Информационное обеспечение управления школой

Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждения
Высшего профессионального образования
«Шадринский государственный педагогический институт»
Факультет физической культуры
Кафедра педагогики и психологии физического воспитания
Курсовая работа по педагогике
Информационное обеспечение управления школой
Шадринск 2011

Оглавление
Введение
Глава I.Современные подходы к управлению школой как образовательной системой
Совершенствование управления школой
1.2 Состояние проблемы оптимизации управленческойдеятельности руководителя школы
Выводы по главе I
Глава II.Теоретические основы разработки информационного обеспечения в управлении школы
2.1 Сущность информационного обеспечения в управлении школы
2.2 Особенности использовании информационныхсистем для решения задач управления школой
Выводы по главе II
Заключение
Список литературы
Введение
В отечественной практике проблеме информационного обеспеченияруководителей образования до последнего времени не уделялось должного внимания.В значительной степени это объясняется большой сложностью формализации процедурпринятия управленческих решений в этой сфере и их информационного обеспечения.
От специалистов, которые будут эту проблему решать, понадобятсяне только знания общих основ теории управления в применении к образованию, но ивладение современными информационными технологиями, особенно основанными на компьютерныхсетях и Интернет.
Базовая модель системы управления кроме объекта управления иуправляющего субъекта и, естественно, управляющих воздействий, включает обратнуюсвязь, поток информации о функционировании всей системы, которая поступает от объектауправления к управляющему субъекту. В системе образования эта обратная связь невполне сформирована.
Использование информационных технологий необходимо на всех уровняхобразования. Эту необходимость диктуют, прежде всего, высокие требования, предъявляемыек уровню квалификации работников на всех ступенях управления. Присутствие современныхтехнологий в образовательном процессе предоставляет возможность не только получениеинформации и ее применение в своей профессиональной сфере, но и во всех областяхжизни современного общества. В конечном итоге это способствует расширению возможностейпо повышению квалификации, карьерному росту и росту общего благосостояния людей.
Информационное обеспечение управленческих решений должно способствоватьповышению качества образовательного процесса, так как развитие школы в современныхусловиях рассматривается как процесс изменения, повышения качества образования.
информационное обеспечение управление школа
В связи с этим была сформулирована тема курсовой работы:«Информационное обеспечение управления школой».
Объектом курсовой работы выступает управление школой.
Предмет курсовой работы — информационное обеспечение управленияшколой.
Целью курсовой работы является изучение особенностей информационногообеспечения управления школой.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы оптимизации управленческой деятельностируководителя школы;
2. Рассмотреть вопросы совершенствования управления школой;
3. Изучить сущность информационного обеспечения в управлениишколы;
4. Проанализировать особенности использовании информационныхсистем для решения задач управления школой.
Для достижения поставленных в работе целей и задач была проанализированалитература следующих авторов:
исследования, посвященные проблемам информационного обществаи информационных подходов в образовании (Р.Ф. Абдеев, А.П. Аверьянов, РЛ. Акофф,В.В. Дружинин, Д.С. Канторов, Ф.Ф. Королев, В.В. Краевский, М.И. Кондаков, В.В.Лаптев, Ю.А. Конаржевский, В.И. Маслов, В.Н. Максимова, Д.Ш. Матрос, СМ. Попов,И.А. Румянцев, Б.Я. Советов, А.Г. Соколов, Г.Ю. Соколов, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова,И.К. Шалаев, Р.Х. Шакуров, М.В. Швецкий, Л.И. Фишман и другие);
исследования по проблеме организации и управления наукой и образованием(В.А. Бордовский, И.А. Колесникова, В.И. Мареев, А.А. Орлов, Б.Н. Смирнов, А.Н.Тихонов, В.В. Чекмарев и др.);
педагогические работы по вопросам управления и развития школы,раскрывающие сущность и различные аспекты управленческой деятельности в образовании(М.К. Алексеев, В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, А.И. Берг, Е.Е. Венаров, Г.В. Воробьев,Д.М. Гвишиани, В.И. Загвязинский, Е.С. Заир-Бек, В.И. Зверева, Е.И. Казакова, Ю.А.Конаржевский, В.Ю. Кричевский, В.С. Лазарев, О. ЕЛебедев, А.М. Моисеев, В.И. Подобед,М.М. Поташник, Г.С. Сухобская, А.П. Тряпицына, П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, Т.Е.Ковина, С.Е. Шишов другие).
В работе использованы следующие методы: теоретический анализсоциологической, педагогической литературы по проблемам управления образовательнымисистемами, анализ нормативных документов, определяющих способы оценки качества образованияв школе, обобщение опыта управления школой.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам,заключения, списка литературы, состоящего из 24 источников. Работа содержит одинрисунок; текст изложен на 32 страницах.
