Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
Ивановский государственный химико-технологическийуниверситет
Реферат
по правоведению
«Информационное право иправовая защита информации»
Выполнил: студент гр.1-43 Батталов А.А.
Проверил:ст. преподаватель ЧуткинЕ.Г.
Иваново 2006-06-08
Существованиечеловечества на планете Земля, формирование и развитие общества и государствасвязаны с информацией и обусловлены ею.
[1]Формированиеновой отрасли права – достаточно сложный процесс. Начиная с 70-х гг. ХХ в. постепеннонакапливались научные аргументы для решения проблемы выделения информационныхотношений как самостоятельной сферы правового регулирования. Компьютерноеправо, коммуникационный менеджмент, информационное законодательство, а главное– развитие реалий в области информации, информатизации, защиты информации – вотаргументы за выделение отрасли информационного права в системе Российскогоправа.
Проблемызащиты жизни и её условий породили уголовное право. Развитие трудовых отношенийв эпоху капитализма породило уголовное право. Экологическое право – ответ наугрозы, возникшие в связи с варварским отношением человека к природе.
[2]Сферудеятельности, в которой регулирование осуществляется определённой отрасльюправа, преимущественно называют предметом отрасли. Это предметная областьданной отрасли права. Это как бы титульная сфера регулирования данной отрасли.Однако следует иметь в виду, что ни одна сфера деятельности людей не являетсястерильной только для одной отрасли права. Всегда есть пересечение и сочетаниемногих отраслей права в каждой предметной сфере (области) деятельности. Но при этом одной из нихпринадлежит определяющая роль.
Следуетотметить, что и в практике применения права, и в самом нормотворчестве, равнокак и в теории, часто происходит подмена понятий «предмет» и «объект»регулирования, что нарушает точность понимания того, о чём идёт речь вконкретных обстоятельствах. Поясним на примере. Обращаясь в архив за получениемдокумента, гражданин реализует своё право на информацию путём осуществленияконкретных действий в информационной по предметному признаку сфере. Предмет егоинтереса – определённый документ. Законодательство, устанавливая правогражданина на получение информации и соответствующие обязанности архивапредоставить интересующий гражданина документ, регулирует взаимоотношения этихвзаимосвязанных обстоятельствами и законом субъектов. Эти отношенияосуществляются в форме оказания информационной услуги со стороны архива исоблюдения определённых действий самим гражданином, который долженсоответствующим образом оформить свой запрос. Так, конкретно выделяются: а) предмет отношений (документ или егокопия); б) отношения связанных субъектов поповоду указанного предмета, регулируемыми нормами законодательства иподзаконными актами; в) предметная сфераправа (механизм регулирования отношений субъектов относительно предмета ихинтереса с учётом позиции государства – нормативно выраженная совокупность прави обязанностей всех взаимосвязанных субъектов).
В процессевыделения отрасли права важное значение имеет не только предмет отношений, но иметод его регулирования. Вся совокупность отношений по поводу информации(информационных ресурсов) регулируется нормами права национального, в данномслучае Российской Федерации, нормами международного права, а также договоров РФс другими государствами, в целом образующими систему информационного права.
[3]Российскоезаконодательство определяет информации как «сведения о лицах, предметах, фактах,событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».Многообразие форм представления информации (письменная, устная, волновая,биологическая, визуально воспринимаемая объектная и т. д.) возможно бесконечно.Важно, чтобы эта информация воспринималась и адекватно вливалась в знания омире, нас окружающем и нами создаваемом, чтобы она была функционально значимойи востребованной.
Наиболее социализированнойформой информации является знаковая и прежде всего письменная формапредставления информации. Поэтому первый закон, специально посвящённыйинформационным проблемам — Федеральный закон «Об информации, информатизации изащите информации», принятый в 1995 г., предметом своего регулирования имеетдокументированную информацию, на основе которой формируются информационныересурсы разных субъектов. Зарубежное законодательство, как правило, говорит одокументе в качестве предмета регулируемых отношений.
Предметоминформационного права является не только сама информация, но и процессы,связанные с её получением (созданием, снятием), обработкой, хранением,передачей, распространением и т.д. Совокупность этих действий, связанных синформацией, называется информатикой. А создание условий для внедрения новейшихтехнологий в работе с информацией – информатизацией. Таким образом, информация, информатизация, коммуникация информации поразличным типам сетей и отношения, возникающие в этой связи, в совокупностисоставляют предметную область информационного права.
