быона ни находилась. В терминах приведенного выше примера это означает, чтопользователь информационного продукта (электронного аналога энциклопедии)должен иметь возможность найти название озера, оперируя лишь терминами «озеро»и «штат Иллинойс» и не зная, что в действительности это название находится встатье «США». Подобная возможность традиционно связывается с понятием информационной услуги.
Появление информационных услуг расширило спрос на информационныепродукты, так как способствовало индивидуализации предложения данных—егоприближению к индивидуальным предпочтениям отдельных пользователей, а такжесближению информационных моделей производителей и пользователей. Кроме того,пользователю не обязательно уже обладать целиком информационным продуктом, чтопри прочих равных условиях удешевляет реально полученную информацию.
Таким образом, информационная услуга является наряду с информационнымпродуктом важнейшей характеристикой новых информационныхтехнологий (это единство отражается и в вошедшей за последнее время в обиходаббревиатурой «ИПУ»—«информационные продукты и услуги»).Поэтому дальнейший анализ, предлагаемый в данном параграфе, будет связан восновном с выявлением специфики ИПУ, вытекающей из особенностей той или инойтехнологии коммерческого распространения информации. Различия междутехнологиями с точки зрения применяемых технических и программных средств будут рассматриваться вгораздо меньшей степени.
В наиболее общем виде современныетехнологии коммерческого распространения информации подразумевают, чтопользователи со своего терминального устройства «общаются» с информационнымипродуктами, основными из которых являются базыданных (БД)при помощи специальных программныхсредств. Поскольку подобное «общение», или сеанс, осуществляется по схеме «запрос—ответ»и протекает в реальном времени (т. е. отклик назапросы появляется непосредственно в ходе сеанса, а не по его окончании, какпри пакетном (batch) режиме), о соответствующих технологиях говорят как о диалоговых,или интерактивных (online). Основные ихвиды—удаленные банки данных, ИПУ на технических носителях,видеотекс.
Удаленные банки данных. Этот вид технологии предполагаетколлективный доступ пользователей к информационным продуктам, сосредоточеннымна едином компьютере, или хост-ЭВМ (hostcomputer), в диалоговом режиме по сетям передачи данных.
Информационными продуктами здесь выступают БД по различнымпредметным областям, а также различные метаданные: директории, рубрикаторы и другие данные, облегчающие пользователюпоиск в БД. Информационные услуги предоставляются благодаря наличию разнообразныхсредств поиска, обработки и выдачи информации. Информационные продукты ипрограммные средства являются главными элементами банков данных или автоматизированныхбанков данных (АБД) —основной организационнойформы, в которой развиваются современные технологиикоммерческого распространения информации.
В соответствии с определением Международной конфедерации обществавторов и создателей (International Confederation of Societies of Authors andComposers) банком данных называетсясовокупность (ensemble) наборов данных, а также связанных и реляционныхфайлов. Однако не каждая совокупность данных, занесенная в память компьютера,образует АБД. Для этого необходимо выполнение двух условий:
данные должны составлять некотороеединое целое, т. е. должны быть отобраны на основании стабильногоклассификационного критерия;
к соответствующим информационнымпродуктам должен быть организован доступ определенного числа пользователей.
В результате АБД может быть определенкак система специальным образом организованных данных, программных, технических,языковых и организационно-методических средств, предназначенных для централизованногонакопления и коллективного многоцелевого использования этих данных .
‘ Базами данных называются массивы машиночитаемой информации, относящиеся копределенной предметной области и организованные на соответствующем логическоми физическом уровнях представления. Доступ к АБД осуществляется с терминаловпользователя, которыми могут быть какое-либо специальное оборудование, но чащевсего персональные компьютеры или другие интеллектуальные терминалы,позволяющие пользователю производить после-сеансовуюобработку найденной информации.