/>Глава I. Современные подходы к управлению школой как образовательнойсистемой/>Совершенствование управленияшколой
Школа — исключительно сложный и весьма разветвленный по своейвнутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только приусловии, если каждое его отдельное звено и подразделение будут действовать слаженнои эффективно. Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении и воспитании,если педагогический коллектив школы не будет иметь единой линии и согласованностив работе, если он не будет сплочен четко очерченными целями. Во всех решениях ошколе особое место уделяется вопросам управления школой. Отмечается недопустимостькомандно-административного стиля руководства, подавляющего инициативу, активностьчленов коллектива, свободу личности. Вместе с тем везде подчеркивается важностьдисциплины, необходимость сочетания единоначалия и коллегиальности в руководствешколы, роль педагогического совета, профсоюза, родительского комитета, детскогосамоуправления.
Не менее важное значение имеет правильно организованное взаимодействиевсех звеньев ученического коллектива, степень его влияния на учебу и поведение школьников.Все это свидетельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой.
Весьма многообразной является структура управленческих органовв школе. Условно их можно разделить на три группы. Первую группу составляют органыколлективного управления школой общешкольная конференция представителей учащихся,работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы.
Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющиеруководство всеми ее звеньями и подразделениями. Это — директор школы, его заместителипо учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательнойработы, помощник директора по хозяйственной работе и др.
Третья группа включает в себя управленческие органы различныхобщественных организаций учащихся, учителей (профком, методические секции и т.д.),а также родителей (родительский комитет и др.).
Наличие такой разветвленной структуры управленческих органовв школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работыи эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфическихфункций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящейдеятельности. К этим принципам относятся следующие:
а) координация, согласованность и деловое сотрудничество всехуправленческих органов в школе в планировании предстоящей работы, определении ееведущих задач и их эффективном решении;
б) демократизм и гласность в осуществлении всеми должностнымилицами школы своих руководящих функций; опора на общественное мнение педагогическогои ученического коллективов, а также родителей; выборность руководящих органов;
в) персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей,классных руководителей, воспитателей групп продленного дня за успешное выполнениесвоих должностных функций;
г) умение выделять главные проблемы в работе школы и концентрироватьусилия педагогического и ученического коллективов на их решении;
д) поддержание благожелательного психологического микроклиматав педагогическом и ученическом коллективах, основанного на высокой ответственности,творческой инициативе, принципиальности и сознательном отношении каждого его членак работе;
е) тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнениемуказаний вышестоящих органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованиюучебно-воспитательной работы;
ж) поощрение педагогического творчества и поиска в повышениикачества учебно-воспитательного процесса, стимулирование учителей к овладению передовымпедагогическим опытом.
Задача педагогической науки — найти оптимальный вариант в управлениишколой, определив место директора в системе руководства, четко разграничить егоправа и обязанности подчиненных.
Конечно, если директор школы будет уповать в основном на своиправа, единолично принимать решения, действовать путем окрика и угроз — успеха небудет. Главное — это умелая организация, глубокое уважение к коллегам, умение поддерживатьлюбую полезную инициативу, способность слушать и учитывать мнение коллектива и егопредставителей.
В связи с этим следует различать в руководстве две линии: стратегическую,перспективную, долговременную и оперативную — тактическую, конкретно-исполнительскую.
Стратегическая линия предполагает принятие тщательно подготовленныхрешений: подбор и расстановка кадров, планирование, выбор. профиля образования иучебного плана, систему дополнительных платных услуг, совершенствование учебно-воспитательногопроцесса и т.д. Принятие подобных управленческих решений следует проводить поэтапно:изучить Законы, положения дел в школе, посоветоваться с советом школы, родительскимсоветом, специалистами, детскими организациями. Только полная гласность, опора наколлектив и разумная требовательность с оказанием своевременной необходимой помощиобеспечивают активность коллектива, высокое качество учебно-воспитательного процесса.
Ущемляет ли подобный подход авторитет руководителя, принцип единоначалия?Ни в коем случае. Наоборот, укрепляет, ибо создает необходимое единство, обеспечиваетподдержку основной массы исполнителей.
Другое дело — при осуществлении оперативного, каждодневного руководства,когда решение нужно принимать немедленно, по ходу дела. Правда, и здесь бывают случаи,когда есть время посоветоваться, поразмыслить. Но встречается масса дел, требующихнемедленного решения. Разумеется, директор не обязан по каждому вопросу бегать засоветом к тем или иным лицам, он принимает решение самостоятельно, с должной твердостьюи ответственностью.
Демократический стиль руководства предполагает отчетность руководителейшколы перед советом школы, коллективом, свободу критики, гласность и право на любуюпостановку вопросов, связанных с руководством школы и положением дел в коллективе.
Встает вопрос: выбирать или назначать директора школы? В Законеоб образовании допускаются разные варианты: назначение, выборы и заключение контракта.
Практика показала, что выборы директора очень редко дают положительныйрезультат, даже если проходят на конкурсной основе. Многие коллективы предпочитаютвыбирать «удобного» человека, который поменьше бы их беспокоил. Крометого, зависимость директора от «выборщиков» снижает его требовательностьи принципиальность. Тем не менее и такую форму отбрасывать нельзя.