Более сложнымявляется вопрос о методе этой отрасли права. В данном случае уместно говорить ометодах, а не об одном методе. И это требует пояснения.
Нормативность– общеобязательность правовых норм (правил) обеспечивается рядом условий. Вчисле этих условий:
·
·
·
·
Если первыедва условия обеспечиваются в процессе определения предмета правовогорегулирования, то содержательное наполнение норм права (предписаний), равно каки способы гарантирования реализации норм, имеют непосредственное отношения кметодам правового регулирования.
В нашем случаеважно установить основные признаки регулирования в информационной сфере. В этойсвязи необходимо напомнить, какие цели решаются данной категорией права. Это:
1. ситуации (в ситуацииюридического факта) в пределах предметнойсферы отношений, определение правил поведения, отношений субъектов права;
2.
3. в случаях нарушениянормативно предусмотренных правил поведения субъектов права в пределахрегулируемой сферы (отрасли) отношений и реализующих принудительные и карательныемеры в случаях нарушения порядка, предусмотренного нормами права.
[4]Всепроникающаяприрода информации обуславливает то обстоятельство, что в праве формируетсяотрасль, которая не является ни классической, ни чистой по принадлежности ккакому-либо семейству одной отрасли права по методу регулирования.Информационное право является отраслью третьего уровня классификации – отрасльюкомплексной по методам правового регулирования. Имея наиболее точно очерченнуюсферу регулирования – информацию и информационную деятельность, данная частьправовой системы по своим методам использует разные средства и приёмы, присущиевсей системе права. Поэтому возможно говорить не об одном методе, а о методах,их множестве и разнообразии, взаимодополнении в пределах одной предметнойотрасли.
Спецификаметодов информационного права – сочетание конституционного регулирования,административных способов обеспечения особенностей информационной деятельности,привлечение всего арсенала регулирующих, контрольных, принудительных,карательных и стимулирующих мер в процессе обеспечения соблюдениязаконодательства и реакции государства на правонарушения – объясняет и проблемуместа информационного права в системе права в целом. Информационное право –отрасль, которая находится в тесном контакте и взаимодействии со всеми другимиотраслями права.
Конституция РФсодержит ряд норм, непосредственно связанных с информации в разных формах: мысль, слово, мнение, почтовые, телеграфные отправления, массовая информация, документы и материалы, непосредственнозатрагивающие права и свободы граждан, федеральная информация; закрепляетсодержание права на информацию; устанавливает основные требования к правовойинформации, выражаемой в форме закона и иных нормативно-правовых актов,гарантирует защиту личной, семейной тайн, государственной тайны. Связьконституционного законодательства с проблемами информации прослеживается наоснове ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», на базе всего массивазаконодательства о выборах.
Базовой отраслью права для регулированияотношений, связанных с информационной деятельностью,– отношений в областисвязи и коммуникаций является административное право, и на этом основании выделяемое всамостоятельную область информационное право следует отнести к семейству административногоправа, что не исключает его связи с другими отраслями публичного права(уголовным, финансовым, экологическим и т.д.).
Проблемы права на информацию – в поле зрения имеждународного права. Содержание и защита права на информацию человека и гражданина,проблемы обмена информацией, защиты и обмена культурных ценностей, включаядокументы; защита персональных данных и многие другие вопросы информационногохарактера являются предметом внимания международного публичного права. В рядуактов по защите персональных данных в информационных системах возможноупомянуть о Директивах (рекомендациях) Комитета Министров ЕС длягосударств-членов по защите информации в Интернете, принятых 23 февраля 1999 г.Этот акт подчёркивает, что настало время обратить внимание на важностьконтроля, разработку кодексов поведения, определить обязанности поставщиковуслуг, учёт рисков для защиты личной тайны; учесть, что Интернет не безопасен(шифрование, электронные следы от сделок могут использоваться без ведомасубъекта). Необходимо придать должное внимание юридической ответственности занарушение прав других субъектов, требовать от поставщика услуг точных данных онем, учитывать разницу в законодательстве стран.
[5]В рядегосударств развивается законодательство об электронном бизнесе. Например, в СШАпринят закон об электронном документе и подписи в торговле в январе 2000г.Таким образом, создаются условия, подтверждающие важность и связанностьинформации как предмета правовых отношений со многими отраслями права, с однойстороны, и осложняющие регулирование все расширяющейся информационнойдеятельности как самостоятельной, с другой. Важен определенный баланс разных методов регулирования отношений,связанных с информацией и коммуникационными ее процессами с учетом спецификисамого предмета отношений различных субъектов права.