Основными особенностями даннойтехнологии, определяющими во многом и ее достоинства, и ее недостатки,являются:
предоставление пользователю только информационных услуг, ане непосредственно информационных продуктов, в результате чего он получает (ачасто и оплачивает) только ту информацию, которая ему действительно нужна;
полнотаинформации, связанная с загрузкой на хост-ЭВМ больших массивов данных; , высокая скорость обновления информации; ‘ относительноразвитое программное обеспечение, позволяющее не только находить и получатьинформацию, но и при необходимости осуществлять ее графическую, наукометрическую и эконометрическуюобработку.
Услуги АБД, или интерактивные услуги, могут предоставлятьсяв локальном (local) и удаленном (remote) режимах. В первом случае пользователь работает с терминалов,напрямую подключенных к хост-ЭВМ (пример: читатели библиотеки, осуществляющиепоиск в АБД, расположенном на ее вычислительном центре, с терминалов,разбросанных по всему помещению библиотеки). Удаленный режим, напротив,предполагает, что АБД может физически находиться сколь угодно далеко от пользователя,так что для их соединения требуются специальные сети ЭВМ (сети передачиданных). Хотя в последнее время локальные услуги начинают активно конкурироватьс удаленными, последние продолжают оставатьсянаиболее популярным видом интерактивных услуг.
Впервые система видеотекста была представлена на рынок в1972 г. компанией Prestel (Великобритания).Учитывая высокий уровень обеспеченности населения телевизорами и телефонами,западные компании высоко оценивали емкость потенциального рынка, в результатечего индустрия видеотекса развивалась в 70-х—начале 80-х гг. достаточнобыстрыми темпами. Так, система Minitel (Франция)—крупнейшая система видеотекса в мире, обслуживала к середине 80-х гг. 2,3 млн.домашних терминалов, устанавливаемых пользователям бесплатно (они должны былиплатить только за реальное использование системы). В Великобритании примерно в этот же период только у системы Prestelнасчитывалось более 36 тыс. пользователей, работающих на условиях подписки. В США у каждой из восьми крупнейших систем видеотекса (из примерно40 функционирующих) число подписчиков превышало 20 тыс..
Тем не менее индустрия видеотекса существенно уступала индустрииАБД по доходности. В США, например, валовой доход от услуг видеотекса составилв 1985 г. 75 млн. дол., что составляет всего около5% от соответствующего показателя для АБД.Аналогичное соотношение (6%) отмечалось и в Великобритании.
Однако дальнейший ход событий не оправдал оптимистическихпрогнозов и ознаменовался провалом нескольких крупных проектов. Так, убыткитолько американских фирм составили: Knight— Ridder—50млн. дол., Times/Mirror—30 млн. дол., American Express—20 млн. дол. Основная причинаподобных неудач кроется, по-видимому, в переоценке желания «простых людей»работать с такими системами. Причины этого нежелания лежат, во-первых, внеподготовленности значительной части потенциальных пользователей к работе винтерактивном режиме, даже в той упрощенной форме, которая предполагаетсятехнологией видеотекса, и, во-вторых, в неготовности рядовых пользователей квосприятию ИПУ как товара. К тому же услугивидеотекса, хотя и сравнительно дешевые (цена подписки в США, например,составляет в среднем 15—25 дол. в месяц), все же оплачиваются из личного дохода пользователей, а не избюджета компаний, как это часто происходит в случаеиспользования удаленных банков данных.
И все же эксперты считают, что слухи о«смерти» видеотекса несколько преувеличены,связывая перспективы его развития прежде всего с ростом квалификации рядовыхпользователей, в настоящее время использующих видеотексглавным образом для игр; внедрением в профессиональный сектор; появлениемнедорогих и простых в обращении технических средств; снижением цен на передачуданных; еще большим упрощением процедуры поиска (в том числе за счетстандартизации команд).