Что касается контракта, то и здесь имеются сложности. Если контрактзаключается единолично руководителем по своему усмотрению, то зависимость учителяили директора от вышестоящего руководства усиливается. Поэтому заключение контрактатребует серьезной юридической подготовки, чтобы обе стороны чувствовали уверенностьи защиту закона.
Права и обязанности руководителя, совета школы, учителей и учащихсяполезно обсудить на педагогическом совете и собрании коллектива.
Там, где совет школы вписался в систему управления и стал органическойчастью этой системы, он, как показал опыт, стал крайне полезным и важным органомуправления. Наиболее эффективен школьный совет, состоящий из трех секторов:
1. Педагогический сектор занимается кадровыми вопросами (распределениенагрузки, назначение классных руководителей, ответственных за те или иные участкиработы), повышением квалификации учителей, их аттестацией, осуществляет общественныйконтроль и т.д. Избирается педагогическим советом.
2. Родительский сектор, созданный вместо родительского комитета,помогает решению вопросов детского питания, ремонта школы, организует педагогическийвсеобуч родителей, работает с родителями, помогает в проведении воспитательных мероприятий,создает кооперативы и т.д. Совет родительского сектора избирается из представителейклассных родительских комитетов и утверждается на общешкольном родительском собрании.
3. Ученический сектор создается вместо учкома: он осуществляетфункции детского самоуправления. Избирается собранием представителей учащихся 5- 11 классов. Его обязанности — организации дежурств, трудовых дел, спортивных соревнований,вечеров, походов, олимпиад, стенной печати и т.д.
В школе могут действовать кружки, общества, детские организации,их представители входят в состав ученического сектора совета школы.
Общешкольный совет в полном составе собирается один-два разав год и решает стратегически важные вопросы: заслушивает и обсуждает доклад директорао перспективах и задачах школы на текущий год, рассматривает и утверждает планыработы школы, факультативы, сметы, платные дополнительные расходы и т.д. Председателемсовета школы, как правило, является родитель или один из руководителей подшефногопредприятия, дети которого учатся в школе, или директор школы.
В течение года основную работу ведут сектора, они собираютсяраз в четверть, заслушивают ответственных за тот или иной участок деятельности,намечают пути реализации принятых решений. Текущую работу ведет президиум совета.Он собирается раз в две недели и осуществляет оперативное руководство школой. Впрезидиум входят руководители секторов и члены администрации.
Такая организация деятельности школьного совета делает его полезныминструментом в системе управления, подключения к руководству школой лучших представителейучителей, родителей, школьников.
Одним из трудных вопросов в системе управления является распределениеучебной нагрузки.
Существуют правовые нормы регламентации распределения учебнойнагрузки. Приводим ее основные положения:
Объем учебной нагрузки (больше или меньше нормы часов) устанавливаютсяс письменного согласия работника.
Установленный по тарификации в начале учебного года объем учебнойнагрузки не может быть уменьшен в течение года, за исключением случаев сокращенияклассов или уменьшения количества часов учебным планом и программой.
Распределение учебной нагрузки на следующий учебный год обсуждаетсяна совете школы при участии профсоюзной организации гласно и доводится до сведенияучителей до ухода в отпуск.
Решение принимается администрацией с учетом мнения общественности.
1.2 Состояние проблемы оптимизации управленческой деятельностируководителяшколы
Одно из основополагающих условий оптимального управления — организацияинформационного обеспечения руководителя школы.
Управленческая деятельность руководителя школы включает в себяобработку больших объемов информации. Для того чтобы эта информация действительнопомогала принимать правильные управленческие решения, она должна быть объективной,поступать своевременно, отражать динамику изменений в объекте управления. Крометого, нужны технологии, при помощи которых управленец сможет обработать эту информациюбыстро и точно, с минимальной затратой сил и времени.
Однако в реальности при осуществлении своей информационно-аналитическойдеятельности руководитель сталкивается с рядом проблем: большие массивы информацииобрабатываются вручную, многие данные из-за большого объема и сложности подсчетасобираются в школах формально, не точно отражают происходящие изменения; некоторыепоказатели совсем не выделяются и не анализируются. На сегодняшний день решить этипроблемы управленцу может помочь применение информационно-коммуникационных технологий.
Процесс информатизации является одним из перспективных направленийразвития образования на современном этапе. Использование информационных технологийв управлении школой дает качественно новые возможности для ее руководителей.
Государством предусматривается создание условий для организацииинформационного обеспечения в образовательном учреждении с использованием информационно-коммуникационныхтехнологий: оборудование образовательных учреждений информационно-вычислительнойтехникой, организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческихи педагогических кадров.
Но, несмотря на наличие большого количества разработанных программныхпродуктов, на практике информационно-коммуникационные технологии используются руководителямишколы недостаточно. Рассматриваемые тенденции свидетельствуют об актуальности курсовойработы на социально-педагогическом уровне. Оптимизировать управленческую деятельностьруководителя школы в связи с возрастающими сегодня требованиями к качеству образованияи в условиях постоянно увеличивающегося объема информации может информационное обеспечениеуправленческой деятельности руководителя школы.
