–PAGE_BREAK–Концепция электронного правительства: В федеральном бюджете США учрежден специальный фонд развития «электронного правительства» в размере 100 млн. долл. США на пять лет. Онлайновый доступ к услугам всех государственных учреждений. позволяет могут платить налоги, продлевать водительские удостоверения, записывать детей в школу, находить невостребованную собственность — и все это по Интернету.
Действия США в области государственной политики: По официальной статистике, размещенной на сайте Организации экономического сотрудничества и развития, бюджетные ассигнования на науку в США составляют на протяжении последних лет 2,7% ВВП. Можно отметить: значительный объем финансирования НИОКР (до 20-25% от общего объема); национальные программы по разработке инновационных технологий; реализация государственных программ частным сектором — корпорациями, университетами, неприбыльными организациями, а также формирование государственно-частных партнерств; система государственных экономических стимулов инновационной деятельности (использования разнообразных налоговых льгот для стимулирования инновационного предпринимательства и венчурных фондов, льготные кредиты на обучение и повышения научной квалификации).
В области частного сектора: большие затраты на НИОКР (200 млрд. долл); постоянно совершенствующиеся механизмы взаимодополняемости и взаимовыгодного и дополняющего партнерства корпораций и малого инновационного предпринимательства; развитый рынок венчурного капитала
позволяет эффективно использовать потенциал малых фирм в формировании инновационной экономики.
3. Информационная инфраструктура современной Европы На сегодняшний день в ЕС приняты и реализуются более 100 проектов и документов по построению информационного общества. Основные документы и направления государственной политики в данной области:
1. Социальная направленность при построении информационного общества. Еще в 1997 г. Европейской Комиссией была опубликована «Зеленая книга: „Жизнь и работа в европейском информационном обществе. Люди на первом плане“», где указывалось, что исходной точкой ИО в единой Европе является развитие гражданского общества и просвещения, укрепление демократии и общественного согласия.
Важнейшей сферой, на которую обращает внимание ЕС, становится образование (как для школьников и студентов, так и для взрослых), развитие образовательных сетей и сетей, связывающих университеты и исследовательские центры, а также преодоление цифрового барьера и повышение доступности ИТ. Согласно данным на 2002 год в ЕС более 40% семей (150 млн. человек) используют Интернет, более 50% рабочих и служащих используют компьютеры на работе, около 5% ВНП идет на образование и переобучение.
2. Реализуемый с 1994 г. план действий по переходу Европы к информационному обществу, включающий основные положения об изменении законодательства, создание новых рынков ИТ, внедрение компьютерного управления транспортными услугами; контроль за воздушным сообщением; создание компьютерных трансевропейских сетей в сфере здравоохранения, национальных и муниципальных административных органов.
3. Постоянное проведение два раза в год, начиная с 1995 г. форумов ЕС по информационному обществу. В них принимают участие более 100 представителей промышленности, исполнительной власти и культуры.
4. Открытие 1 января 1998 г. телекоммуникационного пространства Европейского Союза для свободной конкуренции.
5. Стремление к лидерству в нанотехнологиях: в рамках 6-ой Рамочной программы 2003-2006 г. в размере 1300 млн. евро, в рамках 7-ой Рамочной программы на 2007-2013 годы 4865 млн. евро.
6. Важное значение технопарков и их специфика: В них видят инструмент, который способствует выравниванию структурного дисбаланса стран ЕС, а также механизм создания необходимого инновационного климата, укрепления науки с производством.
Специфика технопарков: ориентация на создание малых наукоемких фирм, помощь желающим начать свое дело, разработке бизнес-планов, содействии поиску необходимых кадров.
В Германии более 120 технопарков, во Франции — около 30.