Основные институты информационного права.
Самостоятельностьотрасли права можно проверить и через такой индикатор, как ее институты.
Институтправа – это такая совокупностьнорм и механизмов их реализации, которая обеспечивает достаточную полноту исогласованность регулирования наиболее устойчивых и функционально однородныхотношений в системе права. Категория «институт» реализуется, как всеобщая –для всей системы права, как межотраслевая – для смежных и связанных отраслей икак отраслевая. В системе информационного права действуют все уровни правовыхинститутов. Такие институты, как субъект права, норма права, ответственность,правоотношение – институты общие для всех отраслей права реализуются врассматриваемой отрасли.
Специфическимиинститутами информационного права являются такие, как «свобода», «тайна», «доступ», «правовой режим информации,информационного ресурса», формируемый на основе общеправового института«правовой режим», «право на информацию», «защита информации»: «открытая»,«ограниченного доступа», «массовая», «официальная» и другие виды информации.К межотраслевым институтам можно отнести институты собственности иинтеллектуальной собственности, так как корни их лежат в системе гражданскогоправа, но обеспечиваются они и нормами публичного права, а также применяются всистеме отношений, регулируемых информационным законодательством.
Наиболееразвитыми институтами информационного права в теоретическом и нормативномотношении являются: институт права на информацию, массовой информации, институтправового режима информационных ресурсов, институт государственной тайны.
[6]Проблематикаправового института требует более углубленного исследования, чем это делалосьдо сих пор. А в области информационной деятельности и информационных отношенийэтот вопрос требует особого внимания, ибо точность определения институтасущественным образом влияет не только на процесс нормотворчества, но и насодержание научных исследований и практику правоприменения.
Важным участкомэтой части права является выработка терминологии, свойственной определеннойсфере отношений. Точность и однозначность терминов и понятий позволяют наиболеекорректно сформулировать содержание того или иного института и обеспечитькультуру правового регулирования в определенной отрасли правовых отношений.Выработка унифицированных дефиниций в праве вообще является одной из важнейшихзадач законодательной и в целом нормотворческой практики. Этим вопросам должнобыть уделено специальное внимание.
Источники информационного права.
Источникиинформационного права ничем не отличаются от источников любой другой отраслиправа и охватывают все их разнообразие. Особенным для данной отрасли праваявляется приоритетность тех или иных источников в зависимости от спецификипредмета информационных отношений, круга лиц по конкретному правоотношению исодержанию последних.
В структуруисточников информационного права включаются: обычаи, законодательные акты и нормы Российской Федерации исубъектов РФ; подзаконные правовые акты субъектов нормотворчества; актыКонституционного суда РФ, внутригосударственные договоры; акты и нормымеждународного права, а также двусторонние и многосторонние договоры РоссийскойФедерации.
В связи сразвитием глобальных информационных систем типа Интернет, которые основаны напаутине сетей и циркуляции больших массивов информации национальной и частнойпринадлежности, но интернационального пользования, немаловажное значениеприобретают такие источники, как обычайи прецедент, стандарт, рекомендации в силу отсутствия правовых норм,регулирующих на межгосударственном уровне указанные отношения. Следует иметь ввиду, что все чаще встает вопрос о значении не только международных, но инаднациональных отношений и, следовательно, о необходимости иметь адекватныеправовые механизмы правового регулирования. Например, в июне 2000г. ВСан-Марино на международной конференции Международного институтаадминистративных наук и Международного института наук управления обсуждалсявопрос об ускорении информационного обеспечения в международном инаднациональном управленческом и финансовом менеджменте (internationalandsupranational), о правовойзащите гражданина в этих условиях, что в свою очередь ставит вопросы о наличииадекватных источников права, регулирующих такой уровень отношений.