На необходимость оптимизации информационно-аналитической деятельностив управлении школой указывают многие исследователи (Ю.К. Бабанский, B. C. Лазарев,A. M. Моисеев, М.М. Поташник, В.П. Симонов и др.). В отечественной литературе достаточнополно раскрыт вопрос о рациональной организации работы с информацией как одногоиз факторов оптимального управления. Вопросы оптимизации процесса обработки управленческойинформации рассматривались в работах А.Е. Капто, Ю.А. Конаржевского, B. C. Татьянченко,Л.И. Фишмана, Т.И. Шамовой.
Использованию информационно-коммуникационных технологий в организацииинформационного обеспечения в современных исследованиях по теории управления организациейотводится значительная роль. Вместе с тем остаются нерешенными проблемы внедренияинформационно-коммуникационных технологий в деятельность руководителя школы. Путирешения данной проблемы намечены в трудах ученых, занимающихся вопросами управлениякачеством образования (Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, А.А. Рузаков, А.И.Севрук); специалистов-практиков по использованию компьютерных программ в деятельностишкольной администрации (Т.М. Алексеева, Ю.П. Амелькович, Г.А. Аминев, Е.В. Боровская,СЮ. Боруха, А.В. Будеев, В.Ф. Бурмакина, Д.В. Зарецкий, И.Х. Касимов, Ю.А. Кушель,М.Э. Кушнир, Т. ВЛитвиненко, Л.Г. Осетров, О.Б. Самсонов, Л.А. Чашникова и др.).Однако до настоящего времени не определены пути комплексной информатизации школы,охватывающей все аспекты внутришкольного управления, что указывает на актуальностькурсовой работы на научно-исследовательском уровне.
Существующие на сегодняшний день разработки по созданию информационноймодели школы (Ю.Ю. Баранова, Е.Н. Богданов, А.Б. Боровков, К.П. Волокитин, Л.В.Жилина, Н.В. Кисель, Д.Ш. Матрос, Е.А. Тюрина, В.В. Хабин, А.А. Чадин и др.) нерассматривают подробно вопросы совершенствования административно-управленческойдеятельности, не содержат конкретных рекомендаций по использованию новых информационныхтехнологий управленцу-пользователю. В последние годы появляется немало программдля управления школой, составленных профессиональными программистами. Но при ихпрактическом применении возникает ряд трудностей, связанных прежде всего с тем,что разработчик программы не учитывает все особенности управленческих задач конкретнойшколы, а руководитель ограничивается поверхностным представлением о возможностяхкомпьютера. В результате внедрение информационно-коммуникационных технологий в информационноеобеспечение процесса управления школой на сегодняшний день осуществляется эпизодичнои недостаточно.
Информационное обеспечение управленческой деятельности руководителяшколы, построенное на создании информационных систем дает возможность снизить трудностив обработке информации и расширить сферу ее использования. При этом каждая информационнаясистема предстает как совокупность обеспечивающих подсистем: информационной, организационной,правовой и программной.
Для успешной организации своей управленческой деятельности руководителюшколы сегодня необходимо уметь анализировать образовательный процесс, выявлять наиболеезначимые проблемы и находить эффективные пути их решения. Оптимизировать управленческуюдеятельность руководителя школы в связи с возрастающими требованиями к качествуобразования и в условиях постоянно увеличивающегося объема управленческой информацииможет информационное обеспечение, которое представляет собой совокупность специфическихресурсов, процессов и технологий, предназначенных для решения управленческих задач.
Важным условием информационного обеспечения на современном этапеявляется использование информационно-коммуникационных технологий. В последние годыпоявляется немало специальных программ по управлению школой, составленных профессиональнымипрограммистами. Но при их практическом применении возникает ряд трудностей, связанных,прежде всего с тем, что разработчик программы не учитывает всех особенностей управленческихзадач конкретной школы, а управленец ограничивается поверхностным представлениемо возможностях компьютера. Внедрение информационно-коммуникационных технологий впроцесс управления школой на сегодняшний день осуществляется эпизодично и недостаточно.В этой связи является актуальной проблема создания технологии информационного обеспеченияуправленческой деятельности руководителя школы. Предлагаемая нами технология информационногообеспечения построена на создании в образовательном учреждении информационных систем.
Понимая информационные системы как взаимосвязанные совокупностисредств, методов и персонала, используемые для хранения, обработки и выдачи информациив интересах достижения поставленной цели, основываясь на их классификации по функциональномупризнаку, мы выделяем четыре информационные системы образовательного учреждения:кадры, контингент, обучающий процесс и воспитательный процесс. Выделение именноэтих систем как основополагающих обусловлено необходимостью, с одной стороны, охватитьвсе информационные процессы, протекающие в образовательном учреждении, с другойстороны, учесть взаимосвязь и взаимозависимость различных аспектов управленческойинформации и избежать дублирования данных. Названные системы взаимосвязаны междусобой и функционируют на всех уровнях управления школой.