7. Программы «Электронного правительсва»: «Великобритания в Сети»: организация электронной связи 200 центральных и 482 местных государственных учреждений с 60 млн. граждан и 3 млн. коммерческих организаций; «Германия в Сети»: доступ к 1,2 тыс. онлайновых услуг государственных учреждений, оборудование 181 отделение службы занятости пунктами бесплатного доступа в Интернет для безработных — для публикации своих резюме и поиска вакансий. В Великобритании было открыто свыше 1,2 тыс. центров, предоставляющих населению различные консультации, а также дешевый или бесплатныйдоступ в Интернет.
8. Реализация программы “Электронной Европа” — программы развития ЕС на 2000-2010гг. с общим бюджетом более 100 млн. долл. США, комплекс отдельных программ по развитию НИОКР, компьютеризации сфер экономики и управления, содействию повышения образования и даже стимулированию развития информационного общества в странах ЦВЕ. В основе принцип непрерывного пожизненного обучения населения ЕС информационным технологиям.
9. «Лиссабонская стратегия ЕС»: документ, утвержденный странами ЕС в 2000 году на саммите в Лиссабоне; в нем поставлена задача к 2010 году сделать ЕС самой конкурентоспособной экономикой в мире.
10. 7-я Рамочная программа ЕС по финансированию НИОКР-. Реализуются с 1984 г.5-летними циклами, с 2007г. — 7 лет.7-я Рамочная направлена на создание Европейского Научного Пространства, а также на развитие экономики и общества знаний в Европе. В 2005 году расходы ЕС на проведение НИОКР превысили 200 млн. евро. В процентном отношении к ВВП уровень расходов на НИОКР составил 1,84% (как и в 2004 году). Однако к 2010 году на НИОКР планируется выделять до 3% ВНП.
4. Действия Индии по построению информационного общества В основе индийского пути лежит курс на приоритетное развитие экспортной ИТ индустрии (их называют «новой мантрой» Индии), создание благоприятных для отрасли инвестиционных, налоговых, административных и прочих режимов, создание особых свободных экономических зон, экспортно-ориентированных предприятий и технологических парков. Достижения Индии опираются в основном на два фактора: успешно выбранную отрасль производства ПО и целенаправленную государственную политику в области производства программного обеспечения и услуг (с 1970 года).
Результатом этой политики стало международное признание ИТ индустрии Индии: в 2000 г. сертификацию ISO 9000 и SEI CMM (Уровень 3 и выше) имели 210 компаний, и около 70 находились в процессе их получения.
В 2001 г. из 44 компаний мира, имеющих наивысшую сертификацию SEI CMM (уроввень5), — 24 индийские компании.
Экспорт программного обеспечения (ПО) и услуг из Индии растет благодаря высокому качеству производимого ПО. В 1999-2000 году Индия экспортировала ПО и услуги в 95 стран мира, при этом большая часть экспорта — почти 62% — приходилась на Северную Америку (США и Канаду), 23,5% — на Европу, 3,5% — на Японию.
На сегодняшний день в стране существует целый ряд компаний с оборотом от 750млн-до 1,5 млрд. долл. США. Самые крупные из них — Tata Consultancy Services (TCS), Wipro Technologies, Infosys Technologies.
Основные направления государственной политики Индии:
Реформа системы высшего образования в области информационных технологий в соответствии с мировыми стандартами, развитие системы сертификации специалистов, расширение образования в сфере ИТ.
Стимулирование привлечения частного и иностранного капитала в ПО индустрию, телекоммуникационную инфраструктуру и ИТ образование: делицензирование деятельности в ПО индустрии; существенное упрощение схемы регистрации фирм — производителей ПО и услуг; введение налоговых льгот (включая налоги на прибыль), а также освобождение компаний от налога на доход с экспорта ПО и ИТ услуг.
Совершенствование процесса производства, развития и внедрения передовых технологий: финансирование научных и промышленных исследовательских проектов в области высоких технологий; стандартизация и получение международных сертификаций (ISO9000, SEI CMM).