Как отмечалось, рассмотренные технологии в той или инойстепени направлены на предоставление пользователю интерактивных услуг, т. е. услуг по поиску, обработке и выдаче информации врежиме диалога. Первоначально этот термин («online», точнее «on-line»)относился только к работе пользователей с удаленными банками данных наотдельных хост-ЭВМ, соединенных линией связи («on-line» и означает буквально«на линии»). Впоследствии он был распространенпрактически на все новые технологии. В широком смысле понятие «online»охватывает все случаи соединения и общения в реальном времени между хост-ЭВМ итерминалом вне зависимости от того, находятся лиони в одной комнате. на разных этажах одного помещения или в разных точках планеты. Хотя в целом вопрос о границах индустрии «online»принадлежит к числу дискуссионных, подобное объединение различных видовтехнологий представляется оправданным, поскольку
а) методы и приемы информационнойработы, предполагаемые этими технологиями, достаточно схожи между собой;
б) конкурируя между собой, технологии всовокупности создают единое информационное пространство: для производителейБД, например, они выступают как альтернативные и взаимодополняющие способыраспространения информации, для пользователей— как разные возможности ееполучения.
Большойинтерес в качестве технологического средства информации представляет INTERNET.INTERNET — по определению — метосеть (совокупность взаимосвязанных сетей) состандартизованным единым протоколом внутри- и межсистемного обмена. С точкизрения пользователей представляет собой ряд источников информации (хостов),каждый из которых имеет свой уникальный адрес. Благодаря новому протоколу хранения/просмотраинформации удалось решить задачу организации доступа пользователей к информациив реальном масштабе времени (запрос-ответ). Информация может распространятсяодним из следующих способов:
· электронная почта — это канал адресногораспространения информации вне реального масштаба времени( без синхронизацииотправителя и получателя). Самый старый метод внутрисетевого обмена, работает дажена очень плохих и очень низкоскоростных каналах связи. На сегодня являетсяодним из основных методов распространения информации в группах по интересам, атакже важным каналам межличностного обмена информацией, равно как и каналомполучения ответа по запросу.
· FTP — средство передачи файлов внезависимости от их структуры и содержимого. Поиск и пересылка файлов ведется вреальном масштабе времени. Возможность хотя бы частичного просмотра файлов допересылки отсутствует. Файл (как правило в формате архива) пересылается какесть и (по получении) просматривается на машине получателя вне связи с хостом — передатчиком. Один из основных каналов свободного распространения информации ипрограммного обеспечения. Работоспособен даже на среднескоростных каналах свысоким уровнем помех.
· WWW (World Wide Web) — совокупностьсвязанных гиперссылками массивов данных. Доступ к информации, поиск и просмотр-в реальном масштабе времени. Работоспособен на средних, высокоскоростных каналахс высоким качеством. Работа ведется с помощью стандартизованной универсальнойпрограммы -клиента. Данное решение позволяет объединить в единое целое отразнообразно территориально и организационно разобщенных поставщиков. Однакоиз-за универсальности возможности взаимодействия оказываются ограниченными ипригодными не во всех случаях.
· Использование специальныхпрограмм-клиентов для доступа к узкоспециализированным источникам информации-это канал доступа к специальной, как правило платной, информации.
Техническивозможен доступ через Internet к любойинформации, однако технологические особенности Internet, как канала доступа к информацииделают наиболее предпочтительным использование Internet в качестве средства эпизодического получениянебольших объемов оперативной(быстро стареющей) информации. В этом случаеиспользование альтернативных источников (CD-Rom, пресса, книги) экономическинецелесообразно. При необходимости получать большие (более 1 Мб) объемымедленно стареющей информации (энциклопедии, музейные коллекции, электронныеварианты книг) использование Internet при современном состоянии каналов связи является нецелесообразным.Экономически наиболее целесообразным каналом распространения такой информации являютсяCD-Rom. В многих случаях целесообразны комбинированные стратегии доступа к большим массивам информации: базовый вариантинформации закупается на CD-Rom вместе со специализированной оболочкой дляманипулирования этой информацией; замена базового массива производится черезравные интервалы времени; доступ к небольшим объемам оперативных измененийпроизводится через Internet.
Насегодняшний день Internet является технологически наиболее совершенным каналомдоступом к информации, однако резкое увеличение числа пользователей Internet,падение уровня их квалификации, увеличение объемов и номенклатуры поступаемойинформации (особенно мультимедиа), создали критическое положение с каналамисвязи. Имеющиеся каналы, в т.ч. каналы из