В структуре каждой информационной системы можно выявить следующиеобеспечивающие подсистемы: информационную, организационную, правовую и программную.Информационная подсистема содержит унифицированные системы документации, схемы информационныхпотоков. Организационная подсистема регламентирует взаимодействие работников с техническимисредствами и между собой в процессе эксплуатации информационной системы, определяетобласти управленческих задач, подлежащих автоматизации; распределяет функциональныеобязанностей каждого при решении этих задач. Правовая подсистема включает в себясовокупность правовых норм, определяющих создание и функционирование информационнойсистемы: должностные инструкции, локальные нормативные акты, положения о порядкеиспользования информации. Программная подсистема состоит из комплекса техническихсредств, используемых при функционировании информационной системы и совокупностивсех программ, в том числе прикладных программ, как общего, так и специального назначения.
Такая организация информационного обеспечения дает возможностьруководителю школы использовать большие объемы управленческой информации, сопоставлятьпоказатели, производить быстрый поиск и обработку данных, а значит осуществлятьвыбор наилучшего варианта из возможных и принимать оптимальные управленческие решения.
 Выводы по главе I
Управление любой социальной системой есть прежде всего процесспереработки информации, взаимодействие его подсистем представляет собой информационныйобмен. Школа — типичный пример открытой системы, в которых происходит постоянныйобмен информацией не только между управляющей и управляемой подсистемами, но и сокружающей ее социальной средой. Проблема совершенствования управления в школьномобразовании в значительной степени определяется качеством используемой информациидля принятия решений различного уровня и характера. Недостаточная изученность информационныхаспектов в управлении образованием тормозит конструирование развития образовательныхсистем, не позволяет обеспечить управление качеством образования.
Таким образом, можно констатировать наличие в управлении современнойшколой несоответствия, противоположностей и противоречий между:
возросшими требованиями к обеспечению качества образования иреально существующими условиями информационно-аналитической деятельности руководителяшколы;
необходимостью оптимизации управленческой деятельности руководителяшколы в целом на основе новых информационных технологий и существующими на сегодняшнийдень разработками отдельных аспектов этого процесса;
между наличием большого количества специальных программных продуктови стихийным и эпизодичным их использованием в управлении школой.
Анализ актуальности и противоречий позволяет определить проблему,которая заключается в поиске и выборе информационного обеспечения, способствующегооптимизации управленческой деятельности руководителя школы.
Глава II. Теоретическиеосновы разработки информационного обеспечения в управлении школы
 2.1 Сущность информационного обеспечения в управлениишколы
Необходимым условием управления школой является его информационноеобеспечение. Информационное обеспечение управления школой состоит в выборе и соответствующейобработке сведений, характеризующих состояние ее образовательной системы.
Основные функции, которые выполняет система информационного обеспеченияуправления школой состоят в следующем:
удовлетворять потребности учащихся, учителей, руководителей школыи ее структурных подразделений в сведениях, необходимых в их деятельности и во взаимодействии;
информировать о состоянии образовательного пространства в школе,об обеспеченности средствами образования, об образованности учащихся, о профессиональнойквалификации учителей;
передавать учащимся, учителям, руководителям школы сведения идокументы, адресно направленные им;
систематически выявлять уровни развития интеллекта, эмоционально-психическогои физического здоровья, образовательные потребности учащихся;
информировать педагогических работников о вовлеченности родителейв процесс воспитания и обучения своих детей, затруднениях, которые они испытываютпри этом.
Управленческая практика показывает, что определение состава функцийправления подобным образом позволило добиться единообразных подходов субъектов правленияк отбору и обработке сведений, которые подлежат передаче на все уровни управления.В школе имеется возможность варьировать информационное обеспечение в зависимостиот индивидуальных потребностей тех или иных участников образования.
Существуют два канала информационного обеспечения руководителей:
формализованный (по нему циркулирует регламентированная по форме,содержанию и времени представления информация, обладающая достаточной степенью достоверности);
стихийный (по нему к руководителям неуправляемо поступает огромноеколичество самых разнохарактерных сведений, далеко не всегда объективно отражающихдействительное положение вещей: это звонки по телефону, устные обращения или ответыи др.).
В практике управления образованием пока превалирует второй канал.Важно, чтобы обеспечение руководителей в сфере образования объективной, достоверной,регламентированной по форме и времени информацией было максимально полным, а сведения,поступающие по второму каналу, лишь дополняли информацию формализованного канала.
Промежуточное положение в системе информационного обеспеченияруководителей системы образования занимает целевая единовременная информация, подготавливаемаяпо их заданию специалистами по тому или иному вопросу в виде справок, аннотаций,целевых анализов. При правильной организации информационного обеспечения потребностьв них значительно уменьшается.
Логическая структура информационных потоков в общем случае несвязана с физической структурой транспорта информации и связи, которая имеет звездообразнуюструктуру типичной региональной образовательной сети.