Финансы и инвестиции: расширение роли частного и иностранного капитала в ПО индустрии, телекоммуникационную инфраструктуру и ИТ образование; льготное налогообложение компаний, особые режимы для совместных предприятий, частных учебных заведений; введение льготного кредитования и страхования рисков; разрешение 100% иностранного капитала во всех областях ИТ; льготное налогообложение венчурных фондов, инвестирующих средства в компании отрасли.
5. Концепция «Электронного правительства» Уникальные условия функционирования технопарков: упрощенные процедуры экспорта-импорта, нулевые таможенные пошлины; система «одного окна», убыстрение бюрократических процедур; низкие налоги с продаж, акцизные сборы, 10-летнее и 5-летнее освобождение от корпоративных налогов, возможность создания фирм со 100% участием иностранного капитала, хорошо развитая телекоммуникационная инфраструктура, доступ к спутниковой связи, упрощенные процедуры доступа к иностранной валюте, льготные условия по строительству новых производственных объектов.
6. Действия России по построению информационного общества По расчетам Всемирного банка по размерам ВВП (582 млрд. долл. США) Россия в 2004 г. была на пятнадцатом месте в мире (позади стран большой семерки, а также Китая, Испании, Индии, Ю. Кореи, Мексики, Австралии и Бразилии), обогнав Нидерланды (577 млрд. долл). По темпам роста ВВП Россия опережает многие крупные страны (Россия — 6%, США — 3%, Франция, Италия и Германия — менее одного процента).
По душевому ВВП (8,9 тыс. долл. США в год) Россия занимает 86 место среди 231 страны, опережая Казахстан (6,3), Беларусь (6,1), Украину (5,4) и другие страны СНГ.
Вместе с тем, согласно прогнозу World Fact Book, Россия лишь к 2010 году сможет вернуться по продукции обрабатывающей промышленности, инвестициям и НИОКР на уровень 20-летней давности, который другими странами давно пройден. В экономике преобладают технологии 3-го, в лучшем случае 4-го уклада, характерные для середины прошлого века. Высокий рост ВВП во многом определяется мировыми ценами на нефть и сырье.
Развитие информационной и инновационной инфраструктуры для России — единственный способ сохранить ее единство, экономический рост и роль в Евразии. В 2000 году один из крупнейших интеллектуальных центров СССР (и РФ), академический Институт прикладной математики имени Келдыша выдал прогноз: без перехода на инновационную траекторию страну в десятилетней перспективе ждет системная катастрофа.
Потенциальные возможности России в области построения инновационной экономики оцениваются следующими данными:
1. Сильный интеллектуальный потенциал:
по уровню грамотности населения и числу специалистов с высшим образованием Россия не уступает самым развитым странам. По общеобразовательному уровню населения Россия занимает 1 место, 2 место по количеству научно-исследовательского персонала, 5 место по количеству выданных гражданам России патентов и, необходимо отметить, 5 место по компетентности государственных служащих;
российский бизнес — самый интеллектуальный в мире: 80% имеют высшее образование, а 40% крупных бизнесменов — ученую степень;
в России трудятся около 10% научных работников мира, им принадлежит 7 — 8% публикаций по естественным и техническим наукам, но эта информация бесплатно используется зарубежными компаниями;
число исследователей в России на одну тысячу занятых в экономике практически такое же, как в странах ОЭСР (6,5 и 6,6);
в России сохранились НИИ мирового класса, коллективы компетентных ученых и инженеров, хорошее качество школьного, а в ведущих вузах и высшего, естественного и математического образования;
компьютерная грамотность населения: число пользователей Интернет в России 8% населения в среднем по стране (при минимальном эффективном уровне информатизации 10% населения), в отдельных регионах, например в Москве (27%), он уже приближается к соответствующим показателям развитых европейских стран.
2. Реализация программы ФЦП «Электронная Россия должна обеспечить: формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, эффективное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе внедрения ИКТ. Финансирование программы в 2007-2010 гг. — 23, 427 млрд. рос. рублей.