Что касаетсяранжировки источников внутреннего, национального информационного права, тотеория и практика выделяет следующие уровни нормативной основы:
§ международныеакты, включаемые на основе ст. 15 Конституции Российской Федерации всистему законодательства России;
§ общие длявсех отраслей права законы- Конституция РФ, конституционные федеральныезаконы;
§ специальныефедеральные законы по проблемам информации, информационных ресурсов,средств массовой информации и телерадиовещания, по вопросам связи икоммуникации в информационных системах и сетях, по вопросам использованияглобальных, государственных, локальных информационных сетей, о праве наинформацию, об отдельных видах информации и т.п.; специальные законы по даннойпроблеме субъектов РФ; постановления Конституционного суда РФ по отраслевомузаконодательству;
§ отдельныенормы по информационной проблематике в федеральных законах по разнымотраслям права РФ;
§ специальныеакты подзаконного характера различных органов государственной власти иместного самоуправления, администраций государственных и негосударственныхорганизаций;
§ обычаи вобласти информационной деятельности;
§ стандарты.
[7]Специфика нормативно-правовых источниковданной отрасли права состоит еще и в том, что вся их совокупность формируетособый вид информационных ресурсов –нормативно-правовую информацию в структуре правовой информации, котораявключает и индивидуальные правовые акты и акты правоприменения. Нормативно-правоваяинформация является важным сегментом в составе всего национальногоинформационного ресурса.
Системаинформационного законодательства.
Классификациянормативно- правовых источников по предметам правового регулирования.
Законодательствов сфере информационной деятельности и соответствующих отношений толькоскладывается и ставить вопрос о его кодификации или завершенной систематизациипреждевременно. Систематизация нормативного материала в рассматриваемой областизатруднена еще и потому, что нормы, регулирующие эти отношения, рассредоточеныв настоящее время по разным отраслям законодательства, а специальныхфедеральных законов в данной области пока немного. Большинство субъектовРоссийской Федерации активно формируют свои пакеты законодательства в даннойобласти, порой обгоняя темпы федерального уровня.
В развитиеконституционной основы информации и информатизации к настоящему времени принятои действует около десятка специальных федеральных законов. Это законы: обинформации, информатизации и защите информации, об участии в международноминформационном обмене, о государственной тайне, а также комплекс актов поархивным фондам и архивам РФ, по библиотекам страны, закон об обязательномэкземпляре документов, ряд актов, связанных с определением правового статусаорганов исполнительной власти, действующих в области информации. Достаточногромоздок пакет нормативных актов по СМИ, телерадиовещанию и средствам связи.Многие важные акты находятся пока в проектах.
[8]Кромеспециальных законов, образующих основу информационного законодательства,активную роль в сфере информации играют все кодексы, в которых содержатся нормыо порядке работы с информацией как самостоятельным объектом (например, ст.179ГК РФ об информационных услугах, ст. 160 ГК РФ об использовании электроннойподписи, гл.38 ГК о выполнении научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ, ст.744 о работе с документами при реализациистроительного подряда). Аналогично можно выявить много статей ГК РФ,относящихся к установлению ответственности за преступления, связанные синформацией и нарушением работы с ней (и это не ограничивается главой УК окомпьютерных преступлениях).
В большинствезаконов РФ по другим (не чисто информационным) отношениям содержатся статьи идаже главы об информационном обеспечении соответствующей области отношений илио порядке сбора, хранения и использования информации. Это ещё один пластинформативных источников, слабо связанных и согласованных между собой с точкизрения методологии работы с информацией и правового регулированиясоответствующих отношений. В значительной мере это касается проблемлицензирования, сертификации, права доступа к информации.
Отсюдавозникают великие трудности в практике правоприменения и исполнения законов. Каждаяотрасль государственного строительства и управления, сфера экономической и инойдеятельности разрабатывает правила в области информации и информатизации как бысамостоятельно, что приводит к увеличению затрат и несовместимости в процессефункционирования всего социального организма.
Колоссальнаяработа проводится субъектами Российской Федерации в области формирования, упорядочения и использования информационныхресурсов. В большинстве субъектов РФ приняты специальные законы, а общее числоактов, связанных с информационной проблематикой, не считая вопросов СМИ, доходитв отдельных субъектах до 50-70 специальных актов.
В условияхдостаточно беспорядочного развития нормативной основы и трудностей еёупорядочения с точки зрения задач информатики и учёта условий глобальныхинформационных процессов важное значение приобретает вопрос о классификациинормативного материала в рассматриваемой сфере. Последние изыскания по данномувопросу сектора информационного праваИГП РАН позволяют предложить обобщение всей проблематике по 10 блокам:
1. Решение общих организационных проблем:
Государственнаяполитика в области информации и информатизации, концепция и программы развитиязаконодательства, номенклатура научных специальности по информатике; органыгосударственного управления в области информации, информатизации; решениепроблем языка; виды нормативно-правовых актов по проблемам информатики.