Для осуществления транспорта информации в системе мониторингаиспользуют следующие каналы связи:
Интернет-каналы — для передачи данных от коммуникационного серверарегиональной образовательной сети в Министерство образования, а также из районныхи городских органов управления образования и общеобразовательных учебных заведений,находящихся в регионе вне регионального центра, связь с которыми по коммутируемымтелефонным каналам (внутриобластным) оказывается слишком дорогостоящей и недостаточнонадежной и устойчивой;
Коммутируемые каналы для связи по технологии dial-up — для связив черте регионального центра и передачи данных субъектами мониторинга на коммуникационныйсервер региональной образовательной сети, а также для передачи данных общеобразовательнымиучебными заведениями в районах местным провайдерам Интернет;
При небольшой скорости передачи данных из малооснащенных школв сельских районах информация может передаваться на дискете в районный орган управленияобразованием с курьером для последующей отправки на коммуникационный сервер региональнойобразовательной сети;
В отдельных случаях (при отсутствии проводной телефонной сети)для передачи данных могут использоваться радиосредства — радиомодемы, однако, привысокой стоимости и сравнительно небольшом радиусе действия такие средства остаютсянеэффективными.
Проблема ограничения доступа к информации может быть разделенана две составляющих — этический аспект; аспект доверия.
Этический аспект связан с возможностью использовать полученныеданные во вред кому бы то ни было. Он особенно актуален, когда в данных обследованиясодержатся личностные оценки, например, результаты психодиагностики, рейтинги педагоговили образовательных учреждений. В случае некомпетентного использования эти оценкимогут принести значительный ущерб, и поэтому к таким данным доступ должен быть ограничен.В рамках мониторинга следует использовать обобщенные статистические величины, выделяяте или иные типологические группы.
Второй аспект проблемы — аспект доверия. Как правило, обследованиепроходит в конкретном образовательном учреждении или классе и существует возможностьвключить его результаты в отчет, рекомендации и т.д. Попав к руководителю болеевысокого уровня, эти данные могут быть использованы для формирования оценочных сужденийи во вред образовательному учреждению или его руководителю.
Вся информация, накапливаемая в школе подразделяется на внешнююи внутреннюю.
Внешняя — директивы и нормативные документы о системе управленияв городе, округе, школе (приказы, распоряжения и др.), учебные планы и программы,общественно политическая и научно-педагогическая информация.
Внутренняя информация помогает представить состояние и результатыобучения, воспитания и развития учащихся, сведения о руководителях школы и учителях,их деятельности; данные о материально-технической базе; сведения о внешних связяхшколы и других учреждениях.
Вся информация еще делится по времени на оперативную и стратегическую(тематическую и школьную).
Оперативная информация имеет своей целью выявить едва наметившиесяотклонения в управлении. Это те данные, которые нужны руководителю школы, чтобыоценить работу школы за день, неделю, месяц, четверть.
Стратегическая информация — это данные об итогах анализа учебногогода. Кроме того, это комплексные программы развития школы, директивные документыгосударственной Думы, постановления правительства и др. Тематическая и оперативнаяинформация как в управляющей, так и в управляемой подсистемах по своему содержаниюявляются составной частью итоговой информации.
В последнее время в управлении большое распространение получаетиспользование телекоммуникационных технологий в дистанционном обучении, что позволяетболее оперативно осуществлять:
дифференцированный подход к обучению;
разрабатывать новые системы контроля;
проводить групповые занятия;
организовывать интерактивное общение для обобщения и обмена мнениямис педагогами других регионов;
обучаемые получат возможность с помощью компьютера связатьсяс учителем-консультантом (тьютором), участвовать в международных олимпиадах, конференциях.
Дистанционное обучение станет хорошим инструментом как для повышенияквалификации, так и для самообразования учителя, воспитателя и руководителя школы.Технологии управления школой приобретает новую модель.
 2.2 Особенности использовании информационных системдля решения задачуправления школой
При формировании информационного обеспечения управления школойнеобходимо ответить на ряд вопросов: какая информация нужна и как организовать еесбор. При этом собранные данные можно считать информацией в полном смысле словалишь при условии ее использования для решения конкретных внутриорганизационных задачи принятия управленческих решений. В противном случае — это балласт, на которыйзатрачен самый невосполнимый ресурс — время.
Улучшению качества информации способствует ее упорядочение. Аупорядоченная совокупность фактов и статистических данных и формирует тот самыйинформационный массив, который мы используем для анализа и принятия управленческихрешений.
Основным инструментом создания системы информационного обеспеченияуправления школой, является педагогический мониторинг, ставший основой для педагогическогоколлектива школы для практической реализации идеи дифференциации в рамках школыс дифференцированным подходом к обучению.
В связи с необходимостью отслеживать эффективность дифференцированногоподхода одним из важнейших аспектов явился выбор системы сбора информации и обеспечениесистемы управления образовательным учреждением (рисунок 1).
/>

Рисунок 1 — Схема распределения информационных потоков средисубъектов управления школой
Само собой разумеется, что любая деятельность в сфере информационно-компьютерныхтехнологий как, впрочем, и любая другая деятельность, основывается на ряде объективныхпредпосылок, делающих эту деятельность возможной. К сожалению, просто желания видетьконечный продукт интеллектуальной деятельности одного, или даже нескольких людейне достаточно для появления данного продукта. Требуется ряд объективных и субъективныхпредпосылок.