3. Реализация программы ФЦП „Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.“. При объеме финансирования почти 135 млрд. российских рублей. По целям и задачам ФЦП сродни национальному проекту, в котором нуждается Россия [13]. От ее реализации зависит, сможет ли Россия „соскочить“ с нефтяной „иглы“ и начать движение по инновационному пути развития.
4. Реализация Программы развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года: Мировой рынок нанотехнологий является одним из наиболее приоритетных и быстро развивающихся в мире, и Россия, не уступая ведущим странам в данной области по уровню разработок, может претендовать на лидирующие позиции. Финансирование работ в данной области, выполняемых за счет средств бюджета в 2005-2006 годах, — 4930,25 млн. российских рублей (197,21 млн. долл. США). В США: 2005 год — 1081 млн. долл. США, ЕС: 2003-2006гг. — 1300 млн. евро.
5. Основные направления развития информационных технологий в России: создание технопарков, расширение российской группировки спутников связи, создание сетей телемедицины, подключение всех российских школ к сети Интернет, создание в РФ систем цифрового телевещания. К 2012 г. охват населения России цифровым телевещанием достигнет 100%.
6. Проекты создания технопарков: Сегодня технопарки создаются в пилотных регионах России — в Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской, Калужской областях, в Санкт-Петербурге и Республике Татарстан. В них будет создано свыше 70 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест, а годовой объем продукции достигнет 4 млрд долл. США Объем доходов в этой отрасли к 2010 г. должен составить около 40 млрд долл. США.
7. Рост инвестиций: По оценке Economist Intelligence Россия является одной из наиболее привлекательных стран для иностранных инвестиций среди стран с переходной экономикой. По степени инвестиционной привлекательности Россия в 2005г заняла 75 место из 150 стран с развивающейся экономикой. Прогнозируется, что в 2006-2010 гг. Россия станет лидером по привлечению прямых иностранных инвестиций среди стран СНГ и Восточной Европы. В то же время, российская экономика испытывает недостаток „длинных“ инвестиций из-за рисков, связанных с несовершенством законодательства, коррупцией и замедлением структурных реформ.
8. Быстрое развитие фондового рынка: За два последних года российский фондовый рынок принял макроэкономические масштабы и стал интересен предприятиям реального сектора, как средство для привлечения финансирования, что важно при создании ИТ. Среднедневной оборот на Фондовой бирже ММВБ впервые превысил 3 млрд. долл. США, что фактически в 6 раз превышает результаты начала 2005 г. Капитализация российского рынка акций составляет около 90% от ВВП России.
9. Развитие сферы услуг и расходов на НИОКР: Сфера услуг составляет 40% сферы занятости и производства ВВП (при мировом уровне 60-70%).
В ней преобладают торговые и посреднические, а не инжиниринговые и другие инновационные услуги. В 2004 году затраты на НИОКР составили 1,35% ВВП. В „Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу…“ планируется, что затраты на НИОКР к 2008 году возрастут до 1,8% валового внутреннего продукта и к 2010 году достигнут 2%.
10. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России (ЕИПР). Она ориентирована на активизацию рыночных механизмов в сфере государственной информации и является реализацией федерального закона „Об информации, информатизации и защите информации“. Однако, количество компьютеров на 100 жителей в России составляет около 6, в США и странах Западной Европы — 30 и более.
Проблемы и препятствия на пути формирования инновационной экономики России:
1. Отсутствие опыта коммерциализации научных разработок: что препятствует развитию научно-технического прогресса, массовому внедрению и использованию новых технологий в жизни общества.
2. Низкий уровень высоких технологий в ВВП страны: информационный сектор России производит порядка 5% — 7% ВВП. Например, производство изделий электронной техники в разных странах на душу населения, (трлн. долл. США): США — 1260; Япония — 1100; Европа — 500; Россия — 14. Как результат — доля России на рынке высоких технологий составляет менее 1%, США (39% — 2,5 трлн. долл. США), Япония (30%) и Германия (16%).
продолжение
–PAGE_BREAK–