2. Информация.Информационные ресурсы:
Здесь четыре предметных подблока:
§ Общиепроблемы информации (документированная информация, информационные ресурсы,недокументированная информация, носители информации);
§ Правовой режиминформационного ресурса (документирование, документооборот, собственностьна информационный ресурс, интеллектуальная собственность на информационныйпродукт, национальное достояние; категории информации по доступу – открытаяинформация, информация, не подлежащая ограничению по доступу, информацияограниченного доступа);
§ Видыинформационных ресурсов (архивы, архивные фонды; библиотечные фонды,музейные фонды; реестры, кадастры, классификаторы; научно – техническаяинформация; правовая информация; служебная информация; официальная информация;массовая информация; деловая информация и т.д.);
§ Регистрацияи учет информационных ресурсов (инвентаризация, индексация, бухгалтерскийучет);
3. Право на информацию (производствоинформации, поиск, доступ к информации, получение информации, передача (обмен)информации, сбор и хранение информации, распространение информации, в том числев личных, служебных, коммерческих целях; использование информации черезглобальные сети, включая Интернет; субъекты права на информацию);
4. Международный обмен информации
5. Информатизация (проектирование иразработка информационных систем и технологий; локальные, корпоративные,федеральные, региональные, местные информационные системы; формирование,развитие и использование информационных систем; коммуникационные технологии исвязь);
6. СМИ. Телерадиовещание
7. Информационная безопасность (защитаоткрытой информации, охрана государственной тайны, обеспечение защитыинформации ограниченного доступа кроме государственной тайны, страхованиеинформации, информационных ресурсов);
8. Управление в области информации иинформатизации (программы и координация деятельности в областиинформатизации, стандартизация и сертификация в сфере информатизации и связи,лицензирование деятельности в области информатизации и связи, организациярегистрации и учета информатизационных ресурсов, информационных систем,программной продукции, государственный контроль и надзор в областиинформатизации, связи, экспертиза в области информатизации, финансирование вобласти информатизации, подготовка, повышение квалификации кадров в областиинформатизации, обеспечение условий формирования информационного общества);
9. Информатизационная деятельность.Информационные отношения (формирование и использование информационныхресурсов, информационных систем для собственных потребностей субъекта,формирование и использование информационных ресурсов, информационных систем,информационно-коммуникационных систем для систем государственного имуниципального управления, формирование и использование федеральных информационных ресурсов, информационныхсистем, сетей, информационные отношения субъектов в процессе их деятельности).В данном блоке размещаются такие предметные области деятельности как: специализацияорганизаций на информационной деятельности; деятельность по обеспечениюинформационных потребностей граждан, населения; информационное обеспечениеместного самоуправления; деятельность по информационному обеспечениююридических лиц и общественных организаций; информационные услуги. Здесь жесосредоточены нормы по регулированию рынка информации и услуг; информационноеобеспечение в условиях чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение выборов,референдумов; правопреемственность по информационным ресурсам, информационнымсистемам при реорганизации органов власти и организаций; оформление договоров,соглашений, контрактов и иных правовых актов и т.д.;
10. Ответственность за правонарушения в областиинформации и информатизации (преступления, касающиеся информации иинформатизации, преступления, касающиеся государственной тайны, компьютерныепреступления; административно-правовые нарушения (проступки); дисциплинарныенарушения при работе с информацией; материальная ответственность).
Информационное право как научная и учебнаядисциплины
[9]Развитиедоктрины информационного права имеет свою историю. Официально мысль онеобходимости выделения такой отрасли права высказана А.Венгеровым еще в1975г… Она не всеми была поддержана и научная дисциплина развивалась в рамкахкомпьютерного права, отдельных проблем информационного законодательства,правовой информатизации, правовой кибернетики. В настоящее время идеяинформационного права реализуется достаточно активно. Во многих странахсуществуют не только кафедры, но и институты информационного права, имеются публикациипо данной проблеме за рубежом и в России (В.А.Копылов, М.А.Вус, Р.Сасскинд идр.). Однако пока нельзя сказать, что наукой охвачены все ключевые проблемыотрасли и они имеют достаточную научную информацию.