Естественно, что для реализации данной системы, необходимо созданиеряда условий, коими с нашей точки зрения на данном уровне являются:
Правовые
Поддержка инновационной деятельности
Поддержка разработки и распространения программных продуктов
Организационные
Рассмотрим также нововведения в основных видах управленческойдеятельности и в процессе создания оптимальной системы информационного обеспеченияуправления школой.
Эффективность управления во многом зависит от качества управленческойинформации, которой владеет руководитель. Качество управленческой информации определяют:
а) ее полнота и минимальная достаточность;
б) системность, структурированность;
в) объективность, достоверность;
г) значимость, востребованность;
д) своевременность, оперативность поступления, обработки и передачиисполнителям.
Создание комплексного банка управленческой информации, моделькоторого представляет собой матрицу, где номера строк определяют виды информациипо функциям управления (нормативно-правовая, научно-методическая, планово-прогностическая,контрольно-аналитическая информация), а номера столбцов обозначают виды информациипо содержанию управленческой деятельности, позволяет реализовать все указанные требованияи тем самым значительно повысить эффективность управления школой.
Рассмотрим один из вариантов управленческой информации руководителяшколы.
В 1 строке (нормативно-правовая информация) помещается переченьнормативных документов в следующей последовательности:
1. по общим вопросам управления школой;
2. по работе с педагогическими кадрами (подбор, расстановка,повышение квалификации, научно-методическая работа, аттестация), а также определяющихтребования к профессиональной компетентности педагогических кадров;
3. по материально-финансовому обеспечению;
4. по социально-правовой защите детей;
5. по организации учебного процесса;
6. по организации воспитательной работы и дополнительного образованиядетей;
7. по национальному образованию;
8. определяющих требования (нормативы) к уровню обученности,воспитанности и развития учащихся.
Во 2 строке (научно-методическая информация) определяется переченьключевых научно-методических публикаций также по 8-ми направлениям.
В 3 строке (планово-прогностическая информация) помещается списоквсех планов работы, концепций и программ развития, прогностических материалов вэтой же последовательности.
В 4 строке (контрольно-аналитическая информация) составляетсяперечень всех справок, актов по итогам различных проверок.
Сбор и хранение управленческой информации в соответствии с этоймоделью облегчает процесс анализа деятельности педагогического коллектива и администрациишколы, ибо здесь уже установлены логические (причинно-следственные) связи. Результат(уровень обученности и развития учащихся) зависит от социально-правовой защиты детейи качества образовательного процесса. А образовательный процесс в свою очередь зависитот ресурсов (от кадров, их квалификации и материально-финансового обеспечения школы).И все это в конечном счете определяет эффективность системы управления.
Сбор информации по данной схеме возможен как в компьютерном,так и безмашинном вариантах. Современные компьютеры (а также дополнительные приборытипа «сканнер») позволяют легко и оперативно вносить в память компьютеране только контрольно-аналитическую информацию о состоянии дел в школе, но и содержаниевсех важных нормативно-правовых документов, необходимых научно-методических разработок,планов, концепций, программ развития. Причем, в компьютер вводится как внешняя,так и внутренняя информация.
 Выводы по главе II
Разработка информационных основ в теории школьного образованиянедостаточна для создания моделей управления, позволяющих своевременно и гибко обеспечиватьуправление развитием системы и целенаправленно повышать ее качество. В особенностиэто касается учета переработки и анализа информации всеми субъектами управления.Практически отсутствуют работы, предметом которых был бы анализ всей структуры информационныхсвязей от обучаемого до руководителя школы.
Современная педагогическая практика встречается с вполне очевиднымпротиворечием между необходимостью обеспечения систематизированной, адресно-направленнойи доступной для всех участников образовательного процесса информацией и неразработанностьюорганизационно-педагогических основ для создания эффективных информационных моделей,позволяющих всем субъектам управления школой принимать обоснованные решения в мерусвоих компетенций, что наиболее важно при планировании развития школы и проведениишкольных преобразований.
Заключение
Управление любой социальной системой есть прежде всего процесспереработки информации, взаимодействие его подсистем представляет собой информационныйобмен. Школа — типичный пример открытой системы, в которых происходит постоянныйобмен информацией не только между управляющей и управляемой подсистемами, но и сокружающей ее социальной средой. Проблема совершенствования управления в школьномобразовании в значительной степени определяется качеством используемой информациидля принятия решений различного уровня и характера. Недостаточная изученность информационныхаспектов в управлении образованием тормозит конструирование развития образовательныхсистем, не позволяет обеспечить управление качеством образования.
Особенности современной ситуации таковы, что самое низшее звеносистемы управления образованием — образовательные учреждения — приходят к выводуо необходимости использования информационных систем управления в образовательномпроцессе. Параллельно этому процессу, идет активный процесс накопления статистическойинформации и формирование баз данных на муниципальных и региональных уровнях.
В связи с этим остро встает вопрос об интеграции существующихи создаваемых баз данных в единую информационную сеть, позволяющую получить и проанализироватьобъективную информацию «из первых рук» на всех уровнях: от федеральногодо муниципального. При подобном варианте внедрения информационных систем управления,необходимо будет лишь дополнить существующие базы необходимой информацией.
Можно констатировать наличие в управлении современной школойнесоответствия, противоположностей и противоречий между:
возросшими требованиями к обеспечению качества образования иреально существующими условиями информационно-аналитической деятельности руководителяшколы;
необходимостью оптимизации управленческой деятельности руководителяшколы в целом на основе новых информационных технологий и существующими на сегодняшнийдень разработками отдельных аспектов этого процесса;
между наличием большого количества специальных программных продуктови стихийным и эпизодичным их использованием в управлении школой.
Анализ актуальности и противоречий позволяет определить проблему,которая заключается в поиске и выборе информационного обеспечения, способствующегооптимизации управленческой деятельности руководителя школы.
Разработка информационных основ в теории школьного образованиянедостаточна для создания моделей управления, позволяющих своевременно и гибко обеспечиватьуправление развитием системы и целенаправленно повышать ее качество. В особенностиэто касается учета переработки и анализа информации всеми субъектами управления.Практически отсутствуют работы, предметом которых был бы анализ всей структуры информационныхсвязей от обучаемого до руководителя школы.
Современная педагогическая практика встречается с вполне очевиднымпротиворечием между необходимостью обеспечения систематизированной, адресно-направленнойи доступной для всех участников образовательного процесса информацией и неразработанностьюорганизационно-педагогических основ для создания эффективных информационных моделей,позволяющих всем субъектам управления школой принимать обоснованные решения в мерусвоих компетенций, что наиболее важно при планировании развития школы и проведениишкольных преобразований.
Таким образом, изучив довольно обширный теоретический и практическийнаучный и методический материал по теме нашего исследования, мы решили следующиезадачи: изучили состояние проблемы оптимизации управленческой деятельности руководителяшколы; рассмотрели вопросы совершенствования управления школой; изучили сущностьинформационного обеспечения в управлении школы; проанализировали особенности использованииинформационных систем для решения задач управления школой.
Список литературы
1. Авдеева, С.М. Учебные материалы нового поколения, разрабатываемые в проекте«Информатизация системы образования» // Мастер-класс: прилож. к ж.«Методист». — 2008. — №3. — С.2-10.
2. Андрианова, Е.П. IV Всероссийскийнаучно-методический симпозиум «Информатизация сельской школы» («ИНФОСЕЛЬШ-2006»)// Директор сельской школы. — 2007. — №1. — С.44-47.
3. Аницына, Т.М. Единое информационное пространство ОУ // Методист. — 2007.- №7. — С.10-13.
4. Анохин, С. Интернет в образовании: смещение фокуса с аудитории на личность// Директор школы. — 2006. — №3. — С.33-36.
5. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М. 1994.- 227 с.
6. Белякова, И.А. Компьютер — организатор, учитель и делопроизводитель // Директоршколы. — 2007. — №9. — С.29-32.
7. Васильев, В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательнойшколой. Воронеж: Изд. ВГУ, 1990.
8. Воронина, О. Главная задача ЦОР — повышение эффективности урока // Директоршколы. — 2008. — №4. — С.58-60.
9. Гершунский, Б.С. Компьютеризации в сфере образования: проблемы и перспективы.М.: Педагогика, 1987.
10. Дзюбенко, А.А. Новые информационные технологии в образовании. М., 2000.- 104 с.
11. Доманский, Е. Информационное общество и образование: мифология и реальность// Народное образование. — 2008. — №2. — С.261-267.
12. Карстанье, П., Ушаков К. Управление в образовании, проблемы и подходы. Практическоеруководство. — М., 1995.
13. Латышев, О.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в интернатном образовательномучреждении // Школьные технологии. — 2005. — №5. — С. 204-211.
14. Матрос, Д.Ш. Основы теории информатизации процесса обучения // Педагогика.- 2007. — №6. — С.11-18.
15. Меламуд, В.Э., Фастовский И.А. Информационное пространство управления школой// Информатика и образование. — 2007. — №8. — С.3-12.
16. Первин, Ю.А. Информатизация школы: взгляд из сельской глубинки // Директорсельской школы. — 2007. — №1. — С.48-62.
17. Поташник, М.М. Оптимизация управления школой. — М., 1991.
18. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактическиепроблемы; перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994. — 205 с.
19. Роберт, И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современныхусловиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатикаи образование. — 2008. — №5. — С.3-15.
20. Саютина, О.Я. Реализация программы «Управление качеством образованияна основе новых информационных технологий» // Управление качеством образования.- 2008. — №1. — С.22-32.
21. Ткачева, Т.П. План мероприятий по информатизации образовательного процессав школе // Практика административной работы в школе. — 2007. — №8. — С.17-18.
22. Управление развитием школы. /Под ред.М. М. Поташника, В.С. Лазарева. — М.,1995.
23. Харисов, Т., Харисова А. Система информационного обеспечения управления школой// Директор школы. — 2007. — №5. — С.35-43.
24. Якушкина, Е. Информационные технологии директору школы // Народное образование.- 2006. — №9. — С.121-129.