Примером можетслужить проблема права на информацию. Даже в специальных работах по правамчеловека этот вопрос далее общего комментария конституционной нормы в п. 4 ст.29 Конституции не продвинут. В специальной программной работе коллективаавторов ИГП РАН «Права человека как фактор стратегии устойчивого развития»,вышедшей в начале 2000г., места для специального рассмотрения проблемы права наинформацию не нашлось. Упоминая о конституционных правах и свободах (слова,мысли, информации…) автор главы о политических правах рассматривает их как «побочные»и напрямую не связанные с проблемой устойчивого развития. В других разделахработы право на информацию затрагивается весьма косвенно.
В настоящеевремя активно идут процессы трансформации многих государственно-правовыхинститутов в связи с повышением социальной роли информации, развитиеминформационных технологий и глобальных сетей. Встают новые правовые проблемы,связанные с использованием глобальных информационно-коммуникативных систем винфраструктуре экономики, политики и других социальных сферах. Потребность вспециалистах по информатике стремительно нарастает. Даже в США отмечается ихнехватка. Россия находится далеко не в первых рядах по инвестициям, занятостикадров в этом приоритетном направлении развития общества. Особенно остро стоитвопрос с подготовкой юристов, имеющих необходимую квалификацию по вопросаминформации и информатизации, информатизационной безопасности.
За последниепять-семь лет сформирован большой массив российского законодательства и принятомножество (несколько сотен) подзаконных актов, регламентирующих разныенаправления деятельности в информационной сфере. В настоящее время многиепроблемы решаются с учетом процессов формирования информационного общества, нозначительно больший объем социально-экономической сферы общественной игосударственной жизни лишь стихийно воспринимает информационные инновации.Наиболее консервативной оказывается сфера деятельности органов государственнойвласти и местного самоуправления. Правовая подготовка и правовая культура дажетакой информационной сферы, как СМИ оказывается достаточно низкой. Многиепроекты законов и иных нормативных актов разрабатываются без участия юристов иимеют низкое качество. Учитывая эти обстоятельства, Концепция государственнойинформационной политики 1998г., одобренная Государственной Думой и Постояннойпалатой по государственной информационной политике Политическогоконсультативного совета при Президенте РФ, предусматривает формирование«информационного права». Очевидно, что Россия должна активно участвовать в формированиимеждународных норм в названной области, и это предъявляет большие требования кспециализации юристов.
Однаконеобходимость включения в систему правовых дисциплин специальной отрасли информационногоправа долго не воспринималась Министерством науки и технологии РоссийскойФедерации в процессе формирования новой номенклатуры научных специальностей.Лишь на пороге включения этого министерства в состав Министерствапромышленности, науки и технологий РФ принято решение о месте информационногоправа в структуре научных специальностей.
Отмеченныеобстоятельства требуют внимания к определению места правовой проблематики висследовании отношений и в подготовкесоответствующих специалистов юридического профиля в сфере информации иинформатизации. Важно учитывать, что проблемы информационного общества в наибольшей мере затрагивают социальную сферуотношений, гуманитарные аспекты и для права являются сложной межотраслевойсферой регулирования. Именно в связи с этим обострён вопрос о формированиисамостоятельной комплексной отрасли «информационное право», аналогичной отрасли«экологическое право».
На основанииприказа Миннауки №16-ЛК от 1 октября 2000 г. информационное право включено всистему правовых специальностей 12.00.00 и стало в ряд с административным,финансовым право под шифром 12.00.14.
[10]Информационноеправо – совокупность доктринных положений юридической науки, правовых норм РФ,образующих самостоятельный массив национального права, норм международногозаконодательства, а также состояние правового сознания субъектов права вобласти информационной деятельности и отношений, связанных с информационныхресурсами, функционированием информационных систем и сетей в условияхприменения современных информационных технологий, направленных на обеспечениебезопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций,государств и общества в целом, обеспечение адекватной реакции юридическойсистемы на нарушение установленных законодательством правил в областиинформации и информатизации.
Федеральнымзаконом «Об участии в международном информационном обмене» определено понятиеинформационной безопасности как состояние защищённости информационной средыобщества, обеспечивающее её формирование,использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
В соответствиис предписаниями Федерального закона «Обинформации, информатизации и защите информации» целями защиты информационнойсреды являются:
§
§
§
§ в информационных системах
§ законодательством
§
[11]Можновыделить 3 направления правовой защиты объектов в информационной сфере:
&